Разноцветная бабочка главная мысль. Конспект урока по литературному чтению А

Предмет: Литература

Класс: 3 «А»

Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка».

Цели:

    Образовательная: познакомить с главной идеей произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»;

    Развивающая : развивать умения выражать свои мысли и чувства, внимание;

    Воспитательная: воспитывать чувство долга перед родными и близкими.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Вид урока : Новые подходы в усвоении новых знаний: социальное взаимодействие учеников на уроке через применение семи модулей Программы, полиязычие (через чтение стихотворений).

Методы обучения:

По источнику полученных знаний: словесный, наглядный.

По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Форма обучения : индивидуальная, парная, групповая.

Результат:

Усвоение главной мысли произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»

Критерии:

Я умею бегло и выразительно читать;

Я могу находить информацию из разных источников;

Я умею давать полный и содержательный ответ;

Я могу четко и правильно излагать свои мысли.

Ресурсы: текст «Разноцветная бабочка», портрет писателя А.П. Платонова

1.Орг.момент (3 мин)

Создание комфортной атмосферы

Психологический настрой.

Этап «А» (3 мин)

Первая стадия – вызов.

Сообщение темы урока.

Ассоциация

Этап «В» (3 мин)

Прогнозирование по названию

Вторая стадия - осмысление содержания.

Составление кластера

Этап «С»

Задание № 1 Исследовательская работа.

Задание № 2.

Работа в группе.

Знакомство с биографией Платонова А.П.

Физ.минутка. 3 мин.

Знакомство с текстом.

Чтение первой части (Никита читает).

Чтение второй части (Яна читает)

Чтение третей части (Данил читает)

Чтение четвертой части (учителем).

Словарная работа.

Чтение текста учащимися с выделением главного в тексте.

Работа по содержанию текста.

Обратная связь.

Итог урока (5 мин)

Работа в рефлективных дневниках.

Приветствие детей.

Настроение у нас?

А улыбки?

Пожелаем друг другу добра ведь урок начинать пора!

Посмотрите на наших гостей подарите им свои улыбки.

Закройте глазки,
поблагодарите всех своих родных
за заботу, любовь, которую они вам дарят,
пожелайте им здоровья и добра.

Консультирование (работа в группах (УСУ+УНУ) :

Цель: повторить правила работы в группе.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, разгадав загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "бабочка"?

Судя по названию А.П.Платонов "Разноцветная бабочка", о чём будет произведение?

После чтения посмотрим, совпали ли ваши предположения.

Какие бывают бабочки?

1. Из дополнительной литературы найти информацию о разновидностях бабочек.

Критерии:

Уметь работать с книгой;

Уметь находить необходимую информацию;

Уметь делать выводы;

Уметь выделять главное;

Уметь правильно и доступно излагать материал.

Значит, какую цель поставим на уроке?

В конце урока проверим, кто понял основную мысль этого произведения?

Найдите в литературном словаре и прочитайте про себя лексическое значение слова "притча". И обсудите в группе, как вы понимаете, что такое «притча»?

Уметь выражать свои мысли;

Уметь четко и грамотно говорить свое мнение.

Прежде чем знакомится с притчей, давайте познакомимся с автором.

Учащимся раздается текст с информацией об авторе. Выписать главное:

  1. Годы жизни;

    Образование;

    Творчество.

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - присела, посидела,

На четыре – полетела

И за парту тихо села.

Положите текст перед собой и внимательно следим, какие слова вам не понятны, подчеркиваете простым карандашом. (Читают текст заранее подготовленные ученики)

Уметь следить по тексту;

Уметь выделять не понятные для себя слова.

Остановка:

Что вас поразило?

Что вы почувствовали?

Было ли с вами подобное?

Подтвердились ли ваши предположения? (Сверяем)

Какая бабочка была? (Опишите внешний вид)

Почему мальчик решил, что бабочка недобрая?

Подтвердились ли ваши предположения?

Какое чувство стало главным для Тимоши?

Что он понял?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство дает ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

О чём говорят тихие слова матери, обращенные к Тимоше?

Какая же концовка у притчи? Трагическая или счастливая?

Вывод:

Сверим ваши предположения. Что подтвердилось, а что нет?

Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам писатель?

А теперь в группе с помощью словаря Ожегова, найдите определения слов, которые вы подчеркнули, то есть непонятные для вас слова.

Уметь работать со словарем;

Уметь находить определение слов;

Уметь выделять главное.

Учащиеся читают текст самостоятельно.

Уметь выделять главное в тексте;

Уметь делать выводы.

Карточка с вопросом для каждой группы.

1 группа - Зачем Тимоша каждое утро убегает в горы?

2 группа - Чем опасно увлечение Тимоши?

3 группа - Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери?

4 группа – Что увидел Тимоша в конце тропинки?

5 группа - Как жила все время мать, пока ждала сына?

6 группа - Как произошла встреча?

Напишите пятистишье по своим переживаниям.

Уметь подбирать подходящие слова и словосочетания;

Уметь описывать предметы;

Уметь выражать свои чувства о прочитанном произведении.

Оценивание.

Д/з:

2. Составить кардиограмму жизни Тимоши.

3.* Написать сказку или рассказ о силе материнской любви.

Мальчик не поймал свою бабочку, а я вам предлагаю выбрать бабочку – разноцветную и необычную. Она будет вашей и обязательно принесёт вам удачу.

В жизни каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, какой бы ни была мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

Сегодняшний урок я хотела бы закончить прекрасными словами Расула Гамзатова:
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.

Auf Wiedersehen!

Guten Tag ! Guten Tag !

Sagen alle Kinder .

Grosse Kinder , kleine Kinder

Dicke Kinder , dunne Kinder .

Guten Tag ! Guten Tag!

Sagen alle Kinder.

- Отличное .

- Дело привычное !

(Бабочка)

Дети отвечают: насекомое, порхает, летает.

О красивой бабочке.

Учащиеся составляют кластер, использую дополнительную литературу.

Стратегия «Взаимопроверка».

Группы проверяют работы, учитывая доступность, правильность изложения материала. Смайликом оценивают работу.

Познакомиться с произведением А.П.Платонова «Разноцветная бабочка»

Знакомятся с целью урока (висит на доске).

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ

Обсуждение в группе.

Стратегия «Взаимопроверка»

Учащиеся проверяют друг у друга правильность написания правила в тетрадь.

Учащиеся выписывают из предложенного материала, только главные моменты жизни писателя по схеме:

    Годы жизни;

    Образование;

    Творчество.

Стратегия «Проверка по ключу».

Учащимся предлагается проверить написанную информацию по ключу. Оценивает работу спикер группы.

Дети следят по тексту и подчеркивают непонятные слова.

Сила материнской любви.

Страдание матери, любовь матери к сыну.

Мама дождется своего сына.

Мама так и не дождется своего сына, так как она уже в возрасте.

Она была велика, словно птичка; крылья были в цветах, такие, каких Тимоша никогда не видел…

Она не говорила, не смотрела на него.

Сверяем.

Чувство любви к матери, забота о маме.

Он понял, что мама – единственное счастье.

Увидеть свою маму.

Чувство долга, любви к матери.

О том, что мама надеется и ждет, когда к ней вернется ее сын.

Мнение учеников.

О разлуке матери и сына.

О материнской вечной любви.

Учащиеся работают в группе со словарем, и находят определение непонятных слов.

Спикер группы отмечает активно работающих учеников на листе оценивания.

Учащиеся читают текст, и выделяют главные моменты.

- «…чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек»

-«Тимоша падает в пропасть»

Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь.

Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда.

В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь».

Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал.

Мама

Добрая, ласковая

Любит, надеется, стареет

Всегда простит своих детей

Счастье

Пока учащиеся составляют пятистишье, спикеры групп выставляют оценки ученикам за работу на уроке - «5», «4».

Учащиеся выбирают бабочку, наклеивают в дневник и записывают свою мечту.

1,2 – Polizei

3,4 – Offizier

5,6 – alte Hex

7,8 – gute Nacht

9,10 – Auf Wiedersehen!


Урок составила учитель начальных классов: Генрих Наталья Александровна.

Ситникова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 33"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка. Конспект урока.
Тема: Технологическая карта урока А. Платонов "Разноцветная бабочка"..
Дата публикации: 02.04.2017
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Литературное чтение.

Класс: 3 Б.

Учитель : Ситникова Ольга Викторовна.

Тема урока : Платонов А. «Разноцветная бабочка». (Урок № 2)

Цель: Задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для размышления над отношениями между матерью и ребёнком.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать навыки чтения.

Формировать правильное, осознанное чтение.

Активно формировать речевые умения учащихся.

Развивающие:

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на

прочитанное.

Развивать умения прогнозировать, анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства.

Развивать навык работы с информацией.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и любовь к матери

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим

Воспитывать коммуникативные умения учащихся (работа в парах)

Создать эмоционально – благоприятные условия на уроке.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: портрет А.П. Платонова, презентация, текст, картинки «Бабочки».

Используемые технологии:

технология проблемного обучения;

информационно-коммуникативные технологии;

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Формы работы:

индивидуальные;

групповые.

Ход урока.

Этапы урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент.

Создание

комфортной

атмосферы.

Психологический

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

«Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает».

Дени Дидро

Как вы понимаете это высказывание?

Чтобы урок наш прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока»

1. Быть активным!

2. Высказывать своё мнение!

5. Быть внимательным!

Тихонечко садимся.

Высказывают свои мнения,

формируют общее, единое

Отвечают

II. Мотивация

деятельности.

Чему мы учимся на уроках чтения?

Поэтому на первое место ставятся умение ровно и глубоко дышать – владеть своим

дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.

Речевая разминка

Работа над выразительным чтением (про себя, вслух).

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня.

«Что ты спрятала в ладони?» -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала, счастье я держала. (Агния Барто)

Дети отвечают (на уроках чтения

Дети читают стихотворение про

Дети читают стихотворение вслух

(нежно, тихо, громко, радостно)

III. Актуализация

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

Дети отвечают, слушают,

дополняют, уточняют высказанные

Каков жанр этого произведения?

Вспомните значение слова легенда.

В какой раздел вошло произведение А.П. Платонова?

А почему это произведение включено в этот раздел?

Легенда

Легенда - фантастический рассказ,

поэтическое предание о каком-либо

событии или лице.

О совести и долге.

Потому что оно учит нас любить,

все живое, любить свою мать.

IV. Создание

проблемной

ситуации

О чём рассказывается в легенде? Назовите тему этого произведения.

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель? Какая основная мысль (идея) этого

произведения?

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

А что для этого нужно сделать?

Высказывания детей.

с другом во время беседы

Проанализировать легенду

IV. Сообщение

темы урока.

Постановка

учебной задачи.

Сегодня мы с вами продолжим работу над легендой А. П. Платонова «Разноцветная

бабочка».

Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке?

Дома вы дочитали легенду до конца. Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?

Назовите главных героев легенды?

Слушают, принимают единую точку

зрения в ходе выявления цели и

Проанализировать произведение

А.П. Платонова «Разноцветная

бабочка» и сформулировать идею.

Обменяться мнениями,

аргументируя своё

Мать, Тимоша, бабочка.

V. Решение

проблемной

задачи. Работа с

кластером

(характеристика

Чтобы решить поставленную задачу, я предлагаю дать характеристику героям и заполнить

1. Характеристика Тимоши.

Где жили Тимоша с мамой?

Что произошло с мальчиком?

Почему Тимоша убегал из дома?

Как это характеризует его?

Как он вел себя после прогулок?

О каких качествах это свидетельствует?

Что советовала ему мама? Прочитайте.

Заполняют кластер

Находят характеристику героя в

тексте, ищут информацию,

подтверждающую высказывания

На берегу Черного моря в

каменной хижине.

Убежал из дома и не вернулся.

Поиграть, разговаривать с

камнями, ловить бабочек.

Он был любознательный.

Горевал от того, что бабочка не

- Жалость, сострадание.

Не умрет и жить не будет, -

говорила мать.- Ей надо летать,

чтобы жить, а ты ее поймал и взял в

Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.

Это предупреждение для Тимоши, но ни он, ни его мать не поняли этого.

Что увидел Тимоша, возвращаясь однажды вечером домой?

Какой вывод сделал Тимоша?

Почему она добрая?

Какая черта характеризует Тимошу в этой ситуации?

С кем состоялась следующая встреча?

Что необычного было в ней? Прочитайте

Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая?

Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери?

Как это характеризует героя?

Что увидел Тимоша в конце тропинки?

Где оказался Тимоша?

Прочитайте описание пропасти, в которой оказался мальчик.

Отчего он заплакал?

О чём это говорит?

Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери?

Как это характеризует его?

руки, крылышки ей обтер, и она

стала больная... Ты не лови их!

Проложил неизвестный человек,

который ушел по ней на небо через

самую высокую гору,- ушел и

больше не вернулся; он был

бездетный, никого не любил на

свете, земля ему была не мила, и все

его забыли.

Упала капля росы на былинку.

Это добрая капля!

- Наблюдательный.

С бабочкой.

Она была велика, словно птичка, и

крылья ее были в цветах, каких

Тимоша не видел никогда. От

дрожания ее крыльев мальчику

казалось, что свет отходит от нее и

Не говорила, не смотрела на него.

Поймать только одну бабочку,

самую хорошую, последнюю.

- Упрямый, непослушный,

целеустремленный

Все небо, а близко от него сияла

большая добрая жмурящаяся звезда

На дне пропасти.

От разлуки с матерью.

О раскаянии, о любви к матери.

Царапал стену ногтями; бил и

крошил гору, пробивая себе путь.

Трудолюбивый.

Физминутка.

VI. Обобщение

изученного.

Какое чувство стало главным для Тимоши?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство даёт ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери?

Высказывания детей.

Взаимодействуют с учителем, друг

с другом во время беседы

Что вы взяли полезного для себя?

1.Составление синквейна.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах и составить синквейн.

Что такое синквейн?

Синквейн на тему «ТИМОША»

2. Упорный, любознательный.

3.Убегает, ловит, долбит.

4. Увлечён своей мечтой.

5. Судьба.

Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель?

О разлуке матери с сыном?

О призрачной мечте, которая уводит сына от матери?

О материнской вечной любви?

О прозрении сына, оценившего силу любви матери?

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит

основа жизни, её смысл.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу,

или как звезда в высоком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет

ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу

каждому из нас.

Работа в группах

Синквейн – это необычное

стихотворение, состоящее из 5

Читают получившийся результат

Обменяться мнениями,

аргументируя своё

Обобщают, систематизируют;

VII. Итог урока.

Что вы для себя поняли?

Чему научила вас эта сказка-быль?

На следующем уроке мы продолжим работу над легендой А.П. Платонова «Разноцветная

бабочка».

Отвечают на вопросы

Дополняют, уточняют, принимают

иную точку зрения

VШ. Домашнее

Подготовить краткий пересказ

Определяют степень трудности

Литература 4-3-5

Дата «____»_____________20___ г. ____ «____» класс

«Пропетая сердцем сказка про Человека...»

А.П. Платонов

Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Разноцветная бабочка».

Цель урока: Знакомство с биографией А.П. Платонова, его произведением «Разноцветная бабочка».

Задачи урока:

1. Формировать навык выразительного чтения текста.

2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально-этические качества личности учащихся.

3. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование, наглядность, ТСО: Учебник «Литература», тетрадь, выставка книг для детей А.П. Платонова, портрет писателя, плакаты с текстом чистоговорок, скороговорки, стихотворения; карточки для динамического чтения, карточки для расширения поля зрения.

Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.

Методы преподавания: Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивный, стимулирующий, побуждающий.

Методы учения: Исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

II . Упражнения для развития техники чтения и формирования навыков выразительного чтения.

    Работа по карточкам на расширение поля зрения.

Учащиеся. глядя в центр на слог -СЛО должны прочитать слоги первой строки, последней, левого верхнего угла, правого нижнего угла и т.д.

2. Работа над динамическим чтением (прочитать по пять слов каждого столбика).

фотография

телеграф

светофор

3. Чтение чистоговорок (просебя, вслух).

Чу-чу-чу, я ворчу, я стоять не хочу.

Ач-ач-ач, испекли мы калач.

Оч-оч-оч наступила ночь.

4. Чтение скороговорки (просебя, вслух, постепенно убыстряя темп).

Мой руки чище и чаще.

5. Работа над выразительным чтением (просебя, вслух).

Был сапожник? Был!

Шил сапожки? Шил.

Для кого сапожки?

Для любимой кошки.

III . Проверка домашнего задания.

А) Чтение и пересказ текста.

Б) Чтение рассказов учащихся о хищных животных.

IV . Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с легендой. Легенда - это поэтический рассказ о каком-то событии.

Названием легенды является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

(Бабочка)

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

V .Знакомство с новым материалом.

А) Знакомство с биографией и творчеством А.П. Платоновым.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) - автор своеобразных рассказов и сказок для детей, в которых много раздумий о человеке, о его счас­тье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что подчас ска­зочный вымысел принимается за действительность. Таким необычным, полным философских раздумий о жизни яв­ляется рассказ Платонова «Разноцветная бабочка».

А. Платонов родился в 1899 г. недалеко от города Во­ронежа в Ямской слободе. С детства полюбил простую де­ревенскую жизнь «с колокольными перезвонами, тихими вечерами».

Трудным, нелегким было детство писателя. Приходи­лось работать, чтобы кормить семью в 10 человек. Но жизнь не ожесточила его, потому что добрую душу и чут­кое сердце воспитала в нем его учительница Апполинария Николаевна, которая научила его любить Человека. Вот почему эпиграфом к уроку выбраны слова, ска­занные писателем о себе и своем творчестве: «Пропетая сердцем сказка про Человека...»

Творческая судьба А. Платонова определилась рано. В 20-е годы он работает в редакциях газет, выступает как прозаик, публицист, критик. В конце 20-х годов выходят первые сборники его рассказов и повестей: «Епифанские шлюзы» и «Сокровенныйчеловек». А. Платонов переселяется в Москву и полностью посвящает себя литературе. В довоенные годы он создает произведения, которые были по-настоящему оценены лишь спустя полвека, - «Котлован», «Ювенильное море». «Чевенгур», «Счастливая Москва». В них писатель видит мир глазами трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней. За хронику «Впрок» и рассказ «Усомнившийся Макар» (1931 г.) А. Платонов был «отлучен» от «взрослой» литературы! Именно в эти годы он обращается к литературе для детей. Писатель создает рассказы «Не-известный цветок». «Еще мама», «Корова», «Сухой хлеб» и другие, вошедшие в сборник «Июльская гроза». Первый сборник сказок («Волшебное кольцо»), пересказанных А. Платоновым, появился в 1950 году.

В годы Великой Отечественной войны А. Платонов - спецкор газеты «Красная звезда». Главная тема его корреспонденции и рассказов осталась прежней - нравственное возрождение человека в условиях суровой действительности.

К своим литературным произведениям А. Платонов относился чрезвычайно требовательно и взыскательно: «Искусство - дело не менее серьезное, чем жизнь, - но кто живет в виде попытки? Если жизнь не удастся, ее невозможно исправить, прожив заново, вторично. Книги тоже следует писать - каждую как единственную, не оставляя надежды в читателе, что новую, будущую книгу автор напишет лучше». Поэтому герои всех его произведений живут «по-настоящему», «набело». Если их жизнь складывается трагически, «сиротски», то страх и боль им помогает преодолеть окружающая природа, память о предках.

Б) Демонстрация книг и сборников А.П. Платонова.

В) с. 151-157 Чтение легенды учителем.

Г) Чтение рассказа учащимися.

VI . Физкультурная минутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – тихонечко присела,

На четыре – улетела.

VII . Работа над интонацией и выразительным чтением.

VIII . Работа с текстом.

О чем эта легенда? (Духовное и нравственное перерождение)

Что больше всего запомнилось в легенде?

Как вы понимаете слова Анисьи: «Пусть будут и бабочки, и горы, и звезды, и ты будешь со мною! А то ты ловишь бабочек, а они умирают от тебя, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь!»

- О чем заставляет задуматься рассказ? (Любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь. Жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа. Сказочная история про мальчика Тимошу, который убежал в горы вслед за разноцветной бабочкой, имеет глубокий философ­ский смысл о силе материнской любви, о нелегком пути сына, пришедшего к пониманию истинной любви, без ко­торой невозможна жизнь.)

Ка­кая же концовка у рассказа?

Трагическая или счастливая?

Учащиеся читают заключительную часть рассказа, когда мать, старая Анисья, дождалась своего ослепшего сына, ставшего стариком, и прижимает его к своей груди, «что­бы все ее дыханье жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью». Любовь-жизнь-смерть - вот основные понятия идейно-философского смысла расска­за, среди которых главным является, конечно, любовь. Она и только она дает живительную силу человеку, делает не­вероятное вероятным, невозможное - возможным. Любовь - начало жизни, возрождение души человека.

В ответе на проблемный вопрос учащиеся могут по-раз­ному оценить концовку рассказа. Это трагедия, так как мать потеряла сына, а возвратился он уже ослепшим ста­риком. Это радость, потому что мать дождалась сына, она вдохнула в него жизнь. Она была счастлива от встречи с сыном.

При всех ответах на данный вопрос учителю необходи­мо утвердить оптимистическое звучание концовки рассказа словами: «Жизнь ее любовью перешла к сыну». Вот глав­ная мысль рассказа А.П. Платонова.

Обратите внима­ние: почему рассказ называется «раз­ноцветная бабочка»?

Какую роль играет образ бабочки в развитии сюжета? (Бабочка явилась причиной ухода сына от матери. За ней, как за своей мечтой, ушел Тимоша).

Расскажите, как случилось, что Тимоша не вернулся к матери. Опишите внешний вид бабочки: какой ее увидел Тимоша? Какие крылья? Почему мальчик решил, что ба­бочка была недобрая? Почему же он все-таки побежал за ней? («Чтобы еще раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся»).

Представьте, что бабочка - это та заветная мечта, ко­торую хочет достичь мальчик. Желание догнать свою красивую, как бабочка, мечту, настолько сильно, что мальчик не в силах вернуться на зов своей матери. Он бежит все выше и выше в горы за ней, за своей мечтой.

Почему в горы? Может, потому, что мечту достичь не просто?

Найдите и прочитайте, как Тимоша бежит за бабочкой, как светится бабочка своими крыльями, как протягивает он руки к ней... Вот-вот достанет ее! Но горы все выше, и тропинка уходит в небо.

Что же увидел Тимоша, добежав до конца тропинки?

Почему он забыл о бабочке?

Какое у него появилось же­лание?

Как был наказан Тимоша, забыв о земле, забыв о своей первой мечте?

Можно ли сказать, что Тимоша тоже наказан за все новые и новые желания?

Желая схватить звезду, он пожелал невозможного и упал в пропасть. Это была неизбежность, судьба! Только оказавшись на дне пропасти, Тимоша вспомнил о матери. Он должен был пройти через все испытания, что­бы постичь силу материнской любви. Он стремился к звезде, но упал глубоко под землю. По­тому что есть предел человеческим желаниям на земле.

Тема материнства у А.П. Платонова - одна из основных тем в его творчестве (см. в «Хрестоматии» рассказ «Неиз­вестный цветок»).

Страх, одиночество, отчаяние испытывает герой, разлу­ченный с матерью. Но сила материнской любви помогает ему преодолеть горы, пропасти и встретиться с матерью.

Что же, наконец, понял Тимоша?

От какого чувства за­плакал?

К кому стремилось его сердце?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство дает ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

Прочи­тайте, как трудно шел через годы, через горы сын к мате­ри.

Какие слова говорят о силе его любви к матери, о желании быть рядом с ней?

Какие слова вызывают у вас чув­ство сострадания и желание помочь Тимоше?

Вот мать Тимоши сидит у хижины и смотрит внебо. О чем думает она? О чем просит небо? («Пусть будут бабоч­ки, и горы, и звезды, и ты будешь со мной... Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»...).

Вот она, сила материнской любви - любви ко всему живому - пусть все будет! Именно любовь ко всему, что есть на земле, помогает человеку. Она помогает Тимоше вырваться из каменной пропасти, куда попал он, погнав­шись за призрачным счастьем.

В результате анализа рассказа учитель подводит учащихся к основному выводу о силе материнской любви: «В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцвет­ная бабочка, что увлекла Тимошу, или как звезда в высо­ком небе, но, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего за земле сильней и преданней, чем мате­ринская любовь. Только она дает силу каждому из нас».

IX . Итог урока.

X . Выставление оценок.

XI . Задание на дом.

А) Чтение и пересказ текста.

В) Устно составить сочинение о силе материнской любви (в жанре сказки или рассказа).

XII . Рефлексия.

Урок:

привлек меня тем...

показался интересным...

взволновал...

заставил задуматься...

навел меня на размышления…

фотография

телеграф

светофор

Л и т е р а т у р н о е ч т е н и е. 3 к л а с с. Г а р м о н и я.
Т е м а: А. Платонов. «Разноцветная бабочка». Легенда
Ц е л

бабочка», с понятием «легенда», раскрыть его смысл. Работать над техникой
ь: познакомиться с произведением А. Платонова «Разноцветная
чтения. Развивать речь, внимание, воображение, умение работать с текстом.
Совершенствовать навык чтения.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Внимательный читатель».
«ПТИЦА­ПРАВДА». Испанская сказка.
Учитель читает начало предложения, ученики находят и зачитывают
продолжение.
2. Выборочное чтение.
Выразительное чтение понравившегося эпизода.
– Какой эпизод из сказки «Птица­Правда» вам хотелось бы прочитать еще
раз? Почему? Что вас тронуло в сказке «Птица­Правда»?
– Прочитайте понравившийся эпизод выразительно.
После прочтения проводится анализ выразительного чтения.
­ Что значит прочитать произведение выразительно?
­ Кто справился лучше с этой задачей?
­ На что нужно обратить внимание?
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
– Кто написал следующее произведение?
Платонов – это псевдоним (вымышленная фамилия) писателя. Эта
фамилия образована от имени его отца – Платон. Это показывает, что
отец много значил в жизни писателя. Андрей Платонович был старшим
сыном в семье, где было десять детей. С тринадцати лет он начал

работать, чтобы помочь отцу прокормить семью. В годы войны Андрей
Платонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Писал
Платонов и для детей, и для взрослых.
б). Выставка книг А. Платонова.
2. Чтение легенды.
Начинает учитель, а продолжают учащиеся по абзацам (с. 117–125
до слов: «И вдруг он услышал голос матери…»).
Какие чувства и мысли вызвала у вас эта легенда?
– Что вам больше всего запомнилось из легенды?
3. Физкультминутка.
4. Анализ содержания.
1) Кто является главным героем легенды? Где жила старуха Анисья?

2) Почему никто не знал, сколько ей лет?
3) По какому поводу произошла ссора между Анисьей и дедом Ульяном?
Почему старуха прогнала из своего дома Ульяна? Какие слова были сказаны
ею?
4) Для чего Тимоша – сын Анисьи – убегал каждый день в горы?
5) Почему бабочки, пойманные Тимошей, больше не летали? Зачитайте.
6) Зачем Тимоша ловил бабочек?
7) Кем, согласно местным поверьям, была проложена тропинка к небу?
Подтвердите словами из текста.
8) Какую бабочку увидел Тимоша однажды, возвращаясь поздно вечером
домой? Почему Тимоша думал, что эта бабочка была недоброй?
5. Словесное рисование.
– Каким вы себе представляете Тимошу? Какие слова текста могут помочь
вам в составлении «портрета» мальчика? «Нарисуйте» словами Тимошу.
– Какими вы представляете себе бабочек, которых ловил Тимоша?
6. Игра «Я – художник!».
– А теперь, используя не только слова, но и карандаши, нарисуйте по своему
представлению мальчика Тимошу и бабочек, которых он ловил в горах.
7. Выставка работ.
По окончании выполнения рисунков проводится выставка работ.
IV. Подведение итогов урока.
– Что такое легенда? Какие легенды вы уже читали? Какой особенностью
обладают легенды?
– Можете ли вы предположить, как будут развиваться события этой легенды
дальше?
V. Домашнее задание:
Выразительно читать легенду «Разноцветная бабочка» (с. 117–125),
постарайтесь придумать свою версию ее продолжения.

Главные герои рассказа-легенды Андрея Платонова «Разноцветная бабочка» — старушка по имени Анисья и ее сын Тимоша. Еще когда Анисья была молодой, её сын Тимоша любил ловить бабочек на лугу неподалеку от дома. Порой в погоне за бабочкой мальчик терялся из виду. Однажды он не вернулся домой, и с тех пор Анисья ждала его возвращения.

Люди вокруг нее взрослели, потом старели, умирали, а она продолжала ждать сына, не обращая внимания на то, сколько прошло лет.

А ее сын Тимоша стал невольным пленником горного ущелья, из которого не было выхода. Однажды он погнался за разноцветной бабочкой и упал в это ущелье. Мальчик слышал, как его зовет мать, но выбраться из ловушки не мог.

Тогда он решил пробить себе дорогу домой прямо через каменную толщу. Он долбил гору крепкими камнями и на это у него ушли долгие годы. Когда Тимоша закончил свою работу и вышел из горы к матери, он стал слепым немощным стариком.

Мать, ждавшая сына много лет, узнала его и обняла. Обнимая сына, она захотела передать ему всю свою любовь. И случилось чудо – древний старик превратился в маленького мальчика Тимошу.

А счастливая Анисья, которая дождалась своего сына, после этого умерла.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа-легенды Платонова «Разноцветная бабочка» заключается в том, что материнская любовь способна творить чудеса. Анисья, дождавшаяся своего сына Тимошу, который стал глубоким стариком, своей любовью сумела вернуть его в детство, и Тимоша снова стал маленьким мальчиком. Сила матери безгранична.

Рассказ учит быть упорным и никогда не опускать руки даже в безвыходных ситуациях. Тимоша, попавший в горную ловушку, решил не сдаваться и стал пробивать выход на свободу прямо в каменной толще. Он знал, что его ждёт мать. Упорство Тимоши помогло ему вырваться из плена и встретиться с матерью.

Рассказ учит: гоняясь за разноцветными бабочками, не теряйте почву под ногами, следите за ситуацией!

В рассказе мне понравились главные герои, Анисья и ее сын Тимоша, которые долгие годы ждали встречи друг с другом, и эта встреча все-таки состоялась.

Какие пословицы подходят к рассказу-легенде Платонова «Разноцветная бабочка»?

Материнская молитва со дна моря достанет.
Кто долго ждёт, тот долго живёт.
Колотись, бейся, а все надейся.
Сердце матери лучше солнца греет.