Третьяковская галерея открыла гелия коржева. Суровый стиль гелия коржева Художник коржев гелий михайлович картины смотреть

Гелий Михайлович Коржев родился в Москве в 1925 году в семье архитектора. После окончания Московского художественного института имени Сурикова Коржев преподает, иллюстрирует книги, пишет многочисленные эскизы - он ищет свои пути.

В 1954 году Коржев заканчивает картину «В дни войны» . На ней изображен художник в своей мастерской, у чистого пока еще холста, перед началом работы. В картине хорошо передано состояние молодого художника, чувствующего себя участником всенародной борьбы. Это талантливое серьезное произведение сразу же привлекло внимание.

Однако последующие работы Коржева «Осень» , «Уехали», «Утро» в первый момент кажутся неожиданными и разочаровывают - они намного слабее первой.

Это жанровые произведения, написанные прямо с натуры. Коржеву же они были необходимы для овладения профессиональным мастерством, недостаток которого им мучительно ощущался, мешая рассказать о том, что волновало его, передать свои мысли и чувства. Это был необходимый переходный этап в творчестве художника, который не прошел бесследно. Результат сказался позднее в картинах большой гражданственной силы: «Влюбленные» (1959 г.), где тема личного счастья решается в неразрывной связи с судьбой страны, в триптихе «Коммунисты» (1960 г.), в серии «Опаленные огнем войны».

Когда в 1960 году в Москве на выставке «Советская Россия» появился триптих Коржева «Коммунисты» , он стал художественным событием, мимо которого не прошел ни один посетитель. Но почему? В чем сила этого произведения? Разве мало каждый из нас видел картин , серьезных по теме, профессионально написанных и оставляющих зрителя совершенно равнодушным? В триптихе Коржева прозвучала искренняя, сильная вера в то, о чем он говорит. Художник утверждает здесь свое отношение к миру, свой идеал человека.

Каждая из частей картины-триптиха «Коммунисты» имеет самостоятельное значение, глубокое, символичное. Общая тема соединяет все три части. В центре - «Поднимающий знамя» .

Мостовая, рельсы, люк, двое убитых и… человек, поднимающий знамя, выпавшее из рук убитого. Перед нами лишь эпизод уличного боя, но весь накал этой битвы среди железа и камня ощущается здесь.

Картина полна динамики - только что упал знаменосец и сразу же начинает распрямляться, поднимаясь во весь рост, его соратник. Художник говорит о суровой неустрашимости бойца, его готовности продолжать борьбу, утверждает, что невозможно испугать, остановить восставший народ.

Одна из боковых частей триптиха - «Интернационал» (1957 - 1958 гг). - настоящий гимн мужеству и стойкости советского человека. Перед нами окруженные врагами безоружные люди. Винтовки брошены, потому что кончились патроны. Из целого отряда их осталось только двое. Они стоят спиной к спине - знаменосец и трубач, играющий Интернационал. Беспощадно палит солнце. Жесткая коричневая земля под ногами, вокруг стреляные гильзы, тела убитых и эти две фигуры в центре, во весь рост, готовые умереть, не дрогнув, и перед смертью мужеством своим бросающие вызов врагу.

Третья часть триптиха носит название «Гомер», или «Рабочая студия» (1958-1960 гг.). Здесь запечатлено то, ради чего велась борьба - ради жизни распрямленной, творческой, полной духовного смысла. Только что закончилась гражданская война. И человек у скульптурного станка еще не успел сменить своей военной одежды - на нем обмотки, кожаная тужурка, рядом лежит буденновка с красной звездой. Лепит он бюст древнегреческого сказителя Гомера. Как углублен, сосредоточен этот человек, постигающий основы скульптурного мастерства. И мы верим - он овладеет им.

В 1968 году заслуженный художник РСФСР Гелий Михайлович Коржев был избран председателем Союза художников Российской Федерации.

И. Рольник, по метариалам журнала “Семья и школа”, 1969 год

Впечатляющая картина, правда? Она пугает и завораживает. Человек в обхватку борется с бесом. Или пытается победить собственную Тень. Мы не видим его лица, только перекошенное рыло сцепившейся с ним адской твари с обращенным к нам круглым и выпуклым черным глазом, в котором пляшет огонек ужаса и кровожадного безумия.
Не так уж просто выдержать этот взгляд наступающего Хаоса, вспоминая участившиеся спонтанные акты индивидуального террора, уносящие множество человеческих жизней, дикие войны, сопровождающиеся жесточайшим истреблением мирного населения, мутные и лукавые речи политиков, тлетворную атмосферу всеобщей лжи и ненависти, которую создают и поддерживают мировые средства массовой информации. За последние несколько лет мир стал куда более опасным и непредсказуемым. Что-то очень скверное происходит со всеми нами. Но что именно? И как противостоять этому, если это вообще возможно?

Попробуем разобраться. В этой заметке я буду говорить не только о живописи. Но о живописи - в первую очередь. Поэтому возвращаюсь к представленной картине.
Нет, это не экспрессионизм. Это самый что ни на есть социалистический реализм от классика жанра, представителя "сурового стиля", лауреата ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, народного художника СССР Гелия Михайловича Коржева (1925 - 2012) .
Картина "Схватка" (1987) была написана Коржевым в "перестроечное" время и несомненно отражает взгляд художника на процессы, происходившие тогда в стране, обществе и внутреннем мире каждого отдельно взятого человека.

Обратившись к более ранним произведениям художника, мы сможем понять, кто он, этот человек, сражающийся с нечистью. Вот написанная в 1960 году третья, заключительная часть триптиха "Коммунисты" (центральной частью этого триптиха является знаменитый шедевр Коржева - "Поднимающий знамя"). Полное название этой картины "Коммунисты: Гомер (Рабочая мастерская) .

Перед нами герои нового, невиданного ранее на Земле мира, основанного на принципах социальной справедливости и торжества светлого человеческого разума. Вчерашние бойцы и командиры Красной армии, превозмогшей в суровой борьбе царизм, белогвардейщину и иностранную интервенцию, увлечены созданием принципиально иной культурной реальности, свободной от навязанного кастой господ мракобесия, однако опирающуюся на великие гуманистические традиции человеческой цивилизации.
Можно по-разному оценивать общественно-политические события той переломной эпохи, но интеллектуальное подвижничество и духовный порыв подобных людей безусловно были прекрасны.
Только времени им оказалось отпущено очень мало, подступило очередное военное лихолетье - Великая Отечественная.
Советские люди ценой огромных потерь и лишений выдержали это страшное испытание. Какая вера их одушевляла? Этого никогда не понять спекулирующим на их бессмертной славе современным пропагандистам и политтехнологам, кормящимся от олигархических щедрот. Внутренний мир людей, носивших тогда ватники, был несравненно глубже и интереснее, чем плоское мировоззрение современных "ватников", напяливших футболки с цветастыми флагами, Путиным и крикливыми "патриотическими" лозунгами.
Это были совсем другие люди.
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Картину "Перед дальней дорогой" (1976) прекрасно дополняют слова самого Коржева, сказанные им в 2001 году в интервью корреспонденту газеты "Завтра" Андрею Фефелову: "Есть такой устоявшейся термин — "шестидесятники". Но для меня "шестидесятники" — это не Евтушенко и Вознесенский. Это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны. Это они несли в себе новое представление о вселенной, о жизни, об искусстве. Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи, который был позже подхвачен "гнилой интеллигенцией" и вскоре развеялся. Но тогда речь шла именно о новом, исполненном творческой энергии человеке, который в корне изменил взгляд на вещи".

Послевоенный мир действительно был другим. Очнувшись от кошмара, он инстинктивно тянулся к жизни и творчеству. Этот мир мог позволить себе любить и мечтать. Так было в Европе, так было и у нас. Это настроение передает картина "Художник" (1961) .
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Да, страстная мечта у этих людей была. Но с этой мечтой сумели по-своему разобраться упомянутая "гнилая интеллигенция", а проще говоря, омерзительное советское мещанство.
Едва только закончилась Гражданская, Маяковский предупреждал:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"

К семидесятым годам прошлого века канарейки разжирели настолько, что превратились в монстров.
Очная ставка дат - в том же 1976 году , когда была написана картина "Перед дальней дорогой", Коржев создает свой первый мрачный гротеск, оказавшийся пророческим. Художник безошибочно разглядел мурло грядущего хама. Картина называется "Голубой огонек" .

Узнали чудище? Обратили внимание на дату? Исполнительница и "маэстро" за роялем в данном случае являются всего лишь зеркалами, отражающими духовный облик их поклонников. Коржев понял все уже тогда - высокие идеалы коммунизма будут растоптаны безмозглым стадом совмещан и фарцовщиков. Русский Икар, впервые в истории человечества покоривший космическое пространство, уже падает вниз. Много позже Виктор Цой споет о нем:

Он не знает слова "да" и слова нет",
Он не помнит ни чинов, ни имен,
И способен дотянуться до звезд,
Не считая, что это сон,
И упасть опаленным звездой по имени Солнце.

А Коржев в 1980 году закончит картину "Егорка-летун" .
Тогда, под шум и гам московской олимпиады, безысходный трагизм, которым веет от этого полотна, ощутили, скорее всего, немногие.
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Герой терпит поражение, вместе с ним гибнет и становится прахом идея штурма небес, подчинения законов бытия человеческой воле. Больше нет необходимости в консолидации общественных усилий, столь ненавистной всякому обывателю. Теперь обыватель может пожить для себя. Вскоре выясняется, что для этого совершенно не обязательно быть личностью, да и вообще человеком.
Люди как-то незаметно исчезают, куда деваются - непонятно. Их место занимают уродливые создания - не то черти, не то мутанты. Коржев назовет их "тюрликами".
Тюрлики будут по-своему чтить своих предков - людей. И даже совершать в их честь некие ритуалы. Например, как на этой картине "Череп предка" (1985).

Русский Гойя - так иногда называют Коржева, но я не согласен с этим определением. У Коржева, как у всякого выдающегося мастера, своя неповторимая манера живописи. Коржев это Коржев. Скорее тут следует говорить о культурологических реминисценциях. Вот еще одна работа на сходный сюжет, да только совсем другая - "Череп предков" (1991) .
Интересно, о чем размышляют тюрлики, созерцая эти черепа своих прародителей?

Тюрлики, наверное, стремятся быть похожими на людей и заботятся о своей красоте. Им просто невдомек, что они дошли до той стадии внутреннего измельчания, на которой интеллектуальное и духовное убожество начинает накладывать весьма заметный отпечаток на внешность, и этот отпечаток не скрыть ни пластическими операциями, ни косметическими средствами. Какими кремами и притираниями не пользуйся, куриным мозгам и крысиной натуре подобают соответствующие ноги и хвост. "Старая кокетка" (1985) .

Чудом уцелевшие среди мутантов люди, понятное дело, пытаются поговорить с ними в надежде вразумить их или хотя бы найти какую-то общую платформу для взаимопонимания. Однако вступать в философские дискуссии с нечистью художник, похоже, не советует.
"Диспут 1" (1991) .

Какая безнадежная ирония! В ответ на ваши попытки объяснить смысл учения Будды или Христа, свиноподобное существо, не дослушав вас, начнет проникновенно и путано излагать основы собственного мировоззрения, которое зиждется на топографии родного хлева и представлениях о том, что в соседнее корыто обычно наливают больше жратвы. У него есть своя, но очень маленькая правда, вне которой для него ничего больше не существует. Так что никакого результата вы не добьетесь. Зато значение фразы о бессмысленности рассыпания бисера перед подобным собеседником станет для вас еще более очевидным.

Какому-нибудь Диогену, уж на что он киник, тоже приходится нелегко - перед ним отнюдь не Александр Македонский, этот пациент доктора Моро просто не поймет юмора, если сказать ему "Отойди, не загораживай солнце". Он желает настоять на своей скотской истине, и нет никакого сомнения в том, что в итоге это у него получится.
"Диспут 2" (1991) .

Тем более не победить в подобном споре простому русскому мужику, к тому же давно и крепко пьющему. Зато насколько характерен, как узнаваем до дрожи отвращения этот гопнический жест нелюди. Сколько каждому из нас пришлось повидать на своем веку таких "говорящих собачек"!
У собачки должен быть хозяин, и хозяин есть - черный господин с газеткой, вечный агент всевозможных разведок, человек-функция, бессмысленный проводник воли мировой олигархической сволочи.
Точность наблюдений и уровень философского обобщения здесь поистине удивительны. Эта картина представляет собой безошибочный диагноз, поставленный художником нашему больному обществу, пораженному гнусными и постыдными хворями.
"Тюрлик-собака" (1992) .
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Несмотря на свой пугающий внешний вид, тюрлики тоже боятся. И чувствуют себя одинокими.
"Тюрлик с деревом" (1994)

Однако нам жалеть их не следует. Потому что они нас точно не пожалеют. Они нами питаются. Просто едят оставшихся людей. Пожирают заживо. Исподтишка, но каждый день. Коржев изобразил для нас их "Пиршество" .

Впрочем, довольно тюрликов. Мы и так постоянно с ними сталкиваемся. Если соскучитесь по ним, достаточно выйти на улицу или посмотреть новости.
Коржев не стал зацикливаться на теме мутантов. Вот что он сказал об этом (цитаты из упоминавшегося интервью 2001 года): "Я остановился в тот момент, когда работы стали политизироваться и терять общий, более глубокий смысл. Возникла опасность облегченной реакции на происходящее. Памфлеты — не мое дело, я слабею в этой функции. Очень много сил потратил, в 1993 году написал несколько десятков работ разного размера на тему перерождения существ, но потом понял — не мое это дело. Живопись предполагает другой смысловой формат".

И еще очень важное: "Я четко отграничил круг своих интересов. Область политики мне неинтересна. Люди, определяющие ход дел в стране, по выражению Экзюпери, мне глубоко несимпатичны. Те процветающие круги, которые вышли сейчас на арену, мне неинтересны, и я как художник не вижу ни малейшего смысла исследовать эту часть общества. Но мне интересны люди, которые, наоборот, выпадают из этой обоймы. "Лишние люди" — сегодня это довольно-таки широкий круг. Люди отверженные, словно выброшенные из жизни и невостребованные нынешней эпохой… Их судьба, их внутренняя борьба мне интересна. Они для меня представляют подлинный предмет искусства. Недавно видел сюжет по телевидению. В Свердловске нашли оригинальный способ погашения задолженности граждан по квартплате. Тех, кто не смог заплатить, привлекли к дворницкой работе. Нам показывают, как метет кандидат наук. Человек с двумя высшими образованиями разбирает коробки возле контейнера с мусором. Говорит: "Очень хорошо — целый день на воздухе"… Такие вот люди для меня интересны. Интересны мне и солдаты, которые сражаются сейчас в Чечне. Они выброшены обществом на обочину. Наш социум так устроен, что интереса к судьбам этих солдат никто, кроме их же близких, не проявляет.
Нет, лирика мне не свойственна. Я не хочу писать несчастных, вызывающих жалость, людей. Мне интересны те люди, которые сопротивляются. Личности, которых следует уважать за их осанку, их необыкновенную стойкость".

И Коржев показал таких людей. Одна из лучших работ его обширного библейского цикла называется "Лишенные рая" (1998) .
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Пустынная земля и грозное небо. Совсем как тогда, в самом начале. Только теперь все по другому. Глядя на эту картину, постепенно понимаешь, что это Адам и Ева наоборот - не первые, а последние люди на Земле. Или так - последние не сдавшиеся.
В библейском цикле картин Коржев изобразил чуть ли не все этапы земного пути Христа, кроме одного - воскресения.

Таков выбор на личностном уровне. Но есть еще общество, от которого по выражению классика не может быть свободным искусство. Обществу тоже нужно что-то сказать.
Гелий Михайлович скажет. В 2005 году восьмидесятилетним старцем он завершает работу над одним из своих шедевров - картиной "Заложники (Живой заслон)" .
Сюжет картины, восходящий к времени Великой Отечественной, прост и страшен - немецко-фашистские захватчики согнали уцелевшие остатки населения полуразрушенного в ходе боевых действий городка для того, чтобы выставить этих людей в качестве живого щита перед наступающими подразделениями Рабоче-Крестьянской Красной армии. В результате нашим войскам, выполняющим боевую задачу, придется стрелять по своим согражданам.
Однако Коржев не был бы Коржевым, если бы ограничился внешним драматическим эффектом. Глубокий и сложный символический ряд этой картины содержит понимание художником нынешнего состояния русского народа и шире - всего человечества.
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

Следуя принципам, о которых он рассказал в интервью, Коржев не унижает своих персонажей жалостью. Какая-либо сентиментальность здесь напрочь отсутствует. Фигуры людей написаны в жесткой реалистической манере, в лучших традициях "сурового стиля". Это не правдоподобие фотографии, а высшая правда психологической и житейской достоверности, уже отмеченная мной ранее сила обобщения, присущая работам Коржева и заставляющая вспомнить о Мантенье и Брейгеле.
Это обычные люди, попавшие в жернова войны - женщины, дети, старики, раненые. Простые, некрасивые, изможденные, но живые и разные. Подавленные естественным страхом, однако находящие в себе внутренние силы, позволяющие им держаться. Эти внутренние силы, выпрямляющие человека перед лицом неизбежной гибели, не позволяющие ему превратиться в пресмыкающееся, собственно, и интересуют Коржева. Художник ясно видит, что скоро всем нам эти силы понадобятся.
На переднем плане композиции привлекают внимание фигуры священника, школьного учителя и девочки в пионерском галстуке.
Священник настоящий, верующий, не чета большинству нынешних братков в рясах, хотя сегодня такие тоже изредка встречаются. Он знает, что предстанет перед Богом, и переживает не за себя, а за тех, кому предстоит умереть без покаяния. За детей особенно. Поэтому он бросает осуждающий взгляд на учителя, представителя светского гуманистического мировоззрения, вокруг которого сгрудились школьники. Спор Церкви и Просвещения продолжается даже в последние минуты.
Учитель тоже настоящий, и у него своя вера, непреклонная и суровая вера атеиста. Эта вера зиждется на том, что светлый человеческий разум рано или поздно восторжествует над предрассудками и взаимной ненавистью. За свою жизнь учитель сделал для победы разума все, что смог. Он спокоен, поскольку выполнил свой долг, и ему не в чем себя упрекнуть.
Девочка в пионерском галстуке, символизирующая, как мне представляется, Советскую Мечту, вместе с тем, просто девочка. Она не верит в неизбежность. Потому что так не бывает в сказках, которые она читала. Учитель говорил, что Бога нет, но в сказках про Бога ничего и не говорилось. Зато там всегда происходило чудо. И чудо обязательно должно произойти. Она ждет этого чуда.

Вся эта психологическая реальность дана Коржевым с удивительной сдержанностью, свидетельствующей о безупречном вкусе мастера, без тени мелодраматизма и слащавой умильности, просто как факт. Признаться, такой подход к искусству вызывает у меня самое искреннее уважение.
И настоящее восхищение вызывает Коржев-философ, создавший точную развернутую метафору продолжающегося по сей день исторического момента.
В центре группы, занимающей верхнюю часть композиции, выделяется мощная фигура старого кузнеца в фартуке - архетип русского народа. Задний план занят оккупантами. Тоже архетип. И это совсем не обязательно немцы. Это фашисты - именно так прочитывается нашим сознанием данный образ. На картине Коржева символически изображены мы сегодняшние - русский советский народ, взятый в заложники мировым олигархическим фашизмом .

Нельзя бесконечно утешать себя фальшивой патриотической риторикой нынешней власти и показным бряцанием оружием. Поклонники Николая II и белогвардейщины, идейные власовцы и красновцы, яростно ненавидящие все советское, всегда будут выразителями интересов нуворишей, бывших фарцовщиков, подпольных барыг и спекулянтов, преступным путем завладевших народным достоянием и теперь диктующих нам свои правила. Вся эта шайка тюрликов зависима от западных финансовых корпораций и действует под их управлением.
В настоящее время, прикрываясь охранительной традиционалистской фразеологией, они готовятся к беспощадному подавлению любых очагов народного протеста, один за другим принимая людоедские антидемократические законы, целью которых является тотальный контроль над гражданами, а также создавая специфические структуры в правоохранительных органах и отряды праворадикальных штурмовиков под видом "казаков". Костры из книг еще не пылают на улицах, но это время уже близко.
Сходные процессы происходят сейчас во всем мире. Инспирируемые спецслужбами, состоящими на довольствии олигархов, "спонтанные" террористические акты, межнациональные и межрелигиозные столкновения неминуемо потребуют законодательных ограничений ряда гражданских и личных свобод в западных странах, нельзя исключать и появления официального киберконтроля. Я не сомневаюсь в том, что через весьма непродолжительное время в цивилизованных государствах Европы и Америки демократию сменят квазифашистские, а затем и откровенно фашистские режимы.
Тут все понятно, расплодившееся человечество касте олигархов нужно как-то контролировать, а жесткие режимы гораздо дешевле и эффективнее гнилых демократий. Конечно, к своим соседям эти режимы будут относиться без особой нежности - являясь идейными близнецами, бандеровцы и власовцы, как известно, друг друга братьями отнюдь не считают. Но война всех против всех олигархов очень даже устроит. Во-первых, войны решают проблему перенаселения. Во-вторых, они являются двигателем экономики.
Так что ничего личного, только бизнес. Не захотели социализма - получите олигархический фашизм и тотальную войну. Свято место пусто не бывает.

Можем ли мы что-то сделать? Хороший вопрос. Могут ли что-то сделать заложники, изображенные на картине Коржева?
Безусловно, мы можем и должны проголосовать на выборах против партии власти. Пока у нас есть такая возможность. Но в целом, все что мы можем - это сохранить и передать дальше знание. Это кажущееся безнадежным, но очень важное дело. Именно в этом я вижу смысл пророчества Коржева.

В рассматриваемой картине есть еще один смысловой пласт. Взгляните на фигуру вражеского офицера в правом верхнем углу. В отличие от живых людей на переднем плане, он подтянут, даже элегантен и выглядит существом из иного мира или манекеном - стойкий оловянный солдатик.
Нет, это не смерть. Смерть грязна и отвратительна, а небытие самодостаточно и элегантно в своей неуязвимости, поскольку лишено всяких качеств. Это небытие.
На картине мы видим человечество, взятое в заложники небытием перед лицом наступающего будущего.
Если будущее нагрянет, человечество погибнет, во всяком случае, в своем нынешнем виде. Если будущего не будет, небытие победит, превращая нас в мутантов. Я до сих пор не знаю, как разрешить этот философский парадокс.
Но что-то должно остаться.

Коржев считал, что идея сильнее небытия. Об этом свидетельствуют следующие картины из цикла "Скелеты", фактически представляющие собой творческое завещание Мастера.
"Победа живых и мертвых" (2001) .

Если живые не справятся, мертвые придут им на помощь в битве против нечисти.
На следующей картине художник изобразил самого себя в этом строю.
Он продолжал работать для того, чтобы звучала музыка метафизической революции.
"Скорбный дуэт" (2006) .

Говорят, Советский Союз не смог устоять потому, что опередил свое время. Высказывают предположения о том, что лет через двести-триста человечество востребует советский опыт и вернется к коммунистическому типу общественного устройства. Если, конечно, не погибнет в глобальной войне, развязанной олигархами.
Может быть. Но глупость, жадность и предательство существовали всегда и никуда не денутся, если мы им не поможем.
Музыка звучит сквозь небытие. В заброшенном парке маленький скелет в пионерском галстуке играет побудку. Живые и мертвые вместе устремляются на решающий штурм.
Настоящая революция происходит в сознании.
Запомни главное - не сдавайся!

"Горнист" (2008) .
Это изображение кликабельно, можно посмотреть картину в большем разрешении.

UPD: Важным дополнением к этому посту является стихотворение, во многом вдохновленное живописью Коржева и конкретизирующее мое понимание нынешней социально-политической ситуации:

Гелий Коржев "Беседа", 1989

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

Третьяковская галерея представила монографическую выставку Гелия Михайловича Коржева, последнего великого русского реалиста XX века. Коржев – одна из самых мощных фигур в отечественном искусстве, сложнейшая и противоречивая личность. Представитель послевоенного поколения, он стремительно ворвался на художественную сцену в конце 1950-х годов и стал одним из лидеров легендарных шестидесятников.

Гелий Коржев "Влюбленные", 1959

Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился в Москве 7 июля 1925 года в семье архитектора садово-парковых ландшафтов. Главным учителем его стал Сергей Васильевич Герасимов, профессор Суриковского института, русский импрессионист и один из основоположников соцрелизма в советском искусстве. Эта встреча на долгие годы предопределила как тематику произведений Коржева, так и его живописную манеру. Но история искусства соцреализма и всей страны сложилась так, что будучи одним из наиболее известных живописцев 1960–1980-х годов и интенсивно работая вплоть до последних дней жизни, Коржев оказался неактуальным и почти неизвестным автором для нескольких поколений зрителей и профессионалов.

Гелий Коржев "Поднимающий знамя", 1957–1960

Триптих Коржева "Коммунисты", посвященный Великой Октябрьской революции и состоящий из картин "Интернационал", "Гомер" и "Поднимающий знамя", стал важным явлением в истории советской живописи. На последней из них изображен безымянный боец революции, поднимающий красное знамя с булыжника мостовой. Примечательно, что Коржев в своих картинах не изображает каких-либо конкретных событий и исторических личностей. Все его герои – обобщенные персонажи, в определенном смысле олицетворяющие весь народ целиком и воспроизводящие типичные сцены из повседневной жизни.

Гелий Коржев "Следы войны", 1963–1965

Искусствоведы называют Гелия Коржева "художником русской беды" и считают его представителем сурового стиля, но сам он по этому поводу говорил: "Суровый стиль начинали Петров-Водкин и Дейнека, а не мы!" Связано это, конечно же, с тематикой его картин: бедность быта, тяготы войны, мужицкая грубость, которые он изображал с невероятной прямолинейностью. Персонажи его картин не становятся героями. Даже тему Великой Отечественной войны он представляет не через подвиги и победы, а через портреты безымянных военных, которые представлены с безжалостной прямотой: изувеченными и грубыми.

Гелий Коржев "Мать", 1964–1967

Гелий Коржев никогда не брал официальных заказов: по договорам, которые он заключал с Союзом художников, он писал не вождей, а картины на различные темы, что стало возможно только в период оттепели 1960-х. "В творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода – это писать то, что я хочу, и так, как чувствую и могу," – говорил Коржев. Портреты простых людей стали для него живописным и социальным экспериментом.

Гелий Коржев "Облака 1945 года", 1980–1985

"Облака 1945" – программное произведение Коржева. На картине изображены пожилые женщина и мужчина, который на войне потерял ногу. Но главное в картине – это социальный подтекст и та тишина, которая стоит в воздухе весенним или летним жарким полднем и так поражает людей, привыкших к постоянным обстрелам и бомбежкам.

Гелий Коржев "Благовещение", 1987

Важным направлением в творчестве Коржева стало обращение к библейским и евангельским сюжетам
Он долго писал свой "Библейский цикл", оставив все официальные должности после кончины родителей в 1986 году. "Тут есть враги, есть друзья, но нет политики", – говорил он о сюжетах своих полотен. Картину "Благовещение" Коржев писал десять лет. И хотя вроде бы шел в ногу со временем и идеями так и остался не понят зрителем: впервые этот цикл был представлен не в России, а в США в 2007 году.

Гелий Коржев "Беседа", 1989

Гелий Коржев "Беседа", 1989

"Беседа" – одно из немногих произведений, где мастер работал с портретом Ленина. В данном случае он использовал этот образ в метафорическом и символическом плане: Ленин изображен вместе с изможденным слепым стариком, который, с одной стороны, олицетворяет собой голодающий народ, а с другой, оказывается какой-то бесплотной силой, определяющей трагическую судьбу всего, или юродивым, предрекающим скорую гибель.

Гелий Коржев "Тюрлики № 2: В парикмахерской", 1991

Ужас, сумбур, кровь и страшная реальность 1990-х годов – все это нашло отражение в серии "Тюрлики", посвященной выдуманным чудовищам, вдохновленной полотнами Франциско Гойи и Иеронима Босха. Таким Гелий Коржев видел свое время. Его "Тюрлики" вызывают тошноту и отторжение, порой – еще и от узнавания некоторых персонажей, ситуаций, актуального подтекста. Еще при жизни художника цикл был представлен в московской галерее "Риджина".

Гелий Коржев "Триумфатор", 1996

Сейчас это сложно уже оценить, но Коржев довольно дерзко нарушал и разрушал каноны отечественного искусства, очень узко понимающего реализм. Но его поздние сюрреалистические работы были однозначно более смелыми, нежели работы советского периода.

Гелий Коржев "Лишенные рая", 1998

В середине 1980 годов художник возобновляет активную работу над философским библейским циклом картин, начатым еще в конце 1960-х. Эта работа продолжалась вплоть до смерти Гелия Михайловича 27 августа 2012 года. Посмертная выставка библейского цикла, которую при жизни начал готовить сам автор, прошла в Институте Русского Реалистического Искусства в 2012 году.


В здании ГТГ на Крымском валу проходит большая выставка Гелия Коржева.
Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве. Учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1944-1950). Преподавал в МВХПУ имени С. Г. Строганова. Профессор (1966). Председатель правления СХ РСФСР(1968-1975).Скончался в 2012 году.

Все, что я о нем помнила до выставки – это две картины из старой ГТГ.

Проводы (1967)

Поднимающий знамя

Уже в этих картинах виден весь художник, особенности его стиля и мышления. Сюжет, событие дается крупным куском, крупным кадром. Минимум посторонних деталей. При этом заметен мрачный настрой художника.
Вот картина с солдатом и женщиной: почему это «Проводы», а не «Встреча»? Или мужчина, поднимающий знамя из рук упавшего товарища – ясно же, что и его вот-вот убьют.
Гелия Коржева любят называть соцреалистом. Мне всегда трудно было понять, что этим хотят сказать, но раньше быть представителем социалистического реализма было обязательно, а теперь считается позорным.
Реализм в художественном искусстве я бы определила от противного: это не абстракционизм, не кубизм, не сюрреализм и пр. Более того, это картина или скульптура, а не, например, инсталляция из мусора, которая теперь есть в каждом большом музее мира, и в ГТГ есть, на первом этаже здания на Крымском Валу в отделе новых поступлений. Впрочем, и это уже старье. Да и кусать людей за ноги тоже старье. Даже не знаю, какое теперь самое новое течение в художественном искусстве.
Таким образом, все, что писали до 20 века – это реализм. Конечно, можно сказать, что реалист должен отражать исключительно окружающую действительность, т.е. выбирать бытовые сюжеты. Но ведь художник или реалист, или нет. А если он сегодня написал портрет соседа, завтра – натюрморт из продуктов, а послезавтра картину на библейский сюжет, то он что же: здесь реалист, а там уже нет? Ерунда какая-то получается. Да и разве, например, импрессионисты не писали бытовых сцен, обычных предметов, пейзажей? Да только этим и занимались. Вопрос в том, как они это делали.
Ну, а социалистический реализм, как нас учили в школе, это реализм, обращенный в будущее. Для коммунистической доктрины будущее это было непременно светлым, коммунистическим. Вот с этим, по-моему, у Коржева были проблемы: светлого будущего у него не просматривается.
Если висевшие в постоянной экспозиции Третьяковки картины Коржева написаны на героическую тему: один идет на фронт, другой сражается на баррикадах, то на выставке можно увидеть картины с совершенно другим настроем.
Вот картина про Победу. Да, победили, но слишком дорогой ценой.

Облака. 1945 (1985 год)

Даже картина про любовь выглядит грустной.

"Влюбленные".


Для художника естественно писать красивое: влюбленные должны быть молодыми, страстными, а здесь двое немолодых людей уехали подальше от людских глаз: наверное, им негде встречаться, кроме как на природе. Может, у них семьи? Или стесняются детей?

"Старые раны".
Кстати, вам не кажется, что это те же герои, что и во "Влюбленных"?

И обратите внимание, никакой лакировки действительности, в чем часто упрекали социалистический реализм. Мы видим бедных, усталых людей, которым живется трудно.

Вот эта картина выглядит повеселее. Но я не нашла, что это такое. Остается поверить блогеру, который ее выложил как картину Коржева.

Но картины с реалистическими сюжетами занимают не главное место на выставке. Вот характерная картина

Егорка-летун (1976 год)

Говорят, что такой случай произошел в действительности. «В 1695 году, апреля 30 дня, закричал на Ивановской площади мужик караул и сказал за собою государево слово, и приведён в Стрелецкий приказ и распрашиван, а в распросе сказал, что он, сделав крылья, станет летать как журавль. По царскому указу предложение было принято.
Сделал себе крылья из слюды, истратив на это 18 рублей. Начальник Стрелецкого приказа боярин Троекуров с товарищами и с другими любопытными лицами вышел из приказа и стал смотреть, как полетит мужик. Устроив крылья, мужик по обычаю перекрестился и стал мехи надувать, хотел лететь, да не поднялся, сказал, что крылья сделал тяжелы. Боярин на него раскручинился. Мужик бил челом, чтоб ему сделать крылья иршеные (род замши), на которые издержано ещё 5 рублей. И на тех не полетел. За то ему было наказанье - бить батогами, снем рубашку, а деньги на нём доправить, продав все его имущество» (И.Е.Забелин. История Москвы)
Но то был взрослый мужик, а здесь – подросток, и тот не полетел, а этот погиб. И ведь картина эта не просто парафраз истории «Икара» - это о нас, о советских людях, которые летели к коммунизму, да разбились.

Большое впечатление производит серия «Дон Кихот». Эти картины похожи на книжные иллюстрации. Здесь опять сплошные крупные кадры.
Увы, Дон Кихот абсолютно безумен и очень стар. Борьба со злом обречена.


Коржев писал картины и на библейские темы. Почему-то это особенно напрягает критиков: соцреалист рисует Христа! А что, соцреалист – не человек, и не может высказаться на вечную тему?
Коржев видит библейские истории, как произошедшие в действительности.
Адам и Ева у него – супружеская пара, у которой никого нет, кроме друг друга, и которым больше не на кого надеяться, кроме как, друг на друга.

Изгнанные из рая (Адам и Ева)

Осень прародителей (Адам и Ева)

«Благовещение».
Мария испугалась ангела и своей судьбы. Впрочем, Коржев был не первым, кто так изобразил это событие.

«Изыди, сатана».
А от сатаны попали в кадр только нога и рукав.

Несение креста

Распятие



Снятие с креста

Оплакивание Христа

«Отец и сын».
Как понимать эту картину? Кто отец Христа? Бог Саваоф или св.Иосиф – муж девы Марии? Кто на картине?

«Иуда».
Как видите, Коржев стремится отразить самое главное. Чтобы изобразить повешенного, достаточно показать ноги, не дотягивающиеся до земли. Голова – это уже лишнее.

Как мы видим, Коржев очень подробно описал Новый Завет. Но у него нет Воскрешения – главного в христианстве.

Несмотря на любовь к библейской, литературной тематике, Коржев пишет и остро социальные картины.

Позиция его понятна.
Коммунизм мертв

Рядом со скелетом сам художник.

Заложники (Живой заслон)(2001-2004)
Картину почему-то трактуют, как картину о прошлом. А мне кажется, что она была написана про сегодняшний день. Да, там враги в фашистской форме, но ведь фашизм никуда не делся.

«Встань, Иван»
А защитник русского народа беспросветно пьян.

И уже не понимает, что его собутыльники мертвы

Как видим, тут и обобщение, и карикатура. А вот совершенно реалистичное изображение пьянства и деградации.

Что же будет дальше? А дальше люди мутируют и превратятся в тюрликов.
Тюрлики отвратительны, страшны и смешны одновременно. С одной стороны, у них все, как у людей: мужчины пьют горькую, женщины кокетничают. Есть даже свои философы. Но все это – карикатура на нормальных людей.

"Триумфатор"

"Пир".
Кого едят тюрлики? Впрочем, и мы ведь един коровьих и овечьих младенцев.


"Философы"


"Борьба"

«Череп предка»
Видите? Тюрлики произошли от людей.

Вот другой вариант этой картины


У Коржева некоторые картины написаны в нескольких вариантах, и трудно сказать, какой лучше.

"Мутанты"


"Раздумье"


"Русский мужик спорит с нелюдью"


«Голубой огонек» (1976)
Вам не кажется, что это – Пугачева? Он знал!


"Старая кокетка"

"Тюрлик за деревом". Почему-то этого мне жалко: он такой одинокий.

Наконец, натюрморты

Но даже в натюрморте художник может отобразить свою гражданскую позицию.
"Свалка"

Коммунизм выбросили на свалку, а взамен предлагают архаику: двуглавого орла да лапти.

В целом я довольна, что интерес к советским художникам возрождается. Одно время их списали на свалку, а от советского периода оставили Дейнеку, да Кабакова с Брускиным. Были еще выставки Тышлера и Штернберга, но они, все же, стоят на рубеже эпох.

А сейчас одна за одной пошли выставки. Был Эрик Булатов, Салахов, Пивоваров, теперь вот Коржев. Да, и Герасимов в Историческом музее выставлен. Процесс пошел.

Г.М. Коржев. Художник. 1961. Холст, масло. 160 × 195. Третьяковская галерея

Завтра в Третьяковской галерее на Крымском валу открывается «Гелий», первая персональная выставка, посвященная одному из крупнейших художников советской эпохи, Гелию Коржеву (1925-2012). Выставка вызвала полемику еще на этапе ее подготовки. Кураторы выставки, Наталия Александрова и Фаина Балаховская, рассказали TANR о своем видении творчества живописца.

Наталия Александрова
Заведующая отделом искусства ХХ века Государственной Третьяковской галереи, сокуратор выставки

Идея делать большую монографическую выставку возникла еще десять лет назад. Но теперь конкретно меня, если можно так выразиться, запустила выставка Виктора Попкова , которую мы делали совместно с РОСИЗО. Подготовка к ней взрыла в моем сознании какую-то целину. Стало понятно, что для Коржева нужна именно Третьяковская галерея и сделать это надо как можно масштабнее. Мы положили много сил, чтобы максимально расширить представление о художнике. Экспозиция и каталог начинаются с 1942 года, а заканчиваются периодом незадолго до ухода художника из жизни в 2011-м. Это позволило задуматься о предоттепельном периоде, времени, когда начинались все шестидесятники. У Коржева этот период выглядит парадоксально: вначале он интенсивно двигался в рамках школы Сергея Герасимова , в русле импрессионистической, жанровой живописи 1950-х годов — и потом его Влюбленные 1959 года выскакивают как бы совершенно неожиданно.

Парадокс заключается в том, что самые знаменитые его картины — триптих Коммунисты, или Старые раны , или Влюбленные — в последние десятилетия почти никто не видел «живьем». Я увидела эти вещи на выставке в Миннеаполисе, которую делал коллекционер Рей Джонсон . Эти произведения будут в нашей экспозиции, и к ним добавлен большой блок постсоветских работ 1990-х — именно они, пожалуй, будут главным из открытий. Цикл Дон-Кихот , библейский цикл, цикл Тюрлики — все они также из США, из собрания Джонсона.

Г.М. Коржев. Облака 1945 года. 1980-1985. Холст, масло. 200 × 190. Третьяковская галерея

Специфика американского собрания Реймонда Джонсона и российского — Алексея Ананьева состоит в том, что их формировал сам Коржев. В 1990-е годы Гелий Михайлович, очевидно безо всякой надежды на какую-то реализацию работ, начал очень тщательно подбирать Джонсону картины для приобретения. Потом такая же история получилась с Алексеем Николаевичем — я вижу руку самого Коржева, который составляет для коллекции Ананьева социальный цикл. Туда входят натюрморты, парафраз библейского Блудного сына , а также знаменитая Встань, Иван! .

В Третьяковской галерее есть небольшое собрание картин Коржева, среди которых три его известных хита: Художник 1961 года, с рисующим мелками на асфальте безработным художником, Егорка-летун — разбившийся мальчик, и картина Облака 1945-го , где безногий инвалид и пожилая женщина ждут чего-то, глядя на облака. Ну и целый цикл натюрмортов, которые мы получили в подарок от Союза художников России.

Гелий Коржев никогда не брал официальных заказов. По договорам, которые он заключал с Союзом художников, он писал картины на свои темы. Это очень редкая для союзовских времен ситуация. Коржев не писал вождей. У него есть картина Беседа , где изображен Ленин рядом со слепым народным сказителем, — это что угодно, но не лениниана. Гелий Михайлович про этот дуэт сказал: это про то, «как власть говорит с народом». Вот сейчас готовы ли мы на этот вопрос полностью ответить? Мы знаем, как происходит этот диалог в России?

Актуальность Коржева выходит за пределы его картин. Так получается с каждой из его работ, даже с самыми известными. Например, про картину Влюбленные , которую многие знают с детства, есть свидетельство Оскара Рабина . «Я был просто потрясен, и мой экзистенциализм начался с Влюбленных Коржева. Уставшие пожилые лица, натруженные руки и никаких сияющих высот коммунизма», — написал он в своей книге. Для него как для нонконформиста это было открытием.

Интенсивное включение Коржева в европейскую традицию 1960-х годов сейчас поражает воображение очень многих. Во всяком случае об этом статья Александра Боровского , открывающая издание к нашей выставке, он увидел в Коржеве европейца, связанного с традицией самого высокого модернизма, и именно он в своей статье поставил его в ряд с такими художниками, как Люсьен Фрейд , и плеядой до сих пор для нас малоизвестных художников.

Я на всю жизнь запомнила лекцию Мюды Яблонской , которая читала нам Введение в советское искусство на первом курсе исторического факультета МГУ. Она сказала: «Я скажу вам два страшных слова, вы их услышьте и забудьте, потому что произнесение их будет связано для вас с большими неприятностями». Я испугалась, как Людоедка Эллочка , не будет ли это слово «гомосексуализм». «Запомните слово „модернизм“ и слово „экзистенциализм“. И то и другое было в советском искусстве, но постарайтесь не употреблять этих слов всуе, это грозит вам большими неприятностями». Для меня это приоткрыло завесу над тем, к чему многие мои коллеги до сих пор с трудом подходят.

Г.М. Коржев. Мать. 1964-1967. Холст, масло. 200 × 223. Третьяковская галерея

Живопись Коржева очень сложная. Он использует многослойную технику, лессировки (мои коллеги теперь дразнят меня этим словом). У нас в каталоге есть фотография Коржева, когда он делает Одноглазого солдата : в руке у него кисточка с тремя волосками, и на палитре три краски. Другое дело, что где-то он идет такой кисточкой, а где-то счищает мастихином, многократно накладывая слои краски. Например, рука на картине Мать: если посмотреть пристально — то там целая плоть наращена, внутри которой идут не только химические, но и «физические» процессы. Это другая ткань, но она так же наполнена неостановимыми процессами, как живая плоть. И в этом смысле он классический художник.

Главная мысль Коржева — проживание жизни. Это экзистенциальный ход — пройти через все, в утратах увидеть способность жизни идти дальше. В этом для него богатство жизни и ее смысл, невзирая на ее конечность и человеческое одиночество. Это ход большого мужества и большой смелости. Может быть, в этом мужестве, способности глядеть на это открыто и есть главный посыл обращения Коржева к современному зрителю. За единственным вычетом: он все-таки обращается к некой общности людей, среди которых надеется найти близких по взглядам. Когда мы делали выставку, я столкнулась с острой индивидуальной реакцией людей на творчество Коржева, даже среди нас, профессионалов, кураторов. И в этом смысле главная интрига выставки — воспримут ли зрители работы Коржева как обращение к народу или откликнутся сугубо индивидуальным восприятием, в том числе резким отторжением? Гелий Михайлович парадоксально, с одной стороны, будоражит интерес, с другой — очень сильно раздражает. Но однозначно: столкнувшись с его полотнами, их забыть невозможно. Невозможно отрицать их присутствие.

Фаина Балаховская
Cокуратор выставки

Г.М. Коржев. Натюрморт с топором и коловоротом. 1979. Холст, масло. 100 × 80. Третьяковская галерея

Гелий Коржев в определенном смысле легенда. Все о нем что-то слышали, многие что-то видели, чаще всего самые знаменитые работы из цикла Опаленные огнем войны и триптих Коммунисты . Но тех, кто представляет себе, что делал художник на протяжении всей своей долгой жизни, совсем немного. Хотя никаких запретных плодов нет и не было: Коржев показывал все свои главные произведения последовательно на больших выставках в советское время, позже два из трех его масштабных циклов были представлены публике: Тюрлики — в галерее «Риджина», библейский цикл — в Институте русского реалистического искусства. Этого было, очевидно, недостаточно, и всегда хотелось увидеть больше его вызывающих такую сильную реакцию работ. Третьяковская галерея предпринимала попытки еще при жизни художника сделать его ретроспективу, но он отказался, и довольно категорично. Можно только строить догадки почему.

Над выставкой мы работали около двух лет, было принципиально важно получить картины из Америки, из коллекции Рея Джонсона . Активно участвовала семья Коржева — дочери и внук: и произведениями, и текстами для каталога, и информацией, которую собирает созданный наследниками фонд художника. Очень помог ИРРИ: работами и опытом общения с художником (они делали его последнюю выставку). Увы, но в наших государственных музеях — и столичных, и провинциальных — Коржева мало, что тоже феноменально для художника такого масштаба, официально признанного, отмеченного всеми возможными наградами.

Масштаб Коржева стал ясен, как только первые его работы появились на выставках, и репутация выдающегося, выпадающего из любого мыслимого ряда художника только упрочилась с годами. Но это не было таким единодушным, единогласным успехом, и даже наоборот — часто оторопь. Чаще всего примерно понимаешь, чего ждать от художника, особенно если видел уже много его работ, но Коржев каждый раз поворачивал в совершенно неожиданном направлении. Например, в 1990-е все, кто знал его по Поднимающему знамя , были потрясены Тюрликами . Поэтому от выставки такого художника естественно ждать сюрпризов и чего-то невероятного.

Но самым невероятным оказалось то, насколько мало менялся Коржев, как последовательно, десятилетиями разрабатывал одни и те же темы, как тщательно формулировал свои высказывания, всегда принципиально важные, и, кажется, не считал нужным делиться другими, менее продуманными и не столь выношенными, мыслями. Мне кажется — вне зависимости от отношения к художнику, — было важно собрать его работы, представить их вместе, попробовать понять и открыть путь для изучения — более сложного, глубокого осмысления не только художника, а такого выдающегося явления в нашей художественной жизни и уже не нашей, а недавнего прошлого, которое сейчас переживается столь болезненно.

В первую очередь это касается социалистического реализма — как инструмента воздействия на художников и публику. Наверное, можно говорить о социалистическом реализме и применительно к Коржеву. Или наоборот, рассуждать о Коржеве как о соцреалисте. Хотя это непросто: и сама доктрина менялась неоднократно, хамелеоном приноравливаясь к времени и пейзажу, и Коржев возник на сломе эпох, в момент очередной смены окраски. Сам он предлагал термин «социальный реализм» и действительно был озабочен скорее социальными, чем политическими проблемами.

Но, несомненно, Коржев был советским художником. Художником своей страны, своего народа, своего времени. Когда идешь по выставке, то видишь эти связи — с литературой, с кинематографом, с идеями, волновавшими общество. Советский период сложен для осмысления. С одной стороны, он слишком близок, а с другой — люди слишком быстро забывают совсем недавние реалии (на открытии молодые люди, не узнавая, удивлялись, спрашивали, что это такое, глядя на вполне обычный самодельный протез). И тут оказывается, что художник — важный свидетель времени, его странностей и постоянного стремления выйти из себя, из бедного быта — к высоким идеалам, к подлинному служению.

На мой взгляд, Коржев — продолжатель классической традиции, которая в ХХ веке выглядит немного тяжеловесной; в ней всегда поэт больше чем поэт, он должен пробуждать добрые чувства, говорить правду и даже изрекать истины — за весь безгласный народ.

Коржев хорошо знал историю искусства, это видно и по его текстам, которые мы публикуем в каталоге. Очевидное влияние оказали на него итальянские неореалисты, и кино даже больше, чем изобразительное искусство. Он рано начал выезжать за границу, много видел. В том же каталоге мы публикуем воспоминания Олега Кулика , который был куратором выставки Коржева в галерее «Риджина». Кулик очень забавно сформулировал, что Коржев рассуждал, как мог бы рассуждать, например, Дмитрий Пригов . Говорили они и о российских современниках, и о западных, и, похоже, сам Кулик был удивлен широтой его взглядов в те годы, когда полемика между официальным и неофициальным искусством нередко переходила на личный, жесткий уровень.

Г.М. Коржев. Егорка-летун. 1976-1980. Холст, масло. 200 × 225. Третьяковская галерея

Живопись у него не хороша и не плохая. Она такая, какая необходима была для выражения замысла, — убедительная. Сравнивая зрелые работы с совсем ранними опытами, видишь, как Коржев сознательно отказывается от красивой, манкой манеры в пользу того, что считал правдой. Для него важно было найти композиционные схемы, и он их использует повторно, преобразует, наполняет другим содержанием. Сейчас это сложно уже оценить, но Коржев довольно дерзко нарушал и разрушал каноны советского искусства, очень узко понимающего реализм. Но и картина, и фигуративный язык его вполне устраивали, и выйти за эти пределы он не стремился, даже в виде экспериментов. Хотя однажды начал писать картину, которую собирался показывать на потолке, к одному из произведений прикрепил табличку с рукописным текстом, в другое вклеил газету натуральную. Но это было не про преодоление преград, а так, по мере необходимости.

Часто говорят, что Коржев — трудный, тяжелый, страшный художник. Последнее, скорее, о силе воздействия. А в остальном, мне кажется, он стремился быть ясным и понятным. И всегда видел свет в конце туннеля. И важны ему были не трудности и преграды, а личность, преодолевающий все человек. Коржев верил в себя и в стойкость и силу человеческой личности. И сам был сильным человеком. Для него была важна гуманистическая традиция, и деятельность свою он понимал как миссию, важность которой не зависит от успеха. Всем известный Поднимающий знамя — это ведь не про историю и вообще не про советское (не только про советское). Это про преодоление земного, про поступок, а «знамя может быть любого цвета», говорил художник. Это про преодоление земного. Так же, как Егорка с его падением (Егорка-летун ). И библейский цикл, cкорее, про ответственность не перед высшими силами, Богом, а перед самим собой.

Дизайнеры Евгений и Кирилл Асс , Надежда Корбут (фактически они стали соавторами выставки) помогли уйти от штампов в восприятии художника. Его масштабные работы принято выставлять в большом пространстве, на открытых стендах — они сделали лабиринт, который ведет от одной истории к другой, прорезали окна, через которые можно видеть совсем другие работы, так что возникает перекличка созданных в разное время произведения — своеобразный сквозной ход. Зрители и картины вступают в довольно тесный контакт, примерно такой, как был бы в небольшой совсем мастерской художника, где невозможно было отойти от работ на приличное расстояние, и это видно на видео, которое тоже включено в экспозицию.