Театр ужасов париж. Театр средневековых ужасов

Трагедия Еврипида по версии Тимофея Кулябина случается в зале ожидания в аэропорту и строится на контрасте. Первый акт стерилен, нетороплив и возвышен. Во втором лысая героиня Юлии Пересильд слетает с катушек, конвейер для багажа доставляет истерзанный труп, повсюду размазана кровища, а на плазменных экранах мелькают доказательства несуществования Бога — цитаты великих ученых всех эпох.


Помешательство на поминках

Самый жестокий, аскетичный и суровый спектакль Камы Гинкаса играется в небольшой белой комнате уже 25 лет. Главная героиня — Катерина Ивановна, персонаж второго плана из «Преступления и наказания» Достоевского. Зрители тут автоматически превращаются в гостей на поминках по только что схороненному супругу Катерины Ивановны, все сидят за большим столом и волей-неволей соболезнуют. Все бы ничего, но рассудок у героини Оксаны Мысиной помутился, и на глазах собравшихся случается натуралистическое помешательство с зубодробительным финалом.

Диалог с насильником

Реально произошедшая история, привезенная из США в театр «Практика» режиссером и актером Казимиром Лиске. Маньяк изнасиловал и убил прекраснодушную молодую девушку. Его посадили. Спустя некоторое время отец жертвы начал писать письма преступнику. Завязалась чрезвычайно болезненная переписка на несколько лет; впрочем, с душеспасительным исходом. Артисты Дмитрий Брусникин и Антон Кузнецов озвучивают переписку от последнего письма к первому, отчего коэффициент ужаса в какой-то момент переходит критическую отметку.

Циничное полотно Константина Богомолова о насилии над детьми

Мрачное тихое представление, обернувшееся жуткой рифмой к флешмобу #янебоюсьсказать. Из романа Достоевского «Идиот» Константин Богомолов взял главным образом линии Мышкина, Рогожина, Аглаи и вожделенной всеми Настасьи Филипповны. Последняя в интерпретации режиссера оказывается маленькой девочкой, отчего страсть мужской части списка действующих лиц оборачивается уголовно наказуемой похотью. Мышкина (который в программке — Тьмышкин) Богомолов сыграл сам.

Три часа эстетизированного ужаса несвободы

Эпохальный эксперимент режиссера и драматурга Андрея Стадникова с артистами «Мастерской Дмитрия Брусникина» задумывался как спектакль про Соловецкий лагерь особого назначения. В получившемся трехчасовом спектакле нет ни слова о сталинских лагерях, зато есть несколько советских пьес, поэзия Пауля Целана и набор коллажей из киносценариев европейских и американских фильмов (от «Горькой луны» до «Бронсона») про несвободу и насилие. Сюжета никакого нет и в помине, зато есть мощнейшая волна ужаса, поднимаемая командой актеров, которая в паническом финале окатывает всех присутствующих независимо от степени вовлеченности в материал. Спектакль играли на заводе «Кристалл» до реконструкции, потом на стройке на Сретенском бульваре. Следующей локацией по воле авторов должно стать снова такое место, которого вскоре не станет.

Предсмертная пьеса Сары Кейн в исполнении толпы обезумевших женщин

Драматург Сара Кейн решила умереть ровно в 4.48. Дописала пьесу, назвала ее «4.48 психоз » и повесилась. Это было в 1998 году, однако театральные режиссеры до сих пор не имеют представления, как обходиться с этим текстом выдающегося английского автора. Над спектаклем «Электротеатра» работали люди, не занимающиеся обычно постановкой пьес: объединение мультимедиахудожников AES+F, регулярно представляющее Россию на Венецианской биеннале, и кинорежиссер Александр Зельдович. Текст исполняется едва ли не всей женской частью труппы на фоне пульсирующих грибов-вагин и кровоточащих летающих грудей.

Мрачные средневековые легенды стойко ассоциируются у многих из нас с такими городами, как Прага, Париж и другие, где вершилась история и большая политика еще молодой Европы. В то же время, если отправиться в не так давно ставшую полноправным членом Евросоюза Эстонию, вы встретите там многое из того, за что туристы любят старые европейские города. Замки, узкие городские улочки, готические соборы и, конечно, мрачные легенды и предания. С последними можно познакомиться в рамках 40-минутного хоррор-спектакля «Tallinn Legends», которому и посвящена сегодняшняя статья. Итак, добро пожаловать на темную сторону Таллина.

Вместо вступления

У тех, кто не был в Эстонии, это небольшое прибалтийское государство справедливо ассоциируется с нашим общим советским прошлым, а также с фирменной медлительностью местных жителей, ставшей основой для многочисленных анекдотов. В то же время, если взглянуть на историю эстонской земли, станет ясно, что творили ее, по большому счету, не сами миролюбивые эсты, а амбициозные европейцы: сначала датчане, затем немецкие рыцари и ганзейские купцы, чуть позже - шведы и, наконец, русские. Именно благодаря такому культурному наслоению эстонская столица, город Таллин, по факту является не менее ярким памятником средневековой архитектуры, чем живописные городки Германии или Франции.

По большому счету, действительно мрачных и пугающих мест в Таллине, больше напоминающем сказочный городок с аккуратными разноцветными домами и не менее аккуратными крепостными башенками, нет. Но это только на первый взгляд. Взять хотя бы недавно открытые подземелья крепостных бастионов - нет, никаких древних захоронений а-ля Парижские катакомбы там нет, а вот манекены, изображающие людей, скрывавшихся во время Второй мировой от бомбежек, - есть. Поверьте, этим людям было не до смеха точно так же, как и бомжу, для которого мрачные казематы стали домом уже в начале лихих 90-х. По катакомбам, кстати, регулярно водят экскурсии на русском языке.

Кроме того, именно в Таллине можно воочию увидеть один из наиболее мрачных сюжетов средневековой живописи - так называемую Пляску смерти. Полотно, написанное в конце XV века немецким мастером Берндтом Нотке, недвусмысленно намекает нам на то, что перед лицом смерти равны все вне зависимости от возраста и социального положения. Эпидемии чумы в средние века были в Европе обычным делом и уносили жизни не только бедняков и простолюдинов. Единственное, что остается человеку - расслабиться и получать удовольствие, водя веселый хоровод со скелетами. Сегодня увидеть подлинник Нотке можно в музее церкви Нигулисте.

Ну а величественный шпиль собора святого Олафа или по-эстонски Олевисте - это не только возможность насладиться видами старого города, но и шанс пощекотать нервы. Дело в том, что площадка представляет собой тонкую металлическую конструкцию, опоясывающую покатый шпиль, а ходить придется по видавшим виды доскам. В итоге на смотровой площадке вы не почувствуете себя защищенными - напротив, многих будет одолевать ужас, что хлипкая конструкция вот-вот разрушится или развалятся под ногами гнилые, помнящие еще Эстонскую ССР доски. На этом фоне тот факт, что в шпиль несколько раз ударяла молния, как-то меркнет, хотя собор до сих пор остается самым высоким зданием исторической части города.

Театр «Tallinn Legends»

Театр, который мы предлагаем вам посетить, также находится в старом городе - совсем рядом с Ратушной площадью, по адресу ул. Куллассепа, 7. Над входом висят характерные желтые флажки с изображением черного силуэта так называемого «чумного доктора» с характерной маской-клювом, набитой чесноком и лекарственными травами, которые, как считалось, препятствовали заражению. Помимо этого, зрителей активно зазывают ряженые в средневековые костюмы молодые люди. Делают они это настолько эмоционально и настойчиво, что невольно задаешься вопросом, не подвергают ли их самих средневековым пыткам, если зрителей приходит немного.

Кстати, перед тем, как идти в театр, рекомендуем посетить официальный сайт «Легенд Таллина» , поскольку там периодически предоставляются возможности приобрести билет со скидкой. Изначально стоимость посещения театра составляет от 16 до 20 евро в зависимости от сезона.

Специфика представления такова, что, в отличие от классического спектакля, где актеры и декорации находятся на обособленной сцене, здесь действо будет разворачиваться непосредственно вокруг вас. И не надейтесь, что, если какой-то объект окажется от вас в непосредственной близости, это значит, он полностью безобиден. Кроме того, хоть вовлечение зрителей в процесс и минимально, но это не значит, что его нет вовсе. Истории будут рассказаны последовательно и каждая - в отдельном помещении, начиная с первой комнаты - вводной. Основных же залов - восемь.

Ну а теперь, собственно, о представлении. Шоу «Tallinn Legends» объединило в себе, пожалуй, все основные темные жанры, так или иначе нашедшие воплощение в кинематографе.

Башня собора Олевисте - фильм-катастрофа

Это сегодня смотровая площадка собора - прекрасная возможность пощекотать нервы для тех, кто боится высоты. В средние века, будучи самой высокой постройкой в городе, колокольня не раз принимала на себя удар молнии, фактически, играя роль громоотвода. Сама башня, правда, по этой же причине неоднократно горела и рушилась.

Согласитесь, абстрактный страх высоты - ничто по сравнению с тем, что здание, в котором вы в настоящий момент находитесь, может неожиданно подвергнуться удару небесной стихии. Сегодня у посетителей театра есть возможность испытать те же ощущения, что и люди, находившиеся на башне во время грозы. В этом им поможет специально оборудованная кабина, передающая удары молнии на физическом уровне.

Легенда Девичьей башни - готическая трагедия

Здесь эффект создается за счет мрачного освещения и игры актрисы, от лица которой и ведется повествование. Дотошные историки могут сколько угодно говорить, что название башни произошло в результате искажения фамилии одного из ее капитанов, Хинса Мегхе (Mädchenthurm - нем. «Девичья башня»), но мы-то знаем, что в средние века нередко при закладке крепости или замка в стену замуровывали живого человека, так почему средневековый Таллин должен быть исключением? При этом замуровывали не кого попало - как правило, это должна была быть девушка, причем желательно из хорошей семьи и… стоп, об этом она расскажет сама.

Чума - исторический триллер

Черная смерть - еще одна визитная карточка эпохи средневековья, и Таллин не исключение. Перемежая повествование всякий раз заставляющими содрогнуться ударами гонга, рассказчик последовательно развенчает попытки жителей города противостоять заразе. Здесь не поможет ни набитая чесноком маска - тот самый «чумной доктор», - ни бегство, ни молитва, ни «пир во время чумы». Здесь впору вспомнить упомянутое выше полотно «Пляска смерти», поскольку перед лицом Чумы все оказываются равны. И в кульминационный момент вы действительно увидите пляску Смерти, но не в виде неподвижной картины.

Инквизиция - классический скример

Это еще одна из «темных» визитных карточек средневековья. Сегодня монастырь доминиканцев, которых изгнали из города в 1525 году лютеране, вряд ли заслуживает звания визитной карточки старого города, но когда-то именно доминиканские монахи вершили суд инквизиции, зачастую отправляя на костер невиновных. Название ордена созвучно латинскому словосочетанию Domini canes , что в переводе означает «Псы господни» - именно такое прозвище закрепилось за орденом. Сами доминиканцы, впрочем, ничего не имели против такого сравнения, поместив на свой герб собаку с горящим факелом.

Именно собаки и играют ключевую роль в той части представления, которая разворачивается в комнате инквизиции. Вы думаете, что они так и будут сидеть тихо и неподвижно? Ну-ну…

Война - черная комедия

Вообще-то Таллин изначально задумывался как торговый порт, но близость к границе с Русским царством периодически давала о себе знать. Яркий пример - Ливонская война 1558-1583 годов, во время которой шведскими войсками в Прибалтике командовал Понтус Делагарди. Происходил он из старинного французского дворянского рода, успел проявить себя и как талантливый полководец, и как дипломат, а еще ходили слухи, будто он приказывал сдирать кожу с убитых врагов для изготовления, так сказать, одежды и аксессуаров. В театре «Tallinn Legends» его историю расскажут не только люди, но и… насаженные на кол отрезанные головы, да не просто расскажут, а весело и задорно споют.

Алхимик - вирд, сюрреализм

Эстония является одной из пяти стран, претендующих на изобретение марципана. Казалось бы, причем здесь театр ужасов, но, как оказывается, даже историю появления популярного нынче лакомства можно рассказать и обставить так, чтобы повествование выглядело если не пугающе, то, по меньшей мере, странно.

История об алхимике, который ночь напролет работал над созданием философского камня, чтобы наутро бесследно исчезнуть, воспринимается как что-то абсолютно алогичное, тем более что никаких упоминаний, будто маэстро перед исчезновением получил крупный задаток, вы не услышите. Странности добавляет и сопровождающая рассказ инсталляция с участием живого человека и висящего в воздухе велосипеда.

Русалка - готика, темное фэнтези

Таллинский колодец, который прекрасно сохранился до наших дней, овеян множеством легенд. Это и вход в жилище водяного, и обитель русалки, требовавшей в качестве жертвы живых кошек, которых жители сбрасывали в колодец, - но в рамках шоу «Tallinn Legends» рассказывается другая история - на первый взгляд, странная и мрачная, а на самом деле трагическая. Это рассказ о девочке, найденной на дне колодца и покорившей местных жителей своим пением. Как ни старались горожане заставить ее жить среди людей, всякий раз она возвращалась в колодец. Наконец, они решили выдать ее замуж…

По атмосфере эта часть представления напоминает историю о происхождении названия Девичьей башни таллинских укреплений.

Барон Иоганн фон Икскюль - триллер, драма

История, которую рассказывает последняя комната, является логическим завершением средневековых ужасов. Несмотря на повсеместный беспредел власть имущих, в средние века существовало правило, согласно которому беглый крестьянин, проживший в городе более года, официально признавался свободным. Наверное, не только барон Иоганн фон Икскюль был не согласен с этим утверждением, но в его случае избежать наказания не помогли ни высокое происхождение, ни крупные взятки. В итоге за то, что жестокий дворянин приказал забить до смерти своего беглого крестьянина, успевшего вышеописанным способом обрести свободу, барон сам был обезглавлен. Впрочем, после усекновения его голова осталась такой же злобной и желчной, в чем вы сможете убедиться, услышав историю из ее уст. Можно сказать, что этот эпизод торжества справедливости ознаменовал начало конца мрачного средневековья.

Послесловие

Путешествуя по Эстонии, трудно не заметить, как активно из местных достопримечательностей создаются настоящие аттракционы для туристов, будь то сложные интерактивные стенды в музеях или руины замков, превращенные в тематические развлекательные центры (яркий пример - замок Везенберг в Раквере). Сюда же стоит отнести и театр «Tallinn Legends», стараниями создателей которого городские легенды, да и просто явления, характерные для средневековой Европы в целом, получили оригинальное и очень эффектное воплощение - местами веселое, но в основном атмосферное, мрачное и пугающее.

Совсем недавно редакция WuzzUp всем коллективом отправилась за новыми эмоциями и ощущениями в популярное московское заведение — Театр ужасов «ПСИХОЗ» .

Рассказывать о том, что нас там ожидало, не будем. Мало ли, вдруг, вы захотите сами сходить туда с друзьями.

Вкратце о том, что же это за местечко такое…

«Театр ужаса «Психоз» - это абсолютно новый и уникальный арт-проект на территории России, созданный только с одной целью, показать Вам предел человеческого страха.» Т ак написано на их сайте. И, скажем мы вам, они ни капельки не врут.

Интересные декорации, профессиональная игра актеров и множество различных «фишек» настолько погружают в созданную атмосферу, что в какой-то момент задумываешься, — «А это точно игра?» . А потом еще страшная мыслишка закрадывается в голову, — «А ведь, по сути все фильмы ужасов так и начинаются — с нелепой игры. А еще в начале заварушки все такие веселые…» .

В общем, нам не удалось расслабиться ни на секунду, а когда все закончилось, мы подумали, — «Черт! Уже закончилось? Хотим еще! Надо будет как-нибудь повторить!»

Так вот, е сли вы еще не планировали ничего на выходные, присмотритесь к этому варианту. И, кстати, не забудьте сразу же выбрать уровень страха. Там их три (советуем третий уровень для крепких ребят):

  • Первый Уровень (нормальный);
  • Второй Уровень (кошмар);
  • Третий Уровень (ад).

Официальный сайт ПСИХОЗа: www.psychoz.ru

И напоследок небольшой промо-ролик, смотрим…

В 1897 году французский драматург и chien de commissaire* Оскар Метенье приобрел театр в конце улицы Шапталь, тупика в парижском округе Пигалль, для того чтобы ставить в нем свои скандальные натуралистические пьесы. Самый маленький в Париже, этот театр также был самым необычным. Два больших ангела нависали над оркестровой ямой и неоготической деревянной обшивкой, а ложи с их железными перилами выглядели как исповедальни (собственно, здание одно время было часовней).

Theatre du Grand-Guignol - что буквально означает «большое кукольное представление» - был назван по имени популярного персонажа французского театр кукол Гиньоля, который первоначально выступал в качестве смелого социального критика - рупора шелкопрядильщиков Лиона. Ранние кукольные представления с участием Гиньоля нередко подвергались цензуре со стороны полиции Наполеона III.

Оскар Метенье сам был частой мишенью цензуры, так как имел дерзость описывать социальную среду, которая никогда ранее не изображалась на сцене: жизнь бродяг, беспризорников, проституток, преступников и «апачей», как в то время называли праздношатающихся и мошенников. Более того, он позволял этим персонажам говорить на естественном для них языке. В одной из первых пьес «Гран Гиньоля», «Мадмуазель Фифи» Метенье (по мотивам новеллы Ги де Мопассана), которая была временно запрещена к показу полицейскими цензорами, на сцене впервые появилась проститутка; в следующей его пьесе, «Луи», проститутка и уголовник оказались вместе в одном гостиничном номере. Метенье вырос на представлениях с участием Гиньоля… «Театр Гран Гиньоля» быстро приобрел популярность. Сам этого не осознавая, Метенье заложил первый камень в фундамент репертуара «Гран Гиньоля», которому предстояло просуществовать больше полувека. Мало-помалу и едва ли не случайно на свет появился новый жанр.

В 1898 году на посту руководителя Метенье сменил Макс Морей, который был неизвестен в театральных кругах, но имел практический опыт работы в театре. Именно Морей с 1898-го по 1914-й год превратил «Театр Гран Гиньоля» в дом ужасов. Он оценивал успешность пьесы по количеству людей, которые упали в обморок во время представления, и для пущей важности нанял театрального врача, чтобы оказывать первую помощь самым слабонервным зрителям. И именно Морей открыл новеллиста и драматурга Андре де Лорда - «Принца ужаса». Под влиянием де Лорда (который написал несколько пьес в сотрудничестве со своим доктором, психологом-экспериментатором Альфредом Бине), безумие стало главной темой «Гран Гиньоля». Во времена, когда безумие только становилось предметом научных исследований, а отдельные случаи едва начали описывать, репертуар «Гран Гиньоля» изобиловал пьесами с участием маньяков и людей «с особыми вкусами». Героем пьесы Андре де Лорда и Лео Марчиза «Человек ночи», например, был некрофил, странно похожий на сержанта Бертрана, человека, осужденного в 1849 году за осквернение могил и уродование трупов. В «Жуткой страсти» Андре де Лорда и Анри Боше изображалась молодая сиделка, которая душила вверенных ей детей. (Как и Метенье, де Лорд был частой мишенью цензуры, особенно в Англии, где запланированная постановка двух его пьес на выезде была отменена решением цензоров лорда-гофмейстера**. Театр того времени, упивавшийся водевилями и буржуазными декорациями, не мог дозволить вид крови или трупов на сцене.)

Страх «других» представлялся в «Гран Гиньоле» в бесчисленных вариациях: страх перед пролетариатом, страх перед неизвестностью, страх перед иностранным, страх перед заражением (учитывая количество пролитой крови «Гран Гиньоль» должен был испытывать некоторую тоску по чистоте). Герои Поля Клокемина и Поля Отье в «Смотрителях маяка» и Робера Франчевилля в «Прекрасном полку» заразились бешенством. Проказа косила пассажиров «Заблудившегося корабля» Макса Морея, а прислуга в «Красном отеле» Роланда Дрейфуса пала жертвой загадочной болезни. В нескольких пьесах, и среди них «Девичья комната» Морея, посетитель борделя подхватывал сифилис.

Однако на вершину «Гран Гиньоль» вознесли те границы и рамки, за которые он выходил: состояния сознания под воздействием наркотиков или гипноза. Потеря сознания, потеря контроля, паника: эти темы были близки посетителям театра. Когда драматурги «Гран Гиньоля» заинтересовались гильотиной, более всего их привлекали последние конвульсии, отражавшиеся на отрубленном лице. А что если отделенная от тела голова продолжала думать? Переход из одного состояния в другое был основой жанра.

Камилль Шуази, руководивший театром с 1914 по 1930 год, принес с собой множество спецэффектов, как световых, так и звуковых. Под его руководством постановка стала преобладать над текстом. Однажды он даже приобрел полностью оборудованную операционную под предлогом постановки новой пьесы. В 1917 году он взял на работу актрису Паулу Максу, которая вскоре стала известна как «Сара Бернар*** улицы Шапталь». На протяжении своей карьеры в «Гран Гиньоле» Макса, «женщина с наибольшим количеством покушений в мире», была подвергнута целому ряду пыток, уникальных в театральной истории: она была застрелена из ружья и из револьвера, скальпирована, задушена, выпотрошена, изнасилована, гильотинирована, повешена, четвертована, сожжена, расчленена хирургическими инструментами и ланцетами, разрезана на восемьдесят три кусочка невидимым испанским кинжалом, укушена скорпионом, отравлена мышьяком, съедена пумой, удушена жемчужным ожерельем и исстегана кнутом. Также она была усыплена букетом роз, поцелована прокаженным и подвергнута очень необычной метаморфозе, которую описал один театральный критик: «На протяжении двухсот ночей она просто разлагалась на сцене перед зрителями, которые бы не обменяли свои места на все золото Америки. Это продолжалось добрые две минуты, за которые молодая женщина понемногу превращалась в омерзительный труп».

Чтобы дать зрителям передохнуть от напряжения, вызванного страхом и безумием, вечером драмы в «Гран Гиньоле» сменялись комедиями, создавая своего рода эффект контрастного душа. Таким образом, «испытав ужас», публика могла утешиться пьесами вроде «Эрнестин в ярости», «Толстушка Адель» и «Эй, кокотка!». Хотя «Гран Гиньоль» был популярным театром в обоих смыслах этого слова - в него часто наведывались как проживающие неподалеку местные жители, так и более высоколобая публика из «Комеди Франсез» - он не был общественным заведением. Посещение «Гран Гиньоля» было скорее личным делом, чем общественным, и некоторые зрители предпочитали оставаться неизвестными. По словам очевидцев, обнесенные железными перилами ложи в глубине театра провоцировали определенный «экстремизм», особенно во время понедельничных дневных постановок, когда женщины часто готовились к адюльтеру, полумертвыми от страха бросаясь в объятия своих спутников: флирт в стиле «Гран Гиньоля». Уборщики помещения нередко находили на креслах пятна.

С приходом Жака Жувена, который руководил театром с 1930 по 1937 год, кровавые представления были потеснены в репертуаре психологической драмой. Стремясь к полному контролю над театром, Жувен вынудил уйти Максу, которая, по его мнению, привлекала слишком много зрительского внимания. Бездарность и личные амбиции Жувена ускорили окончательное падение «Гран Гиньоля». Рождение, развитие, смерть: жанр посеял семя собственного упадка, когда превратился в самопародию. Избыток ужасающих мотивов в поздних пьесах стал так велик, что в них уже было сложно поверить. К началу Второй мировой войны театр стал клониться к закату, увлекаемый собственной чрезмерностью. Война нанесла ему последний смертельный удар. Реальность возобладала над воображением, и посещаемость послевоенных спектаклей пошла на убыль. Весной 1958 года Анаис Нин так прокомментировала его упадок в своем дневнике: «Я была предана „Гран Гиньолю“, его высокочтимым мерзостям, которые когда-то вызывали бросавший в дрожь ужас, леденящий кровь кошмар. Все наши страхи перед садизмом и перверсиями выплескивались на этой сцене… Театр опустел». В интервью, взятом непосредственно после закрытия «Гран Гиньоля» в 1962 году, Карл Нонон, его последний руководитель, объяснил: «Мы никогда не сможем соревноваться с Бухенвальдом. До начала войны все верили, что происходившее на сцене было только плодом воображения; теперь мы знаем, что все это - и худшее - возможно».

Примечания:

*Chien de commissaire (фр.) - полицейский, проводящий вместе с приговоренными к смертной казни заключенными последние минуты их жизни.

**Лорд-гофмейстер - высшая придворная должность в Великобритании; до 1968 года выдавал разрешение на постановку пьес.

***Сара Бернар (1844–1923) - известная французская актриса.