Театр ужасов. «Какая-то фантастика

Трагедия Еврипида по версии Тимофея Кулябина случается в зале ожидания в аэропорту и строится на контрасте. Первый акт стерилен, нетороплив и возвышен. Во втором лысая героиня Юлии Пересильд слетает с катушек, конвейер для багажа доставляет истерзанный труп, повсюду размазана кровища, а на плазменных экранах мелькают доказательства несуществования Бога — цитаты великих ученых всех эпох.


Помешательство на поминках

Самый жестокий, аскетичный и суровый спектакль Камы Гинкаса играется в небольшой белой комнате уже 25 лет. Главная героиня — Катерина Ивановна, персонаж второго плана из «Преступления и наказания» Достоевского. Зрители тут автоматически превращаются в гостей на поминках по только что схороненному супругу Катерины Ивановны, все сидят за большим столом и волей-неволей соболезнуют. Все бы ничего, но рассудок у героини Оксаны Мысиной помутился, и на глазах собравшихся случается натуралистическое помешательство с зубодробительным финалом.

Диалог с насильником

Реально произошедшая история, привезенная из США в театр «Практика» режиссером и актером Казимиром Лиске. Маньяк изнасиловал и убил прекраснодушную молодую девушку. Его посадили. Спустя некоторое время отец жертвы начал писать письма преступнику. Завязалась чрезвычайно болезненная переписка на несколько лет; впрочем, с душеспасительным исходом. Артисты Дмитрий Брусникин и Антон Кузнецов озвучивают переписку от последнего письма к первому, отчего коэффициент ужаса в какой-то момент переходит критическую отметку.

Циничное полотно Константина Богомолова о насилии над детьми

Мрачное тихое представление, обернувшееся жуткой рифмой к флешмобу #янебоюсьсказать. Из романа Достоевского «Идиот» Константин Богомолов взял главным образом линии Мышкина, Рогожина, Аглаи и вожделенной всеми Настасьи Филипповны. Последняя в интерпретации режиссера оказывается маленькой девочкой, отчего страсть мужской части списка действующих лиц оборачивается уголовно наказуемой похотью. Мышкина (который в программке — Тьмышкин) Богомолов сыграл сам.

Три часа эстетизированного ужаса несвободы

Эпохальный эксперимент режиссера и драматурга Андрея Стадникова с артистами «Мастерской Дмитрия Брусникина» задумывался как спектакль про Соловецкий лагерь особого назначения. В получившемся трехчасовом спектакле нет ни слова о сталинских лагерях, зато есть несколько советских пьес, поэзия Пауля Целана и набор коллажей из киносценариев европейских и американских фильмов (от «Горькой луны» до «Бронсона») про несвободу и насилие. Сюжета никакого нет и в помине, зато есть мощнейшая волна ужаса, поднимаемая командой актеров, которая в паническом финале окатывает всех присутствующих независимо от степени вовлеченности в материал. Спектакль играли на заводе «Кристалл» до реконструкции, потом на стройке на Сретенском бульваре. Следующей локацией по воле авторов должно стать снова такое место, которого вскоре не станет.

Предсмертная пьеса Сары Кейн в исполнении толпы обезумевших женщин

Драматург Сара Кейн решила умереть ровно в 4.48. Дописала пьесу, назвала ее «4.48 психоз » и повесилась. Это было в 1998 году, однако театральные режиссеры до сих пор не имеют представления, как обходиться с этим текстом выдающегося английского автора. Над спектаклем «Электротеатра» работали люди, не занимающиеся обычно постановкой пьес: объединение мультимедиахудожников AES+F, регулярно представляющее Россию на Венецианской биеннале, и кинорежиссер Александр Зельдович. Текст исполняется едва ли не всей женской частью труппы на фоне пульсирующих грибов-вагин и кровоточащих летающих грудей.

Мрачные средневековые легенды стойко ассоциируются у многих из нас с такими городами, как Прага, Париж и другие, где вершилась история и большая политика еще молодой Европы. В то же время, если отправиться в не так давно ставшую полноправным членом Евросоюза Эстонию, вы встретите там многое из того, за что туристы любят старые европейские города. Замки, узкие городские улочки, готические соборы и, конечно, мрачные легенды и предания. С последними можно познакомиться в рамках 40-минутного хоррор-спектакля «Tallinn Legends», которому и посвящена сегодняшняя статья. Итак, добро пожаловать на темную сторону Таллина.

Вместо вступления

У тех, кто не был в Эстонии, это небольшое прибалтийское государство справедливо ассоциируется с нашим общим советским прошлым, а также с фирменной медлительностью местных жителей, ставшей основой для многочисленных анекдотов. В то же время, если взглянуть на историю эстонской земли, станет ясно, что творили ее, по большому счету, не сами миролюбивые эсты, а амбициозные европейцы: сначала датчане, затем немецкие рыцари и ганзейские купцы, чуть позже - шведы и, наконец, русские. Именно благодаря такому культурному наслоению эстонская столица, город Таллин, по факту является не менее ярким памятником средневековой архитектуры, чем живописные городки Германии или Франции.

По большому счету, действительно мрачных и пугающих мест в Таллине, больше напоминающем сказочный городок с аккуратными разноцветными домами и не менее аккуратными крепостными башенками, нет. Но это только на первый взгляд. Взять хотя бы недавно открытые подземелья крепостных бастионов - нет, никаких древних захоронений а-ля Парижские катакомбы там нет, а вот манекены, изображающие людей, скрывавшихся во время Второй мировой от бомбежек, - есть. Поверьте, этим людям было не до смеха точно так же, как и бомжу, для которого мрачные казематы стали домом уже в начале лихих 90-х. По катакомбам, кстати, регулярно водят экскурсии на русском языке.

Кроме того, именно в Таллине можно воочию увидеть один из наиболее мрачных сюжетов средневековой живописи - так называемую Пляску смерти. Полотно, написанное в конце XV века немецким мастером Берндтом Нотке, недвусмысленно намекает нам на то, что перед лицом смерти равны все вне зависимости от возраста и социального положения. Эпидемии чумы в средние века были в Европе обычным делом и уносили жизни не только бедняков и простолюдинов. Единственное, что остается человеку - расслабиться и получать удовольствие, водя веселый хоровод со скелетами. Сегодня увидеть подлинник Нотке можно в музее церкви Нигулисте.

Ну а величественный шпиль собора святого Олафа или по-эстонски Олевисте - это не только возможность насладиться видами старого города, но и шанс пощекотать нервы. Дело в том, что площадка представляет собой тонкую металлическую конструкцию, опоясывающую покатый шпиль, а ходить придется по видавшим виды доскам. В итоге на смотровой площадке вы не почувствуете себя защищенными - напротив, многих будет одолевать ужас, что хлипкая конструкция вот-вот разрушится или развалятся под ногами гнилые, помнящие еще Эстонскую ССР доски. На этом фоне тот факт, что в шпиль несколько раз ударяла молния, как-то меркнет, хотя собор до сих пор остается самым высоким зданием исторической части города.

Театр «Tallinn Legends»

Театр, который мы предлагаем вам посетить, также находится в старом городе - совсем рядом с Ратушной площадью, по адресу ул. Куллассепа, 7. Над входом висят характерные желтые флажки с изображением черного силуэта так называемого «чумного доктора» с характерной маской-клювом, набитой чесноком и лекарственными травами, которые, как считалось, препятствовали заражению. Помимо этого, зрителей активно зазывают ряженые в средневековые костюмы молодые люди. Делают они это настолько эмоционально и настойчиво, что невольно задаешься вопросом, не подвергают ли их самих средневековым пыткам, если зрителей приходит немного.

Кстати, перед тем, как идти в театр, рекомендуем посетить официальный сайт «Легенд Таллина» , поскольку там периодически предоставляются возможности приобрести билет со скидкой. Изначально стоимость посещения театра составляет от 16 до 20 евро в зависимости от сезона.

Специфика представления такова, что, в отличие от классического спектакля, где актеры и декорации находятся на обособленной сцене, здесь действо будет разворачиваться непосредственно вокруг вас. И не надейтесь, что, если какой-то объект окажется от вас в непосредственной близости, это значит, он полностью безобиден. Кроме того, хоть вовлечение зрителей в процесс и минимально, но это не значит, что его нет вовсе. Истории будут рассказаны последовательно и каждая - в отдельном помещении, начиная с первой комнаты - вводной. Основных же залов - восемь.

Ну а теперь, собственно, о представлении. Шоу «Tallinn Legends» объединило в себе, пожалуй, все основные темные жанры, так или иначе нашедшие воплощение в кинематографе.

Башня собора Олевисте - фильм-катастрофа

Это сегодня смотровая площадка собора - прекрасная возможность пощекотать нервы для тех, кто боится высоты. В средние века, будучи самой высокой постройкой в городе, колокольня не раз принимала на себя удар молнии, фактически, играя роль громоотвода. Сама башня, правда, по этой же причине неоднократно горела и рушилась.

Согласитесь, абстрактный страх высоты - ничто по сравнению с тем, что здание, в котором вы в настоящий момент находитесь, может неожиданно подвергнуться удару небесной стихии. Сегодня у посетителей театра есть возможность испытать те же ощущения, что и люди, находившиеся на башне во время грозы. В этом им поможет специально оборудованная кабина, передающая удары молнии на физическом уровне.

Легенда Девичьей башни - готическая трагедия

Здесь эффект создается за счет мрачного освещения и игры актрисы, от лица которой и ведется повествование. Дотошные историки могут сколько угодно говорить, что название башни произошло в результате искажения фамилии одного из ее капитанов, Хинса Мегхе (Mädchenthurm - нем. «Девичья башня»), но мы-то знаем, что в средние века нередко при закладке крепости или замка в стену замуровывали живого человека, так почему средневековый Таллин должен быть исключением? При этом замуровывали не кого попало - как правило, это должна была быть девушка, причем желательно из хорошей семьи и… стоп, об этом она расскажет сама.

Чума - исторический триллер

Черная смерть - еще одна визитная карточка эпохи средневековья, и Таллин не исключение. Перемежая повествование всякий раз заставляющими содрогнуться ударами гонга, рассказчик последовательно развенчает попытки жителей города противостоять заразе. Здесь не поможет ни набитая чесноком маска - тот самый «чумной доктор», - ни бегство, ни молитва, ни «пир во время чумы». Здесь впору вспомнить упомянутое выше полотно «Пляска смерти», поскольку перед лицом Чумы все оказываются равны. И в кульминационный момент вы действительно увидите пляску Смерти, но не в виде неподвижной картины.

Инквизиция - классический скример

Это еще одна из «темных» визитных карточек средневековья. Сегодня монастырь доминиканцев, которых изгнали из города в 1525 году лютеране, вряд ли заслуживает звания визитной карточки старого города, но когда-то именно доминиканские монахи вершили суд инквизиции, зачастую отправляя на костер невиновных. Название ордена созвучно латинскому словосочетанию Domini canes , что в переводе означает «Псы господни» - именно такое прозвище закрепилось за орденом. Сами доминиканцы, впрочем, ничего не имели против такого сравнения, поместив на свой герб собаку с горящим факелом.

Именно собаки и играют ключевую роль в той части представления, которая разворачивается в комнате инквизиции. Вы думаете, что они так и будут сидеть тихо и неподвижно? Ну-ну…

Война - черная комедия

Вообще-то Таллин изначально задумывался как торговый порт, но близость к границе с Русским царством периодически давала о себе знать. Яркий пример - Ливонская война 1558-1583 годов, во время которой шведскими войсками в Прибалтике командовал Понтус Делагарди. Происходил он из старинного французского дворянского рода, успел проявить себя и как талантливый полководец, и как дипломат, а еще ходили слухи, будто он приказывал сдирать кожу с убитых врагов для изготовления, так сказать, одежды и аксессуаров. В театре «Tallinn Legends» его историю расскажут не только люди, но и… насаженные на кол отрезанные головы, да не просто расскажут, а весело и задорно споют.

Алхимик - вирд, сюрреализм

Эстония является одной из пяти стран, претендующих на изобретение марципана. Казалось бы, причем здесь театр ужасов, но, как оказывается, даже историю появления популярного нынче лакомства можно рассказать и обставить так, чтобы повествование выглядело если не пугающе, то, по меньшей мере, странно.

История об алхимике, который ночь напролет работал над созданием философского камня, чтобы наутро бесследно исчезнуть, воспринимается как что-то абсолютно алогичное, тем более что никаких упоминаний, будто маэстро перед исчезновением получил крупный задаток, вы не услышите. Странности добавляет и сопровождающая рассказ инсталляция с участием живого человека и висящего в воздухе велосипеда.

Русалка - готика, темное фэнтези

Таллинский колодец, который прекрасно сохранился до наших дней, овеян множеством легенд. Это и вход в жилище водяного, и обитель русалки, требовавшей в качестве жертвы живых кошек, которых жители сбрасывали в колодец, - но в рамках шоу «Tallinn Legends» рассказывается другая история - на первый взгляд, странная и мрачная, а на самом деле трагическая. Это рассказ о девочке, найденной на дне колодца и покорившей местных жителей своим пением. Как ни старались горожане заставить ее жить среди людей, всякий раз она возвращалась в колодец. Наконец, они решили выдать ее замуж…

По атмосфере эта часть представления напоминает историю о происхождении названия Девичьей башни таллинских укреплений.

Барон Иоганн фон Икскюль - триллер, драма

История, которую рассказывает последняя комната, является логическим завершением средневековых ужасов. Несмотря на повсеместный беспредел власть имущих, в средние века существовало правило, согласно которому беглый крестьянин, проживший в городе более года, официально признавался свободным. Наверное, не только барон Иоганн фон Икскюль был не согласен с этим утверждением, но в его случае избежать наказания не помогли ни высокое происхождение, ни крупные взятки. В итоге за то, что жестокий дворянин приказал забить до смерти своего беглого крестьянина, успевшего вышеописанным способом обрести свободу, барон сам был обезглавлен. Впрочем, после усекновения его голова осталась такой же злобной и желчной, в чем вы сможете убедиться, услышав историю из ее уст. Можно сказать, что этот эпизод торжества справедливости ознаменовал начало конца мрачного средневековья.

Послесловие

Путешествуя по Эстонии, трудно не заметить, как активно из местных достопримечательностей создаются настоящие аттракционы для туристов, будь то сложные интерактивные стенды в музеях или руины замков, превращенные в тематические развлекательные центры (яркий пример - замок Везенберг в Раквере). Сюда же стоит отнести и театр «Tallinn Legends», стараниями создателей которого городские легенды, да и просто явления, характерные для средневековой Европы в целом, получили оригинальное и очень эффектное воплощение - местами веселое, но в основном атмосферное, мрачное и пугающее.

Тот факт, что римский император Калигула возвел свою лошадь в сенаторское достоинство, формально сделал ее, быть может, самым высокопоставленным и привилегированным животным в истории, хотя Гаврила Державин протестовал, утверждая, что конь «не мог сиять, сияя в злате». На самом деле это была не очень завидная участь, в годы правления Калигулы известность и достоинство были достаточным основанием для смертной казни. Мы не знаем дальнейшей биографии этой конкретной лошади, но большинству животных, с которыми мы вступаем в контакт, не очень приходится рассчитывать на нашу пощаду, даже если им не пожалован титул. Самая легкая доля, на которую они вправе надеяться, это быть откормленными и съеденными.
Кошкам, однако, так легко не отделаться, потому что едят их редко. Но зато устроить им такую жизнь, чтобы не показалась римским сенатом, мы наловчились довольно хорошо — в Cредние века и позже в числе излюбленных забав населения Европы были кошачьи холокосты: хвостатых пособников дьявола отлавливали, набивали ими огромные мешки и сжигали с карнавальным ликованием. Сегодня таких публичных празднеств уже нет, но топить котят в некоторых субкультурах пока не отвыкли.
Все это, конечно, гримасы и пережитки проклятого прошлого. Сегодня кошкам, казалось бы, выпал счастливый билет, они попали в число самых любимых домашних животных, опередив кое-где собак. Свидетельством их популярности могут быть многие европейские языки, включая русский, в которых наиболее употребительные ласкательные эпитеты и междометия связаны с кошками — впрочем, русскому зайцу аналогичная слава помогла мало.
Кто-то должен был сделать логический шаг и попытаться извлечь из кошек прямую, то есть конвертируемую пользу, не ограничиваясь умильными фотографиями котят, избежавших проруби. Этот шаг сделал Юрий Куклачев со своим «театром кошек», то есть кошачьим цирком. Кошки издавна известны как своенравные и не поддающиеся дрессировке животные — тем замечательнее заслуга первопроходца, сумевшего заставить их преодолеть этот предрассудок.
Ключевое слово тут, конечно же, «заставить». В природе тигры не прыгают сквозь горящие обручи, медведи не ездят на велосипедах, кошки не ходят на передних лапах. Как их приохотить к тому, к чему у них охоты явно нет? Очевидный способ — жестокостью. Как тут не вспомнить старинный анекдот про мумию, которую археологи не могли опознать, пока не прибыли эксперты КГБ и она сама во всем не созналась?
Или все таки лаской? Каждый хозяин кошки знает, что она способна на многое. Беда в том, что заставить ее регулярно повторять смешные трюки, особенно при большом стечении народа, категорически невозможно. Тут нужна ласка поистине индустриальной силы.
Когда мы были детьми, нас пытались уверить во многом, в том числе в том, что советский цирк дедушки Дурова — самый гуманный на свете. С тех пор многие иллюзии рассеялись, в том числе потускнела и эта. Но Юрий Куклачев настаивает на том, что он является исключением из общего правила, и что его животные не могут на него нахвалиться. Он был удостоен ряда международных наград, в том числе, как упоминает в целом пустынный и безлюдный сайт его театра, за кошачий спектакль протеста против использования натурального меха.
Неприятные слухи, тем не менее, просачивались, на интернет чехла не накинешь. Кто-то упоминал о страшной вони и отчаянном голодном мяукании при перевозках, другие — о раскаленных плитках, на которые стряхивали животных, обучая вспрыгивать на плечи благодетелю. Упоминались выброшенные в мусорник утопленные котята. Тут бы, конечно, имело смысл привести ссылки, но мешает вот какая деталь. В прошлом году владельцы ряда сайтов с подобными наблюдениями получили уведомление за подписью лица, звучно отрекомендовавшегося как «пресс-атташе» театра кошек.
На вашем ресурсе x размещена информация заведомо лживого, клеветнического характера, оскорбляющая честь и достоинство народного артиста России Юрия Куклачева, а также порочащая репутацию государственного учреждения культуры города Москвы Театр кошек Куклачева... В случае если указанные материалы не будут удалены с сайта x в течение семи календарных дней с момента получения данного письма, мы будем трактовать это, как готовность владельца ресурса отвечать за публикации в суде...
Это письмо отбило охоту к чрезмерной гласности у многих — но не у математика Михаила Вербицкого, человека, довольно широко известного в русском интернете, администратора сайта lj.rossija.org, задуманного как неподцензурная альтернатива livejournal.com. Он собрал у себя в блоге многие из вышеперечисленных наблюдений. Ему и пришлось в конечном счете отвечать перед судом. Суд отверг обвинения в клевете, но приговорил Вербицкого к штрафу за лексику , к которой он прибегал, характеризуя методы дрессировки и личность дрессировщика.
Установить реальные факты трудно, поскольку потенциальные информаторы явно запуганы примером Вербицкого. Мне удалось списаться с ветеринаром Николаем Логиновым, у которого в свое время была клиника при театре Куклачева, и он описал некоторые из жестоких методов, в том числе удавку, в которую попадает животное, не совершив требуемого прыжка. Он также сообщил, что Куклачев пренебрегал кастрацией, а котят просто выбрасывал. Логинов, конечно, может быть заподозрен в пристрастии, поскольку дрессировщик резко порвал с ним отношения, но сам Куклачев на уже упомянутом сайте приводит в доказательство своей гуманности тот факт, что дает своим кошкам по крайней мере раз окотиться, потому что в противном случае им якобы грозит рак. Этого мне лично достаточно, чтобы понять степень осведомленности великого друга кошек об их физиологии.
Тут же, впрочем, он разместил, очевидно в порядке похвальбы, заметку из «АиФ» о том, что некий кот Борис «вывел из строя 25 актрис». Если у кого-то хватит воображения представить себе Юрия Куклачева, пекущегося о судьбе помета 25 кошек (не говоря уже о кошках, вышедших на пенсию), я вынужден признаться в нищете своего собственного и хотя бы мысленно прибегнуть к лексике, инкриминируемой Вербицкому.
Насколько я понимаю, штраф, который ему присужден, в настоящее время оспаривается, и в целом решением суда Вербицкий не расстроен. Но меня со стороны поражает тот факт, что судьба самих животных осталась за пределами внимания юстиции, равно как и обвинения в жестокости, имплицитно выдвинутые против Куклачева. В конце концов, сами кошки никакими правовыми полномочиями не обладают и дела возбудить не могут.
Впрочем, в России они не обладают и правами. На проект закона о защите животных в свое время наложил вето тогдашний президент Путин, отметив, что эта область уже в достаточной степени регулируется, в частности, законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Похоже, он не видит особой разницы между собственным лабрадором Кони и охотящейся на него блохой.
Мне могут возразить, что в России даже существующие законы об охране людей соблюдаются без чрезмерной тщательности, а органы, призванные заниматься этой охраной, практикуют в основном вымогательство, пытки и контроль над приростом народонаселения путем стрельбы в супермаркетах и езды по встречной полосе. Не буду вдаваться в юридические импликации такого аргумента, но нравственной критики он не выдерживает. Мы не можем бросить все силы на борьбу с убийствами, а грабежи и изнасилования оставить в покое до лучших времен. Мораль не делится на половинки.
Ситуация с охраной прав животных ставит Россию особняком среди большинства сегодняшних развитых обществ, хотя я понимаю, что это не единственное, что ставит ее особняком. Курсы по этике в отношении животных преподаются в большинстве юридических школ США. Но я пока не стану углубляться в эту этику, а хочу ограничиться самой минимальной платформой. Наше отношение к животным характеризует в первую очередь нас самих, именно этому учат нас «Муму», «Холстомер» и «Каштанка». Иммануил Кант, который еще не признавал животных объектами этики, тем не менее считал, вслед за Джоном Локком, что жестокое отношение к ним дегуманизирует самого человека. И уж никак нельзя вынести за пределы морали ложь.
Ложью, в данном случае, является утверждение, что существует «гуманный» цирк с участием животных. Догадки тех, кто относится к животным с любовью, а не с корыстью, верны: их можно научить многому, но не тому, чего они откровенно боятся и не любят, их страх преодолевается лишь еще более сильным страхом наказания со стороны «дрессировщика». Сегодня ведущие цирковые труппы мира, в том числе знаменитый канадский Cirque du Soleil, отказываются от использования животных в своих программах, а в отношении тех, которые медлят, организуются бойкоты. Судя по всему, что диктует здравый смысл и совесть, место «театра кошек» Куклачева — в числе последних.


Театр «Гран-Гиньоль» (Le Théâtre du Grand-Guignol ) в Париже был местом, где драматурги ставили ужасающие спектакли о насилии и мести в стенах бывшей часовни. В течение 65 лет работы «Гран-Гиньоля» было представлено более тысячи постановок, которые шокировали и восторгали аудиторию. Этот театр остался в истории как один из популяризаторов жанра ужасов для развлечения.






Название «Гран-Гиньоль» тесно связано с шокирующими кровавыми представлениями, являясь квинтэссенцией театрального ужаса, хотя первоначальная миссия театра была совершенно иной. «Гран-Гиньоль» был основан в 1895 году французским драматургом Оскаром Метенье (Oscar Méténier). Он купил старую часовню, расположенную в конце глухого переулка в Монмартре, и переоборудовал в театр, оставив готические религиозные украшения нетронутыми. Деревянные ангелы свисали с потолка и возвышались над оркестром. Решетчатые загородки для исповеди превратились в частные кабинки, а деревянные скамейки переместились на балкон. Всего лишь в 293 места, театр был самым маленьким в Париже, но его устрашающее готическое оформление сделало его единственным в своем роде, не говоря уже о необычных постановках.





Метенье открыл «Гран-Гиньоль» как «натуралистический» театр. Натурализм был популярным течением в европейской драме XIX века, в котором традиционные сюжеты происходили в реалистичных условиях повседневного бытия. Однако, взгляды Метенье на натурализм больше склонялось к «низкой» стороне жизни. Во многих из его пьес изображались падшие женщины, преступники и уличные мальчишки - персонажи, к которым зритель относился с неодобрением. Одну из постановок о проститутке, «Мадемуазель Фифи», полиция даже временно запретила. Хотя пьесы Метенье были спорными в их описаниях низших слоев общества, они были далеки от мрачных и аморальных сюжетов, которые скоро пришли в стены «Гран-Гиньоля».





В 1897 году театр был передан Максу Мори (Max Maurey), который повел «Гран-Гиньоль» в направлении жанра ужасов. Под руководством Мори в театре было поставлено множество пьес, от комедий до драм. А когда театральный сезон закончился, начали ставить произведения наподобие «Сердце-обличитель» Эдгара Аллана По. В них затрагивались социальные и политические темы, а также жестокие истории убийства, мести, галлюцинаций и насилия.





В 1901 году поставили новые пьесы авторства Андре де Лорда (André de Lorde). Это были жуткие произведения. Де Лорде сочинял истории о няне, убивающей детей, о безумном докторе, который сделал лоботомию из мести, о ревнивой женщине, выколовшей ножницами глаза более красивой конкурентке.

За время своего пребывания в «Гран-Гиньоле» де Лорде написал 150 пьес, которые ознаменовали самую знаковую эпоху в жизни театра. Тихий библиотекарь днем, де Лорде получил прозвище «Принц насилия» за его сценарии ночью.





В 1910-х гг. повышается реалистичность постановок. Пьесы о сексе и насилии сами по себе шокировали, но в «Гран-Гиньоль» добавили еще больше ужаса с помощью спецэффектов. Кровь хлестала из ран, а тела разрезали на куски. Вместе с театральным освещением и озвучкой ощущения были настолько шокирующим, что иногда вызывали панику. Зрители вызывали врачей или полицию прямо во время выступлений. Однажды в сцене с переливанием крови сразу 15 человек потеряли сознание.

Популярность театра продолжала расти, достигнув своего пика в период между двумя мировыми войнами. Театр стал туристической достопримечательностью и настоящим хитом. Как и во многих страшилках, в постановках «Гран-Гиньоль» жертвами чаще всего становились женщины. В это время его главной актрисой была актриса Паула Maxa (Paula Maxa). Она заработала сомнительный титул «самой убиваемой женщиной в мире». За ее карьеру с 1917 по 1930-е гг. ее «лишали жизни» более 10000 раз. Она получала удары ножом, в нее стреляли, душили, отравляли, и ее даже съедала пума. Вызывает беспокойство, что она подвергалась сексуальному насилию на сцене 3000 раз.





Статья в журнале TIME описывает жуткую сцену одной из постановок: «Очередная жертва была с кляпом во рту, связана и избита. Затем кончики ее грудей обрезали садовыми ножницами, а ее глаза вынули с помощью столовой ложки и ножа».

Но все сопровождающееся тошнотой и садистскими развлечениями не могло продолжаться бесконечно. Когда началась Вторая мировая война, театр потерял былую популярность. Но даже после войны его посещали известные гости, среди которых Хо Ши Мин и король Румынии, у которого даже была комнатка в закулисье театра, где он спал со своей любовницей. В 1962 году известный театр закрыли. Его директор заявил, что «мы никогда не сможем сравниться с Бухенвальдом. До войны каждый считал, что происходящее на сцене невозможно в реальной жизни. Но теперь мы знаем, что эти вещи, и даже хуже, возможны».

Театр «Гран-Гиньоль» видел много ужасных сцен, но это все были постановки, в отличие от .