Что такое счастье тема любви. Что такое любовь: стадии, любовь и страсть, факты

Конспект урока

«Почему не состоялось счастье

Татьяны Лариной и Евгения Онегина?

(Тема любви в р.

«Евгений Онегин».)

Урок, завершающий углублённое

прочтение романа.

Урок, обучающий сочинению-рассуждению.

Урок, обучающий составлению плана

обычного и плана цитатного.

Учитель:

Цели урока:

1. Закончить углублённое прочтение романа «Евгений Онегин».

2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.

3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения - рассуждения, назвать составляющие его компоненты.

Основная задача урока:

обучение составлению плана сочинения.

Технологии:

групповой, исследовательский, творческий.

Оборудование:

Иллюстрации к роману и рисунки учащихся;

Грамзаписи арии Онегина и Татьяны;

Тексты романа;

Учебник по литературе 10 кл. ;

Оформленная доска.

План. (Урока и как план сочинения).

Обычный

Цитатный

І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.

ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.

1. В плену у книг и света.

2. Встреча героев. (Деревня).

3. Письмо Татьяны.

4. Свидание в саду.

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).

6. Новая встреча. (Петербург.)

7. Последнее свидание. Разлука навсегда.

ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа - несостоявшегося счастья любимых героев автора.

«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».

Вступление.

І. «Любовь - это сердце всего».

Основная часть.

ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни».

1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».

Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».

2. Она : «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»

Он: «Скажи, которая Татьяна?»

3. Она : «Я узнаю, ты мне послан богом».

Он

4. Она «внимала чуть дыша».

Он : «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».

5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал».

Она

6. Он : «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»

Она «… его не замечает».

7. Он : «Как я ошибся, как наказан!»

Она

Заключение

ІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый».

(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох).

Подготовительная работа.

1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).

3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы:

Как заканчивается роман? (8 глава).

О ком и о чем весь роман?

Ваше понимание (и):

что такое любовь?

что такое счастье? Соотносятся ли они?

При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин?

Почему Онегин не ответил взаимностью , хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту?

Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны?

Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его?

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями?

Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки?

Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму?

Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину?

Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?

Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным?

Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно).

Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны?

А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?

Индивидуальные задания.

1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).

3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)

4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?

Оформление доски к уроку.

Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая - пустая).

Ход урока.

І. Вступление.

«Любовь - это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.)

1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)

2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь - это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)

У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).

Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)

Любимая работа жизнь

любимые друзья страсть

страдание

семья, дети

несчастье болезнь

счастье недуг

3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)

Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.

Записываем первый вывод:

Любовь и счастье - очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова - синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.

Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.

Переходим к основной части наших рассуждений.

ІІ. Основная часть.

1. В плену у книг и света.

1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)

2. Беседа с учащимися.

Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)

Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений ? (И то и другое.)

Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках? (Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)

Записываем вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).

Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. («Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)

2. Встреча. (Деревня).

Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)

Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)

Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она : «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он : «Скажи, которая Татьяна?»

3. Письмо (Татьяны).

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны.

Вопрос к классу:

Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?

Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)

Она : «Я знаю, ты мне послан богом».

Он: «… письмом невинной Тани тронут».

4. Свидание. (В саду.)

Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

(Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его - загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

Почему Онегин не воспользовался божественным даром , который послала ему судьба?

(Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».

Она : «… внимала чуть дыша».

Он : « Напрасны ваши совершенства,

Их вовсе не достоин я».

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.)

Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

(« Пружина чести - наш кумир.

И вот на чём вертится мир!»)

Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».

Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

Он : «Ещё одно нас разлучило,

Несчастной жертвой Ленский пал».

(Или «Ото всего, что сердцу мило ,

Тогда я сердце оторвал».)

Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:

об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;

о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.

6. Новая встреча. (Петербург.)

Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?

(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)

А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил !)

Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он : «Богиня царственной Невы!» Она : «… его не замечает».

Давайте воочию увидим это.

7. Инсценировка. «Последнее свидание».

(Сцена последнего свидания

Онегина и Татьяны.)

Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.

Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)

Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)

Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он : «Как я ошибся, как наказан». Она : «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

8. Какие ошибки совершили они оба?

(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

Вывод : Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…

Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?

(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская - в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.

9. (Музыкальная пауза.)

ІІІ. Заключительная часть урока.

«Даль свободного романа».

1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.

Вопросы к классу:

Что вы можете сказать о композиции романа?

Какова в ней роль 8 главы?

В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)

Затем Я. (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.

Сначала: Она любит его,

Он не замечет её.

Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.

Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедь

Часто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.

Критики, читатели о романе.

2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?

(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.

Вопрос к классу : - Однозначны ли их мнения?

Ответ : «Нет, разные. Да, многие совпадают…»

Вопрос : «А почему так?»

Ответ : …

Вывод (учитель) : потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней - умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.)

2-я музыкальная пауза.

вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)

Вот перечень этих тем.

1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману «Евгений Онегин».)

2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа «Евгений Онегин».

3. «Где нет страстей,

Где нет печали-

Там нет жизни.

В. Белинский

(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)

4. «Я так люблю Татьяну милую мою».

А. Пушкин

5. Особенности жанра и композиции романа «Евгений Онегин».

6. Моё мнение об Онегине. (По роману «Евгений Онегин».)

И нетерпеливо ждут, когда «любовь нечаянно нагрянет». В уверенности, что вот тогда-то мощным, сильным аккордом зазвучит яркая, полновесная радость жизни. Всех очень подогревает миф, что «человек рожден для счастья как птица для полета». И что любой из нас от рождения обладает способностью любить.

Может и обладает, только отчего это никому не приходит в голову, что без развития любые способности могут зачахнуть.

Что это за способности? Почему к одному человеку тянутся, а от другого шарахаются? Чем надо обладать, чтобы тебя любили? Деньгами? Положением? Умом? Лицом? Одеждой?

Ничем из вышеперечисленного. Надо всего лишь иметь полноценную эмоциональную сферу. И чем богаче у человека палитра переживаний, тем привлекательнее он для окружающих. Потому что в нем горит живой огонь, к которому тянутся и женщины, и мужчины. Эмоционально-полноценный человек одиноким не бывает!

Эмоции – тема непопулярная. Об эмоциях не бывает дискуссий и полемик в телевизоре, их не обсуждают на кухне. Ими вообще не интересуются. Можно сказать, что эта тема в обществе закрыта. Вернее, никем не тронута. Это сакральное знание скрыто от всех потому, что оно не востребовано.

Между тем, вся жизнь человеческая построена на эмоциях, завязана и крутится вокруг них. Чтобы получить ощущения, впечатления и переживания, люди читают книги и слушают музыку, заводят хобби, ходят на веселые дискотеки и в сложные походы.

Думаете, люди мечтают о славе и власти? Нет, о тех переживаниях, которые они могут подарить. Даже деньги зарабатывают, чтобы купить эмоции. Потому что новая яхта или старенький велосипед, дешевая фенечка или натуральные бриллианты, пикник в соседней роще или круиз вокруг света ценны только ощущениями, которые они приносят.

Мало того, истоки любого творчества берут свое начало в эмоциях. Чтобы что-то создать, человек должен этим гореть. И секрет харизмы, о которой столь многие мечтают, скрыт там же – в мощной, глубокой, «многоцветной» эмоциональной сфере.

С точки зрения науки, и любовь, и счастье – это высшие эмоции, которые присущи только человеку.

У животных любви нет, так как нет высших эмоций. И они отлично без нее обходятся. Вон, у волков стабильные моногамные пары, когда волчица сидит «в декрете», волк не пьет, налево не бегает, а исправно таскает ей еду. Некоторым людям бы поучиться.

Правда, животные не бывают счастливы. Они способны испытывать удовольствие, но не счастье. У них этого центра в мозгу нет.

А у человека есть. Возможно, поэтому и счастье, и любовь относятся, скорее, к категории божественного.

Однако, в человеке удивительным и вовсе не гармоничным образом сочетаются животное и божественное начала.

Свойственное человеку отвращение к напряжению заставляет его мечтать, как бы поиметь счастья, но без усилий. И тогда счастьем объявляется сытый покой, как у животных в зоопарке. А любовью зовется все подряд, от сексуального влечения до социальной установки: «пора иметь семью».

Если бы мечтающие о любви слушали не только модные песенки, но и читали умные книги! Они бы узнали, что любовь далеко не всегда приносит радость и наслаждение. Никогда покой. Иногда смерть.

А про счастье в энциклопедическом словаре написано, что это «ощущение полноты и осмысленности жизни». Боюсь, речь идет не о внешних показателях – семья -карьера-дом-полная-чаша, а о чем-то совсем другом, известном не многим. Когда жизни не боятся и не придумывают. Когда ее воспринимают во всем ее многообразии и отзываются на ее знаки, как чуткий камертон. И за это она кипит внутри человека и вокруг него.

Между прочим, самые яркие ощущения человек переживает от счастья, не свалившегося ему на голову, а выстраданного. Когда он смог, добился, завоевал, достиг. Это редкие состояния. Они действительно связаны с любовью. Иногда к человеку. Иногда к Делу. Всегда к Жизни.

Удивительно, что об этой важнейшей сфере в жизни человека ходят исключительно вымыслы и домыслы. О том, как развить волю, память, интеллект, написаны кучи книг. Об эмоциях никогда не говорят «развивать», а исключительно – «контролировать». Это означает любыми путями избегать «негативных» чувств. Большинство людей почему-то уверены, что человеку страх и злость не нужны. Что природа и Господь Бог сотворили их по неразумению. И задача человека это лишнее из себя убрать.

Так в середине ХХ века осушали болота, не принимая во внимание, что в природе свои законы. Болота исчезали, но с ними исчезали насекомые, за ними вымирали птицы – нарушалась экология.

Как и в природе, в человеческой душе ничего ненужного нет. У каждого чувства своя функция и свое назначение. Нет эмоций плохих или хороших, есть адекватные и неадекватные, к месту и не к месту.

Как и в природе, в эмоциональной сфере человека свое сложное и хрупкое равновесие. Его легко нарушить, но так трудно восстановить.

Человек с хорошо развитой эмоциональностью получает несравненно больше удовольствия от работы и отдыха, от общения с искусством, людьми и природой, от еды и секса… от жизни! О таком человеке говорят: в нем есть кураж, драйв.

А еще в этих людях ощущается внутренняя независимость. Немудрено, что они раздражают общество. Ведь они чувствует по-своему, а не «как принято»! Поэтому охотников загнать божественный дар в прокрустово ложе много. Тут и государство, которому нужны безгласные роботы. И любящие родители , старательно обрезающие ребенку крылья, чтоб далеко не улетел. Ах нет, никто не хочет зла. Но как часто преступления совершаются не по злому умыслу, а от безграмотности.

Появились и разного рода тренинги, которые занимаются выхолащиванием эмоций. Они обещают научить вас быть вечно счастливым или, как минимум, всегда в хорошем настроении. Называется «во всем видеть позитив». Это как? Никогда не испытывая страданий? Ни от ошибок, на которых, как известно, учатся, ни от собственной глупости или подлости? Душевная боль – знак, маяк, ориентир, она сигнализирует, она кричит – пойми и поумней! Боль – это прикосновение Бога. К. Кедров.

Нынешняя модная фишка, которой обучают на тренингах, – выслеживать и отсекать у себя «плохие» чувства, душить их на корню, прямо с утра. Но пока человек с энтузиазмом варвара давит в себе гнев и возмущение, одновременно в нем умирают их антиподы – восторг и восхищение. Таким образом, человек делает из себя душевного инвалида. «Если ты не можешь испытывать бешенство, ты не сможешь испытать любовь». Шри Раджиниш

И даже если появится добрая фея, которая отправит такого человека на бал Жизни; даже если там, на балу, его будут приглашать самые красивые и умные люди планеты… Ничего особого он не испытает. Потому что при бедной эмоциональной сфере любое событие, попадая в это полумертвое болото, вызовет лишь короткий всплеск ощущений. Негромких и неярких. И мы опять свалим все на «не повезло».

Впрочем, винить тренинги грех. Они всего лишь исполняют мечту среднестатистического человека о Контроле над чувствами.

Думаю, многих бы вполне устроило, если бы эмоции продавались разлитые по бутылочкам. Что-то вроде домашнего бара-холодильника. Чтобы когда душа взалкает, можно было достать, выпить рюмочку и убрать назад. Например, раз в неделю по субботам. Или раз в год в отпуск.

Наверное, если бы существовал бутик по продаже чувств, он пользовался бы большим успехом. Представляю диалог с продавцом в подобной лавке.

– Дайте мне немного Тихой Радости.
– Может, еще чего возьмете? Восторгу?
– Нет, это слишком громко. За шум соседи могут милицию вызвать.

– Восторг, он же внутри вас будет.
– А чем он хорош?
– Он захлестывает, захватывает…
– Захватывает? Да тогда я сама милицию вызову!
– Извините, а Настоящая Любовь у вас есть?
– Конечно!
– А это не опасная эмоция?
– Она делает человека уязвимым.
– Тогда не надо. Дайте Легкой Влюбленности и Слабого Сексуального Влечения.

– Может, Страсть?
– Ну что вы, я же порядочная женщина!
– А мне дайте Ощущений Праздника Жизни. Ой, а что это они так сильно переливаются? А нет ли какого-нибудь регламентированного праздника?

– Это же не праздник…
– Ничего, мне сойдет. А то подсядешь на эти ваши Сильные Эмоции, еще не дай бог, полюбишь Жизнь. Зато когда все не очень – умирать не жалко...

20 лет я занимаюсь эмоциональной сферой. Первые годы мне приходилось буквально по крупицам собирать о ней знания , искать литературу и специалистов. Прошло много времени прежде чем я смогла работать с эмоциями, не боясь нанести вред. Естественно, что у меня вызывает ужас, когда все, кому ни заблагорассудится, лезут в эту тонкую сферу кто с кувалдой, кто с молотком, кто с бархатной удавкой.

Может быть, поэтому здоровая, полноценная эмоциональная сфера, не искалеченная родственниками и социумом, встречается крайне редко? Может быть, поэтому так редки настоящие, не дистиллированные чувства: вкус к жизни, вкус от жизни, и любовь, и счастье?..

Как у всех, у меня бывают дни тяжелые и легкие. Но всегда, когда я еду на работу, во мне вместо крови играет и кипит шампанское. Когда возвращаюсь, бывает по-разному, в зависимости от того, как прошла группа, которую я веду. Иногда в груди черная дыра. Иногда фейерверк.

Но к концу недели у меня набирается живой, благоухающий букет из разных впечатлений. За месяц появляется оранжерея, за год – громадный сад. Представляете, я в этом саду живу! И все цветы там настоящие. Я вызываю воспоминание, и оно оживает, я могу погрузиться в него, услышать запахи, звуки, ощутить вкус.

Я знаю, что такое страх, тоска, ненависть. Но я знаю и что такое нежность, ликование, восхищение, и как это – парить в облаках, и как это – умирать и возрождаться в любви…

Есть цветы, на которые мне смотреть стыдно. Или больно. Но я их не выпалываю. Ведь это драгоценный эмоциональный опыт моей единственной и неповторимой жизни.

Лев Толстой считал, что «все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света». Готова подписаться под этими словами кровью. И шампанским!

Институт психоанализа
Факультет психологии

«Любовь - это счастье или нет?»

Выполнила: Ионова Н.В.,
I курс, группа 117

Москва 2010

Любовь, как и все естественное - штука очень простая. И я легко могу дать определение любви. Любовь - это то, что делает тебя счастливым. Это такое чувство, которое приносит счастье.

Как часто мы принимаем за любовь что угодно. Сколько книг написано о "несчастной любви", какое количество страданий сопровождает такую "любовь"! Но любовь никаких страданий не несет. Только счастье и радость. Болезнь не может быть любовью. Влюбляться – это счастье! А взаимная любовь – это, по-моему, мечта каждого нормального человека. Ведь для Настоящей Любви не существует никаких ограничений: место или положение, рост или возраст, социальный статус или национальная принадлежность. Главное, чтобы человек был Человеком, а любовь – Любовью.

Любимым, а значит – счастливым, может быть каждый. Это аксиома.
Люди искренне верят, что дождутся момента, когда их полюбит тот самый, единственный и тогда будет всем счастье. А так как счастье это то, что в конечном итоге нужно всем, то, гоняясь за любовью, мы ищем счастье. И любовь, и счастье, и все другие хорошие переживания, это все только наши ощущения, испытывая которые мы ощущаем какую-то эйфорию, нам приятно, нас подбрасывает, нас плющит и колбасит.

Счастье! Любовь!! Жизнь!!!

Человек, который отказывается от любви, похож на серого, пыльного и противного буку, который сидит в комнате с опущенными шторами и не верит, что за окном может быть солнце. А всех забегающих с улицы романтиков, он гонит здоровенной метлой, - "чтобы мусор не заносили". Бука гонит романтиков, а романтики выбегают и через пять минут забывают про буку, потому что:

Любовь! Весна! Жизнь!

Романтики воодушевлены своими переживаниями так, что иногда рядом с ними становиться не ловко. Как же так? Они влюблены, а я? И где только они находят в кого влюбиться? Одни же уроды кругом? Но, глядя на этого романтика через какое-то время, когда он обожжется о свою любовь, когда будет ходить и лелеять свою боль, в этот момент можно подумать что действительно, зачем она нужна, эта любовь!? Да ну ее, с этими душевными терзаниями и метаниями! Лучше тихо, но спокойно.
Бывают такие мысли? Я думаю, что бывают, у всех бывают...

Любовь - это обратная сторона не любви к себе.

В любви есть и свои плюсы, и свои минусы. Я не сомневаюсь, что каждый может набросать листок разных мыслей о том, что плохого и хорошего в вашу жизнь может принести любовь. Любовь - это и страх потери, и восторг встречи, это боль непонимания и наслаждение друг другом, это ярость ревности и исступление нежности. Любовь - это всегда праздник, но часто с неожиданными, и не всегда приятными сюрпризами. Плюсы любви в том, что вы как будто оживаете. В вас начинает играть жизнь, вы хорошеете, начинаете заботиться о себе, чтобы больше нравится любимому...Стоп! Но этот же факт говорит о том, что вы до этого были безжизненны, о себе не заботились и людям не старались нравиться. Как же так? Каким же вы были, пока не влюбились? То, что влюбляясь вы красивеете, здоровеете, и розовеете, говорит о том, что до момента влюбленности вы таким замечательным не были. Тогда что получается? Для того, чтобы начать заботиться о себе больше, чем обычно, вам нужно влюбиться. Влюбиться в кого-то. Выходит, что вы себя не любите, раз вам для заботы о себе нужно влюбляться в кого-то? А если бы вы себя любили, вам требовалось бы влюбляться в кого-то чтобы начать заботиться о себе? Я думаю, что нет. Когда человек любит себя, ему не нужно влюбляться в кого-то, чтобы начать заботиться о себе.

Modafinil can buy purchased from this Modafinil Online 247 website where you can buy Modafinil modafinilonline365.com Online or offline.

Каждый человек способен любить. Нет ни одного, кто этого "не умеет". Если вы до сих пор не нашли любовь, это не значит, что с вами что-то не так. Вы - в любом своем состоянии - способны любить и достойны любви. Препятствие только одно - ваше отношение к себе. Его не нужно "менять" или "улучшать". Достаточно просто обратить на себя внимание. Нужно полюбить себя. Это так просто! И будет вам и любовь, и счастье.
Попробуем разобраться. Как узнать, что вы любите кого-то? Наверное, это значит, что вы думаете об этом человеке, заботитесь о нем и т.д. Но как узнать, что когда вы думаете о человеке, то вы его любите? Наверное, вы это просто чувствуете. Получается, что любовь – это ощущение. Если вы не будете любовь чувствовать, то ваша забота будет не проявлением любви, а чем-то другим. Может быть вы заботитесь потому что нужно, или требуют, или так положено, но причем здесь любовь? Заботиться можно и без любви.
Любовь - это не действия. Ваши нежности к любимому, слова любви, забота о нем и многое другое, это не любовь. Это лишь ее проявления. Вы чувствуете любовь, и вам требуется выразить ее в действиях по отношению к любимому.

Интересно, а в чем у вас выражается любовь к себе?

Настоящую любовь вы почувствуете тогда, когда будете спокойны, расслаблены.Вы почувствуете настоящее чувство лишь при условии, что вы не будете забивать его суетой действий, а позволите ему проявиться блаженством расслабления. Когда вы находитесь в покое, вы расслаблены, и вы наполнены любовью, вот это и есть настоящая любовь. ЭТО И ЕСТЬ СЧАСТЬЕ! Вы просто ее чувствуете. И чувствуете не потому что влюбились, а потому что вам нравится ощущать себя любящим. Любите, потому что вам нравится любить, а не потому, что вы влюбились.

Человек может чувствовать себя счастливым в любви, а может решить, что он неудачник в любви, потому что все его романы заканчивались крахом. И он, веря в свою причинно-следственную связь, будет находить факты, которые ему подтвердят его вывод о себе. Он будет заводить такие романы с такими людьми, которые наверняка закончатся провалом. Этот человек будет самому себе доказывать, что он неудачник. Доказывать своей жизнью, что в любви счастья нет.

А ведь как просто решить эту проблему, если перенести внимание с окружающих на себя. Если для того, чтобы чувствовать любовь, нам требуется объект любви, а вокруг достойных людей не хватает, надо взять и начать любить себя. И все. Все проблемы решены. Казалось бы, что может быть проще - взял и полюбил себя. Холишь себя, гладишь, лелеешь, заботишься, и все это на чувстве любви. А потом, когда сам уже наешься, когда это состояние станет для тебя привычным - состояние любви, ты можешь даром, безвозмездно, как говорила Сова, дарить эту любовь окружающим. Хочешь, люби весь мир, главное, что ты себя любишь.

Многие сейчас мне возразят, скажут, что это ерунда, это эгоизм, так тебе никто не нужен, если ты только себя любишь. А не надо любить только себя! Любите и себя и окружающих! Любите всех, но в первую очередь себя. Потому как: а кто полюбит вас, если вы себя не любите? Как можно любить вас, если вы сами себя не любите?
Попробуем найти причины, которые мешают вам любить себя и любимых. Скорее всего, это эгоизм, страх открыться перед любимым, и боязнь любовных разочарований.
Эгоизм мешает вам понимать любимого, поэтому он всегда не прав, а как можно любить неправого? Страх открыться заставляет вас прятать свои чувства глубоко в душе, как в колодце, где поверхность воды колыхается лишь рябью, лишь отголосками тех бурь страстей, которые скрыты в глубине. Боязнь любовных разочарований останавливает вас в тот момент, когда ваша душа готова раскрыться навстречу чувству.

По моим наблюдениям мало, редко и мелко любят те люди, которые не любят себя. Значит, для того, чтобы начать любить других, надо сначала полюбить себя. Это мы уже знаем. Но как себя полюбить? Что для этого надо сделать? Не нужно активно бегать за любовью, так вы ее не поймаете. Разрешите себе почувствовать любовь, и она сразу же придет. Любовь не скрывается от вас где-то далеко. Любовь не против того, чтобы прийти к вам в любой момент. Любовь только ждет, когда вы ее пригласите и разрешите войти. Любовь всегда с вами, ваше дело только почувствовать ее.

Люди сотни лет пытаются объяснить – любовь это счастье или нет. А не надо ничего объяснять. Достаточно просто любить. Это и есть счастье. Хватит просто вашего ощущения, которое вы назовете любовью. А назвать этим словом вы может любое ощущение. Вам ни кто не может сказать - какие чувства вы должны чувствовать, когда любите!

И главное! Если вы любите себя, вам уже не требуется получать любовь от окружающих, вы от них не зависите. Это ли не счастье! Дают любовь, хорошо, нет, тоже хорошо. Вы становитесь независимым от любви других людей. Вами нельзя манипулировать.
А что вы чувствуете, если не любите? Скорее всего усталость, иногда раздражение, иногда покой... Чувства разные, но чего-то не хватает. И вы знаете чего - любви. И вы начинаете ее искать, а точенее, искать не любовь, а причины для того, чтобы почувствовать любовь. Перестаньте. Перестаньте себя обманывать. У вас есть всегда причина для любви - это вы. Так же как у вас всегда есть объект любви - вы, так же у вас есть и причина - то же вы. И тогда вы самодостаточны. Вам не требуется оголтело бегать и упрашивать людей - ну дайте мне возможность влюбиться. Вам не требуется искать - в кого бы влюбиться. У вас все под рукой. Вы любите себя, потому что любите себя. Вы счастливы! У вас всегда есть причина любить - вы. У вас всегда есть кого любить - себя
И тогда все в жизни начинает выравниваться. У вас нет недостатка в чувствах, и вам некого обвинять в том, что он не дает вам любить. У вас нет недостатка в объектах любви, и вам уже не надо жаловаться на жизнь. У вас все есть. Вы богаты! А когда человек богат, он может давать. А люди любят, когда им дают. И они сами начинают искать вас, чтобы получить у вас немного, или много любви. И сейчас у вас появится другая забота - как отвадить от себя халявщиков, каким, или какой, вы были раньше. Вам не придется выбирать себе мужа или жену из одного более-менее подходящего кандидата. У вас всегда будет избыток поклонников и поклонниц, потому что люди любят богатых людей.
Вас будут любить, потому что вы богатый - душевно. И тогда, в конце-концов, найдется человек, который будет вас любить просто так, потому что ему нравится любить, потому что любовь – это счастье. И это счастье всегда у него в душе. Ему нравится чувствовать любовь так же, как и вам. Вот и вы нашли свою половинку! Поздравляю!

Это не случайно, что цветы являются символом любви, во все века, во всех странах, в любых обществах. Любовь подобна цветам - если она зацвела в тебе - тебе нужно делиться ею, отдавать ее. И чем больше ты ее отдаешь, тем больше она растет в тебе. Если ты продолжаешь отдавать, придет день, когда ты станешь неизменным, бесконечным источником любви.

А теперь можно подвести итог. Так все же любовь это счастье или нет?
Есть множество точек зрения. Некоторые считают, что любовь – это счастье, божественный дар свыше. Другие - что это наказание за грехи. Кто-то думает: любовь - это всего лишь гормоны, инстинкт, стремление продолжить род. Есть даже такое крайнее мнение: «любовь - это физиологическая или психологическая болезнь, направленная на торжество природы над личностью».В последние несколько лет любовь стала серьезной исследовательской темой в социальной психологии. Лично я считаю любовь главным в человеческих отношениях. И наверное, это не только мое мнение – ведь сколько на свете написано о любви поэм, баллад, легенд.

Любовь бывает счастливой и несчастной, радостной и горькой, пролетающей в один миг и длящейся вечно.. Мне больше всего нравится читать о вечной и верной любви. Может быть, просто хочется верить, что в мире осталось хоть что-то светлое. Когда у людей спрашивают, почему они дружат или встречаются с кем-либо, что их привлекает в партнере, подруге или друге, большинство с готовностью дает ответ: «Мне нравится он, потому что он нежный, остроумный, начитанный.» Здесь мы упускаем из виду нас самих, потому что говоря, что кто-то привлекателен, мы имеем в виду, что он привлекателен для нас самих. Поэтому более точным с психологической точки зрения был бы ответ: «Мне нравится он, потому что мне нравится то, что я чувствую, находясь рядом с ним». Нас привлекают такие люди, и мы получаем от этой близости удовольствие.

Довольно часто окружающие не принимают и даже осуждают тех, кто верит в любовь. «Дураки, - говорят они, - зачем любить, страдать, переживать, если можно жить спокойно и беззаботно».

Они считают, что тот, кто искренне любит, приносит себя в жертву. Возможно, эти люди правы. Но они никогда не испытают счастливых минут любви, так как они холодны и бесчувственны. Счастлив тот, кто научился любить.

Осень. Сентябрь. Любовь. По-моему, прекрасные три слова!!! Что может быть лучше прогулки с любимым человеком в осеннем парке. Идти, взявшись за руки и просто молчать. Лишь слышать тихий шёпот падающих листьев, ощущать нежные прикосновения осеннего солнышка и чувствовать тепло руки человека, идущего рядом с тобой...
Это СЧАСТЬЕ!!!

Предмет:русская лит-ра

Тема: Подготовка к сочинению. (22 – 23 уроки)

Сочинение по произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Почему не состоялось счастье

Татьяны Лариной и Евгения Онегина?»

(Тема любви в романе А. С. Пушкина«Евгений Онегин».)Тип урока:Урок, завершающий углублённое прочтение романа.

Урок, обучающий сочинению-рассуждению.

Урок, обучающий составлению плана обычного и плана цитатного.

Цели: Уметь правильно отобрать материал, проанализировать произведение, писать соответственно с темой сочинения, правильно использовать цитирование.

Задачи: 1. Закончить углублённое прочтение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Проанализировать 8 главу и ответить на главный вопрос урока.

3. Определить, в чём своеобразие жанра сочинения- рассуждения, назвать составляющие его компоненты.

Основная задача урока:

обучение составлению плана сочинения.

Технологии:

групповой, исследовательский, творческий.

Оборудование:

Иллюстрации к роману и рисунки учащихся;

Грамзаписи арии Онегина и Татьяны;

Тексты романа;

Учебник по литературе 10 кл. В. Г. Маранцмана;

Оформленная доска.

План. (Урока и как план сочинения).

Обычный Цитатный

І. Любовь и счастье - понятия очень близкие.



ІІ. Онегин и Татьяна – два берега одной жизни – реки.

1. В плену у книг и света.

2. Встреча героев. (Деревня).

3. Письмо Татьяны.

4. Свидание в саду.

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина).

7. Последнее свидание. Разлука навсегда.

ІІІ. 1. Своеобразие и роль компазиции в раскрытии основной сюжетной линии романа- несостоявшегося счастья любимых героев автора.

«Дай бог, чтоб в книжке этой ты (читатель) хотя частицу мог найги».

А. С. ПушкинВступление.

І. «Любовь- это сердце всего».

В. В. Маяковский

Основная часть.

ІІ. «Берега, берега. Берег этот и тот - между ними река нашей жизни».

1. Она «влюблялась в романы и Ричардсона и Руссо».

Он «как Чайльд Гарольд угрюмый».

2. Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала…»

Он: «Скажи, которая Татьяна?»

3. Она: «Я узнаю, ты мне послан богом».

Он «… письмом невинной Тани тронут».

4. Она «внимала чуть дыша».

Он: «Напрасны ваши совершенства. Их вовсе не достоин я».

5. Он: «Ещё одно нас разлучило, несчастной жертвой Ленский пал». (Или «Ото всего, что сердцу мило, тогда я оторвал». Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

6. Он: «Как изменилася Татьяна!- Богиня царственной Невы!»

Она «… его не замечает».

7. Он: «Как я ошибся, как наказан!»

Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Заключение

ІІІ. 1. «Вечно живой, вечно новый».

В. Г. Белинский

(Мнения и суждения о романе критиков, читателей разных эпох).

Подготовительная работа.

1. Нарисовать иллюстрации к 8-ой главе романа (свои, а не срисовывать).

3. Ответить письменно (в рабочих тетрадях) на вопросы:

Как заканчивается роман? (8 глава).

О ком и о чем весь роман?

Ваше понимание (и А. С. Пушкина):

что такое любовь?

что такое счастье? Соотносятся ли они?

При каких обстоятельствах, где, как встретились Татьяна и Евгений Онегин?

Почему Онегин не ответил взаимностью, хотя сразу отметил её ум, скромность, душевную красоту?

Письмо Татьяны Онегину. Как оно раскрывает характер, натуру Татьяны?

Исповедь Онегина Татьяне (свидание в саду) в ответ на её письмо. Как оно характеризует Онегина, какие черты характера его?

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским, ведь они были друзьями?

Изменились ли наши герои (Онегин и Татьяна) за 2 года разлуки?

Почему Онегин теперь полюбил Татьяну, светскую даму?

Почему теперь Татьяна ответила отказом Онегину?

Кого вам больше жаль: Татьяну или Онегина? А Пушкину?

Почему Пушкин оставляет своего героя (Онегина) в такую роковую для него минуту, а роман остаётся незаконченным?

Возможно ли его продолжение? Если да, то как бы вы его завершили? Попробуйте написать ещё одну главу (можно прозой, конечно).

Почему же, на ваш взгляд, не состоялось счастье Онегина и Татьяны?

А может, они обрели иное счастье? В чём же? Каков идеал поэта Пушкина?

Индивидуальные задания.

1. Подготовить краткие справки (повторение) о романтизме, сентиментализме, своеобразии их развития в России (2 ученика). Материал есть в учебнике.

2. Подготовить выразительное чтение наизусть письма Татьяны (с моими сокращениями) (1 ученица).

3. Инсценировка последнего свидания Онегина и Татьяны (Петербург). (Составила её сама на основе письма Онегина, 8 главы. Подготовила её исполнение.)4. 2 индивидуальных задания о Татьяне и Онегине:- сообщение о путешествии Онегина и каким он явился в Петербург; - сообщение о том, какие события произошли в жизни Татьяны за время отсутствия Онегина, как они объясняются?

Оформление доски к уроку.

Записи на доске: тема, цели, задачи, план. (План обычный (левая сторона) доски, а правая- пустая).

Ход урока.

І. Вступление.

«Любовь- это сердце всего». (Или любовь и счастье - понятия очень близкие.)

1. Ребята, о чём и о ком этот роман? (О любви, о несбывшихся надеждах, о молодых людях 10-х-20-х гг. ХІХ в.)

2. А что такое любовь? Какой смысл вы вкладываете в это слово? А у Пушкина что понимается под словом любовь? (Ребята называют слова: любовь- это страсть, страдание, болезнь, недуг, счастье или несчастье, семья; это жизнь, любимая работа, любимые друзья…)

У меня уже заранее заготовлены на листочках слова эти и нарисовано сердце. Я к нему (как лучи) прикрепляю эти слова (или всё это на плакате).

Получается вот такой опорный конспектик (ребята могут нарисовать его в тетрадях)

Любимая работа жизнь

любимые друзья страсть

страдание

семья, дети

несчастье болезнь

счастье недуг

3. А что такое счастье? (Проделываем ту же словарную работу и с этим словом.)

Солнце (счастье): чувство исполненного долга, жизнь, любовь, свет, тепло семейного очага, дети, служение Отечеству.Записываем первый вывод:

Любовь и счастье- очень близкие понятия, они всегда соседствуют, одно раскрывается через другое. Это слова- синонимы. Роман «Евгений Онегин»- это роман о любви, но несостоявшейся, не ставшей счастьем.

Вот и мы с вами попытаемся сегодня на уроке выяснить причины, почему же не состоялось счастье Татьяны и Онегина, каковы причины. Это и есть тема урока.

Переходим к основной части наших рассуждений.

ІІ. Основная часть.

1. В плену у книг и света.

1. Краткая литературоведческая словарная справка о сентиментализме и романтизме и особенностях их развития в России. (2 ученика подготовлены заранее.)

2. Беседа с учащимися.

Находите ли вы, ребята, присутствие этих направлений в литературе относительно романа «Евгений Онегин»? (Да, тем более, что сам Пушкин назвал своё произведение «романом».)

Что же этот роман: дань моде, т. е. модному в то время романтизму, или попытка автора объяснить характеры своих героев, их взаимоотношений? (И то и другое.)

Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна?

Что вы можете сказать о них (по первым главам романа) об образе жизни, увлечениях, привычках?

(Для экономии времени кратко о них могут сказать 2 заранее подготовленных ученика.)

Записываем вывод: Онегин и Татьяна живут жизнью героев книг, как и вся молодёжь 10-20 гг.: Татьяна - Ричардсона, Руссо; Онегин – Байрона («Чайльд Гарольд»), Бенжамена Констана («Адольф»).

Ими увлекался и изучал их и сам Пушкин! То есть Онегин и Татьяна – типичные представители молодёжи начала ХІХ века, они – не исключение, они – та же дань моде; это плен, это обман, это ошибки, заблуждения, жизнь под впечатлением прочитанного. («Она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»; он «как Чайльд Гарольд угрюмый».)

2. Встреча. (Деревня).

Коротко скажите, как, при каких обстоятельствах, где встречаются впервые Онегин и Татьяна? (В деревне, Ленский пригласил друга к Лариным.)

Какой оказалась эта встреча для Татьяны? (Роковой!)

Почему роковой? Что становится следствием этой встречи? (Татьяна влюбляется в Онегина, но безответно!) Она: «Ты чуть вошёл, я вмиг узнала». Он: «Скажи, которая Татьяна?»

3. Письмо (Татьяны).

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны.

Вопрос к классу:

Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?

Как письмо раскрывает натуру, характер Татьяны? (Чувства её искренни, чисты, сильны, она полюбила на всю жизнь. Это натура цельная, но слишком доверчивая, верит в судьбу и т. д.)Она: «Я знаю, ты мне послан богом».

Он: «… письмом невинной Тани тронут».

4. Свидание. (В саду.)

Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?

(Начиталась книг, ждала своего героя, увидела в Онегине именно его- загадочного, непохожего; верила в предначертания судьбы.)

Почему Онегин не воспользовался божественным даром, который послала ему судьба?

(Не хотел потерять свободу, которую только что обрёл, покинув «свет» Петербурга; он ещё не способен был полюбить сам и не мог оценить любовь другого.) Но проявил благодарность, предупредив, к чему «неопытность ведёт».

Она: «… внимала чуть дыша».

Он: « Напрасны ваши совершенства,

Их вовсе не достоин я».

5. Разлука. (Дуэль, отъезд Онегина.)

Что стало причиной разлуки Онегина и Татьяны? (Дуэль, смерть Ленского.)

Почему состоялась дуэль Онегина с Ленским? Дуэль между друзьями?

(« Пружина чести - наш кумир. И вот на чём вертится мир!»)Боязнь сплетен, молвы. Да и друзья они «от делать нечего».

Оказывается, что Онегин не способен ни на любовь, ни на дружбу, потому что не свободен от «света», его законов. Лишь потом это к нему придёт.

Он: «Ещё одно нас разлучило,

Несчастной жертвой Ленский пал».

(Или «Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал».)Она (в доме Онегина): «Уж не пародия ли он?»

Ученик и ученица коротко рассказывают о том, как и где прожили Онегин и Татьяна два года в разлуке:

об Онегине - путешествие и каким возвратился в Петербург, как встречен;

о Татьяне – череда событий в её жизни, её чувства, мысли, новый внешний облик героини.

6. Новая встреча. (Петербург.)

Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему?

(Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

Что «свет» советует Онегину? (Быть как все.)

А в чём, по-вашему, «странность Онегина»? Что в нём изменилось? (Стал замечать людей, стал способным на чувство, страдание, полюбил!)

Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!») Он: «Богиня царственной Невы!» Она: «… его не замечает».

Давайте воочию увидим это.

7. Инсценировка. «Последнее свидание».

(Сцена последнего свиданияОнегина и Татьяны.)Она составлена на основе письма Онегина, 8 главы романа.

Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете, что её позор всеми был бы замечен.)

Как вы считаете: она права? (Нет! Он любит искренне, раскаивается в прежних ошибках, что тогда «привычке не дал ходу», что «постылую свободу потерять не захъотел».)- Что понимают они оба? (что любят оба друг друга. Что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)- Почему Татьяна просит оставить её? (Вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.) Он: «Как я ошибся, как наказан». Она: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

8. Какие ошибки совершили они оба?

(Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин? (Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя). Так было всегда, так есть и так будет…

Какие примеры подобной судьбы героев произведений классической и современной литературы вы знаете?

(«Ромео и Джульетта»- лит. герои; М. Волконская- в жизни. Она вышла замуж, как и Татьяна (в р. «Евгений Онегин») не по любви, но высокое чувство долга пронесла через всю жизнь, поехала за мужем в Сибирь…) О таких же судьбах, о страданиях, ошибках жизни поётся и в песне «Берега» в исполнении А. Малинина. Послушаем её.

9. (Музыкальная пауза.)

ІІІ. Заключительная часть урока.

«Даль свободного романа».

1. Роль композиции, её своеобразие в раскрытии идейного замысла романа.

Вопросы к классу:

Что вы можете сказать о композиции романа?

Какова в ней роль 8 главы?

В чём своеобразие композиции романа «Евгений Онегин»? (отвечают)

Затем Я. (Композиция традиционна, проста, так как роман раскрывает типичную судьбу героев в развитии их любовных отношений.Сначала: Она любит его,

Он не замечет её.

Она пишет ему письмо, выслушивает его проповедь.

Затем: Он любит её, она не замечает его; он пишет ей письмо, выслушивает её проповедьЧасто в жизни так и бывает. Это простое построение романа (зеркальная композиция, отражение обратное.) Но оно подчёркивает сложность человеческих отношений, переживаний наших героев.

Критики, читатели о романе.

2. А теперь давайте обратимся к мнениям критиков, литературоведов (современников Пушкина и сегодняшних). Что нашли они в романе, что думают о его героях?

(Заканчиваются высказывания Белинского, Герцена, Достевского, Мережковского, Лотмана, Кюхельбекера, Гуковского.) Читаем по учебнику и слушаем отдельные информации уч-ся.

Вопрос к классу: -Однозначны ли их мнения?

Ответ: «Нет, разные. Да, многие совпадают…»

Вопрос: «А почему так?»

Вывод (учитель): потому что наша жизнь наполнена разнообразием, движением мыслей, судеб. Главное в ней- умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другому, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти». Об этом же поют И. Моисеев и А. Пугачёва в песне «Две свечи в тёмной ночи». (Зажигаем свечи от одного к другому, соединяем руки и слушаем песню.)

2-я музыкальная пауза.

вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь.

Оценки за урок. Они выставляются по количеству жетонов, их цвета, которые уч-ся заработали на уроке.

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из предложенных тем. (Темы были даны заранее на одном из уроков в начале комментированного прочтения романа.)

Вот перечень этих тем.

1. Почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

2. Роль эпизода («Сон Татьяны») в раскрытии характера и судьбы главной героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. «Где нет страстей,

Где нет печали-

Там нет жизни.

В. Белинский

(По роману «Евгений Онегин» или по выбору учащегося.)

4. «Я так люблю Татьяну милую мою».

А. Пушкин

5. Особенности жанра и композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

6. Моё мнение об Онегине. (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)