Творческий проект на уроках мировой художественной культуры. Темы проектов и исследовательских работ по изо и мхк Темы для проекта по мхк

Разделы: МХК и ИЗО

Мировая художественная культура – учебный предмет, растущая значимость которого в образовании определяется его интегрированным и синтезирующим характером. Он является той информационной фундаментальной базой, где концентрируется важнейший опыт человечества, так как художественная культура – это не история искусств, а единый процесс познания, выраженный специфическим языком. Для учащихся изучение данного предмета является поиском путей выхода из сложных жизненных ситуаций, а навыки общения с искусством создают среду, богатую ценностными отношениями и стимулирующую положительные эмоции.

Проектная деятельность по мировой художественной культуре является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную поисковую внеурочную деятельность.

Результативным проектом по МХК является тот, в котором учащиеся понимают, как объект изучения (художественный образ или произведение) отражает эпоху, исторические и нравственные искания конкретного времени.

В учебной деятельности для создания проекта могут быть выбраны темы, завершающие изучение конкретного раздела, углубляющие и расширяющие содержание или представляющие возможность дополнительной творческой работы.

Собственный опыт педагогической деятельности показывает, что проекты по МХК, как правило, кратковременные, рассчитанные на срок от двух до пяти недель, так как практическая деятельность в данном направлении минимальна и не требует длительного ожидания результатов (как в биологии, химии и других естественных науках).

Работа над проектом строится поэтапно.

На первом этапе определяется тема проекта, формируется творческая группа на основе интереса к заявленной проблеме (до 4 человек). Далее составляется план работы, формулируются задачи, отбираются источники информации и прогнозируется результат - конечный продукт исследования (при этом форму представления результата предлагают сами дети, выбирая ту, которая ближе им). Результатом может быть проблемный урок, проводимый учащимися; выпуск газеты; постановка спектакля, презентация видеофильма или выставки, мультимедиа – шоу, проведение экскурсии, теоретический трактат и т.д.

На втором этапе планируется индивидуальная и коллективная деятельность и распределяются обязанности внутри группы. Происходит конкретизация задач каждого участника проекта и согласование процедуры их взаимодействия.

На третьем этапе осуществляется работа по сбору и обработке информации, формулируются выводы. Результаты проекта оформляются с учетом выбранной формы.

Четвертый этап - защита проекта и обратная связь с другими учащимися, слушателями, зрителями, экспертами по глубине содержания и эффективности выбора формы представления материала.

Как правило, проектную деятельность осуществляют учащиеся одной возрастной группы, т.е. класса, параллели. Однако во внеурочной деятельности возможен другой состав учащихся.

В гимназии № 20 города Саранска создано исследовательское общество “Истина”, где учащиеся занимаются поисково-исследовательской деятельностью в секциях по различным направлениям. Секция “Искусствоведение” является одной из самых многочисленных. Ежегодно ребята представляют свои проекты на конференциях разного уровня, причем исследования проводятся разновозрастными группами. Это имеет ряд преимуществ:

1. Во-первых, во время работы над проектом осуществляется наставничество, или “шефство”. Каждый участник проекта получает свою область исследования, и в результате обмена информацией старшие могут дать рекомендации или высказать свое мнение относительно материалов сверстников или младших по возрасту (не исключается и обратная связь). Это воспринимается адекватнее и имеет более эффективное действие, чем коррективы, вносимые педагогом.

2. Во-вторых, области исследования распределяются исходя из возрастных и психологических особенностей. Так, для старших учащихся определяется более глобальная и сложная задача, требующая анализа и обобщения. А для младших – сбор информации, работа со словарями, подбор иллюстраций. Также направления могут определяться по интересам: кому-то ближе исторические события, определяющие эпоху или стиль, кому-то культурологические понятия, а кто-то хочет заняться выявлением особенностей языка искусства и эстетическими проблемами.

Остановимся на условиях успешности проектов по МХК, опираясь на практический опыт.

1. Важно, чтобы тема проекта была близка всем участникам, независимо от возраста. Следовательно, она должна опираться на общечеловеческие ценности, региональную общность и особенность субкультуры учащихся (возможно, конкретного образовательного учреждения). Например: “Зачем люди украшают себя?”, “Почему Троянский конь не стал чудом света?”, “Кинематограф – это искусство или индустрия?”.

Например, проект 2007 года “Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова – объект исторического и культурного наследия” решает ряд вопросов, интересующих не только учащихся, но и часть населения республики Мордовия:

Почему Ф.Ф. Ушаков удостоен такого права и кто он – наш земляк или гордость России?

Какие исторические события, связанные с этой личностью, должны остаться в народной памяти?

Какая идея заключена в этом архитектурном объекте (духовно-нравственная, эстетическая, политическая и т.д.)?

2. Предпочтительнее возможность непосредственного контакта с объектом изучения (подлинник несравнимо лучше, чем самая прекрасная копия).

3. Необходимо максимально использовать возможность получения информации “из первых рук”: от архитектора-проектировщика, заказчика, конструктора, скульптора, живописца, искусствоведа и т.д.

4. Следует обратить внимание на имеющуюся литературу и её умелое использование. Для объективной оценки объекта или явления предполагается использование всех видов: библиографических источников, научно-популярной, учебной, художественной, публицистической, справочной и научной.

5. Необходимо ориентировать участников проекта на сочетание разнообразных методов исследования. Очень популярны методы беседы и интервьюирования. Например, у собора можно задать следующие вопросы: “Знаете ли вы, кому посвящен этот собор? Какое сооружение было на этом месте раньше? Какова идея строительства этой церкви? Знаете ли Вы, какие “раритеты” были найдены при закладке фундамента собора? Кем был Федор Федорович Ушаков?”.

Проект будет тем успешнее, чем больше творчества и инициативы при работе педагог предоставит самим учащимся. В виду того, что изучение художественной культуры изначально оцениваются учащимися как доступное, появляется их личная заинтересованность в результатах, повышается самооценка. Субъективный характер взаимоотношения с искусством обеспечивает вариативность и свободу выбора подростков в поиске своей культурной ниши.

Метод проектов является одним из источников формирования, у учащихся, интереса к изучению мировой художественной культуры. Это действенный способ разрешения противоречий между разрушением мировоззренческих ценностей в реальной жизни и необходимостью выработки у подрастающего поколения нравственных приоритетов. Знакомясь с культурным наследием разных цивилизации и осваивая их духовно-нравственные основы, школьники учатся более критично оценивать ценности текущего времени.

В данном разделе собраны наиболее интересные для исследования учащимися темы проектов по ИЗО .

На страничке представлены темы исследовательских работ по ИЗО , которые охватывают древнее и современное изобразительное и декоративное искусство, древнегреческое искусство, живопись, граффити, скульптуру, дизайн, керамику.

Также предлагаются , которые предполагают рассмотрение творчества выдающихся художников и скульпторов, знакомство с узорами и украшениями различных народностей, с интересными техниками рисования.

Темы проектов по рисованию можно подобрать для любого класса школы, их можно изменять и расширять на свое усмотрение.

Темы проектов по изобразительному искусству

Интересные темы проектов по изобразительному искусству:

"Быстрые" техники рисования.

Абстрактная живопись нидерландского художника Питера Корнелиса Мондриана.

Абстракционизм Василия Кандинского.

Абстракционизм, как направление нефигуративного искусства.

Аквогрим (рисование специальными красками масок животных). Актуальные формы современного искусства (инсталляция, хепенинг, перфоманс и др.).

Аналитическое искусство русского художника Павла Филонова.

Аппликации на мифологические сюжеты в чернофигурном стиле.

Библейские сюжеты в живописи.

Библейские темы в искусстве.

Благоустройство школьной территории по мотивам сказок.

Божественный и многоликий Сальвадор Дали.

В каждой картине есть главные герои.

Вглядываясь в человека. Портрет.

Взгляд на аналитическое искусство.

Взгляд на символику

Виды декоративного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Визитная карточка нашей области.

Витражи. Краски осени. Витражная роспись.

Волшебные цветы в детских сказках

Волшебство в бумажном завитке.

Волшебство красок.

Времена года в живописи.

Геометрические фигуры в дизайне тротуарной плитки.

Геральдика. Геральдика: соцветие истории, искусства и знаний.

Герои сказок в лепке. Герои сказок в рисунках.

Героическая тема в произведениях русского искусства.

Гжельское чудо.

Городецкая роспись

Граффити — искусство или вандализм?

Декор - человек, общество, время. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире.

Деревня - деревянный мир

Дизайн - искусство нового облика вещей.

Древнегреческий сосуд.

Дымковская игрушка

Жанры в изобразительном искусстве.

Жизнь и творчество местных художников.

Жизнь Иисуса в произведениях изобразительного искусства.

Закономерности в узорах.

Замечательные воины Древней Греции в рисунках.

Золотая русская изба

Идеал личности в портретах И. Крамского.

Из чего же, из чего же сделаны эти краски

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Изобразительное искусство, рожденное Октябрем.

Темы проектов по ИЗО

Интересные темы проектов по ИЗО для учащихся:

Интерьер крестьянского дома.

Искусство в жизни человека.

Искусство графики и его художественные возможности.

Искусство Древнего Китая.

Одежда людей разных сословий.

Искусство рисования манной кашей, предварительно окрашенной пищевыми красителями.

Искусство ручной росписи ткани.

Использование сухих листьев в живописи.

Исследование натуральных пищевых красителей в рисовании.

Исторический жанр в русском изобразительном искусстве.

История жизни фараона Древего Египта в рисунках.

Керамические изделия.

Классическое элитарное искусство на примере жанра Портрет.

Кляксография. Что это?

Кубизм, как авангардистское направление в изобразительном искусстве.

Культурное и этническое многообразие моего города.

Культурный вопрос в первобытном мире.

Ладонная и пальчиковая техника живописи.

Леонардо да Винчи — художник и ученый.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Лубок - живое народное искусство.

Магические узоры.

Массовое и элитарное искусство на примере жанра Портрет.

Мир вокруг меня в разной технике изображения.

Мир грез и фантазий в творчестве художника Виктора Эльпидифоровича Борисова - Мусатова.

Мир наших вещей.

Натюрморт

Мир творчества художника Виктора Васнецова.

Мифологические темы в искусстве.

Мозаика в наследии М.В. Ломоносова.

Мой любимый художник.

Мои сочные краски.

Мотив дороги в творчестве Ф. Васильева.

Направление русского авангарда - футуризм

Народная одежда - образ мира.

Народное творчество Севера.

Народные праздничные обряды.

Народный костюм. История костюма. Народный праздничный костюм.

Насколько белым в действительности выглядит снег и как передать его вид в зимнем пейзаже, используя возможности гуаши.

Натюрморт. Возникновение и развитие жанра.

Невероятные краски

Нетрадиционная техника рисования природы

Нетрадиционные приемы рисования животных

Нетрадиционные способы и приемы рисования

Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования в изобразительном искусстве.

Эбру и суманагаши.

О чем говорят наскальные рисунки первобытного мира.

О чем расскажут рисунки на стенах усыпальницы фараона.

О чём рассказывает цвет

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Образ птицы: от мифа к искусству

Обрядовое значение соломы.

Объём - основа языка скульптуры.

Он мне ближе всего из художников.

Оригинальные способы рисования.

Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих к разным художественным промыслам.

Павел Федотов и художники его времени.

Пасхальные традиции русского народа.

Пейзаж. Возникновение и развитие жанра.

Первые в России футуристы художники братья Бурлюки. Пикассо, как основатель кубизма.

Пластилиновые фантазии Полезность вещей в доме.

Портрет человека. Возникновение и развитие жанра.

Посетитель в современном музее: портрет в перспективе.

Православная икона

Приемы работы тушью и их выразительные возможности.

Природа и художник (образы природы в пейзажах художников).

Прогулки по моему городу.

Проектирование предметной среды. Дизайн интерьера кухни.

Произведения искусства в семьях учащихся.

Промыслы нашего края Путешествие в мир красок весны.

Путешествие по древним городам России. Архитектура.

Разноцветный мир (Жанры изобразительного искусства).

Реальность жизни и художественный образ.

Рисование графическими материалами

Родная природа в творчестве Ф. Васильева, И. Шишкина, И. Левитана.

Рождественская открытка

Роль художественных народных промыслов в современной жизни.

Романтик страсти и печали. Портретное творчество К. П. Брюллова.

Роспись по камню

Русская крестьянская изба

Русская матрешка Русские красавицы

Русский скульптурный портрет XVIII-XIX века.

Русь древняя, средневековая, национальное своеобразие архитектуры и искусства.

Связь времён в народном искусстве Сила искусства в творчестве Модильяни.

Сказочный осенний лес

Современное выставочное искусство.

Современные российские молодые художники.

Современные техники декоративно-прикладного искусства.

Современные украинские молодые художники.

Современный музей, как важный ресурс развития города и региона.

Суперматизм выдающегося художника Каземира Малевича.

Супрематизм Суть портретного жанра в современном и классическом стиле.

Творческие проблемы современных народных художественных промыслов.

Творческий путь Валентина Серова. Творчество В. Сурикова. Творчество И.И. Левитана Творчество И.И. Шишкина

Творчество любого художника от эпохи Возрождения до наших современников.

Творчество Ф.А. Васильева.

Творчество художника Каземира Малевича

Творчество художника Тулуз Лотрека

Терракотовые статуй китайского императора

Техника "Водяная печать"

У истоков греческой скульптуры.

Удивительные изделия из гобелена.

Удивительные изделия из металла.

Удивительные изделия из стекла.

Узоры в Древней Греции.

Узоры в Древней Руси.

Узоры в Древнем Египте.

Узоры в Древнем Риме.

Узоры в истории нашего края.

Узоры в оформлении книг.

Узоры на зданиях.

Узоры на одежде.

Узоры на оружии.

Узоры на посуде.

Футуризм

Художественная культура Японии

Художественная роспись по стеклу

Художественная специфика венецианской живописной школы.

Художественная специфика умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.

Художники- футуристы

Цвет и символ в архитектуре и дизайне.

Человек и пространство в изобразительном искусстве.

Что обозначают рисунки на одежде?

Что такое авангард?

Чудо - тесто.

Шедевры Высокого Возрождения.

Эбру - рисование на воде.

Элитарное и массовое изобразительное искусство для современного зрителя.

Эмблема моего класса.

Эти загадочные наскальные рисунки.

Это черный квадрат какой-то.

Я рисую на компьютере

Языческая символика в народных промыслах.

Японский сад.

Яркие краски лубка.

Темы проектов по изобразительному искусству

В данный раздел включены темы проектов по МХК , не вошедшие в списки тем для 7-11 классов. На странице предлагается выбрать темы исследовательских работ по МХК , в которых рассматривается архитектура, живопись и скульптура Древнего Востока, Египта, Европы и России.

Темы проектов по МХК по классам:

Мы распределили темы исследовательских работ по мировой художественной культуре по классам, ниже можно перейти и просмотреть темы по МХК для 7-11 классов.

(откроются в новом окне)

Также предлагаются темы исследовательских работ по культуре на знакомство с музеями различных стран мира.

Среди тем проектных работ по МХК можно выбрать интересную тему для учащихся любого класса школы. Темы охватывают культуру практически всех известных цивилизаций.

Темы исследовательских работ по МХК (общие)

Арканджело Корелли.

Архитектура Древнего Египта.

Архитектурные памятники города, в котором я живу.

Архитектурный модерн одного из городов России

Библейские сюжеты и образы в творчестве Эль Греко (Рембрандта и др.)

Боевые воинские искусства

Бытовой жанр в западноевропейской и русской живописи. В. А. Серов «Девочка с персиками»

Венецианская маска.

Влияние африканской скульптуры на творчество П. Пикассо.

Влияние венецианских масок на образы современной моды.

Влияние Византии на формирование культуры и искусства Киевской Руси

Волшебное искусство амигуруми.

Город-музей Санкт-Петербург и его пригороды.

Готическое искусство

Греческий театр.

Декор положения человека в обществе.

Греческая вазопись.

Древнерусская иконопись

Египетский стиль в современном интерьере.

Живопись С. Дали и театр абсурда.

Живопись эпохи "передвижников".

Жизнь Иисуса в произведениях искусства.

Идеал красоты в разные эпохи

Из истории французского костюма.

Импрессионизм. Огюст Ренуар Импрессионистические приемы в творчестве К. Коровина (В. Серова).

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство доколумбовой Америки.

Искусство Западной Европы XVII века. (Эпоха барокко).

Йозеф Ланнер,основатель венского вальса.

Комната моей мечты

Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX - начала XX века

Культура античности Культура восточного танца Культура и быт народов Кубани XVII - XVIII в.

Культура и искусство Византии Культура и искусство эпохи Просвещения.

Майолика эпохи Возрождения

Может ли искусство быть оружием

Музеи Европы Музеи мира. История становления музея, принципы, по которым сложились национальные коллекции. Музеи России. Музеи Украины. Музей в современной социокультурной ситуации города.

Образ Клеопатры в кинематографе.

Образ кошки в русской культуре.

Образ Петра I в скульптурах Б.К. Растрелли и Э. Фальконе.

Образ солнца в народном искусстве.

Образы Мадонн в творчестве Леонардо да Винчи (Рафаэля).

Особенности русского духовного идеала в творчестве М. Нестерова.

Отражение образов первобытного искусства в творчестве П. Гогена.

Пирамиды в современной архитектуре.

Поиски фовистов и особенности их образного языка.

Преломление иконописных принципов в живописи Эль Греко.

Природа и человек в изобразительном искусстве романтизма (на примере творчества К. Д. Фридриха).

Проблема выбора жизненного пути в произведениях А. Иванова «Явление Христа народу» и И. Крамского «Христос в пустыне».

Прогулка по Версалю.

Противопоставление естественного и искусственного как основной мотив творчества К. Сомова.

Психологизм скульптурных портретов А.С. Голубкиной.

Роль Тулуз-Лотрека в развитии искусства плаката.

Романское искусство

Рыцарство

Своеобразие жанра картины-элегии в творчестве В. Борисова-Мусатова.

Своеобразие стилистической манеры Ф. Рокотова.

Символика натюрморта в голландской живописи XVII века.

Символика украшений Древнего Египта.

Связь символики с мировоззрением египтян.

Символические образы в творчестве Врубеля.

Скульптура эпохи Возрождения: Донателло, Микеланджело.

Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.

Скульптурное убранство готических соборов.

Славянская мифология "Русская нечисть" Славянская мифология "Священные птицы"

Советская и американская культура 20-х годов XX века.

Тайна красоты в русских женских портретах XIX века.

Танец богини Гуань

Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери.

Традиции древнерусского искусства в архитектуре петровского времени.

Художественные открытия «малых голландцев».

Черты романтизма в творчестве прерафаэлитов.

Экзотика Востока в произведениях Делакруа.

Экскурсия по Собору Святой Софии в Константинополе.

Разделы: МХК и ИЗО

Методическое представление

  1. Введение
  2. Методический паспорт
  3. Осуществление проекта
  4. Выводы
  5. Результат. Сценарий вечера, посвященного искусству эпохи Возрождения.

Введение

Метод проекта является составной частью обучения МХК, т.к. позволяет активизировать деятельность учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. Тематика проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учащихся.

Проект по типу деятельности информационный, по характеру предметно-содержательной области - культурологический, по характеру координации - открытая, явная координация, по характеру контактов - внутренний, средней продолжительности.

Методический паспорт учебного проекта.

Адресация: адресован учащимся 9 классов для более глубокого ознакомления с искусством эпохи Возрождения.

Цели образовательные и воспитательные.

  1. Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
  2. Воспитание у детей интереса к культуре, искусству эпохи Возрождения.
  3. Воспитание чувства прекрасного

Задачи учебно-педагогические.

  1. Постановка и формулировка темы своего доклада, личностная мотивация выбора.
  2. Организация деятельности учащихся индивидуальной и групповой.
  3. Формирование и развитие навыков научной и творческой работы.
  4. Сбор и систематизация материала.

Результатом явился вечер, посвященный деятелям искусства эпохи Возрождения. В работе принимали участие учащиеся 9 “В” и 8 “Г” классов.

Осуществление проекта.

Работа над проектом позволила подробно ознакомить учащихся и особенностями развития искусства эпохи Возрождения. Каждый ученик занимался поиском информации для своего доклада с последующим использованием материала для выступления группы. Учебный проект позволяет учитывать художественные вкусы учащихся, развивать личностную мотивацию учащихся и через нее раскрыть проблему новаторства в искусстве эпохи Возрождения.

Прошедшая в конце работы презентация подразумевала самоанализ деятельности учащихся, рассказ о том, с какими проблемами столкнулись учащиеся в ходе работы. В результате проведен вечер.

Для подготовки докладов ребята посетили Музей Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина. Работали в центральной городской библиотеке им. Горбунова, пользовались Интернетом. Работа над проектом заняла I и часть II четверти.

I этап включил в себя постановку проблемы, формулирование темы, выбор тем учащимися, посещение музея.

Роль учителя - направляющая.

II этап - поисковый. Ребята изучали литературу, собирали информацию о деятелях эпохи Возрождения. В зависимости от мотивации интереса к различным направлениям искусства эпохи Возрождения, учащиеся разделились на пять групп: “Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело”; “Возрождение в Италии. Боттичелли. Тициан”; “Возрождение в Нидерландах. Рембрандт и “Малые голландцы””; “Русское возрождение. Архитектура”; “Северное возрождение. Авторы сценария - 8 “Г”.

III этап. Исследовательская работа. Подготовка докладов. Роль учителя -- обучающая (консультационная).

IV этап . Презентация проекта прошла в форме устного отчета о проделанной работе с демонстрацией наиденных материалов, самоанализ учащихся.

V этап. Продукт проекта - вечер. Их имена в веках пребудут. На вечере вопросы викторины, составленной учителем. Ребята с легкостью отвечают на них, привлекая добытые самостоятельно знания.

Заключение.

В целом работа по проекту прошла успешно. Практически все ученики приняли участие в работе. Каждый был вовлечен в мыслительную деятельность, приобрел новые знания путем самостоятельной работы. Дети были вовлечены в различные виды деятельности, как индивидуальной, так и групповой.

Темы искусства не возможно, как правило, в ходе одного занятия. Это связано с объективными причинами. Метод проекта позволяет построить работу по изучению тем искусства, особенно таких объемных, как “Искусство эпохи Возрождения”; “Художественная культура Древней Греции” в течение продолжительного времени в разнообразной форме: экскурсии, работа над докладами, уроки в библиотеке.

Сценарий вечера “Их имена в веках пребудут” (искусство эпохи Возрождения”).

1.Сцены из трагедии В. Шекспира “Король Лир”
2. Доклады учащихся о деятелях эпохи Возрождения.

  1. Группа “Живопись эпохи Возрождения”. Гений Мадонны Леонардо да Винчи (особенности творчества). Рафаэль Санти.
  2. Группа Живопись. Творчество Боттичелли. Многогранный талант Тициана.
  3. Группа

1. Особенности скульптуры Микеланджело.
2. Литература эпохи Возрождения. Петрарка. (Сонеты Шекспира и Петрарки)

IV. Группа. Театр Шекспира.

1. Северное возрождение. Творчество Рембрандта

V группа. Русское возрождение.

3. Викторина.

1) Конкурс “Позвольте представиться”

2) Конкурс “В поэтической мастерской”

I. Позвольте представиться.

  1. Это выдающийся итальянский поэт 13-14 вв., создатель итальянского литературного языка, оказал большое влияние на развитие европейской литературы (Данте ).
  2. Он был не только другом Петрарки, но и автором “Декамерона”, “Жизни Данте”. (Боккаччо )
  3. Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком. Среди его живописных работ “Мадонна Бенуа”, “Мадонна Лита”.
  4. Ваятель, живописец, архитектор, автор живописного ансамбля площадью 600 м, включая более 300 фигур “Сикстинской кипеллы” (Микеланджело )
  5. Этого иностранного художника называли и “королем живописи” и “живописцем королей”. (Тициан ).

II. В поэтической мастерской.

1. Земную жизнь пройдя до половины
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремлющий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу...

(Данте. “Божественная комедия” ).

2. Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край и дом тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз.

(Петрарка )

3. “А что, Джотто, - сказал он, - вдруг бы нам сейчас повстречался человек, который никогда тебя не видел, - как ты думаешь; поверил бы он, что ты - лучший живописец в мире?”

“ Я думаю, мессер, что поверил бы в том случае, если бы взглянув на вас, поверил бы, что вы умеете читать по складам”

(Боккаччо. “Декамерон ”)

4. Для мастера не может быть решенья
Вне мрамора, где прячется оно,
Пока в скульптуру не воплощено
Рукой, послушной воле вдохновенья

(Микеланджело )

5. Не занимай и не ссужай. Ссужая лишаемся мы денег и друзей.

(Шекспир. “Гамлет” ).

III. Шедевры.

  1. “Бегство в Египет” - Джотто;
  2. “Пьетта” - Микеланджело;
  3. “Давид” - Микеланджело;
  4. “Мадонна Лита” - Леонардо;
  5. “Динарий Кесаря” - Тициан;
  6. “Святой Себастьян” - Тициан;
  7. “Рождение Венеры” - Боттичелли;
  8. “Давид” - Донателло;
  9. Сикстинская капелла” - Рафаэль;
  10. “Мадонна в кресле”
  11. “Весна”, “Зима” - Верди;
  12. Фуга - Бах;
  13. Покровский собор
  14. “Купол Святого Петра” - Микеланджело;

Использованная литература:

  1. Конан Л.Н. “Культура, человек и картина мира”.
  2. Любимов Л. “Искусства Западной Европы”.
  3. Соболев П.В, “Художественная картина мира”.
  4. “Мир Леонардо” сборник статей.
  5. “Искусство итальянского возрождения” сборник статей.

Краткая аннотация

Метод проекта является составной частью обучения МХК, т.к. позволяет активизировать деятельность учащихся как в урочное, так и во внеурочное время.

Тематика проекта «Слово» была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для учеников разного возраста (6-11 классов) для более глубокого ознакомления с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства через изучение краеведческого материала. В ходе работы ученики совершают экскурсии в Троице-Сергиеву лавру, встречаются с выпускниками Свято-Тихоновского Богословского университета (художественный факультет), изучают материалы официального сайта Троице-Сергиевой лавры, связанные с памятниками архитектуры, используют библиотечный материал, знакомятся с дополнительной литературой по предмету.

В результате совместной деятельности учеников, учителя и родителей должны быть созданы творческие работы: газета «Слово», альманах «Родники», презентации, сценарии выступлений волонтёрского отряда «Слово» в форме «живой газеты» (руководитель волонтёрского отряда Истомина Е. Е.) перед учениками школы и родителями.

Проект по типу деятельности творческий, по характеру предметно-содержательной области - культурологический, по характеру координации - открытая, явная координация, средней продолжительности.

Работа с детьми основана на принципах добровольности.

Цели образовательные и воспитательные

1.Формировать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения.

2.Формировать мотивацию к изучению жития светильника русской земли Сергия Радонежского.

3. Формирование национального самосознания учащихся в ходе изучения культурного наследия родного края, погружения в мир отечественной истории при изучении ее судьбоносных моментов (Куликовской битвы).

3. Обогатить лексикон участников проекта словами духовного и историко-культурного значения, повысить общую эрудицию детей, ввести в речь учеников церковнославянизмы, определяющие высокий стиль русской классической художественной литературы.

4. Формировать ценностные установки на нравственное, традиционное в культуре родного края.

Задачи учебно-педагогические

1. Приобщение к ценностям древнерусской культуры.

2. Изучение шедевров древнерусской литературы.

3. Постановка и формулировка темы своей творческой работы, личностная мотивация выбора.

4. Формирование и развитие навыков творческой работы.

5. Сбор и систематизация материала, умение на практике применять полученные знания.

Актуальность проекта

Современное образование переживает в настоящее время период подъёма, и это связано прежде всего с обращением к вечным ценностям. Данный проект направлен на изучение художественно-культурного наследия родного края и должен помочь учащимся обрести точные духовные ориентиры, усвоить нормы морали, ценности, которые воплотились в Троице-Сергиевой лавре и житии её основателя Сергия Радонежского. Работа над проектом предполагает интеграцию в различные изучаемые в школе дисциплины (историю, МХК, литературу, ИЗО). В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, … в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Ожидаемые результаты

Работа над проектом «Слово» способствует развитию у детей творческого осмысления отечественной культуры , развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.

СМИ - важнейшее средство самовыражения подростков, вызывающее повышенный интерес. Поэтому работа над проектом позволит через средства массовой информации (газету «Слово», альманах «Родники») наиболее продуктивно знакомить учащихся школы с результатами работы по освоению художественно-культурного наследия родного края. Кроме того, с помощью приёмов театрализации, через «живую газету», ученики могут донести свой материал до заинтересованных в теме учеников младших классов, родителей.

Выполненные в рамках проекта творческие работы (газеты, рисунки, фотографии, макеты и т. п.) найдут своё реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других.

Осуществление проекта.

Проектом руководит учитель МХК Истомина Е. Е., координируя действия учеников, снабжая необходимой информацией, контролируя отбор материала. Учитель разрабатывает дизайн изданий. Газета «Слово» оформлена заставкой с фотографией ученика, читающего книгу, название набрано прописными буквами (шрифт Georgia). Альманах «Родники» представляет собой 5-6 листов на цветной фотобумаге (А4), на обложке указаны вопросы, раскрывающие тематику издания.

В начале учебного года создаётся редакционная коллегия из учеников 6-10-х классов, которая под руководством учителя определяет направления работы, осуществляет выпуск газеты и альманаха. Редколлегия включает в себя корректоров, корреспондентов, фотокорреспондентов, участников волонтёрского отряда «Слово».

Достижение целей и выполнение задач школьных СМИ (газеты «Слово» и альманаха «Родники») осуществляется посредством публикации следующих видов информации: написанные в доступной форме отчеты и репортажи о мероприятиях школы по духовно-нравственной тематике. Аналитические статьи и материалы, направленные на изучение художественно-культурного наследия родного края. Материалы, отражающие участие учеников школы в духовно-нравственных мероприятиях школы, города, района, области.

1 этап работы включает в себя постановку проблемы, формулирование темы, выбор тем учащимися, посещение Троице-Сергиевой лавры. Общая тема: «Поклон преподобному Сергию».

2 этап работы - поисковый.

Круг вопросов: «Храмы Троице-Сергиевой лавры». «Как выглядела Троицкая обитель в глубокой древности». « Троице-Сергиева лавра: история и современность». «Какими делами прославлен в русской истории Сергий Радонежский»? «Расскажите о сюжете картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». «О каких духовных заветах Сергия Радонежского мы узнаём из «Жития…», созданного во славу святого Епифанием Премудрым». « Образ преподобного Сергия Радонежского в памятниках Куликовского цикла древнерусской литературы ". «Почему Андрея Рублёва считают учеником Сергия Радонежского». Круг вопросов может быть расширен по желанию учащихся.

3 этап - практическая работа. Оформление творческого отчёта в форме номеров газеты и альманаха, а также в выбранной учеником творческой форме (мультимедийная презентация, выступление с докладом или сообщением на конференции, родительском собрании, творческих занятиях, участие в работе волонтёрского отряда «Слово» и т. п.)

Номера газет, альманахов, творческие работы размещаются в рекреациях, хранятся в конференц-зале школы.

Электронная версия газеты размещается на сайте школы.

Проект разработан учителем МХК МБОУ «КСОШ №7» Истоминой Е. Е.

«Преподавание МХК в школе» - Интеграция работы кружков в рамках общешкольного проекта по МХК -. Содержание тематических блоков. Исследовательская работа- творческий проект. Тема1: Первобытное и традиционное искусство. Тематическое планирование по историческим блокам. Мировая художественная культура как школьный предмет. Тема 9: Русское искусство и народные традиции.

«Электронные учебники по МХК» - Великий Эрмитаж. Электронный ресурс. Что такое искусство. Борис Кустодиев. Учимся понимать архитектуру. Русский музей. Русский музей. Сальвадор Дали. Иван Айвазовский. Русские императорские дворцы. Музыкальный класс. Современное российское искусство. Учимся понимать музыку. Шедевры архитектуры. Учимся понимать живопись.

«Проекты по МХК» - Проект. Творческий проект. Мультимедийная презентация. Искусство. Культурная адаптация школьников. Проектная компетентность. Основные требования к проекту. Планирование. Проект в рамках курса МХК. Творческий проект на уроках мировой художественной культуры.

«Программа по художественной культуре» - Музыка. Искусство – вид духовного освоения действительности. Раздел 1. Основные жанры музыкального и изобразительного искусства. Раздел 3. "Музыкальная живопись" сказок, притч и былин. Задачи. Условия реализации Программы. Живопись. Результаты исследования. МХК - как комплексное освоение видов искусства.

«Уроки искусства» - Сдала зачеты по основным дисциплинам и программам: Награждение. Итоги внеклассной работы. Методическая проблема: 6б класс. Повышение профессионального мастерства: Методы работы: Научно- исследовательская работа. Профессиональная педагогическая деятельность. Львенок на острове. Фотография. Подводный мир.

«Урок-игра по МХК» - Создание Русского национального гимна. Николай I почтил память умершего Пушкина. Картина Ильи Ефимовича Репина. Император Николай I. Беседы. Классицизм. Картины. Социальный статус артистов. Сын боевого генерала всю жизнь лепивший лошадей. Французский архитектурный стиль. Музей. Он строился сорок лет и являлся самым большим зданием.

Всего в теме 14 презентаций