Что означает выражение сметка дороже богатства. Мастер - класс "золотые россыпи"

Программой по чтению для начальной школы предусмотрено, что дети в 4 классе знакомятся с творчеством Льва Толстого, размышляют над человеческими поступками героев басни «Два товарища» и ищут ответ на вопрос о том, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Произведения эти невелики по объёму, но глубоки по содержанию, они учат детей размышлять о том, как нужно правильно поступать.

Мораль сей басни такова

Для чего изучаются басни? Что это такое? Толковый словарь С.И. Ожегова определяет басню как «краткий иносказательный нравоучительный рассказ». Знакомясь с этим жанром, дети учатся понимать его особенности, главной из которых является наличие морали. Что это такое и что понимается под этим словом?

Басня не только высмеивает недостатки и пороки, но и заставляет сделать какой-то поучительный вывод о том, как следует (или не следует) поступать. Рассказ о каких-то правилах поведения или общения, авторские наставления составляют мораль. Например, дети 4 класса в поисках морали должны ответить на вопрос о том, в чем суть басни Л. Толстого «Как мужик камень убрал» или «Два товарища».

Особенности басенного жанра

Басню можно узнать не только по наличию морали, у неё есть и другие отличительные черты. Это всегда короткий сюжет, который представляет собой занимательную интересную историю. Автору удаётся в лёгкой краткой форме изложить глубокое поучительное повествование. Например, сами события и главная мысль басни Толстого «Как мужик убрал камень» выражены всего в восьми предложениях. Небольшой объём делает произведение доступным для детей, они читают, анализируют и пересказывают его. Толстой использует жанровую форму басни для выражения своих мыслей, мораль выражена не конкретными поучениями, а иносказательно. Вывод должен сделать читатель сам для себя.

В баснях мало описаний и много диалогов. Именно таким образом достигается «жизненность» излагаемой ситуации. Главная мысль басни «Как мужик убрал камень» кроется в трёх высказываниях разных людей по одному и тому же вопросу. Каждый из героев дал тот ответ, который считал нужным, а вывод подсказан читателю автором в последнем предложении.

В басне обычно несколько героев, каждый из которых несёт в себе какую-то смысловую нагрузку. В одной из изучаемых четвероклассниками басен это два товарища, в другой - два учёных инженера и один простой мужик. Поведением или высказыванием одного из героев обычно выражается главная мысль. Басни Толстого «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» - яркий тому пример.

Основная идея одной из басен высказана брошенным в беде товарищем в адрес своего «друга», который в трудный момент предпочёл спастись бегством, оставив напарника в опасности. Главная мысль басни «Как мужик камень убрал» высказана автором, но носителем оригинальной идеи по избавлению от камня является простой мужик, который, кстати, эту идею воплощает, за что и получает заслуженную награду.

Отличие басен Крылова и Толстого

В своих произведениях Иван Андреевич Крылов чаще делает героями животных, рыб, птиц, высмеивая через их поведение человеческие пороки. Конечно, есть в его баснях и человеческие персонажи. Лев Толстой излагает свои поучения устами людей, его басни похожи на маленькие рассказы, взятые из жизни случаи.

Для своих басен Иван Андреевич Крылов выбирал стихотворную форму, у Льва Толстого главная мысль басни «Как мужик убрал камень» и басни «Два товарища» выражена в прозе. Басни Крылова представляют нашему вниманию комичные ситуации, юмористические персонажи попадают в из-за своих недостатков.

Лев Толстой, не отходя от естественного тона рассказчика житейской ситуации, создаёт для читателей жуткую картину оставленного на съедение медведю товарища или городскую улицу, посреди которой лежит камень, убрать который может только смекалистый мужик.

Нужны ли сегодня басни?

Басни написаны Львом Толстым давно, много лет назад. Нужны ли они сегодня современным людям, которые пользуются кранами, навигаторами, компьютерами и мобильными телефонами? Учит ли чему-то их главная мысль? Басни «Как мужик убрал камень» и «Два товарища» заставляют думать и проявлять смекалку, быть добрым и ценить дружбу, не бросать товарища в беде. И в нашем веке немало человеческих пороков, поэтому поучительные истории - басни - как никогда актуальны, они нужны человеку для саморазвития, чтобы становиться лучше, избавляться от плохих качеств. Басня - это возможность увидеть себя со стороны и поработать над своими недостатками.

Всё гениальное - просто

Басни Толстого похожи на народные сказки, они близки к народной мудрости, выраженной в кратких высказываниях, пословицах. Можно подобрать в русском фольклоре изречения, поясняющие, в чем заключается главная мысль басни «Как мужик убрал камень». Например, «Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка».

Лев Толстой с помощью небольшой истории доносит до читателя мысль, что в любом деле нужно проявлять смекалку, тогда самая трудная задача станет легкоисполнимой.

Читая басню Льва Николаевича Толстого "Как мужик камень убрал", человек понимает, что в любом деле нужно рассмотреть несколько вариантов решения. Эти способы могут быть дорогостоящими и небезопасными. Например, один из инженеров предлагал рациональный взорвать камень, а ведь при этом могли пострадать городские здания.

Простой мужик оказался умнее учёных инженеров, предложив простой способ - выкопать на площади яму. Противопоставив народную смекалку и житейский опыт рационально-научным методам, Толстой показывает, что иногда не стоит слишком усложнять задачу и стоит обратить внимание на поиски кратчайшего и простого пути разрешения проблемы.

Задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую теперь называют устным народным творчеством.

Горели рукописи, в пепелища превращались библиотеки с поэтическими шедеврами, только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья истории. Она сохранила, донесла до нас « Золотые россыпи».

    Сказка сопровождает человека всю жизнь: в раннем детстве нам рассказывали их родители; став постарше, мы с удовольствием читаем их сами, а затем будем рассказывать своим детям и внукам.

    Сказки бывают разные, есть сказки, в которых действуют такие герои как Василиса Премудрая, Баба Яга – это волшебные сказки.

Сказки похожие на басни – сказки о животных.

Сказки, где речь идёт о быте дореволюционной России – бытовые сказки.

Бытовая сказка, как показывает её содержание и её герои – самая молодая. А вот волшебная сказка зародилась так давно, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

* Вы, конечно, хорошо знаете сказки, и я, думаю, вы меня поддержите. Я буду читать начало сказки, а вы её продолжайте.

1.По щучьему веленью

*По моему прошенью.

2. Сивка – Бурка, вещий каурка

* Стань передо мной, как лист перед травой.

3. Несёт меня лиса, в далёкие леса

* За быстрые реки,

За высокие горы.

4. Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитися

* Ваша мать пришла, молочка принесла.

5. Кто, кто в теремочке живёт?

* Кто, кто в невысоком живёт?

5. Поди туда, не зная куда

Принеси то, не зная что.

6. Скоро сказка сказывается

Да не скоро дело делается.

    Не только интерес, не только развлечения есть в сказках. « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал великий поэт. Действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, чаще всего это дружеский совет. Выберите из предложенных пословиц, ту пословицу, в которой отражён смысл сказки.

1.Сказка «Каша из топора»

*Смётка дороже богатства.

2.Сказка « Лиса и Журавль».

* За добро и добром платят.

3. Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо.

* Своя земля и в горсти мила.

4. Сказка « Царевна – лягушка»

* Не дорого начало, а похвален конец.

    Русская народная сказка – глубочайший источник воспитания душевных качеств человека. Чтобы ответить на вопрос: «Чему учат сказки?» мы вырастим древо Мудрости. А дерево, как известно, красно своими плодами. Какие плоды созреют на этом дереве? Ответим на этот вопрос вместе.

Я буду называть сказку, а вы вспоминаете те лучшие душевные качества человека, которые в ней отражены.

    «Марья – краса – долгая коса»

**Храбрость, смелость, любовь.

    « Петушок – золотой гребешок»

**Верность, дружба.

    «Василиса Премудрая»

**Смекалка.

    «Гуси – лебеди»

**Послушание и терпение.

    «Морозко»

**Доброта и трудолюбие.

Действительно, это невероятная страна фантазий и чудес, учит человека быть добрым и отзывчивым, честным и порядочным.

    Давно забыты первоосновы сказки – жизнь и представления древнего человека. Сейчас всё другое! Другая жизнь идёт по Земле, а сказка живёт!

Назовите современные предметы, которые пришли к нам из сказки.

Гусли – самогуды - * магнитофон.

Молодильные яблочки - * крем для лица.

Печка Емели - * автомобиль.

Бурёнушка Крошечки Хаврошечки - * стиральная машина и утюг.

Перо Жар – птицы - * электричество.

Чудо – зеркальце – * спутниковая связь и телевидение.

Клубок с нитками - * компас.

Ковёр – самолёт - * авиалайнер.

современной жизни сохранился принцип: чтобы что – то получить, что – то заслужить, надо хорошо потрудиться, пройти испытания. По этой схеме строится и учёба, и спорт, и карьера взрослых. На этом стоит и православие.

*Перед нами каждый день, как в сказке, стоит выбор: какими нам быть? Побеждая в себе лень, трусость, эгоизм, нетерпение мы совершаем большое чудо – становимся лучше и добрее, обретая смысл всей нашей жизни.

    Спасибо за внимание!

Деньги с момента их возникновения в человеческом обществе прочно вошли в нашу жизнь, поэтому и в русских народных пословицах и поговорках эта тема раскрыта широко. Самые меткие, яркие и понятные пословицы про деньги, о деньгах мы собрали на этой страничке. Подборка пословиц пригодится детям, школьникам для выполнения домашних заданий.

Оглавление [Показать]

5 пословиц о деньгах

  • Деньги – как вода: плывут неизвестно куда.

Пословицы о деньгах

(из сборника «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения», автор О. Д. Ушакова)

  • Хуже всех бед, когда денег нет.
  • В голове ветер ходит, а в кармане пустота бродит.
  • В одном кармане дыра, да и другой чинить пора.
  • Шевелись, чтобы денежки велись.
  • Деньги - гости: то нет, то горсти.
  • Деньги - не голова, дело наживное.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдёт.
  • Деньги - как вода: плывут неизвестно куда.
  • На дворе мороз, а в кармане денежки тают.
  • Денежки труд любят.
  • Деньги счёт любят.

Из сборника «Русские народные пословицы и поговорки»

(составитель А. М. Жигулев)

  • Трудовые деньги век кормят.
  • Деньги -пух: дунь на них, и нет их.
  • Деньги не щепки, на полу не подымешь.
  • Трудовая денежка всегда крепка.
  • Праведная денежка до веку живет.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Деньги не рожь: и зимой родятся.
  • Деньги приходят и уходят как вода.
  • Деньги не голова, наживное дело.
  • Бывает и то, что деньгам не рад.
  • Трудовая денежка - мозольная.
  • Деньги не щепки, счетом крепки.
  • Не было ни гроша, да вдруг алтын.
  • Считай деньги в своем кармане.

Пословицы на тему «Деньги»

  • Бережливость - не скупость.
  • Копейка к копейке - проживёт и семейка.
  • Всякая копейка кладётся на счёт: бережёная копейка рубль бережёт.
  • Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.
  • Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
  • Богатство - вода: пришла и ушла.
  • Добрая слава лучше богатства.
  • В богатстве сыто брюхо, но голодна душа.
  • Богатство с золотом, а бедность с весельем.
  • Богатством ума не купишь.
  • Через жемчуг слезы льются, а через золото слезы текут.
  • Мужик богатый, гребет деньги лопатой.
  • Богат, да крив; беден, да прям.
  • У него денег и куры не клюют.
  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
  • Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Работка грязна, да денежка бела.
  • Где работа, там и густо, а в ленивом доме- пусто.
  • Налегай пуще, будет каша гуще.
  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
  • Какова нажива, такова и прожива.
  • По работе и плата. По работе деньги.
  • По деньгам и работа.
  • Посеешь густо, не будет пусто.

Пословицы и поговорки про деньги

(из сборника «Русские пословицы и поговорки», автор М. А. Рыбникова)

  • Денежки, что голуби: где обживутся, там и поведутся.
  • Денежки, что воробушки: прилетят да опять улетят,
  • Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
  • Без денег везде худенек.
  • Хлебу-мера, слову - вера, деньгам - счет.
  • Счет дружбы не портит. Чаще счет - дольше дружба.
  • Денежки счет любят.
  • Трудовая денежка плотно лежит, чужая - ребром стоит.
  • Трудовой грош прочнее краденого рубля.
  • Есть рожь в амбаре - есть грош в кармане.
  • Береги денежку про черный день.
  • Кто копейки не хранит, сам рубля не стоит.
  • Кто копейки не щадит, тому и рубль нипочем.
  • Деньги - дело наживное.
  • Здоров буду и денег добуду.
  • Были бы мы, а деньги будут.
  • Денежки круглые - весь век катятся.
  • Деньги не в деньгах, а в делах.
  • Работочка черна, да денежка бела.
  • Копейка рубль бережет.
  • И гроши - деньги хороши.
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
  • На улице мороз, а в кармане деньги тают.
  • У нас денежки ведутся, как водица в решете.
  • Накопил, да черта купил.
  • Люди - всё, а деньги - сор.
  • Невелика цена - дешевле пареной репы.
  • На грош пятаков не дают.
  • Пожалел алтын - потерял полтину.
  • Пошел за большим, не жалей малого.
  • Денежки, как воробушки, в людях побывают и к нам прилетят.
  • В том ошибаются, кто за долгим рублем гоняется.
  • Лишняя денежка карману не в тягость.

Пословицы и поговорки со словом «Деньги»

(из книги «Энциклопедия народной мудрости», автор Н. Уваров)

  • Время деньгу дает, да на деньги времени не купишь.
  • Время дороже денег.
  • Деньга деньгу родит, а беда беду.
  • Деньгам законы нипочём.
  • Деньгам счёт, а хлебу мера.
  • Деньги – гость: сегодня нет, а завтра горсть.
  • Деньги – дело наживное.
  • Деньги – железо, платье – тлен, а кожа – всего дороже.
  • Деньги – зло и долгое оно.
  • Деньги - ключи от всех дверей.
  • Деньги – лучшее успокаивающее средство.
  • Деньги – не рожь: и зимой родятся.
  • Деньги ваши, стали наши.
  • Деньги глаза слепят.
  • Деньги идут к деньгам.
  • Деньги льнут к деньгам.
  • Деньги не пахнут!
  • Деньги, что навоз, сегодня нет, а завтра – воз.

10.10.2013 zagadky 66 комментариев

Баба з возу - кобыле легче. (Смысл пословицы в том, что если избавиться от ненужных людей, или ситуаций, то все будет только лучше.)

Бабка надвое сказала. (Смысл поговорки в том что, человек двояко и непонятно объяснил суть происходящего, или непонятно изложил ситуацию.)

Барская просьба - строгий приказ. (Смысл пословицы в том, что если ты зависишь от человека, то его просьбу невозможно не выполнить, так как ты от него зависишь.)

Беда на селе, коль лебеда на столе. (Русская народная пословица. Означает что если на столе лебеда(это сорт травы), то значит в селах неурожай и кушать кроме травы нечего.)

Бедному Кузеньке - бедная и песенка. (Раньше на Руси женихам пели песню с похвалами, чтобы представить перед невестой все его достоинства. Если жених был жадный, то на свадьбе ему пели песню не со всеми похвалами, в ответ на его жадность.)

Бедному собраться - только подпоясаться. (Русская пословица означает что бедному человеку очень легко собраться в дорогу, потому что брать нечего.)

Беды мучат, да уму учат. (Русская народная пословица. Означает, что когда пришла беда- это конечно очень плохо, но из каждой такой ситуации нужно делать выводы, чтобы не допустить повторения беды в дальнейшем. Неприятности учат человека, делать выводы, анализировать каждый свой поступок, чтобы не иметь больше неприятностей.)

Бежал от дыма и упал в огонь. (Русская пословица. Означает, что если бездумно спешить и торопиться в трудной ситуации, то можно только ухудшить положение.)

Бежит, словно под ним земля горит. (Поговорка. Означает, что человек очень быстро бежит конкретно в данный момент времени, либо просто в жизни бегает очень быстро, как олимпийский чемпион.) по просьбе Alice.

Без букв и грамматики не учатся и математике. (Пословица означает, что если ты не знаешь букв, то математику выучить практически не возможно, так как буквы - неотъемлемая часть математики, и без них математики не существовало бы.)

Без воды - земля пустырь. (Тут итак все понятно без расшифровки.))) Без воды ничего не сможет вырасти и выжить.)

Без году неделя. (Поговорка говорится, когда прошло очень мало времени, или возраст очень мал.)

Без дела жить - только небо коптить. (Пословица говорит о том, что каждый человек в жизни должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Если человек ничего в жизни не делает, то такая жизнь лишена особого смысла.)

Без денег сон крепче. (Русская пословица. Означает, что богатому человеку сложно сохранить свои деньги, всегда найдутся желающие их отобрать. А если их нет, то и отбирать нечего.)

Без меня меня женили . (Поговорка говорится, когда человек отсутствовал на каком либо действии или событии, а за него все решили другие.)

Без наук, как без рук. (Простая, но очень мудрая пословица. Означает, что если человек не будет учиться, не будет стараться получить новые знания, то в жизни мало чего достигнет хорошего.)

Без порток, а в шляпе . (Поговорка о человеке, который одел на себя новую красивую вещь, вместе со старыми некрасивыми штанами, обувью, или другой плохой старой одеждой.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

  • Сам смекай, где берег, где край.
  • Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
  • Счастье дороже богатства, смекалка обоих обманет.
  • Не то сметка, что бродит, а то сметка, что других водит.
  • Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
  • Догадка не хуже разума.
  • Смекай, что люди говорят.
  • Ты с бородой, да я и сам с усами.
  • Один мигает, а другой уже смекает.
  • Всякая слепая про себя смекает.
  • У него смекалки нет, так и ученье не далось.
  • Оттачивай слух и взор: тот победит, кто смел и хитер.
  • Хитрость и сметка помогают бить врага метко.
  • Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой.
  • Умному свистни, а он уже смыслит.
  • Смекалка во всяком деле выручит.
  • Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
  • Смекалка на войне помогает вдвойне.
  • Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
  • Чтобы рубить метко, нужна сметка.
  • На войне нужна закалка да смекалка.
  • Не всякая смекалка - находка.
  • Хитрость и смекалка - родные сестры.
  • У сметливого солдата и рукавица - граната.
  • Нужен не только ученый, но и смышленый.
  • Боец со смекалкой воюет и с палкой.
  • Русский солдат сметкой богат: умом порешит, штыком подкрепит.
  • Смекалистый силен втройне, он побеждает на войне.
  • Где смекнет боец, там врагу конец.
  • На как-нибудь воевать забудь, чтобы идти вперед - нужен расчет.
  • Бери сумку, штык, противогаз и смекалку в запас.
  • Оттачивай слух и взор - тот побеждает, кто смел и хитер.
  • Оттачивай сметку свою - она пригодится в бою.
  • Сам смекни, почем снетки, по том и маленькая рыбка.
  • Язык языку ответ дает, а голова смекает.
  • Пораскинь умом - возьмешь врага живьем.
  • Смекай, что люди говорят.
  • Ум да сметка - в бою лучшая находка.
  • Глупый киснет, а умный все промыслит.
  • Сам смекни, почем снетки, потом и маленькая рыбка.
  • Ты только свистни, а я и сам смыслю.
  • Где закалка, там и смекалка.
  • Если сила не возьмет, смекалка выручит.
  • Кто сметлив, тот и счастлив.
  • Смекалка - богатырь. (якут)
  • Сметливость лучше силы. (груз)
  • Смекалка и воду останавливает. (якут)
  • Сорок фашистов, двое нас да смекалка про запас. (белор)
  • Нет смекалки - нет и укрытия. (коми)
  • Где не возьмет топор, там возьмет смекалка. (якут)
  • Хоть и молод, да смышлен. (удм)
  • Смекалистый ошибку другого на ус намотает. (карел)
  • Нужно разум применить, где сила не возьмет. (укр)

«Работа школьной библиотеки» - Основные направления работы по формированию информационной культуры. Использование ИКТ в работе школьных библиотек. Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки: Структура фонда библиотеки. Иногда библиотеки школ называют медиатеками. Определение темы и главной мысли текста.

«Типология библиотек» - Типологии начала ХХ века. Специальные библиотеки. Основные смыслы понятия «тип». Первые научные попытки создания типологий библиотечных учреждений. Предложение. «тип», «типичный», «типология». Типы библиотек ХХ века. Виды типологий. Тип – это сущностная, а не статусная и не формальная характеристика.

«День библиотек» - НБ РТ имеет давнюю историю. Республиканская юношеская библиотека Татарстана. В 2008 году библиотеке исполнилось 30 лет. Заплутавшие в замети Люди без завтра и люди без памяти". Или сосредоточиться - Великое создать. В тиши библиотек идет Важнейшая работа. Но только 10 (24) января 1865 года была открыта городская публичная библиотека.

«Роль библиотеки в учебном процессе» - Основные функции библиотеки. На абонементе всегда многолюдно. Большое значение придается проведению уроков библиотечно-библиографической грамотности школьников. Праздник «Посвящение первоклассников в читатели». Награды читателей. Читатели библиотеки принимают активное участие в городских конкурсах и олимпиадах.

«Образование школьных библиотекарей» - Оценка журналов. Бюджет библиотеки. Обязательные для сертификации курсы. Непрерывное образование школьных библиотекарей. Программа сертификации. Центры образовательных услуг. Сертификация школьных библиотекарей. Функционирование библиотеки. Компьютерные приложения. Рекомендованная последовательность курсов программы.

Чудесный мир классики.

Лев Николаевич Толстой, "Как мужик убрал камень ".

Введение

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.

Сегодня мы будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности, составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами.

Что такое басня?
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)
- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- А какие ещё особенности басни вы знаете?

-интересный короткий занимательный сюжет;

-мало описаний;

-много диалогов;

-героев обычно несколько;

-главный герой выражает основную идею;

-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;

-высмеиваются человеческие пороки.

-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
- комизм;
-поучительность;.

Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

А что басни высмеивают?

-лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство

Чему учат басни?

-дружбе

-трудолюбию

-усердию

-честности

-доброте

-отзывчивости

-благородству

-благодарности

-добывать знания

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

А откуда же к нам пришли басни?

Немного истории

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является полулегендарный Эзоп (6 век до н.э.). .

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.

http://www.chitalnya.ru/upload3/105/df80059eda349a377a692a66ddcc89fa.jpg

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукавоумудрен-ная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.

Лев Николаевич Толстой тоже написал басню. И как говорил А.М. Горький: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.»

http://www.stihi.ru/pics/2015/12/16/2245.jpg

Послушайте запись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь определить мораль этой басни. Обратите внимание, в названии басни есть вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/120.jpg

Словарная работа

Инженер - специалист с высшим техническим образованием.
Порох - взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток - машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка - вымысел, изобретение.

Чтение с комментированием
Прочитайте 1 часть. (На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить?)
-О чем в ней говорится?
- Где лежал камень? Чем он мешал горожанам? О чём попросили инженеров?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? Озаглавьте (Камень на площади).
Прочитайте 2 часть.
-О чем в ней говорится? (Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей; другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.)
-Что предложил 1 инженер? (...камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его...)
-Что предложил 2 инженер? (...под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень...)
-Как озаглавим? (Спор)
Прочитайте 3 часть. (А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»)
-Что предложил мужик? (...«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю»...) -Почему ему дали еще 100 руб.
-Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка

В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы)
Пословицы

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Достигай всего своими способностями.

Красна гора скалой, а человек - головой.

Смётка дороже богатства.

Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Ленивые руки не родня умной голове.
Каков мастер, такова и работа.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Сила ломит всё, а ум силу.

Итоги

Познакомились с басней Льва Толстого "Как мужик убрал камень ". Отметили, что басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это мораль басни

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/17/winrar_zip_archive.zip

http://download.myshared.ru/_rHUfm-FNK_8zAsOSbXKeQ/1462694858/195359.ppt

http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kakmuzhikubralkamentolstoyl