Музей андрея рублева храм христа спасителя. Музей древнерусской культуры и искусства им

Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева June 25th, 2014

Этот московский музей имеет весьма длинное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и находится на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря.
Монастырь был основан в 1357 году митрополитом Алексием и назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. На территории обители сохранилась древнейшая на территории Москвы церковь - Спасский собор, его возвели в 1420-х годах.
Здесь работал величайший русский иконописец Андрей Рублев, в монастыре он и скончался и был похоронен в 1427 или в 1430 году.



Святые ворота Спасо-Андроникова монастыря.

Древнейшая церковь на территории Москвы - Спасский собор, его возвели в начале 15 века. Правда в 1959-1960 гг. собор был реконструирован - кокошники и глава были достроены реставраторами. Есть основания полагать, что барабан они сделали слишком узким, возможно изначальный верх собора был более массивным.

Архитектурный ансамбль монастыря - Спасский собор и церковь Архангела Михаила (1691 - 1739 гг.)

Спасский собор расписывали Андрей Рублев и Даниил Черный, оба они были иноками Андроникова монастыря, но к сожалению, от их фресок почти ничего не осталось. Как не осталось ничего от их могил, хотя известно, что оба живописца были захоронены на территории монастыря.

В 1691 году женой Петра I Евдокией Лопухиной была заложена новая церковь - Архангела Михаила. Церковь была пристроена к старой трапезной палате, возведенной еще в 1504 -1506 гг. В итоге получился древнерусский небоскреб в нарышкинском стиле, правда несколько аскетичный, так как Лопухина так и не смогла закончить храм, попав в царскую немилость в 1698 году, церковь достроили уже после ее смерти. Сооружение имеет несколько этажей, первый ярус стал усыпальницей рода Лопухиных, а церковь помещалась наверху. Сейчас в здании находится постоянная экспозиция музея.

Трапезная палата Андроникова монастыря (1504-1506 гг.) Вид снаружи, со стороны реки Яузы. Одно из древнейших подобных сооружений в Москве.

Братский корпус начала 18 века и часть крепостной ограды монастыря.

На фото ниже, остатки некрополя. Первые захоронения на территории монастыря относятся еще к 14 веку, здесь хоронили воинов погибших на Куликовом поле.
Когда-то Спасо-Андроников некрополь не уступал кладбищу Донского монастыря по количеству надгробий и богатству их оформления. Здесь нашли свое последнее пристанище представители многих русских аристократических семей - Загряжские, Замятины, Головины, Салтыковы, Трубецкие, Нарышкины, Строгановы, Волконские, Баратынские, Демидовы и т.д.

С 17 века Спасо-Андроников монастырь стал фамильной усыпальницей дворянского рода Лопухиных.Здесь покоятся родители и братья царицы Евдокии Федоровны, первой супруги Петра I - в общей сложности более 40 человек.

Но в 20 веке, при большевиках, кладбище было уничтожено. Некоторые остатки надгробий и саркофагов сложены около монастырской стены.

Несколько моих фотографий экспонатов музея.

Богоматерь Одигитрия. Первая треть 16 в. Москва

Спас Вседержитель (фрагмент), древнейшая икона в собрании музея середины 13 века из села Гавшинка, Ярославская область.

Положение во гроб. Около 1497 года, из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Св. Георгий (фрагмент), конец 15 - начало 16 века. Из Пятницкой г. Дмитрова Московской области.

Спас Нерукотворный, московская школа, 2-я пол. 14 в.

Святитель Николай Мирликийский с явлением Богоматери Преп. Сергию Радонежскому (вверху слева) и избранными святыми.

Святые (фрагмент иконы Святитель Николай Мирликийский).

Поклонный крест с распятием Христовым. Белый камень, в общем, русский хачкар. Конец 15 - начало 16 века. Из села Толмачи Бежецкого района Тверской области.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов из композиции Распятие Христово. Первая половина 19 века. Дерево.

Мученик сотник Лонгин и апостол Иоанн Богослов из композиции Распятие Христово. Первая половина 19 века. Дерево.

Николай Чудотворец (Можайский). Конец 17 века.

Преподобный Нил Столобенский, 2-я пол. 19 в., Тверская губерния.

Николай Чудотворец. Конец 17 - начало 18 века, Архангельская область.

Великомученица Параскева Пятница. Конец 17 - начало 18 века.

Антоний Великий, фреска (фрагмент), Афон (?), 16 (?) в.

Фреска 1654 г., Троицкий собор Макарьевского монастыря, г. Калязин.

Апостол Петр. Чудов монастырь в Москве 1633- 1634 гг.

Неизвестная святая. Можайск, Лужецкий монастырь.

Богоматерь Неопалимая Купина (фрагмент), 17 в., из Троицкого Макарьева монастыря в г. Калязине.



Богоматерь Неопалимая Купина (фрагмент).

Сретение (фрагмент). 2-я пол. 17 в., Поволжье, из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.

Обрезание (фрагмент). 2-я пол. 17 в., Поволжье, из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.

Первая половина 17 века, Поволжье, из церкви Рождества Богородицы села Дрюцково Тверской области.

Рождество Богоматери (фрагмент).

Рождество Богоматери (фрагмент).

Рождество Богоматери (фрагмент).

Святая Троица.1-я пол. 17 в., мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе, из иконостаса Богоявленской церкви с.Семеновское Московской области.

Архангел Гавриил (часть триптиха) Святая Троица.1-я пол. 17 в., мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе, из иконостаса Богоявленской церкви с.Семеновское Московской области.



Рождество Богородицы (фрагмент). Конец 16 века, Москва. Из собора Рождества Богородицы в Муроме.

Беседа Преподобного Варлаама и (Будды Гаутамы) царевича индийского Иоасафа. 17 век, Русский Север.

Преподобный Кирилл Белозерский (Александр Свирский?) Середина 16 века, Вологда (?)

Икона в окладе "Богоматерь Семиезерская" (фрагмент), 17 век.

Другие мои посты, посвященные России.

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ Около 1837 года. Санкт-Петербург. Дерево, темпера, масло; оклад: серебро, чеканка, гравировка, золочение; 17 x 13,4 см КП 4601 Святитель Митрофан Воронежский (1623-1703) происходил из священнической семьи, в миру носил имя Михаил. Принял монашеский постриг в 1663 году после смерти жены в Золотниковской пустыни недалеко от Суздаля. Был игуменом Яхромского Козмина и Макарьева Унженского монастырей, а в 1682 году стал Воронежским епископом. При нем в Воронеже был построен новый каменный Благовещенский собор. Святитель имел особые отношения с Петром I, который после его кончины лично присутствовал на похоронах и нес гроб. В августе 1832 года были обретены мощи святого, после чего состоялась канонизация. К этому моменту возникло два основных варианта иконографии святителя. Один представлял его с книгой в руках и восходил к прижизненному портрету. Другой вариант отличался облачением Митрофана, соответствующим чину схиепископа (в схимническом куколе и архиерейской мантии) и наличием жезла в его руках. Именно к этому типу относится икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва, на которой святитель представлен идеализированно, без сохранения индивидуальных особенностей, при том, что на многих других иконах они утрированы. Образ был исполнен вскоре после канонизации святителя и был украшен серебряным окладом, сделанным в Санкт-Петербурге в 1837 году. Очевидно, там же была написана икона.

Комментариев 2

Классов 98

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ Конец XVII – начало XVIII века. Центральная Россия Дерево, темпера; 61,5 x 54,5 см КП 509 Из церкви Димитрия Солунского в селе Сабурове Воскресенского района Московской области Преображение Господне - один из великих двунадесятых праздников. Он отмечает память описанного в Евангелие события, когда Христос с тремя учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - поднялся на гору Фавор, где во время молитвы преобразился: лицо его просияло, одежды стали белыми, а рядом появились пророки Моисей и Илия, с которыми Христос беседовал. Испугавшись, апостолы пали ниц, а когда поднялись, то уже не увидели только Иисуса, который запретил им рассказывать о случившимся до момента, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9). Иконография Преображения в основных чертах сложилась уже в VI веке. Вверху в центре изображается Иисус в сиянии славы и белых одеждах, рядом с ним стоят пророки Илия и Моисей. Ниже, на отрогах гор, трое испуганных апостолов, падающих или поднимающихся. На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва дополнительно изображены Небесный Иерусалим в правом верхнем углу за фигурой пророка Илии и гробница в горах за фигурой пророка Моисея. Эти детали призваны подчеркнуть, что Моисей на Фаворе представлял мир мертвых, а Илия, вознесенный на небо во плоти, мир живых. Они нередко встречаются в произведениях второй половины XVII столетия. Еще одна особенность памятника - разноцветная круглая "слава" Христа, дополненная тремя исходящими от нее красными лучами. Яркость красок, контрастность цветовых сочетаний делают икону особо нарядной, соответствующей народным вкусам.

Комментариев 1

Классов 117

11 августа в 15:00 в рамках культурно-образовательной программы к выставке «Из новых поступлений. 2004–2018» в Музее имени Андрея Рублева состоится КОНЦЕРТ «Русские сезоны». Вы услышите произведения Сергея Рахманинова, Рейнгольда Глиэра, Дмитрия Шостаковича, а также сочинение современного автора Александра Цыганкова «Славянский концерт» 2013 года, посвященный событиям в Украине. Исполнители: лауреаты различных конкурсов Анастасия Захарова (домра), Алексей Нистоатов (контрабас), Анастасия Ларионова (фортепиано). По билету на концерт вы можете в тот же день бесплатно посетить выставку.

Комментариев 1

Классов 54

8 августа во всем мире отмечается День кошек. 🐾 Вы знакомы с "пушистыми" смотрителями Музея имени Андрея Рублева?

Комментариев 3

Классов 113

Музей детям

Комментариев 1

Классов 83

Евангелие Исаака Бирева 1531 года отличается каллиграфическим письмом и великолепными миниатюрами. Исполненная на высочайшем уровне орнаментика восходит к западноевропейскому гравированному «Большому алфавиту» Израэля ван Мекенема. Полууставное письмо рукописи было положено в основу московских кириллических шрифтов первопечатных книг. Замечательные миниатюры, ориентированные на творчество знаменитого иконописца Дионисия и его сына Феодосия, оказали влияние на последующее искусство оформления древнерусской книги. Бесплатная выставка "Евангелие Исаака Бирева" в Музее имени Андрея Рублева открыта до 25 августа.

Комментариев 1

Классов 76

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ - БОГОЯВЛЕНИЕ (ДВУСТОРОННЯЯ ИКОНА) Середина XVII века. Русский Север Дерево, темпера. 95,5 × 80, 5 КП 2516 В композиции одной из сторон двусторонней выносной иконы соединены изображения двух праздников, отмечаемых в один день 1(14) августа: Происхождение четных древ Креста и Всемилостивого Спаса Христа Бога и Пресвятой Богородицы Марии, Матери Его. Праздник Происхождения Креста был установлен в Константинополе в IX веке, в основе его обычай ежегодного переноса части древа Животворящего Креста, хранившегося в домовой церкви дворца византийских императоров, в храм Св. Софии. Во время церемонии происходило освящение воды, затем процессия направлялась за городскую стену к источнику Спаса, и потом в течении двух недель Крест носили по городу для освящения мест и отвращения болезней. В России служба Кресту появляется в XIV – XV веках с введением нового Иерусалимского устава взамен прежде действовавшего Студийского. В XVII столетии праздник Происхождения Креста отмечался очень широко и по способу проведения был близок к Богоявлению: на Москве-реке сооружалась Иордань, после освящения воды патриарх и царь погружались в воду, устраивались крестные ходы и водосвятия в реках, прудах, источниках, которые сопровождалось массовым купанием. В некоторых местностях в этот день купали коней и скотину, считалось, что «На Спаса купаться – незамоленные грехи простятся». Приходящийся на этот же день праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы Марии установлен в воспоминание о победе в 1164 году над сарацинами и волжскими булгарами, одновременно дарованной византийскому императору и русскому князю. Праздник установлен около 1168 года Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом (1156 – 1169) при императоре Мануиле (1143 – 1180), а в России митрополитом Киевским Константином (упом. 1167, 1169) и епископом Ростовским Нестором (упом. 1149, 1157.) при князе Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157 – 1174). В надписи на иконе упомянуты оба праздника и подробно перечислены все главные участники событий, однако среди лиц процессии византийского императора нет, в верхнем ряду слева представлен только князь Андрей Боголюбский. Композиция в верхней части иконы служит одновременно изображением церемонии выноса Креста, в которой участвуют диаконы, несущие его и образы Христа и Богоматери, и прославления Всемилостивого Спаса, изображенного в центре внутри мандорлы, двуперстно благословляющего обеими руками. Эти изображения напоминают о главном смысле праздника, который первоначально назывался «Вседержителевый день Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньжи милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери и честнаго Креста происхождение». В нижней части композиции находятся сцены водосвятия и омовения в источнике. Икона была выносным образом и участвовала в процессиях. Соединение сюжетов «Богоявления» и «Происхождения Креста» отражало смысловое и обиходное их совмещение в церковной и народной жизни XVII века и нередко встречалось на Севере. На северное происхождение памятника кроме архаичности иконографии и использования орнаментальной рамы указывают особенности художественного языка: уплощенные фигуры, неточный рисунок, использование довольно темного санкиря в письме личного с последующим резким высветлением и применеием длинных белильных движков, положенных по гребню носа, на лбу и пальцах персонажей. Особенностью иконы является нарушение пропорций в сторону удлинения рук и пальцев святых, а также сильно вытянутые узкие лики, с тонкими длинными носами, небольшими устами и круглыми бровями.

Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации. Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства.

В коллекции музея более 5 тысяч икон, в том числе работы Дионисия, а также литургические предметы, рукописные книги и фрески.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья. Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря, где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.

Музей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых. Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.


Адрес музея имени Андрея Рублева : г.Москва, Андроньевская пл., д. 10, метро: «Площадь Ильича», «Римская», «Курская», «Чкаловская».
Время работы постоянной экспозиции и выставок:
Понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15)
Пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15)
В среду экспозиция и выставки закрыты.
Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.
Телефон музея имени Андрея Рублева : (495) 678-14-67.
Сайт музея имени Андрея Рублева : http://www.rublev-museum.ru

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья. Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря , где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.

Коллекция музея собрана за последние 50 лет и включает около 10 тысяч произведений древнерусского искусства. Она дает всестороннее представление о художественной жизни Древней Руси. Ее основное ядро составляют произведения изобразительного искусства: памятники иконописи XIII-XVII веков, книжной миниатюры, монументальной живописи (фрагменты снятых со стен росписей, а также копии фресок).

Собрание иконописи включает памятники всех направлений и школ с древности до позднего средневековья (Москва , Ростов , Новгород, Псков, Тверь, Поволжье). Гордость музейной коллекции – произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, их ближайших последователей, образы, созданные по специальному заказу Ивана Грозного , подписные работы изографов Оружейной палаты.

В коллекции музея представлены разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства XI–XIX веков: лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов. Собрание рукописей и старопечатных книг включает богослужебные и светские сочинения, певческие книги XV-XIX веков.

Музей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых.

Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.

История музея имени Андрея Рублева

Музей имени Андрея Рублева был учрежден постановлением правительства 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, много сделавший для сохранения древнерусского художественного наследия. Организация музея спасла от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря , в стенах которого творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы.

Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из выдающихся исследователей древнерусского искусства, знаток творчества Андрея Рублева.

В начале 1950-х годов в музей пришла молодой искусствовед Ирина Александровна Иванова. Усилиями этих людей были организованы первые научные экспедиции, началось формирование коллекций музея. Его сотрудники часто спасали от гибели произведения древнерусского искусства, вывозя их из храмов и некоторых периферийных краеведческих музеев, в которых не умели и опасались хранить сомнительные с точки зрения идеологии того времени произведения. Первым поступлениями в музей стали несколько икон XVI-XVII вв. из Владимирского краеведческого музея и комплекс иконостаса из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале , созданный в 1660-х годах.

Одновременно велись исследования и научная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, в первую очередь белокаменного Спасского собора начала XV века – древнейшего сохранившегося памятника архитектуры Москвы, а также других монастырских зданий.

Музей был открыт для посетителей 21 сентября 1960 г. Этот год был объявлен ЮНЕСКО годом празднования 600-летнего юбилея Андрея Рублева, и открытие музея стало одним из важнейших событий юбилейных дней. В то время музейное собрание насчитывало всего 317 памятников. На сегодняшний день, благодаря многочисленным экспедициям, приобретениям, а также ценным подношениям, на музейном хранении находится около 10 тысяч предметов икон, произведений декоративно-прикладного искусства, оригиналов и копий фресок, рукописных и старопечатных книг, памятников археологии.

Музей имени Андрея Рублева занял особое место среди других российских музеев. Он стал единственным в стране музеем изобразительного искусства отечественного средневековья, охватывающего огромный этап истории протяженностью более чем в семь столетий. С момента открытия музей был настоящим неформальным культурным центром, куда стекалась московская интеллигенция, открывавшая для себя ранее неизвестный мир древнерусского изобразительного искусства. В 1960-е годы в музей пришло новое поколение научных сотрудников, среди которых Г.В. Попов, ныне являющийся его директором, а также К.Г. Тихомирова, В.В. Кириченко, А.С. Логинова, В.Н. Сергеев, Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков. В то время музей проводил особенно многочисленные экспедиции, благодаря которым музейная коллекция значительно расширилась. Собрание пополнялось и с помощью закупок у частных владельцев, коллекционеров, в антикварных и букинистических магазинах. Немало произведений, задержанных при попытке незаконного вывоза за рубеж передано в музей государственными организациями: таможней, органами внутренних дел и госбезопасности. Друзья музея, частные коллекционеры своими щедрыми дарами также внесли активный вклад в пополнение музейного собрания. Среди них Г.Д. Костаки и художник В.Я. Ситников

Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2001 году первому директору музея Д.И. Арсенишвили и первому научному сотруднику Н.А. Деминой в музее, на стене Настоятельского корпуса, были установлены памятные доски работы Зураба Церетели и Виктора Суровцева.

Экспозиции музея имени Андрея Рублева

Постоянная экспозиция Музея развернута в архитектурном комплексе церкви Архангела Михаила и трапезной палаты. В нее включены самые значительные произведения музейной коллекции, дающие целостное представление об истории и развитии русской иконописи с XII до начала XVI II столетия.

Экспозиция построена по хронологическому принципу и делится на два больших раздела, посвященных русскому изобразительному искусству древности (Живопись XII - начала XVI века) и позднего средневековья (Живопись XVI - начала XVIII века). Внутри разделов экспозиции выделены отдельные художественные центры (планы-схемы экспозиций первого и второго этажей).

Раздел экспозиции Живопись XII - начала XVI века находится на втором этаже. В помещении церкви Архангела Михаила представлены древнейшие иконы собрания и памятники иконописи Петра I боярином Львом Нарышкиным в его подмосковном имении и является ярким образцом зодчества так называемого нарышкинского стиля (или барокко). Его отличают использование нетрадиционного для древнерусской архитектуры решения плана и объемной композиции, ориентация на европейские образцы в белокаменной резьбе.

Церковь имеет престолы в летнем и зимнем храмах. Верхний, летний, во имя Спаса Нерукотворного, почти полностью сохранил первоначальное декоративное убранство интерьера. Золоченая резьба иконостаса , клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты, Кириллом Улановым и Карпом Золотаревым. Интерьер нижней, Покровской, церкви неоднократно обновлялся на протяжении XVIII-XIX веков.

Адрес: г. Москва, ул. Новозаводская, д. 6, метро: «Фили»

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — единственный государственный специализированный музей русского церковного искусства Средневековья и Нового времени.

Музей расположен в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, где великий иконописец Андрей Рублев расписал Спасский собор — ныне древнейший храм Москвы. Музей имеет богатую коллекцию иконописи XII — начала XX веков. В 2017 году музей отмечает 70-летие со дня своего основания.

В 1947 году, на волне послевоенного патриотического подъема, в год празднования 800-летия Москвы, на территории монастыря был образован Музей им. Андрея Рублева. Его первым директором стал крупный организатор музейного строительства Д.И. Арсенишвили (1905–1963), первым научным сотрудником — выдающийся знаток творчества прп. Андрея Рублева Н.А. Демина (1904–1990).

К моменту основания Музея монастырь был полностью разорен, музейная коллекция собиралась буквально по крохам, в обстановке крайне негативного отношения государства к отечественному религиозному наследию. Собранные произведения зачастую требовали тщательной и многолетней реставрации.


Тем не менее через 13 лет, 21 сентября 1960 года, Музей был открыт и представлен на суд посетителей залы с десятками раскрытых от поздних записей и грязи икон, снятых со стен разрушенных храмов росписей и произведений декоративно-прикладного искусства. Собирательская деятельность и реставрационные работы продолжаются до настоящего времени и являются неотъемлемой частью повседневной музейной жизни.

Ныне экспозиция занимает все отреставрированные и доступные для осмотра помещения трапезной палаты и церкви Архангела Михаила. В Настоятельском корпусе размещается выставочный зал.

Режим работы:

  • понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00;
  • пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00;
  • среда — выходной.

Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.


Стоимость билетов:

Постоянная экспозиция

  • для иностранных граждан — 400 рублей;
  • для граждан Российской Федерации и стран СНГ — 299 рублей;
  • льготный билет — 150 рублей.

Временные выставки

На временные выставки билеты продаются отдельно, стоимость может меняться в зависимости от выставки.