Геологический музей в ленинграде и первые научные экспедиции. «Я красивых таких не видел… Осенью 1925

Редакция «Строительной газеты» ознакомила меня с письмами строителей, которые работают и учатся в вечерних и заочных учебных заведениях. Среди них есть письма людей, по тем или иным причинам бросивших учение. И я оглянулся назад, на годы первого десятилетия Советской страны.

Может быть, для читателей газеты будет интересно узнать про мой путь в науку.

В годы гражданской войны я жил на Украине и остался без родителей в возрасте двенадцати лет. Меня приютила автомобильная часть Красной Армии. Я пробыл в ней до демобилизации и расформирования в конце 1921 года, после чего поехал в Ленинград (тогда еще - Петроград) с твердым намерением учиться.

Мальчишке, хоть и не по годам рослому и развитому, но порядком заморенному постоянным недоеданием, мне пришлось сначала туго. Много было просто беспризорных, не говоря уже о безработных, неквалифицированных, как и я, чернорабочих. Единственно, с чем не было никакой трудности, - это с квартирами: бывшая столица Российской империи после голодной войны и блокады империалистов наполовину, если не на три четверти, пустовала.

Для поступления на рабфак и получения стипендии я не имел рабочего стажа на постоянной работе. Не подходил я и по возрасту, а вечерних школ тогда не было. Пришлось поступать в обычную среднюю школу, изо всех сил наверстывать упущенное за годы гражданской войны, кончая по два класса в год (экстерната тогда не было). Если бы не помощь бескорыстных учителей, бесплатно помогавших мне в занятиях, и если бы не помощь общественных организаций, ведавших питанием ребят, мне бы никогда не справиться и не окончить школы за два с половиной года.

Но как бы ни были трудны занятия, надо было еще и жить. Лето, часть весны и осени, вообще всякое свободное время проходило в погоне за заработком. Мы были воспитаны в старинных правилах. Мало-мальски подросшие дети не могли быть в тягость родителям или родственникам. Поэтому обратиться за помощью к родственникам, что сейчас так легко делают иные молодые люди, в те времена казалось просто невозможным, и я должен был обеспечивать сам себя.

Я начал с разгрузки дров из вагонов на товарных станциях Петрограда. В одиночку удобнее всего выгружать «швырок» - короткие поленья по пол-аршина в длину. «Шестерку» (110 см) один далеко не отбросишь: завалишь колеса вагона и придется ее перебрасывать дважды. За разгрузку из вагона в 16-20 тонн «швырковых» дров платили три рубля. Если втянуться в работу, то за вечер можно было заработать шесть рублей - примерно треть месячной студенческой стипендии. Но после такой работы домой приходил далеко за полночь, в беспокойном сне виделись бесконечные дрова, а на следующий день почти ни на что не был годен. Кроме того, такая работа требовала усиленного питания, поэтому надо было жить и питаться не как студенту, а как грузчику, расходуя гораздо больше денег, чем зарабатывал.

Когда я сообразил, что не могу учиться в таких условиях, то перешел на выгрузку дров с баржей. Отапливающийся дровами Петроград снабжался ими не только по железной дороге, но и по реке. Деревянные баржи подходили прямо к домам по многочисленным протокам-речкам, пронизывавшим весь город. Снимали решетку набережной, прокладывали доски, и дрова катали на тачках прямо во дворы. Тут можно было заработать в день рубля четыре и не уставать так сильно, как на выгрузке вагонов в одиночку. Катала дрова артель, поэтому работа шла с роздыхом и при ловком обращении с тачкой не была слишком тяжела.

Когда я стал засыпать над задачниками и видеть во сне белые булки, которые никак не удавалось съесть, я понял, что надо снова менять род работы.

И тут я нашел товарища. Вдвоем мы стали ходить по дворам пилить, колоть и укладывать дрова в обширные ленинградские подвалы, использовавшиеся как сараи. На этой работе можно было в любое время сделать перерыв и даже кое-что соображать по прочитанному из учебников, когда работа не требовала особого внимания. Так я и прожил бы таким кустарем-дровяником, если бы не подвернулась вакансия помощника шофера в одном из артельных гаражей. Затем - шофер грузового автомобиля системы «Уайт», с цепной передачей модели 1916 года.

С таким трудом найденную работу пришлось, однако, тут же оставить, чтобы сдать выпускные экзамены. Буквально на последние рубли я уехал на Дальний Восток почти сразу после окончания школы. Плавал там матросом на парусно-моторном судне «Интернационал» на Сахалин и по Охотскому морю до поздней осени 1924 года. Потом вернулся в Ленинград, чтобы поступить в университет. Стипендии мне не досталось - их было очень мало. Пришлось снова браться за неквалифицированный труд.

Иван Антонович Ефремов в студенческие годы (1925-1926 гг.), препаратор Геологического музея в Ленинграде. (публикуется впервые

Дело пошло несравненно легче. Во-первых, тогда студенты не были обязаны посещать лекции, лишь бы своевременно отрабатывать лабораторные задания и сдавать зачеты. Во-вторых, были организованы студенческие рабочие артели, прикрепленные к разным организациям, подбиравшим им работу полегче и поприбыльнее.

Я вступил в студенческую артель из самых здоровых ребят, которая работала в порту. Особенно выгодна была погрузка соли (девятипудовые кули посильны не каждому), а также катание дубовой клепки. Мокрая, она составляла на тачке очень тяжелый груз, обращаться с которым на узких и гнущихся досках-трапах - целое искусство.

Мы зарабатывали при удаче до девяти рублей в день. Двухнедельная работа обеспечивала два месяца безбедного, по тем студенческим меркам, житья.

На одной из работ, взявшись вместе с товарищами построить ограждение вокруг чьего-то капустного огорода, я едва, как говорится, не «отдал концы»: исцарапал ржавой проволокой руки, заразился столбняком.

Я понимаю, что наши усилия найти работу могут вызвать сейчас снисходительную улыбку у молодежи. Стоит пойти на любую стройку - и готово... Да, но в то время строек в городе почти не было. Если и случались, то на них не было отбоя от постоянных, квалифицированных строителей. Я был одно время секретарем комиссии по летней практике. Мы сами, студенты, распределяли места на практику. Это был более серьезный вопрос, чем может сейчас показаться, потому что для нестипендиатов два-три месяца летней практики, то есть оплачиваемой работы по своей или близкой специальности, были возможностью не только подкормиться, но и материально обеспечить себя хоть на часть следующего учебного года. Если бы вы видели, сколько слез сопровождало каждое распределение путевок на летнюю практику, вам стало бы ясно нелегкое положение студенчества в начале нэпа.

К концу первого года обучения в Ленинградском университете я получил постоянное место шофера ночной смены на пивном заводе и среди студентов стал «богачом» с постоянной зарплатой от пятидесяти до шестидесяти рублей в месяц. Однако это «богатство» мне не принесло никаких сбережений на будущее. Товарищи вокруг жили так бедно, что я не мог не помогать им. В результате мой высокий заработок позволял лишь иногда покупать книги. Все остальное расходилось по рукам, и, конечно, безвозвратно.

Осенью 1925 года я поступил в Академию наук лаборантом геологического музея.

Казалось бы, мне оставалось только закончить университет. На деле получилось совсем не так. Разнообразная деятельность лаборанта, сама наука так увлекли меня, что я часто засиживался в лаборатории до ночи. Все труднее становилось совмещать столь интенсивную работу с занятиями. К тому же с весны до глубокой осени приходилось бывать в экспедициях. Вскоре и совсем бросил занятия, не будучи в силах совмещать дальние экспедиции в Среднюю Азию и Сибирь, где я уже работал в качестве геолога, хотя и не имел еще диплома.

Мне посчастливилось быть в рядах тех геологов, которые открыли пути ко многим важным месторождениям полезных ископаемых. Эта трудная работа так увлекала нас, что мы забывали все. Забыл и я о своем учении.

Я то и дело «спотыкался», когда приходилось отстаивать свои взгляды, выставлять проекты новых исследований или «защищать» открытые месторождения. Наконец, мне стало ясно, что без высшего образования мне встретится слишком много досадных препятствий. Будучи уже квалифицированным геологом, я ходатайствовал о разрешении мне, в порядке исключения, окончить экстерном Ленинградский горный институт. Мне пошли навстречу, и в течение двух с половиной лет удалось, не прерывая работы, закончить его.

Сколько я каялся и бранил себя за то, что оставил учение и не довел его до конца раньше, когда у меня было еще мало обязательств, накоплено мало исследований, требовавших спешного завершения.

Сейчас, когда я, пожилой, много видевший ученый и писатель, смотрю в прошлое, мне ясно, что стремление и воля к знаниям не оставляли меня. Я пробивался к знаниям, чувствуя и понимая, какой огромный и широкий мир открывается передо мной в книгах, исследованиях, путешествиях. Но каковы бы ни были мои способности и желания, сделать доступным все духовное богатство мира могло лишь систематическое образование. Все это - школа и уроки, диктовки и задачи - было трудным препятствием, но и в то же время ключом, открывшим ворота в новое, интересное, прекрасное.

Мне повезло с учителями - на пути оказались хорошие, высокой души люди. Настоящие педагоги, сумевшие разглядеть в малообразованном, плохо воспитанном, подчас просто грубом мальчишке какие-то способности. Но мне думается, что если бы этого не случилось, то все равно я бы продолжал преодолевать все трудности учения. Воля, как и все остальное, требует закалки и упражнения. То, что казалось трудным вчера, становится легким сегодня, если не уступать минутной слабости, а бороться с собой шаг за шагом, экзамен за экзаменом.

Тренировка стойкости и воли приходит незаметно. Когда учишься ездить на автомашине, трудно справляться с ней и следить за дорогой, знаками, пешеходами. И вдруг вы перестаете замечать свои действия, машина становится послушной и не требующей напряженного внимания. Так и с трудностями жизни. Привычка к их преодолению приходит незаметно, учиться становится легко, только нельзя давать себе распускаться и жалобиться. Товарищи будут с уважением называть такого человека собранным, волевым, мужественным, а он будет удивляться: что такого в нем нашли особенного?

И если вы действительно стремитесь к знаниям, то не поддавайтесь слабости, никогда не отменяйте своего решения. Дорогу осиливает и ослабевший человек - пока он идет. Но, упав, ему будет трудно подняться, много труднее, чем продолжать идти!

Осенью 1925 года молодой помощник моториста учебно-летного отряда Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского задумал новую конструкцию, уже не планера, а авиетки – легкого двухместного самолёта. Проектирование потребовало около года, потом началась постройка самолета. Работали исключительно вечерами, с 5 до 11 часов, после трудового дня на аэродроме. Вся постройка заняла восемь месяцев, причем приходилось преодолевать недоверие некоторых слушателей и сотрудников ВВА, не допускавших возможности создания самолета 20-летним рабочим-самоучкой и всячески тормозивших работу. Но немало было и доброжелателей - комсомольцы ВВА, слушатели С. В. Ильюшин, В. С. Пышнов, некоторые руководители Академии.
И вот почти сто лет назад летчик Юлиан Иванович Пионтковский поднял эту авиетку в первый пробный полет (12 мая 1927 года). Авиетка получила название АИР-1 ("А. И. Рыков-1" в благодарность за поддержку которую конструктор, получал от ОДВФ и его преемника Авиахима), а её конструктором был Александр Сергеевич Яковлев. Авиетка – «получилась», за хорошую конструкцию самолёта А. С. Яковлева зачислили слушателем Академии им. Н. Е. Жуковского.
Хотя 19 марта тоже имело значение в жизни Александра Яковлева – это его День рождения (19 марта 1906 года).
Жизнь его интересна и поучительна и недаром одна из его книг носит название «Цель жизни». В 1919-1922 годах Александр работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев - один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат - планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. В 1924 - 1927 годах Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда ВВИА имени Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения», но все же в 1931 году он закончил её и в том же 1931 году поступает на работу инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации.
15 января 1934 года Яковлев стал начальником конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, в 1935 - 1956 годах был главным конструктором. Член ВКП(б) с 1938 года.
С 11 января 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике. В июле 1946 года оставил должность заместителя министра по собственному желанию.
С 1956 по 1984 год - Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.

И декларационная сдача министрами-эмигрантами своих полномочий в пользу Советской Белоруссии. Но затем, когда «блудные сыновья» пересекут границу СССР и получат советское гражданство, первоначальный сценарий их прощения будет зачеркнут…


Блудный сын. Николай Лосев. 1882 г. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

«Господа все в Париже!» - строго утверждал один персонаж советской литературы двадцатых годов и был прав в том, что французская столица сосредоточила монархистов-белогвардейцев и тому подобную непримиримую с Советами публику. А на иной тип эмигрантов - либеральной и социал-демократической ориентации - могла указывать фраза другого популярного персонажа: «Мы с коллегой прибыли из Берлина».



Берлин в 1925 году: Hausvogteiplatz. Фото: berlinleipzigerstrasse.com

Именно в германской столице свершилось в октябре 1925 года поворотное событие: публичная капитуляция лидеров Белорусской Народной Республики с последующей просьбой принять их на родине - теперь уже советской.

Печатный документ:


«ПАСТАНОВА ДА ПРАТАКОЛУ

пасяджэньня Рады Народных Мiнiстраў Беларускай Народнай Рэспублiкi 15 кастрычнiка 1925 г.:

У сьвядомасьцi таго, што ўлада сялян i работнiкаў, замацаваная ў Менску - сталiцы Радавай Беларусi, запраўдна iмкнецца адрадзiць Беларускi народ культурна, эканамiчна i дзяржаўна, што Радавая Беларусь ёсьць адзiная рэальная сiла, якая можа вызвалiць Заходнюю Беларусь ад польскага iга, ў поўным паразуменьнi з краявымi арганiзацыямi, пастанавiлi: спынiць iстнаваньне Ўраду Беларускай Народнай Рэспублiкi i прызнаць Менск адзiным цэнтрам нацыянальна-дзяржаўнага адраджэньня Беларусi.

Старшыня Рады Мiнiстраў Б.Н.Р. А. ЦЬВIКЕВIЧ

Дзяржаўны Сэкратар ПРАКУЛЕВIЧ

Дзяржаўны Кантралёр Л. ЗАЯЦ

Бэрлiн, 15 кастрычнiка 1925 г."



Премьер-министр БНР Александр Цвикевич (сидит справа в светлом френче) среди соратников

Фоном служили следующие события. Год 1925-й - время серьезных упрочений в БССР. В предшествующие годы осуществлены широкие амнистии. Благодаря нэпу прилавки заполнены товарами, в промышленности и сельском хозяйстве имеются положительные сдвиги. Проведена белорусизация, громадные успехи сделаны в культурном строительстве. Демонстрируются эти достижения всему миру, и все было бы хорошо, если бы не политэмиграция. Из совсекретной аналитической записки бывшего уполномоченного НКИД СССР при СНК БССР, члена ЦК КП (б)Б С.Л. Козюры, адресованной Партколлегии ЦК:

«Нужно сказать, что нам особенно гадило это „Правительство БНР“, которое путалось в Лиге Наций со своими дурацкими протестами против гнета в БССР, в передних различных министерств иностранных дел и различных контрразведок».

Понятно, что большевикам нужна была громкая акция, которая бы деморализовала белорусскую политэмиграцию. Таковой по их замыслу могла стать капитуляция в пользу БССР правительства Белорусской Народной Республики. Насколько трудоемкой явилась данная операция?..

На архивном столе передо мной лежит оригинал протокола заседания Бюро ЦК КП (б)Б от 6 января 1925 года с рукописной пометкой «Шифр». Читаю этот основополагающий документ, написанный отчасти «одесским» языком:


«Присутствовали: тт. Криницкий, Дьяков, Игнатовский, Червяков, Адамович.

1. Сообщение тов. Итви о белорусских деятелях.

Личности эмигрантских вождей требовали деликатного подхода. Вот Александр Цвикевич - премьер-министр БНР в 1923-1925 годах. Родился в Бресте в 1888 году. Окончил в 1912-м юридический факультет Петербургского университета, служил присяжным поверенным в Бресте и Пружанах. В Первую мировую работал в Тульском комитете помощи беженцам. Один из основателей в 1917 году Белорусской народной Громады, участник Первого всебелорусского конгресса. Один из инициаторов провозглашения 25 марта 1918 года Белорусской Народной Республики. Первоначально в правительстве БНР занимал пост министра юстиции, выполнял дипломатические миссии в Украине и в странах Западной Европы. Затем жил в Ковно и Праге.



Александр Цвикевич в кругу семьи

Милейший Александр Иванович мог бы называться белорусским Керенским, если бы не его рефлексии по части народных масс. Когда иные политики утверждали, что массу следует презирать, премьер Цвикевич с романтизмом земского деятеля вынашивал идею национальной гармонии и, верно, переживал по поводу отсутствия всенародного признания:

А может, пора объединительную белорусскую идею поставить выше политического неприятия большевизма?..

Пора наступает после XII съезда РКП (б) в апреле 1923 года, который принял либеральную резолюцию по нацвопросу. Привлекательный образ советского строя также создает объявленная в 1923-м в СССР политическая амнистия. В эмиграции находится все больше людей, готовых чесать затылки.

Похоже, что большевики уже не те…

И вконец смущает закордонных мечтателей укрупнение БССР территориями на востоке.

Выходит, многие наши цели уже достигнуты!

В большинстве это были разумные честные люди: педагоги, врачи, юристы, агрономы, земские работники. Не следует поголовно представлять их как скудоумных националистов с единственной базовой идеей - ненавистью к Московии. Но в достижении практических результатов мешало им, как мне кажется, одно: чрезмерный романтизм.

И почти всех белорусских мечтателей обработал минский уроженец Александр Ульянов - дипломат и разведчик. Весьма работоспособный, пластичный, контактный, умеющий слушать - этот субтильный шатен с редкой мягкой бородкой становится осью закордонной беларускай справы.

Варшава, Прага, Берлин, Данциг, Ковно, Вильно, Рига… Со всеми знакомый, всюду принятый, всех (или почти всех) обаявший и приручивший, Александр Федорович снует между центрами белорусской эмиграции подобно челноку. И, что немаловажно, не скупится на деньги.

Из показаний Антона Луцкевича: «Ульянов обещал материальную помощь. Как и через кого она в дальнейшем давалась, я не интересовался».

Тщаниями Ульянова в августе 1925 года в курортном Сопоте проводится тайная конференция (в историографии она именуется Данцигской) с участием таких фигур, как В. Игнатовский, Р. Островский, Н. Орехво, А. Славинский, С. Рак-Михайловский, Б. Тарашкевич. Здесь оформляется идея будущей Белорусской крестьянско-рабочей громады - структуры, которая оттянет на себя беларускую справу и тем самым заложит мину под БНР.

На заседания Бюро ЦК КП (б)Б 6 января 1925 года, как видно из опубликованного выше текста, присутствовали всего лишь пятеро членов. Но вот наступает середина осени, поставленная задача успешно выполнена, и на триумфальное заседание 22 октября 1925 года собираются аж 14 членов Бюро. У победы, в отличие от поражения, не бывает недостатка в авторах. Обратим внимание на то, как суетливо-радостно погуляло по черновику протокола перо секретаря ЦК А. Криницкого:


Для справки приведу окончательный текст, опубликованный в современном мидовском научно-историческом сборнике:

Выписка из протокола № 67 закрытого заседания Бюро ЦК КП (б)Б о Берлинской конференции и дальнейшей работе А.Ф. Ульянова

I. Слушали: Информацию А.Ф. Ульянова о конференции в Берлине.

Постановили:

1. Признать, что:

а) исход конференции подтвердил правильность позиции бюро ЦК КП (б)Б, занятой им в этом вопросе;

б) т. Ульянов выполнил целиком и полностью директивы бюро ЦК КП (б)Б в деле проведения конференции.

2. Принять к сведению сообщение т. Ульянова о том, что в связи с запрещением Головинскому въезда в Литву временно во главе Белорусского национального комитета в Ковно оставлены Яковюк, Гузней и Валькович. На бюро после сессии ЦИКБ более подробно обсудить вопрос о национальном комитете в Ковно.

4. Признать целесообразным дать информацию о Берлинской конференции и ее резолюциях с соответствующим освещением в выступлениях тт. Адамовича и Червякова на заседании Витебского горсовета.

5. Разрешить въезд в БССР Головинскому, Цвикевичу, Прокулевичу и Зайцу. Оказать поддержку Головинскому и Цвикевичу по 400 долларов.

6. Поручить т. Ульянову все решения согласовать с НКИД.

II. Слушали: Заявление т. Славинского о дальнейшей работе Ульянова.

Постановили: Признать необходимым оставить т. Ульянова советником Полпредства в Варшаве. Поручить т. Славинскому в Москве защищать это предложение.

Секретарь ЦК КП (б)Б А. Криницкий

Дополню, что Криницкий не преминул похвалиться в телеграмме в адрес ЦК РКП (б): «Опыт с посылкой т. Ульянова в Варшаву оправдал себя целиком».

А как же: где белорусский ЦК - там победа!

Александр Криницкий, 1925 г. Национальный музей истории и культуры Беларуси

Усилия эти были оценены Москвой, и через месяц с небольшим Криницкий становится первым секретарем ЦК КП (б)Б.

Как только лидеры БНР (теперь уже бывшие) пересекли границу СССР, с ними начали общаться без реверансов - языком передовых газетных статей.


Начало передовой статьи «Ликвидация „Правительства БНР“» в номере газеты «Савецкая Беларусь» от 15 ноября 1925 года.

Пляска на костях поверженного врага выражалась в смаковании публикуемых документов.


Подборка материалов о капитуляции лидеров БНР в газете «Савецкая Беларусь» от 15 ноября 1925 г.

Поинтересуемся финалами биографий главных участников той истории.

Газета «Известия» 1 декабря 1930 года в рубрике «По Советскому Союзу» опубликовала заметку «Арестована контрреволюционная группа национал-демократов»:

МИНСК , 30 ноября. (ТАСС). ОГПУ Белоруссии арестована контрреволюционная интеллигентская группа национал-демократов, состоящая в подавляющем большинстве из бывших эсеров и белогвардейских эмигрантов, вернувшихся из-за границы. Советское правительство Белоруссии в свое время разрешило возвращение из эмиграции ряду лиц в виду их заверения добросовестно и честно работать в интересах советского строительства. В действительности эти лица, воспользовавшись оказанным доверием, продолжали свою контрреволюционную деятельность в согласии с зарубежными буржуазными национал-фашистскими организациями и по их указаниям. В числе арестованных - бывшие министры: Ластовский, Цвикевич, Красковский, Смолич, а также Лесик, Некрашевич и другие. Ведется следствие.



Александр Цвикевич. 1937 г.

Это было начало конца Александра Цвикевича: сперва осужден к пяти годам высылки, жил в Перми и Сарапуле. Снова арестован в 1937 году и 30 декабря расстрелян в Минске. В фальсифицированных обвинениях фигурировали связи с Польшей. Реабилитирован по обоим приговорам в 1988-м и 1989 годах.

Рейтинг: / 6
Просмотров: 10815

«Я красивых таких не видел…»

В этом году младшей сестре Сергея Есенина Александре исполнилось бы 90 лет. В нашем музее к ней особое отношение, здесь о ней сохраняется особая память, потому что многие экспонаты, которые видят теперь поклонники великого русского поэта в Константинове, свято и трепетно в трудные для творчества ее брата годы сберегла именно она и завещала детям передать их в родное село. Ее воля была ими выполнена, и теперь личные вещи матери поэта и самого Сергея Есенина, его книги, фотографии, рукописи составляют основу всех музейных экспозиций и позволяют людям увидеть в музее не только Есенина - большого художника, но и Есенина - человека. Именно Александра Александровна Есенина, написав книгу воспоминаний «Родное и близкое», рассказала нам об укладе жизни семьи и родного села начала прошлого века, об отце и матери поэта и, что самое важное, об отношении Сергея Есенина к родным, к землякам и к своей малой родине.
29 марта 1911 года, когда родилась маленькая Шура, будущий поэт находился довольно далеко от родного дома: он учился тогда в Спас-Клепиках. Разница в возрасте между братом и сестрой была солидной - почти в шестнадцать лет. С огромной нежностью относился к сестре Сергей Есенин, по-отечески заботился о ней, гордился ее успехами, звал ласково Шура, Шуренок, Шуревна. Каждый приезд Сергея Есенина домой был праздником для всей семьи, и в особенности для маленькой Шуры. Ее цепкая детская память запечатлела все подробности нечастых визитов брата в Константиново. «Вечерами, - вспоминает он, - собирались все вместе и пели старинные протяжные народные песни. У Сергея было две самых любимых: «Это дело было раннею весной…» и «Прощай, жизнь, радость моя…».
Не это ли тепло родительского очага согревало поэта в его скитальческой, бездомной, полной драматизма жизни? Не эти ли песни вспоминались ему, когда он писал, обращаясь к сестре Шуре:

Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать…
…Потому так и сердцу не жестко, -
Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой,
Что стоит под родимым окном.

Сорока, сорока,
Где была?
- Далеко.
- Чего пила?
- Бражку.
- Чего ела?
- Кашку.
Кашку варила,
На порог становила,
Кашку студила,
Деток скликала.
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому пивца,
Этому винца.
А ты мал-мал был,
Никуда не ходил,
Тебе кашки не дадим.
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты воду не носил,
Ты кашку не варил,
На порог не становил,
Ты деток не скликал,
Ты хлеб не пек,
Тебе - шишок.

(Записана у дочери А. А. Есениной - Светланы Петровны).

В теплые тихие сентябрьские дни 1925 года были написаны Сергеем Александровичем Есениным четыре лирических стихотворения, посвященные им «Сестре Шуре». Строки эти полны глубокого светлого чувства братской любви и восхищения молодостью, нетронутостью души, искренностью поведения:

Я красивых таких не видел,
Только, знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде -
Повторяешь ты юность мою.
Ты мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Запоешь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?..
Что поет теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село,
Только знаю - багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.
Знаю то, что о нас с тобой вместе
Вместо ласки и вместо слез
У ворот, как о сгибшей невесте,
Тихо воет покинутый пес.
Но и все ж возвращаться не надо,
Потому и достался не в срок,
Как любовь, как печаль и отрада,
Твой красивый рязанский платок.

Строки эти сложились во время прогулки С. А. Есенина с сестрой по Москве. Александра Александровна вспоминает: «Когда мы доехали до Театральной площади, Сергей предложил зайти пообедать. И вот я в первый раз в ресторане. Швейцары, ковры, зеркала, сверкающие люстры - все это поразило и ошеломило меня. Я увидела себя в огромном зеркале и оторопела: показалась такой маленькой и неуклюжей, одетой по-деревенски и покрыта красивым, но деревенским платком… Видя мое смущение, Сергей все время улыбался, и, чтобы окончательно смутить меня, он проговорил: «Смотри, какая ты красивая, как все на тебя смотрят». Я огляделась по сторонам и убедилась, что он прав. Все смотрели на наш столик. Тогда я не поняла, что смотрели-то на него, а не на меня, и так смутилась, что уже и не помню, как мы вышли из ресторана».
Чудом сохранился стеклянный негатив, на котором снята четырнадцатилетняя Шура Есенина в том самом «красивом рязанском платке».
Известие о смерти брата застало Александру Александровну Есенину в деревне, куда она приехала в конце декабря 1925 года на каникулы. Всей семьей отправились Есенины в Москву, где 31 декабря состоялись похороны Сергея Есенина. В этот день наступила неожиданная ужасающая оттепель, лил сильный дождь, кругом стояли лужи от тающего снега. «К полудню, - пишет А. А.Есенина, - рассеялся туман и выглянуло яркое солнце, но от его тепла не растаяло наше горе». Шура Есенина осталась жить с Галиной Бениславской, была свидетелем и ее трагической кончины. Однако совсем юная, оставшись одна в большом городе, она в этой жизни не потерялась: окончив гимназию, в мае 1929 года она вышла замуж за журналиста Петра Ивановича Ильина, с которым прожила в любви и согласии всю жизнь, воспитала троих детей. На их свадьбе среди прочих гостей были и Зинаида Райх со Всеволодом Мейерхольдом, которые подарили им свою фотографию с такими надписями: «В знак радости за счастье молодых - Шуры и Петра Ивановича - пью и приветствую!!! Зинаида Райх». «Молодоженам счастливого пути до конца их дней вместе, неразлучно… В. Мейерхольд. 26-V-29. Москва».
Всю свою дальнейшую жизнь посвятила Александра Александровна семье, детям и увековечению памяти брата. С годами она все яснее понимала размеры его дарования, место его лирики в русской литературе и начала записывать воспоминания о нем, его родных, близких, знакомых, а также о том, как воспринимали люди поэзию Сергея Есенина.
Благодаря Александре Александровне, которая была дружна с дочерью великого русского певца Ф. И. Шаляпина, нам теперь известно о его отношении к творчеству Сергея Есенина. Ирина Федоровна рассказывала: «Однажды там, за рубежом, вспоминая о России, Федор Иванович попросил меня прочитать стихи Есенина. Я начала читать:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…»
Когда я взглянула на отца,
его глаза были полны слез…»

А заслуженный артист республики Николай Федорович Першин, работавший в жанре художественного чтения, так рассказывал ей о своем выступлении в Маньчжурии в 1946 году: «Там доживали свой незавидный век русские эмигранты. На концерте, где исполнялись стихи Есенина о родине, о России, они занимали все первые ряды. Из-за громких рыданий мне несколько раз приходилось прерывать чтение. А после концерта эти немолодые дамы и господа, плача, обнимали мои ноги, сами стоя на коленях, рассказывая сквозь слезы, как съедает их тоска по родине».
После смерти матери, в июле 1955 года, сестры поэта Екатерина и Александра передали дом Кузьминскому сельскому Совету, чтобы сохранить его для будущего музея. Поначалу в нем разместили библиотеку, но многие тысячи ценителей поэзии Есенина со всех концов страны приезжали в Константиново поклониться его отчему дому. Именно тогда Александра Александровна решила вести тетради отзывов посетителей. Вот некоторые из них: «Слава тебе, Сергей Есенин, - наш звонкий, песенный поэт, - за ту радость, которую ты дал русскому народу! Слава тебе, село Константиново, за то, что ты выпестовало такого певца! 25 августа 1961 г. Ташкент».
Вадим Каменецкий, рабочий из города Клин, записал ей в тетрадь свои стихи в июле 1959 года:

Пускай дорог немного мной исхожено,
Я узнавал о радостях из книг.
Так много сердца
в Ваши строки вложено,
Что станешь здесь поэтом хоть на миг.
Припомнил путь,
когда-то Вами пройденный,
Читал на память сотни Ваших строк…
Спасибо Вам, что Вы любили родину,
Как полюбить никто из нас не мог.

Известный художник Федор Константинов 18 июля 1960 года записал в тетради Александры Александровны: «Сегодня исполнилась моя давняя мечта - побывать на родине великого русского поэта Сергея Есенина. Буквально с замиранием сердца подходил к домику, к месту, где родился Есенин, где проходили его детские годы.
И как бесконечно печально, что в таком запустении это место… Как мы не умеем ценить и беречь дорогие для каждого русского человека места, связанные с нашими великими людьми - гордостью русской культуры, русской истории…»
Огромна заслуга сестер поэта в создании музея в Константинове. Александра Александровна вместе со своей старшей сестрой Екатериной Александровной не уставала хлопотать о его организации. Ими были отправлены десятки писем в различные инстанции, проведено множество встреч и бесед с руководителями разных уровней. Неоценимую помощь оказали они сотрудникам музея в восстановлении исторического облика заповедного есенинского Константинова. Ими составлен детальный план родительской усадьбы, дома; указано внутреннее расположение комнат в избе. Именно сестры поэта подарили музею семейные реликвии, которые составляют основу мемориальной экспозиции, воссоздающей быт и уклад родительского дома, времени жизни Сергея Есенина.
Здесь нет ничего лишнего, только самое необходимое для отдыха, работы и молитвы. Иконы и фотографии на стенах, зеркало и часы, деревянные кровати и домотканые дорожки - все эти предметы указывают на непритязательный уют крестьянского жилища двадцатых годов прошлого века. Керосиновая лампа под зеленым абажуром стоит на столе в горнице как безмолвная спутница ночных бдений поэта. Теперь она погашена, а есенинские строки, написанные при ее мерцающем свете, продолжают жить и волновать читателя предельной искренностью:

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Александра Александровна передала в наш музей множество сохраненных ею книг русских и зарубежных писателей, которые составляли личную библиотеку Сергея Есенина и по которым исследователи его творчества могут судить о его читательских пристрастиях.
А. А. Есенина оставила свидетельства об отношениях брата с людьми, которые проливают свет на некоторые стороны личной жизни поэта и его близких. К примеру, в нашем архиве хранится короткая запись, сделанная ею после прочтения всем известных теперь воспоминаний Галины Бениславской, застрелившейся на могиле Сергея Есенина в 1926 году и похороненной рядом с ним. Необходимо напомнить, что во время их совместной жизни с осени 1924 года Александра Александровна жила вместе с ними, а после смерти брата осталась у Галины Бениславской. А. А. Есенина пишет: «Читая воспоминания Бениславской, невольно вспоминаются слова Блока, которого, кстати, она очень любила декламировать:

Все-таки когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?

Галя, Галя! Неужели Есенин был таким, каким ты обрисовала его в своих «правдивых» воспоминаниях? Что же держало тебя около него? Почему ты мирилась со всеми его недостатками? Любовь тебя держала? Но как же можно, любя человека, вспоминать только плохое? А если и было плохо, то любящие люди не пишут об этом. Я что-то не читала ни одних воспоминаний, где вот с такой «правдивой» наготой говорилось о воспоминаемом любимом человеке.
А твоя смерть на его могиле? Это беззаветная, безграничная любовь к нему?
Слов нет, Сергей был трудным человеком, но ведь тебе же было около него интересно жить. Его талант, красота, его ум, его нежность и доброта в твоих воспоминаниях утонули в выпивках и буйстве.
Как же ты могла пойти через год умирать к нему на могилу? Ведь ты же после смерти Сергея любила сына Троцкого (Льва Седова - Л.А.) и умерла после разрыва с ним.

Нет, не из любви к Сергею ты умерла.
Со смертью его
ты не могла найти себя».

Александра Александровна сохранила и передала в Константиново личные вещи брата, которые оказывают глубокое эмоциональное воздействие на любителей его поэзии. Большинство из них, с которыми поэт непосредственно соприкасался, можно теперь увидеть в экспозициях нашего музея. К их числу относятся его визитная карточка и чернильница, открытки с изображением декабристов и «Библия», звонок от удочки и карандаш, ломберный стол и икона «Святой Преподобный Сергий Радонежский», подаренная С. А. Есенину Великой княгиней Елизаветой Федоровной в Царском Селе в день его именин 8 октября 1916 года во время прохождения им военной службы, а также ряд других экспонатов. Все их свято берегла младшая сестра поэта, обращаясь к которой, он написал:

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь -
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

Умерла Александра Александровна в Москве 1 июня 1981 года и похоронена на Ваганьковском кладбище, совсем недалеко от своего старшего брата - великого русского поэта Сергея Есенина.

Осенью 1925 года я поступил в Академию наук лаборантом геологического музея. Казалось бы, мне оставалось только закончить университет. На деле получилось совсем не так.

Сочинение

О необходимости получения образования знает, наверное, каждый. Об этом говорят и школьные учителя, и великие писатели, и просто умудрённые опытом люди. С проблемами, встающими на нашем пути на протяжении всего периода обучения, каким бы он ни был, человек сталкивается постоянно - однако вопрос, поднятый И.А. Ефремовым, по-прежнему остается актуальным. Как образование влияет на формирование личности человека? Над этим вопросом предлагает нам задуматься в своем тексте писатель.

Проблема, выдвинутая автором, особенно существенна в наши дни, потому как все больше и больше людей предпочитают учебе развлечения и другие менее значительные вещи, считая её чем-то ненужным и неважным для обычного процесса жизнедеятельности. Большинство людей просто выбирает в приоритет что-то другое: хобби, например, или же работу, как вышло с героем истории, с которой знакомит нас автор. Рассказчик описывает свою молодость и в частности те года, когда он поступил в академию наук и все своё время тратил на реализацию своего потенциала. Он акцентирует наше внимание на том, что в те года совмещать работу с занятиями было сложно, однако он шел напролом, по возможности справляясь со всеми трудностями. Рассказчик обращает внимание читателей на то, что главными его качествами на тот момент являлись «стремление и воля к знаниям», и потому он до последнего старался увидеть, услышать и понять как можно больше, перебарывая себя и свою слабость. Писатель проводит аналогию с ездой на автомобиле и говорит о том, что в период обучения вождению трудно все: следить за дорогой, за машиной, за тем, что происходит снаружи, - однако в один момент ты перестаешь замечать свои действия и прикладывать большие усилия к тому, чтобы управлять транспортным средством, все становится гораздо проще, и ты просто привыкаешь к постоянному напряжению. Автор подводит нас к мысли о том, что привычка к преодолению жизненных трудностей - главная причина, по которой стоит получать высшее образование, ведь именно в этот период формируется характер человека, а процесс обучения способен принести нам немало открытий и сюрпризов, держа нашу нервную систему в тонусе.

Позиция автора заключается в том, что образование дает человеку незаменимый опыт, учит стремиться к своей цели и добиваться её вопреки всему. Именно в годы обучения человек сталкивается с максимальным количеством новых, никогда раньше не встречавшихся трудностей, и именно преодоление тягостей и сложностей формирует рвение к познанию большего, рвение к реализации собственного потенциала, «иммунитет» к постоянному напряжению.

Трудно не согласиться с мнением автора о том, что образование играет очень важную роль в формировании личности человека. Ведь все, что происходит за весь процесс обучения, начиная от школы и заканчивая университетом, - все это является ключом, «открывшим ворота в новое, интересное, прекрасное», все это помогает в дальнейшей реализации всех своих планов за счёт приобретённых стойкости и рвения. Образование систематически прививает нам те азы, без которых нельзя выжить в обществе, и прокладывает нам почву для новых совершений и открытий, к коим каждый из нас в дальнейшем уже сам подбирает путь.

О подобной проблеме говорил Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Раскрывая читателю образ Митрофанушки, автор акцентирует внимание на том, с каким нежеланием герой берется за изучение наук, если это вообще приемлемо назвать «изучением». Сам статус человека с образованием был выгоден лишь его матери, Простаковой, и потому она нанимает учителей «для вида», без особой тщательности, надеясь, что они смогут хоть чему-то научить её любимого и обожаемого сына. Однако Митрофан не ценит даже этого и избегает любых трудностей, любой работы - умственной в том числе. Герой самостоятельно не способен решить ни одной задачи, однако и учиться чему-то, развиваться, совершенствоваться он не хочет - потому так печальна и трагична его участь и участь всех членов его семьи, таких же грубых и необразованных, как он сам.

Совершенно противоположным примером является герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров. Его образ раскрывается через необыкновенные способности и интеллект, умение мыслить и рассуждать, умение конструктивно разговаривать и спорить, умение принимать решения и отстаивать собственную позицию. С самой юности этот герой стремился к знаниям, хотел все постигать и все совершенствовать, меняя мир к лучшему. И если опустить всю противоречивость этой натуры, можно смело назвать Евгения достойным человеком, серьезным научным деятелем и хорошим врачом, чего, наверное, невозможно было бы добиться без систематического образования, ведь именно оно воспитало в герое стойкость, силу и готовность действовать вопреки всем трудностям.

Таким образом, можно сделать вывод, что образование - это тот базис, без которого невозможно всестороннее развитие личности, невозможен стабильный рост, невозможна стояка и жизнеутверждающая гражданская позиция. Тут на ум приходит цитата Леонардо да Винчи: "Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок ".