Искусствознание сродни самому искусству. Участие в творческих и общественных организациях

Знаком * помечены статьи и книги, относящиеся к проблемам искусства XX века.

*1. Начало пути // Творчество. 1966. № 1.

2. Композиция круглой скульптуры // Творчество. 1968. № 9.

*3. Панорама молодых // ДИ СССР. 1969. № 10.

4. Романтизм в русской портретной живописи // Художник. 1969. № 11.

*5. Две встречи с работами молодых // Творчество. 1969. № 6.

6. Забытые лица // Творчество. 1969. № 12.

7. Русские писатели и поэты - художники // Художник. 1970. № 12.

8. Сложение традиций русского портрета // Вестник Московского университета. Серия «История». 1971. № 4.

*9. Отто Дикс // Иностранная литература. 1971. № 6.

10. Внутреннее пространство скульптуры // Творчество. 1971. № 5.

11. Картина - пространство - рама // ДИ СССР. 1971. № 8.

12. Портреты русских писателей в живописи XIX века. М.: Просвещение, 1971.

13. Художественная структура русского романтизма // Методологические проблемы общественных наук. МГУ. М., 1972.

*14. Железобетон и церковь. Культовое строительство за рубежом // Наука и религия. 1972. № 3.

15. Читая «Старых мастеров» // Художник. 1972. № 4.

*16. Мастер натюрморта. Джорджо Моранди // Иностранная литература. 1972. № 7.

*17. Урбанистические утопии XX века // Архитектурная форма и технический прогресс. М., 1972.

18. Окно: форма, пространство, образ // ДИ СССР. 1973. № 8.

*19. «Герника» Пикассо // Творчество. 1973. № 3.

20. Цвет в скульптуре // Творчество. 1974. № 11.

*21. Весенние выставки Парижа // Творчество. 1974. № 8.

*22. Гиперреализм // Искусство. 1975. № 12.

23. Французские караваджисты // Художник. 1975. № 2.

*24. Осенние выставки Парижа // Творчество. 1975. № 3.

25. Образ и форма музыкального инструмента // ДИ СССР. 1975. № 6.

*26. Выставка мебели в Гренобле // ДИ СССР. 1975. № 7.

*27. Новые районы Парижа (в соавт. с Н. Соловьевым) - ДИ СССР. № 10.

28. Орест Кипренский. М.: Изобразительное искусство. 1976.

*29. Искусство и политика во взглядах «новых левых» // Советское искусствознание 75.

30. Рецензия: «Русское и советское искусство» А.А. Федорова-Давыдова. - Там же.

31. Полузабытый мастер русского портрета. А.Г. Варнек // Художник. 1976. № 8.

32. Границы художественного образа в скульптуре // Творчество. 1977. № 11.

33. Импрессионизм в скульптуре // Советская скульптура 75 (1 а. л.).

34. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн в Европе // Вестник Московского университета. Серия История. № 6.

35. Паоло Трубецкой // Советская скульптура 76.

*36. Молодые скульпторы-выпускники Академии. - Там же. 1978.

37. Судьбы американского изобразительного искусства // США. Экономика, политика, идеология. 1979. № 3(99).

*38. Концептуальные идеи неоавангарда // Творчество. 1978. № 5.

*39. К суждению об авангарде и неоавангардизме (в соавт. с Л. Бажановым) // Советское искусствознание 77/1. М., 1978.

40. Полихромия в станковой скульптуре рубежа веков // Из истории русского искусства второй половины XIX - начала XX века. М., 1979.

41. Рецензия: «О русской и советской критике» Р.С. Кауфман // Творчество. № 7.

*42. Художественная критика: претензии и возможности (в соавт. с Л. Бажановым) // ДИ СССР. 1979. № 8.

*43. Из теоретического наследия В.Н. Домогацкого // Советская скульптура 77. М., 1979.

*44. Светлана Островская. Скульптура: Вст. статья к каталогу. М., 1979.

45. Значение и функция материала в скульптуре // Творчество. 1979. № 11.

46. ...в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX вв. М.: Искусство, 1979.

47. Графический раздел на выставке «Автопортрет в русском и советском искусстве» // Советская графика 77.

48. Кипренский во Франции и Германии // Русское искусство второй половины XVIII - первой половины XIX века.

*49. Сюжеты картин Люсьена Дюльфана // Советская живопись 77». 1980.

50. Moskau. Weltstadte der Kunst. Die schonsten Kunstwerke aus elf Museen». Leipzig.

*51. За гранью искусства (в соавт. с Л. Бажановым) // ДИ СССР. 1980. № 9.

52. Живая история // Творчество. 1981. № 12.

*53. Выставка С. Островской // Советская скульптура 80. М., 1981.

54. Эпоха романтизма в России. М.: Искусство, 1981.

*55. В.Н. Домогацкий. Мысли об искусстве // Творчество. 1981. № 7.

*56. Современная французская архитектура (в соавт. с Н. Соловьевым и В. Фирсаоновым). М.: Стройиздат, 1982.

57. Die Entwicklung der Graphik der ersten Halfe des 19. Jahrhunderts. In: «Russische Malerei der ersten Halfe des 19. Jahrhunderts. Die Ausstellung». Baden-Baden.

58. Das Werk O.A. Kiprenskijs. - Ibid.

59. Художник пушкинской поры // Художник. 1982. № 3.

60. Теодор Жерико. М.: Изобразительное искусство, 1982.

61. Монументы и города. М.: Советский художник, 1982.

62. Орест Кипренский. М.: Просвещение, 1983.

63. «Марат» Ж.Л. Давида: образ, стиль, иконография // Советское искусствознание 82/ 1.

64. О художественном смысле фактуры // Советская скульптура 7.

65. К «Каталогу произведений О.А. Кипренского». Добавления и уточнения // Музей 4.

66. Пример Стендаля // ДИ СССР. 1984. № 5.

67. Надгробные памятники эпохи классицизма в России: типология, стиль, иконография // От средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII - первой половины XIX в. М., 1984.

68. Происхождение художественной критики // ДИ СССР. 1984. № 5.

69. Рецензия: «Скульптура и пространство» Н. Поляковой. - Советская скульптура 8.

70. Французские романтики и политическая оппозиция в годы Реставрации // Советское искусствознание. 1985. № 1.

*71. Рецензия: «У истоков советского монументального искусства» В. Толстого // ДИ СССР. № 1.

72. Картина и рама // Художник. 1985. № 9.

73. Александр Варнек. М.: Искусство, 1985.

74. Die linke Romantik (Frankreich und Rualand). Thesen. - Wiaenschaftliche Zeitschrift der Humbold-Universitat zu Berlin. Gesselschgtsw. R. XXXIV, 1/2. 1986

*75. Маршруты неоавангарда // Творчество. 1986. № 2.

76. Рецензия: «Очерки истории русской художественной критики XIX века» Р.С. Кауфмана // Творчество. 1986. № 3.

*77. Образ нашего искусства // Творчество. 1986. № 7.

78. Города и замки Луары. М.: Искусство, 1987.

*79. История искусства сегодня (в соавт. с В. Головиным) // Творчество. 1987. № 1.

*80. Виктор Думанян // Советская скульптура 10.

*81. Эрнст Юдин // Там же.

*82. XVII молодежная. - Творчество. 1987. № 3.

83. Зеркало. Пунктир истории // ДИ СССР. 1987. № 5.

84. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII-IX веков. М.: Московский университет, 1988.

*85. Электронная палитра // ДИ СССР. 1988. № 1.

*86. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. М.: Знание, 1988.

*87. Повелитель бронзы. Бурдель // Художник. 1989. № 3.

88. Риторика тотального сомнения (в соавт. с Л. Бажановым) // Творчество. 1988. № 2.

89. Русско-французские художественные отношения в первой половине XIX века // Советское искусствознание 24.

*90. Василий Кандинский // Искусство. 1989. № 2.

*91. Поздние 80-е на Западе // ДИ СССР. 1989. № 8.

92. Искусство Великой французской революции // Искусство. 1989. № 3.

93. Романтизм и мы // Художник. 1989. № 9.

94. Изобразительный мотив книги в русской живописи // Книга в русской и советской живописи. М.: Книга, 1989.

95. Тулуз-Лотрек // Творчество. 1990. № 11.

*96. Русский авангард и дадаизм в Париже // Проблемы искусства Франции. XX век. Труды ГМИИ им. А.С. Пушкина.

*97. Новая вещественность - искусство потерянного поколения // Советское искусствознание 26.

*98. Татуированный ангел. 100 лет авангарда // Творчество. 1990. № 9.

99. Классицизм и мы // Художник. 1990. № 12.

100. Одилон Редон // Творчество. 1990. № 12.

*101. Герберт Рид о проблемах искусства XX века // Искусство. 1991. № 2.

*102. Венский путь в XX век // Творчество. 1991. № 3.

103. Классика классицизма // Художник. 1991. № 3.

*104. Будущее ЦДХ // Декоративное искусство СССР. 1991. № 2.

*105. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления // Советское искусствознание. 1991. № 27 (в соавт. с Л.А. Бажановым).

*106. Пунктир поп-арта // Там же.

*107. Банки покупают искусство // Вернисаж. 1991. № 1.

*108. Страницы русского авангарда // Творчество. 1991. № 12 (в соавт. с В.П. Головиным).

109. Константин Коровин // Изобразительное искусство. 1992.

110. Начало романтизма // Художник. 1992. № 6.

*112. Концептуальный «импрессионизм» Хетти ван дер Клодт // Декоративное искусство. 1992. № 7-8.

*113. Современное искусство. Анкета «ДИ» // Там же. 1993.

* 114. Живопись Алены Кирцовой // Супремус. 1993. № 1.

*115. Символы эпохи. Автомобиль и авангард // Декоративное искусство». 1993. № 2-3.

*116. Две художницы. Элиде Кабасси и Светлана Курмаз. Статья в каталоге выставки.

*117. Тоска по иному бытию в картинах Натальи Нестеровой. Предисловие к каталогу выставки. Галерея «Студия», М.

*118. Грустные улыбки в кривом зеркале рынка // Арт Медиа. 1993. № 1.

*119. «Желтый звук» - синестетическая концепция В.В. Кандинского. Публикация либретто из архивов, предисловие и комментарии // Декоративное искусство. 1993. № 1-2.

*120. По лабиринтам авангарда. М.: Издательство Московского университета, 1994.

*121. Традиции в авангарде // Творчество. 1994. № 1-4.

122. Методология компаративизма в истории искусства // Там же.

123. Усадьба и судьба неоклассицизма в России // Сб. Общества изучения русской усадьбы «Русская усадьба». 1994. Вып. № 7 (17), М. - Рыбинск.

*124. В.В. Кандинский в Московском университете // Вопросы искусствознания. 1994. № 1.

125. Неокомпаративизм: история и метод // Вопросы искусствознания. 1994. № 2-3.

126. Проблемы русского искусства второй половины XVIII-XX века в контексте изучения западноевропейского неоклассицизма // Русский классицизм второй половины XVIII-XX века. М., 1994.

*127. В поисках четвертого измерения // Вопросы искусствознания. 1994. № 1.

128. Русский стиль // Наше наследие. 1994. № 28.

*129. Бронислав Тутельман: Предисловие к каталогу выставки в галерее «А-3».

*130. Works an Paper. Selection from the Kollodzei Collection of Contemporery russian Art. City Arts Center. Oklahoma. 1994.

*131. Банки смотрят на искусство - искусство следит за банками // Банк. 1995. № 1.

134. Небо - Ад - Чистилище // Накануне. 5/6-95.

* 135. Кандинский // Декоративное искусство. 1995. № 1-12.

*136. Протоавангард: «авангард до авангарда» // Современное искусство в контексте: теория, история, география, общество. М., 1995.

137. Русское в русском. Размышления о старой Третьяковке // Наше наследие. 1995. № 35-36.

*138. Предисловие к книге «Жизнь форм» А. Фоссийона. М., 1995.

*139. Банковская эстетика в действии: коллекция Инкомбанка // Банк. 1995. № 4.

140. Luci del paessggio russo. La terra ritrovato. Roma. 1996.

141. Готовы ли мы писать новую историю русского искусства? // Вопросы искусствознания. 1996. VIII (1, 96).

*142. «Вторая школа абстракции» в Москве: 1950-1990-е годы. Судьбы, имена, художественные поиски // Там же.

143. Читая «Старых мастеров» // В книге «Старые мастера» Эжена Фромантена. М.: Изобразительное искусство, 1996.

*144. Итальянские образы русского неоклассика. Удвоение истории у П. Муратова // Новые знания. 1996. № 2.

145. Аллегории будней и празднеств в «сословной иерархии» XVIII-XX веков: от усадебной культуры прошлого до наших дней // Сб. Общества изучения русской усадьбы «Русская усадьба». 1996.

146. Художественная ценность надгробий Донского монастыря // Донской монастырь. История и современность. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева. М., 1996.

*147. Видимо, мраморные облака, плывущие над Волгой, нам не снятся. Это - явь... // Первый международный симпозиум пленэрной скульптуры. Инкомбанк. Самара.

*148. Искусство как средство примирения техники с Богом, природой и человеком // ДИ. 1997. № 1.

*149. Чудят они, чудят... // Art Prestige. 1997. № 5-6.

150. Германия и мы. О художественной культуре двух стран // Творчество. 1997. № 1-2.

*151. Германия и Россия. Эстетические параллели и диалог // Искусство. 1996-1997. 1998.

*152. Сцепление эпох: век XIX и век XX // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. ГИИИ. М., 1998.

*153. Блудные сыны «Парижской школы» // Русская галерея. 1998. № 2.

*154. Марсель Дюшан и дада (в соавт. с И. Лукшиным) // Искусствознание 2/98».

*155. «Klange» В. Кандинского и поэтическая культура начала XX века // Там же.

*156. «Русский Эрос» и творчество Кандинского // Сб. «Многогранный мир Кандинского». М., Наука, 1998.

*157. Шесть писем В.В. Кандинского. Архивная публикация (совместно с В. Кулаковым) // Творчество. 1998.

*158. От Gesamtkunstwerk"а Р. Вагнера к синестезии «условного театра». Концепция В. Кандинского // Авангард 1910-1920-х годов. Взаимодействие искусства. ГИИИ. М., 1998.

*159. Произведения И.С. Тургенева в иллюстрациях В.В. Домогацкого. Тезисы доклада. - Чтения, посвященные 180-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Гос. Литературный музей.

160. Счастливая мысль. К 100-летию Музея изобразительных искусств в Москве // Наше наследие. 1999. № 50.

161. Рецензия: Д.В. Сарабьянов. Русская живопись. Пробуждение памяти. М. 1998 // Искусствознание 1/99. М.

*162. Выставка длиною в 25 лет. «Бульдозерная выставка» и российский андерграунд // ART хроника. 1999. № 1.

*163. Руслан Гудиев. Говорить о материи на языке материи: Статья о художнике в каталоге выставки. М., 1999.

*164. The Other: from Moscow Underground Art to Art for the Sake of Art. Grant gallery. N.Y. 2000.

*165. Век девятнадцатый столетию двадцатому // Двадцатый век и пути европейской культуры. ГИИИ. М., 2000.

* 166. Кандинский в Москве и «Москва» Кандинского // Искусствознание 1/00. М.

*167. Позиции историка искусства на рубеже XIX-XX вв. // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды в истории культуры. ГИИИ, М., 2000.

*168. Владимир Издебский и русское «дада» в Париже // ART-хроника. 2000. № 3-4.

*169. Русские - в полете. «Космизм в искусстве» // ART-хроника. 2000. № 5-6.

*170. Театральная концепция В.В. Кандинского // «Русский авангард 1910-1920-х годов и театр. ГИИИ. СПб.

*171. Театр абсурда Владимира Овчинникова. Предисловие к каталогу выставки «Владимир Овчинников». М., 2000.

*172. Да - деформация - да. Предисловие к каталогу выставки «Леонид Борисов». М.

173. Ein Dichner und ein Maler: Goethe und Kiprensij // Twortschestwo 2000». М.

*174. Drei Schreiben Wassilij Kandinskys en Wladimir Matweis // Ibid.

175. Царство Флоры в поэзии А.С. Пушкина // Русская усадьба» Вып. 6(22).

176. Столица и усадьба. Судьба издателя И. Крымова // Русская усадьба, вып. 5 (21).

*177. Невидимое в видимом. Творчество П. Бромирского и «другое искусство». Предисловие к каталогу выставки П. Бромирского. Галерея «Элезиум».

*178. В пространстве традиций. ГСИ. Предисловие к каталогу.

179. Ахтырка // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура».

180. Визуальное / нарративное // ДИ. 2000. № 3.

181. Цветы: знаки любомудрия и чувств // XVIII век. Ассамблея искусств. М., 2001.

*182. Среди портретируемых. Ст. в каталоге выставки «Больше, чем 21. Дм. Крымов». М., 2001.

*183. Русская живопись: образ уходящий // Наше наследие. 2001.

*184. Германия и мы. О художественной культуре двух стран // Творчество. 2001. № 1.

*185. Пленницы авангарда. «Амазонки» и феминистский дискурс российского искусства // Там же.

*186. Рецензия: И.И. Свирида. «Между Петербургом, Варшавой и Вильно. Художник в культурном пространстве. М., 1999 // Искусствознание» 1/ 01.

187. Карты, символы, искусство // Наше наследие. 2001. № 59-60.

188. Александр I и неоклассицизм в России. М.: Жираф, 2001.

*189. Вещь среди вещей. Следы духовности // XX век. Эпоха. Человек. Вещь». М., 2001.

*190. Предисловие (совместно с Д.В. Сарабьяновым), а также комментарии и переводы // В.В. Кандинский. Избранные труды по теории искусства. 1-2.

*191. Феминистский дискурс. Российское эхо // Амазонки «Авангарда» РАН, ГИИИ. М., Наука, 2001.

*192. Моне, импрессионизм и искусство на рубеже XIX-XX веков // Клод Моне. Живопись из российских и зарубежных собраний. ГМИИ. им. А.С. Пушкина.

*193. Читая Пруста. В поисках олитературенных образов искусства на рубеже XIX-XX вв // В сторону Пруста. Моне, Дебюсси и другие. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

*195. Москва В.В. Кандинского // Творчество. 2002. № 2.

*196. Искусство Рудольфа Хачатряна. Каталог выставки. АХ РФ.

*197. Абстрактное искусство. Апология. Выставка МОСХ РФ. 12-6. 02.

199. Два ампира // Пинакотека. 2002. № 13-14.

*200. Иконография «Черного квадрата» при свете теософии: икона, символ, знак. - Продажа коллекции Инкомбанка. Аукционный дом «Гелос». 2002. 13 апреля.

202. The «Magical Chiarosckuro» of Arkhangelskoe // Rossica. Winter.

*203. Анри Руссо и первый авангард в Европе // Костинские чтения. Наедине с совестью. Статьи об искусстве. М.: Мусагет, 2002.

Турчин, Валерий Стефанович

Турчин Валерий Стефанович
Страна:

СССР → Россия

Научная сфера:

историк искусства, художественный критик

Место работы:
Учёная степень:
Учёное звание:

Валерий Стефанович Турчин (19 июля 1941, Ленинград) - российский историк искусства и художественный критик.

Заведующий кафедрой истории отечественного искусства на Историческом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор искусствоведения, профессор.

Турчин В. С. - специалист в области истории искусства XIX-XX веков, автор 321 научной работы, из них 22 монографий и книг-альбомов.

Основные научные результаты В. С. Турчина: изучение русского и западноевропейского искусства XIX-XX вв., преимущественно эпохи романтизма, рубежа XIX-XX вв. и ХХ в., что нашло отражение в книгах и статьях, выступлениях на конференциях.

Турчин В. С., работая в архивах, публикует новонайденные документы, использует их в своей научной работе. Он анализирует артистические связи между культурами разных стран (России, Франции, Германии). Уделяет большое внимание теории искусства и художественной ситуации наших дней (художественная критика).

Турчин В. С. ведет большую преподавательскую работу: заведует Кафедрой истории отечественного искусства МГУ им. М. В. Ломоносова, читает основной курс «История отечественного искусства ХХ в.», читает спецкурсы «Стиль модерн и символизм в России и Западной Европе» и «Предметный мир ХХ в.», является автором программ лекционных курсов «История зарубежного искусства ХХ в.», «История отечественного искусства ХХ в.» (в соавторстве), руководит дипломниками, аспирантами и соискателями, организует «Федоровско-Давыдовские чтения» на Историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Турчин В. С. - действительный член (академик) Российской академии художеств, член ученого Совета Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель специализированного диссертационного совета по искусствоведению при МГУ им. М. В. Ломоносова, заместитель председателя Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ), член правления Русского отделения Международной ассоциации критиков и историков искусства (АИС), член редколлегии журнала «Культура и искусство» (издание Института культурологии, Москва).

Избранные публикации

  • «Орест Кипренский». М., «Изобразительное искусство». 1976;
  • «Эпоха романтизма в России». М., «Искусство».20 а. Л. 1981;
  • «Александр Варнек». М., «Искусство». 1984;
  • «Города и замки Луары», М., «Искусство» 1987;
  • По лабиринтам авангарда. «Издательство Московского университета». 12 а. л. 1993;
  • «Александр I и неоклассицизм в России». М. «Жираф».(Золотая медаль Российской Академии художеств) 2001;
  • «Образ двадцатого… В прошлом и настоящем». М. изд. «Прогресс-традиция» (со списком работ автора), 2003;
  • «Кандинский в России». «Художник и книга», М.18 ав. л. (премия государственного фонда «Философия и гуманитарные науки»), 2005;
  • Переиздание: «Василий Кандинский. Избранные труды по теории искусства». Т.1-2. Вступительная статья совместно с Д. В. Сарабьяновым, комментарии к отдельным статьям. Отв. Редактор Н. Б. Автономова.2008;
  • «Кандинский. Опыты разных лет». М. «Libri di Arte», 20 а.л., 2008.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Турчин, Алексей Валерьевич
  • Турчинский, Юзеф

Смотреть что такое "Турчин, Валерий Стефанович" в других словарях:

    Турчин - Турчин фамилия. Известные носители Мужчины Турчин, Валентин Фёдорович (1931 2010) физик и кибернетик, правозащитник. Турчин, Пётр Валентинович (род. 1958) биолог и историк, сын В. Ф. Турчина. Турчин, Игорь Евдокимович… … Википедия

    Хачатрян, Рудольф Лорисович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хачатрян. Рудольф Хачатрян Дата рождения: 4 апреля 1937(1937 04 04) Место рождения: Ереван, Армянск … Википедия

    Города и музеи мира - «Города и музеи мира» популярная книжная серия, выпускавшаяся издательством «Искусство» в Москве в 1967 1990 м и после перерыва в 1994 1995 годах. Книги серии были посвящены известнейшим историческим местам зарубежных стран, их музейным собраниям … Википедия

    Список действительных членов РАХ - Содержание 1 Список действительных членов РАХ 2 Примечания … Википедия

    Лауреаты премии Ленинского комсомола в области науки и техники - Содержание 1 1970 2 1972 3 1974 4 1976 4.1 Премии за 1975 год … Википедия

Валерий Стефанович Турчин, искусствовед, преподаватель, автор многочисленных трудов по истории искусства. О своем друге и коллеге вспоминает искусствовед Михаил Михайлович Алленов.

Пожалуй, центральное произведение Валерия Стефановича Турчина (снабженное, кстати, списком его трудов) - книга 2003 года с многоговорящим названием «Образ двадцатого… В прошлом и настоящем». Здесь во введении сформулировано, что означает слово и понятие «образ»: то, что виделось и воспринималось в процессуальной последовательности отдельных этапов и диктуемых обстоятельствами, порой неожиданных маневров в сторону от вроде бы магистрального пути, в некий момент, когда этот путь завершен и за его порогом возникает дистанция и возможность ретроспективного обращения к пройденному. Именно в этот момент прошлое собирается в то самое целое, о котором еще древние говорили, что оно несводимо к сумме своих частей, и каждая прежняя отдельность оценивается так, как это невозможно было в чередовании других отдельностей, но только в отношении к целостности, обрисовавшейся в другом временном измерении. Вот такое превращение и есть образ. Именно такое преображение теперь происходит с личностью и деятельностью Валерия Турчина.

Профессиональное сообщество, к которому принадлежал недавно покинувший этот мир Валерий Турчин, сравнительно невелико. Однако предмет его занятий - искусствоведение и, стало быть, искусство - имеет практически неограниченный спектр воздействия на людей, оказывающихся причастными к гуманитарным интересам (будь то чтение соответствующей литературы, поход в музей, на выставки), получающих и проверяющих свои впечатления в заграничных путешествиях. Если при этом иметь в виду число учеников, слушавших лекции и выступления профессора Турчина и далее транслирующих полученные знания, расширяя аудиторию этих слушателей в собственных публикациях, педагогической практике, в научных отделах музеев или в экскурсионной деятельности, то сама субстанция памяти и воображения, на которой проступает, вырисовывается, заново воссоздается портретный образ Турчина, не имеет ограничивающей глубину плоскости, а обладает, если можно так сказать, светоносным эффектом драгоценной мозаики, с мерцающим, теряющимся в бесконечности фоном. Если даже просто обозреть список трудов - как бы «репертуарную афишу», предваряющую освоение художественного пространства, сценография которого принадлежит Турчину, - то нельзя не подивиться многоцветию пронизывающих это поле траекторий и, соответственно, предназначенных к исполнению ролей, которые не подвержены ограничению со стороны какого-либо доставшегося в удел или предпочитаемого амплуа.

В самом деле: русское и западноевропейское искусство; такие глобалитеты, как романтизм рубежа XVIII и XIX веков и авангард ХХ, включая и современное искусство, требующие панорамного разворота событий, приближений крупным планом и отходов вдаль и в глубину; а вместе с тем такие точечные погружения в проблемную вещественность, как, например, картина и рама, окно, зеркало и феноменология зеркальности в визуальном искусстве, или же соотношение изобразительного и словесного в художественных текстах, для чего требуется перед такими погружениями чутко улавливать то, что «носится в воздухе» и чему лишь впоследствии суждено материализоваться в популярную тематику гуманитарных опусов у других авторов.

Талант - не только дар, но и ответственность, предполагающая труд, труд и труд к его преумножению.

Можно подумать (а скорее всего, так оно и есть), что подобного рода воистину чудесная способность «расширять пространство нашего изумления» (так В.Ф. Одоевский характеризовал предназначение всякой науки) предопределена основополагающим свойством того самого предмета - а именно романтизма, - с которого начиналось самоопределение Турчина как историка искусства. В его книге «Эпоха романтизма в России» на первых страницах (вслед за Н.Я. Берковским) приводится выражающая эту особенность романтической экзистенции фраза Н.В. Гоголя: «Вдруг стало видимо далеко во все концы света» - что, кстати, весьма точно воспроизводит рассуждение В.Г. Вакенродера, особо почитаемого романтиками первого призыва немецкого эстетика, переведенного в 1826 году русскими любомудрами: «…мы стоим как бы на высокой горной вершине, а вокруг нас и у наших ног, открытые нашему взору, расстилаются земли и времена». Это то самое положение, которое ожидает тех, «кто посетил сей мир в его минуты роковые», то есть во времена исторических сдвигов на рубежах эпох. Сознание принадлежности к таковой позиции было в высшей степени свойственно романтикам и многократно выговорено ими. А ведь оно есть не что иное, как универсализм, предусматривающий специальное устройство творческого и исследовательского внимания, которое и было унаследовано Валерием Турчиным и продолжено в таких трудах, как «Конец “концов столетий”. Из опыта XVIII-XIX-XX веков» или «Историк искусства на рубеже XIX-XX веков» в сборнике под многозначительным названием «Искусство в ситуации смены циклов». Однако вроде бы доставшееся в наследство от романтической философии творчества богатство эрудиции заключает в себе никак впрямую не дающее о себе знать обязательное требование или даже бремя, а именно - не поддающийся рациональному расчету многотрудный опыт отыскивать и находить точки пересечения веерообразно расходящихся перспектив и вырабатывать в себе умение осуществлять «сопряжение далековатого», которое со времен Михайла Васильевича Ломоносова считается собственной прерогативой искусства. Искусствознание в этом смысле сродни самому искусству в собственном умении отыскивать и повторять в мыслях и воображении пройденные искусством и художником (и соответственно другими исследователями) пути, на которых сосуществуют «Сикстинская мадонна» и «Черный квадрат». И опять-таки в этом смысле искусствознание включает в себя то, что никак не может демонстрироваться как некое преимущество или заслуга и что можно назвать сальеризмом. «Ремесло поставил я подножием искусству», - говорит Сальери у Пушкина. Заметим, говорит наедине с самим собой. В данном случае ремесло и есть означенное самовоспитываемое умение. У Турчина оно заключало в себе вообще-то уникальный дар: воистину волшебную способность помнить и воссоздавать во внутреннем кинематографе однажды, порой даже мельком, виденное - в музее, в альбоме, на выставке, в частной коллекции, в мастерской современного художника. Он нередко признавался в этой своей памятливости при обсуждении, например, дипломов, диссертаций или выступлений коллег. Однако у Сальери Пушкина есть еще одно тайное автопризнание: «Хоть мало жизнь люблю». Вот уж чего никак нельзя было вообразить в Турчине. Этому противоречит хотя бы то, что он в этой жизни отнюдь не избегал повышений должностного и общественного статуса: профессор, действительный член Российской академии художеств, заведующий кафедрой истории отечественного искусства, председатель диссертационного совета на историческом факультете МГУ, научный сотрудник Государственного института искусствознания, заведующий методическим отделом Московского музея современного искусства, заместитель председателя Общества изучения русской усадьбы. Но вот если отсюда снова всмотреться в содеянное Валерием Турчиным на поприще истории искусства и представить, какого невероятного труда все это требовало, чтобы освоить ремесло постижения искусства, то останется предположить единственное: ту часть жизненного пространства, которая благоустраивается тем, что называется карьерными соображениями, он поставил «подножием искусству», завоевав тем самым необходимую толику свободы, чтобы осуществить свое профессиональное призвание.

Конечно, помимо труда и, разумеется, ума здесь также предполагаются одаренность и талант. А это ведь то, что дается даром, даруется свыше до и помимо всяких трудовых усилий и подвигов. Соглашаясь с этим, мы как-то забываем притчу о таланте, который, для того чтобы его владелец получил одобрение распоряжающейся дарами инстанции, должен быть пущен в рост с тем, чтобы преумножить дарованное достояние. Смысл притчи в том, что талант не заслуга, но, получив его, его надо отслужить. Иначе сказать, талант - не только дар, но и ответственность, предполагающая труд, труд и труд к его преумножению. Мы можем теперь перед образом Валерия Стефановича Турчина, ушедшего туда, откуда им был получен талант, с полной уверенностью сказать, что он был преисполнен сознанием ответственности за ниспосланный дар.

Турчин, Валерий Стефанович

Турчин Валерий Стефанович
Страна:

СССР → Россия

Научная сфера:

историк искусства, художественный критик

Место работы:
Учёная степень:
Учёное звание:

Валерий Стефанович Турчин (19 июля 1941, Ленинград) - российский историк искусства и художественный критик.

Заведующий кафедрой истории отечественного искусства на Историческом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор искусствоведения, профессор.

Турчин В. С. - специалист в области истории искусства XIX-XX веков, автор 321 научной работы, из них 22 монографий и книг-альбомов.

Основные научные результаты В. С. Турчина: изучение русского и западноевропейского искусства XIX-XX вв., преимущественно эпохи романтизма, рубежа XIX-XX вв. и ХХ в., что нашло отражение в книгах и статьях, выступлениях на конференциях.

Турчин В. С., работая в архивах, публикует новонайденные документы, использует их в своей научной работе. Он анализирует артистические связи между культурами разных стран (России, Франции, Германии). Уделяет большое внимание теории искусства и художественной ситуации наших дней (художественная критика).

Турчин В. С. ведет большую преподавательскую работу: заведует Кафедрой истории отечественного искусства МГУ им. М. В. Ломоносова, читает основной курс «История отечественного искусства ХХ в.», читает спецкурсы «Стиль модерн и символизм в России и Западной Европе» и «Предметный мир ХХ в.», является автором программ лекционных курсов «История зарубежного искусства ХХ в.», «История отечественного искусства ХХ в.» (в соавторстве), руководит дипломниками, аспирантами и соискателями, организует «Федоровско-Давыдовские чтения» на Историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. Турчин В. С. - действительный член (академик) Российской академии художеств, член ученого Совета Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель специализированного диссертационного совета по искусствоведению при МГУ им. М. В. Ломоносова, заместитель председателя Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ), член правления Русского отделения Международной ассоциации критиков и историков искусства (АИС), член редколлегии журнала «Культура и искусство» (издание Института культурологии, Москва).

Избранные публикации

  • «Орест Кипренский». М., «Изобразительное искусство». 1976;
  • «Эпоха романтизма в России». М., «Искусство».20 а. Л. 1981;
  • «Александр Варнек». М., «Искусство». 1984;
  • «Города и замки Луары», М., «Искусство» 1987;
  • По лабиринтам авангарда. «Издательство Московского университета». 12 а. л. 1993;
  • «Александр I и неоклассицизм в России». М. «Жираф».(Золотая медаль Российской Академии художеств) 2001;
  • «Образ двадцатого… В прошлом и настоящем». М. изд. «Прогресс-традиция» (со списком работ автора), 2003;
  • «Кандинский в России». «Художник и книга», М.18 ав. л. (премия государственного фонда «Философия и гуманитарные науки»), 2005;
  • Переиздание: «Василий Кандинский. Избранные труды по теории искусства». Т.1-2. Вступительная статья совместно с Д. В. Сарабьяновым, комментарии к отдельным статьям. Отв. Редактор Н. Б. Автономова.2008;
  • «Кандинский. Опыты разных лет». М. «Libri di Arte», 20 а.л., 2008.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Турчин, Алексей Валерьевич
  • Турчинский, Юзеф

Смотреть что такое "Турчин, Валерий Стефанович" в других словарях:

    Турчин - Турчин фамилия. Известные носители Мужчины Турчин, Валентин Фёдорович (1931 2010) физик и кибернетик, правозащитник. Турчин, Пётр Валентинович (род. 1958) биолог и историк, сын В. Ф. Турчина. Турчин, Игорь Евдокимович… … Википедия

    Хачатрян, Рудольф Лорисович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хачатрян. Рудольф Хачатрян Дата рождения: 4 апреля 1937(1937 04 04) Место рождения: Ереван, Армянск … Википедия

    Города и музеи мира - «Города и музеи мира» популярная книжная серия, выпускавшаяся издательством «Искусство» в Москве в 1967 1990 м и после перерыва в 1994 1995 годах. Книги серии были посвящены известнейшим историческим местам зарубежных стран, их музейным собраниям … Википедия

    Список действительных членов РАХ - Содержание 1 Список действительных членов РАХ 2 Примечания … Википедия

    Лауреаты премии Ленинского комсомола в области науки и техники - Содержание 1 1970 2 1972 3 1974 4 1976 4.1 Премии за 1975 год … Википедия