Картины с выставки пинакотеки ватикана. Третьяковка покажет в музеях ватикана русское искусство по-новому

«Христос Благословляющий», XII в.
Музеи Ватикана.

Выставку открывает икона XII века, написанная неизвестным римским мастером. «Христос Благословляющий» — уникальное напоминание о единстве христианской церкви, которое поможет проследить параллели между европейским и древнерусским искусством. Итальянский Иисус XII века очень походит на популярный образ русских икон — Спаса Вседержителя.

Главный шедевр выставки

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб». Около 1602-1602. Холст, масло. Музеи Ватикана.

В начале XVII века это полотно произвело маленькую революцию. Нестандартная, трагичная и при этом простая композиция разрушила стереотипы, сложившиеся к тому времени в живописи (так же, как в начале ХХ века их попрал «Черный квадрат»). Стараниями реформаторов католицизм переживал не лучшие времена — многие видели спасение церкви в возвращении к древнехристианской простоте и жизненности. Караваджо был одним из них.

Самое поэтичное полотно

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Мимо масштабной картины знаменитого Веронезе вряд ли кто-то пройдет. Перед нами — святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Героине явился ангел и призвал отправиться в Иерусалим на поиски того самого креста. Обычно святую изображали с уже найденным крестом в руке, но Веронезе решил написать ее спящей — непосредственно во время видения. Но это не единственный канон, нарушенный итальянцем. Согласно легенде, Елена увидела ангела уже в преклонном возрасте, а на полотне мы видим молодую красотку-венецианку. Веронезе недолго думал над тем, кого бы взять в модели, и остановил выбор на собственной супруге. Спящая святая на портрете повторяет облик жены художника, которую по счастливому совпадению тоже звали Еленой.

Экспонат с необычной историей

Донато Крети. «Астрономические наблюдения». 1711 г. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Работа, под которую отвели целый зал, интересна как сюжетом, так и своей историей. Перед нами — своего рода космический комикс XVIII века: художник Донато Крети написал серию «Астрономические наблюдения», изображающую все известные на то время планеты Солнечной системы. В эпоху Просвещения научные сюжеты начинают полноправно конкурировать с библейскими. Но самое занятное вот что — «Астрономические наблюдения» были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье. Хорошо, что папы брали взятки искусством — теперь нам есть на что посмотреть.

Шедевр, который не все заметят

Джентиле да Фабриано. «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», около 1425 г. Дерево, темпера. Музеи Ватикана.

Джентиле да Фабриано немного теряется в тени именитых соседей вроде Рафаэля и Караваджо. Между тем его небольшое полотно с тяжеловесным названием «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» очень интересно: на нем нашлось место и библейскому святому, который, как Супермен, прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. Причем здесь женщина-рыба? В средневековой символике русалки олицетворяют демоническую силу — вот она и вызвала бурю, которую «усмиряет» святой Николай.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана».
, Лаврушинский переулок, 12, до 19 февраля 2017 года.

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка , прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX-XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.

Третьяковская галерея приглашает посетить новую выставку — «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Она пройдёт с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017-го в Инженерном корпусе (Лаврушинский переулок, дом 12). Этот крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект станет событием как для России и Европы, так и для всего мира. А в 2017 году Третьяковская галерея покажет в Ватикане произведения русской живописи на евангельские сюжеты из своей коллекции.

Впервые Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, привезли в Россию лучшую часть своей коллекции — шедевры XII-XVIII веков. В числе 42 полотен работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

В название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna — «Вечный Рим». Оно отражает восприятие этого города в истории человечества — древнего и молодого одновременно, объединившего такие разные эпохи, как Античность, Средние века и Возрождение. Вечный город стал центром империи, религии и искусства, а понятие Roma Aeterna — одной из важнейших идей мировой культуры. И сама коллекция многообразна, как культура Рима.

Каждое произведение, которое увидят посетители, исключительно. Открывает экспозицию редкая работа римской школы XII века — образ «Христос Благословляющий», который ранее никогда не покидал Ватикана. Он близок к византийской живописи и демонстрирует общие корни итальянского и русского искусства.

Работа XIII века Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» вошла во все учебники по истории искусства и является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Его имя выбрал для себя нынешний папа, первый Франциск в истории Ватикана.

Есть здесь и редкие в русских собраниях произведения готических мастеров. Среди таких «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.



Две пределлы рассказывают истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, почитаемого православной и католической церковью. К расцвету Ренессанса относятся одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррера» и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Полотен этих художников в России тоже нет.

На фресках одного из крупнейших живописцев Кватроченто Мелоццо да Форли изображены ангелы, которые воспроизведены в огромном количестве на сувенирах и стали визитной карточкой Рима. Его росписи были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Святых Апостолов в Риме и украшают особый зал пинакотеки.

Экспозиция завершается серией картин XVIII века. Картины болонца Донато Крети посвящены астрономическим наблюдениям и завершают историю Lo Stato Pontificio — Папской области, которая вскоре прекратила своё существование и превратилась в Ватикан — Lo Stato della Città del Vaticano.

В Третьяковку за 8 тысяч рублей. Перекупщики рассказали Business FM об особенностях своего бизнеса: «Мы даем кассирам 5 000 рублей. Они нам дают билеты. Мы их продаем по 7 500, по 8 000»

За 8 тысяч рублей перекупщики продают билеты на выставку из коллекции Ватикана в Третьяковке. Притом, что билеты стоили 500 рублей. Насколько прибыльное дело быть перекупщиком, и как устроен этот бизнес?

На выставку шедевров Ватикана в Третьяковку сейчас не попасть: билетов нет. В день продаж сайт Третьяковки упал, а в живой очереди в давке падали бабушки. Галерея проводила целую кампанию по борьбе с перекупщиками: директор Зельфира Трегулова лично поймала перекупщика и сдала его в полицию, были введены именные билеты и уволены сотрудники музея, пойманные на спекуляции. Но в итоге билеты все равно у перекупщиков есть. Причем по цене до 8 тысяч рублей — за эти деньги при желании можно доехать до самого Ватикана. Владимир, продающий билеты на сайте VIP-Teatres. Com, подробно объясняет, почему так дорого и откуда эти билеты.

Владимир продавец билетов на сайте VIP-Teatres. Com «Откуда у меня билет? Ха, ну давайте я вам расскажу. Я иду в кассу, плачу кассирше приблизительно 5 000, и она мне дает билет. Раньше мы давали им всего лишь 1 000, они нам давали билеты. Потом всех выгнали кассирш. Пришли новые. Они говорят: «За 1 000 мы больше не будем рисковать». Теперь мы даем 5 000 им. Они нам дают билеты. Мы их продаем по 7 500, по 8 000. Я вам больше скажу, в январе были именные билеты. Наши будут мутить, продавать, наверное, по 12-15, убирать имя-фамилию. Все равно будут продавать, только цена возрастет раза в 1,5. Куча людей, которые просто не хотят стоять 8 часов, вообще ничего не хотят. Они хотят билет. Они звонят и говорят: «Принеси билет!» Неважно сколько он стоит. Вот и все. В Москве много богатых людей, мы за счет этого и живем».

В двух компаниях — Bilet2u.ru и bileta.net — предложили купить не обычные билеты, а некие приглашения. На любое время и без имени. А на вопрос — почему так дорого — менеджер Bilet2u Эдуард ответил так:

«Мы эти билеты снимаем с закрытой брони, соответственно, тоже не по номинальной стоимости. Наша наценка — 10% от стоимости, по которой мы снимаем с брони. Мы у администраторов Третьяковской галереи снимаем с брони».

В Третьяковке говорят, что к перекупщикам могли утечь приглашения, которые галерея дает своим партнерам. Но на кассиров и администраторов спекулянты наговаривают, уверена замдиректора по развитию Третьяковской галереи Татьяна Мрдуляш.

Татьяна Мрдуляш замдиректора по развитию Третьяковской галереи «Было очень обидно услышать обвинения этих недобросовестных людей в адрес наших сотрудников, потому что понятно, что администратор, кассиры, служба безопасности и полиция — первые люди, которые находятся на передовой борьбы с перекупщиками. И перекупщики не упускают шанс очернить их репутацию и сказать, что они с ними связаны».

Business FM удалось пообщаться с девушкой, которая сама много лет работала перекупщиком: стояла перед входом на концерты известных музыкантов. Полина говорит, что есть две схемы работы: во-первых, выкупать билеты по самой низкой цене сразу, как они появились, а во-вторых, пытаться достать пригласительные у кого-то, кто близок к организатору. Браслеты на танцпол, в VIP-ложу: если договориться на местном уровне с охранником, или даже с гардеробщиком, можно ухитриться провести по одному браслету четыре человека. Конечно, всегда есть риск, что не удастся скинуть все купленные билеты, или что стражам порядка придется дать больше, чем рассчитывал. Но в среднем у Полины неплохой заработок.

Полина перекупщица «Минимальная выручка, которую можно себе положить в карман, от одного концерта, — это где-то в районе 5-7 тысяч рублей. Максимальной нет. Грубо говоря, можно положить себе в карман и до 40 000 за один концерт. Конкуренция, естественно, высокая, и если, например, замечают какое-то новое лицо, то есть такие люди, которые подходят и беседуют. У людей есть своя крыша».

Но Евгений Финкельштейн, президент медиахолдинга PMI и компании «Планета Плюс», которая привозила в Россию Мадонну, Леди Гагу и Джастина Тимберлейка, считает, что проблема — это не концертные, а театральные перекупщики.

Евгений Финкельштейн президент медиахолдинга PMI и компании «Планета Плюс» «Перекупщики билетов существуют только в Москве и небольшая часть в Петербурге. Они в основном работают на театрах, потому что знают, есть какие-то театры, есть программы, которые выкупают часть квоты самых лучших билетов и создают с театрами искусственный ажиотаж на эти билеты, которые продают и в два, и в три раза выше цены. Да, существует такая порочная практика нашей страны. Топовые театры, которые существуют, безусловно, работают со спекулянтами».

С другой стороны, сами театры постоянно вводят новые меры борьбы с перекупщиками. Совсем побороть не получается. На новогодний «Щелкунчик» в Большой спекулянты продавали билеты за 80 тысяч. А покупают они их по обычным ценам в обычной очереди, продолжает театральный обозреватель Марина Райкина.

Марина Райкина театральный обозреватель «В Большом театре хорошо организованы студенты. Они стоят в очереди, покупают два билета, получают они за это свои 500, а иногда 300, а иногда 200 рублей».

Перекупщики покупают билеты, которые могли бы купить вы. При этом, естественно, не платят налоги, по крайней мере, те из них, кто стоит у входа в театр или концертный зал. Те, у кого масштабы больше, кто имеет собственные сайты и выдает покупателю чек, налоги платят, хотя, возможно, и не все. В любом случае, наказать их почти невозможно, говорит адвокат Общества защиты прав потребителя Дмитрий Лесняк.

Дмитрий Лесняк адвокат Общества защиты прав потребителя «Что касается ответственности перекупщика, то она стремится к нулю. Если он вам билет передал, а не просто положил сумму в карман, то никаких законов он не нарушает, а цена такова, на которую вы договорились. С точки зрения ответственность за незаконное предпринимательство, ну, это практически невозможно, потому что следственный орган должен выявить неуплаченный налог на сумму 500 тысяч, как минимум, в течение года. Понятно, что такими материалами не располагают у нас правоохранительные органы».

Дефицитными театральными билетами еще будучи студентом торговал нынешний второй номер в российском списке Forbes Михаил Фридман. Система была такая: студенты с ночи занимали очередь у касс, с утра к ним присоединялись их товарищи и в результате скупали огромное количество билетов, дальше их обменивали на другой дефицит. Со спекуляции театральными билетами, как писали СМИ, начинал и Владимир Гусинский. Из перекупщиков наших времен Business FM удалось связаться с одним из крупных игроков, владеющим несколькими сайтами по перепродаже билетов, он отказался от интервью, сказав только, что дела идут плохо.

Музеи Ватикана привезли в Россию лучшую часть своей коллекции - 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Это работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

«Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира», — говорила ранее гендиректор музея Зельфира Трегулова.

Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474
Дерево, масло. 107×84 cм. Музеи Ватикана.
Фото: Музеи Ватикана

Выставку открывает образ «Христос Благословляющий» XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. Следующей по хронологии идет работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» XIII века.

Затем посетители смогут увидеть «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли. Росписи этого художника были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620
Холст, масло. 85×68 cм. Фото: Музеи Ватикана

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях.

Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.

В пресс-службе галереи сообщили, что к настоящему моменту все билеты на декабрь раскуплены. Новая партия билетов поступит в продажу только в середине месяца. Посетители будут заходить в залы каждые полчаса, при этом время, в течение которого они могут находиться на выставке, не ограничено.