Музыкальная живопись М.П. Мусоргского

Фортепианный цикл (1874)

Оркестровка Мориса Равеля (1922)

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-альт, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, бич, трещотка, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, колокол, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

История создания

1873 год был трудным для Мусоргского. Друзья перестали собираться вечерами у Л.И. Шестаковой, сестры Глинки, тяжело заболевшей. В. Стасов, всегда морально поддерживавший композитора, надолго уехал из Петербурга. Последним ударом была внезапная, в расцвете лет и таланта, смерть художника Виктора Гартмана (1834-1873). «Что за ужас, что за горе! - писал Мусоргский Стасову. - В последний заезд Виктора Гартмана в Петроград мы шли с ним после музыки по Фурштадтской улице; у какого-то переулка он остановился, побледнел, прислонился к стене какого-то дома и не мог отдышаться. Тогда я не придал большого значения этому явлению... Порядком повозившись сам с удушьем и биениями сердца... я мнил, что это участь нервных натур, по преимуществу, но горько ошибся - как оказывается... Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая...»

В следующем, 1874 году, по инициативе вернувшегося Стасова была организована посмертная выставка произведений Гартмана, на которой были представлены его работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были и некоторые изделия, сделанные руками художника, - щипцы для раскалывания орехов, часы в виде избушки на курьих ножках и т. п.

Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского. Он решил написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения покойного художника. Интерпретирует их композитор по-своему. Так, эскиз к балету «Трильби», изображающий крошечных птенцов в скорлупках, превращается в «Балет невылупившихся птенцов», щипцы для орехов в виде кривоногого гнома становятся основой портрета этого сказочного существа, а часы-избушка вдохновляют музыканта на пьесу, рисующую полет Бабы-Яги на помеле.

Фортепианный цикл был создан очень быстро - за три недели июня 1874 года. Стасову композитор сообщал: «Гартман кипит, как кипел «Борис», - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге... Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна... Как хорошо работается». Под «физиономией», видной в интермедиях, композитор подразумевал связки между номерами - образами Гартмана. В этих связках, названных «Прогулка», Мусоргский нарисовал себя, прогуливающегося по выставке, переходящего от одного экспоната к другому. Композитор закончил работу 22 июня и посвятил ее В.В. Стасову.

Тогда же, летом 1874 года, «Картинки» с подзаголовком «Воспоминание о Викторе Гартмане» были подготовлены композитором к печати, но опубликованы только в 1886 году, уже после смерти композитора. Еще несколько лет понадобилось на то, чтобы это глубоко оригинальное, не имеющее аналогов произведение вошло в репертуар пианистов.

Яркость образов, их живописность, фортепианная колористика подталкивали к оркестровому воплощению «Картинок». В архиве Римского-Корсакова сохранилась страница оркестровки одной из частей цикла - «Старого замка». Позднее ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов сделал оркестровку, но она осталась неисполненной. В 1922 году Морис Равель, бывший страстным поклонником творчества Мусоргского, также обратился к этому произведению. Его блестящее оркестровое воплощение «Картинок с выставки» быстро завоевало концертную эстраду и стало столь же популярным, как и подлинная фортепианная версия произведения. Партитура была впервые издана Российским музыкальным издательством в Париже в 1927 году.

Музыка

Первый номер - «Прогулка» - основана на широкой мелодии в русском народном характере, с характерным для народных песен переменным метром, исполняемой сначала соло трубы, а далее поддержанной хором медных инструментов. Постепенно подключаются и другие инструменты, после звучания tutti без перерыва начинается второй номер.

Это «Гном». Ему свойственны причудливые, изломанные интонации, резкие скачки, внезапные паузы, напряженные гармонии, прозрачная оркестровка с использованием челесты и арфы. Все это ярко рисует фантастический и таинственный образ.

«Прогулка», существенно сокращенная по сравнению с начальной, переводит слушателя к следующей картинке - «Старому замку». Фагот, скупо поддержанный одиноким звуком второго фагота и пиццикато контрабасов, запевает меланхоличную серенаду. Мелодия переходит к саксофону с его характерным выразительным тембром, потом распевается другими инструментами под аккомпанемент, имитирующий звучание лютни.

Коротенькая «Прогулка» приводит в «Тюильрийский сад» (его подзаголовок - «Ссора детей после игры»). Это живое, радостное скерцо, пронизанное веселым гомоном, беготней, добродушной воркотней нянек. Оно проносится быстро, сменяясь ярким контрастом.

Следующая картинка называется «Быдло». Гартман изобразил под этим названием запряженную волами тяжелую телегу на огромных колесах. Здесь господствует мерное движение с тяжеловесными аккордами; на его фоне туба запевает протяжную тоскливую песню, в которой, однако, чувствуется угрюмая скрытая сила. Постепенно звучность ширится, нарастает, а затем стихает, словно повозка скрывается вдали.

Очередная «Прогулка» в измененном виде - с темой в высоком флейтовом регистре - подготавливает к «Балету невылупившихся птенцов» - очаровательному грациозному скерцино с причудливыми гармониями, прозрачной оркестровкой, многочисленными форшлагами, имитирующими птичий щебет.

Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая ему бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея - богатый и бедный». Стасов писал о ней: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый - богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой - бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу...» Сценка строится на сопоставлении властных энергичных интонаций в унисонах деревянной и струнной групп и соло трубы с сурдиной - с общим движением мелкими триолями, с мордентами и форшлагами, вьющейся вьюном, как бы захлебывающейся жалобной скороговоркой. Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по колориту дуэт.

«Лимож. Рынок. (Большая новость)» - название следующего номера. Первоначально композитор предварял его небольшой программой: «Большая новость: господин Пьюсанжу только что нашел свою корову Беглянку. Но лиможские кумушки не вполне согласны по поводу этого случая, потому что госпожа Рамбурсак приобрела себе прекрасные фарфоровые зубы, между тем как у господина Панта-Панталео- на мешающий ему нос остается все время красным, как пион». Это блестящее каприччио, основанное на непрерывном суетливом движении с капризными, изменчивыми, дразнящими интонациями, перекличками инструментов, частой сменой динамики, завершающееся tutti фортиссимо - кумушки дошли до экстаза в своей болтовне. Но все резко обрывается фортиссимо тромбонов и тубы, интонирующих один звук - си .

Без перерыва, attacca, резким контрастом вступает следующий номер - «Катакомбы (Римская гробница)». Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких, рисующих мрачное подземелье в таинственном свете фонаря. На картине, по свидетельству Стасова, художник изобразил самого себя, с фонарем в руке осматривающего катакомбы. Этот номер - как бы вступление к следующему, наступающему без перерыва - «С мертвыми на мертвом языке». В рукописи композитор написал: «Латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо засветились». В скорбном си миноре звучит измененная тема «Прогулки» в обрамлении тихих тремоло и аккордов духовых, напоминающих хорал.

«Избушка на курьих ножках» - снова подчеркнутый контраст. Ее начало живописует стремительный полет Бабы-Яги на помеле: широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение. Средний эпизод - в более камерном звучании - наполнен таинственными шорохами, настороженными звучаниями. Оригинальна оркестровка: на фоне непрерывных тремолирующих звуков флейт тему Бабы-Яги, состоящую из кратких попевок и сформированную еще в первом разделе, интонируют фагот и контрабасы. Потом она появляется у тубы и низких струнных в сопровождении тремоло и пиццикато струнных, отдельных аккордов челесты, в то время, как у арфы звучит ее измененный вариант. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшбы. И снова стремительный полет.

Без перерыва, attacca, вступает финал - «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)». Это музыкальное воплощение архитектурного проекта киевских городских ворот, которые Гартман видел в древнерусском стиле, с аркой, украшенной старинным шлемом и надвратной церковью. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием оркестра.

Л. Михеева

В 1922 году Морис Равель закончил оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского - произведения необычайно своеобразного и по самой музыке и по ее пианистическому воплощению. Правда, в «Картинках» есть много деталей, которые можно представить себе в оркестровом звучании, но для этого надо было отыскать на своей палитре краски, органически сливающиеся с оригиналом. Равель осуществил такой синтез и создал партитуру, оставшуюся примером мастерства и стилистической чуткости.

Оркестровка «Картинок с выставки» выполнена не только с исключительной изобретательностью, но и верностью характеру подлинника. В него были внесены небольшие поправки, но почти все они связаны со спецификой звучания инструментов. По существу они свелись к перемене нюансов, варьированности повторов, купюре одной «Прогулки», повторяющейся дважды, и добавлению одного такта в аккомпанементе к мелодии «Старинного замка»; большая длительность, чем в подлиннике, органного пункта в «Богатырских воротах» и введение нового ритма в партии медных исчерпывают перечень изменений, внесенных в партитуру. Все это не нарушает общего характера музыки Мусоргского, изменения деталей возникли при работе над партитурой, и они были минимальными.

Оркестровка «Картинок с выставки», как и всегда у Равеля, основана на точном расчете и знании каждого инструмента и возможных тембровых сочетаний. Опыт и изобретательность подсказали композитору множество характерных деталей партитуры. Напомним о glissando струнных («Гном»), великолепном соло альтового саксофона («Старый замок»), фантастическом колорите «Балета невылупившихся птенцов», грандиозном звучании финала. При всей своей неожиданности, оркестровые находки Равеля передают внутреннюю сущность музыки Мусоргского, включаются в строй его образов очень органично. Впрочем, как уже отмечалось, в фортепианной фактуре «Картинок» есть черты оркестральности, это создавало благоприятные предпосылки для работы вдумчивого и вдохновенного художника, каким и был Равель.

Равель обратился к оркестровке «Картинок с выставки», уже имея опыт работы над партитурой «Хованщины». Кроме того, он был автором оркестровых редакций собственных фортепианных произведений, и эти партитуры воспринимались как оригиналы, а не переложения. По отношению к «Картинкам с выставки» такие высказывания невозможны, но высокое достоинство оркестровки гениального произведения Мусоргского несомненно. Это подтверждает его неизменный успех у публики начиная с первого исполнения, состоявшегося в Париже 3 мая 1923 года под управлением С. Кусевицкого (Эта дата приводится Н. Слонимским в его книге «Music since 1900». А. Прюньер указывает другую - 8 мая 1922 года.).

Равелевская оркестровка «Картинок с выставки» вызвала и отдельные критические замечания: ее упрекали в недостаточном соответствии духу оригинала, не соглашались с изменениями нескольких тактов и т. д. Эти упреки можно услышать иногда и в наше время. Однако до сих пор оркестровка остается лучшей среди других, она по праву вошла в концертный репертуар: ее играли и продолжают играть лучшие оркестры и дирижеры всех стран.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Возможно ли, встретить в экспозиции музея современного искусства произведения созвучные с музыкальными образами, созданными выдающимся русским композитором М.П.Мусоргским?

Задачи урока:

Образовательные:

  • Продолжение знакомства с сюитой, как музыкальным жанром, состоящим из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом;
  • Укрепление понимания взаимосвязи изобразительного и музыкального искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого и настоящего;
  • Создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  • Формирование вкуса, умения слушать и анализировать фрагменты сюиты;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, знакомство с творческими проектами учащихся);
  • Анализ музыкальных фрагментов и живописных полотен, формулирование выводов в ходе беседы;
  • Хоровое исполнение песни “Дорога” слова Г.Беловой, музыка С.Белоголова;

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • иллюстрации живописных полотен современных художников из коллекции музея современного искусства “Эрарта”:
  • музыкальные фрагменты из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”: “Прогулка”, “Старый замок”;
  • нотный материал;
  • текст песни “Дорога” слова Г.Беловой, музыка С.Белоголова;
  • музыкальные фонограммы.

Конспект урока

I. Организационный момент

Презентация. Слайд №1 (Тема урока) Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты М.П.Мусоргского “Картинки с выставки”. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

II. Работа по теме урока

Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт
Он и фрукты и природу
Нарисует, и...

Ученики: ... портрет

1. Слушание музыки и обсуждение

Учитель: Молодцы! Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает? (Звучит “Прогулка” из фортепианной сюиты “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского).

Презентация. Слайд №2

Ученики: Я увидел в этой музыке статного, уверенного в себе человека, который с чувством собственного достоинства прогуливается.

Учитель: Это очень важно, что Вы увидели нашего героя прогуливающимся, а что в музыке вам подсказало, что он движется?

Ученики: Мы знаем, что в музыке есть жанр, сопровождающий движение и называется он – марш. Конечно, маршем это произведение я бы не назвал, но его отголоски, несомненно, есть.

Учитель: Эти “отголоски” называются маршевые интонации и Вы совершенно правы? Итак, мы с Вами отправляемся на выставку, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальную принадлежность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение. При повторном прослушивании я предлагаю вам прогуляться по выставочным залам. А поможет нам в этом творчество современного художника Петра Семёновича Горбаня (1923-1995). (Повторное слушание).

Презентация. Слайд №3

Учитель: Да, это музыка русского композитора М.П.Мусоргского. Может быть, у кого-нибудь есть идеи, связанные с названием этой фортепианной миниатюры?

Презентация. Слайд №4 Ученики: Поскольку по выставке обычно гуляют, то возможно М.П.Мусоргский назвал прозвучавшую миниатюру “Прогулкой”.

2. Беседа по теме урока

Презентация. Слайд №5

Учитель: Это музыкальное произведение является частью многочастного цикла, который получил название фортепианная сюита “Картинки с выставки”. Вспомните, пожалуйста, какой музыкальный жанр мы называем - сюита? Презентация. Слайд №6 (определение сюиты) Ученики: Сюитой называется музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единым содержанием. Презентация. Слайд №7 Учитель: Совершенно верно. Поводом для создания “Картинок с выставки” послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873).

Выставка была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Позже, в предисловии ко второму изданию “Картинок с выставки”, Стасов так охарактеризовал творчество В.А Гартмана: “...бойкие, изящные наброски живописца - жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг...”.

Презентация. Слайд №9 (фрагмент высказывания).

В одном из писем (к тому же В. Стасову) он писал: “Гартман кипит, как кипел “Борис”, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге (...). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна... Как хорошо работается”.

Презентация. Слайд №9-10 Над “Картинками” Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. Созданы были “Картинки с выставки” с поразительной быстротой, в течение неполных трех недель июня 1874 года.

Презентация. Слайд №11

Учитель: Всё ли Вам понятно из приведённого выше фрагмента письма М.П.Мусоргского В.В.Стасову?

Ученики: Что такое интермедия? (иногда дети спрашивают кто такой “Борис”)

Учитель: Я Вам очень благодарна за этот вопрос, потому что “Картинки с выставки” представляют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним их сюжетов Гартмана. Мусоргский “изобрел” совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальные картинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, с которого и начинался наш урок, то есть “Прогулку”, вставив её (каждый раз варьируя) между некоторыми произведениями сюиты.

Презентация. Слайд №12-13

Итак, интермедия – это небольшая пьеса, иногда вставляемая между актами или отдельными моментами сценического действия. Встречается в виде отдельной части в инструментальных произведениях циклической формы, как в нашем случае.

Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес и мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье. Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?

Ученики: Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки.

Учитель: Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам и трубадуров – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

Ну, а теперь я предлагаю вернуться к той картине, которая вдохновила М.П.Мусоргского на создание этой фортепианной миниатюры. Только, увы, из тех работ художника, по которым написаны “Картинки с выставки”, в наше время сохранилось всего шесть, и нашей картины среди них нет, мало того, в каталоге посмертной выставки художника такого рисунка не значится. Возникает вопрос, а была ли она? С уверенностью могу ответить, что да, была. Её описание нам оставил В.В.Стасов, а ему, мои юные друзья, мы можем доверять. Но об этом чуть позже, а сейчас я Вам хочу предложить немного пофантазировать, а именно представить, что М.П.Мусоргский собственной персоной оказался в музее современного искусства в наши дни. Интересно, какие полотна современных художников его могли бы вдохновить? Ну что, готовы? Тогда отправляемся на выставку. Сейчас, во время слушания произведения “Старый замок”, Вам будут представлены 3 работы современных художников. Ваша задача предположить какое из полотен созвучно музыке М.П.Мусоргского и обосновать свой выбор.

3. Слушание музыки и обсуждение

Презентация. Слайд №14-15

Ученики: (высказывают своё мнение). 4. Беседа по теме урока

Учитель: Ваша фантазия превзошла все ожидания, а теперь немного истории: Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать его масштаб, художник изобразил на его фоне певца – трубадура с лютней. Так поясняет этот рисунок В.В. Стасов. Из картины не следует, что трубадур поет песню полную грусти и безнадежности. Но именно такое настроение передает музыка Мусоргского. О чем поет свою песню трубадур?

Ученики: В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно.

Учитель: И не случайно к ней были сочинены стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Старый замок – видение из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности, хранящим дух и величие своей эпохи. Настало то самое время, когда мы должны восстановить справедливость и препроводить трубадура с лютней к стенам замка, вот только какого?

Презентация. Слайд №16-18

III. Работа на блокфлейте

Учитель. А сейчас я попрошу Вас взять блокфлейты (свирели) и исполнить фрагмент из этой пьесы (партитура для блокфлейты в e-moll, а для свирелей в d-moll).

Презентация. Слайд №19-20

5. Заключение

Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным циклом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: можем ли мы услышать живопись?

Ученики: Композитор не смог бы сочинить фортепианный цикл “Картинки с выставки”, если бы не было живописных работ В.Гартмана.

Учитель: Помогает ли нам в этом творчество современных художников?

Ученики: Несомненно, помогает. Оно открывает нам новые возможности для понимания, как произведений изобразительного искусства, так и классических музыкальных произведений, которые были написаны в XIX веке.

Учитель: Хочу обратить ваше внимание, что с творчеством художников, работы которых были представлены на уроке: Владимиром Мигачёвым, Александром Трифоновым, Татьяной Туличевой и Петром Горбанём Вы можете познакомиться поближе, посетив музей современного искусства “Эрарта”.

IV. Домашнее задание

Учитель: К следующему уроку я попрошу Вас сочинить небольшой рассказ об истории трубадура с лютней, с учётом того, что в выбранную Вами картину нужно будет внести анимации.

V. Работа над песней

Наш урок сегодня таил в себе много неожиданностей и открытий, но, уверяю Вас, что это только начало. Перед Вами тысячи дорог, и по какой же идти? Выбор за Вами! А сегодня я предлагаю отправиться в дорогу вместе со мной и авторами песни “Дорога” (слова Г.Беловой и музыка С.Белоголова). Показ песни. Работа над 1 куплетом.

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.

Список литературы

1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - 6-е издание М.: Просвещение, 2010 , с.152-153

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
Великий русский композитор XIX века, входил в содружество композиторов «Могучая кучка».
Главным его творением являются оперы «Борис Годунов» и «Хованщина».
Однако есть у композитора произведение, поистине уникальное в мировой музыке - «Картинки с выставки» на художественные картинки В.А. Гартман (1834-1873)
У Мусоргского был друг - архитектор и художник Виктор Александрович Гартман.
В Петербурге, в просторных залах Академии Художеств, была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.
Фортепианная сюита«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок - около 3-х недель - создаёт «Картинки с выставки».
«Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным».
Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.
Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны
«Гном», «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») , «Балет невылупившихся птенцов» - сказочные картинки;
«Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Лиможский рынок» - бытовые;
«Старый замок», «Катакомбы» - романтические.
В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола.
С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.
Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите несколько раз, изменяется и развивается.
Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный). По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.
Жозеф Морис Равель(1875-1937)
Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве.
Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок.
Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.
СЮИТА (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.
«Рассвет на Москва - реке»
Знаменитое вступление к опере «Хованщина». Это музыкальное произведение вызывает у слушателей яркие зримые картины.
Таков был замысел композитора - открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни
«Эта гениальная музыка будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть ещё не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния.» Д.Б. Кабалевский

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов» были «Картинки с выставки». Это стало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его времени.

В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года.

В это время композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана.

Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича. Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман».

Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок.

«Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Во время работы он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартман кипит как кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать... До сих пор считаю удачным». М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 2009

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

Он очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

1.Структура произведения

Единство, придаваемое «Картинкам с выставки» развитием рефрена, далеко не исчерпывает средств объединения, примененных в этом произведении. «Прогулка» -- рефрен совсем особого рода. Это не обычная главная мысль в рондо, а скорее род фона, на котором разворачиваются пьесы-картины, своего рода воплощение авторского «угла зрения» при восприятии всех картин. Поэтому рефрен связан с воплощением субъекта переживаний (напомним стасовское его толкование), пьесы-картины -- с объектами переживаний. Рефрен, таким образом, играет в данном случае, с одной стороны, роль большую, чем конструктивное скрепление всей сюиты, а с другой стороны -- меньшую, чем в обычном рондо.

Представим на некоторое время, что в сюите вообще рефрен отсутствует и она состоит из ряда пьес. Однако и в этом случае можно найти факторы, способствующие объединению их в одно целое.

Все пьесы-картины сюиты ясно делятся на две группы -- быстрые и медленные.

Первые из них (быстрые) охватывают все нечетные номера:

№ 1 -- «Гном»,

№ 3 -- «Тюльерийский сад»,

№ 5 -- «Балет невылупившихся птенцов»,

№ 7 -- «Лимож. Рынок»,

№ 9 -- «Баба-Яга».

Все пьесы этой группы (кроме «Гнома») отличают яркая характеристичность образов, общие черты, свойственные жанру скерцо, и (за исключением «Гнома») преобладание мажорного лада. В самом же расположении пьес обнаруживается симметрия. Крайние и центральный номера (1-й, 5-й, 9-й) содержат в себе значительные контрастные формы с очень четкими и определенными гранями разделов. При этом центральная пьеса -- «Балет невылупившихся птенцов» -- написана в самой четкой форме с классическим трио. По характеру своему это чистая шутка -- воплощение жанра скерцо в его первоначальном понимании и единственная пьеса в сюите, отмеченная композитором: scherzino. Крайние же пьесы сближает сказочность, фантастичность воплощенных в них персонажей и связанная с этим угловатость мелодических очертаний, острота ритмики; 3-й и 7-й номера не заключают в себе существенных внутренних контрастов. Сюжеты их сходны. Это своеобразные зарисовки французских бытовых сцен Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003. .

Вторая группа -- пьесы, написанные в медленном темпе и в минорном ладу:

№ 2 -- «Старый замок»,

№ 4 -- «Быдло»,

№ 6 -- «Два еврея»,

№ 8 -- «Катакомбы»,

№ 8а -- «С мертвыми на мертвом языке» (вариант рефрена).

№ 10 -- «Богатырские ворота» --завершающий синтетический финал сюиты.

Для второй группы характерно развитие от чистой лирики («Старый замок») через характерно-драматические пьесы («Быдло» и «Два еврея») к драматизму («Катакомбы»).

Примыкающий к последней пьесе вариант рефрена «С мертвыми на мертвом языке» возвращает нас к лирике, хотя и совершенно иного характера, чем в «Старом замке». В результате также образуется симметрия.

Крайние пьесы -- тихие, как бы далекие от действительности. С одной стороны, это картина прошлого («Старый замок»), с другой -- «музыкальный некролог» об ушедшем друге («С мертвыми на мертвом языке»). Три средние пьесы -- громкие, рисующие картины драматического содержания: «Быдло», польская телега, запряженная волами,-- символ крестьянской бедности, «Два еврея» -- воплощение социального контраста между богатством и нищетой, «Катакомбы» -- трагический образ прошлого.

Эти пьесы-картины кратки, но значительны по идее. Из пяти медленных пьес только одна -- и именно центральная по положению» (№ 6, «Два еврея») -- основана на тематическом контрасте, остальные четыре однотемны.

В быстрых пьесах из пяти только две были однотемны. Последовательно проводимый контраст нечетных и четных номеров -- обычное периодическое противопоставление быстрых и медленных произведений. Но их соотношение представляет особый интерес. Наконец, общий распорядок пьес по типу содержания создает многочастную симметрию.

Быстрые пьесы типа скерцо (до «Бабы-Яги» включительно) преобладают, и на их фоне проходят медленные пьесы. Поэтому первые -- своего рода жанровый рефрен:

«Картинки с выставки» Мусоргского -- достойнейший и неисчерпаемый объект для многочисленных исследований. Это произведение может быть рассмотрено с самых разных точек зрения. В настоящей статье анализируются лишь общие композиционные принципы, обеспечивающие полное единство этой уникальной сюиты. Ведь, в отличие от многих других сочинений этого жанра, «Картинки с выставки» воспринимаются как целостное нециклическое произведение, хотя каждая из пьес цикла законченна и самостоятельна.

Единство любого циклического произведения (назовем его циклическим единством) зиждется в основном на идейно-образной основе и в гораздо меньшей степени на структурно-тематической. Поэтому закономерности циклической формы, а особенно сюиты, подвижны, многообразны и проявляются во многих случаях в неповторимо-индивидуализированной форме. Но вместе с тем можно отметить общую тенденцию: сила циклического единства зависит от единства и особых свойств идейного содержания. Множественность частей циклической формы возникает при этом как следствие того, что самая идея произведения требует расчленения музыкального целого на ряд отдельных самостоятельных пьес. Этим условиям полностью отвечает сюита «Картинки с выставки». Сравнение музыки Мусоргского с художественными прообразами Гартмана (некоторые дошли до нас в репродукциях, некоторые известны по описаниям) говорит о том, что сюжеты художника значительно преобразованы творческой фантазией композитора.

Так, например, макет игрушки -- гнома -- вызывает у Мусоргского глубоко трагический образ обиженного судьбой человека. Такому же творческому переосмыслению подвергаются и другие объекты музыкального воплощения. Мусоргский передавал звуками не столько то, что непосредственно можно было увидеть в картинах и эскизах Гартмана, сколько то, что он сам видел за ними Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 2009. .

Единство сюиты отражено в первую очередь в особой роли пьесы «Прогулка». Значение «Прогулки» общеизвестно -- она совмещает функции одной из частей сюиты с функцией рефрена. Совмещение функций -- один из факторов циклического единства «Картинок с выставки». Поэтому анализ последнего и следует начать с «продвижения» рефрена по форме сюиты. Для простоты в дальнейшем все ее номера делятся на ряд проведений рефрена и пьес-картин (подобно эпизодам рондо).

2.Анализ формы и музыкального материала

В качестве примера для анализа рассмотрим только медленные пьесы:

1. «В старом замке» . Ладовая природа пьесы -- натуральный минор (gis-moll) с некоторым усложнением в процессе развития в направлении фригийского лада (II пониженная ступень). Отклонение в сферу субдоминанты создает также фригийскую разновидность минора и приводит к близкому соприкосновению аккордов на расстоянии тритона. Интонационная основа пьесы -- напевная мелодика не без участия трихордных попевок с большой ролью начальной «призывной» восходящей кварты и последующими «плотными» секундовыми ходами. Спокойный ритм дополняет картину, образуя художественно оправданную статику.

2. «Быдло» . Ладовая природа пьесы сходна с предыдущим примером, тот же gis-moll с фригийским оттенком и тритоновыми сопоставлениями. Интонационная основа при сходстве с предыдущим примером во многом нова. К тому же тяжелая аккордовая фактура, создавая ясные изобразительные ассоциации, заключает в себе определенные драматические выразительные возможности, полностью реализуемые в совместном действии всех компонентов музыкального языка. В дополнение отметим симметрию abc c1b1a1 первого цельного мелодического оборота этой пьесы: При этом «а1» представляет собой развитие «b».

3. Два еврея» Драматизм пьесы тесно связан с ее ладовым строем, основанным на натуральном и гармоническом миноре с IV повышенной ступенью при фригийском ладе в среднем разделе. Уже это одно сближает данную пьесу с «Гномом». Кроме того, начальный мелодический оборот заключает в себе тот же упор в терцию тоники, который знаком нам по «Гному». Далее обратим внимание на нисходящий хроматизм в коде пьесы. Важна и симметрия начального периода пьесы. Ритм пьесы ярко индивидуален и образует контраст двух разделов, связанный с социальной характеристикой персонажей. Особенно большую выразительную роль играет форшлаг и дробление сильной доли в трио пьесы.

4. «Катакомбы». Лад пьесы -- в основном хроматически усложненный минор с фригийским элементом. Следует отметить выразительное значение нисходящего хроматизма в басу, вызывающего ассоциации со старинными жанрами. Далее появляется d-moll, то есть минорная тональность на расстоянии малой терции, выявленная через отклонение в ее субдоминанту (g-moll), звучащую на доминантовом басу. Таким образом, в «Катакомбах» содержится наиболее сильное нарушение диатоники в ряду медленных пьес.

5. «С мертвыми на мертвом языке» К тому, что было сказано по поводу этой пьесы как варианта рефрена, следует добавить следующее. Большое значение имеет нисходящий хроматизм верхнего голоса, «подтачивающий» и без того нарушенную диатонику нижнего слоя. Мельком звучащее «хроматическое опевание» усиливает этот процесс. Существенно важную роль в общей «атмосфере» пьесы играет тремоло верхнего голоса. Вспомним авторскую ремарку на рукописи: «черепа тихо засветились...». По всей вероятности, тремоло непосредственно и отражает «свечение» -- ведь это излюбленный прием Мусоргского, как, например, в соответствующей строфе песни Марфы в «Хованщине» Васильева А. Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. Псков: Псковская областная типография, 2008. . Картина здесь близка той, что мы наблюдали в быстрых пьесах. Сходство заключается в заметном нарушении диатоники в «Катакомбах», аналогичном такому же явлению в «Бабе-Яге». Но есть и отличия: во-первых, начальные медленные пьесы соответственно их лирическому и лирико-драматическому характеру («В старом замке» и «Быдло») в большей степени диатоничны, чем быстрые пьесы. Поэтому сквозное развитие в пьесах изучаемой группы более стремительно, более интенсивно. Во-вторых, после максимального отхода от диатоники («Катакомбы») происходит некоторое уменьшение роли хроматизма (возвращение к позиции пьесы «Два еврея»), что в результате создает подобие незамкнутой волны.

Интонационные «арки» внутри медленных пьес просты. Самые типичные из «арочных» связей можно отметить в пьесах «В старом замке» и «Быдло» (вспомним, какую роль в них играет II пониженная ступень и отклонение в субдоминанту). Большую роль играет также соотношение концентрического типа, образующееся между крайними пьесами -- «В старом замке» и «С мертвыми на мертвом языке»,-- в них преобладает звучание pianissimo, общая мягкость, отмеченная при анализе статика.

Весь цикл «Картинок с выставки» можно разбить на ряд крупных разделов. Граница первых двух проходит между пьесой «Быдло» и четвертым проведением рефрена. Здесь образуется, как было сказано выше, резкий тональный скачок (gis-moll -- d-moll), начало второго раздела образует заполнение этого скачка. В этом месте находится грань между субдоминантовой и доминантовой тональными сферами. После четвертого проведения рефрена начинает действовать тенденция к большей слитности. Четвертое проведение рефрена в гармоническом миноре -- начало «возмущений» -- первое проявление влияния хроматических нарушений диатоники и минора пьес-картин на чистую диатонику и мажор рефрена. Грань между вторым и третьим разделами -- пятое проведение рефрена в его начальной тональности B-dur с идущей вслед за ним пьесой-картиной «Лимож» в основной тональности цикла Es-dur, играющей роль тональной репризы.

Необходимо также отметить межгрупповые интонационные и структурные связи. Рефрен соотносится в основном с медленными пьесами. Пьесы «В старом замке» и «Быдло» объединяет большая роль в них трихордности.

Обращают на себя внимание и структурные аналогии -- симметричная структура «собственно тематического зерна» (первого двутакта) «Прогулки» отражена в симметричности начальных построений пьес «Быдло» и «Два еврея». Однако и здесь наблюдаются значительные отличия. Если в «Прогулке» симметрия распространяется на лаконичную двутактовую ячейку, то в двух других пьесах она охватывает более развернутые построения, что объясняется краткостью рефрена и большей масштабностью пьес.

Связи между рефреном и быстрыми пьесами слабы и носят случайный характер, что, естественно, проистекает из резкого образно-жанрового контраста этих двух групп пьес.

Аналогии между двумя видами пьес-картин более определенны и основаны прежде всего на ладовой общности всех пьес драматического характера. Это пьесы -- «Гном», «Два еврея», «Катакомбы», «С мертвыми на мертвом языке». Их объединяет (как это отчасти указывалось выше) следующий комплекс интонационных и ладовых явлений: минор с повышенной IV ступенью, фригийский минор, нисходящий хроматизм, хроматическое опевание.

К этому надо добавить сходные регистровые противопоставления внутри этих двух пьес, близкие бемольные тональности.

Основной контраст, определяющий единство ладово-интонационного развития,-- это контраст чистой в основном диатоники натурального мажора рефрена и разных видов хроматических нарушений натуральных мажора и минора в пьесах-картинах; контраст трихордной структуры рефрена и хроматизма пьес-картин. Борьба двух сфер приводит к усилению натиска хроматизма, к «штурму» изначальной чистой диатоники и трихордности рефрена. «Штурм» достигает наибольшей силы в пьесах «Катакомбы», «С мертвыми» и «Баба-Яга». В последней на длительном протяжении, на звучании fortissimo при оживленном ритмическом движении бушуют силы, пытающиеся «взорвать» диатонику рефрена, диатонику основного интонационного фона «Картинок с выставки». Этот бушующий поток с огромной силой вторгается (цезура между пьесами отсутствует) в финал цикла и тут же превращается в свою противоположность -- в динамизированную и окончательную репризу изначальной чистой диатоники и трихордности. Так борьба диатонической основы цикла с «враждебными» силами превращает последние в творческое начало, способствующее воссозданию исходного тезиса на более крепкой основе. В этом и заключается сущность и логика ладово-интонационного сквозного развития Федякин С. Р. Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009. .

В «Картинках с выставки» фактура -- также важнейший формо-образующий фактор. Большую роль в сквозном развитии сюиты играет контраст регистров смежных пьес, сила которого возрастает к концу цикла. Особенно ясно его воздействие в тех случаях, когда две соседние пьесы-картины соединяются без перерыва с помощью attacca.

Отметим противопоставление высокого регистра «Балета невылупившихся птенцов» и низкого регистра непосредственно следующей далее пьесы «Два еврея». К этому присоединяется контраст собственно фактуры. Резко отличны между собой и три идущие подряд пьесы: «Лимож», «Катакомбы» и «С мертвыми на мертвом языке».

Принцип перехода от первой из отмеченных выше пьес («Лимож») ко второй повторяется при переходе от «Бабы-Яги» к финалу -- тот же тип фортепианного изложения -- перемежающиеся удары правой и левой руки, образующие пышный каскад звучаний.

Заключение

В результате анализа можно сформулировать следующие факторы «циклического единства» сюиты «Картинки с выставки»:

1. Сквозное развитие в структурном плане -- от расчлененности к большей слитности.

2. Сквозное развитие в плане ладово-интонационном на основе контраста диатоники и трихордности рефрена с разными формами их хроматического усложнения. "Штурм» диатоники к концу цикла.

3. Обобщающий синтезирующий и суммирующий финал.

4. Наличие общей динамической кульминации цикла.

5. Концентричность в расположении пьес-картин.

6. Организация цикла аналогично нециклической двойной трехчастной форме.

7. Внедрение рефренности в сюиту, наличие «арок», интонационных связей.

В двух последних, чисто композиционных факторах проявляются закономерности, влияние которых можно проследить во многих циклических произведениях XIX века, выходящих за пределы норм строго регламентированной симфонии или сонаты.

Речь идет не только о проникновении рефренности или образовании двойной трехчастности. Единое непрерывное сквозное развитие, наличие общей кульминации в сюите Мусоргского -- также факторы, в первую очередь присущие нециклическим формам.

Два противоположно направленных сдвига играют решающую роль в композиции «Картинок с выставки». Это -- особая, новая форма претворения драматургического приема на основе принципа предварительного отведения действия в сторону, противоположную той, где лежит истинная цель. Этот прием -- проявление существенного принципа художественного воздействия не только в музыке, но и в других искусствах. Другой -- «принцип множественного и концентрированного действия», означающий, что «существенный художественный результат, важный выразительный эффект... обычно достигается с помощью не какого-либо одного средства, а нескольких средств, направленных к той же цели» - воплотился в композиции «Картинок с выставки» особенно наглядно. Внедрение принципа нециклической формы в циклическую, рондовости и рондообразности (двойная трехчастность) в сюиту -- первое звено в цепи этих средств. Дальнейшие звенья -- превращение рефрена в переходящий рефрен и связанная с этим композиционная модуляция от сюиты к контрастно-составной форме. Это первое последствие внедрения принципа нециклической формы в циклическую -- ведь контрастно-составная форма занимает промежуточное положение между ними, давая возможность ярче, чем в цикле, проявиться принципам сквозного развития и одновременно не лишая композицию контрастов циклического типа. Возникающее сквозное развитие, в свою очередь, сливает отдельные этапы формы, так как две предфинальные кульминации-каденции (в пределах возникшей контрастно-составной формы) образуют зону композиционной подготовки последней высшей финальной кульминации. Так возникает единая волнообразная линия восходящего композиционного и связанного с ним ладово-интонационного развития от «Прогулки» к «Богатырским воротам». Вся эта цепь объединенных друг с другом факторов и образует ту особую индивидуальную форму циклического единства, которая была найдена Мусоргским именно в данном произведении. Творческая фантазия композитора преобразовала отдельные разрозненные впечатления от картин Гартмана.

Список использованной литературы

сюита музыкальный композиционный

1. Берченко Р. Э. Композиторская режиссура Мусоргского. Москва: УРСС, 2003. - 400 с.

2. Васильева А. Русский лабиринт. Биография М. П. Мусоргского. Псков: Псковская областная типография, 2008. - 255 с.

3. М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников. Москва, 2009. - 279 с.

4. Федякин С. Р. Мусоргский // Жизнь замечательных людей. Москва: Молодая гвардия, 2009. - 378 с.

5. Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 2009. - 320 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретический анализ проблемы восприятия музыкального произведения в трудах отечественных исследователей. Аксеосфера музыкального искусства и ее влияние на развитие личности. Сущность и особенности восприятия музыкального произведения.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2005

    Знакомство с краткой биографией В.А. Моцарта, анализ творческой деятельности. Общая характеристика произведения "Ave verum corpus". Мотет как вокальное многоголосное произведение полифонического склада, жанр профессионального музыкального искусства.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2016

    Освещение истории создания, выборочный анализ средств выразительности и структурная оценка музыкальной формы Второй симфонии одного из величайших композиторов XX века Яна Сибелиуса. Основные сочинения: симфонические поэмы, сюиты, концертные произведения.

    реферат , добавлен 02.04.2014

    Детство и юность Римского-Корсакова, знакомство с Балакиревым, служба на "Алмазе". Произведения композитора: музыкальная картина "Садко", симфонические сюиты "Антар" и "Шехеразада". Увертюры, симфонические сюиты из опер и транскрипции оперных сцен.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2012

    Понятие и структура симфонии как музыкального произведения в сонатной циклической форме, предназначенного для исполнения симфоническим оркестром. Инструменты и структура симфонического оркестра, анализ выдающихся произведений, написанных в данном стиле.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Творческая биография композитора Р.К. Щедрина. Основные черты стиля написания музыки. Музыкально-теоретический анализ произведения "Я убит подо Ржевом". Вокально–хоровой анализ и характеристика сочинения с точки зрения художественного воплощения.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2016

    Историко-стилистический анализ произведений хорового дирижера П. Чеснокова. Анализ поэтического текста "За рекою, за быстрой" А. Островского. Музыкально-выразительные средства хорового произведения, диапазоны партий. Анализ дирижерских средств и приемов.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2011

    Трактовка произведения Баха "Сицилиана". Статистический, семантический, синтаксический и прагматический анализ музыкального текста. Моделирование и изучение строения музыкальной речи. Интерпретации музыкального строя с помощью компьютерных технологий.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2018

    Характеристика цикла "Детская музыка" - первого сочинения Прокофьева, написанного в жанре фортепианных миниатюр. Особенности музыкального стиля композитора. Исполнительский и методический разбор пьесы "Тарантелла". Анализ характера и формы произведения.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Изучение особенностей хорового произведения С. Аренского на стихи А. Пушкина "Анчар". Анализ литературного текста и музыкального языка. Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов. Диапазоны хоровых партий. Разработка плана репетиционной работы.

Фортепьянный цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» – оригинальное, не имеющее аналогов музыкальное произведение, которое входит в репертуар самых известных пианистов всего мира.

История создания цикла

В 1873 г. внезапно умер художник В. Гартман. Ему было всего 39 лет, смерть застала его в расцвете лет и таланта, а для Мусоргского, который был другом и единомышленником художника, она была настоящим потрясением. «Что за ужас, что за горе! – писал он В. Стасову. – Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…»

Скажем несколько слов о художнике В.А. Гартмане, т.к. без рассказа о нём повествование о фортепианном цикле М. Мусоргского не может быть полным.

Виктор Александрович Гартман (1834-1873)

В.А. Гартман

В.А. Гартман родился в Петербурге в семье французского штабс-лекаря. Рано осиротел и воспитывался в семье тётки, муж которой был известным архитектором – А. П. Гемилиан.

Гартман успешно окончил Академию художеств и работал в различных видах и жанрах искусства: он был архитектором, сценографом (занимался оформлением спектаклей), художником и орнаментистом, одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре. Псевдорусский стиль – это течение в русской архитектуре XIX - начала XX вв., основанное на традициях древнерусского зодчества и народного искусства, а также элементов византийской архитектуры.

Повышенный интерес к народной культуре, в частности, к крестьянскому зодчеству XVI -XVII вв. Среди самых известных построек псевдорусского стиля была и типография Мамонтова в Москве, созданная В. Гартманом.

Здание бывшей типографии Мамонтова. Современная фотография

Именно стремление в творчестве к русской самобытности и сближало Гартмана с участниками «Могучей кучки», в которую входил Мусоргский.Гартман стремился вводить в свои проекты русские народные мотивы, что поддерживал В. В. Стасов. В его доме и познакомились Мусоргский и Гартман в 1870 г., став друзьями и единомышленниками.

Вернувшись из творческой поездки по Европе, Гартман начал оформление Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге и получил в 1870 г. за эту работу звание академика.

Выставка

Посмертная выставка произведений В. Гартмана была организована в 1874 г. по инициативе Стасова. На ней были представлены работы художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были на выставке и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками: часы в виде избушки, щипцы для раскалывания орехов и др.

Литография по эскизу Гартмана

На выставке побывал Мусоргский, она произвела на него огромное впечатление. Появилась идея написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения художника.

Конечно, такой могучий талант как Мусоргский интерпретирует экспонаты выставки по-своему. Например, эскиз к балету «Трильби» изображает у Гартмана крошечных птенцов в скорлупках. У Мусоргского этот эскиз превращается в «Балет невылупившихся птенцов». Часы-избушка вдохновили композитора на музыкальный рисунок полёта Бабы-Яги и т.д.

Фортепианный цикл М. Мусоргского «Картинки с выставки»

Цикл был создан очень быстро: за три недели лета 1874 г. Работа посвящена В. Стасову.

В этом же году «Картинки» получили авторский подзаголовок «Воспоминания о Викторе Гартмане» и были подготовлены к печати, но опубликованы только в 1876 г., после смерти Мусоргского. Но прошло ещё несколько лет, пока это оригинальное произведение вошло в репертуар пианистов.

Характерно, что в пьесе «Прогулка», которая связывает отдельные пьесы цикла, композитор подразумевал себя, прогуливающегося по выставке и переходящего от картины к картине. Мусоргский в этом цикле создал психологический портрет, проник в глубину своих персонажей, чего не было, конечно, в простых зарисовках Гартмана.

Итак, «Прогулка». Но эта пьеса постоянно варьирует, показывая изменение настроения автора, меняется и её тональность, что является своеобразной подготовкой к следующей пьесе. Иногда мелодия «Прогулки» звучит тяжеловесно, что указывает на походку автора.

«Гном»

Эта пьеса написана в тональности ми-бемоль минор. Её основа – эскиз Гартмана с изображёнными на нём щипцами для колки орехов («щелкунчик») в виде гномика на кривых ножках. Сначала гном крадётся, а затем перебегает с места на место и замирает. Средняя часть пьесы показывает размышления персонажа (или его отдых), а затем он, словно испугавшись чего-то, вновь начинает свой бег с остановками. Кульминация – хроматическая линия и уход.

«Старый замок»

Тональность соль-диез минор. Пьеса создана по акварели Гартмана, созданной им во время изучения архитектуры в Италии. Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней. Мусоргский создал красивую протяжную мелодию.

«Тюильрийский сад. Ссора детей после игры »

Тональность си мажор. Интонации, темп музыки, её мажорный лад рисуют бытовую сцену игры и ссор детей.

«Bydło» (в переводе с польского – «скот»)

Пьеса изображает польскую телегу на больших колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг этих животных передаётся монотонным ритмом и грубыми ударами клавиш нижнего регистра. Одновременно звучит невесёлый крестьянский напев.

«Балет невылупившихся птенцов»

Это одна из самых популярных пьес цикла. Она создана в тональности фа мажор по эскизам Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре (1871 г.). В эпизоде балета, как писал В. Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартманом было создано для балета 17 эскизов костюмов, 4 из них сохранились до наших дней.

В. Гартман. Эскиз костюмов к балету «Трильби»

Тема пьесы несерьёзна, мелодия шутлива, но, созданная в классической форме, она получает дополнительный комический эффект.

«Самуэль Гольденберг и Шмуйле», в русском варианте «Два еврея, богатый и бедный»

Пьеса созданы на основе подаренных Мусоргскому Гартманом двух его рисунков: «Еврей в меховой шапке. Сандомир» и «Сандомирский [еврей]», созданных в 1868 г. в Польше. По воспоминаниям Стасова, «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Эти рисунки и послужили прототипами пьесы. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого звучит уверенно, с повелительными и нравоучительными интонациями. Речь бедного еврея контрастна первому: на верхних нотах с дребезжащим оттенком (форшлаги), с жалобными и просительными интонациями. Затем обе темы звучат одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву, можно предположить, что последнее слово осталось за богатым.

«Лимож. Рынок . Большая новость »

Рисунок Гартмана не сохранился, но мелодия пьесы в ми-бемоль мажоре передаёт шумную суету рынка, где можно узнать все последние новости и обсудить их.

«Катакомбы. Римская гробница »

Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля (российский архитектор) и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа.

В. Гартман «Парижские катакомбы»

Подземелье с гробницей изображено в музыке соответствующими теме унисонами в две октавы и тихими «эхо». Мелодия появляется среди этих аккордов как тени прошлого.

«Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)»

У Гартмана – эскиз изящных бронзовых часов. У Мусоргского – яркий, запоминающийся образ Бабы-Яги. Он нарисован диссонансами. Вначале звучат несколько аккордов, затем они учащаются, имитируя «разбег» – и полёт в ступе. Звуковая «живопись» очень ярко изображает образ Бабы-Яги, её хромую походку (всё-таки «костяная нога»).

«Богатырские ворота»

Пьеса основана на эскизе Гартмана к архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (по старому стилю) апреля 1866 г. было совершено неудачное покушение на Александра II, которое в дальнейшем стали официально называть «событие 4 апреля». В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана был создан в древнерусском стиле: глава со звонницей в виде богатырского шлема и украшение над воротами в форме кокошника. Но впоследствии конкурс был отменён, и проекты не были реализованы.

В. Гартман. Эскиз к проекту ворот в Киеве

Пьеса Мусоргского рисует картину народного торжества. Медленный ритм придаёт пьесе величие и торжественность. Широкая русская мелодия сменяется тихой темой, напоминающей церковное пение. Затем первая тема вступает с новой силой, в неё добавляется ещё один голос, а во второй части раздаётся настоящий колокольный звон, созданный звуками фортепиано. Сначала звон слышен в миноре, а затем переходит в мажор. К большому колоколу присоединяются колокола всё меньше и меньше, а в конце звучат маленькие колокольчики.

Оркестровки цикла М. Мусоргского

Яркие и живописные «Картинки с выставки», написанные для фортепьяно, были неоднократно переложены для симфонического оркестра. Первую оркестровку сделал ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов. Сам Римский-Корсаков тоже делал оркестровку одной пьесы цикла – «Старого замка». Но самым известным оркестровым воплощением «Картинок» была работа Мориса Равеля, страстного поклонника творчества Мусоргского. Созданная в 1922 г. оркестровка Равеля стала столь же популярна, как и авторская фортепьянная версия.

В состав оркестра в оркестровой аранжировке Равеля входят 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-альт, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, бич, трещотка, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, колокол, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.