Гончаров). Анализ произведения «Обломов» (И

Ноя 06 2015

Роман Гончарова “Обломов” необходимо перечитывать всякий раз, когда человеком начинает овладевать чрезмерная лень и мечтательность. Очень часто люди бывают излишне снисходительны к себе, поэтому не обращают внимания на маленькие и большие слабости, которым поддаются. И постепенно лень и апатия начинают все больше и больше действовать на человека А достаточно один раз допустить, чтобы такие негативные качества оказались сильнее, чтобы потом справиться с ними было очень и очень трудно. Именно так и произошло с главным героем романа “Обломов”.

Илья Ильич от природы не был деятельным и активным человеком. Хотя, безусловно, у него были все предпосылки для того, чтобы не прозябать, лежа на диване, а стремиться хотя бы к чему-нибудь. Юный Илья Ильич был умен, образован.

Казалось бы, перед ним открывается блестящее будущее. И как он сам этим будущим распорядился? Крайне неразумно и недальновидно.

Он просто-напросто зарыл в землю все свои таланты. Немудрено, что в дальнейшем они не дали никаких всходов, так как не было абсолютно никаких условий для роста и дальнейшего развития всех хороших качеств и способностей. Вспомним Ильи Ильича. Безусловно, детство его можно с полным правом назвать очень счастливым периодом. Мальчик был окружен всеобщей любовью и заботой.

Обычно счастливые и жизнерадостные дети вырастают в очень активных людей, не желающих превращать свою в однообразное и серое существование. Но с Обломовым все получилось несколько иначе. С детства мальчик был лишен необходимой свободы, которая очень нужна для оптимального развития личности. Каждый в детстве является настоящим первопроходцем, открывающим для себя все новое.

А маленький Илья был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, ему не было позволено проявлять какую-либо свободу. Мать “отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”. Можно легко себе представить, каким вырастет ребенок, которому в детстве было запрещено проявлять свою волю. Постепенно у него начинает пропадать интерес к познанию нового.

А ведь жизнь человеческая так коротка, поэтому дорог каждый миг. Илья Ильич был лишен необходимости заботиться о своем пропитании, поэтому он ни к чему не стремился. Он знал, что ему не стоит бояться голодной смерти, а все остальное очень мало волновало его. Если бы он родился в бедной семье, с детства видел бы перед собой постоянный труд близких людей, то он, возможно, иначе бы относился к жизни вообще. Обломов очень беззаботен и беспечен. В юности подобные качества можно простить, но по мере взросления человека должна появиться ответственность за собственную судьбу. Между тем сам Илья Ильич абсолютно ни к чему не стремится, поэтому не несет абсолютно никакой ответственности за свою жизнь.

Он ведет себя так, будто ему все безразлично. И постепенно ему действительно все становится безразлично. В детстве Илья очень любил слушать няни.

И, очевидно, настолько близок и понятен для него был сказочный вымысел, что по мере взросления никак не может он избавиться от своей совершенно ненужной и никчемной мечтательности. “Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка…” Очень многие люди любят мечтать, но это качество может быть как позитивным, так и негативным. Мечта может помочь человеку идти вперед, добиваться нового, совершать удивительные открытия.

Одним словом, мечта может подтолкнуть к совершению активных действий. Но в другом случае мечта может оказаться единственным достижением, на которое оказывается способен человек. И это самое плохое. В таком случае мечта оказывается деструктивным фактором, который мешает человеку двигаться вперед и развиваться оптимальным образом.

Именно так и произошло с Обломовым. Он проводит дни в бесплодных мечтаниях, ни о чем более не задумываясь. “Его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы”.

Обломов Илья Ильич подменяет реальную жизнь вымышленной. Постепенно он теряет силы, потому что бездействие подтачивает человека изнутри, делает его слабым и безвольным. Можно сказать, что Илья Ильич от природы обладает слабым характером, и именно это является его главной трагедией.

Но, с другой стороны, характер человека формируется в столкновении с трудностями. А именно трудностей больше всего боялся и избегал Илья Ильич. Он сознательно делает все возможное, чтобы превратить свою жизнь в безмятежно-ленивый сон. Достаточно вспомнить его отношение к службе. Илья Ильич хотел бы, чтобы служба была чем-то вроде необязательного и необременительного занятия.

Если бы дело обстояло именно так, без сомнения, он охотно ходил бы на службу. Но при столкновении с действительностью Илья Ильич понял, что служба требует значительных сил, которые он совсем не готов был тратить на нее. Интересно то, как Гончаров характеризует взгляды Обломова: “Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще - служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом”. На самом деле служба необходима каждому человеку как средство самовыражения.

Обязанности, за которые нужно нести ответственность, дисциплинируют человека, не дают ему распускаться, да к тому же наполняют жизнь смыслом. Обломов же любой ценой старается освободить себя от обязанностей. Он стремится к отдыху и удовольствиям, не сознавая, что на самом деле отдых хорош и приятен только после выполненных дел. Илья Ильич не готов нести ответственность за свои поступки. И первая же неудача показывает это. Достаточно вспомнить, что однажды Илья Ильич ошибся и отправил важные документы не в тот город.

Когда стали искать виновного, “Обломов не дожидался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство”. В медицинском свидетельстве было сказано, что Обломов очень серьезно болен, поэтому ему необходимо “воздержание от умственного занятия и всякой деятельности”. Обломов очень ловко ушел от ответственности, он просто покинул свою службу с намерением никогда туда не возвращаться, то есть ушел в отставку. И этот Данный текст предназначен только для частного использования 2005 поступок очень ярко характеризует его личностные качества. Обломов даже не попытался найти себе какой-либо интерес в работе, был напуган трудностями.

Существенно ли Обломов отличается от большинства людей? Безусловно, лень, апатия и инертность в той или иной степени свойственны многим. Причины для возникновения подобных качеств могут быть разными. Некоторые люди считают, что вся их жизнь - сплошная череда неудач и разочарова ний, поэтому и не стремятся изменить ее к лучшему.

Другие боятся трудностей, поэтому стараются по возможности себя от них ограждать. Однако людям все равно приходится сталкиваться с реальной действительностью, узнавать ее жестокие стороны, бороться с трудностями, чтобы в результате отпраздновать успех или потерпеть поражение. Именно в этом и заключается смысл жизни человека. Если же человек решает оградить себя от всех возможных и невозможных трудностей, тогда его жизнь постепенно превращается в нечто совершенно чудовищное и безобразное. Именно это и произошло с Обломовым.

Нежелание жить по существующим законам жизни приводит к постепенной, но очень быстрой деградации. Сначала человек думает, будто все еще можно изменить, что пройдет совсем немного времени и он “воскреснет”, сбросит с себя лень и уныние, как старое платье, и возьмется за дела, которые его давно ждут. Но время идет, силы истощаются. А человек все также остается на прежнем месте. Илья Ильич сознательно лишает себя приятного времяпрепровождения и различных удовольствий.

Например, он отказывается от общения с женщинами, потому что не желает лишних хлопот. А ведь когда-то в молодости думал Илья Ильич и о семейном . Правда, его перспектива казалась какой-то мутной и нереальной. Но все равно такие мысли иногда появлялись в его сознании.

Постепенно Обломов отказывается от встреч с друзьями, его начинает тяготить общение. “Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире”. Обломов превращается в безвольное и бесхарактерное существо. В этом его огромная .

Человек лишает себя настоящей жизни с ее бурной деятельностью и абсолютно ничего не получает взамен. Обломова становится жаль, но никто, кроме него самого, не виноват в этой трагедии. И пусть сам Илья Ильич ее не осознает, на самом деле беда его огромна. Он не смог найти себе места в жизни, оказался в стороне от нее. Парадоксально, что в недолгий период своей службы, когда Обломов был испуган необходимостью тратить много времени на работу, его беспокоила мысль: “Когда же жить?

Когда жить?”. Его пугало, что постоянные обязанности отнимут у него личное время, лишат радости и полноты жизненных ощущений. Но когда Обломов оставил службу, ничего хорошего и интересного в жизни его не появилось. Он стремился к свободе, для того чтобы “жить”, но в то же время отказывался от реальной, полнокровной и яркой жизни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Как Илья Ильич становится «обломовым»? . Литературные сочинения!

Помимо главного героя, привлекает художественный метод, особенности изложения писателя. Гончаров, в отличие, например, от Гоголя – мастера детали или Тургенева – мастера психологического портрета, практически не утруждает читателя размышлениями над характерами персонажей; он сам прямым текстом и очень подробно описывает их, чтобы читатель знал наверняка, как поведет себя персонаж в данной ситуации, или хотя бы понял причину подобного поведения. Важнейшим пунктом для писателя был сам процесс существования. Единственное, что остается до конца не ясным, – это авторская точка зрения. По крайней мере, она не выражена напрямую, и в этом отношении роман "Обломов" – один из самых сложных для понимания.

Авторская позиция угадывается только путем анализов некоторых моментов романа. К примеру, Гончаров использовал такой традиционный прием, как создание психологического портрета персонажей. Как раз здесь, не прямо, а с помощью тонких намеков писатель указывал, какие черты характера персонажа ему нравятся, а какие вызывают недовольство.

На первой же странице – портрет Ильи Ильича Обломова. Читатель тут же составляет о нем мнение благодаря тому, что писатель искусно направляет течение читательской мысли в нужное ему русло. Обрюзгший, слишком толстый для своих лет, с отсутствием какой-либо определенной идеи в глазах, с маленькими руками, этот человек компенсировал, по мнению Гончарова, все эти малоприятные факты одним: он просто светился добротой. За это качество писатель способен простить ему многое.

На зов барина, с громким оханьем и топаньем, является Захар. Непонятная, неосознанная, слепая любовь к своему "барину", уверен писатель, заставила бы Захара не раздумывая отдать за него жизнь. И при этом он не в состоянии хотя бы вымести паутину из углов.

И вдруг в эту пыльную и душную идиллию врывается что-то стремительное, громкое – Штольц. Гончаров использует само его появление (внезапное привнесение движения из внешнего мира в быт Обломова), и его образ для создания контраста с обломовским образом и жизнью. Обломов апатичен внешне, но внутри него заключена если не борьба, то, по крайней мере, масса переживаний; Штольц же, напротив, с виду подобен какому-то урагану, который в одну секунду здесь, а в другую – уже за сотни километров отсюда. В то же время, внутренний мир его гораздо беднее, несмотря на его начитанность, постоянные путешествия; его мало что может тронуть так же глубоко, как Обломова. Нередко в описаниях героев автор иронизирует; например, на иронии построено содержание всех страниц о Захаре; также комический эффект создается тогда, когда Гончаров говорит о Штольце: "Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь".

Если обратиться к женским образам, то сразу хочется отметить образ Ольги Ильинской, по традиции называемый одним из самых лучших и удачных. О ней можно говорить очень много, но здесь отметим лишь один момент, содержащий яркий пример уже упомянутого авторского "намека". Гончаров говорил о том, что Ольгу побаивались некоторые легкомысленные молодые люди, очевидно, претендовавшие на ее внимание. А почему, спрашивается? Все просто: они не привыкли видеть в женщине тонкий ум и самостоятельность, вот и относились с опаской, поскольку она была им непонятна.

В не меньшей степени авторская позиция видна и через образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Штольц говорил, что именно она погубила Обломова. Но не стоит думать, что его устами высказывался Гончаров. Как известно, ее имя – это имя матери писателя; следовательно, если он назвал именем самого близкого человека свою героиню, значит, ее образ должен заключать в себе что-то светлое, лучшее. И потому именно она, а не Ольга, становится идеалом для Обломова. Она – земное воплощение мечтаний главного героя о красавице Милитрисе Кирбитьевне. Чудную жизнь с ней он видел даже во сне. Гончаров недаром уже в I части помещает многостраничное описание сна Обломова, это своеобразный и очень важный композиционный и идейный элемент романа. Во сне, как известно, отражаются самые сокровенные мечты человека. Гончаров подчеркивает, что Илье Ильичу снятся именно его детские годы, т.к. как раз в детстве закладываются основы мировоззрения. Вероятно, писатель хотел оправдать Обломова в глазах читателей, сказав, что в его теперешнем состоянии он виноват в меньшей степени, чем само устройство современного общества. Маленький Илюша был воспитан как настоящий барчонок; где ж его вина? Все время родители, слуги оберегали его от "лишних" движений, малейшее проявление детской необузданности тут же подавлялось. К тому же Илюша постоянно находился под впечатлением сказок, рассказываемых ему старой нянькой. Как раз они-то и стали основой его будущих мечтаний; он свято верил, что ему, как Иванушке-дурачку, "вдруг все сразу само удастся", волшебная щука будет все за него делать, а он – преспокойно и счастливо жить-поживать со своей Милитрисой Кирбитьевной. Конечно, сама по себе идея неплохая (тем более что она является важной составляющей русского менталитета), но жизнь доказывает ее несостоятельность, и Гончаров специально своеобразно завершает жизненный путь Обломова: Илья Ильич, прожив вроде бы так, как он мечтал, наконец-то нашел покой – "почил вечным сном". Но умирает-то он от удара, который случился с ним как раз от того образа жизни, который он вел.

Подобными деталями Гончаров показывает, что семейная жизнь Штольца и Ольги также не принесла им счастья. Из уст Штольца, этого всегда куда-то устремленного человека, в конце романа, в беседе с Ольгой можно услышать невероятную, совершенно не подходящую ему фразу: "Мы не титаны с тобой…". А Ольга-то как раз готова быть "титаном", она хочет и может двигаться вперед, свершая большие дела. Таким образом, и эта пара, как показывает Гончаров, не сложилась.

На проделанном анализе героев романа видно, что отождествлять автора с каким-либо героем нельзя. "…я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало", – так говорил о своем романе сам Гончаров. Он подтверждает идею о том, что ни один из героев не может претендовать на схожесть с писателем. Но несомненно одно: раз Гончарову удалось так тонко передать их сущность, психологию, значит, действительно, герои очень близки ему и понятны.

После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними были взгляды на смысл, вложенный И. А. Гончаровым в “Обломова”. И неудивительно; кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что и сам Гончаров за долгое время писания романа успел поменять к нему свое отношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что он негативно относился к первой части “Обломова” и, напротив, советовал прочесть вторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем же разобраться, как отразились взгляды Гончарова в этом произведении и какова была его позиция по отношению к основным персонажам.

Изначально сюжет “Обломова” задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том “Обломова”, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность преподать своего героя с той или иной стороны в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа.

Разбор произведения, конечно же, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, через разговоры основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающего необычайными сонливостью и ленью. И потом, для объяснения истоков его характера, Гончаров вводит сон героя, где показывает его детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.

Начинается повествование об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и, на мой взгляд, самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природа обломовского края. Ее безмятежность и равнинность, конечно же, заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в | силу общей атмосферы поместья. Однако, что интересно, по замеча-н1гям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу. Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания грозных стихий. В его идиллическом месте “нет дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого”. Да и неудивительно, ведь позиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна: море “наводит только грусть” на него, а “горы и пропасти... грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...”. Зато в “мирном уголке”, обрисованном им для Обломова, даже “небо... как родительская надежная кровля”. “Солнце там ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется... точно нехотя...” А “горы... только модели тех страшных гор”, И вся природа там “представляет ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...”.

Далее идет описание помещичьего и крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основой произведения. Сама мысль, пронесенная здесь, не нова: бездействующие помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Интересно не это, а то, как отражает Гончаров свое отношение к этому образу жизни. Здесь, как и во всем в Обломовке, краски как бы притушены. Вот как описывается здесь жизнь крестьян: “Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...” Я думаю, что автор прибегнул к такому стилю, поскольку, отразив свою позицию по отношению к проблеме крепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливости, столь важную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизирует Обломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла бы отчасти его оправдать.

Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц. Позиция автоpa по отношению к нему в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову. Соответственно и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке.

Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Ильичом Обломовым. Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении. В таком случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей.

Наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно нравится Штольц, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах. Вот как он описывает Обломова: “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. А вот описание Штольца: “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь... Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные”. Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищает своей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике.

Отношение автора к ним выразилось и через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном, деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: “Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! ”

Теперь можно подойти к любовному сюжету. Но, прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров несомненно доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: “Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые; признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром... взгляде серо-голубых глаз...” И походку ее автор описывает как “легкую, почти неуловимую”. Думаю, не случайно придает Гончаров ей эту особую одухотворенность. Она призвана быть как бы ангелом-хранителем Обломова, разбудить его уснувшую душу.

Конечно, миссия Ольги с самого начала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни о чем. Однако через нее автор открыл в герое, которому, по моему мнению, симпатизирует, множество положительных черт. На некоторое время Гончаров просто преображает Обломова: “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности”. Ну при каких еще обстоятельствах “чистое, верное сердце” Ильи Ильича смогло бы себя так проявить.

В отношениях же Ольги со Штольцем все происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Они похожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределено долгое спокойное счастье. Но здесь, правда, неявно, автор указывает на скрытый недостаток в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютно счастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое не может даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоска Ольги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц. Быть может, здесь автор хотел сказать, что этому правильному и передовому герою не хватает немного безумных порывов.

Как бы там ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще раз показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характер.


(ЭПИГРАФ) «Гончаров вывел и противоядие Обломова-Штольца. Н. А. Добролюбов.

Иван Александрович Гончаров - это русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской Академии Наук по разряду русского языка и словесности, действительный Статский Советник. В одна тысяча восемьсот сорок седьмом году писатель начал свой новый роман под названием «Обломов».

Иван Александрович создал произведение под влиянием особенны впечатлений и мыслей. Роман появился не вдруг, не внезапно, а стал ответом на собственные воззрения автора. История создания романа «Обломов», без сомнения, накладывает существенный отпечаток на общую атмосферу произведения, на фоне которой и происходит ход повествования. Замысел рождался постепенно, как складываются кирпичики большого дома. Незадолго до «Обломова» Гончаровым была написана повесть «Лихая болесть», которая и послужила основой для создания романа.

Главный герой всего произведения - Илья Ильич Обломов -дворянин «лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно -серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах … мягкость была господствующим и основным выражением всей души».

Целыми днями Илья Ильич пребывает в своей квартире, никуда не выходит, лишь лежит. Больше всего, что любил Обломов - это мечтать. Он, вероятно, создал уже несколько возможных историй своей жизни, но ни одна не воплотилась в реальность, потому что сам герой не делал для их осуществления абсолютно ничего.

Детство данного героя прошло в селе «Обломовка», где жизнь протекала всегда однообразно. Именно «Обломовка» и дала зарождению лени в герое, а точнее, его родители, которые чрезвычайно оберегали своего сына и освобождали от различных нагрузок. Следовательно, Илья Ильич категорически против того образа жизни, который ведут его приятели, будучи уже взрослыми людьми. Для Обломова такой образ жизни - бессмыслица, пустая трата времени и сил. Илья Ильич не может побороть свою лень, сделать над собой усилие даже, элементарно, написать письмо старосте в деревню, чтобы разобраться с долгами и переехать на новую квартиру. Лишь его другу Штольцу удавалось на какое-то мгновение поднимать с дивана своего ленивого товарища и брать с собою на различные светские мероприятия, однако всё это сопровождалось постоянным ворчанием главного героя.

Как уже было сказано, основная часть жизни Обломова прошла на диване, в полном бездействии. Он ничего не делал, всё, что нужно, получал «на блюдечке», проблемы решать не хотел, видел чудесные сны. Его жизнь была подобна Раю. В конце концов выводит из этого Рая главного героя сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не выносит реальной жизни и умирает. Ведь для жизни такого человека, как для содержания экзотического растения, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц бы умер без движения.

По сюжету произведения Штольц - лучший друг Ильи Ильича, с которым главный герой романа знакомится ещё в своем детстве. Видимо, они уже в тот момент почувствовали друг в друге родственную душу, хотя их характеры и судьбы кардинально отличались с самого рождения. Воспитание у данного героя совершенно отличалось от воспитания Обломова. От матери Андрей Иванович получил богатое духовное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе, а отец научил его, что самое главное в жизни - это деньги, строгость и аккуратность. Штольц много путешествует, читает книги, одним словом, саморазвивается, что противоречит образу жизни Ильи Ильича Обломова. Жизнь героя изображается в произведении как постоянное стремление вперед, к новым достижениям и открытиям.

Дружба для Штольца была также одним из важных аспектов его жизни. Активность, оптимизм и вот и острый ум привлекали к нему других людей. Однако сам Андрей Иванович тянулся только к искренним, порядочным, открытым личностям. Именно таким человеком для Штольца был добрый, душевный и умиротворенный Илья Ильич Обломов.

Узнав поподробнее этих двух героев, можем сделать вывод, что они совершенно противоположные личности с разным воспитанием, мировоззрением и просто мыслями о происходящем. Но несмотря на разность их характеров, друзей неотступно влекло друг другу. Рядом со Штольцем- рассудительным, прагматичным, твердо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее.

В заключение хочу сказать, что Ивану Александровичу Гончарову наилучшим образом при помощи приема антитезы удалось раскрыть характеры Обломова и Штольца, провести сравнение не только характеров этих героев, но и окружающего их быта и действительности.

Обломов. Иллюстрация Константина Тихомирова из журнала «Живописное обозрение стран света». 1883 год goncharov.spb.ru

1. Тайна грозы

«Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электри-чества».

На первый взгляд этот фрагмент кажется почти случайным. Обращает на себя внимание разве что упоминание Ильина дня: «известное предание в народе» — это поверье, что в Ильин день нельзя работать, чтобы не убило громом. Вспом-ним, что главного героя романа зовут Илья Ильич — и он не хочет работать не только в свой день ангела, но и вообще никогда. Впрочем, гроза в этом отрывке объясняется не только с помощью народного поверья об Илье-пророке как покровителе грома — то есть глазами человека, верящего в «известное пре-дание». Гроза подается одновременно и рационально. Точка зрения жителя Обломовки, который верит в «известное предание», как бы сопоставляется с точкой зрения рационалиста Штольца: этот герой еще не появился на стра-ницах романа, но его голос, скептически оценивающий народные суеверия, уже звучит. Такая двойная точка зрения будет определять повествование и дальше.

2. Тайна слова «луна»

Рассказчику нравится Обломовка, но он не видит в ней ничего поэтичного:

«Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мир-ного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев. <…> А в этом краю никто и не знал, что за луна такая, — все называли ее месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».

Поэтический образ луны в «обломовском» сознании отсутствует, и нам сооб-щают об этом не случайно. В романе многократно упоминается ария «Casta diva» из оперы Беллини «Норма». Сначала Обломов мечтает, как ее будет исполнять его будущая жена, а затем эту каватину исполнит Ольга Ильинская, после чего Обломов признается ей в любви. Название арии переводится на рус-ский как «Пречистая богиня», но посвящена она вовсе не Богородице, как ино-гда утверждают, а богине луны. Об этом помнит и сам Обломов:

«…как выпла-кивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне…»

Итак, любовь Обломова к Ольге ассоциируется с романтическим образом луны — которого, однако, не знали в патриархальной Обломовке. Неуди-вительно, что история их отношений заканчивается печально.

3. Тайна любви Обломова к Ольге

Расставшись с Ольгой, Обломов впадает в оцепенение:

«Снег, снег, снег! — твердил он бессмысленно, глядя на снег, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. — Всё засы-пал! — шепнул потом отчаянно, лег в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном».

Почему герой не мог твердить ни о чем, кроме снега? Потому что любовь Об-ломова к Ольге развивается в соответствии с временами года. Герои встре-чаются в мае, и символом их любви становится ветка сирени — с нею Обломов несколько раз прямо сравнивает свои чувства. Пика интенсивности отношения достигают летом, а осенью Обломов, подавленный много-численными житей-скими трудностями, стремится избежать встреч с Ольгой, притворяется боль-ным и так далее.

Когда они расстаются, идет снег: годовой природный цикл завершен, и с этим ничего нельзя поделать. Таким образом, и в своей любви герой опять оказы-вается порождением родной деревни — места, где «годовой круг» повторяется «правильно и невозмутимо».

4. Тайна кофе и сигар

Размечтавшись, Обломов описывает идеальную, как ему кажется, жизнь своему единственному другу Штольцу.

«До обеда приятно заглянуть в кухню, открыть кастрюлю, понюхать, посмотреть, как свертывают пирожки, сбивают сливки. Потом лечь на кушетку; жена вслух читает что-нибудь новое; мы останавливаемся, спорим… Но гости едут, например ты с женой. <…> После обеда мокка, гавана на террасе…»

Что значит упоминание кофе мокка и кубинских сигар? Чтобы понять это, обратим внимание на реакцию Штольца: тот внимательно слушает друга, но с самого начала уверен, что даже в мечтах Обломов не может придумать ничего лучше Обломовки: «Ты мне рисуешь одно и то же, что бывало у дедов и отцов». Штольц явно неправ. Традиционный, «обломовский» уклад жизни не может удовлетворить главного героя, а мечту его «обломовскими» словами даже не описать: кофе, сигары, террасы — все это следы учебы в университете, прочитанных книг. Обломов, как бы он ни был ленив, образованный петербур-жец и далеко ушел от Обломовки.

5. Загадки восточной войны

Обломов читает газеты и узнаёт, «…зачем англичане посылают корабли с войском на Восток…».

Что за военные действия на Востоке имеются в виду? Скорее всего, англо-китайские «опиумные войны», последствия которых Гончаров лично наблюдал во время своего пребывания в Китае и описал во «Фрегате „Паллада“». Однако дело даже не в этом. Отправка английских войск на Восток упоминается как минимум четырежды в разных местах романа, а ведь его действие длится не-сколько лет. Получается, что не только главный герой застрял как бы в застыв-шем времени, где ничего не происходит, но и мировые новости (а герои романа очень любят обсуждать новости) все время одни и те же. Газеты, казалось бы обязанные следить за последними известиями, сообщают о как будто беско-нечно повторяющихся событиях. Не один Обломов — весь мир никак не может сдвинуться с точки.

6. Тайна коллежского секретаря

Вот как рассказчик представляет нам Обломова:

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге».

Коллежский секретарь — это чин X класса, то есть не самый низкий. Как Обломов мог получить такой чин? А вот это действительно не очень понятно, причем даже комментаторам Полного собрания сочинений Гончарова, которые и обна-ружили эту загадку. Можно предположить, что Обломов окончил университет кандидатом, то есть с особым успехом, и получил этот чин сразу после выпуска (вот только учился Обломов не особенно прилежно). Если же Обломов не был кандидатом, у него должен быть чин XII класса — губернский секретарь. Но мы знаем, что герой «прослужил кое-как года два», а значит, не мог успеть выслужить два чина. Более того, в черновиках романа Обломов прямо назван губернским секретарем. В общем, правдоподобного объяснения у чина Обло-мова нет. Остается предположить, что здесь действует какой-то другой прин-цип. Именно X класс был у гражданской жены Обломова, вдовы Агафьи Мат-веевны Пшеницыной (жены и вдовы чиновников считались в том же чине, что и мужья). Возможно, это совпадение — ироничный намек на своеобразное «родство душ» Обломова и Агафьи Матвеевны.

7. Тайна Штольца

Штольц предлагает Обломову не «погибать молча», сидя сиднем, а бежать куда-то и заняться делом:

«Куда? Да хоть с своими мужиками на Волгу: и там больше движения, есть интересы какие-нибудь, цель, труд. Я бы уехал в Сибирь, в Ситху».

А каким делом занимается сам Штольц? В романе постоянно говорится о некой бурной деятельности, которую ведет Штольц, но без всякой конкретики: непо-нятно, должен ли читатель догадаться сам, чем занимается Штольц, или раз-гадки попросту нет. С одной стороны, вполне возможно, что эта деталь под-черкивает многосторонность Штольца: он может делать буквально все что угодно, поэтому не очень важно, в чем конкретно состоит его деятельность. С другой стороны, как заметила литературовед Людмила Гейро, разбросанные по тексту романа упоминания мест, где часто бывает Штольц, совпадают со списком районов, где добывали, покупали и продавали золото. Если это так, то Штольц — золотопромышленник. Интересно, что Ситха, куда хочет отпра-виться Штольц, находится на Аляске, но это как раз ничего не говорит о его связях с добычей золота: во время написания романа о существовании на Аляс-ке запасов драгоценного металла еще не было известно.