Жалок или страшен молчалин. Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А.С

Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» представляет собой личность очень хитрую. Он идет навстречу тем людям, знакомство с которыми для него выгодно. Он тайно встречается с дочерью своего начальника, чтобы выгодно на ней жениться. Он флиртует с ее служанкой ради собственного удовольствия. При Фамусове он ведет себя очень скромно, чтобы не потерять покровительство этого влиятельного человека. Благодаря помощи Фамусова он получил чин и дворянство. Своими собственными заслугами он никогда бы не смог этого добиться. Он смешон тем, что он глуп.

Страшен он тем, что очень хитер и расчетлив. Пока ему это выгодно он работает у Фамусова и крутит роман с его дочерью. Но я уверена, как только ему попадется кто-то более влиятельный, он тут же уйдет от Фамусова и Софьи. Он слишком расчетлив, чтобы быть на службе у Фамусова все время. Как только он почувствует, что здесь он больше ничего не добьется, он забросит их.

В жизни такие расчетливые люди очень страшны. Они идут по головам ради своей цели. Они легко переступают через тех, кто до этого помогал им.

Поэтому Молчалин и смешон и страшен одновременно.

Хитрость - это гибрид глупости
с развитым житейским чутьём.
В. Борисов.

Комедия «Горе от ума» была написана в начале XIX века. Замысел произведения возник у Грибоедова в ту эпоху, когда в России началось зарождение тайных политических обществ. Сам писатель, как известно, был сторонником декабристов, и в «Горе от ума» он изобразил столкновение человека передовых взглядов с реакционной массой дворянства.
Главный герой комедии – Чацкий – противопоставлен «фамусовскому обществу». Одним из самых ярких представителей этого общества является Молчалин – ровесник Чацкого, «тихоня», стремящийся, однако, во что бы то ни стало «выйти в люди».
На первый взгляд, Алексей Степанович Молчалин достоин лишь презрения и жалости, настолько он кажется ничтожным. Однако в финале произведения мы видим, что он одерживает моральную победу над благородным и пылким героем. Так смешон или страшен Молчалин?
На мой взгляд, создавая характер этого героя, Грибоедов стремился показать влияние чиновничьей морали на характер и поведение человека. Молчалин - секретарь Фамусова, «состоит» в его департаменте и «числится по архивам». С детства Алексея Степановича учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Именно поэтому он пресмыкается перед своим благодетелем Фамусовым и всеми членами его семьи. Но, кроме этого, Молчалин возводит в культ каждое слово, сказанное местными московскими «авторитетами» - княгиней Марьей Алексеевной, старухой Хлестовой и прочими.
Во многом благодаря этому герой имеет уже чин асессора, «три награжденья» и продолжает идти к «степеням известным». «Умеренность и аккуратность» - вот спутники этого персонажа. Ему недоступны, в отличие от Чацкого, прогрессивные, новаторские идеи, он не стремится к духовному и умственному развитию. У Молчалина другие идеалы, которые он всеми силами воплощает в жизнь.
Так, Алексей Степанович считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам – всеми возможными способами. Не зря ведь Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи - Молчалин готов на все «в угодность дочери такого человека». Но он трус и не решается «пойти дальше», а лишь прислуживает Софье, как собачонка. Но – и это очень важно – герой не понимает, что поступает по отношению в Софье глубоко непорядочно. Мы помним, что девушка искренне влюблена в Алексея Степановича, а тот лишь притворяется, стараясь угодить дочери начальника.
Размышляя над образом Молчалина, на ум часто приходят слова Сергея Довлатова: «Рожденный ползать - летать не хочет». Они хорошо характеризуют жизненную позицию этого персонажа. Зачем стремиться к высоким идеалам, если всё решается гораздо проще? Молчалин помнит, что «…чтобы чины добыть, есть многие каналы»:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...
Алексей Степанович следует заветам, завещанным ему его отцом: «угождать всем людям без изъятья». Вот он и старается - льстит всем, кто может быть полезным, считает, что «в его года не должно сметь свои суждения иметь». Но с теми, от кого нельзя получить выгоду, Молчалин уже не столь покладист. Так, со служанкой Лизой он повеса, забывающий о робости и воспитанности:
Помада есть для губ, и для других причин
С духами скляночки: резеда и жасмин.
Лиза игнорирует фамусовского секретаря, он ей несимпатичен, она и Софью предостерегает от любви к секретарю отца. В конце концов, дочь Фамусова убеждается в низости своего возлюбленного и просит его покинуть дом до зари. Однако в глазах самого Фамусова Молчалин до конца остаётся безупречным. И, видимо, расскажи Софья обо всем отцу, он не поверил бы ей. В этом и заключается, кроме всего прочего, сила молчалиных – их нельзя разоблачить!
Поначалу кажется, что суть характера этого героя заключается в его «безупречном» лицемерии. Но на самом деле Молчалин… искренен! Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать-то нечего. Он ничтожен, но не хитрит, не интригует, он просто живет по отцовским заветам.
Юноши грибоедовской эпохи, с которых автор писал своего героя, искренне полагали важным не иметь своего мнения ни о чем, ни в коем случае никому не противоречить, быть со всеми в добрых отношениях. Они искренне верили, что их долг - молчать, слушать и слушаться. Что самое удивительное и страшное, «молчалины блаженствуют на свете»! В 1833 году К. А. Полевой писал: «... осмотритесь: вы окружены молчалиными».
Этот «жалкий» герой к финалу комедии проявляет свое истинное – страшное - лицо. Однако, на мой взгляд, трагедия заключается не в том, что Молчалин плох, а в том, что таких, как он, - много. И именно они, эти ничтожные людишки, выдвигаются государством на первый план, именно их глупая, мелкая, подлая и пустая смиренность ценится больше подлинного ума и таланта. Страшен не Молчалин, а молчалины. Они заражают и разлагают общество, но они же были рождены этим обществом. Значит, чтобы избавиться от молчалиных, нужно перевоспитывать не их, а себя, переоценивать собственные ценности, и тогда быть молчалиным станет не нужно и позорно.

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

А. С. Грибоедов

Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведени-ем «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до кон-ца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.

Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза... Все они по-своему интересны. Но самым интри-гующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество как Молчалин.

Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то кон-торе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге, и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым. Благодаря его покровительству он переведен в Москву, получил чин асессора. Живя в доме Фамусова, Молчалин смог втереться в доверие даже к Татьяне Юрьевне, перед которой трепетал сам Фамусов, и к знаменитому Фоме Фомичу. Последний при трех министрах служил в Петербурге, а затем был переведен в Москву, где и зажил в свое удовольствие. Именно так зажил, как мечталось зажить когда-нибудь Молчалину: «награжденья брать и весело пожить».

Пользуясь покровительством Фамусова, Молчалин, однако, не способен чувство-вать благодарность за благодеяния. За спиной своего благодетеля он пытается, и не-безуспешно, соблазнить его дочь, хотя и не испытывает к ней никаких нежных чувств. Чем же объясняется интерес Алексея Степановича к Софье? Думаю тем, что Молча-лину, несмотря на всю его изворотливость, нелегко добывать чины. При богатой неве-сте его дела пойдут лучше. И чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким «мужем-мальчиком, мужем-слугой», уступчивым, скромным и тихим. Молчалин — идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять.

Что представляет собой Молчалин? Страшен он или жалок? Полагаю, скорее стра-шен, чем жалок. Даже его знаменитый талант — «умеренность и аккуратность», не-сет в себе угрозу. Если подумать, то ни в умеренности, ни в аккуратности ничего пре-досудительного нет. Все дело в том, как эти «таланты» выглядят на фоне общего поведения героя. Анализируя поступки Молчалина, понимаешь насколько непрост и опасен этот человек. Опасен в том смысле, что выражает многие типичные черты сво-его поколения — Молчалины никогда не переведутся в обществе. Живучесть их со-стоит в том, что они всегда найдут для себя почву. В Молчалине не сразу разгадались его отвратительные качества. Он может быть незаметным и потихоньку, вкрадчиво, плести свои сети. Материал с сайта

В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам. Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии уладить конфликт. Утрачена любовь обманутой им Софьи. Не исключено, что Софья расскажет Фамусо-ву правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалина.

В жизни очень часто негодяи, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы. Этим они и страшны.

Я думаю, заслуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от молчалиных, учит разбираться в людях. Хочется верить, что финальная сцена комедии поможет кому-то избежать такого глубокого разочарования, которое пришлось пережить глав-ной героине комедии «Горе от ума».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • жалок или страшен молчалин в комедии горе от ума
  • сколько лет молчалин жил в доме фамусова
  • сочинение на тему жалок или страшен молчалин?
  • смешон или страшен молчалин?
  • горе от ума жалок или страшен молчалин сочинение