Древние народы европы. Кто такие арии? Культура, язык

Почему ошибался Гитлер?

В 30-е годы прошлого столетия с достоверностью определить происхождение того или иного народа было не возможно.

Гитлер полагался на историю и мифы о нордической расе. Нордической расой он считал немцев потомков арийцев. Из известной на тот момент истории арийцы были прародителями европейской и индоиранской цивилизации. Сравнительное изучение санскритского языка с другими европейскими языками - латинским, греческим, славянскими и кельтскими - навело ученых на мысль, что большая часть европейских языков происходит от одного, общего, первобытного языка - арийского. Еще немецкий писатель, лингвист Фридрих Шлегель в конце 18 века называл носителей этого языка индогерманцами.

В 1883 году английский психолог Фрэнсис Гальтон сформулировал основные принципы евгеники. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений. Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. Вот одно из его высказываний: Cлабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества… В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

В 1928 году в Европе был принят первый евгенический закон в Швейцарии. В 1929 году за нею последовала Дания. Германия, Швеция и Норвегия приняли аналогичные законы в 1934 году. Финляндия и Данциг - в 1935, а Эстония - в 1936. В 1932 году в Нью-Йорке состоялся Международный Конгресс по вопросам евгеники, то есть науки об улучшении человеческой породы. Первая кастрация осуществлённая по евгеническому закону, была произведена в Дании в 1925. Гитлер пришел к власти когда в Германии уже официально существовали законы евгеники в судебной практике. В дальнейшем в нацистской Германии использовалась стерилизация по отношению к «неполноценным лицам»: психическим больным, гомосексуалистам, цыганам, евреям. Затем как мы знаем стерилизацию сменило физическое уничтожение.

Нацистские евгенические программы, которые проводились в рамках предотвращения вырождения немецкого народа, как представителя «арийской расы»: Эвтаназия Т4 (уничтожение психических больных), уничтожение гомосексуалистов, Лебенсборн (зачатие детей от служащих СС), Окончательное решение еврейского вопроса, План «Ост».
Всё это строилось на идее о чистоте арийской расы. Так кто же такие арийцы?

Генетическая генеалогия

В начале 21 века ученые ответили на этот вопрос. C развитием генетической генеалогии используя ДНК-тесты. Каждый человек несёт в себе своего рода биологический паспорт - это наша ДНК. Методы генетической генеалогии позволяют получить доступ к той части ДНК, которая передаётся неизменной от отца к сыну по прямой мужской линии - Y-хромосоме. Сейчас результаты ДНК тестов, генетической генеалогии, принимаются как фактический материал в судебной практике и неоспоримо свидетельствуют о степени родства тестируемых. В результате слияния яйцеклетки и сперматозоида, ребенок получает гены, которые будут являться смесью генов отца и матери. Но Y-хромосома передается только от отца, таким образом число повторов в маркерах сына будет тем же самым, что и у его отца. Y-хромосома передается через поколения от отца к сыну без изменений через столетия и тысячелетия. Y-хромосома может изменится только в результате мутации, что происходит достаточно редко через 500 поколений, т.е. раз в 10000 лет. Это позволяет с достоверностью определить когда произошел общий предок у двух тестируемых лиц мужского пола. После проверки и объединения результатов маркеров Y-хромосомы из одного генома человека определяется гаплотип. Который может быть представлен в виде последовательности числа каждого маркера. При сравнении гаплотипов от разных геномов человека можно проследить весь путь предков данного человека в течение сотен тысяч лет. Сейчас результаты генетической генеалогии дают результаты гораздо большие, чем дала вся археология и антропология вместе взятые.

Какая же из гаплогрупп арийская? Для этого нам надо сравнить современные ореолы распространения гаплогрупп с историей распространения арийцев и арийского языка. Что известно об арийцах?

Арийцы

Арийцы говорили и имели письменность санскрит. Санскрит был прародителем групп индийских, иранских, персидских, ерако-иллирийских, греческих, италийских в том числе и латинского языков. Он был языком кельтов, славян.

Прародителем групп балтийских и немецких языков. Древние арии создали три высокоразвитых и своеобразных цивилизации - персидскую, индо-гангскую и турано-скифскую, оказали существенное влияние на культуры Передней и Юго-Восточной Азии, Кавказа, Китая, тюркских, монгольских, славянских и угрофинских народов. Необычайно весом их вклад в сокровищницу духовных ценностей человечества. Арии-индоиранцы ворвались в мировую историю в начале II тысячелетия до н.э. - в эпоху, когда великие цивилизации Египта, Месопотамии, Хараппы (долина Инда) и островов Восточного Средиземноморья (крито-микенский мир) переживали глубочайший внутренний кризис. Племена арийского корня способствовали обновлению древних обществ, придали могучий импульс мировому культурно-историческому процессу. На протяжении двух тысячелетий - вплоть до III–IV веков н.э. - они были главными действующими лицами всемирной истории.

Что же представляло собой древнеарийское общество? Изучение разнообразных источников позволяет утверждать, что задолго до начала широкомасштабных миграций индоиранцы были племенами пастушескими. Краеугольным камнем их общественной жизни являлась большая патриархальная семья, типичная для скотоводческих народов Евразии. Основой экономики было разведение крупного рогатого скота и коней. Количество коров и быков выступало главным мерилом материального благополучия и богатства, корова считалась наилучшей жертвой, которую только могут пожелать боги. Фундаментом военного могущества ариев была боевая конница, великолепные колесницы. Породистый конь стоил целого табуна обычных. Все остальные животные уступали по своему

значению коровам и лошадям, а помимо них индоиранцы разводили коз, овец, двугорбых верблюдов. Свиноводство было им почти неизвестно, оно считалось малопочтенным делом, свиней не приносили в жертву богам. Арии занимались и земледелием, но оно являлось для них второстепенным занятием.

Племена индоиранцев были полуоседлыми, раз в несколько лет они переносили свои селения на новое место, находившиеся, как правило, недалеко от прежнего стана. Арии не ведали гончарного круга, лепили керамику «от руки» и обжигали ее не в горне, а в специальных ямах или же на костре. Их ритуальная посуда была деревянной.

Жили индоиранцы в больших, углубленных в землю домах, пользовались и жилищами на колесах - наподобие фургонов или кибиток, знали многие металлы и сплавы - медь, золото, серебро, бронзу, выделывали из них оружие, утварь. Хорошо владели арии искусством деревообработки, именно они довели до совершенства технику строительства колесниц.

Арийцы были людьми воинственными, военная добыча - скот, пастбища, пленники - являлась одним из важнейших источников их благосостояния. Войны велись почти постоянно.

Арии были опытными собирателями дикого меда, он являлся существенным элементом их рациона. Основной же пищей для них служили свежее коровье молоко и продукты, из него получаемые: кислое молоко и масло, а также блюда из злаков наподобие каши и вареное мясо. Для различных ритуалов и религиозных торжеств индоиранцы изготавливали «сауму» - напиток, приводивший в состояние священного экстаза. На светских праздниках, общественных и семейных, использовалась хмельная «сура». Эти праздники открывали конные состязания, за которыми следовало коллективное пиршество.

Носили арии выделанные из кожи штаны, сапоги и куртки, а также башлык - одежду, впоследствии ставшую традиционной для массы евразийских кочевников.

Своих покойников арийцы либо кремировали, либо хоронили под курганными насыпями, либо (намного реже) оставляли на волю стихий и пожирателей падали на территории отведенных для этой цели могильников.

Различные ветви ариев создали великие памятники древней религиозной мысли, индоарии - «Веды», южные иранцы - «Авесту». Судя по этим памятникам, они поклонялись сонму богов, считая, в то же время, что за всем многообразием жизненных феноменов скрывается единая и вечная Праоснова, духовно-творческое начало, создавшее этот мир, Бог-Абсолют. В каждом из множества их богов воплощались разные аспекты этого Абсолюта.

В индоиранском пантеоне было очень мало женских божеств, в нем царил суровый патриархат. Боги ариев являлись богами пастушескими. Их наиболее частые эпитеты - «владыка обширных пастбищ», «посылающий прекрасноконное богатство» и т.п. Богов просили оросить пастбища, подарить стада коней и быков. В индоиранских гимнах боги изображались едущими на запряженных лошадьми колесницах, важнейшей их функцией была защита скота от демонов или их служителей в земном мире.

Жертвоприношения были главным элементов религиозной практики ариев. Жертвы приносились не только богам, но и предкам. Богам, помимо животных, жертвовали топленое масло («гхи»), сауму и молоко. В честь предков сооружали курганы с алтарями из камня.

Чрезвычайное развитие получил у индоиранцев культ коня, наряду с ним существовал, вероятно, и менее распространенный у них культ бобра.

Существенным компонентом религии ариев было также почитание огня и поклонение Солнцу. Возможно, что и само имя «арья» восходит к древнему названию

Солнца - Svar, Svara.

Экспансия ариев с 4000 по 1000 г. до н.э.

Где потомки арийцев в настоящее время?

Под такое распространение языков и исторических источников расселения арийцев подходит только одна гаплогруппа R1a.

Где, при масштабе плотности от 0 до свыше 51% гаплогруппы:
R1a - арийцы
R1b - кельты(европейцы)
N3 - финно-угры
N2 - монголы, буряты и т.д.

Примеси при масштабе плотности от 0 до свыше 26 % гаплогруппы:

I1a - скандинавы (нордическая раса)
I1b - сербы (балканская раса)
E3b - ?
J2 - турки.

Второй центр плотности гаплогруппы R1a в Индии это высшие касты 45,35%, брахманы 72,22%. Это те самые предки арийцев, которые пришли в Индию 4300 лет назад.

Генетическая генеалогия дает не только ареалы распространения гаплогруп, но и этапы распространения народов обладателей этих гаплогрупп.

Всего гаплогрупп насчитывают больше ста (с подвариантами - 169), по буквам от А до R. Например, А, B и E3a (Африка), С, Е и К (Азия), I и R (Европа), J2 (Ближний Восток; модальная группа Коэнов), Q3 (американские индейцы). Нас интересует гаплогруппа R1а - арийцы. Предки арийцев произошли от того самого «Адама», жившего в северо-восточной Африке, и имевшего первый общий генетический маркер М168. 50 тысяч лет назад, когда на Земле жили примерно 10 тысяч человек, прямой древний предок неафриканцев двинулся на север, и переправился через Красное море на Аравийский полуостров. Он и стал прародителем всех людей, живущих ныне за пределами Африки, помимо самих африканцев.

На Аравийском полуострове, сразу за Красным морем, первая мутация изменила его общий маркер на М89. Это произошло 45 тысяч лет назад. Этот маркер имеется ныне у 90-95% всех неафриканцев. Предок арийцев пошел дальше на северо-восток, где на территории современного Ирака поток разделился - часть нашей семьи продолжила идти на север, и, пройдя Сирию и Турцию, через Босфор и Дарданеллы ушла на Балканы, в Грецию, в Европу, а прямой предок арийцев повернул направо, прошел вдоль северной части Персидского залива, пересек Иран и Афганистан, оставляя справа Гиндукушский хребет, и уперся в горы Памира, в Памирский узел, где сходятся горы Гиндукуша, Тянь-Шаня и Гималаев. Дальше прямо, на восток, идти было некуда. К этому времени прямой предок арийцев мутировал еще раз, и стал носителем маркера М9, маркера так называемого евразийского клана. Это произошло 40 тысяч лет назад. На Земле в то время было несколько десятков тысяч людей. Через несколько тысячелетий, у евразийского предка ариев случилась очередная мутация, М45. Это произошло в Центральной Азии, 35 тысяч лет назад. За ней - следующая мутация, М207, уже на юге Сибири, 30 тысяч лет тому, по пути на север. После этого поток опять разделился, и на широте будущей Москвы арийцы повернули на запад, в Европу, вскоре претерпев мутацию М173. Остальная часть племени ушла дальше на север, в ледники, в итоге стала эскимосами, часть посуху перешли на Аляску и стали американскими индейцами. Но у них были уже другие генетические маркеры.

Примерно в районе будущих Новгорода-Пскова поток опять разделился. Одни продолжили путь на запад и пришли в Европу, принеся туда маркер М173, а прямой предок арийцев повернул на юг, и расселился по пути к Черному и Каспийскому морям, на территории нынешней Украины и юга России, заработав по дороге последнюю мутацию М17, 10-15 тысяч лет назад. М17 мутация сохранившеяся у славян. В степях Украины и России, предки арийцев тысячелетия назад оставили массу курганов, в которых позже находили множество золотых и серебряных украшений. Здесь арийцы много тысяч лет назад впервые приручили лошадь. Это они первые заговорили на языке, который положил начало индоевропейской семье языков, включающей английский, французский, немецкий, русский, испанский, несколько индийских языков, таких как Бенгали и Хинду, и много других. Сейчас около 40% мужчин, живущих в Европе, особенно на севере Франции и в Англии и Германии, и до Сибири, являются потомками этой гаплогруппы R1a. Гаплогруппы арийцев.

4500 лет назад праславяне-арийцы появились на среднерусской возвышенности, причем не просто какие-то праславяне, а именно те, потомки которых живут в наше время. 3800 лет назад они построили городище Аркаим и «страну городов» на Южном Урале. 3600 лет назад Аркаим арии покинули, и перешли в Индию. Действительно, по данным археологов, городище, которое сейчас назвали Аркаимом, просуществовало всего 200 лет.

А что же сами немцы? Современные немцы – это не только не арийцы, но и в большинстве своем даже не исторические германцы. В этом смысле шведы, датчане и норвежцы более германцы, чем сами немцы, а австрийские немцы лишь условно могут быть отнесены к германскому этносу.

В составе современного немецкого этноса группы I1a и I1c составляют меньшинство около 30 %, а большинство составляет население с гаплогруппой R1b – 46% и представляет наследников исторических кельтов. Кроме того значительную долю современного немецкого этноса более 8% составляют потомки арийцев -славян имеющих гаплогруппу R1a.

Или Гитлер знал?



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Арии (авест. airya-, др.-инд. ā́rya-, др.-перс. ariya- или арийцы (также индоиранцы) – название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II–I тыс. до н. э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские народы.

Этимология

Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропейской форме *ar-i̯-o-, отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный» слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев(«своих людей») окружающим чужим народам – др.-инд. anā́rya-, авест. anairya- «не-арий», «чужак».

Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o-, начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí«друг», «враг», «чужестранец»). Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a-) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ā́rya-) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá-, то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др.-инд. aryaman-, авест. airyaman-) – Арьяман, букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.

Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- («товарищ») и с арм. ari («ари» – «мужественный»). Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. ′arj «родственник», «товарищ»).

«Арийская» проблема

Это проблема происхождения и прародины, культурной роли и исторического наследия арийских племен занимает мировую науку более двух столетий. Кто же такие арийцы-арии?

Арийскими называют народы, говорящие на языках иранской и индийской групп индоевропейской языковой семьи, а также кафиров (нуристанцев) и дардов. Их предки имели общее имя – «арья», «арьяна», сходные культуру и быт, жили на одной территории, но несколько тысячелетий назад покинули свою колыбель и начали переселяться в далекие друг от друга земли; постепенно арийское единство распалось. В настоящее время народы иранской группы живут в Осетии, Таджикистане, Иране, Афганистане, Турции, Сирии, Ираке и Пакистане, а также в граничащих с ними

странах. Представители индоарийских этносов населяют Индию – главным образом центральные и северные ее районы, Шри-Ланку, Непал, Бангладеш, Мальдивы, восток и юг Пакистана. Мигранты, потомки индоарийцев, образовали крупные колонии в Мьянме, Сингапуре, Малайзии, на островах Маврикий в Индийском и Фиджи в Тихом океанах, в Вест-Индии (Карибское море) и в Гвиане, в ЮАР и на побережье Восточной Африки. Немалое число их осело в Северной Америке и в Европе. Дарды и нуристанцы живут в Кашмире и в прилегающих к Кашмиру провинциях Афганистана и Пакистана. Общая численность ариоязычных народов – порядка 1 млрд. человек, они составляют примерно седьмую часть всего населения Земли. Из этого миллиарда индоариев насчитывается приблизительно 900 млн., иранцев – более 90 млн., дардов и нуристанцев – 5-6 млн. человек.

3 цивилизации

Древние арии создали три высокоразвитых и своеобразных цивилизации – персидскую, индо-гангскую и турано-скифскую, оказали существенное влияние на культуры Передней и Юго-Восточной Азии, Кавказа, Китая, тюркских, монгольских, славянских и угрофинских народов. Необычайно весом их вклад в сокровищницу духовных ценностей человечества. Арии-индоиранцы ворвались в мировую историю в начале II тысячелетия до н.э. – в эпоху, когда великие цивилизации Египта, Месопотамии, Хараппы (долина Инда) и островов Восточного Средиземноморья (крито-микенский мир) переживали глубочайший внутренний кризис. Племена арийского корня способствовали обновлению древних обществ, придали могучий импульс мировому культурно-историческому процессу. На протяжении двух тысячелетий – вплоть до III–IV веков н.э. – они были главными действующими лицами всемирной истории – пока не состарились и не уступили дорогу более молодым народам.

Среди индоевропейцев «арьяны» не были изолированной, лишенной родственных связей группой. К их наречиям близки славянские, балтские (летто-литовские), а также армянский и древнегреческий языки. Носители этих языков имели с индоиранцами множество общих, восходящих к единому праисточнику, этнографических признаков, культово-мифологических представлений, психологических черт. Это свидетельствует о том, что пращуры греков и армян, балто-славян и индоиранцев составляли в глубокой древности один культурно-исторический блок. Однако протогреки и протоармяне очень рано выделились из этого блока и не поддерживали с индоиранцами столь тесных родственных связей, как предки балто-славян. Гораздо дальше, чем перечисленные народы, отстоят от ариев носители других индоевропейских наречий, в частности, германцы и кельты. Поэтому у славян и балтов (литовцев и латышей) гораздо больше оснований именоваться арийцами, нежели у немцев, скандинавов, французов и прочих европейских народов.

Организация общества

Что же представляло собой древнеарийское общество? Изучение разнообразных источников позволяет утверждать, что задолго до начала широкомасштабных миграций индоиранцы были племенами пастушескими. Краеугольным камнем их общественной жизни являлась большая патриархальная семья, типичная для скотоводческих народов Евразии. Основой экономики было разведение крупного рогатого скота и коней. Количество коров и быков выступало главным мерилом материального благополучия и богатства, корова считалась наилучшей жертвой, которую только могут пожелать боги. Фундаментом военного могущества ариев была боевая конница, великолепные колесницы. Породистый конь стоил целого табуна обычных. Все остальные животные уступали по своему значению коровам и лошадям, а помимо них индоиранцы разводили коз, овец, двугорбых верблюдов. Свиноводство было им почти неизвестно, оно считалось малопочтенным делом, свиней не приносили в жертву богам. Арии занимались и земледелием, но оно являлось для них второстепенным занятием.

Племена индоиранцев были полуоседлыми, раз в несколько лет они переносили свои селения на новое место, находившиеся, как правило, недалеко от прежнего стана. Арии не ведали гончарного круга, лепили керамику «от руки» и обжигали ее не в горне, а в специальных ямах или же на костре. Их ритуальная посуда была деревянной.

Жили индоиранцы в больших, углубленных в землю домах, пользовались и жилищами на колесах – наподобие фургонов или кибиток, знали многие металлы и сплавы – медь, золото, серебро, бронзу, выделывали из них оружие, утварь. Хорошо владели арии искусством деревообработки, именно они довели до совершенства технику строительства колесниц.

Индоиранцы были людьми воинственными, военная добыча – скот, пастбища, пленники – являлась одним из важнейших источников их благосостояния. Войны велись почти постоянно – и между самими индоиранцами, и между ними и другими народами.

Арии были опытными собирателями дикого меда, он являлся существенным элементом их рациона. Основной же пищей для них служили свежее коровье молоко и продукты, из него получаемые: кислое молоко и масло, а также блюда из злаков наподобие каши и вареное мясо. Для различных ритуалов и религиозных торжеств индоиранцы изготавливали «сауму» – напиток, приводивший в состояние священного экстаза. На светских праздниках, общественных и семейных, использовалась хмельная «сура». Эти праздники открывали конные состязания, за которыми следовало коллективное пиршество.

Социальные группы

В их среде оформились три социальных группы, которые именовались «цветами». Наиболее многочисленный из «цветов» составляли общинники-скотоводы. Вторая группа была представлена воинами, третья – жрецами. Они являлись наиболее почитаемым общественным слоем. Воинами-жрецами считались цари, «сыны Солнца», венчавшие всю систему социальной организации ариев и возглавлявшие отдельные племена и племенные союзы.

Различные ветви ариев создали великие памятники древней религиозной мысли, индоарии – «Веды», южные иранцы – «Авесту». Судя по этим памятникам, они поклонялись сонму богов, считая, в то же время, что за всем многообразием жизненных феноменов скрывается единая и вечная Праоснова, духовно-творческое начало, создавшее этот мир, Бог-Абсолют. В каждом из множества их богов воплощались разные аспекты этого Абсолюта.

Религия

В индоиранском пантеоне было очень мало женских божеств, в нем царил суровый патриархат. Боги ариев являлись богами пастушескими. Их наиболее частые эпитеты – «владыка обширных пастбищ», «посылающий прекрасноконное богатство» и т.п. Богов просили оросить пастбища, подарить стада коней и быков. В индоиранских гимнах боги изображались едущими на запряженных лошадьми колесницах, важнейшей их функцией была защита скота от демонов или их служителей в земном мире.

Жертвоприношения были главным элементов религиозной практики ариев. Жертвы приносились не только богам, но и предкам. Богам, помимо животных, жертвовали топленое масло («гхи»), сауму и молоко. В честь предков сооружали курганы с алтарями из камня.

Чрезвычайное развитие получил у индоиранцев культ коня, наряду с ним существовал, вероятно, и менее распространенный у них культ бобра. Существенным компонентом религии ариев было также почитание огня и поклонение Солнцу. Возможно, что и само имя «арья» восходит к древнему названию Солнца – Svar, Svara.

В индоиранской среде сложился священный мифопоэтический язык, употреблявшийся при отправлении ритуалов и обращении к богам. Поэтика ариев зиждилась на скотоводческих терминах. Образы коровы, быка и коня пронизывают индийские «Веды», иранскую «Зенд-Авесту». На их основе построена вся символическая система религиозных текстов, мерцающая аллитерациями и скрытыми смыслами, использующая большое количество эпитетов и синонимов. Только в «Ригведе» – главной из «Вед» – для обозначения ключевых образов – коня, быка и коровы употребляется не менее 10 – 15 различных синонимов.

Родина древней цивилизации

На данный момент можно найти несколько десятков теорий, так или иначе объясняющих происхождение индоиранцев. До сих пор точно неизвестно, откуда именно они пришли:

Европа Остальной мир
Генетики утверждают, что следы арийцев обнаружены на Балканах. Вполне возможно, что до Индии и Ирана этот народ проделал действительно долгий путь. Существует теория, согласно которой арии пришли из приполярных регионов, на это указывает наличие описания полярной ночи и длительной зимы.
Наш Кавказ так же является одной из возможных прародин арийцев. По другим теориям, арии появились в Средней Азии и оттуда отправились «колонизировать» весь мир.
Некоторые ученые логично заявляют, что селиться столь многочисленные племена могли только в устьях рек. На выбор предлагается три наиболее вероятных варианта: Волга, Днепр, Дон. Индоиранцы могли прийти и с Ближнего Востока. Но вот только тюркские наречия значительно отличаются от индоевропейских языков.
Центральная Европа все еще остается одним из наиболее вероятных вариантов, благодаря археологическим находкам. Маловероятно происхождение арийцев из Северной Африки, но это могло бы объяснить маршруты миграции.

  • Во-первых, известно, что вблизи очага формирования индоиранских народов лежали горы. На том отрезке степного евразийского пояса, где теоретически могли обитать предки ариев, такими горами могли быть только кряжи Урала, других районов с горным рельефом там нет.
  • Второе. Индоиранцы были знакомы с явлениями, встречающимися на высоких широтах: снежными холодными зимами, феноменами полярного дня, полярной ночи и полярной зари, северного сияния. Их сведения были весьма точны. Если бы они обитали в Южной России, располагающейся слишком далеко от областей Арктики, они бы не могли иметь такой информации. Напротив, если бы предки ариев жили на Урале и за Уралом, им должна была быть хорошо известна природа Севера, поскольку там граница лесостепи находится недалеко от широт, где регулярно наблюдаются полярные феномены.
  • Третье. Индоиранцы имели очень ранние и очень тесные контакты с предками финно-угров. Их связи с носителями других неиндоевропейских наречий были более поздними и менее представительными. Максимальное сходство в сфере языка и культуры, доходящее иногда до полного тождества, обнаруживается у ариев с угорскими племенами, которые с глубокой древности жили в зауральской тайге, и которых в эпоху существования индоиранской общности в Восточной Европе не было.

Наконец, археологические исследования последних десятилетий выявили в степном и лесостепном Зауралье крупную культурно-историческую общность, которая могла принадлежать древним ариям, так как ее создатели, как и индоиранцы, относились к палеоевропейской расе, вели хозяйство, основанное на разведении коней и крупного рогатого скота, а время существования этой археологической общности и время существования единого массива индоиранцев практически совпадают. Коневодство у зауральских племен было более древним и более развитым, чем у обитателей Восточной Европы, среди них очень рано распространился и культ коня, столь свойственный ариям. Эти племена поддерживали оживленные связи с жителями сибирской тайги, в которых различные ученые видят палеоугров. Кроме того, территория, на которой располагались памятники данной археологической общности, стала ядром формирования культур андроновского круга, принадлежавших, бесспорно, индоиранцам; при этом комплексы, созданные азиатскими предшественниками андроновцев, явились важным компонентом в сложении их культуры.

Совокупность всех этих и множества других фактов и заставляет предположить, что родина арийских народов лежала в азиатских степях, на Южном Урале и в Зауралье.

Маршрут миграции

Около 3000 лет назад по неизвестным нам причинам начинается процесс миграции арийских народов. Первая группа достигает Иранского нагорья. Вторая проходит через пустыню Каракум, горную систему Копетдаг, Северный Афганистан и, перебравшись через хребты Гиндукуша, оказывается на Индийском субконтиненте.

Если путь второй, индоарийской, группы представляется более или менее понятным, то маршрут первой группы на пути к Иранскому нагорью остается загадкой. Существует два основных предположения:

  1. Арии обошли Каспийское море с севера, а затем пересекли Кавказские горы
  2. Они направились через северные от Ирана степи и пересекли пустыню Деште-Кавир

Влияние арийцев на культуру

Но ведь за всю историю существования человечества были тысячи разных племен и народностей, почему именно арии вызывают такой интерес? А все дело в языке. Бытует мнение, что в основе большинства современных языков лежит какой-то один древний, давший начало всем остальным.

На эту мысль историков и лингвистов натолкнули схожие особенности , которые легко найти в большинстве языков народов Европы и Азии. Выходит, все мы потомки некогда разросшегося племени, от которого в течение столетий отделялись небольшие группы, которые заселяли новые территории, ассимилировались с местным населением и в последующем формировали народы и государства.

И хоть за тысячи лет появилось слишком много различий даже между «соседями», все же приятно думать, что некогда мы пошли от одних и тех же людей. Благодатная почва для космополитизма, интернационализма и толерантности. Но самый известный пример «использования» и извращения исторических данных показали немцы в тридцатых годах прошлого столетия.

Гитлер активно использовал идею арийцев как избранной расы в своих пропагандистских речах. При этом нет никаких внятных доказательств тому, что арии считали себя каким-то особенным народом и с пренебрежением относились ко всем остальным. Любое столь агрессивное общество не смогло бы просуществовать так долго и внести свой вклад в мировую культуры, объединившиеся соседи всегда готовы «поставить на место» слишком уж нетерпимый народ.

Первыми были персы и мидийцы

Имеющиеся в нашем распоряжении скудные исторические свидетельства указывают на то, что миграция ариев на территорию современного Ирана осуществлялась относительно небольшими группами (племенами), каждая из которых говорила на своем диалекте иранского языка. Считается, что первыми арийскими племенами, проникнувшими на Иранское плато, были мидийцы и персы. Они мигрировали на эту территорию около X-XI вв. до н.э.

Самое раннее упоминание о мидийцах приходится на 836 год до н.э. во время правления ассирийского царя Салманасара III. В тот момент они населяли центральную часть Ирана. Археологические находки указывают на высокую концентрацию представителей этого народа в районе нынешнего Хамадана.

Первое упоминание о персах происходить чуть раньше – в 843 году до н.э. Этот народ встречается под именем Parsuaš. На тот момент персы, по всей видимости, населяли территорию на юге и западе от озера Урмия. Затем происходит их постепенное движение на юг, что отражается в источниках. При ассирийском царе Тиглатпаласар III (745 – 727 гг. до н.э.) территория расселения Parsuaš – это уже центральный Загрос. Когда же в 639 году Ашшурбанапал уничтожает царство Эламитов и направляется против персидского предводителя Кира I, тот, как говорят источники, управлял районами Parsumaš и Anšan. Последний идентифицируется как место вокруг нынешнего населенного пункта Малйан в провинции Фарс. Иными словами, к тому времени персы уже почти достигли района, которые в дальнейшем будет считаться историческим центром Персидской державы.

Кем на самом деле были древние арии?

Арии это:

  • Общее название для целой группы народностей, которые населяли территорию современной Индии и Ирана 4-5 тысяч лет назад.
  • Общий предок для большинства европейских и азиатских народов.
  • Изначально – кочевые племена, которые смогли переселиться на тысячи километров.
  • Прекрасные земледельцы и отличные воины. При помощи одного лишь меча закрепиться на новых территориях невозможно.
  • Прародители большинства языческих религий, исповедовавших многобожие.

Как именно называли себя индоиранцы, мы уже не узнаем, но можем попытаться выяснить, откуда они пришли:

  1. Из Европы, с Балкан.
  2. С территории современной России – с Кавказа.
  3. Из устьев Дона, Волги или Днепра.
  4. С приполярных территорий.
  5. Из Средней Азии.

И это только наиболее распространенные теории. Когда миграция занимает полтысячелетия и движется во всех направлениях, очень сложно вычислить изначальную точку, из которой распространился народ. Особенно когда речь идет о тысячах лет до нашей эры, письменных источников о той поре практически не сохранилось.

Гитлер и арийская раса

Легенда ариев

Легенда гласит. Некогда на земле жило две расы. Одни имели темный цвет кожи, и были наделены необычайным могуществом. У них была высокоразвита культура и наука. Все их города преимущественно располагались на юге. На севере жили люди «белой расы». Их развитие по сравнению с «черной расой» было не велико, поэтому они были обязаны, подчинятся «черным господам». Но однажды все изменилось. Среди белых людей появился храбрый и мудрый ариец Рам, который больше не желала подчиняться «черным господам». Он смог убедить представителей своей расы поднять восстания в северных землях. Случилось это примерно за восемь тысяч лет до Рождества Христова.

Люди «белой расы» под предводительством Рама смогли одержавшие победу над «черными господами» низвергнувшие их. Это обстоятельство впоследствии отразилось на представителях «черной расы» в том, что они сильно отстали в развитии от белых людей. Рам же сумел создать империю необычайной силы, объединившую многие народы мира. Но все не вечно.

После смерти Рама его наследники никак не могли договориться между собой и на долгие годы развязали кровавую междоусобицу. В итоге небольшие восстания переросли в бунты, а затем в гражданскую войну, затеянную принцем Иршу. Причем борьба за власть и наследие Рама имела не только политическое значения, но и определяла дальнейшие пути развития всего человечества.

В этой борьбе арии потерпели поражения, и все последующие революции, социалистические утопические учения и потери людьми духовности являются следствием этого.

После этих событий осталась и еще одна легенда. Будто бы где-то в Азии высоко в горах, на границе Афганистана, Тибета и Индии, есть страна Агарти-Шамбала, которую населяют мудрецы-медиумы сумевшие выжить после восстания Иршу, спрятавшие в недоступных пещерах тайные лаборатории, библиотеки, склады, хранящие весь научный опыт многих древних цивилизаций. Кто сможет договориться с жителями Шамбалы и завладеет ключом к тайным знаниям – тот завладеет миром и раскроет все тайны Вселенной!

Гитлер в поисках Шамбалы

Услышав эту легенду и прочитав книгу Блаватской, Гитлер становится просто одержим идеей – найти эти тайные знания. В своих поисках он опирается на местоположения указанные Еленой Блаватской. Первое место, где необходимо искать – это город Агади, находящейся под землей на месте бывшей Вавилонии, а второе – легендарная Шамбала, где имеется ключ от всех тайн Вселенной.

После того как 1925 году Адольф Гитлер официально воссоздает свою национал-социалистическую партию в августе того же года в нее вступает Генрих Гиммлер, с которым Гитлер уже знаком еще со времен «Пивного путча». Именно Гиммлер в 1923 году нес «боевое знамя Рейха». Как только преданный Генрих Гиммлер становится членом партии, Гитлер его тут же назначает гаулейтером Баварии. Через какое-то время Адольф рассказывает Генриху древнюю легенду и просит товарища помочь в поисках ценнейших знаний.

В 1926 году сначала в Мюнхене, а потом и в Берлине начинают появляться достаточно многочисленные колонии тибетцев и индусов, с которыми проводят работу специалисты из СС, стараясь получить хоть какую-нибудь информацию о Шамбале и черной вере Бонпо. Ближний и Средний Восток тоже не были забыты. Туда направляются «археологические» экспедиции, состоящие из сочувствующих нацистам ученых и сотрудников СС, которые всеми силами пытаются найти подземный город Агади.

Генрих Гиммлер старается изо всех сил как можно быстрее и лучше выполнить порученное ему Гитлером задание по поиску древних знаний и истоков ариев. В прочем его старания были в скором времени оценены по достоинству. 6 января 1929 года Генрих Гиммлер был назначен на пост рейхсфюрера СС. Таким образом, Гитлер не только отблагодарил Гиммлера за его старания, но и приобрел верного друга и «правую руку».

С начала 1931 года Гиммлер занимается созданием своей независимой секретной службы именуемой СД. Вначале все тех же 30-х Гиммлер начинает проявлять интерес к отставному моряку Рейнхарду Гейдриху. Прекрасно образованный, музыкально одаренный, светловолосый, атлетически сложенный молодой человек, воссоздавал, по мнению Гиммлера, образ истинного арийца. Но не только это в Гейдрихе интересовала рейхсфюрера СС.

В первую очередь Гиммлер обратил внимания на его образование и глубокое знание культуры: этим мог похвастать далеко не каждый нацистский функционер или офицер СС. А Рейнхард родился и вырос в семье директора консерватории, где царил культ культуры. Рейнхард так виртуозно владел скрипкой, что легко мог сделать музыкальную карьеру, но он выбрал путь морского офицера, но не смог там долго удержатся из-за своей слабости к женщинам. Ему пришлось покинуть флот после суда офицерской чести из-за скандальной любовной истории с дочерью одного из старших офицеров.

Проект «Наследие предков»

В итоге Гейдрих был приглашен в кабинет Гиммлера где ему предложили возглавить тайную службу СД целью, которой являлась новая программа по поиску древних знаний именуемая «Наследие предков».

Гиммлер считал, что только Рейнхард Гейдрих, обладая завидной эрудицией и глубокими познаниями мировой культуры, сможет сдвинуть с мертвой точки, основательно зашедшие в тупик поиски. Рейнхард с удовольствием принял предложения рейхсфюрера СС и покинул кабинет.

Через какое-то время после назначения Рейнхарда Гейдриха в составе СС организуется засекреченная структура, получившая название «Наследие предков». Основной задачей этой организации является нахождение в культуре, науке, и истории всего мира, подтверждение богоизбранности и притязаний на мировое господство арийской расы в лице немцев.

Эта секретная структура объединила под своей крышей более пятидесяти научных институтов и закрытых лабораторий разного профиля, где высококлассные специалисты занимались изучением:

  • Символизма
  • Рунических письмен
  • Прикладной лингвистикой
  • Историей ариев
  • Знаниями древних народов с переводами с санскрита

Происхождение Арийской расы

Специалистам и «Наследия предков» удалось выяснить, где зародилась арийская раса. По их данным эти места должны были находиться где-то в Средней Азии в районе пустыни Гоби, в Памире и Восточной Европе.

Также известно, что СС считали, что пустыня Гоби не всегда была безжизненной, а превратилась в таковую в результате использования мощнейшего оружия еще не известного людям 30-х годов прошлого века. А произошло это по их подсчетам примерно четыре тысячи лет назад.

Примерно тогда же племена ариев после экологической катастрофы разбрелись в разные стороны по миру. На северо-запад ушли нордические арии во главе с Тором (впоследствии ставшим главным божеством древних скандинавов и германцев), куда пошли остальные – осталось неизвестным. Многие ученые и до сих пор жаждут узнать, какую информацию хранила организация «Наследие предков».

АРИЙСКИЕ НАРОДЫ

АРИЙСКИЕ НАРОДЫ И ЯЗЫКИ

индогерманск. происхождения - греки, римляне; романские, славянские, германские племена: происходят от арийцев.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

АРИЙСКИЕ НАРОДЫ И ЯЗЫКИ

народы и языки индогерм. происхождения (греки, римл., романские, слав., герман. племена); происходят от арийцев, - народа, вышедшего по одному мнению из внутр. Азии, по другому - из Северной и Восточной Европы.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .


Смотреть что такое "АРИЙСКИЕ НАРОДЫ" в других словарях:

    - (от санскр. aria человек иранского или индийского племени). Индоевропейские и зендские языки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРИЙСКИЕ ЯЗЫКИ от санскрит, aria, человек иранского или индийского… … Словарь иностранных слов русского языка

    И Арийские народы см. Арийцы и Индоевропейцы …

    Иранцы … Википедия

    Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские … Википедия

    Иранское ожерелье I тысячелетия до н. э., найденное при раскопках в Гилянe Арии, или арийцы группа индоиранских племен, которая, согласно широко принятой среди учёных теории, обитала в Бронзовом веке в степях Азии и переселилась во II тыс. до… … Википедия

    - (от «arya» имени, которым обозначали себя древние народы Индии и Ирана) представляют особую группу (ветвь) индо европейских яз. (см.). Необычайная близость всей грамматической системы и словаря и строгое постоянство звуковых соответствий в… … Литературная энциклопедия

    Персия - (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора

    Группа народов Индии, расселенная гл. обр. на Ю. штата Бихар и в штатах Орисса и Зап. Бенгалия. Термин М. употребляется также для обозначения одного из народов этой группы (числ. ок. 770 т. ч.). В группу М. входят: санталы, мунда, хо, кхариа,… … Советская историческая энциклопедия

    В. потоп составляет предмет одного из самых распространенных народных преданий. По Библии, после грехопадения род человеческий разделился на добрых и злых; последние начали брать перевес. При виде разнузданных пороков людей раскаялся Господь, что … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Термин, недостаточно определенный, иногда отожествляемый с историей (см.), понимается: 1) как изучение исторической литературы какого либо предмета (напр. И. французской революции то же, что критический обзор источников и пособий по истории франц … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Арийская Сибирь , Буровский Андрей Михайлович. Гитлеровский нацизм объявил ариев "высшей расой", но это неверно. Арии - не биологическая общность, а культурная. Ее роль в истории человечества исключительно велика - это была самая…

Слово «арийский» использовано здесь для краткости, в значении «индоевропейский». Арийцами ещё в начале XX века даже в научной литературе нередко называли всю совокупность народов индоевропейской семьи. Это термин чисто лингвистического содержания. Неизвестно даже, имел ли он когда-нибудь конкретное этническое содержание. Иными словами, не были ли самые первые индоевропейцы механическим конгломератом народов различного происхождения, которые лишь благодаря тесному соседству заговорили со временем на близких между собой языках. Несмотря на это, вплоть до сего дня в легковесной популярной литературе можно встретить выражение «арийская раса». То, что такой никогда не было, стало ясно ещё немецкому антропологу начала XX века Хансу Гюнтеру, на авторитет которого, однако, ныне модно ссылаться именно в такого рода литературе.

Представление о том, что некогда индоевропейцы («арийцы») откуда-то пришли и завоевали Европу, составилось лишь по аналогии с арийским «завоеванием» Индии. Но, в отличие от индийской, древняя европейская мифология не содержит указаний на заселение территории в результате массовых миграций.

Мнение о том, что когда-то Европа была «неарийской», основано также на том, что и в современной Европе живут народы, не принадлежащие к индоевропейской семье. Это, прежде всего, пароды финно-угорской группы уральской семьи, а также баски на Пиренейском полуострове, язык которых относится к изолированным языкам Земли. В той древности, которая охватывается историческими свидетельствами, таких народов, похоже, было больше.

Однако и тут есть сомнения. Историкам, которые будут говорить о неиндоевропейских народах Европы как о более древнем субстрате, всегда возразят другие и станут доказывать, что именно баски и финны пришли в Европу позже индоевропейцев. При этом сошлются на венгров, которые точно переселились в Центральную Европу не раньше IX века н. э. Одни историки и лингвисты считают остатками доиндоевропсйского населения Европы исторических лигуров, сардов, этрусков, пеласгов, иберов и т. д. Но другие с не меньшей убедительностью смогут обосновать их индоевропейское происхождение. Одни выделяют т. н. гидронимы древней Европы - названия рек, данные до прихода индоевропейцев и воспринятые последними. Но и им находятся оппоненты, полагающие, что эти названия восходят не к виртуальному доарийскому населению Европы, а к первым индоевропейцам, издревле заселявшим Европу. Есть лингвисты, обнаруживающие субстратную, доиндоевропейскую лексику в древних индоевропейских языках Европы (латыни, германских, кельтских и др.), и есть лингвисты, наличие такой лексики отрицающие.

Генетика, как обычно, не может пролить достаточно света на ход и направления миграций древнейшего населения Европы. Картина европейских гаплогрупп представляет собой весьма пёструю мозаику. Характерно, что в ряде мест Европы современное население генетически восходит к их доисторическим обитателям! Так, в 1996 году было проведено генетическое исследование останков человека, найденного в начале XX века в пещере близ деревни Чеддар в Англии. Возраст этих останков - чуть более 7000 лет. В то время на территории Британии жили ещё первобытные охотники. Выяснилось, что чеддарский человек имел Мт-ДНК гаплогруппы U5, обнаруживаемой у 11 % европейцев. Но самым интересным оказалось то, что у троих современных жителей деревни Чеддар была выявлена та же мутация гаплогруппы (U5а), что и у их древнего земляка! Впрочем, этот пример из Англии не может быть типичным для всей Европы. После того, как Англия стала островом, она превратилась в окраину ойкумены, до которой докатывались лишь слабые волны миграций.

О том, что крупные миграции в доисторической Европе имели место, косвенно говорит хотя бы то, что демографический взрыв в Восточном Средиземноморье, связанный с переходом к производящей экономике (одни учёные считают демовзрыв следствием, другие - причиной неолитической революции), не мог остаться без последствий на территории Европы. О миграциях именно в этот период свидетельствует изменение антропологического облика обитателей доисторической Европы: кроманьоидный расовый тип был потеснён средиземноморским. Неолитическая революция в Европе, происходившая в течение нескольких тысяч лет, совершалась, главным образом, путём расселения древних земледельцев, а не вследствие заимствования их умений и навыков туземным населением.

Первым носителем производящей экономики на значительной части Центральной и Восточной Европы стала возникшая в среднем течении Дуная в V тысячелетии до н. э. культура линейно-ленточной керамики (КЛЛК), хорошо ныне изученная во всех отношениях, кроме одного - неизвестен язык её создателей. Эта культура подсечного земледелия распространялась со средней скоростью 5,5 км в год. То было медленное расселение земледельцев, а не экспансия. Оно осуществлялось, разумеется, не на пустых землях. Однако характерно, что археологи не находят следов военных столкновений между земледельцами и первобытными охотниками. Почти нет оружия в погребениях и культурных слоях поселений КЛЛК. Это обычно объясняют тем, что земледельцы выбирали для расчистки полей богатые аллювиальные и лёссовые почвы, тогда как племена охотников населяли преимущественно районы песчаных почв. Преимущества земледелия не были очевидными для первобытных охотников, те не стремились заимствовать новые навыки хозяйства, если их к этому не вынуждало изменение окружающей среды в результате вмешательства земледелия в природу. Да и то почти всегда оставалась возможность податься дальше от цивилизации, в глушь и дебри.

Взаимоотношения между охотниками и первыми земледельцами и скотоводами, между присваивающей и производящей экономикой - одна из важнейших проблем истории первобытного общества. Эти взаимоотношения рано или поздно заканчивались фатально для охотничьих племён. Но интенсивность этого процесса бывала различной. На примере айнов на Японских островах мы видели, что взаимодействие культур иногда оборачивалось трагедией для носителей менее развитой из них. Особенно если более первобытный народ оказывался слишком консервативным и неспособным или не желавшим заимствовать новый род занятий. В то же время мы знаем примеры другого типа контакта двух экономик. Среди одних и тех же народов Сибири в XVI–XIX веках были как группы исключительно охотников и рыболовов, так и группы кочующих оленеводов (для которых охота и рыболовство, впрочем, служили важным подспорьем). Между теми и другими не замечалось никакого антагонизма, борьбы за ресурсы, за жизненное пространство и т. д. Ещё раз подчеркнём, что разделение между производящей и присваивающей экономикой проходило зачастую не между этносами, а внутри этноса.

Очевидно, в примерах древней Японии и Сибири до массовой русской колонизации мы имеем дело с двумя крайними вариантами проникновения древнего производящего хозяйства в сферу господства хозяйства присваивающего. Похоже, что на большей части древней Европы это проникновение совершалось ближе ко второму (мирному) варианту, чем к первому.

КЛЛК, возможно именно в силу своей изученности, задала немало загадок исследователям. Одна из них - строй обществ этой культуры. Согласно традиционной схеме, восходящей к американскому учёному XIX века Л.-Г. Моргану (построения которого широко использовал Ф. Энгельс), общества КЛЛК, как раннеземледельческие, должны были быть матриархальными. Этому, казалось бы, отвечает незначительное количество предметов вооружения в артефактах КЛЛК, отсутствие укреплений в её поселениях и т. п.

В западной и отчасти в нашей исторической литературе получила широкое распространение выдвинутая американским учёным Марией Гимбутас гипотеза «цивилизации Великой Богини», которая предшествовала арийскому заселению Европы. Для этой цивилизации древних земледельцев была характерна высокая роль женщин в хозяйстве и общественной жизни и, соответственно, главенствующее положение женских божеств в пантеоне.

Но в то же время археологические данные определённо свидетельствуют о более высоком социальном статусе мужчин в КЛЛК. Это ярко выраженное богатство погребений. Да и средняя продолжительность жизни мужчин КЛЛК была явно выше, чем женщин.

«Те предметы в могильном инвентаре, которые могут рассматриваться как ценные или престижные… постоянно встречаются лишь в погребениях старых мужчин, - излагается фактическая сторона вопроса в первом томе академической “Истории Европы”, вышедшем в 1988 году. - Видимо, именно старые и пожилые мужчины занимали более высокое положение в общине и участвовали в межрегиональном обмене. Полированные каменные топоры и ретушированные изделия связаны с погребениями взрослых (31–45 лет) и пожилых (46 и более лет) мужчин. Всё это свидетельствует о высокой роли взрослых мужчин в обществе КЛЛК и даже о тенденции к геронтократии. Из 22 детских погребений (моложе 15 лет) 45 % совсем не имели погребальных даров. Аналогичное положение и с женскими погребениями. Из 23 погребений около половины не имели погребального инвентаря, что ещё раз свидетельствует о более высоком положении мужчин. Женщины имели к тому же меньше шансов дожить до преклонного возраста: из 21 женщины 81 % [вероятно, 17 человек. - Я.Б.] умерли между 16 и 40 годами, а из 26 мужчин только 42 % [видимо, 11 человек. - Я.Б .] умерли в этом возрасте».

Гипотеза матриархата возникла когда-то как интерпретация бытующего у многих народов Земли наследования (фамилии, имущества) предпочтительно по материнской линии. Это трактовалось как пережиток матриархата. Но когда он мог быть? На это наука не могла дать ответа. С течением времени, когда учёные всё больше узнавали о жизни первобытных народов - ныне живущих и исчезнувших, - места для матриархата на магистральной линии развития человечества оставалось всё меньше, пока, наконец, не осталось совсем.

Крупный специалист по традиционному обществу австралийских «аборигенов» английский учёный Фредерик Роуз, из-за коммунистических убеждений эмигрировавший в своё время в ГДР и работавший в Берлинском университете имени А. Гумбольдта, в одной из своих работ так подводил итог многолетним поискам матриархата наукой: «Большинство марксистов пришло к выводу, что её [гипотезы матриархата. - Я.Б.] аргументация не согласуется с данными этнографии, психологии или биологии». Это он писал в тот момент, когда отечественные историки-«марксисты» продолжали рьяно отстаивать концепцию матриархата со ссылками не на практические данные науки, а на кабинетные измышления Моргана полуторавековой давности, к несчастью, поддержанные тогда же Энгельсом. Впрочем, ныне гипотеза матриархата, вопреки дискредитации марксизма, получила даже вторую жизнь, так как она отвечает «политкорректной» моде на борьбу с «мужским шовинизмом», несмотря на то что её научная несостоятельность была убедительно показана ещё в прошлом веке.

В VI тысячелетии до н. э. в Юго-Восточной Европе возникает письмешюсть. Во 2-й половине V тысячелетия до н. э. здесь достигает расцвета культура Винча. Её общество было стратифицированным и иерархичным. В IV тысячелетии до н. э. по её периферии возникает целый ряд культур, явно испытавших импульс (а то и приток населения) из области культуры Винча. Среди них - трипольская культура на Украине и в Молдавии.

Есть исследователи, которые доказывают, что население как культуры Винча, так и трипольской культуры было индоевропейским. Есть и такие, кто яростно отрицает индоевропейскую принадлежность названных культур. С разными взглядами на раннюю историю индоевропейцев мы познакомимся позже. Здесь же затронем важную проблему судьбы письменности Винча - древнейшей на Земле.

Цивилизация Винча не передала своего письма ни одной из других культур. Если возникновение трипольской и некоторых других культур того времени было связано с миграцией из региона Винча, очевидно, что переселенцы не принесли с собой знания письма. Угасло это знание и в самом регионе Винча вместе с исчезновением этой культуры. В III тысячелетии до н. э. в Европе происходят крупные передвижения племён, география археологических культур становится очень динамичной. Есть версия, что цивилизация Винча была разрушена вторгшимися в Европу арийцами и что последние появляются в Европе не ранее II тысячелетия до н. э. Но какова была этническая принадлежность носителей культуры Винча и куда они делись? А если они сами были арийцами, то почему так деградировали?

Первая, несомненно индоевропейская, письменность- греческое слоговое письмо Б, возникшее в середине II тысячелетия до н. э. Мы не можем сказать, на каком языке были сделаны записи предшествовавшего ему критского слогового письма А, существовавшего в начале II тысячелетия до н. э. Этот язык, возможно, был индоевропейским, но явно не греческим. Обе эти системы письменности возникали без связи с письмом Винча. Они, во-первых, совершенно отличны, во-вторых, отделены от него почти двумя тысячами лет.

Нет явных указаний и на миграцию из региона Винча на Ближний Восток, где в IV тысячелетии до н. э. возникают самые развитые на тот момент цивилизации Земли. Письменность шумеров также не обнаруживает связи с письмом Винча. Хотя В.А. Сафронов и H.A. Николаева утверждают иное, ссылаясь на мнение «видных шумерологов», но ни одного из них они не называют. На самом же деле среди специалистов по шумерам нет единодушия в данном вопросе. Кроме того, указанные авторы, пытаясь обосновать свою точку зрения, преуменьшили более чем на тысячу лет возраст надписей из Тэртэрии (V–IV тыс. до н. э.), тогда как на самом деле они относятся к VI тысячелетию. Между письмом Винча и письмом шумеров, при отсутствии явных признаков преемственности, существует временной и пространственный разрыв в тысячи лет и километров, ничем не заполненный.

Не прослеживаются параллели с письмом Винча и в системах письменности эламской и индской цивилизаций. По-видимому, та прогрессивная линия культурного развития человечества, которую представляла цивилизация Винча, угасла вместе с её гибелью. Поэтому нельзя без оговорок согласиться с утверждением В.А. Сафронова, что-де «в истории Европы культура Винча имела значение, сравнимое только с ролью Греции и её воздействием на “варварский” мир».

Угасание цивилизации не обязательно означает исчезновение её носителей как этноса. Мы это видели на при-мерс индской цивилизации. Кем бы ни были её носители но языку - дравидами или ещё кем-то, очевидно, что: 1) их языковая группа и ныне присутствует в Индии; 2) их позднейшая система письменности создавалась на новой основе, не имевшей отношения к хараппскому письму. Такое угасание не означало полного исчезновения живого культурного наследия. Влияние индской цивилизации, как и влияние цивилизации Винча, прослеживается в позднейших культурах соответствующих регионов. Но это влияние уже не было доминирующим. Культурное первенство принадлежало иным веяниям, иным истокам.

Если верна концепция языковых макросемей, то картина доарийской Евразии в общем выглядит так. Более древним было население сино-кавказской языковой макросемьи. К ней в наше время относятся баски, народы кавказской семьи (адыго-абхазские и нахско-дагестанские), буриши, кеты

Ученым, занимающимся сравнительным изучением языков, удалось открыть, что почти все европейские языки имеют общее происхождение и что одного же происхождения с ними были древние языки санскрит и зенд, на которых были написаны священные книги Индии и Ирана. Из родства языков, заключающегося в общих корнях слов и в сходных грамматических формах, ученые вывели то заключение, что индийцы, иранцы, армяне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне и литовцы происходят от общих предков, т е. от одного народа, который принято называть арийцами (или праарийцами) по тому, как называли себя древнейшие представители племени, занявшие Индию и Иран. Конечно, ни один арийский народ не сохранил в своих жилах чистоту крови общих им всех предков, так как, расселяясь в течение тысячелетий по громаднейшей территории от Индийского до Атлантического океана , отдельные племена древних арийцев смешивались с населениями весьма различного происхождения. Кроме того, и неарийские народности могли перенимать у арийцев их язык и таким образом как бы делаться потомками первобытных арийцев не в физическом, а только в культурном отношении. Где жил арийский «пранарод», точно не известно, и ученые на этот счет между собою не согласны. Одни ищут арийскую «прародину» в Азии (главным образом в верховьях Яксарта и Окса [Сырдарьи и Амударьи]), другие, наоборот, в Европе (между прочим, в степях южной России). Не удалось также ученым решить вопрос о большей или меньшей степени родства между отдельными народами общего арийского происхождения и тем показать, как постепенно разделялись и расселялись в разные стороны эти народы, хотя, с другой стороны, и удалось установить большую близость между собою азиатских арийцев. Почти наверное можно сказать, что индийцы и иранцы, одинаково называвшие себя «ариями», ранее других частей отделились от общего корня и, долгое время составляя один народ, жили до своего перехода в Индию и Иран в тех местах, которые многими учеными считались прародиной всех вообще арийцев. В то время, как одни азиатские арийцы из этого центра направились через горный хребет Паропамиз (теперь Гиндукуш) на юго-восток, в долину Инда, другие двинулись на юго-запад, в страну между Каспийским морем и Персидским заливом. Двумя отдельными ветвями иранских арийцев были мидяне и персы.

35. Древнеарийский быт

Ученые делали немало попыток ответить на вопрос о том, как жили в своих первоначальных местах общие предки арийских народов, и многие предположения, сделанные в этом отношении, довольно прочно установились в науке. Древний арийский народ вел кочевой образ жизни, и главным занятием его было скотоводство, хотя, по-видимому, в зачаточном состоянии существовало уже и земледелие. Перекочевывая со своими стадами с места на место, арийцы не сооружали себе сколько‑нибудь прочных жилищ из камня или дерева, а рыли землянки, представлявшие из себя ямы, крытые сверху древесными ветвями и дерном, или строили шалаши, похожие на юрты. Стада коров и овец доставляли арийцам необходимые для пищи мясо и молоко, равно как нужные для одежды шкуры, сшивавшиеся сухими жилами. Понятно, что общественный быт такого народа не мог отличаться сложностью. Древние арийцы жили отдельными родами, т.е. группами семейств, ведших свое происхождение от одних и тех же предков. Семейные отношения были достаточно развиты, на что указывают общие всем арийским народам названия для отца, матери, сына, дочери, брата и сестры, даже для свекра и снохи . Едва ли, однако, составлялись из нескольких родов более прочные союзы. Разве только во время общей опасности отдельные роды соединялись между собою в укрепленных пунктах под властью общих начальников . Религия древних арийцев заключалась в поклонении разным явлениям природы и почитании умерших предков. У них уже существовали слова для обозначения высших существ, которых они видели в главных явлениях природы или которым последние приписывали. Своих богов они называли девами (санскр. дэва, лат. deus и т. п.), т.е. светозарными, и признавали их подателями всяких благ (санскр. бхага, древнеперсид. бага, откуда и наше «Бог»). В особенности поклонялись древние арийцы небу и земле, которых величали отцом и матерью