Достижения древнего человека эпохи среднего палеолита. Хронология палеолит

Условия жизни первобытных людей. Процесс антропогенеза за­нял около 3 млн лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены. Было четыре оледенения Внутри ледниковых и теплых эпох были свои периоды потеплений и похолоданий.

В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. Граница ледника в пору его наибольшего распространения во время последнего оледенения (начало его датируется от 185 до 70 тыс. лет назад) проходила южнее Волгограда, Киева, Берлина, Лон­дона.

От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буй­но, но ненужнолго разрастались травы и зелœенели кусты.

Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелœетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носоро­ги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.

Периоды оледенения стали суровым испытанием для перво­бытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к спе­циально вырытым ямам. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

Родовая община. Очень сложно судить о социальных отношени­ях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (бушмены, австралийские аборигены), по археоло­гической периодизации находились на этапе мезолита.

Предполагается, что первые люди (Homo habilis, Homo erectus), подобно современным обезьянам, жили небольшими группами (термин ʼʼчеловеческое стадоʼʼ сейчас большинством исследовате­лей не употребляется). В группах современных человекообразных обезьян вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всœеми остальными самцами и самками. У некоторых изученных этнографами народов, находившихся на стадии первобытности, также наблюдалась система доминирования вождей и их прибли­женных над остальными членами коллектива. Возможно, также было у первых людей.

При этом существует и другое мнение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тоже подтверж­дается этнографическими исследованиями. В коллективах большин­ства отсталых народов зафиксированы отношения, которые в на­учной литературе называли ʼʼпервобытным коммунизмомʼʼ. Стоит сказать, что для них характерно равенство членов коллектива, взаимовыручка и взаи­мопомощь. Скорее всœего, именно такие общественные отноше­ния позволили людям выжитьэкстремальныхусловияхледнико­выхпериодов Изучение посœелœений позднего палеолита͵ данные этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась ро­довая община (род) - коллектив кровных родственников, веду­щих свое происхождение от общего предка.

Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100 - 150 человек. Все родственники совместно занимались охотой, со­бирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жи­лища, запасы пищи, шкур животных, орудий труда считались общей собственностью. Во главе рода стояли самые уважаемые и опытные люди, как правило, старшие по возрасту (старейшины). Все важнейшие вопросы жизни общины решались на собрании всœех ее взрослых членов (народном собрании).

С проблемой общественного устройства первобытных народов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его прибли­женные участвуют в размножении, используя всœех самок. Ученые предполагают, что в условиях ликвидации системы доминирова­ния вожака половые отношения имели форму промискуитета - каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия - запрет на вступление в брак внутри родо­вой общины. Сложился дуально-родовой групповой брак, при котором члены одного рода могли вступать в брак только с члена­ми другого рода. Данный обычай, зафиксированный у многих на­родов этнографами, способствовал биологическому прогрессу человечества.

Отдельный род не мог существовать изолированно. Родовые общины объединялись в племена. Первоначально в племени было два рода, а затем их становилось всœе больше. Со временем появля­лись ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на классы по возрасту (браки разрешались только между соответству­ющими друг другу классами). Далее сложился парный брак, кото­рый первоначально был очень непрочным.

Долгое время в науке господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа - матриархата и патриархата. При матриархате счёт родства велся по материн­ской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриар­хате основной ячейкой общества становится большая патриар­хальная семья. Сегодня высказываются мнения, что эти этапы не были универсальными для всœех первобытных народов, а элементы матриархата могли возникать и на более поздних этапах развития первобытных племен.

Достижения людей в период позднего палеолита. Поздний па­леолит археологически характеризуется прежде всœего наличием разнообразнейших каменных орудий. В качестве материала исполь­зовался кремень, а также обсидиан, яшма и другие породытвер-дого, но легко раскалывающегося камня. Наряду с универсаль­ным ручным рубилом появились специализированные орудия для разных целœей. Шкуры обрабатывали каменным скреблом, прока­лывали в них дырки проколкой, остроконечником, резали^ но­жом, резцом и т.д. Делали составные орудия: к деревянной руко­ятке привязывали острый камень, и получалось копье, топор.

Изменилась техника обработки камня. Путем отжима откалы­вали тонкие и легкие пластины от специально подготовленного камня - нуклеуса (ядрища). Режущие края орудия заостряли с помощью нажатия и легких ударов (ретушь).

Была изобретена копьеметалка - дощечка с упором, позволя­ющая метать копье с большой скоростью. Это было первое меха­ническое приспособление в истории человечества.

Холодный климат привел к появлению одежды и совершен­ствованию жилищ. Шкуру животного резали на куски, каменны­ми иголками прокалывали по краям отверстия и сшивали жилами животных. В качестве жилищ в Западной Европе и ряде других мест широко использовали пещеры. Некогда считалось, что пер­вобытные люди обычно жили в пещерах. Этих людей называли троглодитами (пещерными людьми). При этом в Восточной Европе, даже там, где были пещеры (к примеру, на Урале), люди в них не селились. Здесь обычно копали круглую или овальную яму, по ее краям вкапывали стоймя загибавшиеся вовнутрь кости мамонтов или других крупных животных, покрывали их шкурами, ветками и засыпали землей. В таком ʼʼдомеʼʼ могло обитать до 50 человек. В центре складывали из камней несколько очагов. В посœелœениях было обычно 2 - 3 подобных жилища.

Происходит первое половозрастное разделœение труда: мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством, готови­ли еду, шили одежду. Дети помогали женщинам.

Переход из подростков во взрослые происходил в ходе обряда инициации. При подготовке к инициации взрослые учили подрост­ков пользоваться оружием, охотиться, добывать пищу. Во время самого обряда их подвергали испытанию голодом, побоями, ос­тавляли одних в лесу и т.д. Иногда происходила символическая ʼʼсмертьʼʼ подростка и его ʼʼвозрождениеʼʼ как взрослого. Инициа­цию проходили как юноши, так и девушки. После инициации они становились полноправными членами племени, могли всту­пать в брак.

В период позднего палеолита люди заселили всœе доступные им земли Евразии. Во времена потеплений они продвигались на се­вер, при наступлении ледника отходили на юᴦ. Еще 40 тыс. лет назад (а может, и раньше) началось заселœение Америки. Предпо­лагается, что люди попали туда через перешеек, связывавший Чукотку и Аляску, либо по льдувледниковыйпериодПоявилисьлюдиивАвстралии. Для раннего палеолита всœе следы пребывания человека во всœех районах Земли вписываются в рамки общих сменяющих друг дру­га археологических культур (олдувай, ашель, мустье), хотя име­ются и местные отличия. Для позднего палеолита фиксируется сосуществование различных археологических культур. Это свиде­тельствует о зарождении этнических отличий. Еще в начале по­зднего палеолита начали складываться три основные расы чело­вечества.

Первобытная религия и искусство. Первобытные люди много знали о мире. Οʜᴎ разбирались в повадках животных, в свойствах разных растений и камней, умели предсказывать погоду, лечить от ран и укусов ядовитых змей. Каменными орудиями делали даже хирургические операции: отрезали поврежденную руку или ногу, вскрывали череп, чтобы удалить опухоль.

По многим практическим познаниям древние люди превосхо­дили современного человека. При этом о многом они не имели ни­какого понятия. Наблюдения за природными явлениями, размыш­ления о жизни людей привели к зарождению представления о существовании невидимых сил - духах и богах, которые влияют на природу и жизнь человека. Так зародилась религия.

Первобытная религия значительно отличалась от религии по­следующего времени. Для первобытных людей боги и духи не были некими потусторонними силами, управляющими миром, они не воспринимались как нечто отличное от человека. Боги воплоща­лись во вполне конкретных объектах: камнях, деревьях, живот­ных. Богами были и предки рода. Эти предки часто Также счита­лись какими-либо животными. Люди ощущали свою постоянную связь с богами. По этой причине они считали, что могут воздействовать на богов и духов: задабривать, кормить их (обряд жертвоприноше­ния), а иногда и наказывать.

Многие религиозные обряды были связаны с охотой. С помо­щью магических действий стремились сделать животных более лег­кой добычей. Большое внимание уделялось обряду захоронения, поскольку уходивших в загробный мир членов рода нужно было обеспечить всœем необходимым для жизни там.

С религией связано первобытное искусство, проблема проис­хождения которого до сих пор является предметом научной дис­куссии. Предполагают, что искусство, как и религия, стало од­ним из способов осмысления окружающего мира.

Искусство зародилось у неандертальцев (насечки, орнаменты). При кроманьонцах наступило время его подлинного расцвета. Наиболее впечатляющим памятником времен палеолитаявляетсяпещернаяживописьВрядепещеробнаруженысотнивеликоленых цветных реалистичных изображений мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, медведей. Пещерные рисунки датируются перио­дом от 30 до 12 тыс. лет назад. Эти изображения создавались для колдовских охотничьих обрядов, на некоторых из них обнаруже­ны следы ударов каменными наконечниками. Возможно, пещеры с рисунками также использовали во время инициации как свое­образную школу охотничьего мастерства.

Не менее интересна скульптура палеолита. Это фигурки живот­ных из камня, кости, дерева. На некоторых из них имеются следы от ударов, которые наносились во время магических обрядов.

В отличие от животных, изображения людей, как правило, выполнялись абстрактно. На стенах пещер всœе люди имеют маски на лицах. Практически нет лиц и у палеолитических венер - не­больших (5-15 см) статуэток женщин, как правило, обнажен­ных, изредка одетых. Немало таких статуэток найдено в Западной Европе, но больше всœего в России, в районе Воронежа, а также около Байкала. Историки предполагают, что это прародительни­цы рода. Подобные скульптуры также выражали идеи материн­ства, плодородия.

Помимо изобразительного искусства большую роль в жизни людей, несомненно, играли песни, танцы.

Стоянки палеолита на территории России. Первые признаки пребывания человека на территории современной России неко­торые археологи датируют возрастом около 1 млн лет назад. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнару­жены примитивные орудия труда из галек, похожие на древней­шие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселœена.

Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании первобытных людях в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой рисунков: мамонты, бизоны, дикие лошади, но­сороᴦ. Возраст рисунков - 15-13 тыс. лет.

Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой террито­рии раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное ко­личество каменных и костяных орудий, статуэток, в т.ч. огромное количество палеолитических венер.
Размещено на реф.рф
Всего в данном районе обнаружены следы пяти археологических культур.

К одной из этих культур, распространившейся на значитель­ной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Вла­димиром. В 60-х гᴦ. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 - 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 - 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка былирасшитысотнямималенькихбусинокизбивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготов­ленных также из бивней. Еще интереснее вторая могила. В ней лежал и головами друг к другу мальчик 12-13 лет и девочка 7 - 8 лет. Их одежда была также богато украшена изделиями из кости, всœего собрано 7,5 тыс. бусинок. На груди мальчика лежала плоская стату­этка лошади, а у плеча - мамонта. Остается загадкой, почему дети удостоились такого пышного захоронения.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала).

Хорошо сохранилась на стенах пещер - входы оказались наглухо заваленными тысячелетия назад, там поддерживалась одна и та же температура и влажность.

Сохранилась не только настенная живопись, но и другие свидетельства деятельности человека - четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром полу некоторых пещер.

Причины зарождения творческой деятельности и функции первобытного искусства Потребность человека в красоте и творчестве.

Верования того времени. Человек изображал тех, кого почитал. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу или исход охоты. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Периодизация

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки меняются, но мы будем изучать по общепринятым названиям периодов.
1. Каменный век
1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э.
1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э.
1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э.
2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э.
3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

Палеолит

Орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век.
1. Древний или нижний палеолит. до 150 тыс. до н.э.
2. Средний палеолит. 150 – 35 тыс. до н.э.
3. Верхний или поздний палеолит. 35 – 10 тыс. до н.э.
3.1 Ориньяк-Солютрейский период. 35 – 20 тыс. до н.э.
3.2. Период Мадлен. 20 – 10 тыс. до н.э. Данное название период получил от наименования пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, относящиеся к данному времени.

Самые ранние произведения первобытного искусства относятся к позднему палеолиту. 35 – 10 тыс. до н.э.
Ученые склоняются к тому, что натуралистическое искусство и изображение схематических знаков и геометрических фигур возникли одновременно.
Макаронные рисунки. Оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век, 35–10 тыс. до н.э.) были обнаружены в конце 19 в. испанским археологом-любителем графом Марселино де Саутуолой в трех километрах от его родового поместья, в пещере Альтамира.

Случилось это так:
«археолог решил обследовать одну пещеру в Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Внезапно она закричала: «Быки, быки!» Отец засмеялся, но когда поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры бизонов. Одни из бизонов были изображены стоящими на месте, другие бросающимися с наклоненными рогами на врага. Поначалу ученые не поверили, что первобытные люди могли создать подобные произведения искусства. Только 20 лет спустя были обнаружены многочисленные произведения первобытного искусства в других местах и подлинность пещерной живописи была признана».

Живопись Палеолита

Пещера Альтамира. Испания.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен 20 – 10 тыс.лет до н.э.).
На своде пещерной камеры Альтамиры изображено целое стадо крупных, близко расположенных друг к другу бизонов.


Панно бизонов. Расположено на потолке пещеры. Замечательные полихромные изображения содержат черный и все оттенки охры, сочные краски, наложенные где-то плотно и однотонно, а где-то с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Толстый красочный слой до нескольких см. Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Фрагмент. Бизон. Пещера Альтамира. Испания. Поздний палеолит. Освещали пещеры лампами и воспроизводили по памяти. Не примитивизм, а высшая степень стилизации. При открытии пещеры считали, что это имитация охоты – магический смысл изображения. Но на сегодняшний день есть версии, что целью было искусство. Зверь был необходим человеку, но он был страшен и трудноуловим.


Фрагмент. Бык. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Красиво коричневые оттенки. Напряженная остановка зверя. Использовали естественный рельеф камня, изображали на выпуклости стены.


Фрагмент. Бизоны. Альтамира. Испания. Поздний Палеолит.
Переход к полихромному искусству, более темная обводка.

Пещера Фон-де-Гом. Франция

Поздний Палеолит.
Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.


Пасущийся олень. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Изображение рогов в перспективе. Олени в это время (конец эпохи Мадлен) вытеснили других животных.


Фрагмент. Бизон. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.
Подчеркнут горб и гребень на голове. Перекрытие одного изображения другим – полипсест. Детальная проработка. Декоративное решение хвоста. Изображение домиков.


Волк. Фон-де-Гом. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Нио. Франция

Поздний Палеолит.
Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.


Лошадь. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Изображена уже с 4-мя ногами. Силуэт обведен черной краской, внутри заретушировано желтым. Характер лошадки типа пони.


Каменный баран. Нио. Франция. Поздний Палеолит. Частично контурное изображение, сверху прорисована шкура.


Олень. Нио. Франция. Поздний Палеолит.


Бизон. Нио. Нио. Франция. Поздний Палеолит.
Среди изображений больше всего бизонов. Некоторые из них показаны ранеными, стрелами черного и красного цвета.


Бизон. Нио. Франция. Поздний Палеолит.

Пещера Ласко

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе:
«В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк, на Юго-западе Франции, четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызывавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в соседний средневековый замок.
Внутри оказалась еще дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в нее камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, чуть не упал, зажег фонарик, ахнул и позвал других. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, дышащие такой уверенной силой, подчас казалось, готовой перейти в ярость, что им стало жутко. И в то же время сила этих звериных изображений была так величественна и убедительна, что им почудилось, будто они попали в какое-то волшебное царство.»

Пещера Ласко. Франция.
Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. л.до н.э.).
Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида.
Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры.
Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы.
Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).


Сцена охоты. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.
Жанровое изображение. Убитый копьем бык боднул человека с птичьей головой. Рядом на палочке птица – может его душа.


Бизон. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Лошадь. Ласко. Франция. Поздний Палеолит.


Мамонты и лошади. Капова пещера. Урал.
Поздний Палеолит.

КАПОВА ПЕЩЕРА - на Юж. м Урале, на р. Белая. Образовалась в известняках и доломитах. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина свыше 2 км. На стенах - позднепалеолитические живописные изображения мамонтов, носорогов

Скульптура палеолита

Искусство малых форм или мобильное искусство (мелкая пластика)
Неотъемлемую часть искусства эпохи Палеолита составляют предметы, которые принято называть «мелкая пластика».
Это - три типа объектов:
1. Статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта).
2. Уплощенные предметы с гравировками и росписями.
3. Рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.
Рельеф выбивался глубоким контуром или стесывался фон вокруг изображения.

Рельеф

Одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух:
Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит (мадленский период).

Все знают замечательного французского писателя Проспера Мериме, автора увлекательного романа "Хроника царствования Карла IX", "Кармен" и других романтических новелл, но мало кто знает, что он служил инспектором по охране исторических памятников. Именно он и передал в 1833 г. эту пластинку в только организуемый в центре Парижа исторический музей Клюни. Теперь она хранится в Музее национальных древностей (Сен-Жермен ан Ле).
Позднее в гроте Шаффо был обнаружен культурный слой эпохи верхнего палеолита. Но тогда, так же, как это было с живописью пещеры Альтамира, и с другими изобразительными памятниками эпохи палеолита, никто не мог поверить, что это искусство старше древнеегипетского. Поэтому подобные гравировки считались образцами кельтского искусства (V-IV вв. до Р.Х.). Только в конце XIX в., опять же, как и пещерную живопись, их признали древнейшими после того, как они были найдены в палеолитическом культурном слое.

Очень интересны статуэтки женщин. Большинство из этих фигурок небольших размеров: от 4 до 17 см. Делалась из камня или бивней мамонта. Их самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами.


"Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит.
Богиня ледяного периода. Канон изображения – фигура вписана в ромб, а живот и грудь – в круг.

Скульптура - мобильное искусство.
Практически все, кто изучал палеолитические женские статуэтки, с теми или иными различиями в деталях, объясняют их как культовые предметы, амулеты, идолы и т.п., отражающие идею материнства и плодородия.


«Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит.
Компактная композиция, нет черт лица.


«Дама в капюшоне из Брассемпуи». Франция. Поздний палеолит. Кость мамонта.
Проработаны черты лица и прическа.

В Сибири, в Прибайкалье была найдена целая серия своеобразных статуэток совершенно иного стилистического облика. Наряду с такими же, как в Европе, грузными фигурками обнаженных женщин, здесь есть статуэтки стройных, вытянутых пропорций и, в отличие от европейских, они изображены одетыми в глухие, скорее всего меховые одежды, похожие на "комбинезоны".
Это находки на стоянках Буреть на р.Ангаре и Мальта.

Выводы
Наскальная живопись. Особенности живописного искусства палеолита – реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика.
Мелкая пластика.
В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Палеолитические женские статуэтки – это культовые предметы, амулеты, идолы и т. п., они отражают идею материнства и плодородия.

Мезолит

(Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э.

После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками.
С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами.
Так в мезолите зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль.
Перемена в области искусства:
главным героям изображения становится не отдельный зверь, а люди в каком-либо действии.
Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения.
Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.


Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующей эпохи мезолит как будто наступает пауза. Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом. Может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко.

Из памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы.
Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения.
При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы.

На юге Украины, в степи есть каменистый холм из пород песчаника. В результате сильного выветривания на его склонах образовалось несколько гротов и навесов. В этих гротах и на других плоскостях холма с давних пор известны многочисленные резные и процарапанные изображения. В большинстве случаев они прочитываются с трудом. Иногда же угадываются образы животных - быков, козлов. Эти изображения быков ученые относят к эпохе мезолита.



Каменная могила. Юг Украины. Общий вид и петроглифы. Мезолит.

К югу от Баку между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и берегом Каспия расположена небольшая равнина Гобустан (страна оврагов) с возвышенностями в виде столовых гор, сложенных известняком и другими осадочными породами. На скалах этих гор находится много разновременных петроглифов. Большинство из них было открыто в 1939 г. Наибольший интерес и известность получили крупные (больше 1 м) изображения женских и мужских фигур, сделанные глубокими резными линиями.
Много изображений животных: быков, хищников и даже пресмыкающихся и насекомых.


Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Грот Зараут-Камар
В горах Узбекистана, на высоте около 2000 м над уровнем моря, находится широко известный не только среди специалистов-археологов памятник - грот Зараут-Камар. Расписные изображения были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки.

Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигурыс поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.


Роспись в гроте Шахты, вероятно, самая древняя в Средней Азии.
"Что означает слово Шахты, - пишет В.А.Ранов, - я не знаю. Возможно, оно происходит от памирского слова "шахт", что значит скала".

В северной части Центральной Индии вдоль речных долин тянутся огромные скалы с множеством пещер, гротов и навесов. В этих естественных укрытиях сохранилось очень много наскальных изображений. Среди них выделяется местонахождение Бхимбетка (Бхимпетка). Судя по всему эти живописные изображения относятся к мезолиту. Правда, не следует забывать о неравномерности в развитии культур разных регионов. Мезолит Индии может оказаться на 2-3 тысячелетия более древним, чем в Восточной Европе и в Средней Азии.



Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

Неолит

(Новокаменный век)с 6 по 2 тыс. до н.э.

Неолит - новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Периодизация . Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Данный переход называют неолитической революцией. Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.
Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9,5 тыс. л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н.э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н.э.: до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Некоторые народы Америки и Океании до сих пор не вполне перешли из каменного века в железный.

Неолит, как и другие периоды первобытной эпохи, не является определенным хронологическим периодом в истории человечества в целом, а характеризует лишь культурные особенности тех или иных народов.

Достижения и занятия
1. Новые черты общественной жизни людей:
- Переход от матриархата к патриархату.
- В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу.
- В это время начинают строиться города. Одним из самых древних городов считается Иерихон.
- Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн.
- Стали появляться армии и профессиональные воины.
- Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

2. Началось разделение труда, формирование технологий:
- Главное – простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством.
Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались.
- В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный.
развиваются прядение и ткачество.

В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных.


Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм.


Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год.
Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики.
Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи.

Селение Чатал-Гуюк (Восточная Турция) является одним из мест, где были найдены самые древние образцы керамики.




Кубок из Ледце (Чехия). Глина. Культура колоколовидных кубков. Энеолит (медно-каменный век).

Памятники неолитической живописи и петроглифы чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.
Скопления их встречаются чуть ли не повсюду в Африке, восточной Испании, на территории бывшего СССР - в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у Белого моря и в Сибири.
Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным.


«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия.

На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала, известная под названием «Томская писаница».
«Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири.
Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал:
«Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери, и скоты, и птицы, и всякие подобия…»
Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии. Результатом экспедиции стали опубликованные в Европе шведским капитаном Страленбергом, участвовавшим в поездке, первые изображения томской писаницы. Эти изображения не были точной копией томской писаницы, а передавали лишь самые общие очертания скал и размещение на ней рисунков, но ценность их состоит в том, что на них можно видеть рисунки, не сохранившиеся до наших дней.


Изображения томской писаницы, выполненные шведским мальчиком К.Шульманом, путешествовавшим вместе со Страленбергом по Сибири.

Для охотников главным источником существования были олени и лоси. Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты - лось был «хозяином тайги» наравне с медведем.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз.
Абсолютно верно переданы пропорции и формы тела животного: его длинное массивное туловище, горб на спине, тяжелая большая голова, характерный выступ на лбу, вздутая верхняя губа, выпуклые ноздри, тонкие ноги с раздвоенными копытами.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы.


На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности, именуемой Тассили-Аджер, высятся рядами голые скалы. Ныне этот край иссушен ветром пустыни, выжжен солнцем и почти ничего не произрастает в нем. Однако раньше в Сахаре зеленели луга...




- Острота и точность рисунка, грация и изящество.
- Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии.
- Стремительность жестов, движений.

Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты.


«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику.


Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Неолит. Круазар. Департамент Марна. Франция.


Рельеф с символическим изображением из Кастеллуччо (Сицилия). Известняк. Ок. 1800-1400 до н.э. Национальный археологический музей. Сиракузы.

Выводы

Наскальная живопись мезолита и неолита
Между ними не всегда можно провести точную грань.
Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
- Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций.
- Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
- В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
- В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).

Мелкая пластика:
- Появляются новые сюжеты.
- Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

Достижения

Палеолит
- Нижний Палеолит
> > приручение огня, каменные орудия
- Средний Палеолит
> > выход из Африки
- Верхний Палеолит
> > праща

Мезолит
- микролиты, лук, каноэ

Неолит
- Ранний неолит
> > сельское хозяйство, скотоводство
- Поздний неолит
> > керамика

Энеолит (Медный век)
- металлургия, лошадь, колесо

Бро́нзовый век

Бро́нзовый век характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Искусство становится более разнообразным, распространяется географически.

Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Мегалитическая архитектура

В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической.

Термин «мегалит» произошел от греческих слов «мегас» – «большой»; и «литос» – «камень».

Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов:
1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров.
На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень".
2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим.
3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока.
Первоначально дольмены служили для погребений.
Трилит можно назвать простейшим дольменом.
Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.


Каменная могила. Юг Украины. Антропоморфные менгиры. Бронзовый век.



Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т.Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа.
Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

Эпоха железа (Железный век)

1 тыс. до н.э.

В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.


Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы".
Нет ничего случайного,лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.
Ощущение монументальности достигается не размером, а благодаря обобщенности формы.


Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж.
Эпоха железа.
Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.



Эпоха железа



Эпоха железа. Равновесие между реализмом и стилизацией нарушается в пользу стилизации.

Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.


Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя.



Запорожская обл. Эрмитаж.

Выводы

Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

По разным оценкам, начался 40-35 тысяч лет назад и закончился 12-10 тысяч лет назад. На верхний палеолит приходится последний ледниковый период, самая холодная пора которого проходила 25-17 тысяч лет назад, после чего началось потепление.

Поздний палеолит характеризуется расцветом культуры кроманьонцев. В конце кроманьонцы стали мигрировать из Африки в Европу. Так как европейские земли долгое время занимал другой вид — , между ними произошёл конфликт. Кроманьонцы, которые отличались более высокой культурой, более современными орудиями, стали осваивать территории, где их встретили неандертальцы, которые также были высоко развиты. Почему к началу верхнего палеолита исчезли абсолютно все неандертальцы, достоверно неизвестно, однако археологические данные позволяют предположить, что они были полностью уничтожены . Также есть предположения, что часть неандертальцев не была уничтожена, а ассимилировалась с кроманьонцами.

Рост культуры обработки камня, дерева, кости, а также необычайное развитие древнего человека этого периода называют «революцией позднего палеолита». Со времени 50 тысяч лет назад значительно усложнились изделия из камня, кости и рога. Орудия труда и охоты стали более сложными, породив множество разнообразных культур. Кроме того, отмечается развитие абстрактного и творческого мышления кроманьонцев третьего периода палеолита. К этому времени относятся первые образцы резьбы по кости, рогу, бивням мамонта и слона. Также в этот период кроманьонцы стали изготавливать фигуры из камня, в частности, знаменитых «палеолитических Венер». Абстрактное мышление древних людей, которое в корне отличает кроманьонца от других разновидностей человека прямоходящего и иных животных на Земле, подтверждает и первая наскальная живопись. При помощи древних инструментов и красящих веществ, люди стали заниматься созданием произведений искусства, которые не являются жизненно-важными для человека, однако удовлетворяют его эмоциональную сторону, помогают раскрываться творческому мышлению, способствуют изобретательности, а также рассказывают нам о зарождении первых культов и религиозных представлений.

Кроманьонцы были более развиты и более многочисленны, чем неандертальцы. Они строили более совершенные, удобные и безопасные поселения. Использовали ямы для хранения продуктов. Мощные и хитроумные орудия позволяли охотиться более эффективно. Острые ножи, мощные топоры, наконечники для стрел, метательные дротики, гарпуны, рыболовные крючки, иглы с ушком из слоновой кости для шиться одежды - всё это уже было у человека верхнего палеолита. Больше того, в это время человек изобретает первый в истории механизм - механическое приспособление для метания дротиков - копьеметалки. Также, по предположениям историков, в позднем палеолите кроманьонец приручил собаку. Все эти преимущества дали возможность более эффективному распространению человека по Европе и всему миру. В противостоянии с таким сильным противником неандертальцы оказались просто обречены.

Поздний палеолит - это время охотников-собирателей. Сельское хозяйство и животноводство тогда ещё не было известно.

Во времена Верхнего палеолита была заселена Северная и Южная Америка. Первые люди попали на новые земли через Берингов перешеек, который впоследствии был затоплен и стал Беринговым проливом. Древние люди, перешедшие в Америку, основали здесь самостоятельную культуру примерно 13,5 тысяч лет назад, которая известна нам под общим названием - индейцы или американские индейцы.

Сломался ноутбук и теперь вы не знаете куда обратиться? Чтобы отремонтировать ноутбук быстро и качественно, необходимо обращаться к профессионалам своего дела. «Московский Центр Сервисов» — исправление любой поломки в самые короткие сроки от специалистов с большим опытом.

В 1865 году Джон Леббок предложил обозначать эпоху, когда люди изготавливали орудия из камня посредством оббивки или расщепления куска горной породы, термином «палеолит» (древний ). В более позднее время – в эпоху (нового каменного века) – орудия из камня делали, пользуясь техникой шлифовки или полировки.

В дальнейшем столь простое определение палеолита и неолита явилось предметом дискуссий и уточнялось с учетом социального, технологического и хозяйственного аспектов. В наши дни многие археологи предпочитают обозначать термином «палеолит» эпоху становления человека – от появления древнейших каменных орудий (около 2,5 млн. лет назад) и до конца последнего оледенения (примерно 10 000 лет назад), который приблизительно совпадает (по крайней мере в некоторых регионах Земного шара) со временем одомашнивания животных и растений.

Палеолитическую эпоху принято разделять на три этапа – , и палеолит. В археологии Африки вместо этих терминов используют названия «древний каменный век», «средний каменный век» и «поздний каменный век». Основным критерием их разделения по-прежнему служит характер каменных орудий, хотя существенны в этом плане и данные о хозяйстве и образе жизни древних людей.

Верхний палеолит

ВЕРХНИЙ ПАЛЕОЛИТ, или поздний каменный век. Примерно 50 000 лет назад, с началом эпохи верхнего палеолита в образе жизни человека произошли значительные изменения. Современный и верхнепалеолитический Homo sapiens имеют много общего. В том, что касается каменных орудий, памятники верхнего палеолита (в Африке – позднего каменного века) демонстрируют столь значительное многообразие во времени и пространстве, что трудно указать какие-либо их типы, характерные для этой эпохи в целом.

Нижний палеолит

НИЖНИЙ ПАЛЕОЛИТ, или древний каменный век. Первые каменные орудия происходят из Африки, где были найдены и древнейшие ископаемые останки прямых предков человека. Эти древние орудия очень грубы и представляют собой куски горной породы, расколотые таким образом, чтобы получились острые края. Однако для того, чтобы получить такой острый край путем расщепления камня, требовалось определенное умение. Орудием могли служить и сам кусок камня (его называют ядрищем), и отделенные от него отщепы.

Средний палеолит

СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ, или средний каменный век. Примерно 200 000 лет назад ручные рубила, кливеры и другие массивные орудия, изготовленные методом двусторонней оббивки и являющиеся неотъемлемым атрибутом нижнего палеолита, теряют присущее им повсеместное распространение. Вместо них в инвентаре начинают преобладать орудия, изготовленные из отщепов, – в первую очередь скребки, остроконечники, орудия с зубчатым лезвием.

Палеолит [на примере Кубани]

Палеолит охватывает время от возникновения человека на земле (более 2,5 млн. лет назад) до начала геологической современности (10 тысяч лет). В палеолите, в свою очередь, выделяют несколько археологических эпох, соответствующих этапам развития человека и его материальной культуры; таковы олдувайская и аббевильская эпохи, соответствующие самому начальному этапу истории человечества, ашельская (от 400 до 80 тысяч лет), мустьерская (от 80 до 35 тысяч лет) и верхнепалеолитическая (от 35 до 10 тысяч лет назад).

Мустьерская культура

МУСТЬЕРСКАЯ КУЛЬТУРА - наиболее поздняя культура древнего палеолита, следует за и сменяется культурами позднего палеолита. Некоторыми исследователями выделяется под названием среднего палеолита. Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х годов 19 века и названа им по имени пещеры Ле-Мустье (Le Moustier) в Юго-Западной Франции (Дордонь). Распространена в Европе, к Югу примерно от 54 градусов северной широты, в тех или иных разновидностях почти во всей Африке, в странах Ближнего Востока и в Средней Азии; культура невазы в Индии также во многом напоминает Мустьерскую культуру. Большинство исследователей относит Мустьерскую культуру по геологической периодизации к верхнему плейстоцену...

Палеолит (СИЭ, 1967)

ПАЛЕОЛИТ (от др.-греч. palaios - древний и litos - камень) - древний каменный век, 1-й из двух основных периодов каменного века. Деление каменного века на палеолит и неолит (новый каменный век) впервые предложено Дж. Леббоком в 1865 году. Палеолит является эпохой существования ископаемого человека. Климат земли, ее растительный и животный мир в эту эпоху довольно сильно отличались от современного. Люди пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не зная шлифованных каменных орудий и глиняной посуды. Они занимались охотой и собирательством.

  • Палеоли́т (греч. παλαιός - древний + греч. λίθος - камень; = древнекаменный) - первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком. Палеолит - эра существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества и совпадает с двумя большими геологическими эпохами кайнозойской эры - плиоценом и плейстоценом.

    В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготавливать глиняную посуду - керамику. Тем не менее, кроме каменных орудий изготавливали также орудия из кости, кожи, дерева и других материалов растительного происхождения. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны.

    Начало палеолита (2,5 млн лет назад) совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей, архантропов типа олдувайского Homo habilis. В конце палеолита эволюция гоминид завершается появлением современного вида людей (Homo sapiens). В самом конце палеолита люди начали создавать древнейшие произведения искусства, и появились признаки существования религиозных культов, такие как ритуалы и погребения. Климат палеолита несколько раз изменялся от ледниковых периодов до межледниковых, становясь то теплее, то холоднее.

    Конец палеолита датируется примерно 12-10 тыс. лет назад. Это время перехода к мезолиту - промежуточной эпохе между палеолитом и неолитом.

    Палеолит условно разделяется на нижний и верхний, хотя многие исследователи выделяют также из нижнего палеолита средний. Более дробные подразделения верхнего или позднего палеолита имеют только местный характер, так как разнообразные археологические культуры этого периода представлены не повсеместно. Временные границы между подразделениями в разных регионах также могут различаться, так как археологические культуры сменяли друг друга не одновременно.

    В XIX веке Габриэль де Мортилье выделял эолит как эпоху, предшествующую палеолиту. В настоящее время термин не употребляется, критерии Мортилье признаны ошибочными. Кроме того, в русскоязычной археологической литературе верхний и средний палеолит иногда обозначаются термином «археолит».