Русская архитектура. Своеобразие русской архитектуры

7 русских архитектурных стилей

Эти стили можно не только назвать «русскими», но и сказать, что они повлияли на международную сцену. Хорошая возможность вспомнить национальную архитектуру, возможно, актуализировать саму школу… ну и избавится от комплекса неудачников в архитектуре.

~~~~~~~~~~~


ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА

Время: испокон веков - до XIX века. Место: Русский Север

Сейчас уже никто не скажет, откуда взялось это зодчество: шатровые церкви, похожие на космические ракеты; избы-дворы размером с полпятиэтажки; серебристая осиновая «чешуя»- лемех на крышах и главках. Что-то, конечно, выковал суровый северный климат - хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до хлева, убирали под одну крышу для защиты от снегов и морозов. Что-то, наверное, позаимствовали в незапамятные времена у соседей: клетские церкви отдалённо напоминают варяжские ставкирки, а изобретение шатра пытаются оспорить татары. Как бы то ни было, всем этим типам построек более тысячи лет, и например первая София Новгородская, срубленная в год Крещения Руси, была шатровым храмом. Порожденные той землей, где стоят, её природой и историей, эти постройки столь же естественны, как окрестные рощи, холмы и реки.

Семь ярких примеров:
Погост и музей Кижи в Карелии - самая совершенная (Преображенская) и самая старая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные церкви в России.
Кимжа и другие сёла реки Мезени - самая цельная и подлинная деревянная Русь.
Малые Корелы близ Архангельска - самый большой русский музей деревянного зодчества.
Часовни Кенозерского национального парка - самый удобный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.
Сретенско-Михайловская церковь на месте исчезнувшего села Красная Ляга - самое зачарованное место.
Варзуга и другие сёла Терского берега в Мурманской области - самые северные старые русские сёла.
Невский лесопарк под Петербургом - воссозданная церковь Вытегорского погоста, самая большая и сложная из уцелевших до ХХ века, но сгоревшая в 1960-е годы.

МОСКОВСКОЕ БАРОККО И УЗОРОЧЬЕ

Время: XVII-XVIII века. Место: Средняя Россия, Русский Север и Поволжье


Услышав словосочетание «русская церковь», чаще всего представляешь себе образцы именно этого стиля. Эти ни то пряничные, ни то игрушечные церквушки с пышными формами, непременной бело-красным расцветкой, фейерверком кокошников над крышей, разноцветными главками и вычурными крестами. В Москве и окрестных городах в середине XVII века этот стиль пришёл на смену суровой, холодной византийской архитектуре, господствовавшей со времён Древней Руси. Более раннее узорочье отождествляют с маньеризмом, но провести границу между ним и собственно московским барокко не так-то просто - один стиль плавно вырос из другого. У их истоков стояли купцы. Они ходили торговать в Европу и видели там новые веяния… но создали нечто совершенное иное. Скорее всего, им просто захотелось новизны.

Семь ярких примеров:
Церковь Троицы в Никитниках (Москва) - самый первый образец стиля.
Успенский собор в Рязанском кремле - самый внушительный в размерах образец стиля.
Теремной дворец в Московском кремле - самый большой узорочный дворец.
Высоко-Петровский монастырь в Москве - самый целостный ансамбль русского барокко.
Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле - самый причудливый образец стиля, и к тому же она изображена на купюре в 1000 рублей.
Петропавловский собор в Казани - самый совершенный образец стиля.
Троицкий собор и другие церкви в Соликамске (Пермский край) - лучший ансамбль этого стиля вдали от Москвы.

«ЛОЖНАЯ ГОТИКА»

Время: конец XVIII - начало XIX века. Место: окрестности Москвы и Петербурга.


…Устав от строгости классицизма и безумия барокко, европейцы в XVIII веке вдруг вспомнили о готике, первом архитектурном стиле, который они изобрели сами, без оглядки на греков и римлян. Европейские города, а в России - усадьбы самых просвещенных купцов и аристократов тогда украсили многочисленные стилизации под ту эпоху. Но вышло то же, что и с барокко полутора веками ранее: Казаков, Баженов, Фельтен, скорее всего сами не заметив как, создали совершенно русский архитектурный стиль, который и называют теперь даже не «неоготикой», а «ложной готикой». В сущности, это просто русское барокко удачно замаскировалось под готику. Показательно и то, что старообрядцы, хранители Руси Допетровской, которым в те годы Екатерина II даровала недолгую оттепель, свои храмы строили именно в этом стиле, предпочтя его «латынянскому» классицизму.

Семь ярких примеров:
Усадьба Царицыно в Москве - самый первый и самый большой ансамбль в этом стиле.
Петровский дворец в Москве - менее известный, чем Царицыно, но не менее красивый.
Никольская башня Московского кремля - самый известный пример стиля, так как стоит прямо на Красной площади.
Рогожский и Преображенский монастыри в Москве - как «ложную готику» полюбили староверы.
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге - самая красивая церковь в этом стиле.
Ново-Никольский собор в Можайске - самая большая церковь в этом стиле.
Вокзал Новый Петергоф - а это, для сравнения, классическая, не «ложная» неоготика.

СИБИРСКОЕ БАРОККО

Время: XVIII - начало XIX века. Место: Сибирь


Собственная готика в России тоже есть, и искать её надо в Сибири. Вообще, «московское барокко» оказалось не близко купцам Русского Севера - самым деловитым и патриархальным - и они создали совсем другой стиль. Северные церкви - белые, тонкие и высокие - напоминают парусные корабли. От города к городу они порядком отличались, и церкви Тотьмы не спутаешься с церквями Устюга и Вятки, а церкви Вятки - с церквями Урала. Чем дальше на восток - тем их облик был самобытнее, достигнув апофеоза где-то между Уралом и Байкалом. Сибирские церкви незабываемы. Их устремлённость к небу, пламенеющие силуэты крыш и наличников, маленькие главки, похожие на огоньки свечей - среди приземистых деревянных городов, к которым в старину вплотную подступала тайга, они казались застывшим сиянием.

Семь ярких примеров:
Троицкий собор в Верхотурье (Свердловская область) - еще не сибирское барокко, но его прототип.
Спасо-Преображенская церковь в Верхней Синячихе (Свердловская область) - самый западный и самый оригинальный образец стиля.
Церкви Подгоры (Тобольск) - несколько в основном заброшенных барочных церквей потрясающе смотрятся среди деревянного старого города у подножья кремлёвской горы; а вот сам кремль - это еще московская, а не сибирская, архитектура.
Воскресенская церковь в Томске - самый красивый образец стиля.
Церкви Иркутска - помимо всего прочего, украшены буддийскими (!) орнаментами.
Одигитриевский собор в Улан-Удэ - сердце города, самый восточный образец стиля и первое в России сейсмостойкое здание.
Успенская церковь под Нерчинском - это скорее узорочье, но почти что на Дальнем Востоке! Самая дальняя от Москвы русская церковь XVIII века.

ДЕРЕВЯННЫЙ МОДЕРН

Время: конец XIX - начало XX века. Место: вся бывшая Российская империя.


Да и, на самом деле, не только модерн - и эклектика, и отголоски классицизма: в полвека перед революцией русское деревянное зодчество переживало настоящий ренессанс. Причём если в допетровские времена задавали тон деревянные церкви, в XIX веке лидерство перешло к особнякам. Самым разным: городские дома, усадьбы, дачи… Зачастую - с деревянным кружевами. Как бывало в России не раз, законодателями этого стиля были купцы и промышленники из числа освободившихся крестьян, и лишь затем эту пришедшую из глубины России моду восприняли столичные интеллигенты. Огромные районы-ансамбли резных деревянных домов - одна из самых уникальных достопримечательностей России.

Семь ярких примеров:
Дачи начала ХХ века в окрестностях Москвы и особенно Петербурга.
Деревянные кварталы Вологды, в первую очередь Нижний посад и Заречье.
Козьмодемьянск на Волге - самая обильная и изящная резьба.
Солигалич на Костроме - самый цельный и подлинный деревянный старый город, где из рубленые даже торговые ряды.
Деревянные кварталы Астрахани, что особенно удивительно, если вспомнить, что вокруг пустыня.
Деревянные кварталы Томска, в первую очередь Татарская слобода и Воскресенская гора - пожалуй, лучший заповедник этого стиля.
Деревянные кварталы Иркутска - вместе с Томском и Вологдой завершает «большую тройку» русских деревянных городов.

КОНСТРУКТИВИЗМ

Время: 1920-30-е годы XX века. Место: весь Советский Союз в довоенных границах


В любом иностранном учебнике по истории архитектуры о советском конструктивизме (он же «советский авангард») пишут с нескрываемым восхищением. В научно-популярной литературе именно он, как правило, представляет Россию. Конструктивизм многие путают с функционализмом, но их разница видна из названия: функционализм - он функционален, а авангард - он как стихи Маяковского: вызов всему старому миру с его традициями и шаблонами. Особенно безумны ранние творения, такие как дом Мельникова. Многие идеи, такие как дома-коммуны, оказались слишком радикальны и остались памятниками несбывшейся мечте. Здесь же - гиперболоиды инженера Шухова, появившиеся еще до революции. Самые грандиозные проекты, такие как московский Дворец Советов и ленинградская башня Татлина, так и остались на бумаге. К 1930-м годам конструктивизм подрастерял авангардность, его образцы стали все больше походить на пятиэтажки, и на смену «отец народов» назначил сталинский ампир. Конструктивизм замышлялся как интернациональный стиль, но получился едва ли не самым русским: в нём воплотилась наша вечная мечта: взять - да перепрыгнуть через несколько столетий.

Семь ярких примеров:
Множество зданий и целых районов в Москве - на родине конструктивизма.
То же самое в Петербурге-Ленинграде: он хотя и не родина конструктивизма, но там этот стиль прижился даже лучше.
Шуховские башни-гиперболоиды в Москве (Шаболовка), Нижнем Новгороде, Краснодаре и ещё десятке городов - типичный пример «опережения времени» лет этак на сто.
Иваново - настоящий конструктивистский клондайк: в 1920-30-е из конгломерата текстильных слободок тут пытались сделать образцовый город рабочих.
Екатеринбург - ансамбль проспекта Ленина, конструктивизм почти что «единой фасадой».
Новосибирск - ансамбль Красного проспекта, в том числе шедевры Андрея Крячкова.
Харьков - хотя он и остался за пределами России, настоящая столица конструктивизма - именно он. В первую очередь Госпром - шедевр этого стиля.

НЕОКУПЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Время: конец XX - начало XXI века. Место: вся Россия и пол-Казахстана.


В наш век глобализации легко подумать, что «национальной архитектуры» более не существует: сверкающий хай-тек да стилизации под всё и вся заполонили мир от Нью-Йорка до Шанхая. Если где и стоит искать действительно национальную архитектуру - подальше от больших городов. В российской провинции настоящий ренессанс переживает купеческое зодчество, только на смену купцу пришёл бизнесмен. Но - тот же дух, то же настроение. Местами аляповатые, порой неказистые, но очень уютного вида здания редко выше нескольких этажей. Как и купчины в старину, строят их кто во что горазд, без оглядки на историю и соседей, а в малых городах - и вовсе «от чистого сердца», украшая не так, как написано в книгах, а так, как велит память поколений. В последнее время многие вспомнили и о деревянном зодчестве. Искусствоведы этих домиков, как правило, в упор не замечают - а традиция живёт!

Семь ярких примеров:
Барнаул и города Алтайского края - пожалуй, тут этот стиль в самом чистом виде.
Йошкар-Ола - неприметный город в последнее время заполонили бесчисленные стилизации, прототипы - от Венеции до марийских деревень (Троицкая церковь).
Саранск - натуральный «образец исторического центра конца XX - начала XXI века».
Нижний Новгород - возродившийся здесь в 1990-е годы модерн ценится в искусствоведческой среде и гордо называется «нижегородской архитектурной школой».
Уфа - впечатляющий сплав купеческого с неокупеческим.
Вологда - как и многие российские города, она потеряла очень много старинных деревянных домов… но порядком обогатилось и новыми.
А вообще-то - это есть в любом городе, вплоть до Москвы и Петербурга.

Илья Буяновский
«Русская семёрка»

В учебном пособии рассматривается проблема национальных особенностей русской архитектуры XI-XIX веков; выявляются конкретные черты, которые в совокупности и определяют самобытность русского зодчества. Текст иллюстрирован оригинальными зарисовками памятников русского зодчества, выполненными великим русским архитектором Джакомо Кваренги.

Национальные особенности русской архитектуры
1. Гармоническая связь с ландшафтом
2. Масштабность
3. Живописность
4. Пластичность
5. Использование цвета
6. Синтез архитектуры и изобразительных искусств
7. Объемность
8. Силуэтность
9. Тенденция к формированию ансамбля
Стиль барокко
Стиль классицизма
Палладианство в русской архитектуре
Список иллюстраций и условные сокращения
Иллюстрации

Перед советской архитектурой стоит проблема поиска наиболее яркой художественной выразительности многообразных зданий, вырастающих в городах страны. При разработке этой проблемы важную роль играет учет и творческое использование некоторых художественных особенностей национального зодчества, складывающихся на протяжении столетий и не потерявших актуальности до сих пор.

Выявление этих особенностей в русской архитектуре должно вызвать у будущих архитекторов стремление осознать путь дальнейшего художественного развития архитектуры на основе использования традиционных черт русского художественного наследия, имея при этом в виду процесс интернационализации зодчества.

Для уяснения особенностей русской архитектуры следует уточнить понятие «национальной культуры» и вложить в него определенный смысл, относя его к архитектуре того или иного народа.

Общеизвестно марксистское определение нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, которую характеризуют: общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Известно и то, что нации сформировались в период ликвидации феодализма. Это последнее, казалось бы, ограничивает проблему национальных особенностей для России лишь XIX веком. Однако понятие национальной культуры допустимо трактовать более широко - как совокупность характерных средств и способов выражения культуры, и в частности архитектуры, которые сложились не только у каждой нации, но и у каждой народности в процессе их развития. Таким образом, это понятие можно отнести к народу страны с единым этническим составом, языком и живущим на одной территории. Вот почему целесообразно рассматривать национальные особенности русской архитектуры в целом, начиная с Киевской Руси (X-XI вв.), включая периоды феодальной раздробленности (XII-XV вв.), централизованного государства (XVI-XVII вв.) и кончая Российской империей (XVIII-XIX вв.). Таким образом, речь будет идти о своеобразии архитектуры за все время существования России.

Правомерно поставить вопрос: могли ли быть общие специфические черты в русской архитектуре на протяжении столь длительного времени в условиях трансформирующейся феодальной формации? И правомерно ли ставить вопрос об общности архитектуры в условиях феодальной раздробленности, когда Русь состояла из многих удельных самостоятельных государств со своими школами, предопределившими региональные художественные черты архитектуры Киевского, Владимирского, Московского княжеств, Новгородской или Псковской земли?

Однако при некоторых различиях архитектуры в отдельных частях Руси она имела ряд общих особенностей, вызванных одинаковыми условиями развития, что позволяет говорить о русском зодчестве вообще и его конкретном проявлении в региональных школах в частности.

Архитектура - явление производное от функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций, выработанных опытом народа), так и от эстетических представлений, определяющихся художественными взглядами и вкусами народа.

Конечно, все эти компоненты во времени менялись, однако некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении веков, сохраняли в основе традиционную устойчивость до конца XIX века, пока космополитическая сущность капитализма не стала их нивелировать.

Строительство в России основывалось исстари на трех видах широко, но неравномерно распространенных в строительной практике материалов: дереве, естественном камне и кирпиче. Каждый из этих материалов, а иногда и комбинация их, способствовал выработке для конкретных природных условий наиболее рациональных конструкций, которые длительное время оставались устойчивыми, существенно предопределяя художественный образ здания. Повсеместное использование дерева как строительного материала с древних времен подтверждается летописными, иконописными данными и археологией. Один из древнейших христианских храмов в Киеве - первоначальный многоглавый Софийский собор (989 г.) был деревянным и сгорел в начале XI века.

Естественный камень и кирпич, сперва тонкий, квадратный (плинфа), применялись с первых шагов каменного строительства и на юге Киевской Руси и на Севере - на Новгородской земле. Надо отметить, что естественный камень имел территориально ограниченные зоны применения: в центральных районах - во Владимире, в Москве; на севере - в Пскове и частично в Новгороде. Это обусловливалось доступностью залеганий каменных пород, пригодных для строительства.

Исходя из сказанного, по характеру применявшегося материала в России можно выделить два основных вида строительства: из дерева и камня (естественного и кирпича). Несмотря на столь различные виды строительства, как будет показано дальше, в них есть общие художественные черты, которые позволяют утверждать самобытность русского зодчества независимо от того, из какого материала создано сооружение.

Дерево и камень, применявшиеся исстари, привели к специфическому явлению: архитектурно-композиционные приемы и формы, выработанные в одном из строительных материалов, оказывали влияние на формирование архитектурных образов, создававшихся из другого материала. Так было в XVI веке, когда под влиянием художественного воздействия давно бытовавших деревянных шатровых церквей в селе Коломенском под Москвой появился первый в каменном зодчестве шатровый храм Вознесения (1532 г.). Примером влияния многоглавой пирамидальной композиции храма, утвердившейся в каменном строительстве в XVII веке, являются многоглавые деревянные храмы, появившиеся в начале XVIII века: в Вытегорском посаде (не сохранился), Преображенский собор (1714 г.) на острове Кижи.

Художественную специфику русского зодчества на протяжении веков определяли различные причины социального, функционального, материального и эстетического характера, одни в большей, другие в меньшей степени. В конечном итоге, можно выделить некоторые особенности, которые в совокупности предопределяют его национальную характерность.

К числу таких особенностей нужно отнести: 1) гармоническую связь с ландшафтом; 2) масштабность; 3) живописность; 4) пластичность; 5) использование цвета (полихромность); 6) синтез с изобразительными искусствами (живописью, скульптурой); 7) объёмность; 8) силуэтность; 9) тенденции к формированию ансамблей.

Каждая из этих особенностей в отдельности может быть свойственна архитектуре и других народов. Так, например, масштабность или соразмерность с человеком являлась важнейшим достижением архитектуры античной Греции, но не была свойственна зодчеству древних Египта и Месопотамии. Силуэтность архитектуры характерна для народов западноевропейского средневековья, но совершенно не нашла выражения в зодчестве античной Греции или ахеменидского Ирана. Искусство включения цвета в архитектурный образ характерно для зодчества средневековой Центральной Азии (XIII-XVII вв.), однако оно не находило места в архитектуре Франции XVI-XVIII веков. Объёмность архитектурного образа специфична для романского зодчества, но эта черта растворяется в сложных открытых конструкциях готики.

Для русского зодчества характерны указанные черты все вместе с разной степенью проявления в тот или иной исторический период его состояния.

Каждая из названных характерных особенностей имеет свои предпосылки и вполне объяснима. Их устойчивость стала традицией, в значительной степени определяющей наиболее значительные произведения русского зодчества.

1.Введение

2.Архитектура Новгорода

3.Архитектура Пскова

4.Архитектура Москвы

5.Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Монгольское нашествие 1237-1240 годов, разрушив многие русские города, нанесло огромный урон русской культуре. Художественные ремесла пришли в упадок. Однако вслед за полосой упадка в середине 14 века явно обозначаются признаки возрождения. С конца 14 века художественное ремесло не только воскресло, но и вступило на новый и блестящий путь развития.

15 век – период наивысшего расцвета в истории древнерусской живописи. В это время иконопись решительно становится господствующим искусством, имеющим столь самобытный характер, что любое произведение несет на себе неповторимо русскую печать.

В данной работе мы рассмотрим своеобразие русского искусства в период 14 – 15 веков на примере особенностей архитектуры наиболее ярких, на мой взгляд, центров, таких как Новгород, Псков и Москва.


Архитектура Новгорода

Нашествие монголо-татар не нанесло Новгороду такого сокрушительного удара, какой потерпели города Владимиро-Суздальской земли, однако оно имело существенные последствия для развития новгородской культуры. Достаточно сравнить мрачное затишье, наступившее после 1240 года, с той бурной строительной деятельностью, которая шла в Новгороде и его пригородах в конце 12 – нач. 13 века . Новгородские летописи с 1240 года до начала 90-х годов 13 века упоминают о строительстве только трех церквей, причем из дерева. Зато крепостное строительство той поры было значительно оживленнее в связи с усилившейся опасностью с Запада.

Однако уже в 90-х годах 13 века положение резко изменилось. Нанеся сокрушительный удар сначала шведам, а затем ливонским рыцарям, Новгород стал одним из крупнейших центров Руси, вступил в полосу нового расцвета своей культуры, будучи единственным из русских городов, сохранившим полностью памятники своего прошлого и культурные традиции.

Новгородские памятники конца 13 – первой половины 14 века сохраняют основные старые композиционные приемы и отражают лишь некоторые новые черты в понимании внутреннего пространства. Тем не менее они открывают новый период в истории новгородского зодчества. Новые элементы конструкций привели к новой системе завершения храма, делавшей внешний облик здания резко отличным от старого. Отказ от боковых апсид придал восточному фасаду храма необычный вид. Наряду со старыми формами оконных проемов в этот период впервые появляются окна со стрельчатым завершением. Изменяется система кладки: плинфа и камень уступают место местной волоховской плите, не требовавшей больших затрат на разработку и доставку, предоставляя неисчерпаемый запас строительного материала для всех видов строительства. Применение волоховской плиты накладывало отпечаток некоторой грубоватости. Видимо, с этим было связано сравнительно позднее освоение чисто кирпичной техники в новгородской архитектуре.

Дошедший до нас памятник конца 13 века – церковь Николы на Липне, выстроенная архиепископом Климентом в 1292 году, свидетельствует о том, что в традиционном типе храма, широко распространенном в новгородском зодчестве второй половины 12 века, произошли существенные изменения. Зодчие церкви Николы на Липне стремились переосмыслить традиционную композицию, вводя новые приемы. Так, они отказываются от старой системы посводного (по закомарам) покрытия. Несмотря на более позднюю переделку завершающих частей здания, верх церкви Николы на Липне можно реконструировать в виде трехлопастного покрытия. Зодчие отказались от трехчастного деления фасада лопатками, что придало зданию еще большую монолитность, и от боковых апсид, одновременно опустив центральную до половины высоты храма. Характерной чертой церкви Николы на Липне является вытянутость пропорций, чего не встречалось ранее в новгородском зодчестве. Существенной особенностью является также новая техника кладки. Церковь Николы на Липне в основном выстроена из волоховской грубо отесанной плиты на растворе извести с песком. Кирпич удлиненной формы еще встречается в укладки, но старой системы чередования кирпича и камня уже нет. Применен кирпич и в кладке столбов и сводов церкви, но он имеет форму продолговатых брусков очень крупного размера.

Кладка из блоков грубо отесанного известняка различного размера с использованием булыги и частично кирпича давала очень неровную поверхность стены и обязательно нуждалась в обмазке известью. Эта система кладки изменила и характер построек, в которых теперь отсутствует четкость форм и линий.

Из довольно многочисленных построек первой половины 14 века до недавнего времени сохранились лишь две. Первая из них, церковь Благовещения на Городище, выстроенная архиепископом Василием в 1342-1343 годах на месте разобранной древней церкви 1103 года, почти полностью разрушена. Однако, судя по плану и уцелевшим частям стен, эта постройка повторяла композицию церкви Николы на Липне.

Выстроенная новгородским боярином Онцифором Экабиным в 1345 году церковь Спаса на Ковалеве – один из интереснейших памятников переходного периода новгородского зодчества 14 века, в архитектуре которого отразились и старые традиции, и новые искания. Церковь Спаса, сохраняя тип кубического храма, крытого по закомарам, имеет одну апсиду, но в то же время три притвора, один из которых служил усыпальницей бояр-строителей. Притворы различны по величине и форме и напоминают скорее “прирубы” деревянного храма.

Церковь Успения на Волотовом поле (1352) развивает принципы, заложенные в основе архитектурного образа церкви Николы на Липне. Здесь лопатки исчезают совсем, никаких декоративных украшений на фасадах церкви нет, монолитный объем стройного четверика легко завершается трехлопастным покрытием, сочетающимся, однако, со старой системой сводов. Асимметрично расположенные притворы придают живописность композиции. Подкупольные столбы значительно придвинуты к стенам церкви, нижние их части скруглены. Этот прием, впервые примененный в русском зодчестве в волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородской и псковской архитектуры 14 и 15 веков.

Перечисленные выше памятники могут рассматриваться как промежуточное звено в процессе формирования того нового стиля в новгородском зодчестве, который представлен блестящей серией памятников 60-80 годов 14 века .

Во второй половине 14 века складывается классический тип новгородского храма, представленный двумя боярскими постройками: церковью Федора Стратилата на Ручье (1360) и церковью Спаса на Ильине улице (1374).

Внутреннее пространство церкви Федора Стратилата характеризуется широкой расстановкой столбов. В то же время в церкви возрождаются обширные хоры на каменных сводах. В стенах храма появляются тайники для хранения казны строителя – посадника Семена. Но наиболее значительно изменение наружного облика здания. Первоначально храм имел криволинейное завершение фасадов и соответствующее покрытие. Вероятно, сложность и непрактичность подобного покрытия привели в дальнейшем к его замене на простую прямолинейную кровлю на восемь скатов, или на четыре “щипца”. Переход к “щипцу” в то же время сближал каменный храм с деревянными постройками с их прямолинейными кровлями. На фасадах появляются разнообразные декоративные элементы: пояски треугольных впадинок, арочек и нишек – на барабане, вертикальные тяги с аркатурой – на апсиде, “бровки” – над стрельчатыми завершениями окон.

В церкви Спаса на Ильине улице при общем сходстве композиций с церковью Федора Стратилата декорация фасадов еще больше обогащается введением различных розеток, поясков, вставных каменных крестов. Если ранее зодчество Новгорода 12 –13 веков характеризовалось суровой простотой, то в 14 веке, в пору расцвета новгородской культуры, архитектурное творчество значительно оживляется.

Памятники Новгорода конца 14 и начала 15 веков , повторяя и упрощая найденные в храмах Спаса на Ильине улице (1374) и Федора Стратилата на Ручье (1360) решения, не дают ничего принципиально нового. Следует отметить очень стройную по своим пропорциям церковь Иоана Богослова в Радоковицах (1384) и церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406) с нарядным убранством фасадов. Практические нужды приводят к появлению в 15 веке храмов с подклетом – не выявленным внешне нижним этажом, предназначенным для хранения товаров и ценностей. Следует отметить также возрождение кирпичной кладки (церковь Симеона в Зверине монастыре, 1468).

Во второй половине 15 века , в связи с борьбой новгородского боярства против воссоединения с Москвой, в новгородском зодчестве появляются консервативные тенденции. Особенно явно они сказались в постройках архиепископа Евфимия. По его заказу перестраивались в старых формах обветшалые храмы 12 века. Новгородский владыка стремился воскресить и поддержать новгородскую “старину”. Евфимий предпринял также обстройку детинца каменными зданиями (1422-1443). Главная постройка этого ансамбля – Грановитая палата (1433), которая строилась при участии немецких зодчих. Это большое трехэтажное кирпичное здание с главным помещением – одностолпным залом для парадных приемов и заседаний, перекрытым сводами на нервюрах. Палата несет несвойственные русскому искусству элементы готики.

Воссоединение Новгорода с Русским государством накладывает свой отпечаток на развитие искусства. Памятники Новгорода конца 14 – начала 15 века характеризуются сочетанием слабеющих местных новгородских традиций с преобладанием форм побеждающего московского общерусского зодчества.

Архитектура Пскова

Во второй половине 13 и первой половине 14 века каменное церковное строительство в Пскове почти не ведется. Это время ожесточенной борьбы с агрессией Ливонского ордена. Все архитектурные силы Пскова поглощены строительством. В 13 веке был создан псковский каменный детинец, и была сооружена стена, прирезавшая к территории детинца новый участок разросшегося города. В 1309 году посадник Борис опоясал растущий Псков новой стеной. В 1330 году создаются твердыни пограничного Изборска с его могучими стенами и башнями. В это время летописи упоминают о постройке всего трех храмов, из которых до нас дошел собор Снетогорского монастыря (1311). Он воспроизводит почти буквально древний Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Ансамбль Московского Кремля

Искусство конца 15 – 16 в.в.

Сложение Русского централизованного государства.

Столица – Москва, оплот православия, центр культурного наследия, «3-й Рим»

Государственное устройство – самодержавие, опора – дворянство.

Главная задача искусства – прославление Русского государства.

Конец 15 – начало 16 в.в.

I. Архитектура – строительство Московского Кремля, инженер Пьетро Солари; русские + итальянские традиции; красота, величие, прочность.

1. УСПЕНСКИЙ СОБОР (арх.Аристотель Фиорованти ),1475-1479 г.г.; древнерусские традиции + традиции итальянского ренессанса (внешний вид: 5 глав, (просторный, светлый интерьер перспективные порталы) светского характера).



2. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР «Златоверхий»

(арх.Марко Фрязин и Пьетро Солари ) 1484-89г.г, древнерусские традиции (подклет – высокий цокольный этаж, галерея, аркатурно-колончатый пояс на фасаде и апсиде);

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА (арх. М. Фрязин и П.Солари ) – часть великокняжеского дворца; одностолпный зал S=500кв.м, h=9м.

3.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР (арх.Алевиз Новый ), 1505-1508г.г. – усыпальница московских государей (52 погребения); в стиле ренессансных 2-х этажных палаццо (пышный декор: аркады, резьба, роспись, позолота).

4. ХРАМ-КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО (арх. Бон Фрязин ), 1505-1508 г.г.; изящество и величие; толщина стен=5м., h=81м., 21колокол – вес – 4 тысячи пудов.

Сформировать представления о том, что Москва была не только политическим центром возрождения Руси, но и средоточием формирования общерусской культуры; развитие культуры опиралось на владимирское наследство; шедевры архитектуры - Успенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Теремной дворец, стены и башни Кремля являются синтезом художественных приемов зодчества Руси и итальянского Возрождения. Познакомить с легендой возникновения города. Рассмотреть старинный чертеж с изображением плана Московского Кремля XVI века.

Посмотреть документальный фильм «Московский Кремль». Обратить внимание на антропоморфный характер башен, напоминающих своим обликом богатырей в русских доспехах. Рассказать о том, что Кремль и его здания стали образцом, которому стремились подражать другие города Московского княжества.

Самостоятельная работа: подготовить сообщение об истории и святынях одного из соборов Московского Кремля.

Своеобразие русской архитектуры

Глава, Крест

Главы в соответствии с русской православной традицией имеют, как правило, шлемовидную или луковичную форму. Количество глав, как правило, должно быть не менее количества престолов в храме. В традиции православного храмостроительства количество глав принимается равным 1, 3, 5, 7, 13 и т.д., что объясняется числовой символикой: 1 - единая глава Церкви - Христос; 3 - число лиц Святой Троицы; 5 - Христос и четыре Евангелиста; 7 - семь чинов ангельских, семь Таинств, семь Вселенских Соборов; 13 - Христос и 12 Апостолов и т.д.

Глава должна быть увенчана православным Крестом, ориентированным на запад. В русском православии принят 6-8-конечный Крест, который отличается от "латинского" наличием верхней и нижней косой перекладин. "Греческий" четырехконечный Крест - равноконечный. Размер и рисунок Креста определяются архитектурой храма..

Окна, решетки

Окна, устанавливаемые, как правило, в верхней зоне каменных стен храма, традиционно имеют полукруглые завершения и снаружи украшаются фигурными наличниками с завершениями в виде кокошников или иными в соответствии с архитектурным стилем фасадов.

На окна храмов, как правило, устанавливаются решетки, часть из которых должна иметь возможность открывания наружу помещений в целях пожарной безопасности. В рисунках решеток часто используется крестообразный мотив. Примеры решеток приведены на рис. 21.