В чем отличие науки от философии. Философия и наука: сходства и различия

Чем философия отличается от мифа, религии, науки?

Согласно общепринятому, формальному определению задачи философии, философия, в отличие от частных наук, есть учение о всеединстве, о бытие как целом. Но история философской мысли учит, что всякая попытка найти единство и цельность бытия, или – что, то же – построить систему бытия, не выходя за пределы совокупности единичных, чувственно – данных вещей, создать систему бытия как систему природы, обречена на неизбежную неудачу.

Появившись, как и искусство, из мифологии, философской «ребенок мысли ясной», накапливая знания и совершенствующий логический аппарат, вырос в науку о наиболее общих закономерностях бытия, то есть природы, общества и духовного мира человека. Со временем от философии отпочковались различные области знания, превратившись в самостоятельные науки – физику, химию, географию, биологию, историю, политэкономию и др. так философия стала матерью всех наук. Внимательно следя за своими детьми и опекая их, она в тоже время не растворилась в своих детях, четко заняв свое место в духовной деятельности человечества. Если естественные науки направлены на изучение мира вокруг человека и человека как части этого мира (биологического существа), если искусство – это, прежде всего мир самого человека, то философия – постижение человека в мире и мира в человеке.

Философия как форма культуры отличается от науки:

    Отдельные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству обучения. Законодательству. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Она не может примириться с частностью, ибо устремлена к целостному постижению Универсума. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос «что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

    Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующем объективно, вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов, они безоценочны. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывают особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит от мнений, настроений и личности ученого. Философия же вся пронизана личностным началом. Философ, прежде всего, должен определиться в своем отношении к миру. Поэтому основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи).

    Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла ее дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Философия же, в первую очередь стремится вместить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального. Излюбленная тема философских размышлений – предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается.

    Философия стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. В философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования результата.

    В науке принято кумулятивное движение в перед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии , метод оборачивания мысли на самого себя. Это как бы челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение их новым содержанием. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли.

    Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносится в мир интеллигибельных (умопостигаемых) сущностей, обозначает существование объектов, постигаемых только умом и недоступных чувственному познанию. Вопросы, что есть красота, истина, добро, справедливость, гармония не сводится к эмпирическим обобщениям.

    Язык философии существенно отличается как от языка науки от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому философия создает свой собственных язык – язык катег7орий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.

    Конкретно- научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм культуры. Физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства или религии, а биология – иначе. И хоть философия не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме культуры, в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм культуры: науки, искусства, религии, технологии и пр.

Вопрос между философией и религией о неизбежности их расхождения и взаимной борьбы, принадлежа к числу типически «вечных вопросов» человеческого духа, с особенной остротой предстоит сознанию в эпохи коренных переломов миросозерцания, в эпохи духовной растерянности и исканий утраченной цельности духовной жизни. Господствующие, наиболее распространенные в широких кругах идеи о философии и религии, идущие от эпохи Просвещения, а отчасти от еще более давнего направления – от рационализма XVIIвека, представляют дело так, что между философией и религией не только возможно, но неизбежно коренное расхождение. А именно религия мыслится здесь как некая слепая вера, как чужое мнение, именно мнение церковного авторитета, принимаемое на веру без всякой проверки, без самостоятельного суждения личного сознания, лишь на основании детской доверчивости и покорности мысли; и при этом содержание этой веры либо – в лучшем случае – таково, что подлинное знание о нем невозможно, либо даже таково, что прямо противоречит выводам знания. Философия, напротив, есть свободное, чуждое всяких эмоциональных тенденций, строгое знание, основанное на доказательствах, на логических расхождениях. Между той и другой неизбежна роковая пропасть, ничем не заполнимая. В самом деле, для философского оправдания веры, для совпадения философии и религии требовалось бы, чтобы совершенно иррациональное, по существу ничем не мотивированное – ибо по традиции воспринятое – содержание религиозной веры было вместе с тем логически доказано, как бы математически выведено отвлеченной мыслью. Всякая добросовестная попытка в этом направлении сразу же приводит к отрицательным результатам. Честный, подлинный философ есть неизбежно если и не убежденный атеист, то, во всяком случае, «свободомыслящий», «скептик». И искусственными, вымученными, внутренне бесплодными представляются с этой точки зрения попытки примирить и согласовать результаты столь разнородных духовных направленностей и устремлений. Только если философ трусливо отрекается от свободы и предвзятости мысли и насильственно подгоняет аргументацию к оправданию заранее, на веру принятых тезисов, может получиться иллюзорная видимость согласия между философией и религией.

Итак, сейчас разберем, чем все-таки философия отличается от мифа. Миф объясняется в субъект - объектной структуре, причем так, будто она принадлежит внешней действительности, а миф ее не видит ("отождествляет"), а потому все подряд олицетворяет. Речь идет об олицетворении явлений природы, как будто последние есть непосредственно, естественным образом в самой реальности (в то время как они есть только совокупность конструктов новоевропейского научного ума), но только увидены первобытным человеком неадекватно, сквозь пелену иллюзий.

Здесь мы имеем дело с натурализмом, позволившим философии у Кессиди необыкновенно быстро найти свой предмет и таким образом возникнуть (менталистская фигура). Нужно только перестать олицетворять, и увидишь сразу "явления природы", "природу в целом". "Милетские мыслители отбрасывают персонификацию природных явлений и тем самым совершают переход от образного (религиозно-мифологического) представления к отвлеченному понятию, точнее, к теоретическому мышлению, если иметь в виду античное понимание теории (мысленное созерцание живой картины действительности, образа космоса). Этот переход от образного представления к теоретическому мышлению означал открытие новой картины мира, в которой явления объясняются их естественной обусловленностью". Таким образом, мы видим, что специфика сознания определяется Кессиди в менталистском ключе - через содержание. Миф - это о богах, то есть о том, чего на самом деле (объективно) нет, философия - это об объективной действительности. Поэтому и получается, что философия всегда занята лишь тем, что создает "картину мира", отличающуюся от мифологической своей теоретичностью, логической расчетливостью на субъект объект - в этом и состоит "новизна". Собственно, благодаря логичности эта новая картина становится "адекватной" самой действительности - явлениям природы, сущность которых она и вычленяет. С точки зрения Кессиди, милетцы были философами в той мере, в какой искали сущность явлений природы - речь идет об их "первоначалах", полученных путем абстрагирования от наблюдаемых космических явлений. Итак, философия здесь - такое мировоззрение, в каком дается теоретически оформленная, понятийно-абстрактная и потому адекватная (объективная) картина мира. Объект для философствования дает сама наличная действительность, но он превращается в предмет мышления в результате абстрагирования от его образной данности. Вот так и возникает, с точки зрения Кессиди, философская мысль. Остается объяснить только одно - формирование навыка абстракции, понятийного мышления. Это и объясняет переход "от мифа к логосу" как переход одного уровня мировоззрения к другому (вспомним Чанышева). Этот переход мыслится авторами исторически, а история - по-марксистски - законосообразная необходимая и поступательная смена стадий, в которой социальные явления зависят от способов производства. Таким образом, методологически этот ход выглядит так - смена формаций обуславливает смену уровней мировоззрения. В итоге получаем, что греки стали философами потому, что стали рабовладельцами. В связи с появлением трудовой деятельности, у человека "стихийно складывается" мировоззренческая потребность, а вот то, как она реализуется, целиком и полностью зависит от социального субстрата, то есть от типа производственных отношений - от формации. "Первоосновой всех форм общественного сознания, философии, в том числе, является общественно-историческая практика людей, предполагающая активное и заинтересованное отношение к явлениям внешнего мира, к мировому строю вещей, к социальному порядку" и т. п. Натуральный первобытный способ производства влечет за собой "нерасчлененность первобытного коллектива, которому соответствует полная расплывчатость мифа как общественного сознания (где все во всем)". Но постепенно "общественное бытие" начинает меняться. Изменению способа производства, спровоцировавшего изменение мифологической картины мира в теоретическую, огромное внимание уделяет Чанышев. "Скачок в производительных силах в связи с переходом от бронзы к железу увеличил возможности людей и их овладение миром, что стимулировало мышление и давало новые, объективные знания о действительности (речь идет о пранауке)... Товар и деньги как чувственно-сверхчувственная вещь, появившись, привел к абстракции общественного бытия и общественного сознания... Классовая борьба подорвала традиции... Произошла десакрализация жреческих знаний в связи с демократизмом и падением иерархии. Новым классам нужно было новое мировоззрение. Подъем на второй уровень для мировоззрения стал возможен благодаря росту наук, что стимулировало зарождение высшей части идеологической надстройки. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира и новым знанием, как распространение мышления на все мировоззрение из узко-специфической (производственной) сферы... Так и складывается философия как системно-рационализированное мировоззрение". Данный пассаж вскрывает многие недоразумения. Во-первых, "Предфилософия (миф как мировоззрение) везде одинакова". Но из-за того, что на Востоке рабство было неправильным, то есть патриархальным, " философия Китая, Индии, Вавилонии, Сирии, Финикии, Иудеи, Израиля, Египта не получила классических форм, как в Элладе" - сам список настолько одиозен, что его нет возможности комментировать. Народам Востока не хватало абстрактного мышления, - но отчего же? - разве они не умели, к примеру, считать? Кессиди, сверх того, обделяет их еще и логикой, усиленно доказывая, что миф нелогичен вовсе. Подобные крайности не случайны - иначе просто нет никаких причин отличать восточную мифологию от философии. И даже если связывать появление философии с формированием десакрализованного социального пространства, возникает новая неувязка - мы получаем не античную философию, а философию в античности, то есть любой народ, имеющий навык разделенного труда и перешедший на стадию классового общества (к примеру, классического рабства), непременно обзаведется философией. Таким образом, для философии должно быть существенно не то, что она возникает как "эллинская", а то, что она возникает в качестве "рабовладельческой". Иными словами, она - всегда классовая. В итоге Чанышев и Кессиди получают идеологию, причем не всякую, а теоретически оформленную, научно-познавательную (и в этом смысле прогрессивную, общественно-полезную) и осознающую себя таковой. Это - обратная сторона уже упоминавшихся терминов - "мировоззрение", "картина мира". И это, конечно, объясняет интуитивно-прозрачное знание о том, что нечто, происхождение чего описывают Чанышев и Кессиди, может быть чем угодно, но только Философия как событие мысли так возникать не может. Но авторы и не искали события, они искали формирование предмета. И то, что они получили, вполне понятно, если их основания - классический тип рациональности марксистского образца, где классичность влечет за собой ментализм - когда за предметом мышления, формируемым исторически, не видится событие мысли, а марксизм добавляет натуралистичности (субъект-объектная структура и явления природы представляются естественно данными как элементы самой действительности).

Чем отличается философия от частных наук

Итак, философ в отличие от любого другого ученого берется за то, что само по себе неизвестно.

Частные науки стараются сначала застолбить участок Универсума, ограничивая проблему, которая при подобном ограничении частично перестает быть проблемой.

Другим наукам их объект дается, а объект философии как таковой - это именно то, что не может быть дано

Таким образом, от философии неотделимо требование занимать теоретическую позицию при рассмотрении любой проблемы не обязательно решать ее, но тогда убедительно доказывать невозможность ее решения. Этим философия отличается от других наук. Когда последние сталкиваются с неразрешимой проблемой, они просто отказываются от ее рассмотрения. Философия, напротив, с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе - неразрешимая проблема. И доказав это, мы подучим философию в полном смысле слова, точно отвечающую предъявленным к ней требованиям.

Если физика - все то, что можно измерить, то философия - все то, что можно сказать об Универсуме.

Как Р. Декарт определяет начало всякого познания

Тот, кто думает, что Декарт положил начало новому времени каламбуром насчет того, что мы не можем сомневаться в том, что сомневаемся, - кстати, то же говорил и Св. Августин, - не имеет ни малейшего понятия об огромном новаторстве картезианского мышления и в результате не знает истоков современности.

Сомневаться - это значит, что мне кажется что-то сомнительным и недостоверным. Мне кажется и я думаю - одно и то же. Сомнение не что иное, как мысль. Итак, чтобы сомневаться в существовании мышления, я должен поневоле мыслить это мышление, чтобы дать ему существование в Универсуме; тем же актом, которым я пытаюсь упразднить мое мышление, я его осуществляю. Другими словами: мышление - единственное в Универсуме, существование чего нельзя отрицать, поскольку отрицать значит мыслить. Вещи, о которых я думаю, могут не существовать в Универсуме, но то, что я о них думаю, несомненно. Я повторяю: быть сомнительным - значит казаться мне сомнительным, и все в Универсуме может казаться мне сомнительным - кроме того, что это мне кажется.

Существование этого театра проблематично, поскольку я понимаю под этим то, что он стремится быть независимым от меня, что, когда я закрываю глаза и он перестает существовать для меня или во мне, он продолжает на свой страх и риск быть вне меня, отдельно от меня, в Универсуме, т.е. что он существует в себе. Но мышление обладает таинственным преимуществом, его существование, то, чем оно стремится быть, сводится к тому, что мне кажется, - к существованию для меня. И поскольку я пока что состою лишь из своих мыслей, скажем, что мышление - то единственное, в чем его собственная сущность, то, что оно представляет собой реально, состоит лишь в том, чем оно является для себя. Оно то, чем кажется, и ничего больше; кажется же оно тем, что есть. Оно исчерпывает свою сущность в собственной видимости.

В отношении театра ситуация обратная: то, чем театр является или стремится быть, не исчерпывается его видимостью, зримой для меня. Напротив, он стремится существовать и тогда, когда я его не вижу, когда я не появляюсь, когда я не присутствую. Но мое видение есть нечто исчерпывающее его экзистенциальное стремление казаться мне, когда я смотрю, мое зрение присуще мне, оно явно и непосредственно. И если сейчас я страдаю галлюцинацией, значит этот театр не существует реально, но вид театра отнять у меня не может никто.

Из чего следует, что лишь мышлению дан весь Универсум, И при этом дан несомненно, поскольку состоит лишь в данности бытия, поскольку является чистым присутствием, чистым явлением, чистой кажимостью для меня. Это великолепное, решающее открытие Декарта, которое, подобно Великой Китайской стене, делит историю философии на две части.

Сомнение как метод, решение сомневаться, поскольку имеется понятное чувство сомнения, не было у Декарта случайностью, как и его начальная формулировка о несомненности сомнения. Решение об универсальном сомнении - это лишь лицевая сторона медали, или инструмент другого решения, более позитивного: признавать науку не как содержание, а лишь как то, что можно доказать. Итак, наука, теория - это не что иное, как запись реальности в системе доказанных суждений. Ведь сомнение как метод не является для философии случайностью: это сама философия, обдумывающая свои собственные неотъемлемые свойства. Любое доказательство - это доказательство сопротивления, и теория - это доказательство сопротивления, которое некое суждение оказывает сомнению. Без сомнения нет доказательства, нет знания.

Степень уверенности, с которой мы можем утверждать, что в Универсуме существует мышление, или cogitatio, несравнима с любым другим утверждением относительно существования, и это, будучи однажды обнаруженным, обязывает основывать на нем все наше знание об Универсуме. Для теории первая истина о реальности такова: мышление существует, cogitatio est. Мы не можем исходить из реальности внешнего мира: все, что окружает нас, все дела, включая и наше собственное, в их стремлении существовать сами по себе, независимо от наших мыслей о них, подозрительны. Но, напротив, несомненно, что они существуют в моем мышлении как мои мысли, как cogitationes .

Теперь разум оказывается центром и опорой всей реальности. Moй разум придает нерушимую реальность тому, что мыслит, если я считаю его тем, что он представляет собой изначально, - если я считаю его моей мыслью. Этот принцип ведет к попытке создания системы объяснений всего имеющегося, интерпретируя все то, что, очевидно, не является мышлением, не является мыслью как состоящее лишь в мышлении, лишь в мысли. Эта система - идеализм, и современная философия, начиная с Декарта, в основе своей идеалистическая.

    Светская философия и наука являются рациональным способом постижения мира и его явлений.

    Философия и наука работают на уровне сущности, то есть, философия выявляет всеобщие, универсальные основания существования мира и его явлений, а наука открывает общие и специфические законы явлений и процессов действительности.

    1. Платон об отличии философии от науки.

Платон в шестой книге сочинения «Государство» устами Сократа рассказывает о различных способах постижения душой умопостигаемого мира (мира идей). «Один раздел умопостигаемого душа вынуждена искать на основании предпосылок, пользуясь образами… и устремляясь… не к началу, а к завершению. … другой раздел, душа отыскивает, восходя от предпосылки к началу такой предпосылки, не имеющему образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей пролагает она сама себе путь».

Здесь Платон вводит методически строгое различие между философией и наукой. Оно касается их различного отношения к своим основаниям и направленности знания.

Наука и философия имеют свои предпосылки, основания (принципы, постулаты, аксиомы, основоположения). Наука считает свои основания интуитивно ясными, истинными и не пытается их обосновать; на их основе она строит теоретическое представление об объекте. Философия же, не считает свои предпосылки истинными и пытается в первую очередь найти основания этих предпосылок. Например, тезис «Объективный мир существует» является фундаментальным онтологическим основоположением и в физике и в философии. Физика не ставит под сомнение этот тезис, а, исходя из него, изучает материальный мир. В философии любое онтологическое исследование начинается именно с прояснения вопроса об объективном существовании мира. И только прояснив этот вопрос, философ строит онтологическую картину мира. Причем, далеко не все философы утвердительно отвечают на этот вопрос.

    1. Отличия философии от науки.

    Наука конечным количеством шагов дает окончательные ответы на конкретные вопросы, имеющие общепризнанное значение. Философия не является собранием готовых истин. Ее проблемы не имеют однозначного решения. Предлагая свой вариант решения каких-то проблем, философия всегда оставляет место для новых решений и подходов. Поэтому, в философии никогда не было единомыслия, она лишь создает предпосылки для самостоятельного поиска ответов на вечные вопросы бытия.

    Философию, в отличие от науки интересуют первоначала, основания. Физик, изучает материальный мир, вещи, но никогда не задаётся вопросом: «Что есть материя сама по себе?». Математик оперирует числами, но никогда не задаётся вопросом: «Что есть число само по себе?» Философию интересуют именно эти вопросы: Что есть материя сама по себе? Что есть число само по себе? и т.д.

    Наука изучает реальный действительный мир таким, каков он есть. Философия осмысливает мир через призму Должного , то есть она размышляет о том, что является предельными основаниями мира, позволяющими ему быть или благодаря которым он может погибнуть.

    Философия в своей сущности является рефлексией, то есть она является деятельностью, связанной с сознанием, которое стремится к определению собственных границ и их преодолению. Это стремление требует напряженной рефлексии, размышления, направленного на собственное сознание. То есть, философия есть особая форма индивидуального и общественного сознания, характеризующаяся прогрессирующей рефлексией и максимальным использованием способностей человека. Тогда как в науке и в религии рефлексия не обязательна, то есть, учёному не обязательно изучать процесс познания. Но все-таки, практика показывает, что философствующий учёный может добиться больших результатов. (Например, Альберт Эйнштейн).

    Философия и наука отличаются объектами (предметами) исследования. Если объектом науки является реальный мир вещей (мир сущего), то предметом философии является мир трансцендентный (существующий за границами мира сущего), мир бытия, мир предельных оснований существования человека, общества и природы.

Прежде чем говорить об их отличии, мы должны разделить все конкретные науки на две группы: а) фундаментальные и б) прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение мира – такого, каков он есть сам по себе. Прикладные науки имеют своей целью практическое применение материалов и явлений природы для нужд человечества. Для философии главный интерес представляют данные фундаментальных наук.

Так вот, между философией и конкретными науками существует два принципиальных отличия.

Первое . Конкретные науки изучают мир по частям (отсюда и другое их название – "частные"). Каждая такая наука находит какую-то отдельную область мира и исследует её. Философия выполняет по отношению к ним противоположную функцию. Она стремится показать мир как целое. Подобно тому, как спортивный тренер противостоит игрокам, а театральный режиссёр – актёрам, так и философия составляет единство противоположности со всеми остальными науками. Их цель – мир по частям, цель философии – мир в целом.

Второе . Каждая конкретная наука начинает процесс познания "своей" части мира со ступени непосредственного чувственного восприятия (созерцания) тех реальных предметов, которые её составляют. Исследуя данные предметы, она вырабатывает соответствующий круг понятий и определений, посредством которых делает данную область мира достоянием нашего мышления. Например, химия показывает нам качественные различия вещества планеты посредством таких определений, как: соль , оксид , гидрат , кислота , основание и т.д. Если мы уберём эти понятия из своей головы, то вместе с ними исчезнут все те различия вещества, которые показывает химия.

В противоположность частным наукам философия начинает постигать мир не со ступени его непосредственного чувственного восприятия, а сразу же со ступени его мышления. Она оставляет всё позитивное содержание частных наук (данные наблюдений, замеров, экспериментов, расчётов) самим наукам и сосредоточивает своё внимание на их рациональной стороне – используемых ими понятиях и определениях. Философия противопоставляет себе все эти понятия и определения и выстраивает из них единую научную картину мира.



Понятия и определения – это один и тот же материал нашего мышления. Понятия состоят из определений. При этом каждое определение само может рассматриваться как понятие, состоящее из собственных определений, и наоборот, каждое понятие может выступать одним из определений понятия более высокого уровня. Например, если нас заинтересует понятие данного университета , то в этом случае все составляющие его факультеты и студенты будут выступать в качестве его определений. Но если нас заинтересует вся система образования , существующая в городе, то здесь уже сам университет будет выступать одним из определений её понятия. Понятия и определения неотделимы друг от друга и по ходу наших размышлений переходят друг в друга.

Именно потому, что философия имеет своим предметом не чувственно воспринимаемый мир вещей, а лишь те понятия и определения, посредством которых мы осмысливаем мир, она является умозрительной наукой. Соответственно, задача философии заключается в том, чтобы выстроить из этих разрозненных понятий и определений научную картину мира, показывающую его как целое.

Деление курса философии

Все те определения (понятия), посредством которых люди осмысливают мир и передают друг другу информацию, делятся на три группы. Первую группу составляют определения мышления , вторую – определения природы , третью – определения человечества . За пределами этих групп никаких других определений оставаться не должно. Согласно этому курс философии делится на три части, в которых систематизируются:

Определения мышления,

Определения природы,

Определения человечества .

Часть первая

МЫШЛЕНИЕ

Пустого беспредметного мышления не бывает. Оно всегда нацелено на постижение понятия того или иного предмета. Если каждый конкретный предмет имеет своё понятие, то, следовательно, у всех у них (у их понятий) есть нечто общее, что присуще понятиям всех предметов. Вот это общее называется чистым понятием или понятием как таковым .

Чистое понятие. Любой предмет представляет собой нечто целое . Как целое он состоит из частей , а части – из элементов . На языке определений мышления целое называется всеобщностью , части – особенностью , а элементы – единичностью . Однако для того чтобы получить возможность использовать в своих умозаключениях данные определения, необходимо прежде выявить в самом предмете все его реальные части и элементы. Только за счёт этого наше мышление получит тот фактический материал, который позволит ему наполнить данные определения (всеобщее, особенное и единичное) конкретным содержанием. Но ещё раньше нам потребуется обнаружить сам предмет: найти его в окружающем мире и отделить от остальных. Соответственно, вся процедура постижения понятия любого предмета состоит из трёх последовательных этапов. На первом этапе мы только обнаруживаем факт бытия интересующих нас предметов. На втором – выявляем их внутреннее строение и внешние связи. На третьем – постигаем их понятие как таковое.

Категории. Каждому этапу постижения понятия соответствует своя группа определений мышления, которые называются категориями . Что такое категории? Это всеобщие признаки , которые мы находим у всех предметов вообще. Все вещи обладают количеством, качеством, формой, содержанием, отношением к чему-либо, причиной, следствием и т.д. Вот такие всеобщие признаки, мыслимые в их чистоте, называются категориями [от греч. kategoria – высказывание, обвинение, признак]. В окружающем мире мы всегда имеем какое-то определённое количество, качество, форму, содержание и т.д.. Но в своём мышлении мы находим эти определения в их чистоте: качество как таковое, форма как таковая, и т.д.

Категории являются теми внутренними конструктивными элементами нашего мышления, посредством которых оно синтезирует понятия предметов. Сами по себе категории пусты. Они лишь чистые определения мышления. Своё назначение они реализуют только тогда, когда соединяются с чувственными восприятиями вещей. В результате соединения восприятий с категориями возникают понятия предметов. Как это происходит? Это должна показать нам наука о мышлении, которая называется логикой .

Соответственно, наука о мышлении – логика – делится на три части. В первой части рассматриваются те категории, посредством которых мы обнаруживаем бытие интересующих нас предметов. Во второй – те, посредством которых мы раскрываем их сущность . Наконец, в третьей части – те категории, с помощью которых мы выстраиваем понятия предметов.

ТЕМА 2. Категории бытия

В данном разделе рассматривается последовательный ряд категорий, посредством которых мы обнаруживаем в окружающем мире интересующие нас предметы. Этот ряд включает в себя три сферы определений:

качества ,

количества ,

меры .

Чтобы легче освоить данный материал следует припомнить свой опыт работы с биноклем или с фотоаппаратом, снабжённым объективом. Глядя через бинокль на мир, мы наблюдаем следующую картину. Когда объектив находится в одной из крайних точек фокусного расстояния, мы видим в кадре серое размытое пятно. Переводя объектив в другую крайнюю точку фокусного расстояния, мы вновь получаем такое же серое, размытое пятно. Повторяя так много раз, вращая объектив туда-сюда, мы начинаем замечать, что в ходе этого что-то возникает и тут же исчезает. Замедляя вращение объектива, мы в итоге фокусируем очертания находящихся в кадре предметов. Далее мы пристально рассматриваем эти предметы и находим среди них тот, который нас непосредственно интересует. После этого мы переносим своё внимание только на этот предмет и далее рассматриваем уже только его: его внешний вид, его внутреннее строение, внешние связи и т.д. Вот в такой же последовательности происходит формирование образов предметов в нашем сознании.

Качество

Определения качества:

а) чистое бытие ,

б) наличное бытие ,

в) определённое бытие .

а) Чистое бытие

Познание любого предмета начинается сконстатации того факта, что всё то, что существует в этом мире, включая интересующий нас предмет, всё это есть .Мы признаём, что есть мир как таковой во всём богатстве его содержания. Причём всю пестроту его красок мы без каких-либо оговорок оставляем здесь без внимания и удовлетворяемся лишь только тем фактом, что всё то, что существует, что имеет место быть в этом мире, – всё это просто есть . Таков самый первый шаг в логике познания мира, который фиксируется категорией чистого бытия . В нашем примере с биноклем этой категории соответствует серое пятно, которое представляет собой полностью размытые очертания всех предметов, находящихся перед объективом.

Но, с другой стороны, это серое пятно ещё ничего не показывает нам. В нём мы не видим ни одного конкретного предмета, поскольку все они слились в однообразную серую массу. Говоря о том, что всё есть, что есть бытие как таковое, мы, следовательно, исключаем из своего внимания всё богатство содержания мира, всё то, что наполняет его собой. Тем самым категория чистое бытие оказывается равной категории ничто . Бытие есть то, что совершенно лишено определений, и точно такое же отсутствие определений есть ничто .

Конструктивная роль этих категорий заключается в том, что в своём бесконечном взаимном переходе друг в друга они образуют логический ноль абсолютное начало процесса познания как такового, вне зависимости от того, что именно и в какой части мира нас интересует и что, следовательно, мы намерены познавать.

Попытка удержания определений чистого бытия и ничто проявляется как постоянное движение мысли: стремясь к достижению определения чистого бытия , мышление неожиданно для себя получает ничто , а убегая от ничто , оно приходит к чистому бытию , которое тут же опять превращается в ничто , и т.д. до бесконечности. Такое внутреннее беспокойство мысли, перебегающей от чистого бытия к ничто и обратно, есть становление .Но становление понимаемое не в историческом плане, не в плане истории развития реального объекта, а в логическом плане, в плане появления в нашем сознании образов созерцаемых нами предметов. В нашем примере с биноклем категории становления соответствует сам переход от одного серого пятна к другому и обратно.

б) Наличное бытие

При перемещении объектива из одной крайней точки фокусного расстояния в другую (от одного серого пятна к другому) мы обнаруживаем, что по ходу этого в кадре то возникают очертания каких-то предметов, то опять пропадают, преходят , сливаясь в серое размытое пятно. Это побуждает нас останавливать движение своей мысли от чистого бытия к ничто и сосредотачивать внимание на том, что возникает в ходе становления.

Сфокусировав изображение в кадре, мы в итоге получаем устойчивые образы созерцаемых нами предметов. Тем самым наше мышление восходит на ступень наличногобытия , которая представляет собой единство определений возникновения и прехождения . То, что беспрестанно возникало и ничтожилось, предстало теперь на экране нашего сознания тем, что есть в наличии .

Получив устоявшуюся картинку окружающего нас мира, мы обнаруживаем, что он состоит из ряда конкретных предметов. Каждый из них мы можем определить как нечто или как иное . Нечто – это тот предмет, который нас непосредственно интересует, а иное – это всё остальное, отличное от него. Так, например, если перед нами находятся ваза, книга и авторучка, то каждую из них мы можем определить и как нечто и как иное . Если нас интересует книга, то она будет определяться как нечто , а всё остальное – ваза и авторучка – как иное .

Наличное бытие каждого нечто (предмета) имеет свой предел, свою границу, которая определяется через его качество . Качество является интегральным признаком предметов окружающего нас мира, позволяющим отличать их друг от друга, как нечто и иное . В самом слове качество , произнесённом по слогам, слышится фраза как-что-есть . Например, неорганическое вещество планеты – это одно качество (естество), живые организмы биосферы – это другое качество, человечество – это третье качество.

в) Определённое бытие

Рассматривая интересующее нас нечто в пределах его качества, мы подвергаем отрицанию всё иное . В результате мы оставляем в фокусе своего внимания только данное нечто . Данная ступень фиксируется категорией определённого бытия . Определённое бытие – это простое соотношение нечто с самим собою, которое достигается через отрицания от него всего иного . Например, если нас интересует человечество, то мы просто оставляем за пределами своего внимания вселенную и биосферу и сосредоточиваемся только на человечестве.

Определённое бытие оставляет в пределах нашего внимания только одно данное нечто , которое мы обычно называем местоимением "это". Исключив из него всё иное, мы определяем "это" (данное нечто ) как одно . Наличие границы у "этого" нечто границы обусловливает переход нашей мысли к другому нечто, от него – к третьему нечто, и т.д. Если есть одно нечто, значит, есть и многие другие нечто. Определение одно , следовательно, переходит в свою противоположность – в определение многие .

Например, если мы будем рассматривать в качестве нечто всё человечество, то обнаружим в нём одного человека, другого человека, третьего и вообще – многих людей. То же самое мы обнаружим и в наличном бытии биосферы: один живой организм, другой живой организм, ..., многие живые организмы. И те же определения мы применяем к элементам Вселенной: одно небесное тело, другое небесное тело, ..., многие небесные тела.

Каждое одно есть то же самое, что и многие другие одни . В силу этого определения одно и многие преобразуются в определения единица и множество . А это значит, что, выявляя бытие предметов окружающего нас мира, мы с необходимостью переходим от их качества к определению их количества . Категории одно и многое принадлежат ещё сфере качества. Категории единица и множество принадлежат уже сфере количества.

Количество

Определения количества:

а) неопределённое количество,

б) ограниченное количество,

в) определённое количество.

а) Неопределенное количество

Всё что существует в нашем мире разделено и обособленно. В силу этого первыми определениями понятия количества являются непрерывность и дискретность (прерывность ). Мир сколь непрерывен, столь и дискретен в своей непрерывности. Например: бесконечный ряд тел Вселенной, бесконечное число живых организмов на планете и т.д.

б) Ограниченное количество

Наложение границы на бесконечный ряд предметов делает неопределенное количество ограниченным или величиной . Например: "от этого дерева до этого дерева", "от этой звезды до этой звезды".

в) Определённое количество

Ограниченное количество становится определенным благодаря числу . Числа создаются посредством действия нумерации . К единице прибавляют единицу и к полученному числу всякий раз вновь прибавляют единицу. Действие нумерации не следует путать с действием сложения . При нумерации только производят числа, тогда как при сложении оперируют уже готовыми числами.

Понятие числа содержит в себе два собственных определения: численность и квант . Это значит, что любое число представляет собой одновременно и некоторое множество заключённых в нём единиц и их нераздельное единство . Множество – это численность составляющих его единиц. Единство – это квант (целостность) заключённых в нём единиц.

Из соотношения данных определений числа (численности и кванта ) вытекают три главных математических действия:

Сложение (вычитание),

Умножение (деление),

Возведение в степень (извлечение корня).

Непосредственное сравнение чисел между собой дает действие сложения и вычитания . Например. Пять больше трёх на две единицы. Четыре меньше семи на три единицы.

Соотношение двух чисел между собой в противоположности их значения, когда одно число выступает как квант , а другое как численность дает действие умножения и деления . Например. Пятью семь (пять раз по семь) равняется тридцати пяти.

Когда одно и то же число выступает одновременно в единстве обоих своих определений – и как квант , и как численность , тогда мы получаем действия возведения в степень и извлечения корня . Например. Три (квант ) умножаем на три (численность ) и получаем девять.

Все другие математические действия являются производными от этих трёх.

Мера

Единство качественной и количественной определённости предметов даёт понятие меры. Мера – это качественно определенное количество , или количественно определенное качество .

Ступени определения меры:

Специфицированное количество,

Специфическая мера,

Реальная мера.

а) Специфицированное количество

Специфицированное количество – это произвольное соединение количественной и качественной определенности предмета. Например: "сорок тысяч курьеров", "сотни актов балета", "миллион книжных страниц".

б) Специфическая мера

Внутри специфицированного количества всегда присутствует какая-либо специфическая мера. Например. В министерствах имеется по 2-3 курьера, балет состоит из 2-4 актов, книга содержит в себе 300 странниц.

Специфические меры образуют узловую линию мер .

Узловая линия мер раскрывает себя с двух сторон: а) со стороны нарастания её интенсивной величины и б) со стороны нарастания её экстенсивной величины . Например, вот как выглядит узловая линия мер экстенсивной величины человечества: человек семья поселение область страна мировой регион человечество . В основе существования каждого узла лежит свой специфический фактор:

- человек – биологическая индивидуальность,

- семья – кровнородственные узы,

- город (поселение) – экуменический фактор,

- область – территориально-административный фактор,

- страна (республика) – национальный фактор,

- регион мира – религиозный или расово-этнический фактор,

- человечество – тотальность, снимающая различия всех предыдущих факторов.

Конечно, в реальной жизни указанные факторы могут иногда меняться местами и иначе сочетаться между собой, но общая последовательность узлов на экстенсивной линии мер человечества соответствует приведённой схеме.

Если теперь мы посмотрим на динамику нарастания интенсивной величины человечества, то получим аналогичную узловую линию мер. Начало нашей истории мы ведём с момента образования на Земле биовида человека разумного . Затем идут семейные и родовые общины. Им на смену приходят поселения соседских общин . На базе соседских общин образовывались города-государства и первые империи . Далее мы видим распад империй и становление самостоятельных стран -государств . На современном этапе мы наблюдаем интеграцию стран в региональные союзы и в единое мировое сообщество . Сопоставив обе линии, мы увидим, что узлы на интенсивной линии мер человечества в целом совпадают с узлами на его экстенсивной линии мер.

Понятие узловой линии мер содержит в себе богатый эвристический потенциал. Вот лишь некоторые направления мысли, которые вытекают из данного раздела логики.

а) В рамках учения об узловой линии мер можно найти рациональное обоснование необходимости образования империй в истории человечества и их последующего распада.

Когда империи создавали более развитые народы, то благодаря своему господству они стягивали отсталые и разрозненные народности в один узел. Тем самым империи, с одной стороны, стимулировали покорённые народы к более быстрому развитию, а с другой – самим фактом своего существования создавали на линии мер человечества узел более высокого порядка. После распада таких империй "освободившиеся" народы, как правило, без особого труда преобразовывались в самостоятельные и вполне жизнеспособные государства, что надо рассматривать как акт восстановления промежуточных узлов на линии мер человечества. При этом сохранялась определённая степень дееспособности и того узла, который сложился за время существования империи.

Наглядный тому пример – распад Советского Союза. Большинство входивших в его состав народов обрели свою государственность благодаря принадлежности сначала к Российской империи, а затем и к СССР. Положительным результатом распада этого союза следует поэтому считать восстановление его бывших республик в качестве самостоятельных узлов на линии мер человечества.

б) Учение об узловой линии мер указывает нам также на то обстоятельство, что первоначально прогрессивная роль тех факторов, которые послужили основанием для образования узлов на интенсивной линии мер человечества, со временем становилась тормозом, сдерживающим появление узлов более высокого порядка. Так, например, принцип кровного родства, который в своё время привёл к появлению родовых общин, в дальнейшем стал препятствием на пути образования узлов более высокого порядка: соседских общин и городов-государств. Тем более следует признать анахронизмом процветание этого принципа в современном мире, в условиях повсеместного перехода к свободным, равным, правовым отношениям в обществе.

В свою очередь, образование княжеств, герцогств, графств для своего времени было прогрессивным событием, но в дальнейшем они также превратились в тормоз на пути формирования единого государства. Каким бы жестоким нам не казался сегодня Иоанн Грозный, но его борьба против удельных князей и бояр была необходимым шагом на пути к формированию единого Российского государства.

в) Учение об узловой линии мер даёт ключ к пониманию и таких малоприятных явлений в истории человечества, как массовые казни и необратимое уничтожение культурного наследия народов, чинимые в ходе социальных революций. Для того чтобы из пестрого ряда разрозненных стран мог в дальнейшем сложиться их устойчивый союз (узел), способный к существованию на собственной основе, требовалось устранить их многовековую национально-религиозную обособленность и подвести их под некий общий знаменатель. Отсюда проистекает та кажущаяся чрезмерной степень разрушений, которыми сопровождались все великие революции. Эта чрезмерность являлась жертвой, приносимой каждым народом ради достижения единства всего человечества . Если нарастание степени целостности человечества имеет необходимый характер, то, следовательно, и деструктивная функция социальных революций во всей избыточности её проявления должна быть признана необходимой. Боль таких признаний можно смягчить той мыслью, что подобную плату за вхождение в состав человечества пришлось заплатить всем народам.

г) Отсюда же вытекают такие, казалось бы, совершенно несовместимые явления в искусстве, как, например, поэзия Владимира Маяковского и Сергея Есенина, или творчество "Машины времени" и "Песняров". При всей их внешней отстранённости друг от друга они не случайно совпадают по времени, поскольку выражают собой единство противоположных устремлений духа российского народа, равно заинтересованного как в сохранении своей самобытности и самодостаточности, так и во вхождении в единое общечеловеческое пространство.

в) Реальная мера

Узловая линия мер заканчивается определением реальной меры . Реальной мерой наличного бытия для людей является всё человечество, для живых организмов – вся биосфера, для небесных тел – вся Вселенная.

Установив реальную меру чего-либо, мы снимаем все различия с промежуточных узлов на линии мер и делаем их неразличимыми. В итоге последним определением учения о бытии становится определение абсолютной неразличённости реальной меры наличного бытия интересующего нас нечто .

ТЕМА 3. Категории сущности

Первоначальные представления о сущности вещей формируются у человека благодаря сказкам. Эти представления носят наивный и экзотический характер. Например: лягушка превращается в царевну, дуб оборачивается молодцом и т.д. Позднее эти представления дополняются явлением метаморфозы живых организмов: гусеница → кокон → бабочка → личинки → гусеницы; икринка → головастик → лягушка, и т.д. Подобные представления, хотим мы того или нет, довлеют над нашим сознанием задолго до того, когда мы всерьёз начинаем задумываться над тем, что же следует понимать под сущностью вещей.

Процедуру постижения сущности вещей мы начинаем с того, что снимаем с меры их наличного бытия определение абсолютной неразличённости . Тем самым всё богатство красок воспринимаемого нами мира становится видимым и различимым. Различие предметов обнаруживается благодаря рефлексии. Слово рефлексия означает взаимное отражение предметами друг друга, благодаря чему они раскрывают как своё различие, так и свою схожесть (тождество).

Определения сущности:

Существование,

Явление,

Действительность.

Существование

Все предметы, из которых состоит мир, сколь различны, столь и тождественны (схожи) между собой. Причем различие вещей проступает через их тождество, а тождество через различие. Например, каждый человек имеет свое лицо, лишь постольку, поскольку есть другие лица других людей. (То, что схоже на 100%, называется не тождественным, а идентичным .)

Несущественные различия предметов имеют внешний характер: высокий и низкий, худой и полный, брюнет и блондин и т.д. Существенные различия имеют внутренний характер и выступают в форме противоположности. Каждая сторона такой противоположности существует лишь постольку, поскольку существует другая сторона, и постольку, поскольку она не есть эта другая сторона. Например: мужчина – женщина, учитель – ученик, врач – больной.

Основаниемсуществования таких предметов является сама их противоположность. Например. Половой способ продолжения человеческого рода обуславливает существование мужчин и женщин. Процесс передачи знаний подрастающим поколениям обуславливает противоположность учителей и учеников. И т.д.

Каждый предмет находится в отношении противоположности не с одним, а многими другими предметами. Например, каждый человек выступает в качестве одной из сторон многочисленных противоположностей. Как мужчина он существует в своей противоположности к женщине, как отец – к своим детям, как сын – к родителям, как прихожанин – к священнику, как работник – к своей фирме, и т.д.

Являясь одной из сторон многочисленных противоположностей, вещь обладает свойствами . Данные свойства вещи проявляются через её отношение к другим вещам, которые являются их потребителями.

Качество и свойство – не одно и то же. Можно потерять отдельное свойство, но продолжать оставаться тем, что ты есть. Например, утюг, у которого не работает парообразователь, продолжает быть утюгом. Тогда как потеря качества означает прекращение существования данного предмета.

Слияние свойств вещи до их полной неразличимости дает определение материи .Обратное действие – восприятие вещи в совокупности всех ее свойств, дает определение формы . Вещь, с одной стороны, распадается на материю и на форму , с другой представляет собой их единство, поскольку материя проявляет себя только через форму, а форма – через материю. Бесформенной материи не бывает. Она является нам посредством формы.

Явление

Форма вещей двойственна. Есть внешняя форма, безразличная содержанию. Есть внутренняя форма вещей, переходящая в их содержание. Внешняя форма вещи это её внешний вид. Внутренняя форма вещи – это её строение .

Внутреннее строение (форма) вещи переходит в её содержание, а содержание вещи переходит в её строение. Содержание и форма (строение) вещи образуют её закон . Вещь такова, каково её строение и содержание происходящих в ней процессов.

а) часть – целое,

б) сила – обнаружение,

в) внутреннее – внешнее.

а) Часть – целое

Вещь представляет собой нечто целое, хотя состоит из частей. Части обладают некоторой самостоятельностью, как по отношению друг к другу, так и по отношению к целому. Но они являются частями лишь постольку, поскольку образуют целое .

б) Сила – обнаружение

Более высокая ступень понимания сущности вещей состоит в рассмотрении частей как сил , а целого как обнаруживающего эти силы. Например, планеты солнечной системы являются не только её частями, но и действующими в ней силами. Каждый живой организм является не только частью биоценоза, но и действующей в нём силой. Каждый игрок команды представляет собой не только её часть, но и её силу.

в) Внутреннее – внешнее

Внутреннее содержание вещи обнаруживает себя через внешнее действие вещи. В своём внешнем проявлении вещь не показывает ничего иного, чего не было бы в её внутреннем содержании. Например, каков человек в своих делах, таков он и по своей внутренней сути.

Три названных вида существенных связей переходят друг в друга. Целое состоит из частей. Части проявляют себя как силы, которые реализуются через внешнее действие вещи.

Действительность

Действительность – это то, что действует.

Чтобы быть действительной, вещь должна иметь возможность для своего действия. При этом возможность проявляет себя с двух сторон:

а) как возможность самой вещи к действию.

б) как наличие внешней возможности для действия вещи.

Незрелое, неразвитое состояние вещи не позволяет ей быть действительной, т.е. действовать сообразно своей сущности.

Реализуется возможность в форме случайности . Например, диплом культуролога дает выпускнику возможность работать на многих должностях. Он выбирает одну должность, что является случайностью по отношению к имеющимся возможностям.

В свою очередь, случайность становится условием для вхождения в действительность других вещей. Например, то, что один выпускник занял какую-то одну должность, становится условием того, что другой выпускник занимает другую оставшуюся свободной вакансию.

При отсутствии условий вещь существует только в возможности, но не в действительности. Когда же все условия имеются налицо, тогда предмет становится действительным. Тем самым от условия мы переходим к определению предмета . Именно условия предопределяют необходимое содержание предмета. Например. Всем знакомы объявления типа: "Требуются молодые мужчины, до 40 лет, с таким-то образованием, со знанием языков, опытом работы..." и т.д. В других ситуациях говорят, что "работать в таких условиях другой человек не смог бы".

Единство предмета и условий даёт определение действия . Действуя, предмет переносит условия на себя, чем придает им действительность, а себя – на условия, чем придает себе действительность. Например: наличие помещения, музыкальных инструментов и учеников позволяет учителю музыки действительно осуществлять свою деятельность. И без его деятельности не может быть ни действительных учеников, ни действительной музыкальной школы, ни действительных инструментов.

Действительность, раскрывающаяся через единство определений условия , предмета и действий , даёт нам переход к определению необходимости . Действие каждого предмета предопределено тем кругом условий, которому он принадлежит. Действие самих условий как предметов в свою очередь определена другими условиями и их действием , и так далее, вплоть до пределов той системы, которую все эти предметы, условия и действия образуют. Такая целокупность соответствующих друг другу условий, предметов и действий даёт нам определение круга необходимости . Только находясь в пределах такого круга, предметы обретают свою свободу .

Например. Человек, чтобы жить, должен иметь: дом, газеты, завтраки и обеды, родственников, друзей, коллег, работу, отдых, спорт и прочее. Как ни удачно складывалась жизнь Робинзона Крузо на его острове, он всё равно стремился вернуться назад к людям, в свой круг необходимости . Северному оленю нужна тундра. И сколько, говорят, волка не корми, он всё равно в лес смотрит.

Каждая качественная ступень нашего мира – Вселенная, биосфера, человечества – представляют собой такой круг необходимости для всех образующих их предметов. В каждом таком круге существует три вида отношений действительности :

а) субстанциальное отношение,

б) причинное отношение,

в) отношение взаимодействия.

а) Субстанциальное отношение

В рамках своего круга необходимости каждый отдельный предмет представляет собой акциденцию (от лат. accidentia - случайность, несущественность). Вселенная, например, состоит из бесконечного числа единичных небесных тел. Биосфера – это мириады единичных живых организмов (акциденций). Человечество – это более 7 млрд. человек (акциденций) и бесконечное число созданных им предметов.

В своей совокупности акциденции образуют субстанцию данного круга необходимости. Иначе говоря, субстанция – это тотальность акциденций . Например, тотальность небесных тел (акциденций) даёт нам субстанцию Вселенной. Тотальность живых организмов планеты (акциденций), даёт нам субстанцию биосферы. Тотальность людей как акциденций (6,5 млрд. чел.) даёт нам субстанцию человечества.

Substantia в переводе с латыни означает основу , подстилку . Под этим словом принято понимать то, что лежит в основании всего существующего в этом мире. Но если мы будем рассматривать субстанцию отдельно от акциденций как некую первоматерию, предшествующую всему и вся, то при всей своей фантазии мы её в таком виде нигде не обнаружим. Без акциденций, связанных между собой кругом определений необходимости, субстанции не существует. Категории субстанции в том её значении, которое вкладывал в неё Спиноза, н

Философия - это совокупность самых общих (читай примитивных) идей, принимаемых без доказательств и излагаемых в наиболее непонятной для непосвящённых в эти болота концепций, менталитета и парадигм людей форме. Философий на самом деле очень много - сколько людей столько и "философий", в принципе, может быть.
Если человек не способен ставить и решать конкретные практические задачи, но у него завышенное самомнение, то он стремиться заделаться "философом"...
Чем изощрённее псевдологические выкрутасы на ровном месте (схоластика) и не понятнее термины (экзистенциализм), тем якобы "глубже" выглядит философия в конкретной тусовке "философов".
Философия кончилась, когда "философы" перестали изучать и понимать физику, химию и биологию с базисной математикой. Философия стала видом искусства и самовыражения психически специфических личностей.
Кто поступал на "философские факультеты" в СССР и с какой целью? Знают все. Для тех, кто не знает, скажу: дети чиновников и политработников, которые не способны были в школе изучить законы физики, химии и биологию.
В СССР считалось, что после окончания такого факультета, где изучалась только марксистско-ленинская "философия" (диалектический материализм с элементами матерного диалекта), у человека прямая дорога во власть.
Думаю и за границей было почти то же в 20 веке. У них свои заморочки тупизма. Самые неспособные к практическому логическому мышлению и имеющие плохую память люди шли на философский факультет. Изучали историю философии. Всё ни о чём...
Конечно бывали исключения. Пара, тройка вполне адекватных ребят и девчат реально созидали концепты. Но они быстро отуплялись окружающей средой. Марксизм-ленинизм не терпел инакомыслия. Как и любые другие философские школы. Философии вышли из религии. А там терпимость к инакомыслию не терпима!
Вы встречали женщину - философа. Я не встречал. Этого не было ни в какие времена и ни в каких странах. Кроме СССР, Кубы и Северной Кореи. Но такие "философини" были только по формальным признакам. Женщина философ - это всё равно, что попугай - орёл... При всём моём глубочайшем уважении к женщинам. Но природа так устроена, что гвозди следует забивать молотком, а борщ варить не из топора.
Женщины умнее и эффективнее мужчин во многом, что им дано от природы. Но не в абстрактных сферах мышления. Женщины конкретны и прагматичны. Практичны и результативны. И это очень хорошо. Что бы мы без женщин делали. Но ведь каждому своё! Не так ли? В самом широком и полном смысле этих слов.
Философ оставляет после себя новые идеи, концепты. Совокупность мыслей составляющих законченное новое учение или новый взгляд, подход о бытие природы и человека.
Женщины, не обижайтесь, ради Бога, вам это не дано. Это не я придумал. Это факт жизни. Мы вас любим не за философию...
Можете посмотреть на историю философии. Много там женщин? Но без женщин не было бы и настоящей философии. Они всегда являлись самыми эффективными распространителями философских идей. Ну это уже отдельная тема.
Ну вот, начал про философию, а кончил, как всегда, женщинами...
"О "чистой" философии".
"Философами не становятся, а рождаются"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.