Несбывшиеся мечты аргументы из литературы. Аргументы по направлению «Мечта и реальность

  • А.С. Пушкин - роман в стихах «Евгений Онегин» . В ро­мане «Евгений Онегин» в лице Ленского и Онегина поэт пред­ставляет нам дватипалюдей: романтика-идеалиста и реалис- та-скептика. Эти герои обладают полярным мироощущени­ем, противоположными взглядами на жизнь. Онегин - пресыщен, жизнью ^ трезво оценивает людей, ситуацию, жиз­ненный опыт довлеет над ним, не давая порой возможности разобраться в собственной душе. Ленский же, напротив, юн, лишен отягощающего жизненного опыта, к тому же поэт, меч­татель, то есть склонен идеализировать мир. Возможно, по­тому-то и сходятся они в конце концов в кровавом поединке, исходом которого становится смерть Ленского. Как отмеча­ли критики, автор понимал, что такому человеку «нечего де­лать в России, и убил его рукою Онегина» (Герцен). Таким образом, у Пушкина мечта не выдержала соприкосновения с реальностью.

А.М. Горький - пьеса «На дне». Проблема противостоя­ния мечты и реальности - центральная проблема пьесы A.M. Горького «На дне». Героем, вносящим в жизнь окружа­ющих мечту, является в пьесе Лука. Образ Луки в пьесе нео­днозначен, двойствен. Он тонкий психолог, умный, наблюда­тельный, имеющий огромный жизненный опыт. Идейную по­зицию героя раскрывает рассказ Луки о двух грабителях и его притча о «праведной земле». Идейные противники Луки - это Бубнов, Барон и Сатин. Однако если Бубнов и Барон - это циничные реалисты, то Сатин искренне верит в человека, в его дух и внутреннюю силу. Каково же влияние «пропове­дей» Луки на судьбы ночлежников? Он способствует зарож­дению в жизни персонажей надежды (Анне обещает обрете­ние желанного покоя после смерти, Актеру говорит о бесплат­ной лечебнице для алкоголиков, Ваське Пеплу - о возможно­сти начать новую жизнь в Сибири, поддерживает романтическую историю Наташи о любви). И сами герои в финале пьесы изме­няются. Критики отмечали ту атмосферу человечности, всеоб­щего воодушевления, которая воцаряется в ночлежке. Щедр и добр к людям Клещ, Барон впервые задумывается над жиз­нью, Бубнов угощает всех, и звучащая песня объединяетлю- дей. Но все испортила смерть Актера. И это уже трагическое столкновение мечты и реальности. Остальным также не уда­ется воплотить мечту в реальность. Васька Пепел следует в Сибирь на каторгу, Настя, верящая в романтическую любовь, уличает во лжи Барона, Анна умирает. Однако только ли на Луку автор возлагает ответственность за происходящее? Ка­кова авторская позиция в пьесе? Отметим критический взгляд автора на социальное устройство российского общества, на­личие у героев внутренних конфликтов (страх перед жизнью, слабая воля, леность души, боязнь перемен). Автор не поддер­живает открыто ни позицию Луки, ни позицию Сатина. Он ставит в пьесе один из вечных вопросов, призывая зрителя к размышлению и к собственной оценке. Безусловно, Горький- реалист выступает за человеческое мужество и веру в собствен­ные силы. Однако Горький-романтик высоко ценил способ­ность человека к мечте. Именно поэтому критики писали, что образ Луки более удался писателю, нежели образ Сатина (В. Ходасевич). Также критики отмечали определенное «родство» этих персонажей. В финале пьесы именно Сатин защищает Луку. Таким образом, герои A.M. Горького отражают двой­ственность, противоречивость натуры самого писателя. Сам же автор оставляет этот вопрос открытым.

А. Грин - феерия «Алые паруса». Воплотившаяся мечта - это основа сюжета А. Грина. Маленькая девочка Ассоль дер­жит в руках игрушку - кораблик с алыми парусами, и он у Грина становится символом сбывшихся надежд, счастья, по­беды добра над злом. Мир, в котором живет девочка, жесток и мрачен, ее окружают обыватели, а в их жизни нет места мечте. Дети не хотят играть с Ассоль, дразнят ее, взрослые считают деревенской дурочкой, чудачкой, над ней подсмеиваются. И девочка уходит от грубой, серой реальности. Сказочник Эгль предсказывает ей встречу с принцем, плывущим на па­руснике с алыми парусами, и она искренне верит в это. В фина­ле капитан Грей, полюбив девушку, дарит ей детскую мечту - парусник с алыми парусами. А потом он скажет замечатель­ные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Это очень коварное направление, которое подчас подсовывает такие темы, которые можно встретить разве что на кафедре философии. Нет, серьезно: «Чем мечта отличается от реальности»? Вроде бы элементарный вопрос, а ответить на него, привлекая литературные примеры, очень сложно, ведь в книгах русских авторов не так много подходящих вариантов. Да и сам тезис, согласитесь, не вполне ясен. Чего они ждут в ответ на такой вопрос? Рассуждений на 400 слов? Словом, та еще ситуация. Но Многомудрый Литрекон по мере сил старается помочь вам с аргументами, и вот очередная его попытка внести ясность в заковыристые темы сочинений.

Мечта

  1. А. П. Чехов, «Невеста» . Героиня с детства мечтала выйти замуж и создать семью. Но в 23 года, когда и жених нашелся, и свадьба была накануне, девушка засомневалась, это ли ее призвание? Любит ли она своего суженого? Такую ли жизнь она мечтает построить? Ее колебания заметил Саша, друг ее семейства, и посоветовал Наде открыть глаза на то, что ее окружает серая мещанская обстановка застоя, где с годами ничего не меняется. Слуги все также живут в грязи, их хозяева все также праздно пьют чай и говорят «о высоком», что уже давно является банальностью. Героиня осознала, что идеализировала свой круг общения. На деле все эти родственники и друзья оказались пустыми и ленивыми обывателями. Тогда глаза девушки загорелись новой мечтой: сбежать из дома! Она захотела учиться, найти себя в профессии и честном труде, повидать мир за пределами тесного городка. Ради исполнения грёзы она рискнула всем: положением, наследством, добрым именем. Но зато она обрела воплощение своего идеала: свободную и интересную жизнь счастливого человека. Значит, любая мечта может сбыться, но для этого необходимы усилия, готовность рисковать и сила духа.
  2. О Генри, «Дары Волхвов» . Герои были бедны, но очень сильно мечтали создать друг для друга полноценный праздник. Делла накопила совсем немного, а подарок приметила дорогой: цепочку для часов мужа. В отчаянии девушка придумала лишь один вариант достать необходимую сумму: отрезать роскошные косы и продать их. Вернувшись домой, она переживала, что Джиму не понравится ее новый облик, но все же она не жалела о содеянном. В то же время о поздравлении думал ее супруг. Он подобрал прекрасный гребень для волос жены, но ему пришлось пожертвовать самым дорогим, что у него было – часами. При встрече молодые люди были ошеломлены, но все равно счастливы, ведь такие исключительные знаки внимания говорили об их сильной взаимной любви. Так, желание – это категория абстрактная, нематериальная. Герои мечтали не об аксессуарах, а о том, чтобы сделать приятное близкому человеку. Никакие богатства не принесут влюбленным блаженства, если нет того чувства, что кроется за ценным подарком. Значит, разница между грёзой и целью в том, что мечта стоит над задачами: мы ставим себе цели во имя идеалов, которые являются нашими путеводными звездами.
  3. М. А. Шолохов, «Тихий Дон» . Не всем мечты должны сбываться, ведь некоторые из них затрагивают интересы и права другого человека, который может желать совершенно иного. К примеру, Наталья Коршунова больше всего на свете хотела выйти замуж за Григория Мелехова. Но молодой человек был равнодушен к ней, о нем ходила молва, будто он увлечен замужней женщиной. Однако упорную казачку это не остановило. Она заявила родным, что замужество рассматривает только с Мелеховым, а иначе хоть в монастырь. Семья отнеслась к ультиматуму с пониманием, о свадьбе договорились, хоть Коршуновы были ощутимо богаче, и им это брак был не выгоден. Но Григорий так и не смог полюбить жену. Он даже откровенно признался ей в этом. Как бы она ни старалась, ничего хорошего из этого союза не вышло: супруг постоянно изменял и уезжал из дома, дети росли без отца, а Наталья в финале и вовсе умерла от неудачного аборта. Так, не все мечты могут сбыться, как бы настойчиво мы не добивались этого, потому что многие из них связаны с другими людьми, которые хотят не того же, что и мы.
  4. И. А. Гончаров, «Обломов». Илья Ильич все время грезил о том, что хотел бы сделать, но его планы так и оставались отвлеченными идеями. Барин лишь лежал на диване и думал, отвлекаясь лишь на сон, еду и праздные беседы с гостями. Этот человек был слишком изнежен воспитанием и инфантилен, поэтому бежал от реальности в мир фантазий. Его мечтательность обернулась полным бессилием в действительности. Друге дело — Штольц. Он воплощал все, о чем мечтал: самостоятельно встал на ноги, основал большую компанию, стал богатым и авторитетным членом высшего общества. Даже когда он влюбился, то не стал откладывать воплощение желания — сделал предложение Ольге, поэтому и добился успеха, в отличие от приятеля, который только откладывал решительные действия и заставлял женщину страдать от неизвестности. Таким образом, не приходится сомневаться в справедливости фразы «Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных формируют личность». Пока одни зарываются в грезы с головой, другие идут по их следу и развиваются, потому что имеют перед собой образ идеального будущего, к которому надо стремиться.
  5. Н. В. Гоголь, «Мертвые души» . Иногда детские мечты становятся ориентиром для выбора профессии. К примеру, Павел рос в бедной семье, и отец не баловал его вниманием, зато научил ребенка, что деньги являются единственными друзьями человека. Также он советовал мальчику угождать начальству и не заводить близких знакомств. Конечно, маленький сын слушал эти речи и верил им, мечтая поскорее встать на ноги и заработать капитал. Об этом говорит его деятельность в гимназии, где герой уже проявлял практический ум, деловую хватку и неразборчивость в средствах. Именно эти детские мечты о богатстве и роскоши определили выбор своеобразной «профессии» Павла: он стал аферистом. Мужчина скупал мертвые души, чтобы заложить их в опекунский совет и получить за них круглую сумму.
  6. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Марья всю жизнь мечтала найти настоящую любовь, но положение бесприданницы из глубинки не благоприятствовало исполнению ее желания. Однако девушка упорно не отказывалась от своего намерения, даже отказала в ответ на предложение Швабрина, потому что не любила его. А ведь он для нее был отличной партией, и, казалось, ей больше не на что надеяться в жизни. На этом этапе все вокруг говорило ей: Мечтать не вредно! Вряд ли найдется принц на белом коне, который готов будет взять жену без связей и приданого. Но героиня не сдавалась, не хотела компромиссов с судьбой. Именно поэтому она дождалась своего счастья, ведь появился Петр, и они полюбили друг друга. Значит, данная фраза всегда означает внутреннюю неуверенность в том, что желание сбудется. Так человек заключает себя в узду возможностей, говоря, что за ее пределами ничего не выйдет. Очевидно, что это выражение может сыграть негативную роль в жизни личности, убедив ее довольствоваться малым и отказаться от грёз.
  7. Если желание — это сиюминутный каприз, некая потребность, то мечта — это идеал, который вдохновляет нас всю жизнь. Данное различие особенно заметно на фоне событий из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Марья мечтала о любви, большой и чистой, а Алексей желал брака с нею, ведь его прельщала красота девушки. Если героиня ради своей грезы отметала все расчеты и выгоды, отказываясь от замужества не по любви, то ее кавалер ради исполнения желания ничем не жертвовал, ведь его намерение не выходило из ряда привычных эгоистических потребностей. Швабрин желал для себя и не собирался ничего предлагать другому, а вот Марья ради мечты готова была пожертвовать своими интересами, ведь ее идеал был раем для двоих людей, а не для одной женщины. Кроме того, Алексей отступал, видя испытание, ведь никакой каприз не стоит боли и лишений, а капитанская дочка шла вперед, невзирая на препятствия, лишь бы спасти то, ради чего она жила — свою любовь. Таким образом, различия в поведении героев указывают на разницу их стремлений. Марья мечтала, а потому развивалась и возвышалась вместе со своими идеалами, а Швабрин лишь испытывал нужду в близости красивой девушки, а потому его эгоистические желания опошлили и унизили.
  8. А. Грин, «Алые паруса». Умение мечтать помогло девушке абстрагироваться от жестокого общества, которое не принимало ее из-за поступка ее отца. Когда-то бывший моряк не помог соседу, и тот погиб. За это местные жители возненавидели его. Это отношение коснулось и дочери старика: с ней отказывались играть, не хотели дружить. Ассоль могла бы замкнуться в себе, стать нелюдимой и злой, но этого не случилось, ведь она всегда верила в свою счастливую звезду, и этой верой героиня спасалась от гнета среды. Таким образом, стремление к грёзе помогло ей сохранить доброту и душевное равновесие.
  9. Реальность

    1. А. П. Чехов, «Три сестры» . Андрей грезил о работе в научной сфере, хотел стать профессором и ученым в МГУ. Но из-за положения отца семья перебралась в глубинку, где старик служил родине в военном чине. После его смерти дети начали подумывать о переезде, и, конечно, сын поддерживал это решение, ведь на кону стояло его призвание. Однако перед воплощением мечты герой решил жениться на скромной и работящей девушке. Умом она не отличалась, зато в семейной жизни могла бы поддержать супруга. Но эта иллюзия рассеялась сразу же после свадьбы. Девица оказалась сварливой и наглой мещанкой. Постепенно она требовала все больше средств и места в общем доме Андрея и его сестер. Ни о каком переезде слышать она не хотела, зато исправно давила на мужа, чтобы тот приносил больше денег. Мужчина был вынужден оставить мечты о науке и заниматься скучным и рутинным делом, пока его супруга, не стесняясь, завела роман с его же начальником. Все эти обстоятельства довели Андрея до бегства от реальности: он часто пропадал за игральным столом и выпивкой. Таким образом, побег от действительности – это средство защиты личности от агрессивной окружающей среды.
    2. А. И. Куприн, «Гранатовый браслет». Иногда мечтательность не доводит человека до добра. Она разрушает его реальную жизнь, поглощая все силы. Так, Желтков мечтал о княгине Вере, писал ей письма, жил только иллюзиями о том, что эта женщина могла бы быть с ним. Он преследовал ее годами, но за весь это период не промелькнуло ни единой надежды на то, что светская дама обратит внимание на простого телеграфиста. Они были из разных миров, им не суждено быть вместе, не говоря уже о том, что Вера была замужем. На деле это была несбыточная грёза, которая омутом засасывала мужчину в болото. Он не завел семью, не нашел любовь, ничего не добился, так как тратил все силы, все время на бесплодные мечтания о том, чего не могло быть. Таким образом, мечтательность погубила героя, лишив его жизнь реального смысла.
    3. М. Горький, «На дне». Столкновение мечты и реальности мы видим в драме Горького. Клещ мечтает вернуться к нормальной жизни, считает себя не пропащим, а перспективным человеком, но ему все время что-то мешает. Сначала он винит во всем умирающую жену, которая тормозит его развитие. Забота о ней тяжелым грузом легла ему на плечи. Он вынужден работать за двоих и как-то сводить концы с концами. Но радужные грезы мужчины рассеиваются, когда Анна умирает. На похороны Клещ должен выложить крупную сумму, и ему ничего не остается, кроме как продать единственный инструмент, который обеспечивает ему доход. Распрощавшись с орудием труда, герой понимает, что надежды вырваться нет. Он кричит, что единственная правда – это беспросветная нужда, и проклинает ее. К сожалению, суровая действительность часто вынуждает нас отказываться от веры в мечту, когда обстоятельства припирают нас к стенке, и мы не можем выпутаться из паутины создавшихся условий самостоятельно.
    4. И. А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско» . Герой рассказа всю жизнь работал, чтобы обеспечить себя и свою семью, и, наконец, выкроил себе время на долгожданный отдых. Он мечтал о большом и длительном путешествии по воде. Ввяз жену и дочь, он сел на теплоход и поехал в отпуск своей мечты. Но, когда человек предполагает, судьба располагает: на первой же остановке мужчина умер от сердечного недомогания. Годы труда и нервного напряжения ради каюты первого класса не прошли даром: здоровье героя пошатнулось и не выдержало. В итоге своего триумфа господин так и не дождался, просто не успел насладиться жизнью, любовью, путешествиями. Вечно откладывая стремления души «на потом», он не рассчитал время и стал его жертвой. В этом примере мы видим ответ на вопрос, почему же между реальностью и грёзой пролегает пропасть. Если желание подразумевает безграничные возможности и идеальные условия, то действительность расставляет все на свои места: человек в ней ограничен временем, состоянием здоровья, своим бессилием повлиять на судьбу. Этого мы в мечтах не учитываем, поэтому многие наши замыслы похоронены в этой пропасти.
    5. А. Н. Островский, «Гроза» . Реальность часто разрушает мечты тех людей, которые были воспитаны в хороших условиях и не имели опыта жизни при других, менее благоприятных обстоятельствах. К примеру, Катерина росла в семье, где ей обеспечили легкое и не обремененное работой существование. Девушка была вольной птицей: делала, что хотела. При этом она не слышала ни одного бранного слова в свой адрес, все обращались к ней уважительно и ласково. Но пришло время выходить замуж, и утонченную дворянку выдали за грубого и неотесанного купца, мать которого привыкла к другому типу общения. Она тиранила и ругала невестку без повода, постоянно заставляла ее выполнять разные поручения. Наглость и злость отличали ее манеру разговаривать с членами семьи. К сожалению, деспотизм Кабанихи был действительностью, в которой находилась почти вся Россия. Людям приходилось терпеть унижение от таких особ, и лишь некоторым из них (вроде Катерины) повезло родиться в иных условиях. И таким изнеженным барышням, и юношам было невероятно тяжело адаптироваться к этой агрессивной среде, где их никто не ждал, и никто не любил. Поэтому реальность легко рушила их мечты о свободе, взаимопонимании и поддержке в семье. Они не были готовы к ней и не могли ее принять.

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900,Лион, Франция - 31 июля 1944) - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне.
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

“Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении” - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.

Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это одухотворенный образ зла вообще. Одно из толкований этого метафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло “баобабы”, грозившие разорвать планету на части. “Берегитесь баобабов!” - заклинает писатель.

Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.

Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно.
Любовь И еще один секрет открывает Лис малышу: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Приручить - значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить - значит уничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить - значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает о любимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживают звезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смех Маленького принца. Тема “расширения души” через любовь проходит сквозь всю сказку.

Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
“Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг”, - говорит герой сказки. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потом он оставляет на Земле своего нового друга Лиса. “Нет в мире совершенства”, - скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, есть ответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека, есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит.
Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал Маленький принц. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”.

Лев Никола́евичТолсто́й--- 1828 --- 1910 Роман «Война и мир»

Пьеру (Толстой "В. и мир") помогла выжить в плену мудрость Платона Каратаева, кот.научил его жить просто и ценить то, что имеешь: солнышко светит, дождичек идёт - всё благо. Не надо рваться, метаться в поисках счастья - живи и радуйся, будь счастлив, что живёшь. Он со всеми находил общий язык, даже с французами.

На примере Пьера Безухова и Платона Каратаева Л. Н. Толстой показал два совершенно разных типа русских характеров, двух различных социальных героев.
Первых из них – граф, попавший в плен к французам как "поджигатель"и, чудом, избежавший расстрела. Второй – простой, умудренный опытом, терпеливый солдат. Тем не менее, солдат Платон Каратаев сумел сыграть исключительно важную роль в жизни Пьера Безухова.
После расстрела "поджигателей", очевидцем которого стал Пьер, "в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в бога».
Встреча в балагане с Платоном Каратаевым помогла духовному возрождению Пьера:«Он почувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Каратаев произвел на Пьера огромное впечатление своим поведением, здравым смыслом, целесообразностью поступков, умением «делать все не очень хорошо, но и не дурно». Для Пьера он стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды».
Безухов, перенесший тяжкие страдания и страх смерти, попадает в иной мир. Он видит, как Каратаев аккуратно устроил в углу все свое "хозяйство", как к нему подбежала собачонка и стала ласкаться. Солдат заговорил о чем-то очень простом, начал бормотать молитвы. Все эти будничные слова и поступки в тех условиях показались Пьеру чудом, великим открытием истины жизни. Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира, получил «спокойствие и довольство собой»: «И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве».
Каратаев ощущает себя частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в многочисленных пословицах и поговорках, за каждой из которых угадывается эпизод жизни Платона. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы спокойно, он готов принести себя в жертву ради благополучия семьи. Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо: он ласков с обычной бездомной собакой, помогает другим пленным, шьет рубахи для французов и искренне любуется своей работой.
Платон Каратаев становится для Пьера примером восприятия другого мира, где господствует простота и правда, любовь к человечеству.
Отношения Платона Каратаев и Пьера Безухова развивались в романе совсем ненадолго. Из-за обострившейся болезни, Каратаева расстреляли французы.
Солдат незаметно ушел из жизни, а Пьер воспринял смерть Каратаева спокойно, как должное.
Платон появился рядом с Пьером, как спаситель, в самый тяжелый момент его жизни и ушел буднично. Но, несмотря на это, личность его столь незаурядна и влияние на судьбу Пьера столь велико, что Каратаева нельзя причислить просто к эпизодическим героям романа.
Недаром годы спустя Пьер часто вспоминал о нем, думал о том, что бы сказал Платон по поводу того или иного события, "одобрил-бы или не одобрил". Встреча этих двух героев во многом определила дальнейшую судьбу графа Пьера Безухова и показала величайшую мудрость русского народа, воплощенную в облике солдата Платона Каратаева

Дата публикации: 04.09.2018

Аргумент для итогового сочинения по направлению "Мечта и реальность"

Возможные тезисы:

Без мечты человек теряет смысл жизни

Для человека очень важно иметь мечту - она придает жизни смысл

Мечта - сильнейший жизненный стимул

Некоторые люди готовы многое вытерпеть ради достижения мечты

Стремление к мечте придает человеку жизненные силы

Аргумент:


Ярким примером может послужить рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека". У Соколова было все, о чем можно было мечтать, он жил счастливой семейной жизнью. Однако реальность непостоянна. Начавшаяся Великая Отечественная Война нарушила идилию: Андрей отправился на фронт. Однако воевал герой недолго - в сорок втором году, спасая товарищей, сам угодил в плен. Пришлось там Андрею вынести нелюдские муки. Пленных били за любой неверный шаг и просто без причины, морили голодом и заставляли работать до потери сознания. Но Соколов вытерпел все. Огонек жизни в нем поддерживала мечта вновь увидеть семью . Каждую ночь он мысленно разговаривал с женой и детьми, обещая вернуться. Ради этого Андрей два года стиснув зубы переносил все тяготы, выжидая удобный случай, и ему удалось сбежать


Тогда он еще не знал, что его жена и дочери погибли. Однако, именно несбыточная мечта о встрече с самыми дорогими людьми спасла Соколова, помогла ему выжить.

Гоголевский Манилов из поэмы”Мертвые души “большой мечтатель”.
Сущность характера Манилова -совершенная праз¬дность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантас¬тическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды.
Он предается своему любимому и единственному «делу»: размышлению о «благополучии дружеской жизни» , о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки». Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Мечты уносят его все далее и далее от реальной действительности.

Повесть “Возвращение брата”, В.И.Амлинский

В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.

Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

Роман “Война и мир”, Л.Н.Толстой.

Герой романа Андрей Болконский вначале своей военной карьеры мечтает о славе, добытой на поле боя. Однако после тяжелого ранения, под Аустерлицем он понимает, что реальность совсем не такова, как он себе представлял. Под небом Аустерлица, в душе происходит перелом. На мечты о славе, добытой на поле боя, Болконский смотрит как на глубокое заблуждение. Кумиром молодого поколения начала 19 века был, несомненно, Наполеон. Но перед лицом смерти А.Б. понимает, что теперь Наполеон перестал быть для него героем: « …он казался маленьким ничтожным человеком»

Роман “Обломов”, И.А.Гончаров.

Не совпали мечты с действительностью у героя романа И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич мечтал о счастливой спокойной жизни в любви, но на деле он оказался неспособным выстроить это самое счастье из-за неумения жить.

Нет похожих записей.