Основания культуры. Культура как система

Структура культуры и ее основные элементы

Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно вы­делить материальные и духовные средства жизнедеятельно­сти человека. Иными словами, культура состоит из элемен­тов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры . И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура - это единство духовного и материального, но гармония этого един­ства обеспечивается духовной деятельностью человека.

Материальная культура

Материальная культура (материальные ценности) суще­ствует в предметной форме. Это дома, станки, одежда - все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которо­го обусловлены творческими способностями человека, име­ют целесообразное предназначение.

Материальная культура - это духовность человека, пре­образованная в форму вещи, это, прежде всего, средства ма­териального производства. Это энергетические и сырьевые ре­сурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также раз­личные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-пред­метные отношения человека в сфере обмена, т.е. производ­ственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, - также входят в ма­териальную культуру.

Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним от­носятся также памятники, археологические объекты, архитек­турные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.

Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различ­ные условия для реализации материально-технических воз­можностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гар­монии между творческими замыслами и их реализацией при­водило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.

Духовная культура

Духовная культура , тесно связанная с материально-тех­ническим развитием общества, включает в себя всю совокуп­ность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры - это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно ис­торических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, мораль, науч­ные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной дея­тельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его опреде­ленных потребностей. Конечно, деление культуры на мате­риальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура - это самопорождение человека как вида . С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, - сам выс­тупает ее результатом. Но в интересах анализа такого много­мерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство - производство вещей, и есть духовное производство - производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.

Различие между материальной и духовной культурой мож­но проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морально­го старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в пред­метной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятель­ности . Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.

Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток лич­ности их создателя : поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам по­стичь не только содержательную, но и эмоционально-чув­ственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.

Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у че­ловека безгранична, в отличие от уровня материального бла­госостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духов­ной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

Обычай представляет собой одно из самых древних явле­ний духовной культуры. В первобытном обществе формиро­вались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культу­ре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь» ). Обычай - это стереотип в поведе­нии человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как мо­мент традиции.

Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве тра­диций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережит­ки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор тради­ций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

Способом существования традиции, кроме обычаев, выс­тупают также обряды или ритуалы. Обряд - это последова­тельный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадеб­ные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы - «до­жинки») и другие.

В духовной культуре могут действовать нормы. Норма - это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятель­ное существование. Поступки человека во многом определя­ются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы . Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

Более сложным и развитым продуктом духовной культу­ры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, до­пускает различные, даже противоположные решения и пред­почтения. Ценность включает в себя такие элементы, как ин­терес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических . Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, клас­сиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.

Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:

Политическая культура;
нравственная культура (мораль);
эстетическая культура (искусство);
религиозная культура;
философская культура и т.д.

Но это не единственная попытка классификации элемен­тов духовной культуры. При социальном подходе культуро­логи выделяют две формы существования культуры: массо­вую и элитарную . Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой обще­ства - элита. Содержанием культуры является вся челове­ческая деятельность.

Рассмотрев структуру культуры, следует отметить нали­чие в культуре каждого народа классовых и общечеловечес­ких, национальных и интернациональных ценностей . В тра­диционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались та­кие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть гос­подствующих классов, были достаточно развитыми. Это , искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности , есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в ментали­тете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ счи­тает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «на­стоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно счита­ет настоящим человеком прежде всего самого себя. В каче­стве примера гармоничного сочетания национальных и ин­тернациональных начал в культуре обычно называют Япо­нию. С одной стороны, Япония - традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой сто­роны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно со­единить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочета­нии одного и другого.

Большую роль в развитии культуры играют потребнос­ти. Потребность - это необходимость в чем-либо, это оп­ределенное состояние человека, связанное с чувством необ­ходимости, удовлетворения. Потребность заставляет челове­ка действовать. Есть первичные потребности человека - при­родные, и вторичные - социальные или культурные . Куль­турные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль по­требностей заключается в том, что у человека с их возникно­вением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к твор­ческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.

Физическая культура

— это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.

Виды культуры

Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры , как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности .

Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.

Структура и функции культуры. культура как система (концепция М.С.Кагана)

культура как система (концепция М.С.Кагана)

система - взаимосвязанное множество.

Множество означает, что система состоит из более или менее широкого числа элементов

Взаимосвязанное - эти элементы не есть просто представленная сумма, конгломерат самостоятельно существующих объектов, но они взаимосвязаны, и в результате этой связи возникает новый объект, отличающийся от составных частей своими свойствами и функциями.

Суть целого определяется не только составом частей, но и тем, как они связаны, т.е. структурой (как в детском конструкторе из одних деталей можно собрать разные вещи).

Человек, общество, культура являются системными объектами, более сложными, чем природные системы.

Культура начинается с физкультуры - совершенствования тела: человек встал на ноги, освободив руки для работы, появилась человеческая деятельность.

Культура - это система, состоящая из человеческих способов деятельности и ее опредмеченных плодов: материальных, духовных, духовно-материальных, художественных (искусство - особый вид человеческой деятельности, в которой важен и смысл, вложенный художником, и сама форма).

Культура состоит из трех модальностей: 1- человек, 2- его деятельность, 3-опредмеченные плоды этой деятельности.

Особенности чел. деятельности:

Она управляется поведенческими программами, которые передаются из поколения в поколение

Определяется не инстинктом, а свободой выбора

Огромное разнообразие чел. деятельности связано со своеобразием человеческих качеств, индивидуальностей.

Человеку свойственен особый вид деятельности - работа мозга или духовная деятельность

Исходя их человеческой деятельности культура как система состоит из трех подсистем - материальной, духовной, художественной.

*материальная культура (вещественная, предметная): физическая культура, техническая культура (творимый людьми мир технических средств, их воздействие на природу и на самих себя), социально-организационая культура (политическая культура, предметное бытие всех учреждений, организаций, общественных институтов - государство, вуз, школа)

*духовная культура (невещественная): познание - мир знаний, ценностное осмысление - мир ценностей, социальное преобразование реальности - мир проектов

*художественная культура охватывает все виды, разновидности, роды и жанры искусства) пространственные искусства (архитектура, живопись), временные искусства (музыка), пространственно-временные - танец, театр)

Каждая подсистема обладает своим местом и своими функциями в целостном пространстве культуры.

Культура = это целостность, при которой изменение параметров, ее составляющих, неизбежно ведет к тому или иному изменению параметров самой системы, изменению типа культуры.

Культура - это все то, что создано человечеством в отличие от явлений природы (cultura¹natura), это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Функции культуры.

Функции культуры

Основная (человекотворческая) - человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

Информационная - обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

Познавательная функция - потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

Коммуникативная функция - коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

Знаковая - знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

Ценностная (Аксиологическая) - культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

Потребительская (релаксационная) - функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Структура культуры:

Культура делится на субкультуры. Субкультура - это культура какого-либо сообщества, общественной группы, каждая из которых формирует свои идеи, убеждения, ценности, нормы, образцы поведения.

Существует понятие социальная культура – культура социума (общества, общности) – это система представлений о мире, ценности, нормы и правила поведения, общие для людей, связанных определенным образом жизни и служащих упорядочению опыта, социальному регулированию в рамках всего общества и социальной группы. Социум – это социально-культурная целостность, характеризующаяся взаимосвязью и взаимозависимостью входящих в него индивидов.

Субкультуры могут быть выделены на основе различных критериев:

По особенностям, специфике деятельности культура может быть разделена на материальную и духовную. Материальная культура (вещественная) - совокупность материальных благ, создаваемых людьми: культура труда и материального производства (орудия труда, станки, технологические процессы); культура быта - уклад повседневной жизни, непосредственно связанной с удовлетворением материальных и духовных потребностей; культура места жительства; культура отношения к собственному телу.



Духовная культура: духовная жизнь человека и общества, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных "продуктов" (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.п.); сами продукты духовной деятельности - книги, полотна, законы.

Но, как сказал Бердяев - "всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными условиями".

По пространственно-временному критерию можно выделить античную, средневековую европейскую, древнерусскую культуры;

По половому критерию выделяются мужская и женская культуры

По возрастному критерию выделяются культура детства, молодежная культура

По профессиональному критерию – культуры учителей, врачей и т.д.

По конфессиональному критерию – христианская, мусульманская культуры, культура буддизма и т.д.

Может быть национальный критерий (русская, американская культуры)

национальные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, возрастных групп, сословий, конфессий. Каждая субкультура

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Содержание. 1. Введение 2. Мировая культ ура как целое. 3. Структура кул ьтуры 4. материальная культура 5. Духовная куль тура 6. Художественная к ультура Введ ение. Куль тура – (лат) возделывание, воспитание, образ ования, развитие. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, предс тавлений в продуктах материального и духов ного труда в, с истеме социальных но рм и учреждений, в системе духовных цен ностях, в совокупности отношение людей прир оде между собой и к самим себе. В широком смысле слова культура – совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов. В узком с мысле слова культур а – облагораживания телесных, душевных скл онностей и способностей человека. К ультура – обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинает ся там, где содержание обретает совершенную форму. / Большаков. / Куль тура представляет собой объект особой слож ности. Она не является природным объектам хотя и связана с природой тысячами нитей. Культура целиком зависи т от человека имеет субъективный то есть исх одящей от субъекта источник происхождения наполненный в тоже время и объективным содержанием. Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека об ретает свое подлинное бытие в том случ аи когда он и меет смысл и значения для субъекта который его испол ьзуют потребляет распредмечивает в процессе всей своей жизнедеятельности. Человек – существо постоянно меняющее ся «становящиеся» развивающиеся. Он деятельно присваивает себе мир воспринимает культуру как живой организм постоянно меняющ ийся вместе с ним. Человек и культура – объект коэволюционно развивающийся вза имно влияющие обогащающие и творящие друг друга. В этом смысле можно говорить о культуре не только как о результа те деятельности человека но и ка к о процессе как о том что на ходится в постоянном становление. Связующим звеном коэволюции выступает именно деятельно сть субъекта. В противоречивой сущности чел овеческой деятельности заключены определения и противоречия культуры ее бытия как ос обой созданн о й человеком системы. Чтобы рассмотреть культуру в качестве с истемы следует ответь на вопросы является ли мировая культура некоторой целостность ю, и, если да то какова ее структур а? Мировая культура как целое. Мировая культура во времени и прос транстве п естра неисчерпаема в своих единичных проявлениях поражающе богата много образна имеет массу модификаций представлена развитыми развивающимися всевозможными переходны ми формами. Тем не менее для нее х арактерны такие общие черты как внебиологичность выступающ ие в качестве субстанциональной основой культуры; технологич ность то есть наличие механизмов приспособ ительно – преобразовательного отношения субъе кта – творца к среде; продуктивность т о есть творчески порождающий характер быти я в мире; стереотипичность – с пособность воспроизведению. При таком рассматри вание мировая культура как целое является способом деятельности, технологий родового субъекта (человечества), порожденной социумом, характеризуем в своем бытии единством прис пособительно– преобразовательного и стереот ипно – продуктивного моментов. Как бы ни были многообразны формы культуры в них наглядно обнаруживается черты единства совпадения в предметах культуры в спосо бах деятельности людей независимо от хроно логической и географической отдаленности. Неде л имость мира единства мировой культуры общность культурного богатства челове чества признавалась всеми прогрессивными мысли телями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры. Тенд енция рассмотрения мировой культуры как це лого на основе признан ия единства истории где субъект творит мировой процесс деятельности по производству материальных и духовных ценностей где есть общие механизмы производства сохранения распространени я обмена созданными человечеством культурными богатствами все более пробив а ет себе дорогу. Представление о мировой культуре взятой как целое в ее деля щем бытии (всемирной истории) не исключает а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рас смотрение этого вопроса накапливается на н еобходимость опре д еления конкретно – исторического типа связей образующих культурное целое. Известно что связность – это определяющий признак целого. Временное единства культуры обретает подлинную нагл ядность с исторического периода нового вре мени а переход к информационно г о общества делает этот процесс нео споримым. Всепланетарный обмен деятельностью ин формацией позволяет передавать от одного с убъекта к другому свои «сущностные силы» и является фундаментальной связью своего социокультурного континуума. Социокультурный контин уум как нечт о целое не является аморфным. Он облада ет внутренней структурой выступает в качес тве сложной системы принцип системности – важной аспект философской методологии изучении такого развивающего объекта как культура. С связан ряд нормативных требов а ний предписывающих вести исследования так чтобы понять исследованный объект как систему как взаимную связь элементов как структурную целостность. Структура культуры. Деление на материальную и духовную культуру фиксирует принципиальные различия м ежду двум я типами деятельности. Оно осуществляется исходя не только из разл ичий производственных «продуктов» но и по внутренним характеристикам самой деятельности по совокупности условий и связей обра зующих эту деятельность. Видимо тот внутрен ний стержень деятельн о сти который связан с принадлежностью ее основ к материальному и духовному производству по зволяет отличать материальную культуру от духовной. С учетом их диалектического единс тва и подвижности граней отделяющей матери ального от духовного различение матери а льной и духовной культуры находит свое место во внутреннем структурировании целостного феномена культуры. Культура будучи сложным объектом не может быть одномерной. При изучении этого многомерного образования выде ляют две грани – технико – технологи ческую и предметно – продуктивную. О ни характеризуют особенности развертывания мат ериальной деятельности субъекта что позволяет выделить в первую очередь слои матери альной культуры. Наряду с материальной прин ято выделять еще два специфических слоя это духовная и художественная ку льтура каждый слой культуры обладает своим и внутренним строением. Материальная культура. В рамках материальной деятельности следует выделить четыре обла сти материальной культуры: 1. Плоды материального производств а предназначен ы для человеческого потр ебления а также технические сооружения осн ащающие материального производства. Это так называемая «материальная культура» - все от прошлых эпох – орудие труда оружие постройки одежда плоды сельскохозяйственного ремесленного промышле н ного производс тва. 2. Культура восп роизводства человеческого рода способа поведен ия человека в сфере интимных отношений сфера естественно – родового отношения мужчины и женщины в чувственной мере х арактеризует ступени общей культуре человека. 3. В культуре физического развития телесная сторона человека выступает как объект приложения его деятельности культивирование физических возможностей человека гармонизация его телесны х проявлений физических качеств двигательных навыков и умения – все это объедин яется в понятие физическая культура. 4. Под культурой социально – политической как областью материальной культуры следует понимать все многообразие учреждений и практических де йствий которое составляет реальное «тело» общественного бытия то что обычно называет ся «социальной материей» Таковы четыре подразделения предметно – продукт ивного слоя материальной культуры охватающие возможные и необходимые направления практиче ского преобразования человеком материального б ытия природного и социального компонентов. На каждом из этих направлениях челов еческой деятельности вырастают своеобразные фо рмы материального общения людей поскольку вне общения никакая человеческая деятельность несмыслема. Материальная коллективная деятельн ость требует не только духовного но и не посредс т венно материального общения ее участников в процессе произв одства в социально – политической практик и в семейной жизни и т. п. Духовная культура. Духовн ая культура вырастает как идеальная сто рона материальной деятельности производна от нее его определяе тся. Однако при определенных условиях будучи объективированной закрепленной механизмов социальной памяти, духовная культура как устойчивая матрица духовной жизни, менталитет общества может играть на различных этапов общества и ведущую роль. Если встават ь на точку зрения что деятельность имеет с ложную структуру и включает в себя так ие виды как преобразовательные, ценностно – ориентационная и коммуникативная, то дух овной культуре можно выделить четыре разде ла: 1. Первый порождается социальной активностью ч ело веческого воображения это проективный вид деятельности имеющий величайшую культурную цен ность. Он предшествует материальной практики, предлагая ей идеальные модели будущих к онструкций. В истории культуры проективная деятельность, зародившись и развивая с ь постепенно превратилось в специализи рованную отрасль духовного производства. Резуль татами этого вида деятельности становятся идеальные модели, проекты и чертежи техниче ских сооружений, конструкций, машин. 2. Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вто рая область духовной культуры охватыва ющиеся познавательной деятельности человека. Он а выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутрен нем мире. Знание является элементом в э той области духовной культуры. 3. Строение трет ьег о раздела духовной культуры, связанн ого с ценностно – ориентационной деятельн остью, еще более своеобразно. В целом о но определяется все тем же различием п редметов на которое обращена данная деятел ьность. Знание оценка выступает связующим з веном с выше наз в аным структур ным элементом культуры. Знание выступают ка к бы оценочно фильтром, они не отделимы от оценочной деятельности. Диалектический характер отражения выражается в том, что оно выступает как познание мира и к ак отражение значимости последнего для це л ей общественной практики. Осмыслен ный характер познаний пониманием мира пред полагает не просто знания, о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта деятельности, ценностей его знаний, творений, ценностей самого мира культуры в котором живет ч е ловек. Мир человека – это всегда мир ценностей он наполнен для него смыслом и зн ачениями. Четвер тей духовной культуры является духовная об щение людей во всех конкретных формах его проявления. В формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Не посредственным партнера человека в общении может быть другой человек. Душевный ко нтакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией – высокое культурная ценность. Принятие той или иной цели, понимание какого либо вопроса проблемы углубляется и м енно потому что человек видит в синхронных переживаниях па ртнерах по общению сходное со своими п ереживаниями. Духовное общения может происходит ь на меж личностном уровне. Есть ещё одна специфическая форма общения. Наиболее ценные моменты духовной жизни о б щества объективируясь входят в фонд культуры своеобразную ""память "" общества. Объе ктивированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности пос тоянно ""потребляются "" распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. В э том случае осуществляется как бы опосредов анное общение между людьми разных поколени й, эпох, культур через объектированные резул ьтаты духовной деятельности. Художественная культура. Художественная культура – есть особая область культуры образова вшаяся б лагодаря вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (худ ожественного восприятия мышления творчества, пе реживания и т.п.). художественная культура им еет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет как прави ло изобразит е льный характер. Это особая целостная структура в которой ма териальное и духовное органически соединяются. Эта органичность, неизвестная другим форма м духовной деятельности и позволяет выдели ть, художественную, культурную как особый са мостоятельный и центр а льный слой культуры, который вплотную подходит с од ной стороны к сдою материальной культуры (близость архитектуре к технике), а с другой стороны к слою культуры духовной (близость к литературы к науке) Внутренние строение х удожественной культуры исследо вано пока не достаточно. Чаще всего в художественн ую культуру сводят к коммуникативной схеме художник – искусство - публика. Это ни какая самоуправляемая система где элементами является «художественная производства – худ ожественные ценности – художествен н ое потребление» . В художественной культ уре человеческая деятельность представлена все ми своими видами которые не только сли ваются, отождествляются в самом искусстве, н о и специфические преломленные, входят в художественную культуру, окружающую искусство с в оими институтами. Преобразовательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме худож ественного производства. Коммуникативная деятельнос ть в виде произведений искусства, поскольку восприятие произведения искусства есть св оего рода общения публики с автором или его произведением. Ценостно – ори ентационная деятельность входя в состав ху дожественной культуры, специализируется на оцен ках произведения искусства. Познавательная деят ельность со своей стороны проявляется в виде специфического инте р еса к искусству, изучаемого в рамках искусствове дческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупно сть деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Худо жественная культура представляет с обо й относительно автономную и само управляем ую систему циркулирования специфической не перекодируемой эстетической информации, все звенья скреплены сетью прямых и обратных связей. Таким образом, подводя итоги сказанном у, не обходимо подчеркнуть что фено мен культуры обязан в своем происхождении, бытии и функционирования деятельности суб ъекта (человечества, народов социальных групп, индивидов). При всем многообразии форм пр оявления культура выступает как не кое целое, система. Лите ратура: 1. «Культоро л огия» . – М: общество «Знание» Рос сийской Федерации, 1993 2. Каган М.С. «Человеческая деятельность» . М., 1974. 3. «Проблемы фил ософии культуры» . Под ред. Келле В. Ж. М.,1984 4. Тойнби А.Дж. «Постижение истории».М.,1991 5. «Философия и культура» . Отв. Мшвени радзе В. В М.,1997

Культура представляет собой объект особой сложности для любого исследователя. Она не является природным образованием, хотя и связана с природой тысячами нитей. Культура целиком зависит от человека, имеет субъективный, то есть исходящий от субъекта, источник происхождения, наполненный в то же время и объективным содержанием. Она предстает в первую очередь в качестве некоторого результата человеческой деятельности, в виде совокупности материальных объектов (орудия труда, производственные и жилые корпуса, предметы обихода и быта), в совокупности навыков трудовой деятельности, сохраняемых человечеством старых и разрабатываемых новых технологий, а также в виде разнообразных объектов духовной культуры. Однако рассмотрение культуры как результата деятельности человека, как чего-то статичного, "вставшего" наталкивается на определенные трудности. Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека, обретает свое подлинное бытие в том случае, когда он имеет смысл и значение для субъекта, который его использу­ет, потребляет, распредмечивает в процессе всей своей жизнедеятельности.

Человек - существо постоянно меняющееся, "становящееся", развивающееся. Он деятельно присваивает себе мир, воспринимает культуру как живой организм, постоянно меняющийся вместе с ним. Человек и культура - объекты коэволюционно развивающиеся, взаимно влияющие, обогащающие и творящие друг друга. В этом смысле можно говорить о культуре не только как о результате деятельности человека, но и как о процессе, как о том, что находится в постоянном становлении. Связующим звеном коэволюции выступает именно деятельность субъекта. В противоречивой сущности человеческой деятельности заключены определения и противоречия культуры, ее бытия как особой, созданной человеком системы. Чтобы рассмотреть культуру в качестве системы, следует ответить на вопросы: является ли мировая культура некоторой целостностью, и, если да, то какова ее структура?

Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата, многообразна, имеет массу модификаций, представлена развитыми, развивающимися, всевозможными переходными формами. Тем не менее, для нее характерны такие общие черты, как внебиологичность, выступающая в качестве субстанциальной основы культуры; технологичность, то есть наличие механизмов приспособительно-преобразовательного отношения субъекта-творца к среде; продуктивность - творчески порождающий характер бытия в мире; стереотипичность - способность к воспроизведению наличного.

При таком рассмотрении мировая культура как целое является способом деятельности, технологией родового субъекта (человечества), порожденной социумом, характеризуемой в своем бытии единством приспособительно-преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов. Как бы ни были многообразны формы культур, в них наглядно обнаруживаются черты единства, совпадения в предметах культуры, способах деятельности людей, независимо от хронологической и гео­графической отдаленности. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры. Идея эта прослеживается в замечательных работах Э. Тайлора "Первобытная культура", Дж. Фрэзера "Золотая ветвь" и других произведениях, поражающих воображение читателя огромным этнографическим материалом, где за экзотичностью проявлений множества культур обнаруживаются сходные черты и принципы их функционирования. Многообразные формы культуры, как бы разительно ни были они не похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности, как способы единой человеческой деятельности. Э. Тайлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что любой этнологический музей наглядно показывает черты единства, совпадения и предметах материальной культуры и спосо­бах деятельности - независимо от временной и географической отдаленности. Представители так называемого "культурного релятивизма", напротив, исходили из признания несовместимости и отсутствия точек совпадения культур различных стран, народов, эпох. Сторонниками концепций локальных цивилизаций и типов культур яв­ляются всемирно известные исследователи Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.



На сегодняшний день сложились различные подходы к исследованию исторического пути человечества: культурно-исторический, цивилизационный, формационный, каждый из которых стремится выявить некоторые критерии, позволяющие говорить об определенной целостности исследуемого объекта, о единстве человеческой истории. Среди критериев называются экономические, технико-технологические факторы, факторы "духа", "ментальности", мировоззрений, религиозности, факторы этноса, "географического культурного ареала" и др. Что же делает единым целым мировой исторический процесс, мировую культуру? На каких действительно всеобщих основаниях вырисовывается облик того целого, которое мы называем мировой культурой?

Фундаментально общим, сущностно связующим всю человеческую историю, делающим мировую культуру подлинно целым генетически, исторически (диахронно) и системно-структурно (синхронно) является деятельность человека, его труд, лежащий в основе коэволюционного изменения и развития и самого человека, и культуры, и общества, и природы. Диахронная самотождественностъ сущностных оснований культуры выявляется в единстве процесса всемирной истории.

Тенденция рассмотрения мировой культуры как целого на основе признания единства истории, где субъект творит мировой процесс в деятельности по производству материальных и духовных ценностей, где есть общие механизмы производства, сохранения, распространения, обмена созданными человечеством культурными богатствами, все более пробивает себе дорогу. Представление о мировой культуре, взятой как целое в ее длящемся бытии (всемирной истории), не исключает, а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рассмотрение этого вопроса наталкивается на необходимость определения конкретно-исторического типа связей, образующих культурное целое. Известно, что связность - это определяющий при­знак целого. Временное единство культуры обретает подлинную наглядность с исторического периода нового времени, а переход к информационному обществу делает этот процесс неоспоримым. Всепланетарный обмен деятельностью, информацией позволяет передавать от одного субъекта к другому свои "сущностные силы" и является фундаментальной связью всего социокультурного континуума. Социокультурный континуум как нечто целое не являемся аморфным. Он обладает развитой внутренней структурой, выступает в качестве сложной системы.

Принцип системности представляет собой важный аспект философской методологии в изучении такого развивающегося объекта как культура. С ним связан ряд нормативных требований, предписывающих вести исследование так, чтобы понять исследуемый объект как систему, как взаимную связь элементов, как структуриро­ванную целостность. Таким образом, важно подчеркнуть, с одной стороны, целостность объекта, его структурность, с другой - взаимодействие и динамику преобразования структурных элементов. Результатом такого исследования выступает синтетическое знание, многомерная картина бытия - культуры. Однако многое зависит от исходных методологических установок, от того, что выбирается в качестве связующего звена структуры. Структуралисты (К. Леви-Стросс, М.Фуко), например, подчеркивают базисное значение языково-знаковых структур в культуре. Теоретики структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) в качестве определяющей структуры фиксировали совокупность общепринятых норм и ценностей, которые принуждают человека выполнять функциональные требования социальной системы. Марксистский метод исходит из признания базисного значения материальной (экономической) структуры, определяющей роли материальной культуры по отношению к духовной жизни общества. При всем различии отмеченных подходов все они в первую очередь предпо­лагают рассмотрение объекта как системы с собственной внутренней организацией, указывают на необходимость определения степени сложности системы и выявления закономерностей функционирования и взаимосвязи элементов. Следует подчеркнуть, что понятие культуры многозначно.

Ученые гарвардского университета А. Кребер и К. Клакхон насчитали почти сто семьдесят определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, По-видимому, в каждой дефиниции концентрированно выражено нечто существенное, структурно и функционально важное для феномена культуры, кроме того, в дефинициях отражается противоречивое единство развивающегося системного образования, каковым является культура. Можно констатировать существование довольно пестрого набора структурно-системных моделей, в каждой из которых есть свои несомненные находки и заслуживающие внимания моменты.

Культура синкретична (нерасчленена), полимодальна, многомерна. В силу этого выделение структурных элементов затруднено, определенность их в известной мере условна. Проблемы эти в той или иной степени обсуждались в трудах отечественных исследователей: Ц. Арзаканьяна, А. Арнольдова, В. Давидовича, Ю. Жданова, В. Келле, М. Кагана, В. Межуева, Э. Маркаряна, В. Толстых и др. Глубокое проникновение в строение целостного мира культуры еще впереди, однако попытаемся выделить наиболее часто встречаемые в трудах ученых компоненты системы.

При рассмотрении всеобщего обращения культуры как свойства действующего субъекта, можно выделить ее субъективное бытие, выраженное в двойственном сохраняюще-порождающем характере актуально функционирующего и развивающегося субъекта, и объектное (объективированное) бытие, опредмеченное, несущее в себе результирующий момент деятельности. Можно говорить о двух сторонах культуры: ее внешней предметности, технической стороне и внутренней предметности, выступающей как человеческая сторона, его живая деятельность, целостность функционирования способностей субъекта, единство его внутреннего мира. С этих позиций вся человеческая культура прежде всего предстанет перед нами как развитие этой внутренней предметности, постоянно переводимой деятельностью субъекта в объективированную предметность. Формы объективации явлений культуры весьма различны: от объективации в нейродинамических системах мозга индивида, его сознания, взглядов на мир, убеждений, творческих интенций, целей деятельности до навыков и умения производить что-либо, от стереотипных форм поведения до выходящих за рамки устойчивости инновационных изменений традиций, от объективированных, вошедших в фонд культуры, своеобразную память общества, моментов духовной деятельности до объективации в виде материализованных объектов (предметов) культуры, сохраняемых в музеях и используемых в повседневной жизни. Эти соображения заслуживают внимания, так как в них содержится теоретическая посылка для первого расчленения континуума мировой культуры на обладающую бытием в субъективной форме (как субъективная реальность, присущая субъекту деятельности, как внутренняя предметность, цель деятельности в ее единстве со средствами) и внешнюю предметность как мир реализованной деятельности, как результирующая форма.

Субъект, деятельно присваивая окружающий его мир, общечеловеческую культуру и "свой" социум (во всем многообразии форм объективации), воспринимает культуру как нечто данное, существующее объективно независимо от того, какова форма объективации, будь то материальные объекты, или выработанные и закрепленные в социальной памяти способы материальной и духовной деятельности, традиции и эталоны поведения, господствующие в обществе стереотипы мышления, парадигмы, мифы, типы рациональности и ментальности. Образ будущего формируется субъектом по своей человеческой мерке и требует определения мира культуры не только таким, каков он есть, но и каким он должен быть с точки зрения желаемого видения мира человеком (должного), побуждающего к его достижению. Принятие наличной культуры, осозна­ние и осмысление своего взаимодействия и связи с ней, понимание культуры как "мира человека" ("я в мире", "мир во мне", "мир для меня", "я для мира") формирует вектор активности субъекта не только в процессе отражения мира, но и в деятельности по изменению, развитию налично существующей культуры, в принятии или ниспровержении традиций, авторитетов и т.п. Таким образом, и наличное сущее, и его образ, и модель будущего, и сам субъект находятся в постоянном разви­тии, не являются статичными объектами. Культура, аккумулируя общественно-исторический опыт, программирует человеческую деятельность, исходя из общественных потребностей, и задает движение вперед. Культура выступает как механизм, созданный обществом для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к другому. Она - единство унаследованной и порождающей деятельности. Бытие культуры в этом смысле выступает как единый процесс, развертывающийся в сфере материального и духовного производства.

Деление на материальную и духовную культуру фиксирует принципиальные различия между двумя типами деятельности. Деление осуществляется исходя не только из различий произведенных "продуктов", но и по внутренним характеристикам самой деятельности, по совокупности условий и связей, образующих эту деятельность.

Определяя культуру как способ, технологию деятельности, можно выделить культурную сторону разнообразных явлений общественной жизни: культуру труда, быта, мышления, производства, политическую, правовую, культуру социальных отношений. Она есть способ человеческого бытия и каждого проявления социальности.

Культура, будучи реализованным, воплощенным в деятельности сознанием, включает в себя "культурную предметность". Понятие "культурная" предметность охватывает все то, в чем воплощаются знания, умение, нормы, ценности общества. Она включает в себя материальную культуру, охватывающую средства, продукты и инфраструктуру материального производства, предмет быта и духовную культуру, воплощенную в языке, речи, в нравственном поведении и произведениях искусства, в правовом и политическом поведении, научных трудах и религиозной обрядности. В целом содержанием культуры является духовный мир человека, воплощенный в трудовой и иной деятельности.

Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции. Она включает в себя познавательную деятельность человека, выполняет информативную функцию, являясь средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов. Развитие культуры с необходимостью обусловлено ее коммуникацией с другими культурами. Культура выполняет также нормативную функцию, она реализует нормы, сформировавшиеся в конкретной цивилизации, а также создает собственные нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека.

Важнейшей функцией культуры является человеке творческая. Индивид становится личностью в процессе овладения культурой. Культура обслуживает систему социальных отношений, опосредует и подготавливает происходящие здесь изменения и сдвиги, создавая специфические, механизмы, обеспечивающие регуляцию поведения человека. Это может быть прямое, непосредственное регулирование через право, мораль, систему запретов и косвенное регулирование, осуществляемое посредством предписания к осуществлению некоторых действий, символизирующих те или иные ценности и требования общества.

Важнейшими функциями культуры являются также адаптационная и неготропийная. Культура как область творческого поиска находит новые возможности ответа на "вызов" истории и природы, для решения назревших проблем в обществе. Она обеспечивает адаптацию общества к переменам и взаимодействию с другими цивилизациями. Неготропийная функция состоит в сохранении общества как качественно своеобразного феномена. Культура противостоит разрушительным тенденциям, поскольку содержит механизмы отбора ценностей, в результате чего одни феномены цивилизации, имеющие ограниченное историческое значение, устраняются совсем, другие включаются в сокровищницу общечеловеческого, достояния.

В качестве функций культуры выделяются также социализирующая функция, функция целеполагания, компенсаторная функция, игровая функция.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Культура - это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах: функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

В рамках культурологии исследуются такие ее структурные элементы, как мировая и нац. культура, классовая, городская, сельская, профессиональная; духовная и материальная и др. Каждый из элементов культуры может делиться на более дробные.

Культуру по ее носителю подразделяют на мировую и национальные культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура - это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия) и в материальной (особенности экономического уклада ведения хозяйства, традиции труда и производства) сфеоах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная культура), семьи отдельного человека. Выделяют также народную (непрофессиональную) и профессиональную культуру.

Кроме того выделяется материальная и духовная культура. Хотя это подразделение часто бывает условным, т.к. в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура включает Физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, украшение). Материальная культура характеризует деятельность сточки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса (места жительства), культура отношения к собственному телу, физическая культура. Нематериальная (или духовная) культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.

Результаты материальной культуры {мосты, храмы) существуют очень долго, а церемонии или обряды -только то время, пока их соблюдают. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия - через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука - это ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участием материального посредника - галстука, который является артефактом.

Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Культура как явление, формирующее человека, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на прогрессивную и реакционную.

Существует деление по признаку актуальности. Актуальная - это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру (ее иллюстрирует мода во всем).

Т.о., структура культуры сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию, сосуществующих и взаимодействующих друг с другом и составляющих единую систему понятия культуры.