Сорокин питирим александрович. Научные труды и биография питирима сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968 гг.) – юрист, философ, социолог. Родился в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. Питиримом назван в честь св. Питирима, празднование которого приходится на январь, месяц рождения П. А. Сорокина.

Отец Сорокина занимался церковно-реставрационными работами. Питирим работал постоянно с отцом в храмах. Вскоре с братом Василием они стали самостоятельно продолжать свою трудовую деятельность, переходя из храма в храм. П. А. Сорокин закончил церковно-учительскую школу. Имея страстное желание учиться, с большими трудностями добрался до Санкт-Петербурга, поступил в психоневрологический институт, через год перевелся на юридический факультет университета. Окончив университет, Сорокин остался работать на кафедре уголовного права. Вскоре сдал магистерские экзамены и получил звание приват-доцента Петроградского университета. Как социолог П. А. Сорокин начал свою деятельность в Петрограде. Ему было немногим более 30 лет, когда он основал социологический факультет в Петроградском университете.

В 1920 году вышла его двухтомная работа “Система социологии”, вызвавшая дискуссии в ученых кругах. П. А. Сорокин “произвел революцию в теории социологии, подчинив ее ценностям как главной побудительной движущей силе в обществе”, показав что “социология является по преимуществу теорией ценностей”. Сорокин первый ученый-философ, давший социологический анализ революции в России, стал родоначальником “социологии революции”.

В социологии П. А. Сорокин выделил три раздела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Он сформировал понятия и теорию социальной стратификации и социальной мобильности.

Сорокин создал концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, исследовал социодинамику культуры.

В 1922 году П. А. Сорокин вынужден уехать из России. Мечте вернуться когда-нибудь на родину не суждено было осуществиться. Сорокин умер в Америке в возрасте 79 лет. В своем дневнике он писал: “Чтобы не приключилось в будущем, я твердо знаю, что извлек три урока... Жизнь, даже если она трудна, самое прекрасное, чудесное и восхитительное сокровище мира. Следовать долгу столь прекрасно, что жизнь становится счастливой, душа же обретает непоколебимую силу отстаивать идеалы, – вот мой второй урок. А третий – насилие, ненависть и несправедливость никогда не смогут сотворить ни умственного, ни нравственного и ни даже материального царствия на земле”.1

В 1930 году П. А. Сорокин возглавляет социологический факультет во всемирно известном Гарвардском университете, пишет работы по философии культуры. Он считает, что человечество осваивает и дальше развивает социальный и духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, создавая в каждую конкретную эпоху духовную культуру, “культуру души”.

Уровень культуры общества, определяется конкретной системой социокультурных отношений, воздействуя на духовный потенциал личности.

Понятие культуры многозначно. Обладая интегративным свойством, культура может характеризовать качественное состояние общества на каждом этапе его развития, особенности цивилизации. Культура включает основные тенденции и отличительные черты духовного развития разных стран и народов. Культура отражает существенные стороны образа жизни общества, социальных общностей, уровень развития различных сфер общественной жизни (культура производства, труда, общения, быта и т. д.). Культура также отражает уровень социального и духовного развития личности.

Для социологического познания культуры важное методологическое значение имеют, во-первых, анализ культуры как подсистемы общества, “пронизывающей” материальное и духовное производство, экономические, политические, нравственные и эстетические отношения. Во-вторых, рассматривается социальная обусловленность культуры, как результат потребностей людей, их интеллектуальные, эстетические, практические интересы. В-третьих, социологический анализ культуры предполагает ее характеристику как систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности как индивидов, так и различных общностей.

Основы социологической теории культуры заложил М. Вебер. Он рассматривал культуру как результат нравственно ориентированной деятельности, как важнейший фактор общественного развития.

Не менее весомый вклад в развитие социологии культуры внес виднейший социолог XX века П. А. Сорокин. Проблемам культуры он посвятил ряд работ: “Социокультурная и культурная динамика”, “Общество, культура и личность”, “Кризис нашего века”, “Человек, цивилизация, общество” и др. В процессе исследования механизма социокультурной динамики Сорокин делает выводы о закономерностях развития культуры, замедления и ускорения темпов социокультурных изменений.

П. А. Сорокин отмечает, что всякая великая культура есть не просто сумма явлений, а представляет единство, все составные части которого пронизаны основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Главную ценность или основополагающий принцип культуры отражает настрой общественного сознания; науки, эстетического сознания, философии, религии, этики, права, а также основных форм социальной, экономической, политической организации нравов, обычаев, образы жизни и мышления (менталитет). Составные части интегративной культуры взаимосвязаны, передают состояние духовной культуры общества, в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются трансформации.

В качестве примера П. А. Сорокин рассматривает средневековье. Средневековая культура в палитре своих ценностей передавала фундаментальный принцип христианства, идеи богословия.

Архитектура и скульптура средних веков были “Библией в камне”. Литература была пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала библейские темы в линии и цвете. Музыка носила религиозный характер. Наука дополняла христианскую религию. Этика и право представляли разработку заповедей христианства. Политическая организация была теократической и базировалась на Боге и религии. Даже экономическая система контролировалась религией, налагались запреты на многие формы экономических отношений. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, в то же время бытовало безразличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям. Такую унифицированную культуру, основанную на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальной ценности, Сорокин называет идеациональной культурой.

Упадок идеациональной культуры приходится на XIII-XIV века. Складывается новая культура которая выделяет объективную реальность как единство бесконечного многообразия. Эту культурную систему Сорокин называет идеалистической. С XVI века возникла, по исследованию Сорокина, современная форма культуры эмпирической, светской, “соответствующей этому миру”. Сорокин называет ее – чувственной культурой. Она основывается на принципе: объективная действительность и смысл ее – сенсорны.

Таким образом, основной принцип средневековой культуры делал ее потусторонней и религиозной. Основной принцип идеалистической культуры был частично сверхсенсорный и религиозный, частично светский. Основной принцип современной чувственной культуры – светский, “соответствующий этому миру”. Сорокин делает вывод, что все типы культуры: идеациональный, идеалистический и чувственный – проявляют себя в истории духовной культуры каждого народа, причем замена одной формы культуры на другую не ведет к гибели общества. Он рассматривает смену форм культуры на примерах смены греко-римской и средневековой культуры. Рано или поздно каждой форме культуры суждено исчерпать свой созидательный потенциал.

П. А. Сорокин рассматривает культурные явления в качестве “различных частей одного и того же неделимого социокультурного мира”, любое общество можно описать только через призму присущей ему “системы значения нормы-ценностей”. Эта система проявляется как культурное качество. Скрытые в индивидах и обществах качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации. Исходя из теории созданной им интергралистской социологии культуры, Сорокин признавал культурный фактор наиболее важным и определяющим, утверждая доминирующую роль культуры в развитии человечества. Культурный фактор, является показателем состояния науки, философии, религии, этики, права, политики, экономики. Исторически развивающимся критерием прогресса культуры Сорокин считает многообразный по своим формам гуманизм.

Сорокин пишет большую работу “Социальная и культурная динамика” – беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату социологический труд. В 1960 году он публикует работу “Взаимное сближение соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу”, написанную в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений, когда каждая из сторон “не сомневались”, в абсолютной правильности своего пути развития. Сорокин писал, что западные лидеры уверяют, что будущее принадлежит капиталистическому типу общества и культуры. Лидеры коммунистических наций ожидают победы коммунистов. Ученый не соглашается с обоими предсказаниями и считает, если человечество избежит новых мировых войн и преодолеет критические моменты в своем развитии, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический, а специфический интегральный тип.

Согласно логике Сорокина, в общественной жизни происходит два процесса – упадок капиталистической системы и неспособность коммунистической системы удовлетворить жизненные потребности людей. Коммунистическую идеологию и экономическую систему он рассматривает как одну из разновидностей тоталитарных режимов. Основой конвергенции Сорокин считает близость систем ценностей, права, образования, искусства, науки, культуры – именно то, что конвергенция приводит к образованию смешанного социокультурного типа, который при западных условиях может перерасти в “блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же как и во всей человеческой вселенной”. Мировоззрение ученого было пронизано интегральным синтезом его философских выводов. Сорокин формирует принципы социологии культуры: 1) социальная аналитика; 2) социальная механика; 3) социальная генетика. На этих выводах основан его большой труд “Общество, культура и личность”. Сорокин считает, что социальное поведение определяют психофизические механизмы, интегральным фактором всей социальной жизни является коллективный рефлекс. “Все возрастающее подавление основных инстинктов населения; их базовый характер и бессилие групп, стоящих на страже порядка, – таковы три элемента адекватного описания условий революционного взрыва”. П. А. Сорокин приходит к выводу, что в основе революционных движений в обществе, лежат базовые инстинкты – пищеварительные, сексуальные, инстинкты собственности, самовыражения, самосохранения и другие.

В “Системе социологии” П. А. Сорокин рассматривает взаимодействие в качестве модели социального явления. Его элементами он считал действия индивидов и проводников общения. Действия состоят из внешних раздражителей и внутренней реализации психологической жизни. Проводники – символы передачи реакций между субъектами (язык, письменность, музыка, искусство т. п.). Взаимодействие может выступать как антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее. В работе “Социальная мобильность” П. А. Сорокин исследует вопросы стратификации и мобильности. Ученый признает, что социальная мобильность является нормальным состоянием общества. Она подразумевает не только социальные перемещения индивидов, групп, но и культурных ценностей, то есть всего того, что создано в процессе человеческой деятельности. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном уровне общественной стратификации. Под вертикальной мобильностью Сорокин подразумевает перемещение индивида из одного пласта в другой, выводит два типа вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей. Основным препятствием для социальной мобильности, по Сорокину, является наличие “сит”, которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя передвижение других. Это “сито” и есть механизм социального тестирования, отбора и распределения индивидов; оно, как правило, совпадает с основными каналами вертикальной мобильности, с изменениями культурных ценностей. На основе богатого эмпирического материала Сорокин делает вывод, что “в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их расположение осуществляется не по воле случая, а носят характер необходимости и строго контролируется разнообразными институтами”. Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества.

Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Сорокин приходит к выводу, что нестратифицированное общество с подлинным проведением принципа равенства его членства есть миф, никогда не реализованный на практике.

Все люди, считает Сорокин, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, чувство жажды и т. п.) и сознательных (нормы, культурные ценности). Только общество, (а не толпа) способно понять значение культурных ценностей, поэтому любое общество можно описать только через систему присущих ему духовных ценностей; то есть через определенный уровень культуры.

Культурные ценности обнаруживаются во все периоды человеческой цивилизации, включая дискретные периоды культурной истории (войны, революции). Социоэмпирические исследования культурных качеств позволяют, считает Сорокин, выявить длительные периоды истории, в которые проявляются идентичные культурные образцы – виды деятельности, мысли, творчества, верования и т. п. Культурная жизнь общества является продуктом логико-значимых культурных систем.

Логико-значимые культурно-ценностные системы формируются под воздействием двойственной природы человека – существа мыслящего и существа чувствующего. Социально значимую человеческую активность Сорокин определяет посредством четырех категорий. Это ценности, происходящие в результате когнитивной деятельности (истина), эстетического удовлетворения (красота), социальной адаптации и морали (добро) и категории, объединяющей эти ценности в единое социальное целое (польза).

Любой индивид вписывается в систему культурных ценностей, культура становится интегральной, когда общество добивается успеха, гармонизируя энергию людей, отданную на службу истине, красоте и добру.

П. А. Сорокин писал, если мы представим себе общество, в котором каждый его член обладает жизненным стандартом миллионера, но главные духовные ценности там не едины, предельно расшатаны, несовместимы и соответствующая им система социальных отношений не кристаллизована, то такое общество будет, более турбулентным и дезорганизованным, чем другие общества, в которых только основные физиологические потребности скудно удовлетворены, но социокультурный фундамент крепок и члены общества верят в одни и те же ценности и живут для них.

Мысль П. А. Сорокина удивительно созвучна с стихом Евангелия от Матфея: “И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши нежели богатому войти в Царство Божие” (Евангелие от Матфея 19:24).

П. А. Сорокин рассматривал реальный мир как единство социального и культурного, причем единство диалектическое, в котором все-таки определяющая роль отводится культурным ценностям.

Культуру бытия Сорокин видит как Абсолют в состоянии покоя, в котором преобладают духовные, благочестивые и религиозные отношения к природе – смиренное, уважительное, осмысление самого себя как органической части бесконечного бытия, где потребности удовлетворяются на путях внутреннего самоограничения и аскетизма. В духовной культуре П. А. Сорокин особо выделяет этику христианского милосердия.

    Биография

    Этнографические работы

    Теория построения социологической системы Питирима Сорокина

    Социальное взаимодействие и его структуры

    Основные идеи работы «Социология революций»

    Понятие социального пространства

    Концепция социальной стратификации и социальной мобильности

    Идея культурного цикла и социодинамика культуры.

    Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина

    Теоретические принципы альтруизма

    Доктрина конвергенции

1. Биография

Питирим Александрович Сорокин (1989-1968) - выдающийся российско-американский социолог XX столетия, создатель интегральной парадигмы, на основании которой им были созданы теории социокультурных систем, социальной стратификации и социальной мобильности, революции и реформ, знания и искусств и др.

Питирим Александрович Сорокин родился 21 января 1889 года в с.Турье Вологодской губернии. Отец Александр Прокопьевич Сорокин был ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами. Мать – Пелагея Васильевна – зырянка крестьянского рода.

Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный кошт в Хреновскую церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской губернии. Немаловажную роль сыграл в его дальнейшей судьбе его учитель Образцов - ведь без его рекомендаций он должен был бы уехать учительствовать в одно из сел Яренского уезда «по распределению». Кроме того, видимо он и направил Сорокина именно в Хреновскую школу, которая открывала своим выпускникам дорогу в светские высшие учебные заведения, оценив его незаурядные способности к науке. Липский и Кротов подчеркивают следующее: «Таким образом, можно уверенно говорить, что уже по окончании Гамской школы П.А. Сорокин сознательно определил свои жизненные планы - получение гимназического, а затем и высшего образования для занятий наукой». Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 - 1902 гг. на останках народнической идеологии.

Интересные факты для представления облика Сорокина-студента приводят Липский и Кротов в своем очерке: «Особенностью сорокинского стиля занятий являлась нерегулярность посещения лекций. Он предпочитал самостоятельно изучать первоисточники и монографии профессоров, читавших курсы, чем слушать то же самое в аудиториях. Достигавшаяся этим экономия времени позволяла вникать в предмет глубже и шире предписанного программой. Так, например, 3 тома по теории права и морали профессора Л. Петрожицкого он проштудировал за несколько дней вместо годичного курса по шесть академических часов в неделю. Недостаток лекционного общения с преподавателями Сорокин возмещал на семинарах и в личных беседах с ними, заслужив репутацию способного молодого ученого».

Будучи студентом Петербургского университета Сорокин ведет активную научную и публицистическую деятельность. В этот период он публикует более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот период - пятисотстраничная монографическая работа (зима 1912 - 1913 года) «Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многими положительными рецензиями ученых.

В 1919 году Сорокин основал социологический факультет, став первым его профессором и деканом. В 1923 году он переезжает в США, где работает профессором в университете Миннесоты, а в 1929 г. его приглашают в Гарвардский университет.

Вообще, следует отметить, что Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации в США. Посещая церковь, публичные собрания, университетские лекции и много читая, Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный язык. Затем он объехал друзей в штатах Среднего запада, читая лекции и подыскивая работу. Уже летним семестром 1924 года, благодаря усилиям Росса и Ф.С. Шэпина, он приступает к чтению лекций в Миннисотском университете, сотрудничая при этом с университетами в Иллинойсе и Висконсене.

Интересные данные этого периода его жизни можно обнаружить в переписке Питирима Сорокина с профессором Самюэлем Харпером (1882 - 1943) одним из первых американских специалистов по России, преподавателем русского языка в университете Чикаго, неофициальным советником ряда американских послов в Москве, автором многочисленных книг о России. Питирим Александрович очень ценил его работы, статьи и книги, посвященные России: «… я должен честно признаться, что он представляет собой очень счастливое исключение из большого числа американцев, пишущих о России. Ваша характеристика спокойна, но совершенно адекватна. Будучи русским, выражаю Вам свою глубокую благодарность за такую правдивую информацию для американцев о моей стране».

С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических ученых, однако, предвзятость в отношении ученого спадает не только благодаря поддержке таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, Ф.Гиддингс, но также его трудам периода работы в Миннисоте (1923 - 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологической науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать.

Благодаря достоинствам его трудов президент Гарвардского университета Эбботт Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем создаваемого отделения социологии. Лоуэлл искал ученого, который вывел бы Гарвард на ведущую позицию в весьма активной тогда социологии. Ранее Сорокин отклонял предложения такого рода, но на сей раз решается занять деканское кресло и с головой уходит в организацию нового факультета, предпринимая попытку воплотить свои творческие и дидактические замыслы, имевшие место еще в России. За 12 лет, в течение которых Сорокин был деканом, факультет воспитал множество известных и популярных ученых (Р. Мертон,У.Мур, Ч.Лумис, Э.Шилз, Р.Бербер, Дж.Хоманс, Э.Тирьякан и др.); факультет стал впоследствии центром социологии в Америке. Питирим Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году.

Когда в середине 30-х годов Сорокин аннонсирует новое направление исследований своей творческой лаборатории, Гарвардский университет выделяет четырехгодичный грант колоссальных по тем временам размеров в 10 тысяч долларов для осуществления его замыслов. На протяжении нескольких лет, привлекая к работе многих ученых, и учеников в качестве соавторов и для сбора эмпирического материала и для технической обработки источников и специальной литературы, он создает свой главный труд «Социальную и культурную динамику» (в 4-х томах), где «проанализированы закономерности циклической флуктуации европейской культуры в течение трех тысячелетий». Сорокин П.А.

Реакция на это академических кругов, которые и являлись основными читателями Сорокина, оказалась весьма неблагоприятной и Сорокин обращается к «читающей Америке» и издает популярную адаптацию «Динамики» для массового читателя - книгу «Кризис нашего времени» (1941г.), которая стала впоследствии самой читаемой книгой ученого. Также появляются не менее известные его книги «Человек и общество в бедствии», «СОС: значение нашего кризиса» (1951г.)

В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарвардского университета.

Творческую эволюцию воззрений П.Сорокина можно разделить на три основных этапа.

На первом этапе (до 1922 г.) - русском - Сорокин создает позитивистскую модель социологии, основанную на бихевиоризме. В этот период им написаны следующие работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Предмет и границы социологии» (1913) «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Система социологии» (1920), «Голод как фактор» (1921).

Второй этап (1922-1930) характеризуется продолжением идей первого периода. Сорокин разрабатывает основные положения теории «социальной стратификации» и «социально мобильности», которые были изложены в книгах «Социология революции» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). В конце этого периода он обращается к проблемам философии культуры, что нашло свое отражение в работе «Современные социологические теории» (1928).

Третий этап характеризуется кардинальным пересмотром своих взглядов. На переднем плане - проблемы культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека. Итогом работы стало создание интегральной системы социологии культуры. 30-50-е годы - пик научного творчества Сорокина. Он пишет системное исследование «Общество, культура и личность» (1947). Всемирную известность ему приносит четырехтомная монография «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).

В этот период Сорокин пишет книгу за книгой: «Социальная философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социологии и смежных наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959) и другие.

В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарварда. В 60-е годы ученый закладывает основы теории конвергенции в книге «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа» (1961), пишет автобиографию «Дальняя дорога» (1963), издает труды «Основные тенденции нашего времени» (1964) и «Социологические теории сегодня» (1966). Переиздание его классических трудов в 60-е годы и появление двух сборников статей, посвященных ему привлекло к нему еще больше внимания.

Приковывают внимание многие аспекты личности Сорокина: каким он был в жизни, каким преподавателем, ученым и просто человеком. Обратимся к воспоминаниям современников и учеников.

Один из выпускников Гарварда вспоминал: «Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски «атак» на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки»

Роберт Мертон, его ученик, в своих воспоминаниях подчеркивает противоречивость и цельность личности своего учителя. Сорокин отличался «научным нетерпением все охватить», острым критицизмом, и хотя «Сорокин подходил к чужим работам со скептицизмом, рассматривая их с самых высоких общенаучных позиций», это не мешало ему «относится к аспирантскому творчеству как к последнему слову в науке», и включать подготовленные Мертоном «куски» текста для «Социокультурной динамики» прямо в свою книгу. По воспоминаниям Мертона, его семинары «походили скорее на лекции, чем на обычный процесс работы со студентами». «Вспышки гнева охватывали его в тех случаях, когда люди не оказывали ему должного уважения, в открытую не соглашались с его идеями или посягали на его авторитет. Он не был очень общительным, но я никогда не испытывал дискомфорта в его присутствии. В целом он был очень хорошим человеком».

Последние два года были омрачены тяжелой болезнью. 11 февраля 1968 года П.А. Сорокин скончался в своем доме на Клифф-стрит в Винчестере. В том же году Американская ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии. Жена и двое сыновей Сергей и Петр, передали часть архива Сорокина в канадский университет провинции Саскачеван, часть бумаг остались в Гарварде. Сыновья Сорокина пошли по стопам родителей, оба стали докторами наук. Петр - физик, Сергей - врач-микробиолог. В начале 1999 года Сергею посчастливилось побывать на родине отца, когда с докладом «Воспоминания о Питириме Сорокине» он приехал на Международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения ученого. Он побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре и в селе Турья, где торжественно был открыт первый в мире памятный знак с барельефом П.А. Сорокина. Этот год можно считать «возвращением», конечно, символическим, П. Сорокина и его наследия в Россию. Но сделать для этого предстоит еще очень много.

Основные труды Сорокина: «Пережитки анимизма у зырян» (1910), «Брак в старину: (многомужество и многожёнство)» (1913), «Преступность и её причины» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Символы в общественной жизни», «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Социальная аналитика и социальная механика» (1919), «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии» (1947), «Восстановление гуманности» (1948), «Альтруистическая любовь» (1950), «Социальные философии в век кризиса» (1950), «Смысл нашего кризиса» (1951), «Пути и власть любви» (1954), «Интегрализм - моя философия» (1957), «Власть и мораль» (1959), «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), «Дальняя дорога. Автобиография» (1963), «Главные тенденции нашего времени» (1964), «Социология вчера, сегодня и завтра» (1968).

Питирим Сорокин (1889-1968) - русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. В 1906 - арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Кинешме, где много читал (Лавров, Михайловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт и др.).После освобождения решил продолжить образование. В 1909 Сорокин поступает в столичный Психоневрологический институт, где была открыта кафедра социологии Е.В. Де-Роберти и Ковалевским. Через год Сорокин переводится на юридический факультет университета, где проходит обучение под началом Петражицкого. Главным достижением этого периода творчества Сорокин становится его монографическая работа "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914), которая представляет собой обстоятельный обзор современных криминологических теорий. В 1917 С. получил звание приват-доцента Петербургского университета. Был активен в области популяризаторства, пытался донести до читателя мысли Дюркгейма, идеи которого пронизывают почти все его работы. Февральская революция застала Сорокин "посреди дел". Отложив работу, он опять занялся политикой, принимал активное участие в работе Госдумы, Временного правительства, редактировал эсеровские газеты. За это время им была написана целая серия социально-политических памфлетов. В 1918 опять арестован, но уже новым, большевистским правительством. В 1920 Сорокин избирается руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета. Предлагает конструирование новой дисциплины - "родиноведения", призванной синтезировать знания разных естественных и гуманитарных наук. Тогда же он пишет популярные учебники по праву и социологии, публикует работу в двух томах "Система социологии" (1920), которая стала венцом его творчества в России. В 1922 начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции. В России оставаться было опасно и Сорокин вместе с женой эмигрируют за границу. Сначала Сорокин жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни.

Творчество Сорокина принято делить на два периода: русский и американский. Его основные работы: русского периода - "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913); "Система социологии" (1920); американского - "Социология революции" (1925); "Социальная мобильность" (1927); "Современные социологические теории" (1928); "Систематическая антология сельской социологии" (1930-1932); "Социальная и культурная динамика" (1937-1941); "Общество, культура и личность" (1947) и мн. др.

Значимость фигуры Сорокина все еще адекватно не оценена ни в американской, ни в отечественной социологии. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль "заокеанского наставника", "страстного русского оратора". На исторической же родине имя ученого вплоть до недавнего времени попросту запрещалось произносить вслух. И все же никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами.

О собственном мировоззрении начала 20 ст. и стремлении интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую, унифицированную систему многими годами позже сам Сорокин напишет: "С философской точки зрения, возникающая система взглядов была разновидностью эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основывающейся на логических и эмпирических научных методах познания. Социологически это был некий синтез социологии и взглядов Спенсера на эволюционное развитие, скорректированный и подкрепленный теориями Н. Михайловского, П. Лаврова, Е. Де Роберти, Л. Петражицкого, М. Ковалевского, М. Ростовцева, П. Кропоткина - из русских мыслителей; Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето и других - из числа западных ученых. Политически - это мое мировоззрение представляло из себя форму социалистической идеологии, основанной на этике солидарности, взаимопомощи и свободы".

В историко-социологической литературе традиционно, хотя, видимо, не вполне справедливо, принято разграничивать два периода в творчестве ученого - русский и американский. Конечно же, "оба" Сорокина довольно непохожи друг на друга по кругу анализируемых проблем, по характеру использования материала, по степени зрелости и самостоятельности создаваемых теорий. Однако очевидно то, что интегральная сущность всех работ Сорокина всегда оставалась неизменной. Более того, все его мировоззрение было пронизано философией интегрального синтеза и на уровне сциентистских программ, и на уровне жизненной философии. Пожалуй, в глобализме - главное отличие между молодым и зрелым ученым.

Центральным понятием для творчества социолога становится "ценность". Конечно же, многие мыслители и до него размышляли о природе ценностей, но, пожалуй, никому до него не удалось показать систематизирующую и методологическую значимость ценностной теории в социологии.Первоначально теоретико-методологические построения ученого-социолога осуществлялись в духе неопозитивистско-бихевиористического синтеза. В своей первой книге "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913) социальный феномен (сфера "надорганики") определяется им как "социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов", то есть всякое взаимодействие, если оно обладает психическим характером, суть социальное явление. Такое явление будет обладать как чисто психологической, внутренне-психологической, так и символической, внешней природой. Игнорируя индивидуальные внутрипсихологические процессы, социолог, по мысли Сорокина, призван описывать только внешние факты, то есть не всю социальную жизнь. Отсюда Сорокин констатирует три основные формы актов поведения людей - дозволенные, должные и рекомендуемые, как не противоречащие представлениям о должном и дозволенном, а содержащие в себе "сверхнормальную роскошь". Каждая из этих форм существует как бы в связке с соответствующей ей оппозиционной санкцией: рекомендуемым актам (подвиг или услуга) - награды; запрещенным (преступление) - кара; дозволенным - "должные реакции". Историческое взаимодействие актов реакций, по Сорокину, составляет суть всемирного и исторического прогресса.

Через какие-то несколько лет эта на вид довольно наивная схема быстро разбухает и обретает законченный логический вид. В книге "Система социологии" Сорокин формулирует принципы, от которых не отойдет в будущем. Совокупно они составляют самую квинтэссенцию структурного метода. Согласно Сорокину, теоретическая социология распадается фактически на три основных раздела:

социальную аналитику (социальная анатомия и морфология);

социальную механику (ее объект - социальные процессы);

социальную генетику (теория эволюции общественной жизни).

В "Системе социологии" Сорокин предлагает пять принципов построения социологии:

социология может и должна быть построена по принципу

естественных наук;

социология должна отказаться от какого-либо нормативизма;

она должна изучать только те явления, которые доступны наблюдению, измерению, проверке;

социология должна исходить из фактов и отказаться от всякого философствования;

социология является изначально плюралистической дисциплиной. Коль скоро социология изучает

взаимодействия (духовное и психологическое), то ее задачей будет являться выявление черт этого взаимодействия.

Питирим Сорокин формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения суть "переменные" величины. В результате "коллективному рефлексу" Питирим Сорокин придает значение интегрального фактора всей общественной жизни. Не трудно пронаблюдать эту установку Питирима Сорокина в его "Социологии революции" (1925), где причины всех великих революций или иных схожих потрясений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).

Обоснованный в "Системе" концептуальный подход получает свое дальнейшее развитие в "Социальной мобильности". Согласно Питириму Сорокину, социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что создано или видоизменено человеком. Мобильность различается по направленности (восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности. Вертикальную мобильность он рассматривает в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая и профессиональная): внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая циркуляция и продвижения по "экономической лестнице". При этом С. четко различал социальную мобильность в так называемые "нормальные" периоды относительной общественной стабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.д.). Если в "нормальные времена мобильность является процессом постепенным, регулируемым определенными и твердыми правилами", то в периоды великих бедствий... поступательность, упорядоченность и строго контролируемый характер мобильности существенно нарушается... Иными словами, приобретает черты хаоса".

Для Питирима Сорокина, как, впрочем, и для многих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизм социальной стратификации. Абрис и высота социальной стратификации - вневременные, нормативные черты стратификации, а их флюктуации не содержат никакого однонаправленного движения. Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей, словом - повсюду. По мысли С., история показала, что нестратифицированное общество с "подлинным" равенством всех членов есть миф, никогда не могущий быть реализованным на практике, оставшийся лишь хоругвию эгалитаристов и левых радикалов.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на се развитие в XX в. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России. Однако становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде «русского» периода — двухтомной «Системе социологии» (1920) — он формулирует основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурирует теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Основой социологического анализа Сорокин считает , индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

Социология П. Сорокина

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва , когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции , когда эти потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теорию, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.

Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

Питирим Сорокин - президент Американской социологической ассоциации

Питирим Сорокин Александрович. Биография

  • Соркин Питирим Александрович (23. 01. 1889, село Турья, Яренский уезд, Вологодская губерния- 10.02.1968, Винчестер, Массачусетс, США) - американский социолог и культуролог. Основоположник теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

    Питирим поступил в сельскую школу грамоты в селе Палевицы (к тому времени его мать Пелагея Васильевна коми-зырянка уроженка Жешарта умерла от рака). А от отца, странствующего ремесленника «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон», но пьяницы и дебошира они со старшим братом Василием ушли. Одному в то время было 10 лет, другому - 14.

    Завершив учится в начальной школе весной 1901 и волею случая оказавшись с братом в селении Гам, Питирим был принят, «победоносно пройдя все испытания», в новую, только что открывшуюся, Гамскую второклассную церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. По окончании ее и по протекции своего учителя А. Н. Образцова Питирим поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу в Костромской губернии.

    В 1905 году Сорокин вступает в партию эсеров, в декабре 1906 за агитационную деятельность был арестован, 4 месяца провел в тюрьме г. Кинешма. Из семинарии его, естественно, исключили.

    В 1907 году Питирим Сорокин переезжает в Петербург, где знакомится с земляком с Коми края профессором Каллистратом Жаковым и по его протекции поступает на Черняевские курсы. Затем в феврале 1909 в Великом Устюге экстерном сдает все экзамены за гимназические курсы и в том же году поступает в платный Петербургский Психоневрологический институт (здесь же преподавал и К. Ф. Жаков). Но в начале 1910, не сумев погасить долг за учебу, был отстранен от занятий вместе со своим товарищем по несчастью Николаем Кондратьевым (будущим советским экономистом, обосновавшим НЭП).

    В июле 1910 года Питирим Сорокин зачислен на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В том же 1910 году появляются первые публикации Сорокина (статья «Пережитки анимизма у зырян», рассказ «Рыт-пукалом»), в которых он обобщает результаты своих этнографических экспедиций. После окончания университета в 1914 г., который кстати закончил с дипломом первой степени, Питирим оставлен на кафедре уголовного права университета, с 1916 года - он приват-доцент.

    В 1917 году Питирим Сорокин принял участие в революции на стороне партии эсеров. Был избран депутатом Учредительного собрания по списку этой партии. После Февраля 1917 - секретарь Керенского и один из редакторов эсеровской газеты «Воля народа». В 1918 его дважды арестовывали большевики, и он находился на грани расстрела. Спасло только полное отречение от политической деятельности - он отказывается от звания члена Учредительного собрания и объявляет о выходе из партии эсеров. С 1919 года П Сорокин вновь преподает в Петроградском университете, В январе 1920 ему без защиты присваивается звание профессора.

    В 1922 году П Сорокина с другими выдающимися учеными и философами выдворили из Советской России по указанию Ленина. Высланный из России П. А. Сорокин оказался в Германии, позже в Чехии, а через год перебрался в Соединенные Штаты, где сумел обрести вторую Родину.

    С 1923 по 1930 год Питирим Сорокин преподает в различных университетах Соединенных Штатов, а параллельно публикует несколько крупных работ.
    Среди многочисленных работ, появившихся из-под пера П. А. Сорокина в более позднее время, особо выделяется фундаментальная четырехтомная монография "Социальная и культурная динамика", встреченная с огромным интересом во всем научном мире.

    Примечательно, что и сторонники, и оппоненты П Сорокина признавали, "что по обилию самых смелых гипотез другой подобной книги в современной социологической литературе нет". В 1930 году в Гарвардском университете П Сорокин организовал первый в США факультет социологии, деканом которого он оставался на протяжении двенадцати лет.

    В Гарварде Сорокин воспитал целую плеяду блестящих американских ученых. Свидетельством заслуг Питирима Сорокина стало его избрание в 1964 году президентом Американской социологической ассоциации.

    Достойно особого внимания, что, находясь в Америке, П Сорокин не забывал о родном крае и своих земляках. П. П. Кротов и А. В. Липский еще совсем недавно сумели найти в Римье людей, хорошо знавших тетку Питирима Сорокина Анисью и помнящих ее до сих пор. "Выяснилось, что Сорокин постоянно писал ей письма, присылал доллары и белую муку, из которой Анисья пекла "французские булочки", угощая односельчан... Одно из посланий Сорокина, по воспоминаниям односельчан Анисьи, начиналось так: "Я из простого деревенского парня стал ведущим ученым не только Европы, но и Америки".

Питирим Сорокин. Основные сочинения

  • Рыт пукалoм: Рассказ о жизни северной деревни, - Архангельские губернские ведомости 1910 год №203;
  • П Сорокин. Жилище . Современные зыряне (1911)
  • П Сорокин. Лесной промысел . Современные зыряне (1911)
  • Брак в старину: Многомужество и многоженство, Рига, 1913 год;
  • Самоубийство, как общественное явление, Рига, 1913 год;
  • Преступление и кара, подвиг и награда, Санкт-Петербург, 1914 год;
  • Л. Н. Толстой как философ, Москва, 1914;
  • Автономия национальностей и единство государства, Петроград, 1917;
  • Проблема социального равенства, Петроград, 1917;
  • Система социологии. Тома 1-2. - Петроград, 1920;
  • Голод, как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. - Петроград, 1922;
  • Современное состояние России, - Прага, 1922 год;
  • Популярные очерки социальной педагогики и политики. Ужгород, 1923 год;
  • Социальная и культурная динамика. Главный труд Питирима Сорокина в 4 томах в 1937-1941. Приобрел славу классического труда в области социологии и культурологии.
  • Социокультурная причинность, пространство и время, 1943 год;
  • Россия и США, 1944 год;
  • Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии, 1947 год;
  • Социальная философия в эпоху кризиса, 1950 год;
  • Пути и власть любви, 1954 год;
  • Американская сексуальная революция, 1957 г.;
  • Основные черты русской нации в XX столетии, 1967 год

    Интервью руководителя Центра имени Питирима Сорокина, доктора философии Павла Кротова о наследии П Сорокина, его семье и дальнейших планах. По мнению ученого, вымское село Турья, родина П Сорокина, и Республика Коми в целом, могут представить туристам не только прекрасную природу, но и «страницы биографии» выдающего философа. Он убежден, что «представить культурный туризм в Коми без Питирима Сорокина невозможно».

  • Автобиографическую книгу Питирима Сорокина «Дальняя дорога», где он описывает годы своей жизни в Коми крае, переводят на коми язык. С английского языка на русский язык перевод осуществила зав. кафедрой Сыктывкарского госуниверситета Вера Черных, с русского на коми - филологи Коми научного центра УрО РАН Олег Уляшев и Галина Федюнева.
  • Перевод видео . На сайте business-sound.ru можно заказать услугу перевод видео , например, видеоролик на английском языке перевести и озвучить на русском языке. И наоборот. А также подобрать сопровождение: музыку и эффекты, сделать сценарий.