У истоков рода человеческого этапы становления человека. Cервис сравнения онлайн кредитов в Украине

У ИСТОКОВ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ « ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКА. EVG 3097@MAIL. RU

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ЭВОЛЮЦИЯ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО, МЕЖВИДОВАЯ И ВНУТРИВИДОВАЯ БОРЬБА. РАННИЙ ПАЛЕОЛИТ, НЕАНДЕРТАЛЕЦ, КРОМАНЬОНЕЦ. РАСЫ ЛЮДЕЙ, МЕЗОЛИТ, НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ФЕТИШИЗМ.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАЗУМА В ЭТОЙ БОРЬБЕ ПОБЕЖДАЛИ, ТЕ, КТО БОЛЕЕ УСПЕШНО МОГ ОБЕСПЕЧИТЬ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ. САМОЕ ДРЕВНЕЕ ОРУДИЕ ТРУДА ИЗ КАМНЯ - 2, 5 - 3 МИЛ. В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ. ИЗГОТОВЛЯТЬ ОРУДИЯ ТРУДА МОГУТ ТОЛЬКО СУЩЕСТВА С ЗАЧАТКАМИ РАЗУМА. ЖИВОТНЫЕ МОГУТ ТОЛЬКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ. РАЗУМ МЖНО ОБЬЯСНИТЬ: ДЕЙСТВИЕМ ПРИРОДНЫХ ЗАКОНОВ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ, МЕЖВИДОВОЙ БОРЬБОЙ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ.

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАЧАТКОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ВЫДЕЛИЛА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПЕРЕДАВАЛ ОПЫТ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ В ОТЛИЧИИ ОТ ЖИВОТНЫХ, КОТОРЫЕ НЕ МОГЛИ ЭТОГО. НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, И НАВЫКОВ, ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ ПОЗВОЛЯЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОБЬЕДИНЯЯСЬ В СТАДА ПЕРВОБЫТНЫЕ СООБЩЕСТВАМ УСПЕШНО СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛЮДИ МОГЛИ ЗАЩИЩАТЬ СЕБЯ И ДЕТЕЙ. ВПРИРОДЕ. МЕЖВИДОВОЙ БОРЬБЕ ПОБЕЖДАЛИ ТЕ, У КОГО БЫЛИ СПОСОБНОСТИ К КОММУНИКАЦИИ И СОГЛАСОВАНИЮ ДЕЙСТВИЙ. СФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ - УСЛОЖНИЛО СТРУКТУРУ МОЗГА. ПОЯВИЛАСЬ СПОСОБНОСТЬ К АБСТРАКНОМУ МЫШЛЕНИЮ. КАЖДАЯ СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНА ВО ПЕРВЫХ С РАЗВИТИЕМ МОЗГА, А ВО ВТОРЫХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ОРУДИЙ ТРУДА.

1. РЕЛИГИЯ УТВЕРЖДАЕТ О БОЖЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. 2. В 20 ВЕКЕ ВЗГЛЯД, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРОДУКТ 2, 5 – 3 мил. ВОСТОЧНАЯ АФРИКА – АВСТРАЛОПИТЕКИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУДИЙ ТРУДА, ПРЯМОХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННАЯ НАУКА НЕ РАСПОЛАГАЕТ ОТВЕТОМ, ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИЗОШЛО. ОТСЮДА И РАЗЛИЧИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРЕДКА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ПРИМЕРНО 1, 5 – 700 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД ЭВОЛЮЦИИ. РАННИЙ ПАЛЕОЛИТ. 3. В 21 В. ТЕОРИЯ О ВНЕЗЕМНОМ ИНСТРУМЕНТЫ – СКРЕБКИ, РУБИЛА ИЗ ПРОИСХОЖДЕНИИ КОСТИ И КАМНЯ. ПРЯМОХОЖДЕНИЕ, УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЬЕМА МОЗГА ОТ 300 – 600 КУБ. СМ ДО 1300 – 1700 КУБ. СМ У НЕАНДЕРТАЛЬЦЕВ. ПРИМЕРНО 200 – 300 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД - ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ. ВРЕМЯ РАННЕГО ПАЛЕОЛИТА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НАСТУПЛЕНИЕМ ЛЕДНИКОВ ПРИМЕРНО 20 – 30 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ ПОЛНОСТЬЮ ИСЧЕЗАЮТ. УТВЕРЖДАЕТСЯ КРОМАНЬОНЕЦ.

НО ВСЕ ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ ВИДУ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. ОСНОВНЫЕ РАСЫ ЛЮДЕЙ. РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ МНОГООБРАЗНЫ: ПИГМЕНТАЦИЯ КОЖИ, РАЗРЕЗ ГЛАЗ, ВОЛОСЯНОЙ ПОКРОВ, РОСТ, ГРУППЫ КРОВИ Т Т. Д. НЕГРОИДНАЯ РАСА. (пигментация кожи, курчавые волосы, слабый рост бороды и усов) ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА. (мягкие волосы, выступающий нос) МОНГОЛОИДНАЯ РАСА. (разрез глаз, скулы, прямые волосы) ОКЕАНИЧЕСКАЯ РАСА. (сочетание негроидных и европеоидных черт) БОЛЬШИЕ РАСЫ НЕОДНОРОДНЫ. КРОМЕ ЭТОГО НА ГРАНИЦАХ РАС СЛОЖИЛИСЬ ПЕРЕХОДНЫЕ РАСЫ.

ЧЕЛОВЕК ОСВАИВАЕТ СВОЮ ПЛАНЕТУ. ЭПОХА МЕЗОЛИТА. (С 20 ПО 9 – 8 ТЫС. ДО Н. Э. ЛЕДНИКИ ОТСТУПАЮТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЕРЫ В ПРИМЕТЫ, ФЕТИШИЗМ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОХОРОННЫХ РИТУАЛОВ И ВЕРЫ В ВЫСШИЕ СИЛЫ. ПОЯВЛЕНИЕ ШАМАНОВ, ЖРЕЦОВ. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - 10 МИЛ. ПРИСВАЮВАЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВА – ОХОТА, СОБИРАТЕЛЬСТВО, РЫБНАЯ ЛОВЛЯ. ПРНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В АМЕРИКУ И АВСТРАЛИЮ. НАСТУПЛЕНИЕ НОВОГО ЭТАПА В ПОЗНАНИИ МИРА: НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ОБРЯДЫ МАГИИ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. НАИБОЛЬШАЯ ЗАГАДКА САМ ЧЕЛОВЕК С ЕГО РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

ПОПРОБУЙТЕ СДЕЛАТЬ СВОИ ВЫВОДЫ. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЯВИЛОСЬ РЕЗУЛЬТАТОМ МНОГОФАКТОРНОГО ВЛИЯНИЕ НА ЕГО РАЗВИТИЕ. КАЖДЫЙ НОВЫЙ ШАГ БЫЛ СВЯЗАН КАК С СОВЕРШЕНСТВОМ ОРУДИЙ ТРУДА, ТАК И С РАЗВИТИЕМ МОЗГА. ПЕРВЫМ ЭТАПОМ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ РАННИЙ ПАЛЕОЛИТ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРУДИЙ ТРУДА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ ВЫДЕЛИЛО ЧЕЛОВЕКА ИЗ МИРА ЖИВОТНЫХ. ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РАС. В ЭПОХУ МЕЗОЛИТА ЧЕЛОВЕК ОСВАИВАЕТ ПЛАНЕТУ. . РАЗВИВАЕТСЯ МОЗГ И ВОЗНИКАЕТ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ: РИТУАЛЫ, МАГИЯ, ФЕТИШИЗМ. ЕЩЕ С ПАЛЕОЛИТА ДОМИНИРУЕТ КРОМАНЬОНЕЦ- СОВРЕМЕННЫЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВА, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, ОБМЕН, ДЕНЬГИ, ИМУЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО, МАТРИАРХАТ И ПАТРИАРХАТ, СОБСТВЕННОСТЬ, ПЛЕМЯ, РОД, СОЮЗ ПЛЕМЕН, ЭНЕОЛИТ, ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: ПЕРВЫЙ КОНФЛИКТ. НЕОЛИТ – ПЕРЕХОД К ЗЕМЛЕДЕЛИЮ И СКОТОВОДСТВУ В 9 – 8 ТЫС. ДО Н. Э. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА ТОЛЬКО В БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ: СКОТОВОДСТВО ИЗ ОХОТЫ А ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ИЗ СОБИРАТЕЛЬСТВА. ПРОИЗОШЕЛ ПЕРЕХОД ОТ ПРИСВАИВАЮЩЕГО К ПРОИЗВОДЯЩЕМУ ТИПУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИЧИНАМИ ЭТОГО БЫЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРУДИЙ ОХОТЫ И КАК СЛЕДСТВИЕ КРИЗИС В ПИТАНИИ, КОТОРЫЙ УДАРИЛ ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СООБЩЕСТВАМ. 1. ОДНИ ПЛЕМЕНА ОГРАНИЧИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ТАБУ И ЗАМЕРЛИ В СВОЕМ РАЗВИТИИ. 2. ПРОРЫВ В НОВОЕ КАЧЕСТВОВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРИРОДУ.

Избыток продукции стал причиной не только торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно вожди и АГРАРНО – СКОТОВОДЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ. колдуны стали накапливать имущество и ценности. ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. (7 – 4 ТЫС ДО Н. Э.) УГЛУБИЛОСЬ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ СКОТОВОДСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СТАЛО РЕМЕСЛО. РАСШИРЯЛАСЬ СФЕРА ОБМЕНА: РАЗНООБРАЗНЫЕ СВЯЗИ НАТУРАЛЬНОГО ОБМЕНА СТАЛИ ЗАМЕНЯТЬСЯ ДЕНЬГАМИ. ЭТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИНОГДА НАЗЫВАЮТ РЕЧНЫМИ (МЯГКИЙ КЛИМАТ, ПОЧВА И ВОДА) – ЕГИПЕТ, МЕЖДУРЕЧЬЕ, долина ИНДА, ХУАНХЕ. ПЕРВЫЕ РАСТЕНИЯ: ПШЕНИЦА, ЯЧМЕНЬ, КУКУРУЗА У ИНКОВ. В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ПРОИЗОШЛИ ГРОМАДНЫЕ ПРЕМЕНЫ ЕСЛИ ДО ЭТОГО ВСЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА БЫЛА ПОСВЯЩЕНА ВЫЖИВАНИЮ И ЧЕЛОВЕК ИЗГНАННЫЙ ИЗ ПЛЕМЕНИ БЫЛ ОБРЕЧЕН, ТО С ПОЯВЛЕНИЕМ ПРОИЗВОДЯЩЕГО ТИПА ХОЗЯЙСТВА СТАЛО ВОЗМОЖНО ПРОИЗВОДИТЬ БОЛЬШЕ ПРОДКУЦИИ, ЧЕМ НУЖНО

ПЕРЕХОД ОТ МАТРИАРХАТА К ПАТРИАРХАТУ. СОБСТВЕННОСТЬ, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ПРИВЕЛИ К ИЗМЕНЕНИЮ КУЛАДА ЖИЗНИ. ЛЮДИ НЕОЛИТА ЖИЛИ БОЛЬШИМИ СЕМЬЯМИ. ДЕВУШКИ ОТДАВАЛИСЬ ЗАМУЖ В ДРУГИЕ РОДЫ И ПЛЕМЕНА. МУЖЧИНЫ ОСТАВАЛИСЬ В СЕМЬЕ. СТЕПЕНЬ РОДСТВА ПО МУЖСКОЙ ЛИНИИ И ОТСЮДА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ. НЕСКОЛЬКО РОДОВ ПЛЕМЯ. ПРОИЗОШЛО ПОЯВЛЕНИЕ СЕМЬИ. ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЕМЬИ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БЫЛ СПОРНЫМ. СОГЛАСНО МОРГАНУ (США) – СТАНОВЛЕНИЕ СЕМЬИ ПРОШЛО НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ. В УСЛОВИЯХ ОХОТЫ И СОБИРАТЕЛЬСТВА – ГЛАВНАЯ ФИГУРА – ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПЕРЕДАВАЛА ОПЫТ, ОРГАНИЗОВЫВАЛА ЭТОТ СТРОЙ- МАТРИАРХАТ С ПОЯВЛЕНИЕМ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА СМЕРТНОСТЬ СРЕДИ МУЖЧИН УМЕНЬШИЛАСЬ И ОНИ ВЫПОЛНЯЛИ САМУЮ ТЯЖЕЛУЮ И ВАЖНУЮ РАБОТУ. ВСЕ ЭТО ПРИВЕЛО К НОРМАМ ПАТРИАРХАТА – ОСОБОЙ РОЛИ МУЖЧИН В ОБЩЕСТВЕ.

ПЕРЕХОД К ЭНЕОЛИТУ. РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИВОДИЛ К ОСВОЕНИЮ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ЭТАП В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, СВЯЗАННЫЙ С ПОЯВЛЕНИЕМ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ. ПОЯВИЛИСЬ СОЮЗЫ ПЛЕМЕН, КОТОРЫЕ ПОСТЕПЕННО ТЕРЯЛИ СВЯЗЬ ДРУГ С ДРУГОМ. ПРОИЗОШЛО ПОЯВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ЯЗЫКОВ (5 – 4 ТЫС. ДО. Н. Э.) ВСЕГО 4 ТЫС. ЯЗЫКОВ. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ ЯЗЫКОВ, ФИННО- УГОРСКАЯ, МОНГОЛЬСКАЯ, СЕМИТО – ХАМСКАЯ, БЕРБЕРО – ЛИВИЙСКАЯ, КУШИТСКАЯ, СИНО – ТИБЕТСКАЯ И ДРУГИЕ. В ЭТО ВРЕМЯ НАЧИНАЕТСЯ ПЕРЕХОД К ОСВОЕНИЮ МЕТАЛЛОВ: МЕДЬ, ОЛОВО, СВИНЕЦ И ДРУГИЕ. ВРЕМЯ ОСВОЕНИЯ: 7 ТЫС. , НО ШИРОКОЕ ОСВОЕНИЕ В 4 – 3 ТЫС. ДО Н. Э. В ЭПОХУ ЭНЕОЛИТА(МЕДНО – КАМЕННОГО ВЕКА)

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ. ПРИМЕРНОВ 10 ТЫС. ДО Н. Х ПРОИЗОШЕЛ КРИЗИС РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, СВЯЗАННЫЙ С ИСЧЕРПАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОХОТЫ И СОБИРАТЕЛЬСТВА. ВЫХОД ИЗ НЕГО ДВУМЯ ПУТЯМИ: 1. ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ 2. РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА. ПРОИЗВОДЯЩИЙ ТИП ХОЗЯЙСТВА ПРИВЕЛ К ИЗМЕНЕНИЮ УКЛАДА ЖИЗНИ: РАЗДЕЛЕНИЮ ТРУДА, РЕМЕСЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, ОБМЕНУ И ПОЯВЛЕНИЮ ДЕНЕГ. ПРОИСХОДИТ ПЕРЕХОД ОТ МАТРИАРХАТА К ПАТРИАРХАТУ И СТАНОВЛЕНИЮ СЕМЬИ. ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ. С РОСТОМ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОИСХОДИТ РАССЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА НОВЫЕ МЕСТА И КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЯЗЫКОВ. ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ В 7 ТЫС. ДО Н. Э. НАЧИНАЕТСЯ ОСВОЕНИЕ МЕТАЛЛОВ. ПЕРИОД С 4 ПО 3 ТЫС. ДО Н. Э. ПОЛУЧАЕТ НАЗВАНИЕ МЕДНО – КАМЕННЫЙ ВЕК (ЭНЕОЛИТ) НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ЭТАП, СВЯЗАННЫЙ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ.

ИСТОЧНИКИ ЗАГЛАДИН Н. В. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 19 ВЕКА: УЧЕБНИК ДЛЯ 10 КЛАССА. – 7 - ИЗД. – М. : ТИД «РУССКОЕ СЛОВО – РС» , 2007. ГЛАВА 2. «ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА»

Тема 2. У истоков рода человеческого

Тип урока

урок-путешествие

Цель урока

сформировать системное представления класса об особенностях первобытного общества, дать ответ на вопрос: "С чего началась история человека?"

Задачи урока

    очертить исторические рамки Древнего мира

    дать понятие о термине "исторические источники" и об основных их видах

    развить воображение учеников

    научить класс черпать информацию из видеоматериалов

    научиться правильно исчислять историческое время

План урока

    Приветствие и мотивация

    Изучение нового материала

    Закрепление выученного материала

    Домашнее задание

    Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ожидаемые результаты

После этого урока ученики смогут:

Называть хронологические рамки истории Древнего мира, основные виды исторических источников;

Правильно применять отсчет времени до н.э. и н.э.;

Объяснять понятия: «древний мир», «исторический источник», «цивилизация»;

Приводить примеры исторических источников, цивилизаций;

Высказывать суждения относительно значения древней истории в истории человечества.

Оборудование

  • иллюстрации к теме

    видеопроектор

    презентация на тему "Исторические источники"

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы.

Также учитель с помощью проектора демонстрирует презентацию на тему "Исторические источники", дает пояснения и отвечает на вопросы. Презентация должна раскрывать роль исторических источников в формировании исторической науки и развитии цивилизации.

Прием 2. Проверка отсутствующих.

Изучение нового материала

Лишь недавно отступили на север ледники. После них остались нагромождение валунов, "потрепанные", раздолбанные стихией, скалы. У подножия одной из скал, окруженной густыми зарослями - вход в пещеру. Это дом колена охотников, рыболовов, собирателей природных даров: ягод, плодов, съедобных корешков. Такие места современные ученые называют "стоянками" первобытного человека.

Пещера - глубокая и темная. Ее каменные стены и потолок отражают мерцающие отблески костра. С уважением и мистическим поклонением поддерживают пещерные жители огонь. Он дарит тепло, отпугивает хищников и помогает готовить непритязательную пищу. Вокруг - вещи ежедневного потребления. Среди них мы не увидим ни одного металлического предмета. Первобытный человек еще не научился добывать и обрабатывать металлы. Все чем она обладает сделано из того, что дарит ей мать Природа. Одежда и постель - это шкуры убитых на охоте зверей. Рыболовные орудия - кости, рог, жилы животных, высушенные и свиты побеги растений. Из коры и, вылепленной руками, глины сделан посуду. И множество изделий из камня...

Мы с вами оказались в самом длинном в истории человечества периоде. Этот период называется "Каменной эпохой".

Камень! Первый материал, который начала обрабатывать пещерный человек. Расколот и заостренный он превратился в зубила, ножи и резцы. Прилажены жезлу камень стал инструментом: топором или молотом, грозным оружием-копьем. Камень - помощник в работе, охранник на охоте и в путешествиях, но неужели только для практического употребления использовала первобытный человек камень?

Попробуем в своем воображении внимательнее рассмотреть место остановки пещерного жителя, человека каменного века. Вот, в углу пещеры, высеченная из мягкого песчаника, фигурка женщины-хранительницы. Рядом вылеплена огромная глиняная глыба, одетая в кожу медведя. Какие чувства вызывают они в душе пещерного жителя? Чем они являются для него? Неужели просто замаскированным созданиям? А может это духи - повелители?... Тотемы?...

Глубокое уважение к Природе царит в пещере первобытного охотника... На ровной плоскости каменной стены - отпечатки рук нашего предка, обведенные красной охрой. На другой стороне стены - вырезанные и высеченные кремниевым резцом переплетение линий. Присматриваемся к ним внимательно и, о чудо! Узнаем контуры гигантского мохнатого мамонта, женщин, зверей. Еще одна каменная стена - стремительные олени и косули. А в глубине пещеры - фигура охотника и могучего бизона. Фантастические глыбы, валуны, обломки скал заставляют нас удивляться, восхищаться увиденным.

Свидетелями чего мы стали? Наш далекий предок пытается в камне и на камне выразить свои чувства, передать свои впечатления. В каменных фигурках, в изображениях на скале мы видим не просто объемные формы или высечены линии. Это художественные образы, отражение внутреннего духовного мира первобытного человека.

Будто каменные письма из прошлого, они высечены нашими предками языке рисунке, высеченные пластической, объемной языке в камне, на кости, роговые, зашифрованные магической языке в ритуальных предметах - чуринги. Эти письма являются частью гигантской каменной книги. Первобытные люди не знали письменности, но стремились рассказать нам о своих переживаниях, мечты и верования.

Прикоснитесь к этим, запечатленных и закодированных в камне, писем своим воображением. И вы окажетесь у истоков древнего искусства.

Листайте письма каменной книги, поднимайтесь по лестнице эпохи и узнавайте мир человека, его историю, ее творчество.

Лестница, по которой мы путешествуем в каменной эпохе, протянулись из глубины веков в наши дни. И каждая ступенька - это определенная эпоха, украшенная шедеврами искусства.

Терпеливо ступайте по этой лестнице. Останавливайтесь перед произведениями искусства, узнавайте и наслаждайтесь их искусством. Она прекрасна, вечное и бесконечное, как и само человечество. Ведь искусство пещерного человека - в наскальных рисунках и каменных фигурах из пещер Альтемиры, Ляско, где Гома. Оно вызывает у нас такое же волнение и восхищение, как живопись, как знаменитые скульптуры Микеланджело, Родена, Поль-Гогена, Леонардо и Пикассо.

В 1879 году крестьянин-охотник, раскапывая нору лиса в испанской провинции Сантандер, наткнулся на подземный ход и оказался в пещере. Однако не ему, а испанском археологу Марселену Саутуолы обязаны мы открытием настоящих сокровищ этого тайника. Именно Саутуола обнаружил там следы присутствия первобытного человека и нашел на стенах рисунки черной краской.

Но не ожидаемого и чудесное еще ждало его впереди. Однажды исследователь взял на раскопки свою маленькую дочку Марию. Ребенок легко прошла в глубь низкой пещеры, и оттуда донеслись ее обращенные к отцу слова, ставшие знаменитыми и облетели весь мир: "Торос, пинтадас Торос! (Быки, нарисованные быки!) Действительно, все низкое своды покрывали разноцветные изображения быков, полные динамичной, живой силы. Так в испанской Альтамире впервые открыто пещерный живопись людей эпохи палеолита.

Ничего подобного исследователи деятельности первобытного человека еще не встречали. Вымершие вЕвропе бизоны были изображены чрезвычайно искусно, со знанием натуры, в таком количестве, что становилось ясно: здесь работал в течение очень долгого времени целый отряд художников. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски была передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций.

Росписи Альтамиры были такими богатыми и красноречивыми, что известный исследователь палеолитического искусства Кюн назвал их Сикстинской капеллой Каменной суток.

Однако нашлось немало скептиков, которые утверждали, что блестящий в своей художественной совершенства пещерный живопись Альтамиры не мог принадлежать одетым в звериные шкуры и вооруженным каменными орудиями первоначальным охотникам. Кому только не приписывали авторство пещерных шедевров: вспоминали и греков, и римлян, и готов, подозревали в мистификации современных художников. И тщательное исследование росписей довело их истинную древность. Было установлено, что рисунки выполнены не современными красками, а минеральной натуральной охрой, выходы которой обнаружили в почвах самой пещеры. Кроме того, исследователи нашли в подземной убежище каменные палеолитические орудия, а вместе с ними кости вымерших пещерных медведей.

Летоисчисление

На нашей земле с незапамятных времен существовала система летоисчисления от «Сотворения мира», а эру от «Рождества Христова» введен в Украину после Указа Петра I - в 1699 г. Это по украинскому летоисчислению был 7208 Следовательно, разница между этими календарями составляет 5508.

Сложность вычислений исторических дат для Украины заключается еще и в том, что с 988 г. Новый год начинался 1 марта, а с 1492 г. - 1 сентября. Эти две системы существовали параллельно. Лишь в 1582 г. начали Новый год считать только с 1 сентября. Поэтому для перевода летописной даты на современный календарь надо:

1) по мартовского исчисления времени, т.е. до 1492 г. для событий, которые происходили с марта по январь, отнять число 5507, поскольку мартовское вычисления отставало от январского на 2 месяца;

3) когда речь идет о событиях с сентября по декабрь, вычитается 5509.

Приняв христианство, Украина взяла календарь из Византии. Он был принят Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Поэтому он называется Юлианским. В нем год состоит из 365 дней и 6 часов. Это превосходит астрономический год на 11 минут и 14 секунд. Это расхождение увеличивается ежегодно. В 1582 г. папа Григорий XIII реформировал этот календарь и новый стиль получил название Григорианского. Украинский долго придерживались Юлианского календаря (старого стиля), хотя было несколько попыток введения нового стиля, но эти попытки не удались.

Юлий Цезарь

В России новый стиль был принят сразу после отделения церкви от государства: после 31 января (1918) наступило 14 февраля. У нас в Украине григорианское летоисчисление было введено Центральной Радой 1 марта 1918 для гражданского потребления, а в церковной жизни осталось старое летоисчисление. Сейчас разница в этих календарях составляет 13 дней.

Но при исчислении исторических дат следует учитывать, что в XIX в. эта разница составляла 12 дней, в XVIII в.- 11 дней, в XVII в.- 10 дней и т.д. Так, например, Переяславская Рада по летописи состоялась 8 января 1654 По современному календарю это 18 января. Тарас Шевченко родился 25 февраля 1814, следовательно, по новому стилю имеем (+12) - 9 марта.

Термины и понятия

Древний мир - термин, описывающий историю человечества с начала писаной истории до Средневековья. В историю Древнего мира входит период античности, охватывающий время, начиная с первых Олимпийских игр в Греции, то есть с 776 года до Христа, чему примерно отвечает также дата основания Рима - 753 год до Христа.

Первобытное общество - длительный период в истории человечества: от возникновения человека разумного (около 2,5-2,8 млн. лет назад) и до возникновения цивилизации и государственности.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого (древностей). Поэтому содержание этого понятия полностью зависит от комплекса представлений эпохи об остатках прошлого.

Исторический источник - это определенное качество артефактов прошлого. Цивилизация - человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность.

Закрепление выученного материала

1. Что такое исторические источники?

2. Какие виды исторических источников бывают?

3. Приведите примеры ИИ, которые вы видели воочию в музеях и т.п.

4. Что такое цивилизация?

5. Что такое древний мир?

6. Поясните термин "первобытное общество"? Как можно назвать современное общество?

7. Что такое древний мир? Равнозначно ли это понятие понятию "первобытное общество"?

Домашнее задание

    Изучить материал с помощью учебника

    Нарисовать иллюстрацию к теме

    Запишите в тетрадь основные черты первобытного общества.

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Учитель инициирует дискуссию на тему "Роль первобытного общества в формировании цивилизации"

Материал для использования учителем

1. http://www.slideshare.net/guest7e683c/1-2-1-presentation

2. Дж. Леббок Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. - 2011

3. Г. Шурц История первобытной культуры. Том 2. Материальная и духовная культура. - 2010

Использованные источники

    Повторительно-обобщающий урок

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

У истоков рода человеческого НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПАРАГРАФЫ 4-5 Стаценко Анна Валерьевна, учитель истории МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов

2 слайд

Описание слайда:

Рассмотреть основные теории происхождения человека Выявить и охарактеризовать основные этапы становления человечества Раскрыть значение первобытной эпохи в истории человечества Цель: изучить первобытную эпоху в истории человечества ЗАДАЧИ Исследовать Узнать Выявить Выяснить Охарактеризовать Рассмотреть Раскрыть Обосновать Проанализировать Цель и задачи урока

3 слайд

Описание слайда:

Общепринятая периодизация Всеобщей истории III тыс. до н.э. - V век н.э. ДРЕВНИЙ МИР V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ XX - начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА Продолжительность более 2,5 млн. лет, становление человека современного вида, родоплеменной строй, переход к земледелию и скотоводству, нет частной собственности и социального неравенства, возникновение искусства и религии

4 слайд

Описание слайда:

Периодизация истории по Л.Моргану и Ж.Кондорсе ДИКОСТЬ Собирательство охота ВАРВАРСТВО Земледелие скотоводство Возникновение частной собственности и социального неравенства ЦИВИЛИЗАЦИЯ Государство письменность города классовое общество Льюис Морган (1818-1881) – американский этнограф и историк, создатель научной теории первобытного общества ПРОГРЕСС Прогресс – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим Жан Кондорсе (1743-1794)- французский философ, родоначальник теории ПРОГРЕССА

5 слайд

Описание слайда:

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это общество на определенной ступени развития. Первобытнообщинная формация Рабовладельческая формация: рабовладельцы и рабы Феодальная формация: феодалы и зависимые крестьяне Капиталистическая формация капиталисты (буржуазия) и пролетариат (наемные рабочие) : Коммунистическая формация – бесклассовое общество А) социализм «от каждого по способности, каждому – по труду) Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому – по потребности Прогресс В основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ К.Маркс «Революции – локомотивы истории»

6 слайд

Описание слайда:

Первобытная эпоха в истории человечества Первобытными называют людей, живших до возникновения письменности, появления первых городов и государств ПЕРВОБЫТНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 2,5 млн. л.н. – 5 тыс. л.н.

7 слайд

Описание слайда:

«В современной науке вопрос происхождения человека остается весьма дискуссионным» АНТРОПОГЕНЕЗ - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens) Антропос – человек Генезис – происхождение АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, как вида в процессе формирования общества. ЧЕЛОВЕК – это БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо

8 слайд

Описание слайда:

ТЕОРИИ Естественно-научные теории ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Человек как биологический вид есть – результат ЭВОЛЮЦИИ Люди произошли от особого вида человекообразных обезьян Религиозные теории (КРЕАЦИОНИЗМ) Человек создан БОГОМ Теория палеовизита ЧЕЛОВЕК прилетел из КОСМОСА Ни одна из этих теорий НЕ ИМЕЕТ полного научного подтверждения Какие существуют теории происхождения человека?

9 слайд

Описание слайда:

Религиозная (креационная) теория Человек СОЗДАН БОГОМ «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему…» Библия. Книга Бытия. 1-26 ОБРАЗ БОЖИЙ– это качества, данные Богом человеку, отличающие его от всех других существ на земле - разум, речь, способность различать добро и зло и стремиться к добру ПОДОБИЕ БОГА – это то, к чему человек должен стремиться – стать подобным Богу – в любви, терпении и т.д. 2:7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Согласно Библии, человек создается в ТРИ этапа. Первый этап - это замысел Божий о человеке. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему." Затем Бог приступает непосредственно к созданию человека. Он создает тело из земли и после, в готовое уже тело, вдыхает душу. ДУША - это бессмертная личность (сущность) человека. Смысл жизни – спасение души.

10 слайд

Описание слайда:

Религиозная (креационная) теория Григорий Нисский –христианский богослов и философ IV в. Василий Великий - христианский богослов и философ IV в. Василий Родзянко (1915-1999) – епископ православной церкви в Америке Д. Сысоев «Летопись начала» А. Кураев «Школьное богословие» «Православие и эволюция»

11 слайд

Описание слайда:

Эволюционная теория Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся исчезновением и возникновением видов живых существ Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле ТИП – хордовые КЛАСС – млекопитающие ОТРЯД – приматы СЕМЕЙСТВО – гоминиды РОД – люди ВИД – человек разумный HOMO SAPIENS

12 слайд

Описание слайда:

Основные факторы эволюции Чарльз Дарвин – основатель теории эволюции (дарвинизма) 1859 г. Происхождение видов путем естественного отбора» 1871«Происхождение человека и половой подбор»: сходство и родство человека и человекообразных обезьян. Основные факторы эволюции – борьба за существование и естественный отбор (дарвинизм). Механизм эволюции – генетические мутации (неодарвинизм) Чарльз Дарвин 1809-1882 «Естественный отбор может объяснить (точнее - описать, а не объяснить) вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного вида в другой. Поэтому в "Происхождении видов" Дарвин говорит о чем угодно, кроме самого происхождения видов». А. Кураев «Православие и эволюция»

13 слайд

Описание слайда:

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития Борьба за существование (видовая и межвидовая) и естественный отбор Появление речи, абстрактного мышления, НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ накопление знаний, совершенствование орудий труда ЧЕЛОВЕК Умение изготавливать орудия труда – основное отличие человека от животных

14 слайд

Описание слайда:

Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, автор работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Постепенное совершенствование орудий труда способствовало развитию речи и мышления «Труд сделал из обезьяны человека»

15 слайд

Описание слайда:

Вопросы Что такое антропогенез и антропосоциогенез? Почему человек – это биосоциальное существо? Какие существуют теории происхождения человека? В чем суть креационной теории? Кто является автором теории эволюции? Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Что означает выражение «труд сделал из обезьяны человека»?

16 слайд

Описание слайда:

Основные этапы развития человека. Предки человека Австралопитек (южная обезьяна) 4 млн. лет назад Палки и острые камни Человек умелый 2,5 млн. лет назад Грубо обработанные камни Человек прямоходящий ПИТЕКАНТРОП 1 млн. лет назад Неандерталец 600-35 тыс.л.н. Кроманьонец 40 тыс. лет назад ПАЛЕОЛИТ (палео –древний, литос – камень) – древнекаменный век МЕЗОЛИТ XХ -X тыс. л.н. НЕОЛИТ X тыс. л.н. 100 тыс. л.н. 200-300– тыс. л.н.

17 слайд

Описание слайда:

Периодизация первобытной эпохи ПАЛЕОЛИТ 2,5 млн. л.н. - XII тыс. л. н. Нижний, средний, верхний Грубые (нешлифованные) каменные орудия труда собирательство, охота, рыболовство МЕЗОЛИТ ХХ-Х тыс. л.н. НЕОЛИТ – X- IX тыс. л.н. ЭНЕОЛИТ меднокаменный век Человеческое стадо Родовая община

18 слайд

Описание слайда:

Расы РАСЫ - это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens. ЕВРОПЕОИДНАЯ МОНГОЛОИДНАЯ НЕГРОИДНАЯ ОКЕАНИЧЕСКАЯ Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями - цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.

19 слайд

Описание слайда:

Вопросы Какие регионы являются прародиной человечества? В чем главное отличие древнейших людей от животных? Назовите человекоподобных предков людей. Что такое палеолит, мезолит и неолит? Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода? Что такое расы?

20 слайд

Описание слайда:

Человек осваивает планету МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – изменение природных условий, ледник отступает, становятся доступными для заселения новые территории 25 тыс. л.н. 20 тыс. л.н.

21 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии Что такое РЕЛИГИЯ и почему она возникла? Религия – вера в существование высших сил и поклонение им Религия возникла из страха первобытных людей перед силами природы Религия – это важнейшая духовная потребность человека «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин)

22 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии ПЕРВОБЫТНЫЕ (архаичные) РЕЛИГИИ 1) АНИМИЗМ – вера в душу и духов Похоронный обряд 2)ФЕТИШИЗМ 3) ТОТЕМИЗМ 4) МАГИЯ Магический обряд

23 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Жрецы (шаманы, колдуны) играли большую роль в жизни первобытных племен МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии

24 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии Палеолитические Венеры

25 слайд

Описание слайда:

Вопросы На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты? Что такое религия? Как ученые объясняют ее появление? Когда в человеческом обществе зарождается религия и искусство? Какая связь существует между ними? Назовите первобытные формы религии.

26 слайд

Описание слайда:

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 10 тыс. л. н. Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии

27 слайд

Описание слайда:

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии ПРИЧИНЫ ПОСЛЕДСТВИЯ Потепление климата Исчезновение крупных животных (мамонтов) Рост численности населения Усовершенствование орудий труда и оружия Истребление многих видов животных Возникновение земледелия и скотоводства Отделение ремесла от сельского хозяйства Появление обмена и торговли Переход о матриархата к патриархату Появление собственности Переход от родовой общины к соседской Усиление неравенства Создание предпосылок для возникновения ГОСУДАРСТВ Какое значение имела неолитическая революция?

28 слайд

Описание слайда:

Родоплеменной строй Родовая община Родовая община Родовая община ПЛЕМЯ Совет старейшин Вождь

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

Основные теории происхождения человека делятся на креационистские (человек был создан благодаря действиям высших сил) и эволюционные (человек произошёл от других форм жизни в результате эволюции).

В каждой религии существует свой креационистский миф. Например, в Библии написано, что мужчину Господь создал из глины и вдохнул в него дух, а женщину создал из ребра мужчины. Древнегреческий поэт Гесиод писал о 5 поколениях людей, которые боги последовательно создавали и уничтожали. Это поколения людей золотых, серебряных, медных и поколение героев. Согласно Гесиоду нынешнее поколение – железное.

Эволюционная теория возникла в XIX веке. Наибольший вклад в теорию эволюции видов живых существ внёс Ч. Дарвин, он же впервые обосновал происхождение и человека от других животных (от приматов).

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

Из мира природы первых предков человека стал выделять интеллект и использование специально изготовленных орудий труда. Но со временем главным фактором стало самосознание: человек мыслит себя отдельно от природы и свою личность отдельно от всего остального мира, это определяет всё его поведение, и именно это выделяет его среди всех остальных живых существ.

Существуют разные теории относительно того, что послужило толчком для начало бурной эволюции группы приматов, которая привела к появлению человека. По наиболее распространённой в результате климатических изменений среда обитания этой группы стала абсолютно другой в краткий промежуток времени: на месте лесов образовались саванны. Приматам пришлось приспосабливаться к новым условиям настолько быстро, что у эволюции не было времени сделать их сильнее, быстрее и т. д. Вместо этого они стали выживать за счёт своего ума и использования передних уже свободных от ходьбы конечностей. При этом в эволюции человека большую роль сыграли как межвидовая, так и внутривидовая борьба. В конкуренции с другими видами за еду и борьбе с хищниками вырабатывался интеллект и навыки изготовления орудий, потому больше человек ничего не мог противопоставить агрессивной внешней среде. Однако помогала этому и внутривидовая конкуренция. Видимо, партнёров для создания семей предки человека избирали не по силе или красоте, а по способности добыть больше еды для потомства, что снова требовало интеллекта и умения изготовлять орудия.

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

Эволюция большинства видов животных направлена на то, чтобы изменить тело животного в соответствии с условиями окружающей среды. Человек вместо этого эволюционировал так, чтобы создать средства приспособления к окружающей среде (орудия труда) собственными руками, а со временем и изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Например, эволюция изменяет зубы животных, чтобы они могли питаться новой пищей, человек вместо этого научился использовать огонь и смог обрабатывать пищу так, чтобы она стала подходить под его зубы. Таким образом, накопление знаний имело решающую роль в выживании человека как биологического вида, потому что только знания помогли изготовлять всё более сложные орудия труда, использовать огонь и другие приспособления и в итоге достичь современного уровня развития.

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предшественников людей.

Первые орудия труда найдены в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Непосредственным предшественником человека современного типа сегодня считают так называемого человека умелого (Homo habilis).

5. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

Расселение человека по планете начинается после отступления ледника. В Америке люди появились ок. 25 тыс. лет назад, а Австралии – ок. 20.

6. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

Наскальная живопись появилась уже у неандертальцев (жили в Европе уже 400-250 тыс. лет назад). Тогда же, видимо, возникли и религиозные представления (найдены захоронения, сделанные явно с использованием какого-то ритуала). Наскальная живопись, видимо, тоже была частью каких-то ритуалов. Например, некоторые из таких рисунков имеют связь с астрономическими явлениями. У человека современного типа наскальная живопись известна с эпохи мезолита (которая длилась с XX по IX-VIII т. до н.э.).

Человеческое общество и природные сообщества ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАЗУМА В этой борьбе побеждали те, кто мог более успешно обеспечить свое существование в условиях природной среды. Самое древнее орудие труда из камня – 2, 5 – 3 млн. лет в Восточной Африке. Изготовлять орудия могут только существа с зачатками разума. Животные могут только использовать их. Разум можно объяснить: действием природных законов эволюционного развития; межвидовой борьбой за существование.

Эволюция человека Формирование зачатков социального поведения Способность к обучению выделила человека, который передавал опыт из поколения в отличие от животных, которые не могли этого. Объединяясь в стада, первобытные люди могли защищать себя и детей. В межвидовой борьбе побеждали те, у кого были способности к коммуникации и согласованию действий. Оформление речи усложнило структуру мозга. Появилась способность к абстрактному мышлению. Каждая ступень эволюции человека связана с: развитием мозга и совершенствованием орудий труда.

Нижний палеолит Каменный век Средний палеолит до 45 – 40 тыс. лет назад Верхний палеолит Палеолит до 100 тыс. лет назад до 12 – 10 тыс. лет назад Мезолит Неолит Халколит до 8 тыс. лет назад до 5 тыс. лет назад (меднокаменный век) до вт. полов. 4 тыс. до н. э. Ранняя бронза Железный век Средняя бронза перв. полов. 2 тыс. до н. э. Поздняя бронза Бронзовый век 3 тыс. до н. э. вт. полов. 2 тыс. до н. э. С начала 1 тыс. до н. э. и до современности

Ледниковый период Миндел ь Рисс Вюрм Гюнц Архантропы и палеоантропы, в конце Рисса – появление кроманьонцев (Homo sapiens); расселение человека в Африке, Азии, Европе; появление рас. Неолитическая революция: переход к производящему хозяйству; зарождение древнейших цивилизаций Востока и Запада

Питекантроп Жил около 1, 5 млн. лет назад. Отличительными чертами были низкий лоб, развитые надбровные дуги, массивные выступающие вперед челюсти.

Суровое испытание послужило стимулом раскрытия скрытых возможностей развития человека. Люди научились обрабатывать камень, кость и шкуры животных, добывать огонь и многое другое. Появляется речь и зачатки религиозных представлений. На смену виду homo habilis приходит вид homo sapiens (человек разумный).

Основные расы людей Расовые признаки многообразны: пигментация кожи, разрез глаз, волосяной покров, рост, группы крови и т. д. НЕГРОИДНАЯ РАСА (пигментация кожи, курчавые волосы, слабый рост бороды и усов) ЕВРОПЕОИДНАЯ РАСА (мягкие волосы, выступающий нос) МОНГОЛОИДНАЯ РАСА (разрез глаз, скулы, прямые волосы) ОКЕАНИЧЕСКАЯ РАСА (сочетание негроидных и европеоидных черт) Основные расы неоднородны. На границах проживания основных рас сложились переходные расовые группы (мулаты).

Человек осваивает свою планету ЭПОХА МЕЗОЛИТА (с 20 по 9 – 8 тыс. до н. э. ледники отступают) Возникновение веры в приметы, фетишизм. Возникновение похоронных ритуалов и веры в высшие силы. Появление шаманов, жрецов. Численность населения – 10 млн. чел. Присваивающий тип хозяйства – охота, собирательство, рыбная ловля. Проникновение человека в Америку и Австралию. Наступление нового этапа в познании мира: наскальная живопись, обряды магии – АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Наибольшая загадка: сам человек с его развитием интеллекта.

К концу каменного века люди, прошедшие суровую проверку на выживание в течение нескольких десятков тысяч лет многому научились. Настоящего искусства добились люди в изготовлении орудий труда Они научились сверлить и шлифовать камень, создавать орудия миниатюрной точности.

Человек открыл свойство глины и научился создавать керамическую посуду. Он изобрел ткацкий станок и научился ткать полотно и шить одежду.