Что изучает география культуры. Современные проблемы науки и образования

Вариант 1.

1 . Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:

2.Выберите верный ответ. К объективным признакам цивилизации относятся:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

А. 3-4 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 5-6 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К национальным религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Ислам.

5. Выберите верный ответ. Православие исповедуют:

А. в Италии; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Монголии:

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Саудовская Аравия.

Б. Ислам. 2. Мьянма.

В. Буддизм. 3.Армения.

« Культурное наследие цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур, богато и многообразно. Оно включает традиции и обычаи, искусство керамики, ковроделия, вышивки, величественные замки и дворцы, мечети». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Запада:

А. Самосозерцание; Б. Либерализм; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как европейскую страну:

А. Принцип коллективизма;

В. Частная собственность, рыночные отношения.

Тест по географии. 10 класс. Тема «География культуры, религий, цивилизаций».

Вариант 2.

1.Выберите верный ответ. География культуры занимается изучением:

А. пространственной организацией общества; Б. территориальных различий культуры и отдельных ее элементов; В. способов создания культурных ценностей.

2.Выберите верный ответ. К субъективным признакам цивилизации относится:

А. общность истории;

Б. самоидентификация людей;

В. общность форм материальной культуры.

3.Выберите верный ответ. Первые цивилизации возникли:

А. 7-8 тыс. лет до н.э.; Б. 4-5 тыс. лет до н.э.; В. 3-4 лет до н.э.

4.Выберите верный ответ. К мировым религиям относится:

А. Буддизм. Б. Иудаизм. В. Конфуцианство.

5. Выберите верный ответ. Ислам исповедуют:

А. в Алжире; Б. в Молдавии; В. в Испании.

6. Выберите верный ответ. Какую религию исповедают в Китае:

А. буддизм; Б. синтоизм; В. даосизм.

7. Установите соответствие:

А. Христианство. 1. Монголия.

Б. Ислам. 2. Швеция.

В. Буддизм. 3.Турция.

8. Определите, о какой цивилизации идет речь:

« Эта цивилизация органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций. Индейская культура понесла большие потери. Однако ее проявления можно встретить повсеместно…». ____________________________

9. Выберите признаки, характерные для цивилизаций Востока:

А. Самосозерцание; Б. Адаптация к природным условиям; В. Свободный рынок.

10. Выберите признаки, характеризующие Россию как азиатскую страну:

А. Принцип коллективизма;

Б. Индивидуализм, приоритет личности;

В. Верховный собственник – государство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта: каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

Учебный проект по географии "Культура народов России-единство или многообразие?"

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0...

1. Иногда под цивилизацией понимают ступень общественного развития, следующую за варварством. Вы согласны с таким определением?

Согласен, цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.

2. Многие цивилизации, достигшие расцвета в прошлые эпохи, не дожили до нашего времени. Назовите некоторые из них и определите их роль в развитии мировой культуры.

Цивилизация древних греков, является родоначальником современной западной цивилизации. Именно античная традиция обеспечила взлет Гуманизма и Реформации, становление современного института науки.

3. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Назовите факторы, способствовавшие этому.

В качестве одного из факторов, позволивших выдвинуться вперед странам Западной Европы, можно назвать влияние христианства, когда власть политическая была легитимизована свыше от Бога. Взлету европейской цивилизации также способствовала эпоха великих географических открытий. Европейцы стали монополистами на море, что позволило им найти торговые пути в Индию и наладить эффективную торговлю с аборигенами. Эпоха колониализма только закрепила лидерство Европы над Азией. Приток рабов, ограбление индейских цивилизаций в Америке способствовали экономическому процветанию стран Европы.

4. Объясните смысл понятия «традиционная цивилизация».

Тип общества, в котором преобладают патриархальные формы быта, культ предков, враждебное отношение ко всему новому, интеграция с другими типами культур происходит очень медленно и избирательно, темп модернизации, обновления социальных институтов, очень низкий.

5.Что понимается под осевыми линиями распространения цивилизации?

Под осевыми линиями понимаются переломные этапы развития общества, когда происходит ломка старой модели отношений и общество переходит на новый качественный уровень развития.

6. Известно ли вам какие объекты России внесены в список культурного и природного наследия человечества, утверждённый ЮНЕСКО?

1 - Исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения 2 – Архитектурный ансамбль Кижского погоста 3 – Московский Кремль и Красная площадь 4 - Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестнос 5 - Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» 6 - Белокаменные памятники Владимира и Суздаля и церковь Бориса и Глеба в Кидекше 7 - Церковь Вознесения в Коломенском 8 - Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры 9-Девственные леса Коми 10 - Озеро Байкал 11 - Вулканы Камчатки 12-Горный хребет Сихотэ-Алинь 13 - Алтайские горы 14 - Бассейн Убсу-Нура 15 - Западный Кавказ 16 - Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» 17 - Ансамбль Ферапонтова монастыря 18 - Куршская коса 19 - Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента 20 - Остров Врангеля 21 - Ансамбль Новодевичьего монастыря 22 - Исторический центр города Ярославль 23 - Геодезическая дуга Струве

7.Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу «Доля основных цивилизаций в населении мира»?

Число представителей ассоциирующих себя с западноевропейской цивилизацией падает, тогда как исламская и негро-африканская цивилизация стремительно прогрессирует.

8. Анализируя взаимодействие разных культур, как бы вы прокомментировали высказывание русского философа В.С. Соловьева: «Сравнивают народ с растением, забывают, что растение... должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чуждых воздействий, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей...»?

Взаимодействие культур неизбежно и ему не надо сопротивляться. Культура, как и растение, должна принимать некоторые изменения, которые неизбежны с течением времени.

9.Выдающийся русский философ и географ Л.И.Мечников писал, что все великие цивилизации были плодом различных этнических элементов, которые смешивались между собой. Обоснуйте или опровергните этот тезис.

Это действительно так. В качестве примера можно привести российский этнос, который сформировался из множества различных народов, среди которых можно назвать татаро-монгол и финно-угров, растворившихся в русской народности.

10. К числу цивилизационных критериев относят самоидентификацию человека. А кем ощущаете себя вы? Кем ощущают себя ваши близкие?

Русским, гражданином Российской Федерации.

Понятие «Культурная география»

Замечание 1

Культурная география, как одна из ветвей географии рассматривает культуру в географическом пространстве и часто определяется как география человека

Культурная география является одной из ведущих ветвей общественной географии в зарубежных странах наряду с экономической, социальной и политической географией.

В России культурная география представляет собой совокупность научных направлений, близких по объекту исследования, но в целостную научную дисциплину она ещё не оформилась.

В 20-е годы прошлого века в США была создана школа культурного ландшафта, поэтому основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, основавшего эту школу.

В это время в российской географической науке культура разных регионов и её описание были частью антропогеографии. Развитие культурной географии в стране началось в 80-е годы, и связано было с исследованиями культурного ландшафта и этнологии.

В культурной географии выделяются разделы в зависимости от предмета изучения:

  • этническая география;
  • география языков;
  • география религий;
  • география искусства;
  • география массовой культуры;
  • география культурной инфраструктуры.

В настоящее время практическое значение культурная география имеет в более специализированных областях, например, феминистская география, детская география, туризм, гендерная география, урбанистическая география, политическая география.

Культурная география имеет свой объект, которым является геокультурное пространство – продукт взаимодействия пространств, культурного и географического.

Объектом изучения культурной географии в зарубежном мире, особенно в США во второй половине XX века, стали местные районы. Они в своих границах редко совпадают с границами административно-территориального деления, но население воспринимает их как культурно-целостные территории.

Целью развития культурной географии является изучение культурных практик и человеческой деятельности в той степени как они между собой пространственно связаны.

С начавшейся в XXI веке глобализацией связаны такие процессы, как унификация культуры, утрата локальных культурных традиций, утрата культурных ценностей. Размывались и исчезали самобытные этнокультурные территориальные общности, поэтому исследования, проводимые в области культурной географии стали иметь большое прикладное значение.

Исследования культурной географии и их результаты являются важными при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов. На характер экономического развития той или иной страны воздействуют принятая система ценностей, нормы поведения, тип ментальности, традиции хозяйственной этики, экономическая и экологическая культура.

Специалисты, работающие в области культурной географии, принимают участие в разработке как национальных, так и международных правительственных программ охраны культурного наследия.

В советской послевоенной географии реально развивалось только антропогенное ландшафтоведение. Культурная география являлась проектом будущего, и сегодня её статус остался почти без изменений.

Ещё Н. Н. Баранский говорил о том, что формирование культурной географии было бы желательным. Культурная география была частью социальной, на которой концентрировались общественные потребности.

С. Б. Лавров в то время отмечал, что специалисты по социальной географии не должны переключаться на культурно-географические аспекты, потому что сама социальная география далека от совершенства.

Замечание 2

Таким образом, получается, что в это время культурная география, ещё не восстановленная, пострадала от тесной связи с социальной географией. Она так и не вышла за рамки социальной географии и не стала наукой об образе жизни местных общностей.

Тем не менее, в конце 80-х годов прошлого века культурная география зарождается как узкая прикладная область знания. На первых порах она изучала распространение артефактов культуры на территории страны и связана была с работами А. Г. Дружинина, который концепцию ноосферы считал методологическим основанием географии культуры.

А. Г. Дружинин вводит понятие геокультурной ситуации, как её свойство, а не как особую территориальную систему. Он считает, что именно геокультурные ситуации формируют геоэтнокультурные системы, поэтому изучение географии конкретной культуры сводится к их выделению.

Он очень четко определяет отличительную грань культурной и социальной географии и в то же время их неразрывность. По его мнению, эта неразрывность заключается в следующем:

  • культурная инфраструктура, являясь важным компонентом территориальной организации культуры, подчиняется социальной инфраструктуре;
  • территориальная общность людей и геокультурные ситуации связаны как разновидности территориальных общественных систем.

В своей монографии А. Г. Дружинин указывает, что культурная география это своеобразный интегральный подход в системе географических наук, она пронизывает все подсистемы социально-экономической географии.

А. Г. Дружинин был первым теоретиком и создателем культурной географии в стране. Он называет предпосылки формирования культурной географии:

  • наличие исследований в области социально-культурной географии населения у отечественных географов;
  • новые дисциплины, смежные с географией – география образа жизни;
  • география образования;
  • география потребления, науки;
  • формирование понятийно-концептуального аппарата социально-экономической географии.

После длительного перерыва культурная география в стране формируется в последние годы существования СССР как особая ветвь социальной географии, и её тематика касается территориальной организации объектов культуры.

И, при этом, надо сказать, что формирование культурной географии в стране идет не зависимо от западной культурной географии, и без опоры на русскую антропогеографическую школу.

Культурно-географическое районирование

Культурно-географические районы делят на два типа - реальные районы, ментальные районы.

Реальные районы в свою очередь делят на однородные и неоднородные. Однородными они могут быть как в культурном, так и в культурно-природном отношении.

В ментальных культурно-географических районах выделяют мифологические и вернакулярные районы.

Закону географической зональности, открытому В. В. Докучаевым в начале XX века, подчиняются зональные районы, а сам автор свое открытие рассматривал как закон природно-культурной зональности, т.е. рассматривал значительно шире.

Закон зональности, считал В. В. Докучаев, не только распространяется на природу, он распространяется на явления культуры, хозяйственную жизнь населения, на происходящие социальные процессы и явления духовной жизни.

По выражению Л. Н. Гумилева в зональном вмещающем ландшафте природа и традиционная хозяйственная деятельность взаимосвязаны.

В пределах России последовательно сменяют друг друга с севера на юг следующие зональные природно-культурные районы: район арктических пустынь, район тундры, лесотундры, таежный район, район смешанных и широколиственных лесов, лесостепной район, степной, район полупустынь, район пустынь, средиземноморский район.

К зональному вмещающему ландшафту русской культуры по Гумилеву относится зона смешанных и широколиственных лесов Восточно-Европейской (Русской) равнины.

В этих же пределах расположено большинство древнерусских городов. Если учесть этнические границы с соседями, то надо выделить Центральный регион традиционной русской культуры.

На севере Русской равнины в ходе новгородской и ростово-суздальской колонизации был сформирован северорусский регион с традиционным северным жилищным комплексом и «окающим» говором. Экологической нишей этого региона стала тайга.

В южной части Русской равнины сформировался южнорусский регион, протянувшийся от Курской области до Краснодарского края. Экологической нишей южнорусского региона стали степные и лесостепные вмещающие ландшафты.

Замечание 3

Природа и традиционная культура, особенно на европейской части России, в ходе процессов глобализации изменились существенным образом, и с особенностями того или иного природно-культурного региона в более чистом виде теперь можно ознакомиться в музеях-заповедниках, да в национальных парках.

Культурная география исторически возникла в качестве

особого направления в рамках социально-экономической географии. Предметом ее исследования стали пространственные и культурные различия между регионами Земли, основанные на идентификации географических пространств с точки зрения их культурной самобытности.

Само научное направление было основано Карлом Зауэром в начале 30-х годов XX века в

США. Существенный вклад в становление культурной географии внесли Ричард Хартшорн и Вильбур Зелинский. В России проблематика культурной географии до сих пор остается недостаточно исследованной, хотя уже на протяжении трех десятков лет существуют различные направления ее изучения. Как правило, культурная география интерпретируется как раздел географических исследований. Вместе с тем очевидной является тенденция, согласно которой в современную культурную географию проникают наиболее апробированные методы гуманитарных наук, прежде всего семиотические и философско-культурологические.

Культурная география является одной из двух основных ветвей географии (наряду с физической географией) и часто обозначается как географии человека.

Культурная география занимается изучением многочисленных аспектов культуры, обнаруживаемых по всему миру и то, как они связаны с пространствами географическими точками, в которых происходят культурные события, и вместе с тем исследует то, как люди перемещаются по различным направлениям. Некоторые направления культурной географии особое внимание уделяют изучению языка, религии, различных экономических и государственных структур, искусства, музыки и других культурных аспектов, которые объясняют, как и/или почему люди существуют в тех районах, в которых они живут. Глобализация становится в этом смысле тем важным фактором, основываясь на котором различные культурные явления легко «путешествуют» по всему миру. Сегодня, культурной географии имеет практическое значение и в более специализированных областях, таких как феминистская география, детская география, туризм, урбанистическая географии, гендерная география и политическая география. Она развивается с целью изучения разнообразных культурных практик и человеческой деятельности, - в той степени, в какой они пространственно связаны между собой.

13. Культурно-географическое районирование: основные понятие и принципы. !!!тетрадь.

14. Зональные природно-культурные районы.

все культурно-географические районы подразделяются на два основных типа – реальные и ментальные . В свою очередь, по критерию однородности культурного пространства реальные районы делятся на однородные и неоднородные . При этом районы могут быть однородными как только в культурном отношении, так и комплексно в культурном и природном отношениях. Среди ментальных культурно-географических районов выделяются мифологические и вернакулярные .

Зональные районы подчиняются закону географической зональности . Открытие этого закона В.В. Докучаевым в начале ХХ века было воспринято, прежде всего, натуралистами, поэтому во многих работах, включая современные школьные учебники географии, он интерпретируется как закон природной зональности. Между тем, сам исследователь трактовал свое открытие гораздо шире – как закон природно-культурной зональности . В.В. Докучаев считал, что закон зональности распространяется не только на природу, но и на явления культуры, на хозяйственную жизнь народов, на социальные процессы и даже на явления духовной жизни человека.

С культурно-географических позиций закон природно-культурной зональности может быть сформулирован так: « Зонально-широтное распределением природных условий на поверхности Земли детерминирует зональное распределение традиционных культур и их

отдельных свойств » . В зональном природно-культурном районе – или, по выражению Л.Н. Гумилёва, зональном вмещающем ландшафте – природа (климат, поверхностные и грунтовые воды, растительность, почвы) и традиционная хозяйственная деятельность (земледелие, скотоводство, охота, рыбалка и собирательство) взаимосвязаны.

Зональные природно-культурные районы – например, тундровый, лесной или степной – играют роль экологической ниши соответствующих традиционных культур.

На территории современной России выделяются следующие зональные природно-культурные районы, последовательно сменяющие друг друга с севера на юг (на территориях равнин и низменностей): арктических пустынь, тундровый, лесотундровый, таёжный, зона

смешанных и широколиственных лесов, лесостепной, степной, полупустынный, пустынный

и средиземноморский.

Зональный вмещающий ландшафт русской культуры – это зона смешанных и широко-лиственных лесов Русской равнины, в пределах которой располагается большинство древне-русских городов. С учётом этнических границ с соседями можно выделить Центральный регион традиционной русской культуры .

Севернорусский регион (с традиционным севернорусским жилищным комплексом и «окающим» говором) сформировался в северной половине Русской равнины двумя колонизационными потоками – новгородским и ростов-суздальским. Его экологическая ниша – это тайга.

Южнорусский регион (с традиционным южнорусским жилищным комплексом и специфическим говором) возник в южной половине Русской равнины, от Курской области до Краснодарского края в пределах степных и лесостепных вмещающих ландшафтов.

Глобализационные процессы существенно изменили традиционную культуру и природу (особенно на Европейской территории России), поэтому в наиболее чистом виде с особенностями каждого природно-культурного региона можно познакомиться разве что в национальных парках и музеях-заповедниках. Вместе с тем реликтовые культурно-бытовые комплексы сильны и в городах, и в мегаполисах.

В результате изучения материала данной главы студент должен:

  • знать основы этнокультурной, лингвистической, конфессиональной географии России;
  • уметь выявить культурно-географическое своеобразие страны и ее регионов; использовать материал литературных произведений для культурно-географической характеристике страны и регионов;
  • владеть основными понятиями и терминами культурной географии.

Разнообразие этносов, языков и религий является важным свойством российского культурного пространства. Оно сложилось исторически в процессе расширения границ России и включения в ее состав новых народов и новых территорий.

Некоторые культурно-географические понятия и термины

Во второй главе было показано, что географическая зона - это не только природное, но и культурное явление; в каждой географической зоне природа и традиционная культура «настроены» друг на друга, и даже в XXI в. закон географической зональности «работает» как в природной среде, так и в сфере культуры. Например, зоналыш, т.е. соотносятся с вполне определенным географическим ландшафтом, многие виды деятельности: сельское и лесное хозяйство, охота и рыбная ловля, туризм и рекреация; зоналъна национальная кухня, отражающая ресурсные возможности окружающего ландшафта.

Другое важное понятие - вмещающий ландшафт. Автором термина является Л. Н. Гумилев. Вмещающим выступает такой ландшафт (лесной, степной, горный), с которым определенный народ связан исторически и ментально и который воспринимается им как свой. Вмещающий ландшафт представляет собой эколого-историческую колыбель народа, его «экологическую нишу»; при этом «родной» ландшафт нс только хорошо осознается представителями народа, но и «чувствуется», воспринимается всеми органами чувств. В таком контексте уместно привести предание о половецком хане, который обосновался в Закавказье и не хотел оттуда уходить, но, когда ему дали понюхать пучок сухой полыни, «запах родины» оказался сильнее рациональных доводов: хан со своей ордой снялся с места и вернулся в родные половецкие степи.

Как правило, средние и малые народы связаны с одним зональным ландшафтом, большие народы - с несколькими. Так, для марийцев материнским является ландшафт зоны смешанных и широколиственных лесов. Русские в историческом и культурноязыковом аспектах связаны в основном с четырьмя вмещающими ландшафтами: зоной смешанных и широколиственных лесов, таежной зоной, зоной лесостепи и степной зоной.

Разные зональные природные условия - лесные и нелесные - вызывали к жизни разные типы хозяйств: с преобладанием земледелия и с преобладанием скотоводства. Различные природные условия исходно благоприятствовали складыванию разных образов жизни - оседлого и кочевого , а соответственно и разного отношения к дому, пространству, территории. Иногда природные условия и культурные традиции способствовали формированию переходных оседло-кочевых форм, например, как у русских поморов.

Анализ результатов массовых этнографических исследований в различных регионах мира и разработок по физико-географическому районированию позволил этнографам сделать вывод о существенном воздействии природных ландшафтов на традиционное хозяйство народов. Теоретическое осмысление этих выводов вылилось в концепцию хозяйственно-культурного типа , в соответствии с которой материально-хозяйственные особенности традиционной культуры народов мира соотносятся с природно-зональными условиями .

Хозяйственно-культурный тип - это исторически сложившийся традиционный природно-хозяйственный комплекс, типичный для народов, которые имеют различное происхождение, по обитают в сходных природных условиях. Хозяйственно-культурный тип представляет собой хозяйственно-природную систему, где хозяйственная деятельность и природно-географическая среда в значительной степени определяют особенности материальной культуры народов. Тем самым концепция хозяйственно-культурного типа, по сути, является концепцией природно-хозяйственного типа.

Хозяйственно-культурные типы представляют собой типы материальной культуры, которые сложились под действием сходных природных условий и приспособленных к ним, т.е. адаптивных , видов традиционной хозяйственной деятельности. Совместное действие сходных природных условий и исторически меняющихся видов хозяйственной деятельности привело к формированию сходных культурных признаков у разных народов. Например, такие отдаленные друг от друга народы, как украинцы, карелы и марийцы, относятся к одному хозяйственно-культурному типу - оседлым пашенным земледельцам лесной зоны . Как следствие, у этих, казалось бы, непохожих народов можно ожидать элементы культурной общности.

Вместе с тем внутри одного народа, в силу исторических обстоятельств оказавшегося в разных ландшафтных и, следовательно, хозяйственных условиях, формируются разные хозяйственнокультурные типы, что приводит к культурной дивергенции и формированию субэтнических групп. К таким группам, в частности, относятся олеппые и береговые чукчи , занимающиеся разными видами традиционной хозяйственной деятельности: скотоводством и охотой на морского зверя.

Таким образом, концепция хозяйственно-культурного типа позволяет лучше понять истоки культурной дифференциации этносов, связанные с неоднородностью природных (физико-географических) условий, которые в разных вмещающих ландшафтах приводят к различным результатам культурной адаптации.

  • Подробнее см.: Левин М. Г., Чебоксаров II. II. Хозяйственно-культурные типыи историко-культурные области // Советская этнография. 1955. № 4. С. 3-17.
  • См.: Алексеева Т. И. Адаптация человека... С. 218-219.