Музей-заповедник А.Островского "Щелыково", Костромская область. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н

14 сентября 2016 года музей-заповедник "Щелыково" отметит свое 93-х летие. В честь этого, мне бы очень хотелось рассказать о нашей двухдневной поездке, в эти удивительно красивые места! События, о которых пойдет речь, датированы июнем 2014 года.
Итак, середина как часто у нас бывает, дождливого июня, пасмурное утро и мы вчетвером (без детей), отправляемся в путь.
Путь в Щелыково не близкий. План действий такой: проехать через усадьбу Н.Е. Жуковского "Орехово", что во Владимирской области, переночевать в Кинешме и с утра в Щелыково.

Дорога была не простая, дождь лил, как из ведра. Подъезжая к Орехово, нам навстречу попалась женщина, которая уходила из усадьбы. На парковке мы оказались одни. Все было как то тревожно...Пока мы припарковались и осмотрелись, женщина вернулась обратно. Мы поняли, что она - сотрудник музея. Обратившись к ней с вопросом о посещении усадьбы, получили ответ, что: "сильный ветер повалил дерево на провода, усадьба обесточена". Но мы ее упросили о проведении экскурсии. И она не отказала! Ведь она директор!)
Очень жалко, что мы не фотографировали там. Было сделано пара кадров на телефон, который потом канул.
Но посещения Орехово оставило яркий след в памяти. Как сейчас вижу эти темные комнаты, в которых много цветочных композиций, кресло-качалку (можно посидеть), рояль, на котором можно поиграть. А еще начало экскурсии со слов:"Барыня только, только уехала, но просила вас гостеприимно принять!" Интересное место, добрые люди.
В Кинешме у нас были забронированы номера в плавучей гостинице. Вид на Волгу потрясающий! Красота печально-прекрасная...
Посетив площадь, где под дождем проходил день города и отплясывала местная молодежь, пройдясь по набережной и заглянув в кафе пошли отдыхать. Утром мы делились с друзьями впечатлениями о проведенной ночи. И сошлись во мнении, что больше никогда мы не будем брать номера в трюме! Это просто кошмар, когда всю ночь все вокруг хлюпает, а наверху пляшут и смеются. До свидания, Кинешма!
Здравствуй, Щелыково!

Краткая справка: "Музей-заповедник объединяет дом-музей А.Н. Островского («Старый дом»), мемориальный парк, Никольскую церковь в Бережках и семейный некрополь Островских, а также Литературно-театральный музей. В экспозиции дома-музея собраны личные вещи драматурга и членов его семьи, предметы подлинной обстановки дома, рукописи драматурга и богатая библиотека."
Взяв в кассе билеты на все экспозиции(касса в "Голубом доме")...
Краткая справка: ""Голубой дом" — дом дочери драматурга Марии Александровны Островской-Шателен, построенный в 1903 году по её собственному проекту. После революции в доме долгие годы жили известные деятели русской культуры, так как он являлся одним из жилых корпусов Дома творчества Союза театральных деятелей. В настоящее время в «Голубом доме» располагаются культурно-образовательный центр, составной частью которого является Детский музейный центр, научная и публичная библиотеки, читальный и лекционный залы, литературно-музыкальная гостиная".


..подождав экскурсовода, отправились в путь.
Начало экскурсии было посвящено мемориальному парку. Щелыково расположено на высоком левом берегу реки Куекши, изрезанном многочисленными живописными оврагами. По традиции усадебный дом окружен парком, с вековыми соснами, берёзовыми, еловыми и липовыми аллеями, по которым «читается» история его развития на протяжении более двух веков.

Парк плавно перетекает в лес.


По этой лестнице поднялись в сам дом.

"Дом А.Н. Островского - сердце музея-заповедника. Именно в этом доме жил А.Н. Островский, приезжая в усадьбу на лето. Это деревянный усадебный дом постройки конца XVIII — начала XIX вв. На первом этаже мемориальная экспозиция, значительную часть которой составляют личные вещи А.Н. Островского. Мемориальный музей производит впечатление обжитого уютного дома. Кажется, дом сохранил и пронес через многие годы царившую здесь некогда атмосферу гостеприимства, красоту души и щедрость сердца его хозяина." Не убавить, ни прибавить!

Как гласит информация на сайте музея, музей производит впечатление обжитого уютного дома: обои, воссозданные по подлинным образцам 1847 года, некрашеные полы с домоткаными дорожками, белые изразцовые печи, комнатные цветы… Особый усадебный уют, милые детали интерьера, дух старины - дом никого не оставляет равнодушным, позволяя посетителям лучше понять личность Островского и его творчество. Все верно, подтверждаю!)


Затем, посетив еще одну экспозицию, посвященную пьесе "Снегурочка", отправились в дом Соболева в Николо-Бережках. Посетив при этом храм святителя Николая.

"И.В. Соболев, из бывших крепостных крестьян, стал искусным мастером, самостоятельно обучившись столярному ремеслу. После 1861 года он поселился в Николо-Бережках, поставив избу поодаль от домов церковного причта.
Соболев часто бывал у Островских, изготавливал мебель по их заказам, ремонтировал ее и даже учил Островского столярному делу. В настоящее время (как и на момент нашего посещения) в доме Соболева размещена этнографическая экспозиция «Быт и традиции наших предков», на которой представлены промыслы, ремесла, быт и традиции крестьян XIX века, характерные для наших мест" - информация взята на сайте усадьбы.
Ну друзья мои, мы там и задержались! Женщина - экскурсовод (к сожалению, забыла ее имя), настолько нас увлекла, что разговор перетек из исторической плоскости в плоскость житейскую...

Обсудив извечные вопросы отцов и детей, семейной жизни, русских традиций, с грустью расстались. Мы бы говорили и говорили, но пора было собираться в обратный путь. На памть, кроме традиционных магнитиков, чашек и тарелочек, были приобретены по две копии с картин, кисти Марии Александровны. Они и по сей день украшают наши квартиры, даря приятные воспоминания.
Кстати, на территории музея-заповедника располагается санаторий, можно совместить приятное с полезным!
Обратно дорога прошла веселее, мы не неустанно вспоминали детали нашей поездки, погода наладилась.
Дома мы были в районе полуночи.
В завершении хочется поздравить всех сотрудников музея-заповедника с праздником и пожелать им творческих успехов, развития и личного счастья!!! А еще сказать спасибо, за их труд, дарящий людям незабываемые и яркие эмоции!

Щелыково (полное название государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково» ) - музей-заповедник в Костромской области.

Усадьба расположена вблизи села Щелыково, в 120 км к востоку от Костромы в Островском районе Костромской области и в 15 км к северу от реки Волги и города Кинешмы Ивановской области.

История усадьбы

В старину Щелыково называлось пустошь Шалыково. С XVII века оно принадлежало роду Кутузовых. В XVIII столетии Щелыково стало известным благодаря предводителю костромского дворянства отставному генералу Ф. М. Кутузову, который построил здесь большой каменный дом, службы, оранжереи, создал большой ландшафтный парк. По его заказу в соседнем селе Бережки выдающийся архитектор С. А. Воротилов построил храм св. Николая.

В 1770-е годы кутузовский дом сгорел, и более на этом месте не восстанавливался. Его остатки можно было видеть в усадебном парке ещё в конце XIX столетия. На месте сгоревшего дома был сооружён большой парковый павильон, простоявший до 1820-х годов. Новый господский дом Ф. М. Кутузов выстроил на берегу речки Куекши, но река неожиданно изменила русло, и дом оказался на острове. Из-за постоянной сырости жить в нём оказалось невозможно.

Ф. М. Кутузов скончался в 1801 году. В 1813 году его обширное наследство было разделено между тремя его дочерьми. Щелыково досталось П. Ф. Кутузовой, а по её смерти в 1825 год усадьба перешла другой сестре - В. Ф. Сипягиной, урождённой Кутузовой. Её сын, А. Е. Сипягин, промотал имение, и в 1847 году Щелыково было куплено с торгов отцом писателя Николаем Фёдоровичем Островским.

Усадьба в то время состояла из главного здания («Старый дом») и трёх флигелей, в которых размещались дворовые люди. Также имелись и все необходимые подсобные помещения: большой каменный конный двор, двухэтажный амбар, кормовой сарай, мякинник, три погреба, баня, каменная кузница и т. д.

Щелыково и А. Н. Островский

С первого разу оно мне не понравилось… Нынче поутру ходили осматривать места для дичи. Места удивительные. Дичи пропасть. Щелыково мне вчера не показалось, вероятно, потому, что я построил себе прежде в воображении своё Щелыково. Сегодня я рассмотрел его, и настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты. <…>

Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии.

После смерти отца в 1853 году права на усадьбу перешли к его жене Эмилии Андреевне, которая не смогла содержать хозяйство усадьбы на должном уровне. Из доходного, растущего поместья, каким оно было при Николае Фёдоровиче, Щелыково постепенно сокращалось и превращалось в запущенное, крепостные крестьяне были распущены.

В 1867 году Александр Николаевич вместе с братом Михаилом Николаевичем выкупили у мачехи отцовское имение за 7357 рублей 50 копеек в рассрочку на три года и привели его в порядок. С этого времени драматург проводит здесь по 4-5 месяцев. Щелыково стало главным местом вдохновения А. Н. Островского, здесь он работал над пьесами «Гроза», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Снегурочка» («Снегурочку» драматург писал в Москве, но обдумывал свой замысел, находясь в Щелыкове).

Весь… важнейший подготовительный процесс задуманной пьесы протекал обыкновенно у Александра Николаевича во время летнего отдыха в его любимом Щелыкове. Там, пока Александр Николаевич часами сидел на берегу реки, с удочкой в руке, пьеса вынашивалась, тщательно обдумывалась и передумывались её мельчайшие подробности…

Из воспоминаний брата писателя П. Н. Островского

Для брата, совладельца усадьбы М. Н. Островского был построен дом, впоследствии получивший название «гостевой», поскольку Михаил Николаевич приезжал в Щелыково нечасто, и в этом доме часто поселяли гостей (не сохранился). Кроме родных братьев М. Н. Островского и С. Н. Островского, частыми гостями были также единокровные братья Андрей и Пётр и сёстры Надежда и Мария. В дни именин хозяина усадьбы и членов его семьи устраивались театральные постановки, а дом и парк украшались иллюминацией. Поначалу, в первые годы своего пребывания в Щелыково, А. Н. Островский с энтузиазмом окунулся в хозяйственную жизнь усадьбы. Он выписывал новые семена, племенных животных, приобретал сельскохозяйственную технику. Всё это делалось в надежде на то, что доходы от хозяйственной деятельности позволят не так сильно зависеть от гонораров за пьесы - денег драматургу не хватало. Но реальность оказалась не столь радужной: мало что смыслящий в сельском хозяйстве А. Н. Островский ежегодно либо оказывался в убытке, либо, при более удачном стечении обстоятельств, обнаруживал, что заработать удалось ровно столько, сколько было вложено собственных средств. И А. Н. Островский вскоре охладел к фермерским занятиям, переложив большую часть хозяйственных забот на свою супругу, а позднее - на управляющего. С местными крестьянами человеколюбивый А. Н. Островский жил в согласии (как представлялось самому драматургу), но в сентябре 1884 г., незадолго до отъезда Островских в Москву, кто-то в семи местах поджёг хозяйское гумно, где к тому времени скопилось 30000 снопов хлеба. Расчёт поджигателей был на то, что при ветре огонь перекинется и на дом Островских. Ветер, к счастью, утих, дом уцелел, но А. Н. Островский был так потрясён вестью о преднамеренности поджога, что это сказалось на его здоровье. В письме к своей знакомой он позднее написал: «Я долгое время весь дрожал, у меня тряслись руки и голова, кроме того, совершенное отсутствие сна и отвращение к пище. Я не мог не только писать, но даже двух мыслей не мог связать в голове. Я и теперь ещё не совсем оправился и более часу или двух в сутки работать не могу». В последующем, до самой смерти, у драматурга дрожали руки и тряслась голова - он так и не смог оправиться от пережитого потрясения. И прожил после случившегося недолго.

В Щелыково, в своём рабочем кабинете, А. Н. Островский скончался 2 (14) июня 1886 г. и был похоронен на погосте Никольской церкви в Бережках.

Объекты музея-заповедника

  • Дом-музей А. Н. Островского («Старый дом»)
  • Мемориальный парк
  • Никольская церковь в Бережках и семейный некрополь Островских
  • Дом Соболева
  • Голубой дом
  • Литературно-театральный музей

Дом-музей А. Н. Островского

Центральным объектом музея-заповедника является хорошо сохранившийся усадебный дом постройки конца XVIII - начала XIX вв, в котором расположен мемориальный музей А. Н. Островского. Это деревянное классическое здание серого цвета с белоколонными портиками по двум фасадам и двумя террасами, по северному фасаду имеющее антресольный этаж и два крыльца - парадное и служебное.

Ещё в первый свой приезд в Щелыково Островский отмечал, что дом «удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещений» .

На первом этаже размещена экспозиция, значительную часть которой составляют личные вещи А. Н. Островского и членов его семьи, предметы подлинной обстановки дома драматурга.

На первом этаже мемориальная экспозиция, значительную часть которой составляют личные вещи драматурга и членов его семьи, предметы подлинной обстановки дома. Анфиладу комнат открывает столовая, служившая местом сбора членов семьи и гостей драматурга. Далее в кабинете, просторной и светлой комнате, находятся письменный стол, на нём книги, словари, рукописи драматурга, фотографии родных, друзей, актёров, писателей… С кабинетом соседствует комната жены драматурга Марии Васильевны. Следующая комната - библиотека А. Н. Островского, содержание которой отражает широкий круг его интересов. В антресольном этаже расположена выставка, посвящённая знаменитой актрисе Малого театра - А. А. Яблочкиной.

Никольская церковь и семейный некрополь Островских в Бережках

Возведение храма св. Николая в Бережках связывается с обетом, данным первым владельцем Щелыкова Ф. М. Кутузовым во время жестокого шторма в Эгейском море, когда тот командовал батальоном в составе средиземноморской эскадры графа А. Г. Орлова-Чесменского.

Двухэтажная каменная Никольская церковь была построена на месте деревянной. Авторство проекта обычно приписывается видному костромскому зодчему С. А. Воротилову. Храм строился в течение 10 лет и был освящен в 1792 году.

Внешний вид церкви очень гармоничен: она удачно «вписана» в окружающую природу и имеет стройные и строгие формы. Как во внешнем виде, так и во внутреннем убранстве храма проявляется эклектика стилей барокко и классицизма. Верхний летний храм отличается пышностью: богатый резной иконостас, яркая роспись стен и потолка в западноевропейских традициях с элементами масонской и морской символики. Зимний храм скромный, в нём отсутствуют настенные росписи, а собранные в храме иконы несут в себе традицию православной иконописи.

Кладбище при церкви окружено кирпичной оградой с восточными и западными воротами. Здесь, с южной стороны храма, в общей невысокой кованой ограде находится семейный некрополь Островских. Рядом с могилой драматурга похоронены его отец - Николай Фёдорович Островский, жена - Мария Васильевна Островская, дочь - Мария Александровна Шателен.

Храм св. Николая находится в совместном владении музея-заповедника «Щелыково» и Костромской епархии, является памятником федерального значения, охраняется государством. В настоящее время находится на реставрации.

Летом 2010 года широкий резонанс получила история, связанная с затянувшимися реставрационными работами на кладбище, в ходе которых прах А. Н. Островского и его родных несколько месяцев оставался непогребённым.

Санаторий

После смерти писателя имение Щелыково стало местом отдыха актёров московского Малого театра. С 1928 г. «Старый дом» Островского стал официально считаться домом отдыха при театре.

В 1970 г. в Щелыково был основан Дом творчества Всероссийского театрального общества. Интересно, что три жилых корпуса названы в честь героев произведений А. Н. Островского «Снегурочка», «Берендей» и «Мизгирь». В настоящее время действуют санаторий, детский оздоровительный лагерь, местное театральное общество.

Памятные даты и ежегодные мероприятия

  • 14 июня - День памяти А. Н. Островского.
  • Ежегодные «Щелыковские чтения» в сентябре

Александр Николаевич Островский впервые посетил Щелыково в возрасте 25 лет. Тогда, в мае 1848 года, имение принадлежало отцу Островского, а сам писатель приехал сюда провести отпуск и был очарован усадьбой. В дневнике драматурга появляется восторженная запись: «Что за реки, что за горы, что за леса!… Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он бы давно превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии».

Островскому бесконечно нравится всё: и природа, и водящиеся здесь в изобилии зверье и рыба, и местные жители, о которых он отзывается «земляки мои возлюбленные», и красивый, удобный дом. Со временем чувство восторга писателя к этому краю не исчезло, более того – переросло в глубокую привязанность.

А.Н. Островский становится частым гостем Щелыкова, а в
1868 году, уже после смерти отца, вместе с братом Михаилом выкупает поместье у своей мачехи Э.А. Островской. Вот как отзывается он об этом в письме к другу: «Мы с братом купили … наше великолепное Щелыково; вот мне приют…». С той поры
писатель регулярно приезжает сюда со своей семьёй и живёт в Щелыкове три-пять месяцев в году.

Будучи стеснённым в средствах, Островский надеется
поправить своё материальное положение, занявшись хозяйством. Он серьёзно берётся за новые для себя дела: ремонтирует постройки, сооружает маслобойню, обзаводится
сельскохозяйственной техникой, покупает семена, разводит породистый скот…. Стремясь освоить новую область знаний, драматург читает издания о сельском хозяйстве: «Земледельческую газету», «Сельское благоустройство» и т.п.

Однако имение так и не смогло обеспечить большого дохода. Радость писателю приносили только сад и огород. Выращенные в усадьбе овощи, ягоды, тепличные артишоки, арбузы и дыни были хорошим подспорьем для большого семейства Островских. Урожай собственного сада-огорода также служил угощением для многочисленных гостей усадьбы. Несколько охладев к сельскому хозяйству, драматург поручает заниматься имением жене Марии Васильевне и
управляющему.

Жизнь в усадьбе шла на пользу писателю. Здесь он восстанавливал силы, поправлял здоровье. Так, Островский писал: «Приехал я сюда в очень незавидном положении…. Теперь, благодаря хорошему воздуху, а главное, купанью, я чувствую себя свежее». Отдыхая в Щелыкове, драматург любил гулять по окрестностям, охотиться, собирать грибы и ягоды и, конечно, рыбачить. Рыбалка была страстью Островского: ужение в реке Куекше, ловля острогой в Сендеге, а иногда, в составе большой компании, — неводом на Мере. Писатель знал все тонкости рыболовства и почти всегда возвращался домой с уловом. Отдыхал Островский и за столярным верстаком: выпиливал лобзиком тонкие ажурные рамки, мастерил шкатулки, изготавливал ножи для разрезания бумаг…

Гостям отводился для проживания целый дом, который так и называли «гостевым». Этот небольшой деревянный дом мезонином строился для брата Островского Михаила Николаевича, совладельца усадьбы. Однако брат редко бывал в Щелыкове, и в его доме размещали гостей. Тут же находились библиотека и столярная мастерская.

Живя в Щелыкове, Островский активно участвовал в общественной жизни Кинешемского уезда. Он являлся почётным мировым судьёй и гласным Кинешемского уездного земского собрания. Писатель выполнял свою работу столь усердно и хорошо, что был избран местными дворянами на должность уездного предводителя. Островский отказался
занять этот почётный пост по причине занятости.

Приезжая сюда в первые годы, Александр Николаевич уделял один-два месяца отдыху, а затем приступал к работе. Однако постепенно его творчество стало занимать всё больше и больше времени. В своём письме драматург сообщает: «Я езжу не из Москвы в деревню и обратно, а из кабинета в кабинет и природу вижу только проездом».

Природа Щелыкова служила ему источником вдохновения, а общение с людьми позволяло найти сюжеты и образы для пьес, обогащало их язык. Драматург общался с жителями
окрестных сёл и деревень, гулял на крестьянских праздниках, внимательно слушал живую народную речь, а крылатые выражения, пословицы, поговорки и редкие слова —
записывал.

Известно, что Островский работал в Щелыкове над 19
произведениями. Здесь целиком создана пьеса «Поздняя любовь» (1873 г.). Почти полностью написаны «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1871 г.), «Последняя жертва» (1877г.), «Бесприданница» (1878 г.), «Сердце не камень» (1879 г.). Начата работа над пьесами «Горячее сердце» (1868 г.), «Лес» (1870 г.), «Правда – хорошо, а счастье – лучше» (1876 г.), «Таланты и поклонники» (1881 г.), «Красавец-мужчина» (1882 г.), «Без вины
виноватые» (1883 г.).

Тяжёлый труд полностью подорвал здоровье писателя. 2 июня 1886 года в одиннадцатом часу утра сердце Островского
не выдержало: он скончался за письменным столом от приступа грудной жабы (так в старину называли стенокардию). В последний день своей жизни писатель переводил трагедию Шекспира «Антоний и Клеопатра» и читал журнал «Русская мысль».

Александр Николаевич Островский похоронен недалеко от любимой усадьбы, на погосте храма Святителя Николая в Бережках.

Музей Цветаевых — Что касается феодосийского периода жизни Анастасии Цветаевой, следует отметить, что он был чрезвычайно плодотворным. Анастасия Ивановна — великолепный мемуарист, публицист, рецензент. В Феодосии она начала писать сказки. К сожалению, сохранились только три сказки Анастасии, остальные были утеряны при аресте.

Дом-музей русского драматурга Островского Александра Николаевича в Замоскворечье – это филиал театрального музея. В этом небольшом доме на Малой Ордынке и родился в далеком 1823 году Саша.

Островский считал себя настоящим москвичом, много сделал для общественного, литературного развития столицы и России в целом. В Москве, в Малом театре, было поставлено при жизни А. Н. Островского сорок шесть пьес по его произведениям. По его инициативе был создан артистический кружок, общественная организация писателей и композиторов. Потомки называют писателя Колумбом старой Москвы. Поэтому главной темой экспозиции дома-музея в Замоскворечье стала московская тема в жизни этого замечательного человека. А обстановка в музее полностью отражает социальную среду, в которой писатель был рожден и которая питала его своеобразное творчество.

Отец драматурга, Александр Николаевич, был из сословия бедного духовенства, после семинарии определился на государственную службу, а потом был частным адвокатом. Мама Островского, Любовь Ивановна, была дочкой пономаря, низшего служителя при христианской церкви. В помещениях дома небогатая обстановка. В спальне и кабинете стоит скромная мебель того времени – кресла, секретер, кровать. Есть портрет отца в рамке из бархата, на столе – книга и оплавленная свеча. Зато книжный шкаф в библиотеке имеет богатое содержаниеклассический жанр, периодика, лучшие пьесы того времени. В уютной спаленке на прикроватном столике – шкатулка драматурга, расписанная талантливым мастером. Все эти экспонаты как бы воскрешают быт тех лет и помогают лучше, точнее представить обстановку, в которой гениальный драматург провел свое детство и откуда он смог в некоторой степени черпать свой талант.

Очень интересна в доме-музее Островского красная гостиная. Здесь писатель зачитывал друзьям свои скандальные пьесы, будоражившие Москву и вызывающие неудовольствие властей. На второй этаж ведет лестница с деревянными перилами. Там гость оказывается в старой Москве: в гравюрах, рисунках и картинах того времени виден Кремль, Кузнецкий мост, Александровский сад, Марьина роща и другие неповторимые места, дорогие сердцу писателя. Здесь же стоит макет Малого театра, изготовленный в 1840 году. На нем с точностью, достойной лучшей ювелирной работы, воспроизведен не только наружный облик, фасад этого культового здания, но и внутренние помещения, зрительный зал и сцена. Есть здесь фотографии знаменитых актеров, актрис, политических и культурных деятелей тех лет. Одна из комнат целиком посвящена истории создания пьесы «Гроза».

Дом-музей Островского в Замоскворечье был открыт для посетителей в 1984 году. Возле городской усадьбы разбит потрясающий сад, который начинает цвести с ранней весны. Он буйствует красками и ароматами до глубокой осени. Зеленые ветви деревьев склоняются к окнам уютного старинного дома, храня настроение и атмосферу размеренной жизни. Так здесь было при жизни великого драматурга, таким дом остался и сейчас.

Увидеть усадьбу Островского в Замоскворечье будет интересно и взрослому, и ребенку. Первый почувствует особенную силу этого места, а дитя – сможет повеселиться. Для этого в доме музее часто проводятся праздничные экскурсии. А если заглянуть сюда в канун Рождества, то обязательно увидите елку, украшенную так, как это делалось для маленького Саши Островского.

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского "Щелыково"

План усадьбы

1 - Мемориальный дом-усадьба А. Н. Островского

2 - Памятник А. Н. Островскому

3 - Лестница и нижняя беседка

4 - Голубой дом

5 - Двухэтажная беседка Островского

6 - Литературно-театральный музей

7 - Пруд с островком

8 - Церковь и некрополь Островских в Бережках

9 - Музей народного быта "Дом Соболева" в Бережках

10 - Административный корпус санатория

11 - Жилые корпуса санатория

12 - Лечебный корпус санатоия "Шале"

13 - Голубой ключик

Дом-музей А. Н. Островского



Дом А. Н. Островского - сердце музея-заповедника


Памятник А. Н. Островскому

Именно в этом доме жил А. Н. Островский, приезжая в усадьбу на лето. Впервые посетив Щелыково, драматург с восхищением отзывается о доме, отмечая, что он «удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещений».

Выстроенный в стиле классицизма на высоком кирпичном цоколе, деревянный дом цвета дикого камня под красной крышей, изящно контрастирует с белыми колоннами и балюстрадами террас. Здание одноэтажное, по северной стороне которого расположен антресольный этаж, поэтому с севера дом выглядит двухэтажным. На северном фасаде два крыльца и открытая терраса между ними. На южном - крытая терраса с двумя лестницами в парк.

На первом этаже - анфилада комнат, в которых размещена мемориальная экспозиция, воссоздающая обстановку дома в последние годы жизни драматурга. Здесь немало подлинных предметов, особо ценные среди них - личные вещи Островского и его семьи.

Столовая.

Первая комната анфилады - столовая. В былые времена здесь, за большим обеденным столом-сороконожкой у тульского самовара, собиралась семья Островского и его многочисленные гости. Многое здесь напоминает о радушии и гостеприимстве хозяев.

В уютной гостиной - старинное фортепиано. Под его аккомпанемент нередко пела Мария Васильевна, жена Островского, актриса московского Малого театра. В погожие дни дружеские беседы переносились на южную террасу, с которой открывался дивный вид на окрестности. Здесь же иногда разыгрывались любительские спектакли по пьесам А. Н. Островского.

Рабочий стол А. Н. Островского

Просторный и светлый кабинет хозяина создает ощущение присутствия его творческой личности. За письменным столом драматург работал, не покладая рук. За работой он и скончался. На столе - книги, словари и авторские рукописи. Стены кабинета украшают деревянные ажурные рамки, мастерски выпиленные самим драматургом, фотоснимки родных Островского и его друзей, актёров и писателей.

Комната Марии Васильевны

По соседству с кабинетом - комната жены драматурга. На стенах - фотографии жены драматурга и их шестерых детей. Драматург необычайно любил своих детей, гордился ими, уделял особое внимание их воспитанию и образованию. Мария Васильевна, оставив актёрскую деятельность, всецело отдала себя заботе о семье и доме.

Одну из комнат дома занимает библиотека. Собранные книги отражают широкий кругозор А. Н. Островского: здесь и драматургия, и творчество современных ему прозаиков, и книги по фольклору, истории, сельскому хозяйству, и периодика. В библиотеке есть книги и журналы и на иностранных языках, которыми драматург хорошо владел.

В антресольном этаже дома располагались детские комнаты. Сейчас в двух комнатах - выставка «Гостиная А. А. Яблочкиной», где представлены подлинные предметы, принадлежавшие знаменитой актрисе Малого театра.

Музей производит впечатление обжитого уютного дома: обои, воссозданные по подлинным образцам 1847 года, некрашеные полы с домоткаными дорожками, белые изразцовые печи, комнатные цветы… Особый усадебный уют, милые детали интерьера, дух старины - дом никого не оставляет равнодушным, позволяя посетителям лучше понять личность Островского и его творчество.

Мемориальный парк


Щелыково расположено на высоком левом берегу реки Куекши, изрезанном многочисленными живописными оврагами. По традиции усадебный дом окружен парком, с вековыми соснами, берёзовыми, еловыми и липовыми аллеями, по которым «читается» история его развития на протяжении более двух веков.

Усадебный парк был заложен первыми владельцами Щелыкова Кутузовыми в середине XVIII века. От того времени сохранились лишь немногочисленные уголки парка: пруд с островком, пруд-садок и элементы регулярной планировки с южной стороны усадебного дома.

В формирование усадебного парка внесли свою лепту и три поколения семьи Островских. По сей день здесь стоят деревья, посаженные отцом драматурга Николаем Фёдоровичем, самим писателем и его братом Михаилом, а также детьми А. Н. Островского.

При Островских пейзажный парк с элементами регулярной планировки делился на «Верхний» и «Нижний». Нижним парком называли территорию по южному склону от усадебного дома. Верхний парк расположен вокруг усадебного дома, западная его часть при братьях Островских получила название «Парк Овражки».

Братья Островские постоянно заботились о парке: прокладывали там грунтовые дорожки, в самых красивых местах ставили скамейки, разбивали клумбы, на крутых склонах устраивали «дерновые диваны». По проекту архитектора С. Елагина из Москвы были возведены беседки и «горбатые» мостики. Одну из беседок, двухэтажную, дети Островского называли «Снегурочкиной»: именно здесь писатель обдумывал свою знаменитую сказку.

Александр Николаевич любил цветы. Усадебный дом буквально утопал в зелени, южная сторона и терраса были увиты диким виноградом. Цветочные клумбы окружали дом с трёх сторон. Растения подбирались согласно моде и вкусу владельца имения: разноцветные флоксы, астры, георгины, душистые пионы, лилии, петунии, анютины глазки, настурции. Все эти виды и сейчас служат обрамлением усадебного дома.

Разнообразные перспективы и виды, восхитительные панорамные пейзажи, которыми в былые времена любовался Александр Николаевич, и сегодня волнуют душу, радуют глаз. Излюбленным местом гостей Щелыкова и по сей день остаётся обрыв, где во времена Островского располагался Гостевой дом. Открывающийся отсюда великолепный по своей красоте многоплановый вид на заливной луг, пойму извилистой речки Куекши и пруд с островком - главное украшение парка.

Насаждения парка и окружающие его естественные леса, органично сливаются в единый ансамбль, придавая особую привлекательность и живописность щелыковским пейзажам. Пение птиц, суета любопытных белок, ароматы цветов летом, девственно чистый снег, морозное кружево спящих берез, снежные шапки сосен и елей зимой, как и во времена А. Н. Островского, продолжают радовать гостей Щелыкова.

Никольская церковь

Храм святителя Николая в Бережках, построенный в1792 году владельцем усадьбы Щелыково, предводителем костромского дворянства Ф. М. Кутузовым - памятник федерального значения.

Об истории возведения этого храма существует легенда. Во время русско-турецкой войны, в которой Ф. М. Кутузов принимал участие, командуя батальоном в составе Средиземноморской экспедиции графа А. Г. Орлова-Чесменского, при морском переходе близ греческих островов на корабль обрушился шторм страшной силы. Кутузов вознёс горячую молитву о спасении и дал обет построить в своей усадьбе на месте деревянной церкви каменный храм в часть святителя Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей. Обет был им исполнен.

Строительством храма занимался талантливый костромской зодчий Степан Андреевич Воротилов. Этот замечательный храм, восхищающий своими пропорциями, строгостью и стройностью форм, возводился в течение 10 лет.

В облике Никольской церкви нет излишней пышности, характерной для городской архитектуры. Внешний облик храма и его внутреннее убранство сочетают в себе несколько художественных стилей: от барокко до классицизма. Храм естественно и красиво «вписан» в окружающий пейзаж.

В храме - два этажа: нижний - зимний, верхний - летний. Летний храм отличается пышностью убранства: резной иконостас в стиле барокко и рококо со скульптурными и цветочно-растительными композициями и иконами, выполненными в западной манере, роспись светового барабана и стен, двусветные окна. Зимний храм лаконичнее: камерный, без росписи стен, с иконами, выполненными в православных традициях. Именно здесь в 1886 году отец Антоний Херсонский, настоятель храма, отпевал драмтурга Островского, скончавшегося в своей щелыковской усадьбе.

Вокруг церковного погоста возведена кирпичная ограда с восточными и западными воротами. Возле храма, с южной его стороны, за невысокой кованой оградой находится фамильное захоронение Островских. Здесь похоронены: сам драматург, его отец Николай Федорович, жена Мария Васильевна и дочь Мария Александровна Шателен.

Этнографический музей «Дом Соболева»


Село Николо-Бережки непосредственно связано с семьей Островских на протяжении нескольких поколений. Дорога к нему от усадьбы проходит через глубокий живописный овраг с деревянными лестницами и мостиком.

А. Н. Островский часто бывал в Николо-Бережках. Он прикипел сердцем к этому тихому и уединенному селению не только потому, что здесь похоронен его отец. Известен глубинный интерес писателя к народной культуре и языку. Александр Николаевич душевно и непринужденно общался с селянами, заводил среди них хороших знакомых и друзей. Таким другом был и Иван Викторович Соболев, замечательный столяр-краснодеревщик.

И. В. Соболев, из бывших крепостных крестьян, стал искусным мастером, самостоятельно обучившись столярному ремеслу. После 1861 года он поселился в Николо-Бережках, поставив избу поодаль от домов церковного причта. Расположенный на околице, дом первым встречает прохожих, эффектно начиная перспективу короткой улицы с вековыми березами и белой церковью. Сам дом - заурядный крестьянский, с двускатной деревянной крышей, простенькими белыми резными наличниками небольших окон - естественно вписывается в окружающий пейзаж.

Соболев часто бывал у Островских, изготавливал мебель по их заказам, ремонтировал ее и даже учил Островского столярному делу.

В настоящее время в доме Соболева размещена этнографическая экспозиция «Быт и традиции наших предков», на которой представлены промыслы, ремесла, быт и традиции крестьян XIX века, характерные для наших мест. Многие из представленных предметов были собраны во время этнографических экспедиций, проходивших на протяжении нескольких десятилетий.

Побывав в этом небольшом уютном музее, многое можно узнать о народной жизни, выпить чай со сбором целебных трав, поучаствовать в традиционных обрядах и праздниках.

Голубой дом


В начале XX века в Щелыкове появляется новая усадьба, что нехарактерно для русской усадебной культуры того времени. Устроенная дочерью драматурга М. А. Островской-Шателен, усадьба стала еще одной достопримечательностью Щелыкова, а со временем превратилась в редкий памятник усадебной культуры и садово-паркового строительства этого периода.

Центр новой усадьбы - Голубой дом, построенный в 1903 году из разобранного гостевого дома по собственному проекту Марии Александровны. Двухэтажный, бревенчатый, не обшитый ни внутри, ни снаружи, с фигурными наличниками на окнах и такими же балюстрадами террас, балконов и крылец, дом выполнен в стиле модерн. Впоследствии дом был выкрашен в голубой цвет, а его декоративное оформление - в белый.

После революции судьба пощадила эти «обетованные места». Значительную роль в этом сыграло положение зятя А. Н. Островского М. А. Шателена (одного из авторов плана ГОЭЛРО). Щелыково было передано Наркомпросу с целью организации музея.

Дальнейшая судьба усадьбы на протяжении многих десятилетий связана с Малым театром и Союзом театральных деятелей России. С 1928 года сюда ежегодно приезжали известные актёры: Вера Пашенная, Варвара Рыжова, Евдокия Турчанинова, актёры из династии Садовских, Михаил Царёв, Сергей Юрский, Никита Подгорный и многие другие.

В 2001 году Голубой дом был отреставрирован. В нём открылся культурно-образовательный центр с видеозалом, литературно-музыкальной гостиной, замечательной библиотекой с уютным читальным залом. Здесь же расположена касса музея. С Голубого дома начинаются экскурсии по музею, а в зимний период здесь открыты резиденция и мастерская Снегурочки.

Литературно-театральный музей


В год 150-летнего юбилея со дня рождения А. Н. Островского, в1973 году был открыт литературно-театральный музей. Цель его создания - потребность познакомить посетителей с творческим наследием драматурга. За 40 лет существования музея в нем сменилось десятки экспозиций и выставок. В настоящее время действуют две экспозиции.

Экспозиция «Театр Островского» знакомит посетителей с личностью драматурга в ее развитии, реалиями современной ему жизни, его окружением. Здесь представлены личные вещи писателя, предметы быта, живописные портреты современников Островского, журналы XIX века, где впервые были опубликованы его произведения.

Сценическая история произведений А. Н. Островского представлена прижизненными постановками и постановками XX века. Посетители могут увидеть работы театральных художников: эскизы костюмов и декораций, макеты к спектаклям. Важное место в экспозиции занимают пьесы, над которыми Островский работал в Щелыкове, и шедевры его литературного творчества: «Гроза», «Бесприданница».

Экспозиция «Сказочный мир Снегурочки» раскрывает роль пьесы А. Н. Островского в формировании всеми любимого новогоднего персонажа.

Сказка драматурга о Снегурочке, юной дочери Мороза, неразрывно связана с щелыковскими реалиями. Могучая природа, колоритные крестьяне, праздничные гуляния, народные сказки, песни и предания непосредственно повлияли на замысел А. Н. Островского.

Сценическая судьба «Снегурочки» была непростой. Ее постановка оказалась слишком сложна для драматической сцены. Самой известной считается постановка К. С. Станиславского 1900 г. Пьеса вдохновила композиторов. Музыку к «Снегурочке» написали П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков.

Сказка пришлась по вкусу и деятелям кинематографа. В 50-е годы вышел мультфильм режиссера и художника И. П. Иванова-Вано, в 1968 году режиссер П. П. Кадочников снял полнометражный художественный фильм, в 2006 году, художник-режиссер М. В. Курчевская создала еще один мультфильм про Снегурочку. На выставке можно увидеть фотографии, эскизы декораций и макеты к этим фильмам.

Кроме постоянных экспозиций, в литературно-театральном музее организуются временные выставки по различной тематике, в том числе выставки выдающихся деятелей культуры и искусства, приезжающих на отдых в Щелыково.

Круглый год посетители могут почувствовать себя Снегурочкой или Морозом, сфотографировавшись в костюмах персонажей на специально созданной инсталляции «Зимнее Щелыково».

Фонды музея

Музейное собрание Музея-заповедника «Щелыково» состоит из десяти коллекций. Комплектование осуществляется по следующим направлениям:

Жизнь и творчество А. Н. Островского;

Семья драматурга и его потомки;

Окружение А. Н. Островского (литературное, театральное, дружеское);

Воплощение произведений драматурга на сцене и в кино;

Бытование творческого наследия А. Н. Островского в культурном процессе;

Жизнь деятелей искусства и культуры, связанных со Щелыковым;

История и бытование усадьбы Щелыково;

Краеведение и этнография.

Предметы живописи, графики и скульптура объединены в коллекцию «Изобразительное искусство». Особые ценности собрания - прижизненная иконография драматурга, иконы XVII - XIX веков, живопись Б. М. Кустодиева, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, сценография ведущих театральных художников к спектаклям по пьесам А. Н. Островского.

Изделия прикладного искусства, быта и этнографии выделены в три музейные коллекции: «Прикладное искусство», «Ткани и костюмы», «Этнография». В этих коллекциях представлены: мебель, дворянская и мещанская утварь и посуда, статуэтки из различных материалов, украшения, аксессуары, светские костюмы, церковные облачения, орудия труда и предметы традиционного крестьянского быта костромской губернии середины XIX-начала XX века. Особою ценность коллекций составляют вещи принадлежавшие семье драматурга и актерам, исполнителям ролей в спектаклях по пьесам А. Н. Островского.

В коллекцию «Нумизматика», кроме монет, входят предметы бонистики, фалеристики и почтовые марки. Монеты и банкноты относятся к XVIII - началу XX века.

Документы и редкие книги выделены в четыре музейные коллекции: «Рукописи, документы», «Редкая книга», «Фотографии», «Аудио-видео». Рукописные документы, книги, журналы, газеты, аудио и видеозаписи, ценны, прежде всего, своей информативностью. Содержащиеся в них сведения документируют события личной и общественной жизни. В основной фонд музея включены документы, связанные с жизнью и творчеством драматурга и его окружения.

Коллекция «Программы, афиши» объединяет предметы печатной продукции: программы, афиши, буклеты, пригласительные и театральные билеты к спектаклям по пьесам А. Н. Островского. Наиболее ценные и редкие из них выпускались еще при жизни драматурга. Самые ранние афиши относятся к 1855 году.

Значительную часть музейного собрания составляют дары. Надеемся, коллекции музея будет и впредь пополняться новыми предметами и радовать наших посетителей, любящих творчество А. Н. Островского.

Адрес: 157925 Костромская область, Островский район, п/о Щелыково

Сайт http: //www.museumschelykovo.ru/