Зинаида блинова, симская средняя школа, юрьев-польский район, владимирская область. Почему чиновники боялись приезда ревизора? I
В пьесе Гоголя “Ревизор” лучшая социальная комедия своего времени. “Ревизор” сыграл немаловажную роль в развитии общественного самосознания. Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира - с воплощением социальных идей. Писатель ставил перед собой цель - “смеяться сильно” над тем, что “достойно осмеяния всеобщего”, в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество. По словам Гоголя в пьесе он решил "собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется справедливость, и за одним разом посмеяться над всем".
Город в пьесе изображен глазами самих хозяев города. А потому мы знаем и о реальных улицах, на которых “кабак, нечистота”. Не пытаются чиновники ничего изменить и перед приездом ревизора: достаточно только приукрасить город и его присутственные места, поставить соломенную веху около мусорной свалки, чтобы было похоже на “планировку”, да надеть чистые колпаки на несчастных больных. Грустно только, что общая беда - это приезд ревизора. Город объединяет чувство страха, именно страх делает городских чиновников, чуть ли не братьями. В уездном городе творится полный беспредел.
Но и живется людям в этом городе несладко. Особенно купцам, которых чиновники всячески обирают. Городничие берут все, что на глаза ни попадет. А также он купцов «постоем совсем заморил». Но не только городничий был несправедлив к купцам, но и ко многим другим. Например, городничий приказал сдать в солдаты женатого человека (а это не по закону) и лишить жены мужа. Хотя следовало вместо этого мужчины взять сына портного, но его родители подкупили городничего. Или совсем невинного человека, а именно унтер – офицершу, высекли, да и притом за ошибку еще и штраф заставили платить. Вот каков образ уездного города.
Например, в богоугодных заведениях полный беспорядок: городской больнице, суде, школах. Везде грязь, воровство. В больнице лечат там" ближе к натуре", дорогих лекарств не употребляют, " человек простой, если умрёт, то он и так умрёт, а если выздоровеет, то он и так выздоровеет". Больные ходят в грязных халатах. Шпекин спокойно признается, что читает чужие письма. Почтмейстер оставляет у себя, чтобы зачитывать наиболее “игривые” места городскому обществу. В учебном заведение учителя ведут себя странно, гримасы корчат. А учитель по истории объясняет "с таким жаром". В суде сторожи, завели гусей.
Чиновники были схожи между собой. У них были объединяющие черты: невежество, ограниченность, суеверие, зависть, казнокрадство, взятничество. Так же они любили посплетничать особенно Добчинский и Бобчинский. Можно заметить, никого из них нельзя назвать честным человеком, который трудится на благо своей родины, что, собственно, и является целью государственной службы.
Гоголь так сумел показать каждый образ, не теряя своего индивидуального своеобразия, типичного образа жизни. Он показывает, что у такого города нет будущего.
Система уроков. Планирование уроков
Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии. Визит городничего в гостиницу. Комментированное чтение второго действия. “Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия. Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение пятого действия. “Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии. Уездный город, его правители и обитатели. Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик. Развитие речи. Самостоятельная работа по комедии.
СИСТЕМА УРОКОВ
Урок 1
Н. В. Гоголь. «Ревизор». Общие замечания. Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии.
Цели: Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». Усваивать содержание комедии.
I. История создания комедии и источник сюжета.
Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.
II. Идейный замысел Гоголя.
“В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем” (Н. В. Гоголь. Авторская исповедь).
III. Особенности драматического произведения. Драматическое произведение (трагедия, драма, комедия) предназначается для игры актёров и постановки на сцене. Основа сюжета - конфликт, интрига. Особенность текста пьесы: диалоги, монологи, ремарки автора; деление текста на действия (акты) и явления (сцены).
IV. Направления наблюдений над текстом и анализа его. Сюжет и композиция комедии. Средства комического изображения. Особенности речи городничего и Хлестакова.
Примечание. Для каждого направления отвести соответствующие страницы тетради и озаглавить их.
V. Чтение афиши с указанием действующих лиц и подстрочника.
Исторический комментарий о табели о рангах.
VI. Комментированное чтение первого действия (небольшие купюры в третьем явлении и пересказ шестого явления).
VII. Обобщение.
Вопросы для беседы.
Какое событие является завязкой? Почему известие о ревизоре переполошило город?
Домашнее задание.
- Перечитать первое действие; записать план событий.
Урок 2
Визит городничего в гостиницу. Знакомство с Хлестаковым. Комментированное чтение второго действия.
Цели: Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. Собирать материал о различных формах комического изображения героев.
I. Повторение знаний, полученных на основании чтения первого действия.
1. Сюжетный (композиционный) план (фрагменты).
Развитие действия:
городничий даёт распоряжения чиновникам; Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице; городничий даёт указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу.
2. Элементы комического изображения в первом действии.
Говорящие фамилии. Ирония. Гипербола. Саморазоблачения. Нелепость, абсурд. Завышенные претензии. Намёк. Нерезонный упрёк. Скороговорка с перебивкой речи. Маска. Фарс. Оговорка. “Табельные” замечания. “Забавная” логика.
3. Замечания о речи городничего:
городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими; он делает им замечания, даёт советы; в выражениях не стесняется (“Эк куда хватили!”, “Сделает такую рожу”, “беда, если старый чёрт”); чаще всего восклицательный характер предложений; начальственный тон, затем нотки страха.
4. Выводы из наблюдений за речью городничего:
это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми словами; это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях; это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
II. Комментированное чтение второго действия комедии.
Явление 2. Пересказ и чтение от: “Ещё, говорит...” до конца явления.
Явление 3, 4. Пересказ.
Явление 7. Сообщение о приезде городничего.
Явление 8. Чтение без купюр.
Явление 9. Пересказ.
Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.
III. Обобщение наблюдений.
Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, даёт ему взятку.
2. Элементы комического изображения.
Жизнеописание Хлестакова. Контраст мечты и реальности. Сочетание страха и гонора. Текст вслух и в сторону, разница между ними. Нежелательные ассоциации. Фарс (падение Бобчинского).
3. Речь героев:
определяется ситуацией; у городничего речь-маска; Хлестаков искренен в речи.
Домашнее задание.
Урок 3
“Коронование” Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.
Цели: Определить композиционное значение третьего действия. Продолжать наблюдения над текстом по выбранным направлениям.
I. Работа над усвоением содержания третьего действия.
1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по 4.
2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке, написанной её мужем на счёте Хлестакова. Определение этого комического приёма как накладки текстов.
3. Чтение явлений 5 и 6 (15 минут).
4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.
II. Беседа по содержанию третьего действия.
1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?
- Нет. Он фантастически врёт. Заметно, что он пускает пыль в глаза, невольно возвышает себя и в своих, и в чужих глазах.
2. О чём он врёт?
- Начальник отделения с ним на дружеской ноге. Его хотели сделать коллежским асессором. Сторож бежит за ним почистить сапоги. С Пушкиным на дружеской ноге. Много насочинял. Дом у него первый в Петербурге. Он бывает на великолепных балах. Играет в вист с разными посланниками. Живёт в бельэтаже. Управлял департаментом. Его сам государственный совет боится. Его приняли за главнокомандующего.
3. Как характеризует Хлестакова его речь?
- В ней перепутаны разные стили:
А) романтическая “светская” болтовня (“Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в дороге”; “грязные трактиры”, “мрак невежества”);
Б) чиновничье-канцелярский жаргон (“Извольте, господа, я принимаю должность”, “...для письма, этакая крыса...”);
В) книжно-сентиментальный стиль (“Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки”);
Г) разговорно-бытовые просторечия (“И странно: директор уехал - куда уехал, неизвестно”).
- Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно лёгкость необыкновенная в мыслях.
4. Чем в композиционном отношении является сцена вранья?
- Кульминацией.
5. Почему можно сказать, что Хлестакова “короновали”?
- Чиновники, в том числе и городничий, верят Хлестакову и трепещут перед ним. Городничий пытается даже заручиться поддержкой слуги Хлестакова Осипа, хитро не выдававшего хозяина.
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.
2. Элементы комического.
- Накладки текстов. Путаница (в пословице). Ирония и намёк. Гротеск вранья Хлестакова.
Домашнее задание.
Урок 4
Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение четвёртого действия.
Цели: Завершить наблюдение за событиями и героями комедии. Составить композиционный план комедии.
I. Обзор содержания четвёртого действия.
Картина 1. Парад чиновников:
- совет Аммоса Фёдоровича представляться поодиночке; признание Хлестакова в довольстве такой жизнью; судья Ляпкин-Тяпкин робко даёт взятку “ревизору”; Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300 рублей; Артемий Филиппович доносит на судью, почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о своей семье, даёт деньги Хлестакову в ответ на его просьбу; Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но довольствуется и 65 рублями от него и его приятеля; Добчинский просит о своём незаконорожденном сыне; Бобчинский просит известить о нём в Петербурге; Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом дурачье; Осип советует ехать.
Картина 2. Хлестаков и жалобщики.
- Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных прогнали. Смена реакций Хлестакова на жалобы.
Картина 3. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак. Приятная новость для городничего.
Картина 4. Проводы Хлестакова.
II. Обобщение.
1. Чем являются данные события в сюжетном плане?
- Элементами в развитии действия.
2. Что создавало комический эффект в этих сценах?
- “Наивные” саморазоблачения героев. Нарастающий “разгул” Хлестакова, его раскованность и откровенность. Серьёзное восприятие его слов и действий, восприятие видимого как желаемого.
III. Комментированное чтение пятого действия.
Явления 3–7. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.
IV. Обобщение.
1. Чем является пятое действие в композиционном отношении?
- Кульминацией и развязкой.
2. Комические элементы здесь есть? В чём они?
- Алогизм в действиях героев (IV д.). Откровенные мечты. Гиперболизм хвастливости городничего. Контраст речей - брани, ругани - и высоты положения. В маске и без маски. Точные характеристики чиновников в письме Хлестакова. Самохарактеристика городничего.
3. Как вы можете охарактеризовать речь городничего?
- Она полна грубых простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов; герой скинул маску почтенного начальника города, беззастенчиво демонстрировал свою грубость, бескультурье, невыдержанность.
V. Композиционный план комедии.
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия. Распоряжения городничего чиновникам. Новость из гостиницы. Указания для полиции. Визит городничего в гостиницу. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме городничего. Парад чиновников и жалобщиков. Сватовство Хлестакова.
Кульминация. Враньё Хлестакова и торжество городничего.
Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора.
Домашнее задание
Воспроизвести содержание комических элементов, читать по ролям любую сцену.
Уроки 5 и 6
“Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как основа комедии «Ревизор».
Цели: Систематизировать полученные на уроках комментированного чтения знания элементов комического изображения. Показать особенность комической основы пьесы Гоголя. Помочь усвоить основной признак категории комического в искусстве.
I. Вступительное слово учителя.
Изображённое в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в своих истоках имеет карнавальное народное действо, в котором всё наоборот: серьёзное становится легкомысленным, грустное - смешным, высокое - низким и наоборот.
Главным ведущим моментом карнавала становится “увенчание–развенчание” чего-либо или кого-либо, вызывающее смех толпы.
II. Определение метода работы над воспроизведением сцен карнавала.
Опыт режиссёрского комментария карнавальных сцен с точки зрения комического эффекта, попытки инсценирования отдельных моментов карнавала.
III. Воспроизведение карнавальных сцен.
1.1.1 Почему известие о приезде в губернию ревизора вызывает беспокойство чиновников?
1.2.1 Какие чувства вызывает у лирического героя возвращение в знакомые места?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.
Г о р о д н и ч и й. …Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)... и уведомить тебя». А! Вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх). Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки...» (остановясь), ну, здесь свои... «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живёт где-нибудь инкогнито... Вчерашнего дня я...» Ну, тут уж пошли дела семейные: «...сестра Анна Кирилловна приехала к нам со своим мужем; Иван Кириллович очень потолстел и всё играет на скрыпке...» - и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство!
А м м о с Ф ё д о р о в и ч. Да, обстоятельство такое... необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром.
Л у к а Л у к и ч. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?
Г о р о д н и ч и й. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.
А м м о с Ф ё д о р о в и ч. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.
Г о р о д н и ч и й. Эк куда хватили! Ещё умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
А м м о с Ф ё д о р о в и ч. Нет, я вам скажу, вы не того... вы не... Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.
Г о р о д н и ч и й. Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения - и потому вы сделайте так, чтобы всё было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.
А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. Ну, это ещё ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.
Г о р о д н и ч и й. Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке... это уж по вашей части, Христиан Иванович, - всякую болезнь: когда кто заболел, которого дня и числа... Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача.
А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. О! насчёт врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.
Христиан Иванович издаёт звук,
отчасти похожий на букву «и» и несколько на «е».
Г о р о д н и ч и й. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Фёдорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично... Я и прежде хотел вам это заметить, но всё как-то позабывал.
А м м о с Ф ё д о р о в и ч. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.
Г о р о д н и ч и й. Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но всё на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить.
(Н. В. Гоголь. «Ревизор»)
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1–1.2.2.
Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных. Уж десять лет ушло с тех пор - и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я - но здесь опять Минувшее меня объемлет живо, И, кажется, вечор ещё бродил Я в этих рощах. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет - уж за стеною Не слышу я шагов её тяжёлых, Ни кропотливого её дозора. Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим - и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны... Меж нив златых и пажитей зелёных Оно, синея, стелется широко; Через его неведомые воды Плывёт рыбак и тянет за собой Убогой невод. По брегам отлогим Рассеяны деревни - там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре... На границе Владений дедовских, на месте том, Где в гору подымается дорога, Изрытая дождями, три сосны Стоят - одна поодаль, две другие Друг к дружке близко, - здесь, когда их мимо Я проезжал верхом при свете лунном, Знакомым шумом шорох их вершин Меня приветствовал. По той дороге Теперь поехал я, и пред собою Увидел их опять. Они всё те же, Всё тот же их, знакомый уху шорох - Но около корней их устарелых (Где некогда всё было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зелёная семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый холостяк, и вкруг него По-прежнему всё пусто. Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастёшь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Весёлых и приятных мыслей полон, Пройдёт он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет. |
(А. С. Пушкин, 1835)
1.1.2 Какую роль в приведённом фрагменте играют детали, упоминаемые городничим?
1.2.2 Какую роль в приведённом стихотворении играют эпитеты?
Пояснение.
1.1.2. Художественная деталь - важное средство выразительности. Порой с помощью детали автору удаётся сказать больше, чем несколькими страницами текста. В приведённом отрывке с помощью деталей составляется кар-тинка уездного города. Так мы узнаём, что больные походят в больницах на кузнецов, а в суде разводят «домашних гусей с маленькими гусёнками». Не давая оценки происходящему, Гоголь оставляет право за читателями прочесть меж строк и сделать выводы.
1.2.2. Эпитеты - образные определения, они придают тексту выразительность, образность, яркость. Эпитетов в стихотворении Пушкина много. Эпитет «опальный» (находящийся в немилости властей) перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Эпитеты помогают поэту нарисовать образ няни, сказать о своих чувствах к ней. Поэт никогда не услышит «шагов её тяжёлых...», не забудет «кропотливого» дозора. Эпитеты используются и в описаниях природы: «златые» нивы и др.
Пояснение.
1.1.1. Комедия Гоголя стала как бы зеркалом, в котором отразились картины взяточничества, казнокрадства, злоупотреблений, характерные для русской жизни николаевской России. В уездном городе творится полный бес-предел. Вот почему приезд ревизора вызывает беспокойство. Чиновниками правит страх: им есть чего бояться, потому что слишком много «грешков» за ними числится. Город объединяет чувство страха, именно страх делает городских чиновников чуть ли не братьями.
1.2.1. Лирический герой возвращается в то место, где пробыл в заточении два года. Он видит «опальный домик», где он некогда жил с няней, которой уже нет. Лирический герой переживает, так как он любил ее, называет ее ласково - «старушка». Несмотря на грусть, стихотворение, написанное в тяжелые для Пушкина дни, проникнуто бодростью, верой в разумность жизни, в конечную победу света над мраком. Поэт передал в нем прощальный привет будущим поколениям, завещал им свой исторический оптимизм.