Эллинизм в культуре греко восточный синтез презентация. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме

Cлайд 1

Cлайд 2

В этом греческом зале происходят удивительные истории: порой, статуи «оживают» и ведут беседы. Древняя Греция

Cлайд 3

Определи: кто эти собеседники, в каком веке они жили? ? ? Интересно, о чем они говорят? V в. до н. э. Век Перикла IV в. до н. э. Век Александра

Cлайд 4

V в. до н. э. IV в. до н. э. В мое время греческая культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»! Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы! А что думаешь об этом споре ты? культура классической Греции культура эллинизма

Cлайд 5

культура классической Греции культура эллинизма V в. до н. э. IV в. до н. э. Ты можешь согласиться с Периклом. Ты можешь согласиться с Александром. У тебя может сложиться иное мнение.

Cлайд 6

Cлайд 7

Мавзолей - величественная гробница. ? Парфенон Афины Мавзолей в г. Галикарнас Персия. IV в. до н. э. Галикарнасский мавзолей Сравним мавзолей с храмом классической Греции! Ты узнал его? Все познается в сравнении! V в. до н. э. IV в. до н. э.

Cлайд 8

V в. до н.э. IV в. до н. э. Парфенон. V в. до н. э. Мавзолей На колеснице царь Мавсол с женой План сравнения зданий: основание здания его основная часть завершение сооружения его украшения

Cлайд 9

Парфенон Мавзолей Прямоугольное основание зданий Колонны по всему периметру здания Здания украшены скульптурой Мавзолей – гробница Здание имеет несколько ярусов, устремлено вверх Завершено ступенчатой пирамидой Нет фронтона Общие черты Отличия Мавзолея от Парфенона

Cлайд 10

Мавзолей в Галикарнасе Храм Мардука Вавилон Семь чудес света Парфенон Афины Греческая архитектура Архитектура Востока + Архитектура эллинизма А люди оценили этот памятник! Сколько сил и средств затрачено на прославление одного человека!

Cлайд 11

Семь чудес света Фаросский маяк На основе данных источников расскажи о Фаросском маяке. Какие еще сведения о маяке ты бы хотел получить? Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат, Зодчий из Книда, воздвиг… И высоко, рассекая эфир, поднимается башня, Всюду за множество верст видная путнику днем, Ночью же издали видят плывущие морем все время Свет от большого огня в самом верху маяка... Греческий поэт Посидип Фаросский маяк

Cлайд 12

Семь чудес света Фаросский маяк Как различались по архитектурной форме эти две постройки? Какой разный смысл вкладывали люди в представление «о чудесах света», восхищаясь храмом Артемиды в Эфесе и Фаросским маяком? Семь чудес света Храм Артемиды в Эфесе Храм Артемиды восхищал величием и красотой убранства! Маяк поражал современников техническими изобретениями!

Cлайд 13

Пергамский акрополь и алтарь Зевса II века до н. э. Алтарь – место для жертвоприношений. Пергамский алтарь Памятники архитектуры эллинизма огромны по своим размерам, разнообразны по планировке.

Cлайд 14

Алтарь Зевса в Пергаме II в. до н. э. Храм Ники в Акрополе V в. до н. э. Наши здания были изящны и соразмерны по величине человеку! Величие зданий – это величие построивших его людей и его страны!

Cлайд 15

Храм Зевса в Афинах VI в. до н. э. – II в. н. э. Что нового появилось в убранстве колонн? Колонны Парфенона и храма Ники в афинском Акрополе Почему такое убранство более соответствовало чертам новой архитектуры? Коринфский стиль В период эллинизма отказываются от строгого классического стиля, это архитектура нарядных, пышных украшений, свойственных Востоку.

Cлайд 16

Классическая архитектура Классическая архитектура Эллинистическая архитектура Кто прав в этом споре? Архитекторы какого периода тебе больше нравятся?

Cлайд 17

Cлайд 18

Скульптура архитектурных сооружений Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до н. э. …эти то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки,- все эти разнообразнейшие выражения лиц, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость - это мир, целый мир, перед откровеньем которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам... И.С. Тургенев

Cлайд 19

Сравни два фриза. Что общего, в чем их различия? Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до н. э. Фриз Парфенона Битва с кентаврами. V в. до н. э.

Cлайд 20

Как ты представляешь себе отсутствующие части фигуры Ники? Попробуй воссоздать образ богини. Ника Самофракийская III–II в. до н. э. Что хотели выразить своими произведениями скульпторы? Опиши скульптуры. Ника Афина V в. до н. э. Реконструкция

Cлайд 21

Не пишут душу, коль прекрасно тело, Душа сама светится изнутри. И чтоб представить Ники взгляд Победный, не нужно даже видеть головы: Хитона складки обвивают бедра, Уверен шаг, орлиный – крыльев взлет... Она – как символ своего народа, Вся суть – в крови, что в эллинах течет! Та кровь в ногах ее, в плечах играет И полнит тело (словно амфору вином), Собой восторг победы воплощает, Взмахнув своим божественным крылом. Лика. Израиль. Почему эту несохранившуюся скульптуру считают шедевром мирового искусства?

Cлайд 22

Что общего в тематике этих скульптур? В чем различие в мыслях о человеке этих авторов? Демосфен Поликлет. Копьеносец (Дорифор) V в. до н. э. Копия Скульптор Полиевкт Демосфен. I в. до н. э.

Cлайд 23

Объясни, в чем проявилось мастерство скульптора в создании многофигурных скульптур? Какие идеи и чувства они выражали? Скульпторы Агесандр, Полидор, Афинадор. Лаокоон. I в. до н. э. Лаокоон Скульптор Критий (?) Тираноубийцы. V в. до н. э.

Cлайд 24

Скульптор Харес, ученик Лисиппа Бог солнца Гелиос «Колосс Родосский» Реконструкция Семь чудес света Колосс Родосский Зевс Олимпийский Фараон Рамзес Почему рядом с Колоссом даны эти два изображения?

Cлайд 25

Лаокоон с сыновьями Скульптор Агесандр и др. 40 г. до н. э. Аполлон Бельведерский Скульптор Леохар IV в. до н. э. Римская копия Ника Самофракийская III–II в. до н. э. Афродита Милосская Скульптор Агесандр II в. до н. э. Статуя Демосфена Скульптор Полиевкт I в. до н. э. Колосс Родосский Скульптор Харес Если бы тебе предложили в списке семи чудес света заменить Колосс Родосский другой эллинистической скульптурой, что бы ты выбрал?

Cлайд 26

культура классической Греции культура эллинизма V в. до н. э. IV в. до н. э. В мое время греческая культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»! Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы! Что думаешь об этом споре ты?

Cлайд 27

Эллинистическая культура развивалась на основе классического наследия Древней Греции вобрала в себя традиции архитектуры и скульптуры эллинов, а также достижения других народов, вошедших в державу Александра Македонского в это время были созданы многочисленные памятники культуры, поражавшие размерами, многообразием архитектурных форм и видов скульптур Но это было «пышное» увядание культуры Древней Эллады, которая основывалась на прославлении Человека.

Cлайд 28

Можно ли считать, что в эллинистический период Аттика перестала играть роль центра греческой культуры? Какие из семи чудес света не указаны на карте?

Cлайд 29

Cлайд 30

Галикарнасский мавзолей В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н. э. по велению царя Мавсола была построена величественная гробница – памятник могуществу царя. Завершала строительство гробницы уже после смерти жена царя Артемисия. Авторами гробницы принято считать архитекторов Пифия и Сатира и скульпторов Бриаксиса, Леохара, Скопаса, Праксителя. Архитектура гробницы сочетает греческие и восточные мотивы: состоит из пирамиды и ионического храма. В массивном каменном основании – усыпальнице хранился в золотых урнах пепел царственной четы. Это помещение сторожил ряд каменных львов. Над основанием возвышался храм, окруженный ионическими колоннами и статуями. Вершину здания – ступенчатую пирамиду на высоте 43 метров над землей венчало скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней стояли статуи царя и царицы. Храм казался столь прекрасным, что его отнесли к одному из семи чудес света. С тех пор грандиозные усыпальницы людей стали называть мавзолеями. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило мавзолей до основания. Был создан трактат о мавзолее, но он не дошел до нас. Галикарнасский мавзолей IV в. до н. э. Рисунок-реконструкция Семь чудес света

Походы Александра положили начало новой эллинистической эпохе. Ранее развивавшиеся отдельно греческий и древневосточный миры стали единой державой, возник синтез античной и ближневосточной цивилизаций. Просуществовав около 300 лет, этот период закончился римским завоеванием последнего эллинистического царства – Египта – в 30 г. до н.э.

Эллинизм, объединив греческие и восточные начала, стал абсолютно новым культурным явлением: где-то доминировали античные черты, а где-то восточные. Многие персидские и египетские культы обрели популярность в Греции, слившись со старыми античными богами. Статуи Будды из Гандхары (Северная Индия) сочетают греческое влияние и индийские традиции.

Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, в результате чего к лучшим достижениям классической Греции в области науки, литературы и изобразительного искусства оказались приобщенными народы и племена, населявшие грандиозную по размерам территорию эллинистического мира - от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Боспорского царства в Северном Причерноморье до Нубии в экваториальной Африке.

Второй важнейший момент - объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. На основе переработанных эллинских и древних местных элементов ряд народов, входивших в состав эллинистических государств, создал свою собственную культуру, слившую эти элементы в своеобразном новом качестве.

Собственно эллинистическим искусством называется искусство материковой Греции и прилегающих к ней островов Эгейского архипелага, Малой Азии (главным образом Пергамского царства), Родоса, Сирии (западной части государства Селевкидов) и Египта, то есть тех областей и государств эллинистического мира, в искусстве которых греческие традиции, переработанные в соответствии с новыми общественными идеями, получили преобладающее значение.

При несомненных и очень существенных чертах общности искусство каждой из этих областей отмечено также чертами своеобразия. Это своеобразие определялось особенностями экономического, политического и культурного развития каждого из государств, а также значением местной художественной традиции. Так, в эллинистической Греции сохранение общественных и художественных традиций классической эпохи определило более тесную, нежели где-либо, связь искусства с классическими образцами. В значительно меньшей степени эта связь ощущается в художественных памятниках Пергама и Родоса - здесь признаки эллинистического искусства как нового этапа в истории искусства получили наиболее отчетливое выражение. В искусстве эллинистического Египта сильнее, чем в каком-либо из названных государств, заметны черты синкретизма (слияния) форм греческого искусства с местной художественной традицией.

Процесс образования отдельных местных художественных школ проходил при наличии теснейших культурных связей между ними, чему способствовали, например, частые переезды художников из одного государства в другое. Сходство социальных условий в сочетании с художественными связями было причиной того, что при всей своей сложности и многогранности культура эллинистического мира отмечена чертами целостности, поскольку она отражала специфические черты определенного периода в развитии античного общества.

В целом искусство эллинизма разделяется на два основных этапа. Время от конца 4 в. до начала 2 в. до н.э. составляет ранний период эллинистического искусства, когда оно переживало свой наивысший расцвет и прогрессивные художественные тенденции получили наиболее глубокое выражение.

2 - 1 вв. до н.э., время нового кризиса рабовладельческого общества и его культуры, составляют поздний период эллинистического искусства, отмеченного уже чертами явного упадка.

Задание:
Составьте вопросы к тексту.
Отправьте письмом с вложением по известному Вам адресу.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

СИНТЕЗ ВОСТОЧНЫХ И АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ В ЭЛЛИНИЗМЕ ГИГАНТИЗМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ. ЭКСПРЕССИЯ И НАТУРАЛИЗМ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА Спящий гермафродит. Венера Мелосская Алтарь Зевса в Пергаме

2 слайд

Описание слайда:

ЭЛЛИНИЗМ – завершающий этап в развитии древнегреческой культуры Искусство эллинизма (I-III века до н.э.) сформировалось на территории, входившей в громадную империю Александра Македонского, и представляло симбиоз греческого ордера и восточных художественных традиций. Культурные центры эллинистического мира: - Александрия в Египте, - Антиохия в Сирии, - Пергам в Малой Азии, - остров Родес в Греции. Искусство эллинизма при своей раздробленности объединено общим эстетическим идеалом – крайним индивидуализмом. Ключевой миф эпохи - миф о Нарциссе Эллинистические государства в III в. до н.э.

3 слайд

Описание слайда:

Миф о Нарциссе Прекрасный юноша Нарцисс никого не любил и никому не отвечал взаимностью. Богиня правосудия Немесида, к которой неслись мольбы наказать гордеца, вняла им. Однажды, увидев свое отражение в ручье, Нарцисс влюбился в него и не в состоянии общаться с предметом любви, умер от тоски на берегу. На этом месте вырос цветок такой же холодной и безжизненной красоты – нежно и сильно пахнущий нарцисс. Сальвадор Дали Метаморфозы Нарцисса 1937 Карл Брюллов Нарцисс, смотрящий в воду 1819

4 слайд

Описание слайда:

Архитектура эллинизма. Коринфский ордер Любовь Востока к декоративности, пышности и орнаментальности нашла яркое отражение в архитектуре. Стал использоваться коринфский ордер. Пропорции коринфского ордера повторяют ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цветов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском. Ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Отделка ордера состояла из различных пород цветного мрамора, поскольку живописная игра светотени на мраморе одного цвета стала казаться недостаточной. Соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

5 слайд

Описание слайда:

«Восточная нега» в скульптуре Предмет изображения не является чем-то непристойным. Скульптор изобразил сына Гермеса и Афродиты, который соединился с нимфой Салмакидой, принял её формы, но стал двойственным существом мужского пола, но с грудью и формами женщины. Скульптор нашел тему, выражающую греческий стиль: расслабленная нагота, эффект неожиданности и театральность спустя века были объединены в искусстве итальянского барокко. Строгую классическую красоту сменила грациозность; простой выверенный жест – сладострастное ленивое движение; образ атлета воина – гермафродит. Спящий Гермафродит Рим, Национальный римский музей

6 слайд

Описание слайда:

Алтарь Зевса в Пергаме Дисгармония души человека эллинизма, его стремление все доводить до аффекта – страх до ужаса, силу – до грубости – обусловили появление такого трагического, с надрывом произведения, как рельеф алтаря Зевса на акрополе в Пергаме (П в. до н.э.) Битва богов-олимпийцев со смертными гигантами, рожденными землей-Геей из крови оскопленного неба-Урана и имевшими вместо ног змеиные хвосты, могла закончиться успешно, если на стороне богов выступит герой, что и произошло благодаря вмешательству Геракла. Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния - и эффектных поз. Пластика эллинизма использовала приемы, которые заставляют почти физически ощутить страдание и смерть в отличие от гармонии и умиротворенности классических рельефов Парфенона. Алтарь Зевса в Пергаме Реконструкция


Завоевания Александра Македонского. Начало периода эллинизма. В 338 году до Р.Х. Греция попала под власть Македонии. Через два года создатель Македонской державы Филипп 2-й пал от рук заговорщиков, и новым правителем государства стал его сын Александр Македонский. В 344 году до Р.Х. Александр предпринял совместный поход греков и македонцев в Азию против персов. В течение нескольких лет он завоевал Малую Азию Сирию и Палестину, Египет, Месопотамию и Персию таким образом,уничтожил Великое Персидское царство. Под властью Александра так же оказалась Средняя Азия, не осуществилась лишь попытка завоевать Индию. В ходе своего похода Александр, которого стали именовать Великим, захватил практически все владения Персидского государства и считал себя повелителем мира. Однако после его смерти между его полководцами-диадохами начались распри, в результате которых произошел распад Державы Александра Македонского на три более мелких государства: Египта, Царства Селевкидов и Македонии.




Завоевания Александра Македонского. Начало периода эллинизма. Походы Александра Македонского и последовавшие за ними войны вызвали массовое переселение греков и македонцев из Европы в страны Ближнего Востока. Там они оседали в старых и основывали новые города, некоторые из которых становились богатыми и многонаселенными. Крупнейшим центром Средиземноморья стала Александрия, заложенная Александром Македонским в дельте Нила. Восточное побережье Средиземного моря стало Греческим. Получила распространение греческая архитектура - воздвигались храмы, театры и стадионы. Греческий язык стал основным почти во всех городах этого региона. Таким образом поход Александра Македонского положил начало новому периоду,который обычно называют периодом эллинизма. Он завершился в 1 в.до р.х. когда восточное побережье Средиземного моря было завоевано римлянами. Для периода эллинизма характерно широкое распространение греческой цивилизации в странах ближнего Востока. В то же время произошло усиление влияния Востока на греческую культуру.


Государственное и общественное устройство. Традиционная форма государственного устройства греков – полис – в период эллинизма утратил свое значение. Во главе всех Эллинистических государств стояли монархи греко- македонского происхождения. Власть их была практически неограниченной, только в Македонии им приходилось считаться с местной аристократией. Во многих вопросах управления государством они стали исходить из обычаев, характерных для стран Востока. Так, например,правители Египта оставили государственный надзор за ежедневным трудом крестьян, существовавший там на протяжении тысячелетий. Это позволяло им пополнять государственную казну традиционными ежегодными налогами. В значительно меньшей степени изменения коснулись городской жизни. Эллинистические города были важными центрами ремесла и торговли а рабовладение по сравнению с предыдущим периодом получило ещё большее распространение.


Государственное и общественное устройство. Формально в городах сохранилось старое полисное устройство: продолжал работу совет, ежегодно избирались чиновники, и собиралось народное собрание. Власть их однако ограничивалась. Важные изменения произошли в военном устройстве. Войско теперь состояло не из граждан, а из набранных со стороны наемников. Чаще они жили в специальных военных поселениях. Гражданство теперь не имело никакого значения ни с точки зрения политики ни с точки зрения обороны.


Культура эллинистических государств. Культура эллинистических государств развивалась в значительной степени благодаря покровительству монархов. Особенно большой вклад в развитие культуры был внесен царями Египта из династии Птолемеев. В Александрии был основан - Александрийский Мусейон (греческое museion - храм муз), один из главных центров науки и культуры древности. (3 век до Р.Х.) При Мусейоне находилась библиотека,в которой были собраны почти все литературное наследие греков. Там переписывались рукописи, производились исследования,и занятия другими науками. Александрийскую библиотеку возглавляли самые знаменитые ученые того времени. Александрия была далеко не единственным крупным центром науки и культуры: все большее значение приобретал Пергам в Малой Азии. В Греции же по-прежнему на первом месте стояли Афины.


Литература периода Эллинизма. Но в отличие от прежних поэтов их почти не интересовали проблемы общественной жизни и морали. Вместо этого они воспевали кого-нибудь из членов царской семьи или писали стихи о прекрасной любви простых пастухов на фоне живописной природы Греции. От поэзии теперь ожидали не глубокого содержания, а изящного и элегантного стиля. Её целью стало не осмысление места человека в мире и не поиски решения основных проблем бытия – поэзия должна была просто приносить наслаждение. В эпоху эллинизма театр утратил свое прежнее значение. Это обстоятельство позволило выделиться поэзии. Так как важнейший её центр находился в Александрии она получила названия Александрийской поэзии. Поэты эпохи эллинизма как правило были очень эрудированны, знакомы с греческой литературой, и мифологией предыдущего периода.


Философия. В конце 4 веке до н.э. в Греции сложилось несколько влиятельных философских школ. Эпикур и его последователи считали что преодолев страх перед смертью и наслаждаясь жизнью,человек может достичь душевного спокойствия. Более популярным, чем учение Эпикура – эпикурейство, было учение другой философской школы – стоицизм. Основатель стоицизма Зенон. Согласно его учению все в мире происходит в соответствии со справедливым и непреложным божественным порядком. И последователи Эпикура, и стоики подчеркивали, что философия освобождает людей от страхов и забот. Перемены,произошедшие в обществе,повлекли за собой и изменения в образе мыслей и мировоззрения. Это получило ясное отражение в эллинистической философии. В классический период философы особое внимание уделяли вопросу о том какие добродетели делают человека хорошим гражданином и как должно государство воспитать эти добродетели. Однако теперь внимание философии переключалось с общественных проблем на личные и духовные проблемы. Зенон Эпикур


Развитие науки. Если в классический период отдельные науки ещё составляли единое целое с философией то для эллинистического периода характерна углубляющаяся специализация отдельных наук. Долгое время возглавлявший в 3 веке до Р.Х. Александрийскую библиотеку Эратосфен был одинаково компетентен и в астрономии, и в географии, и в истории. Он вычислил примерную длину окружности земного шара (длину меридиана), составил хронологию, охватывавшую все раннюю историю Греции. Так математик Евклид (вторая половина 4 в до н.э.) составил многотомное основополагающее произведение «Начала», в котором сформулировал основы элементарной геометрии. Математик, физик изобретатель – Архимед (3 век до н.э.) сформулировал кроме всего прочего, закон гидростатики. Для астрономов эллинистического периода уже было известно, что Земля имеет шарообразную форму.


Развитие науки. Один из астрономов того периода Аристарх (4-2 вв. до Р.Х.) первым в истории развил теорию о гелиоцентрическом строении вселенной. Развивая астрономию греки в период эллинизма познакомились с восточной астрологией. Именно в тот период, взяв за основу 12 знаков зодиака, начали составлять подробные гороскопы.


Изменение в области религии. Религия, как и большинство сфер жизни, в период эллинизма утратила черты, характерные для того времени, когда она служила для удовлетворения потребностей отдельного полиса. Если в классический период на первый план выступали различные религиозные празднества, то теперь их место заняли мистерии. Некоторые изменения претерпел и греческий Пантеон. Рядом со старыми богами греки поместили и многих восточных богов. Так как между ними они нашли много общего, то зачастую богов стали отожествлять. Самой популярной богиней Средиземноморья в период Эллинизма была богиня Исида. Таким образом, религия периода Эллинизма представляла собой своеобразный сплав греческой религии и религий Древнего Востока.



СИНТЕЗ ВОСТОЧНЫХ И АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ
В ЭЛЛИНИЗМЕ

Спящий гермафродит. Венера Мелосская

ГИГАНТИЗМ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ.
ЭКСПРЕССИЯ И НАТУРАЛИЗМ СКУЛЬПТУРНОГО ДЕКОРА

Алтарь Зевса в Пергаме

    Эллинизм как завершающий этап в развитии древнегреческой культуры

    Новая эстетика очередного этапа развития культуры

    Архитектура эллинизма. Большой коринфский ордер

    «Восточная нега» в скульптуре. Поиск нежной формы. Спящий гермафродит и божественная красота Венеры Мелосской.

    Алтарь Зевса в Пергаме как проявление дисгармонии человека эллинизма.

Искусство – беспрерывный гармонический анализ мира, позволяющий проанализировать древнегреческую культуру как источник развития всего мирового искусства.

Великая эпохи европейского Возрождения ориентировалась на греческий образец.

Без искусства невозможно жить, быть счастливым и успешным, понимать окружающий нас мир;

Профессиональная мобильность предполагает высокий уровень интеллектуальной культуры;

Ведем диалоги

Формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них

Записываем определения

Рисуем схемы и делаем зарисовки в тетради

Выполняем задания учителя.

Технологическая карта урока № 14 – 10 класс

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент

Вспоминают курс истории и то, что происходило на территориях, входивших в громадную империю Александра Македонского

Задает эмоциональный тон урока

Божественная красота и спокойствие Венеры Мелосской и дисгармония души человека эллинизма, его стремление все доводить до аффекта, смена образа атлета-воина на гермафродита - завершающий этап в развитии древнегреческой культуры. Это – ЭЛЛИНИЗМ!

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Думают и ищут ответ на вопрос , какой древнегреческий миф может стать ключевым для нашей эпохи?

Вспоминают,

что гармония и умиротворенность классических рельефов Парфенона достигалась точной и простой линией

Расставляет акценты

Культурные центры эллинистического мира: Александрия в Египте , Антиохия в Сирии , Пергам в Малой Азии, остров Родес в Греции. Искусство эллинизма, не было цельным, при общем эстетическом идеале – крайнем индивидуализме.

Ключевой миф эпохи – миф о Нарциссе. Миф в художественных формах отобразил новую эстетику: соразмерность, гармонию и спокойную волевую целеустремленность классики сменили декоративность, эмоциональное напряжение и патетика.

АРХИТЕКТУРА

Любовь Востока к декоративности, пышности и орнаментальности сказалась на ордерной системе. Стал использоваться коринфский ордер.

Новый ордер походил на болезненную фантазию, но фантазию изящества и вкуса. Ее усугубляла отделка из различных пород цветного мрамора. Пропорции коринфского ордера повторяли ионические, но с более высокой капителью, напоминающей связку цветов с волютами-тычинками, перехваченную снизу пояском.

АЛТАРЬ ЗЕВСА В ПЕРГАМЕ

Для пергамской школы, как и для всей греческой скульптуры эпохи эллинизма, характерно изображение острых чувств – умирания и боли, ужаса и отчаяния - и эффектных поз. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. В пластике эллинизма, которая заставляет почти физически ощутить страдание и смерть, использовались не точные и простые линии, а совсем другие приемы.

Задание 1

«Работа с текстом»

Задание 2

«Работа с изобразительным рядом»

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.

Личностные –

развивать учебно-познавательный интерес к разным видам культуры.

Предметные

Закрепление нового материала

1.Участвуют в мини Блиц-опросе.

2. Работают с предложенным текстом.

3.Составляют и записывают в тетрадь три вопроса по теме урока (вопросы обучающихся учитель включает в блиц-опрос).

Организует мини блиц-опрос:

    Что способствовало рождению красивого и ясного древнегреческого искусства?

    Какие черты характерны для искусства эллинизма?

    С чем связано появление двух ликов красоты в пластике эллинизма?

    Какие живописные приемы применяли скульпторы эллинизма, чтобы передать драматизм и экспрессию?

    Назовите принципы классического искусства в понимании древних греков.

    Как греческий идеал был воспринят разными народами?

Задание 3

«Наиболее известная библиотека античности»

Предметные

Предметные

Закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Контроль

Ведут самостоятельную подготовительную работу в группах по 2 человека.

Формулируют вопросы по теме урока

Контролирует ход выполнения самостоятельной и групповой работы

Предметные

Знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы.

Предметные

Закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Рефлексия

Обсуждают выполнения заданий.

Оценивают свою работу на уроке и урок в целом

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

Метапредметные

Осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

Выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Задание 1.

    Прочтите текст и выделите абзацы

    Дайте тексту привлекательное название

    Заполните табличку

Раскаленное шоссе терялось в просторах безжизненной равнины. И словно исполин возникла впереди громада холма, который одиноко господствовал над всем бескрайним степным пространством. У подножия горы зеленели оливковые и лимонные рощи и уступами теснились дома с плоскими крышами. Это была Бергама - небольшой турецкий городок, расположенный в двух часах езды от побережья Эгейского моря. ...В начале осени 1878 года жители Бергамы с любопытством смотрели на загорелого европейца в широкополой шляпе. Немецкий инженер Карл Хуман приехал в Турцию по приглашению султана строить мосты и дороги. Но, кроме этого, Хумана интересовали древние руины ушедших малоазийских цивилизаций, в ту пору почти неизвестные европейским ученым и совсем не интересовавшие самих турок. Хуман нанял в Бергаме сорок землекопов и вместе с ними поднялся на гору. Он первым ударил заступом в сухую, потрескавшуюся землю. Начав раскопки на голом месте, немецкий инженер открыл один из самых главных памятников эллинистического искусства - Большой алтарь Зевса. Под слоем земли оказалось множество крупных обломков плит с рельефами. К концу сезона из них выстроился повествовательный цикл о битве богов и гигантов. Большой фриз алтаря Зевса помещен на его цоколе (высота 23 м, длина около 120 м). Фриз был исполнен группой скульпторов, но по единому композиционному замыслу. Тема фриза - гигантомахия. Кроме богов Олимпа, в битве принимают участие ряд божеств, извлеченных или из старых легенд или вновь придуманных. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью. Интересно, что в скульптуре точно передан этнический тип галла. На западной стороне были изображены божества водной стихии. На южной стороне - боги небес и небесных светил. На восточной, главной, - олимпийские боги, на северной - ночь и созвездия. Всего насчитывается около 50 фигур богов и столько же гигантов. Фигуры выполнены в очень высоком рельефе, почти в круглой пластике. Фон фриза густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями орлов, гигантов и змеями. Подробности разработаны так тщательно, что чувствуется их материальность. Фигуры были раскрашены, многие детали позолочены; высокий рельеф создавал глубокие тени; фриз легко читался на расстоянии. Имена богов и гигантов вырезаны на плинтусе и карнизе. Этот сюжет имел прямое отношение к истории Пергамского царства.


Как называется сооружение, о котором в тексте идет речь?

Тема фриза

Как называется тип рельефа, в котором выполнены изображения?

Что изображено на восточной стороне сооружения?

Сколько гигантов было изображено на рельефе?

Сколько богов было изображено на рельефе?

Какое конкретное историческое событие легло в основу рельефа?

Кто начал археологические раскопки сооружения?

Задание 2 «Работаем с изображениями»

    Перед вами иллюстративный ряд, рассмотрите изображения

    Попытайтесь определить, к какому периоду развития мирового искусства относятся изображения

    Знаете ли Вы, как называются эти произведения и кто их автор

1 2 3 4 5

Задание 3 « Наиболее известная библиотека античности»

    Надо подумать и письменно ответить на вопросы, зачем и почему Вам предоставлена возможность ознакомиться с этим материалом?

    О какой библиотеке идет речь?




Наиболее известная библиотека античности

Эта библиотека являлась частью одного из главных научных центров античного мира Александрийского мусейона.

Мусейон (музей святилище Муз) и библиотека были созданы и существовали во время правления в Египте греко-македонской династии Птолемеев с нач. 3 в. до н. э.

В хранилищах библиотеки было собрано около 500 тысяч свитков, среди которых рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида и др.

Новое здание было недавно выстроено на том самом месте, где Птолемей построил известную Библиотеку в 288 до н.э.

Эта Библиотека является уникальным строением современного мира и отража ет удивительную архитектуру XXI века .