Виктор михайлович васнецов - биография и описание картин. Васнецов виктор михайлович Виктор васнецов биография для детей слайд шоу

Слайд 2

  • Васнецов родился в семье сельскогосвященника в 1848 году. Детские годы его прошли в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область),которая издавна славилась величественной красотой природы, искусством народных умельцев -плотников, резчиков, игрушечников.Здесь впервые юный Васнецовуслышал и на всю жизнь полюбилрусские народные сказки, былины,песни.
  • В.М.Васнецов «Автопортрет»
  • Слайд 3

    Художественное образование он получил в лучшем учебном заведении России - Петербургской Академии художеств, где подружился с И. Е. Репиным, И. Н. Крамским. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий.

    Слайд 4

    • В 1878 г. он переезжает в Москву, ныне жизнь и творчество его будут тесно связаны с древней столицей России.В Москве Виктор Михайлович сближается со многими замечательными художниками, с основателем знаменитой галереи П. М. Третьяковым.По эскизу Виктора Михайловича сделан фасад здания всеми любимойТретьяковской галереи - Третьяковки.
    • Портрет П.М.Третьякова
    • Художник И.Е.Репин
  • Слайд 5

    • Васнецов становится активным членом мамонтовского кружка художников, музыкантов, часто гостит в загородной усадьбе С.И.Мамонтова (богатого купца и покровителя художников) в селе Абрамцево.
    • В.М.Васнецов «Дубовая роща в Абрамцеве» И.Е.Репин
    • «Портрет С.И.Мамонтова»
  • Слайд 6

    В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества.

    Слайд 7

    В.М.Васнецов «Книжная лавочка»

  • Слайд 8

    В.М.Васнецов «С квартиры на квартиру»

  • Слайд 9

    В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

    Слайд 10

    В.М.Васнецов «Богатыри»

  • Слайд 11

    В.М.Васнецов «Витязь на распутье»

  • Слайд 12

    В.М.Васнецов «Иван царевич на сером волке»

    Слайд 13

    В.М.Васнецов «Алёнушка»

  • Слайд 14

    В.М.Васнецов «Ковёр-самолёт»

  • Слайд 15

    В.М.Васнецов «Снегурочка»

  • Слайд 16

    В.М.Васнецов «Три царевны подземного царства»

  • Слайд 17

    В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»

  • Слайд 18

    В.М.Васнецов«Царь Иван Васильевич Грозный»

    «Княгиня Ольга»

    Слайд 19

    1880- 1890-х гг. В.М.Васнецов работает для театра. Отличающиеся народно-поэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке "Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова,- пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала,- оказали большое влияние на развитие русского театрального-декорационного искусства в конце 19 - начале 20 вв.

    Слайд 20

    В.М.Васнецов «Эскиз декорации к опере «Снегурочка»

  • Слайд 21

    В.М.Васнецов «Снегурочка» (Эскиз костюма к опере «Снегурочка»)

  • Слайд 22

    В своём творчестве Виктор Михайлович обращался к религиозным темам. В 1885-96 годах Васнецов выполнил большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

    Слайд 1

    Центр АРТ-образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура)
    Презентация к уроку МХК Тема: В.М.Васнецов (165 лет со дня рождения) Учитель Музыки и МХК Боева Наталья Викторовна Учащийся Кондрашов Михаил, 10«м» класс МБОУ ПГО «СОШ№8» (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №8») город Полевской Свердловской области

    Слайд 2

    Многогранный талант Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926)

    Слайд 3

    15мая 2013 года исполнится 165 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926)
    Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)
    Виктор Михайлович Васнецов - выдающийся русский живописец, архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Старший брат художника Аполлинария Васнецова (1856-1933) и фольклориста Александра Васнецова (1861-1927). Один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна.
    Творчество Виктора Васнецова еще не раз будет переоцениваться, как и все людские деяния, но история несомненно отметит значительность этого явления, на протяжении без малого 60 лет теснейшим образом связанного с русской художественной жизнью. И. Грабарь. В.М. Васнецов (очерк)

    Слайд 4

    Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. в семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски. В.М.Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника, вылившись со временем в замечательные картины, известные всему миру.
    Виктор Васнецов. Река Вятка. Фрагмент. 1878
    Портрет художника А.М. Васнецова. 1872
    Автопортрет. 1868

    Слайд 5

    Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в Вятской духовной семинарии (1862 - 1867). Литературные образы, с которыми художник соприкоснулся в годы учёбы в семинарии, переплетались в его душе с фольклорными образами, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника. Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования. С благословения отца Васнецов оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Он учился живописи в Петербурге у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-1868). Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с И.Репиным, с которым был впоследствии очень дружен.
    Афиша Экспозиции «Городской быт города Вятки конца XIX –начала ХХ веков» 28.11.2011 Вятская кунсткамера
    Репин И.- Портрет Виктора Васнецова. 1882
    Васнецов Портрет И.Е. Репина 1882
    И.Н. Крамской Автопортрет.1867
    Группа преподавателей гимназии 1867 г. В первом ряду крайний справа – Н.А. Чернышёв

    Слайд 6

    Брюсов календарь. 1871
    В гостях. 1871
    И с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения занятий нарушилась. В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к Народной азбуке, Солдатской азбуке Столпянского, к Русской азбуке для детей Водовозова. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. Наряду с иллюстрациями Васнецов работал и над самостоятельными темами. Многочисленные рисунки этих лет, изображают горожан, крестьян, отдельные бытовые сценки. Современники хвалили Васнецова как «типиста». В 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию. Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников. Был членом мамонтовского кружка в Абрамцево. В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств.
    Год поступления в Академию художеств - 1868. Уже в начале своего учения В.М.Васнецов получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали. В 1870 году умер его отец. Необходимость зарабатывать на жизнь стала еще более насущной, так как Васнецов взял в Петербург шестнадцатилетнего брата Аполлинария, впоследствии известного художника.
    Портрет отца М.В.Васнецова. 1870
    Портрет А.М. Васнецова. 1878

    Слайд 7

    Подружки. 1878
    Дети разоряют гнезда. Начало 1870-х
    На завалинке. Начало 1870-х
    Заштатный. 1871
    Монах-сборщик. Начало 1870-х
    Крестьянин за столом. 1877
    Зима. Начало 1870-х
    Купеческое семейство в театре. 1869
    Бирючи. 1885
    За водой. 1880
    Жница. 1867
    Чаепитие в трактире (В харчевне). 1874
    Нищие-певцы (Богомольцы). 1873
    Книжная лавочка. 1876
    Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. 1883
    Известие о взятии Карса. 1878
    Военная телеграмма. 1878
    Савка-охотник. 1889
    Крестьянин с шестом. 1877

    Слайд 8

    Вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он строил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Под впечатлением от прогулок по историческим местам родились его исторические картины. В конце 70-х В.М.Васнецов увлёкся героическими эпическими образами. Несмотря на неодобрительные отзывы большинства критиков о «богатырских» картинах, Васнецов продолжал писать их. Богатыри были блестящим зaвepшeнием периода расцвета творчества художника. После В.М.Васнецов продолжал работать над сказочными и эпическими образами, до конца жизни, но прежней силы в этих образах уже не было.

    Портрет сына художника. 1899
    Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой, дочери художника. 1897
    Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века Васнецов Аполлинарий

    Слайд 9

    Ахтырский дуб. Начало 1880-х
    Село Ахтырка неподалеку от Хотькова известно с 1504 года. До конца XVIII в. оно носило название Дудкино (Дуткино). С середины XVIII в. селом владели дворяне из рода Трубецких. В 1772 г. в селе была выстроена деревянная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери и оно стало называться по храму - Ахтыркой. Одну из дач в Ахтырке летом 1881 года снимал художник В.М. Васнецов, который написал здесь этюды «Пруд в затишье», «У опушки», «Осока», «Затишье». Здесь Васнецов работал и над своей известной картиной «Аленушка», которую И.Э. Грабарь назвал обаятельной лирической поэмой о чудесной русской девушке, одной из лучших картин русской школы. До сих пор в Ахтырке сохраняется «Аленушкин пруд», запечатленный на полотне Васнецова.
    Осока. 1880
    Пруд в Ахтырке. 1880
    Опушка елового леса. 1881
    Затишье. 1881
    Ахтырка. 1879

    Слайд 10

    Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг. прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А. Мамонтовых).
    Автопортрет. 1873
    Портрет А.В.Васнецовой, жены художника. 1878
    Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896.
    Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой. 1883
    Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. 1884
    Портрет отца художника, М.В.Васнецова. 1870
    Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой). 1884
    Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника.

    Слайд 11

    Пейзаж под Абрамцевым. 1881
    Абрамцево. Село известно с XVII века. В 1843 усадьба Абрамцево было куплено писателем С. Т. Аксаковым. К нему в Абрамцево приезжали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев и другие. В 1870-1900 усадьба принадлежала С. И. Мамонтову. В этот период в усадьбе часто бывали и работали многие художники и артисты - В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова. В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников.
    С художниками абрамцевского кружка связано возникновение в конце XIX века в окрестностях усадьбы абрамцево-кудринской резьбы по дереву. В первую очередь оно обязано Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. В настоящее время мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.
    Дубовая роща в Абрамцеве. 1883
    Букет. Абрамцево. Начало 1880-х - Васнецов Виктор Михайлович.
    В парке. Конец 1870-х

    Слайд 12

    Спящая царевна. 1900-1926, холст, масло, 214х452 см
    Царевна- Лягушка. 1901-1918
    Царевна у окна (Царевна Несмеяна). 1920
    Царевна-Несмеяна. 1914-1926

    Слайд 13

    Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир.
    Ковёр-самолёт. 1880. Холст, масло
    Ковёр-самолет. 1919-1926
    Ковёр-самолет. 1926

    Слайд 14

    Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889. Холст, масло. 249 x 187. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    К вечеру, когда солнышко стало опускаться к западу, почему и в воздухе стало не очень жарко, королевна Елена Прекрасная пошла в сад прогуляться со своими нянюшками и с придворными боярынями. Когда она вошла в сад и подходила к тому месту, где серый волк сидел за решеткою, вдруг серый волк перескочил через решетку в сад и ухватил королевну Елену Прекрасную, перескочил назад и побежал с нею что есть силы-мочи. Прибежал в чистое поле под зеленый дуб, где его Иван-царевич дожидался, и сказал ему: "Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!" Иван-царевич сел на него, а серый волк помчал их обоих к государству царя Афрона. Н яньки, мамки и все боярыни придворные, которые гуляли в саду с прекрасною королевною Еленою, побежали тотчас во дворец и послали погоню, чтоб догнать серого волка, однако, сколько гонцы ни гнались, не могли нагнать серого волка и воротились назад.
    Алёнушка. 1881. Холст, масло
    Баба Яга. 1917
    Кащей Бессмертный. 1926-1927
    Аленушкин пруд (Пруд в Ахтырке). 1880
    Аленушка. 1880
    Аленушка. 1881
    Аленушка. 1881

    Слайд 15

    В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”.
    Пролог.Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Снегурочка. 1885
    Палаты царя Берендея. 1885
    Заречная слободка Берендеевка. 1885
    В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.
    Бобыль и Бобылиха. 1885
    Премудрый царь Берендей. 1885
    Мизгирь. 1885
    Купава. 1885
    Берендейки. 1885
    Брусила и берендеи ребята. 1885
    Снегурочка. 1885
    Весна. 1882
    Снегурочка и Лель. 1885-1886
    Ярилина долина.
    Весна-Красна. 1885
    Дед Мороз. 1885

    Слайд 16

    С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы -вoсторг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».
    Снегурочка. 1899

    Слайд 17

    Каменный век. Пиршество. 1883
    Портрет В.Н.Гошкевича, основателя историко-археологического музея в Херсоне. 1887
    В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза “Каменный век” (1882 - 1885), который был с восхищением принят современниками.
    Каменный век. Деталь фриза2. 1882-1885
    Каменный век. Деталь фриза1. 1882-1885
    Каменный век. Охота на мамонта. Фрагмент росписи музея

    Слайд 18

    В 1880 году Васнецов заканчивает одно из самых своих значительных полотен. Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославича, ставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда "пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом". Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию “Слова о полку Игореве”. Для зрителей все было ново в этой картине, а новое принимается не сразу.
    “После побоища Игоря Святославича с половцами”.1880. Холст, масло. 205 x 390. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
    Гусляры. 1899. Пермская государственная художественная галерея
    Битва скифов со славянами. Конец 1870-х
    Баян. 1910

    Слайд 19

    Витязь на распутье.1882. Холст, масло. 167 x 299. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
    «На камне написано: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
    Первоначальный вариант картины 1882 года хранящейся в Государственном Русском музее

    Слайд 20

    Богатыри (Три богатыря). 1898. 222x 321 см. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий - между парижским эскизом и полотном "Богатыри" (1898), венчающим героический цикл работ живописца. В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей.
    В центре - Илья Муромец, прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, он, несмотря на грозный вид - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность.
    Виктор Михайлович Васнецов. Богатыри. 1898
    Витязь. 1883
    Витязь на коне. Богатырь. 1878
    Богатырский скок. 1914
    Олег у костей коня. 1899
    Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918
    Прощание Олега с конем. 1899

    Слайд 21

    Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (Балаганы в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило жанровый характер.
    Балаганы в окрестностях Парижа 1876-1877г
    Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа). 1877
    Игра в преферанс. 1870-е
    Преферанс. 1879

    Слайд 22

    По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.
    Черновой набросок к образу Ивана Грозного. Начало 1880-х
    Иван Грозный. 1883-1884
    Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
    Иван Грозный. 1884
    Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения.
    Нестор-летописец. 1919
    Нестор-летописец. 1885-1893
    Алипий-живописец. 1885-1893
    Сергий Радонежский. 1882
    Собор святителей Вселенской церкви1. 1885-1896
    Собор святителей Вселенской церкви2. 1885-1896
    Князь Андрей Боголюбский. 1885-1896
    Княгиня Евдокия. 1885-1893
    Князь Александр Невский. 1885-1893
    Княгиня Ольга. 1885-1893

    Слайд 23

    В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 - 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 - 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.
    Проект русского павильона на Парижской выставке. 1898 К сожалению, не был воплощён.
    Проект фасада Третьяковской галереи. 1900
    Проект фасада Третьяковской галереи

    Слайд 24

    Крещение Руси. 1885-1896 Креще́ние Руси́ - введение в Киевской Руси христианства как государств-енной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.
    Крещение князя Владимира. 1885-1893
    Крещение князя Владимира. 1890

    Слайд 25

    Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (левая часть)
    Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (центральная часть)
    Радость праведных о Господе.Преддверие рая Триптих, (правая часть)
    Это полотно является одним из самых популярных среди картин, которые написал Васнецов. На картине много, детально прорисованных людей, которым даровано Царство Небесное (Рай). На лице у каждого, читается непередаваемое чувство, переданное Васнецовым. Легкость и невесомость каждой фигуры, заставляет верить в происходящее на полотне. Но на заднем плане, неподвижной скалой стоит Царство, Троицы и всех изображенных на картине. Тро́ица (греч. Αγία Τριάδα, лат. Trinitas) - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого). Бог Сын (Иисус Христос) предвечно рождается от Бога Отца. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца.

    Слайд 26

    Богоматерь с младенцем: она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным. Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал: «Мое искусство - это свеча, зажженная пред ликом Божьим...». Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно». Он падал с лесов, разбивался. Для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. Много лет спустя на замечание художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил: «Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка».
    Вид на алтарь. Интерьер Владимирского собора в Киеве

    Слайд 27

    Богородица Владимирского собора
    Богоматерь с младенцем. 1901 г. Холст, масло. 209×88. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
    Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
    Богородица – почетное наименование Пресвятой Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека от Святого Духа; до Рождества и по Рождестве Дева.

    Слайд 28

    Единородный сын Слово Божие. 1885-1896
    Христос-Вседержитель. 1885-1896
    Возле Христа изображены четыре существа, или четыре евангелиста. Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Позднее термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Тетраморф (греч. τετραμορφος - четырёхвидный).
    Савао́ф (ивр. צבאות‎, Цеваот, буквально «Господь Воинств») - один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских». В Ветхом Завете слово Саваоф встречается начиная с Первой книги Царств.
    1885-1896. Бог Саваоф

    Слайд 29

    Иису́с Христо́с (др.-греч. Ἰησοῦς Χριστός) или Иисус из Назарета - центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете, большинство христианских конфессий верят, что он - Сын Божий, который воскрес из мёртвых.
    1885-1896. Распятый Иисус Христос
    Спаситель. 1901
    Спаситель в терновом венце. 1906

    Слайд 30

    Снятие с креста. 1888-1901 фрагмент

    Слайд 31

    Виктор Васнецов. Воины Апокалипсиса.1887. Холст, масло. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей истории религии, Санкт Петербург, Россия. «Четыре всадника Апокалипсиса» - термин, описывающий четырех персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Их часто именуют Завоеватель (Антихрист), Война, Голод и Смерть. Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну - «иди и смотри» - и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

    Слайд 32

    Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования пpинимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и гpаждaнскoй войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать». В.М.Васнецов скончался 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах. Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество. В статье, помещенной в «Вестнике знания», писалось о том, что в истории русской живописи роль Васнецова «равноценна и равнозначаща» роли Пушкина в русской поэзии. И в этой оценке нет никакого преувеличения. «Васнецов стал первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху “искания Руси” (Грабарь), принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское искусство конца XIX - начала XX вв.»
    Ангел с лампой. 1885-1896

    Слайд 33

    Спасибо за внимание!

    Слайд 34

    Список источников информации:
    М.Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, и др.«Мастера русской живописи» Москва, «Белый город» - 2008 С.М.Петкова «Справочник по мировой культуре и искусству» Ростов- на- Дону, «Феникс» - 2008 «Великие художники» том 30 «Виктор Михайлович Васнецов» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда»», 2010 Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников/ Сост., вступ. ст. и примеч. Н.А. Ярославцевой. – М.: Искусство, 1987. – 496 с., http://tphv.ru/vasnecov_sklarenko3.php (Русский художник Виктор Васнецов в книге В.Скляренко) http://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasnbio1.html
    Дом - музей В. М. Васнецова

    Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

    Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

    Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

    Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

    К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с , и даже одно время они жили на одной квартире.

    Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

    После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

    Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

    1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике .

    После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

    Виктор Михайлович Васнецов -

    иллюстратор детских сказок

    Подготовила ученица 3 класса Б

    Тимакова Елизавета

    Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в родился в 19 веке в русском селе Кировской области в семье православного священника, происходившего из древней фамилии Васнецовых.

    Учился в духовном училище, затем в семинарии. Собирался стать священником.Брал уроки рисования у гимназического учителя.

    С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств.

    Виктор Васнецов создал много полотен на тему сказок. О творчестве Виктора Михайловича Васнецова не скажешь лучше, чем он сам сказал: «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!» А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух».

    В.М. Васнецов Баба - Яга 1917г, холст, масло, Дом-музей В.М.Васнецова

    В последние годы жизни художник

    ушел целиком

    в сказочную тему.

    В это время

    он создал

    цикл картин

    под названием «Поэма семи сказок»:

    «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», и другие

    «Царевна лягушка»

    Картина «Спящая красавица»

    Васнецов В. М. Сивка – Бурка.

    Дом – музей Васнецова (Москва)

    «Иван-царевич и лебедь»

    Я рассмотрела много картин. Но мне больше всех понравилась картина «Иван -царевич и серый волк»

    Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев- великанов на фоне утренней зари. Серый волк (художник писал его с настоящего волка, которого приводили в мастерскую) большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу. Наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема.

    Царевич тревож

    Царевич тревожно озирается, ожидая погони. Девушка в страхе прижалась к своему похитителю и закрыла глаза. Нежность, с которой она склонила голову ему на плечо, и бережность, с которой он обнимает её, говорят о их взаимной симпатии.

    В их сердцах зародилась любовь- намекает молоденькая яблонька, которая чудесным образом расцвела в самой чаще мрачного колдовского леса.

    Виктор Михайлович Васнецов скончался на 79-м году жизни. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, обретшая покой на небесах. Похоронен в. М. Васнецов в Москве. Надгробный камень представляет собой репродукцию картины художника «Витязь на распутье»: склониший голову и копьё всадник застыл в немой позе скорби.

    Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество.

    В презентации предложен материал по творчеству В.М. Васнецова, подробно рассмотрены женские образы, созданные художником: Богоматерь, сказочные царевны, Алёнушка, Снегурочка и портреты жены, дочери, племянницы, близких Васнецову «по духу» женщин, которые показывают нам многогранность того, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Женские образы в творчестве В. М. Васнецова Коренева Ольга Валерьевна МОУ «СОШ № 72» Г. Саратов

    Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию. Он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую, граничащую с хулой, критику своих работ.

    « Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», -писал Васнецов. Многие портреты художника характеризуются поисками типа национальной красоты. Кстати сказать, он никогда не писал их на заказ – изображал только тех, кто был ему интересен и по – настоящему дорог. Автопортрет. 1873.

    В одной из первых своих живописных работ "Жница" (1867, Тверь) художник выразил поэтичность и внутреннюю силу своей героини, те черты, которые станут неотъемлемыми качествами его женских образов. Васнецов почувствовал особую стать русской женщины и передал ее в форме, близкой к эпической.

    Одним из первых произведений в отечественном искусстве, где неразрывно слиты поэзия народных сказаний с поэтичностью и задушевностью родной русской природы, стала картина «Алёнушка». Летом 1880 года Виктор Михайлович жил в деревне Ахтырка, в нескольких верстах от Абрамцева. Он начинает писать пейзажные этюды, передающие грустное состояние природы. Вскоре появляется эскиз, сделанный маслом, - босоногая крестьянская девочка, сжавшись комочком, сидит на камне у воды. За спиной ее - темное пятно леса. Так постепенно рождалась великая картина Васнецова. Эскиз будущей картины "Алёнушка" (1880, ГГТ) «Пруд в Ахтырке»(Аленушкин пруд) (1880, музей Абрамцево).

    «Так глубоко выразить душу, так поэтично представить тип - для этого нужен талант художника», - писала критика о картине. « Алёнушка » как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее…» Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд -- все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.

    Картина "Три царевны подземного царства" должна была олицетворять богатство недр пробужденного края. Васнецов за основу взял старинную сказку о том, как крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел там царства золота, драгоценных камней и железа (так в сказке, в картине - каменного угля) и вывел на землю трех царевен этих царств. Поражает искусная проработка их одежды, недаром Васнецов знаменит как великолепный знаток и мастер орнаментов. Никаких событий в картине не происходит, но царевны, их наряды написаны с таким живописным мастерством, что рассматривать их можно бесконечно. Совершенно очевидно, что художник искал идеал женской красоты.

    Васнецов дважды писал картину "Три царевны подземного царства". На фрагменте второй картины царевна каменного угля изображена с руками, лежащими вдоль тела, что придает фигуре спокойствие и величавость. Она очень хороша в своем иссиня-черном платье с драгоценными украшениями Художник изобразил царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатства земли. Можно долго любоваться блеском парчи, жемчужными кокошниками, россыпью драгоценных камней, величавостью поз. Художник как будто искал образ вечной женственности, крепости земли, отсюда и некоторая статичность, монументальность композиции. Один из характеров - третьей, младшей царевны - получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах.

    Царевна - лягушка. Бодрыми, чистыми звуками и красками проникнуто полотно, славящее русскую красавицу, премудрую Царевну-лягушку. Ее древнерусский наряд изумрудного цвета здесь торжествен и царственно прекрасен, как и сама царевна.

    Спящая красавица. Самый символический смысл имеют, пожалуй, картины « Несмеяна-царевна » и «Спящая царевна», - в каждой из них читается мысль об истории Руси, на одной - замученной завоевателями, на другой - спящей, забытой потомками. Но и здесь художник сохраняет особую трепетность в написании женских образов. Несмеяна-царевна ", 1916-26

    Новым словом художника стали и его декорации и костюмы к весенней сказке А.Н. Островского "Снегурочка", вначале поставленной на домашней сцене у Мамонтовых в 1882 году, а затем, в 1885 году, в частной опере Саввы Ивановича на музыку Римского-Корсакова. Впервые на русской сцене появились декорации, неотделимые от общего замысла спектакля и оказавшие влияние на его сценографию в целом. Это был образ сказочной Древней Руси, царства доброго царя Берендея. Снегурочка выделяется задумчивым, печальным настроением, загадочностью. Ее облик родился из мягкого сочетания цветов - голубого и охристого. Фигурка чуть тронута белилами, будто припорошена снегом. Снегурочка - это мечта о прекрасном, женственность родной природы (1885, ПТ) Купава

    Спустя годы Васнецов вновь возвращается к образу Снегурочки. На картине изображена девочка, одиноко бредущая по заснеженному лесу. Вот что по этому поводу пишет исследователь творчества Васнецова Н.А. Ярославцева: "В светлом лице Снегурочки затаилась тревога... Страх девочки глубинного характера, это скорее предчувствие скорой гибели от любви - любви к людям... Женский образ возвышается у Васнецова до божественного звучания, в нем переплетаются небесное и земное..." Исследователь видит в лице Снегурочки сходство с Верой Мамонто-вой, олицетворяющей для Васнецова образ "чистой заснеженной России". Снегурочка в интерпретации Васнецова - это не просто идеальный женский образ. Это выражение мечты о прекрасном, это природа, ставшая на какое-то время одушевленной. «Снегурочка». 1899 год ГТГ

    К этому образу хочется присоединить и Елену Прекрасную С робко опущенным взором, кроткая и пленительная, склонила царевна голову на грудь своего суженого. Метод работы Васнецова над образами был прежним. Прототип он искал в реальной действительности. Писал для Елены Прекрасной этюд с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Для Васнецова было важно не внешнее сходство, а настроение, внутреннее душевное состояние модели. Истинно прекрасна русская царевна в своем великолепном царственном убранстве. Васнецов выступает как блестящий колорист и тонкий психолог. Изящество, благородство, некая душевная сосредоточенность, очарование сквозит в этом чудесном образе Иван Царевич на сером волке. 1889 год.

    «Портрет Татьяны Викторовны Васнецовой», единственной дочери Виктора Михайловича, сделан в 1897 году, когда ей исполнилось 18 лет. Она была художницей, свою жизнь посвятила отцу, хранению его наследия. При ней Дом стал музеем, благодаря Татьяне Викторовне удалось сберечь в целости и сохранности все рисунки и картины Васнецова, мастерскую, весь дом. В портрете выражена глубина личности этой незаурядной девушки Васнецов искал в модели такое чувство, которое можно выразить через позу и общее настроение.

    Всегда художник будет искать обобщенные черты сказочной красавицы, русской "лебедушки", той, которой посвящено в народе столько песен и сказок и черты которой так ему близки. У Васнецова женские образы вообще пленительны. Он писал только близких "по духу", как он сам говорил. Это и Елизавета Ивановна Мамонтова, и ее дочь Веруша, и киевлянка Елена, Леля Прахова. Не было для Васнецова более близкого ему по духу человека, чем Елизавета Григорьевна Мамонтова. Именно она сказала, что работа во Владимирском соборе - это «путь к свету», и он с ней согласился. Портрет 1885 года приоткрывает тайники ее души (Музей "Абрамцево "). Деталь портрета большого друга Васнецова - обаятельной Верушки Мамонтовой (1896, Музей "Абрамцево").

    Елена Прахова (1871-1948) была дочерью Адриана Викторовича Прахова, историка искусств, председателя комиссии по постройке Владимирского собора, того самого, что заказал его росписи Виктору Михайловичу. Семья Праховых стала на долгие годы духовным прибежищем Васнецова в Киеве. В их доме он находил отдых, признание и поклонение. Особое понимание было между ним и юной Лелей Праховой, которая разучивала для него любимого им Баха - Леля, как и ее мать, была прекрасной пианисткой, изумительно вышивала шелком по рисункам Васнецова на религиозные сюжеты. Несмотря на разницу в возрасте, Васнецова связывала с Еленой Праховой большая дружба. Ее портрет (1894, ГТТ) говорит об изысканности вкуса и духовной красоте этой девушки. Ее пальцы нежно прикасаются к клавишам, как бы извлекая "серебристый звук", то было характерно для исполнения Праховой Баха и Бетховена.

    Вера Саввишна Мамонтова неоднократно позировала В.М. Васнецову. И в каждом образе чистота, свет и поэзия, строгость и сдержанность. Художник любуется своей моделью Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой) 1884г, холст, масло,

    Какая плавность, текучесть линий светлых рук, шеи, темной головки с вдетой в прическу ромашкой. И белое платье со скромным рисунком, и виноградная ветка –райский символ - в почти детских руках, и полуоткрытый рот, и чудесный глубокий взгляд карих глаз - все содержательно, полно поэзии, понимания всей глубины этой чарующей натуры. Вера в полном расцвете молодости и красоты, ей двадцать один год. Но, вероятно, для Васнецова она была выражением чего-то более высшего, может быть, своей России, столь глубоко им любимой. Во всяком случае через какое-то время он посылает ей в Италию, где она путешествует, стихи как «дополнение к портрету посвященные родине: «Только одна мне родная... Руси я только одной... сердце любовью сгорая, Руси отдам я святой». В самой Вере выражен тот тип женской красоты, в котором для Васнецова заключен духовный идеал. "Портрет Веры Мамонтовой" - это гармония небесного и земного, что было окончательно завершено в образе Богоматери во Владимирском соборе. Портрет В.С. Мамонтовой", холст, масло, 146х87, 1896, Музей "Абрамцево"

    Как родился в художнике образ Богоматери? Детские ли впечатления тому способствовали, рафаэлевская ли Сикстинская мадонна, широко воспроизводимая в иллюстрированных журналах, собственная ли юношеская тяга к выражению идеального («Красота для нас не была сама по себе, а служила отражением и выражением высшей духовной красоты, то есть внутренней, а не внешней только», - объяснял Васнецов В.В. Стасову), но еще в 1871 году, двадцатитрехлетним студентом Академии художеств, он делает эскиз, в котором уже найден в общих чертах будущий образ Богоматери. А через десять лет напишет для иконостаса чудесной абрамцевской церковки Богоматерь в фиолетово-пурпурном мафории, держащую на руках сына со вскинутыми ручками. Но пока это лишь образ прекрасной молодой женщины, воплотившей в себе идеал святого материнства. Фрагмент Богоматери во Владимирском соборе

    Поднявшись по высоким ступеням Владимирского собора, уже с паперти видишь Ее в открытые двери. Она идет из небесной глубины навстречу, чуть задержав шаг. В густом золотом сиянии Ее темная фигура величественна, строга. Большие глаза, иконописное лицо полны неземного скорбного чувства. Сильным и нежным движением прижимает Она к груди Сына. Глубокий синий цвет рукава Ее платья будто согревает ребенка, защищает. Она над тобой и с тобой. В ее душе покой и прощение. Фрагмент Владимирского собора с иконостасом, алтарем и заалтарной апсидой (1885 - 96)

    Богородица Васнецова встала в один ряд с мадоннами лучших живописцев мира Образ Богоматери писали русские иконописцы, прославляли в картинах великие и безымянные живописцы Италии, Франции, Германии, всех христианских стран. Виктор Михайлович Васнецов не повторил никого. Мозаика - Богоматерь на престоле с Сыном на коленях (1899 - 1901, ГРМ) Богоматерь с младенцем Владимирского собора. Эскиз. 1893-1895

    Сказочные царевны, Алёнушка, Снегурочка - вымышленные образы и портреты жены, дочери, племянницы, близких Васнецову «по духу» женщин показывают нам многогранность того, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение.