Шишкин утро в сосновом лесу распечатать. Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости, Виктория Сальникова. 185 лет назад, 25 января 1832 года, родился Иван Шишкин, возможно, - самый "народный" русский художник.

В советское время репродукции его картин висели во многих квартирах, а знаменитые медвежата с полотна "Утро в сосновом лесу" перекочевали на фантики конфет.

Картины Ивана Шишкина до сих пор живут своей, далекой от музейного пространства, жизнью. Какую роль в их истории сыграл Владимир Маяковский и как медведи Шишкина попали на обертки дореволюционных конфет — в материале РИА Новости.

"Заведи Сберкнижку!"

В советское время дизайн фантика не изменился, зато "Мишка" стал самым дорогим лакомством: в 1920-е килограмм конфет продавали за четыре рубля. У конфеты даже появился слоган: "Если хочешь кушать "Мишку", заведи себе Сберкнижку!". Эту фразу поэта Владимира Маяковского даже начали печатать на обертках.

Несмотря на высокую цену, лакомство пользовалось спросом у покупателей: художник и график Александр Родченко даже запечатлел его на здании Моссельпрома в Москве в 1925 году.

В 1950-е конфета "Мишка косолапый" отправилась в Брюссель: фабрика "Красный Октябрь" участвовала во Всемирной выставке и получила высшую награду.

Искусство в каждый дом

Но конфетами история "Утра в сосновом лесу" не ограничилась. Другим популярным направлением в советское время были репродукции классических произведений искусства.

© Фото: Public Domain Иван Шишкин. "Рожь". Холст, масло. 1878 год.

В отличие от картин маслом они стояли дешево и продавались в любом книжном магазине, поэтому были доступны почти каждой семье. "Утро в сосновом лесу" и "Рожь", еще одна популярная картина Ивана Шишкина, украшали стены многих советских квартир и дач.

"Мишки" попали и на гобелены — излюбленную деталь интерьера советского человека. За столетие "Утро в сосновом лесу" стало одной из самых узнаваемых картин в России. Правда, случайный зритель вряд ли с ходу вспомнит ее настоящее название.

В обмен на наркотики

Творчество Ивана Шишкина пользуются успехом у грабителей и мошенников. 25 января сотрудники МВД Белоруссии обнаружили похищенное в России произведение искусства в машине у наркокурьеров. Картина "Лес. Ели" 1897 года была украдена в 2013-м из Вязниковского историко-художественного музея во Владимирской области. По предварительной информации наркокурьеры привезли полотно в Белоруссию по просьбе потенциального покупателя из Европы. Стоимость картины может достигать двух миллионов долларов, однако злоумышленники планировали продать ее за 100 тысяч евро и три килограмма кокаина.

В прошлом году сотрудники уголовного розыска заподозрили 57-летнюю женщину в хищении картины "Преображенское" 1896 года. Женщина получила эту работу от известного коллекционера для продажи, однако, по версии следствия, присвоила ее.

«Утро в сосновом лесу» является, пожалуй, одним из самых известных полотен Ивана Шишкина. Первое, что привлекает и умиляет зрителей, смотрящих на шедевр, - это медведи. Без животных картина вряд ли получилась бы такой притягательной. А между тем мало кто знает, что нарисовал зверей вовсе не Шишкин, другой художник по фамилии Савицкий.

Мастер по медведям

Константин Аполлонович Савицкий теперь уже не так известен, как Иван Иванович Шишкин, имя которого знает, наверное, даже ребенок. Тем не менее Савицкий тоже является одним из самых талантливых отечественных живописцев. В свое время он был академиком и членом Императорской Академии художеств. Понятно, что именно на почве искусства Савицкий и познакомился с Шишкиным.
Оба они любили русскую природу и самозабвенно изображали ее на своих полотнах. Вот только Иван Иванович предпочитал больше пейзажи, на которых люди или животные, если и появлялись, то только в роли второстепенных персонажей. Савицкий же, напротив, активно изображал и тех, и других. Видимо, благодаря мастерству друга, Шишкин утвердился в мысли о том, что фигуры живых существ ему не слишком удаются.

Помощь друга

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.
Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Упрямый Третьяков

Именно Третьяков приобрел у Шишкина «Утро в сосновом лесу». Однако 2 подписи на картине меценату не понравились. А поскольку после покупки того или иного произведения искусства Третьяков считал себя единственным и полноправным его обладателем, он взял да и стер имя Савицкого. Шишкин принялся было возражать, но Павел Михайлович остался непреклонен. Он сказал, что манера письма, и в том числе и касательно медведей, соответствует манере Шишкина, а Савицкий здесь явно лишний.
Полученным от Третьякова гонораром Иван Шишкин поделился с другом. Однако он отдал Савицкому только 4-ую часть денег, объяснив это тем, что наброски к «Утру» он делал без помощи Константина Аполлоновича.
Наверняка, Савицкому было обидно подобное обращение. Во всяком случае больше он не написал в паре с Шишкиным ни одного полотна. А медведи Савицкого в любом случае действительно стали украшением картины: без них «Утро в сосновом лесу» вряд ли получила бы такое признание.


Сложно найти того, кто хоть раз не видел бы картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» , будь то репродукция на стене или иллюстрация в школьном учебнике. Но большинство из нас знает ее по обертке от конфет «Мишка косолапый». Как произошло то, что на картине пейзажиста появились медведи, и признанный шедевр стали ассоциировать с конфетами – далее в обзоре.


Иван Иванович Шишкин считался в высшей степени мастером, когда необходимо было выписать каждый листочек, каждую травинку, но с изображением людей или животных у него дело не спорилось. Именно поэтому на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» медвежье семейство писал другой художник – Константин Савицкий.


Картину подписали оба художника, но когда ее отнесли заказчику Павлу Михайловичу Третьякову, тот скипидаром стер фамилию Савицкого, заявив, что заказывал полотно только у одного живописца.

Иван Иванович Шишкин получил за картину 4000 рублей. Одну тысячу он отдал Савицкому. Константин Аполлонович возмутился, что гонорар поделили не пополам, и в сердцах даже заявил, что его медведи занимают центральное место на картине, а лес является только фоном. Эти слова очень обидели Шишкина. Совместных картин художники больше не писали.


Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено.


После Октябрьской революции конфетную фабрику национализировали и переименовали в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет в скобках дописывали «бывш. «Эйнемъ», настолько популярна была торговая марка. Конфета «Мишка косолапый» стала любимой сладостью советских граждан. Со временем картина Шишкина стала ассоциироваться с оберткой, а ее название упростили до «Трех медведей», хотя на полотне их четыре.

Иван Иванович Шишкин запомнился потомкам не только полотном «Утро в сосновом лесу». Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои картины красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. настолько реалистичные, что кажется, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.

Пожалуй, это самая известная картина Ивана Шишкина. Даже далекие от живописи люди если и не писали в школе «сочинение-описание по картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» », то уж с конфетами «Мишка косолапый» наверняка сталкивались. Фабрика «Красный Октябрь» придумала конфеты с таким названием и изображением шишкинских медвежат, а также шоколад «Три медведя», на обертке которого фигурировали все те же мишки – все четверо, кстати. Но маму-медведицу не посчитали, а название «Три медведя» настолько закрепилось за этим изображением, что иногда так называли и саму картину. Кстати, Павел Третьяков с такой постановкой вопроса явно бы не согласился – он считал ключевым в данной картине пейзаж, а не мишек, о чем мы расскажем подробнее.

Кстати, в советское время ходило шуточное альтернативное название картины «Мишки на лесозаготовках». Также нередко знаменитую картину Шишкина называют «Утром в сосновом бору». Стоит запомнить, что мишки все же встречают рассвет в лесу, а синоним "бор" использован в названии многих других произведений Шишкина.

Народная любовь к «мишкам» очень велика, а известность этой картины просто феноменальна. Любопытно, что сами мишки появились на картине Шишкина в результате соавторства с другим художником. В 1888 году Шишкин написал картину «Туман в сосновом лесу» По одной из версий, заглянувший к нему друг художник Константин Савицкий сказал, что отлично было бы в такого рода пейзаж вписать медвежат, тем самым подал идею, а в итоге сам же ее и реализовал. Однако эскиз 1886 года опровергает эту версию. Мишки были задуманы уже тогда. Фигурируют мишки и на эскизе 1889 года . Однако на окончательной картине мишек написал Савицкий, это достоверный факт.

Но почему же у картины один автор? Не стоит подозревать Ивана Шишкина в сокрытии соавтора. Если всмотреться в левый нижний угол, можно заметить, что возле автографа Шишкина что-то затерто. Это что-то – как раз подпись Савицкого, и затерта она точно не по инициативе Шишкина. Картину заказал Павел Третьяков. Он желал работу Шишкина, и поскольку привык получать то, что хочет, Константину Савицкому в данном случае не повезло: Павел Третьяков, увидев две подписи, затребовал французского скипидару и самолично стер автограф Савицкого. А вот гонораром Савицкий не был обделён: Иван Шишкин получил за работу четыре тысячи, одну из которых передал Савицкому как соавтору. Не стоит также верить в желтые скандальные сообщения, дескать, после этой истории Савицкий с Шишкиным даже здороваться не желал. Они и ранее были, и после «Утра» остались хорошими друзьями, к тому же кумовьями: Константин Савицкий крестил сына Шишкина, маленького Константина (который умер в трехлетнем возрасте).

Правомерно ли считать автором картины именно Шишкина? Пожалуй, да, поскольку эта работа безусловно создана в стилистике Шишкина, это его подробный, хоть ботанику по картине изучай, лес, его густой туман , это безусловно его живописный метод. Однако нельзя отрицать, что прелестные медведица с медвежатами Константина Савицкого отлично вписались в шишкинский сосновый лес и придали ему особый шарм. Туманный рассвет в лесу, окутанные утренней розоватой дымкой уходящие в небо сосны, ощущение абсолютной окружающей тишины – иначе мишки бы так привольно не резвились. В итоге перед нами великолепный результат соавторства двух художников. Соглашаясь с тем, что картина по всем критериям «шишкинская», мы предлагаем помнить и о роли Савицкого в создании этой работы, тем более, сам Иван Шишкин ее признавал.

Эта картина известна всем от мала до велика, потому как, само произведение великого пейзажиста Ивана Шишкина является наиболее заметным живописным шедевром в творческом наследии художника.

Всем нам известно, что этот художник очень любил лес и его природу, любовался каждым кустиком и травинкой, заплесневелыми стволами деревьев украшенные обвисающими от тяжести листвы и хвои ветвями. Всю эту любовь Шишкин отражал на обычном льняном холсте, чтобы потом весь мир увидел непревзойденное и по ныне мастерство великого русского мастера.

При первом знакомстве в зале Третьяковки с картиной Утро в сосновом бору, чувствуется неизгладмое впечатление присутствия зрителя, разум человека полностью вливается в атмосферу леса с дивными и могучими великанами соснами, от которых так и разит хвойным ароматом. Хочется глубже дышать этим воздухом, своей свежестью замешанный с утренним лесным туманом покрывающим окрестности леса.

Видимые верхушки вековых сосен прогнувшихся от веса ветвей ласково освещены утренними лучами солнца. Как мы понимаем, всей этой красоте предшествовал страшный ураган, могучий ветер которого, с корнем вырвал и повалил сосну разломив ее надвое. Все это по способствовало тому, что мы видим. На обломках дерева резвятся медвежата а их озорную игру охраняет мама медведица. Этот сюжет можно сказать очень явно оживил картину добавляя всей композиции атмосферу повседневной жизни лесной природы.

Не смотря на то, что Шишкин редко писал животных в своих произведениях, отдавая предпочтения все таки красотам земной растительности. Он конечно рисовал в некоторых своих работах овечек и коров, но видимо его это несколько напрягало. В данном сюжете медведей написал его коллега Савицкий К. А., который время от времени занимался творчеством вместе с Шишкиным. Возможно он и предложил совместную работу.

По окончании работы Савицкий также подписаля в картине, таким образом было две подписи. Все бы ничего, картина очень понравилась всем, в том числе и известному меценату Третьякову, который решил купить полотно для своей коллекции, правда, потребовал убрать подпись Савицкого, мотивировав тем, что основной объем работы был исполнен более знакомым ему Шишкиным, которому пришлось исполнить требование коллекционера. В результате в этом соавторстве возникла ссора, потому как, весь гонорар был заплачен главному исполнителю картины. Конечно точной информации по этому поводу, практически нет, историки разводят руками. Можно, конечно только догадываться, как был разделен этот гонорар и какие неприятные ощущения были в кругу коллег художников.

Сюжет с картиной Утро в сосновом бору получил широкую известность среди современников, было много разговоров и рассуждений относительно отображенного художником состояния природы. Очень красочно показан туман, украсивший мягкой голубой дымкой воздушность утреннего леса. Как мы помним художник уже писал картину "Туман в сосновом лесу" и этот прием воздушности получился очень кстати и в этом произведении.

Сегодня картина очень распространена, как писалось выше известна даже детям, кто любит конфеты и сувениры, частенько ее даже называют Три медведя, возможно по тому, что в глаза бросаются трое медвежат а медведица как бы в тени и не совсем заметна, во втором случае в СССР так называли конфеты, где печатали на фантиках данную репродукцию.

Также сегодня современные мастера рисуют копии, украшая красотами нашей русской природы различные офисы и представительские светские залы, ну и конечно наши квартиры. В оригинале сей шедевр можно увидеть посетив не часто посещаемую многими Третьяковскую галерею в Москве.