Урок 9 кл судьба человека шолохов. Раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М

Слайд 1

ТЕМА:

Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

ТИП УРОКА:

урок-исследование.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

дать представление о личности М. А. Шолохова и его произведениях; показать идейный замысел рассказа «Судьба человека» и значение образа героя; выявить черты характера героя.

Развивающие:

развивать монологическую речь учащихся, умение вести диалог, развивать навыки анализа текста.

Воспитательные:

воспитывать гражданские чувства, чувство любви к родине, ответственности за будущее, умение делать свой выбор.

Методы обучения:

объяснение учителя, беседа, работа с текстом произведения.

Оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Слайд 2

Ход урока

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Старая истина

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление темы и цели урока, эпиграфа к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Слайд 3

2. Вступительное слово учителя.

Михаил Александрович Шолохов – русский писатель, известный не только в отечественной, но и в мировой культуре. О значительности фигуры писателя говорит список его наград. М. А. Шолохов – академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965г.). Он автор рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., среди которых выделяются «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» о резком классовом противостоянии на Дону, о войне отцов и детей, смертельной вражде братьев, оказавшихся по разные стороны борьбы. Автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину».

Слайд 4

Сегодня мы остановимся на одном из выдающихся произведений Шолохова – рассказе «Судьба человека», опубликованном в 1957 г. в котором автор раскрывает трагедию нашего народа в годы войны, показывает бедствия и страдания, выпавшие на долю русского человека.

Слайд 5

Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату», на фоне которой показываются слайды с изображением разрушенного Воронежа, других городов.

Слайд 6

Учитель.

Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом рассказывает Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и будет наш разговор на уроке.

Слайд 7

3. Проверка знаний теоретического материала.

    В чем заключаются особенности жанра – рассказ?

    Как вы понимаете образ и характер в литературе? Это одно и то же?

    Чем отличается образ от характера?

4. Словарная работа.

Слайд 8

Рассказ – один из видов эпической повествовательной литературы: небольшое художественное произведение о каком-либо событии в жизни человека без детального изображения того, что с ним было до и после этого события. Искусство писателя в рассказе состоит в том, что он в кратком эпизоде из жизни своего лирического героя раскрывает типичные черты человека.

Ушакова О. Д.

Понятия и определения:

Словарик школьника. СПб.:

«Литера», 2005 г. С. 57.

Слайд 9

Образ – живое, наглядное представление о ком или о чем-нибудь.

Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Человек с характером. Сильный характер.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

М.: Азбуковник, 1999 г. С. 435, 860.

Слайд 10

Художественный образ – это определенная мысль автора, воплощенная во что-то конкретное, а характер – это качества этого конкретного лица или предмета, которые позволяют читателям понять мысль автора.

Мещерякова М. И. Краткий словарь

литературоведческих терминов. –

М.: Айрис-пресс, 2007 г. С. 175, 209.

Слайд 11

    Каков же Андрей Соколов, и как, какими приемами и средствами раскрывает автор его характер?

5. Анализ текста.

Слайд 12

    В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной мирной жизни?

Слайд 13

На фоне музыки «Белоруссия» учащиеся пересказывают эпизод от слов: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная...» до слов: «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты».

Слайд 14

Вывод:

Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку «по душе». «Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета... И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А «старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали».

Слайд 15

    В чём же заключается счастье для Андрея Соколова?

Герой рассказа не говорит о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, что является самым ценным на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

Слайд 15

    Назовите черты характера героя, которые помогли ему в мирной жизни.

Запись на доске и в тетради:

великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие.

Слайд 16

    Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей, их судьбы неотделимы от исторических событий. Так и в судьбу Андрея Соколова вмешивается история.

    Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?

Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало самым дорогим.

Эпизод «Прощание». Комментированное чтение от слов: «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз».

Слайд 17

Вывод:

Воспоминания Андрея Соколова полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. «Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...» А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...» Возможно, что-то предчувствовала... И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

Слайд 18

    Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

    Какие черты характера героя проявляются во всех испытаниях?

    В каких эпизодах они проявились более ярко?

Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. «Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад,
в плен!..» И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка».

Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистовая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… Живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже фашистов.

Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Казалось, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тело и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.

Запись на доске и в тетради:

воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость.

    Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди?

В данном эпизоде автор показывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах, показывает разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, но не отступиться от своих убеждений, покорившись обстоятельствам. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей жизни взводный. Только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается ему убийство «своего2, тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Слайд 19

Вывод:

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед выбором. Герой поступает так, как велит ему совесть.

Слайд 20

Модели поведения человека в бесчеловечных обстоятельствах.

Слайд 21

    Какие черты характера Андрея Соколова проявляются в эпизоде «Поединок с лагерфюрером Мюллером»?

Мюллер – очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.

Своим гордым поведением он заставил фашиста капитулировать перед величием духа русского солдата, который вёл себя с большим достоинством. Это достоинство и оценил Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». Сильное впечатление производит описание возвращения Соколова в барак, когда он делит хлеб на всех.

Запись на доске и в тетради:

честность, достоинство, гордость, щедрость.

    Как может измениться человек, переживший все испытания, выпавшие на долю Андрея Соколова?

Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие минуты человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

    Произошло ли это с Андреем Соколовым?

Нет, обстоятельства не сломили героя рассказа. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

Слайд 22

    Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Андрея Соколова?

Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя, и описания Шолохова становятся ярче, красочнее. Наряду со сравнениями: «глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!» автор дает и прямую оценку: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

Слайд 23

    К каждому ли человеку вот так, просто и доверчиво может прильнуть маленький ребёнок?

Нет, не к каждому. Мальчик не отвернулся, не убежал от Соколова, он признал в нём отца, почувствовав человеческое участие, доброту, любовь и тепло. Он понял, что у него появился защитник.

6. Подведение итогов.

    В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Слайд 24

Словарная работа

Судьба

1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных событий.

2. Доля, участь.

3. История существования кого или чего-нибудь.

4. Будущее, то, что случится, произойдет.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

Толковый словарь русского языка. –

М.: Азбуковник, 1999 г. С. 778.

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств.

Шолохов описал человека, не покорившегося жизненным обстоятельствам, человека, который выстоял в жизненных испытаниях и в битве с судьбой показал поистине великую силу русского характера и духа.

Перечислим те черты характера, которые мы выявили у Андрея Соколова и записали в тетрадях:

Слайд 25

великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие, воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость, честность, достоинство, гордость, щедрость, человечность и доброта.

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять человеку в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность, помогло всему нашему народу преодолеть бедствия и страдания в Великой Отечественной войне.

Слайд 26

7. Домашнее задание.

«Судьба человека» – одно из самых трагичных произведений литературы о Великой отечественной войне, несмотря на то, что герой остается жив.

Докажите это в сочинении-рассуждении.

Конспект к уроку русской литературы "М. Шолохов "Судьба человека". Смысл заглавия рассказа. Характер главного героя" 7 класс

17.07.2015 5275 605 Головченко Раиса Викторовна

Цель урока: формирование понятия "судьба на примере литературных произведений М. Шолохова,

  • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова "Судьба человека”
  • формировать коммуникативные и информационные компетентности;
  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.
Гельвеций

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.
Народная мудрость

Ход урока

Орг. Момент

Стадия Вызов

- Как вы думаете, что есть «судьба»?

- Какие синонимы можно подобрать к этому слову?

- Можно ли изменить судьбу?

Называется цель урока, комментируется основная задача.

3-й слайд. Учитель литературы: Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция "Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.

Психолог: Я хочу продолжить мысль народной мудростью "Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу”.

Беседа с классом о том, что такое характер. Ребята называют черты характера, которыми обладают люди.

Обсуждение 4-го слайда .

6, 7-й слайд знакомит ребят и присутствующих с результатами опроса, который провели ученики класса под руководством психолога школы. Опрошены были взрослые люди от 25 до 40 лет. Ребята задавали им вопрос: "Что может кардинально повлиять на вашу жизнь”.

8-й слайд. Учитель литературы: И потеря близкого человека, и неизлечимая болезнь может сломить человека, а может его закалить. От чего это зависит? (От его характера, от его жизненной цели.)

Мы не раз читали стихотворения Э. Асадова. А сегодня на уроке я не случайно выбрала стихотворение именно этого поэта. (Ученик рассказывает биографию Э. Асадова (презентация)

9-й слайд. Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение.

Спешишь, кипишь в каком-то бурном раже!
А годы мчат суровой чередой.
И вот однажды не заметишь даже,
Как ты уже – на финишной прямой…

А в прошлые, упрямые годы
Душе хотелось и дерзать, и сметь,
Спешить, не остывая никогда,
Всего достичь, добиться и успеть!

А вот теперь, когда посыпал снег,
Ты дни как будто пробуешь сберечь,
Чтобы подольше, замедляя бег,
Той финишной черты не пересечь…

Почему стихотворение написано от 2-го лица (наставление писателя читателю).

  • Что значит "посыпал снег”? (Старость. )
  • Подберите контекстные синонимы. (Финишная черта. )
  • Найдите смысловые слова стихотворения. (Достичь, добиться, успеть, дерзать, сметь. )
  • Благодаря каким чертам характера преодолел все жизненные трудности поэт?

(Целеустремленность, напористость, трудолюбие, стойкость и др. )

10-й слайд. Еще раз обращаемся к результатам опроса, отмечая, что потеря близких может кардинально изменить судьбу.

11-й слайд. После вступительного слова учителя ученик рассказывает присутствующим биографию М.А. Шолохова (презентация ).

Кто является главным героем рассказа "Судьба человека”? (Андрей Соколов. )

  • На сколько логических частей делится жизнь главного героя? (3 части: до войны, во время войны, после войны. )

12-й слайд. Работа в группах. Учащиеся составляют кластер. (1-я группа: А. Соколов до войны; 2-я группа: А. Соколов во время войны, после войны).

13-й слайд. Психолог. Наше состояние передается и через музыку. Какому периоду жизни главного героя соответствует данный музыкальный отрывок? (До войны, музыка спокойная, мелодичная. )

Учитель литературы.

  • В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети. )
  • Чему радуется главный герой? (Дому, работе, уважению. )
  • Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др. )

В его жизни гармония, спокойствие, ему большего и не надо.

14-й слайд Что меняет быт главного героя? (Война. )

  • Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим. )
  • Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость. )
  • Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен. )
  • Какие черты он проявил в плену? (Достоинство. )
  • Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви. )
  • А что же его ждет впереди? (Зачитываем отрывок из произведения. )
  • Что значит для человека дом? (Это очаг, крепость, защита. )

Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.

  • Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни. )

Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал выпивать.

  • Что изменило жизнь А. Соколова? (Встреча с мальчиком. )
  • Кто кого нашел? (Андрей Соколов обратил внимание на "оборвыша”. )

15-й слайд. В чем смысл названия рассказа?

Разбираем значение слова "судьба” по словарю Ожегова.

  1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
  2. Доля, участь;
  3. История существования кого-чего-нибудь;
  4. Будущее, то, что случится

Судьба – многозначное слово.

  • В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера. )
  • Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д. )

16-й слайд. Вручение М. А. Шолохову нобелевской премии.

17-й слайд.

Психолог с ребятами анализируют отрывок из произведения Алексея Черкасова и Полины Москвитиной "Конь рыжий”.

Судьбы, как тропы в глухолесье, – всегда разные.

Найдет человек сохатиную иль медвежью стежку – и пошел по ней. Потом удивляется: какая нечистая сила понесла его по такой дремучести, где сам черт ногу сломит?

Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.

Случается: человек долго ищет судьбу. Набьет ноги, не раз умоется горькою слезою; брызнет седина в голову, а ему все еще кажется - жизнь впереди!..

Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко, что многим возле него хоть водой окатывай: невмоготу припекает. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.

Есть судьбы легкие. Век проживет иной, ни разу не охнув. Есть трудные, когда, как говорят в народе, на бедного Макара все шишки валятся.

Сколько людей – столько судеб, все не охватишь.

18-слайд. Составляется копилка судьбы. (Ребята на интерактивной доске записывают черты характера, которые являются главными в жизни человека).

19-й слайд. Ученик рассказывает о судьбе Героя Великой Отечественной войны Ленкина Александра Николаевича, показывая презентацию .

20-й слайд. Заканчиваю урок стихотворением Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себе.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает по себе.

Подводятся итоги урока.

Домашнее задание. Прочитать по книге "Вокруг тебя - мир” отрывки из книги С. Алексиевич "Последние свидетели”, написать сочинение по теме "Война в судьбе ребенка”.

Тема: М.А. Шолохов "Судьба человека".

Судьба человека и судьба Родины.

Учитель Л.В. Антипина

Г. Красновишерск

Открытый урок по литературе в 9 классе

Тема: М.А. Шолохов "Судьба человека". Судьба человека и судьба Родины.

Технология личностно-ориентированного и развивающего обучения. Использование информационных технологий.

Цель:

Обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях; показать значение образа героя рассказа "Судьба человека";

Развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать; воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.

^ Ход урока

1. Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи" (на экране)

Вставал вопрос в любые времена-
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звезд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале-
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить-
Раз есть она, то как её прожить?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его р-зе.

Учащиеся записывают тему урока (на слайде)

Вся жизнь писателя - это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: "Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою" (эпиграф) + (На экране)

Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов - академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Он автор "Донских рассказов", рассказов "Нахаленок", "Судьба человека" и др., романов "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину". Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965)

Учитель включает фрагмент видеозаписи, где показано вручение премии

Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

^ Показ презентаций (заранее подготовленные дети)

Обобщение учителя. Да, действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

^ 2. Работа над рассказом

Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова - "Судьба человека". В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

Мы видим с вами, ребята, что воспринимали этот рассказ по-разному, что о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка каждому. "У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье", - говорил писатель.

И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

Давайте обратимся к содержанию рассказа

Кому и почему Шолохов посвятил свой рассказ? (Реализация индивидуального задания)

(Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.)

Что вы можете сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

(Автор пользуется особым композиционным приёмом - рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.)

В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, "простого советского человека". Каковы же основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло герою выстоять?

(уч-ся называют основные вехи судьбы героя)

На доске

" Довоенная жизнь

" Уход на фронт и прощание с семьёй

" Гибель семьи

" Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

Довоенная жизнь

Какой была довоенная жизнь А.Соколова? (текст)

Как Шолохов рисует жизнь героя до войны? (выделяет наиболее важное в жизни, создаёт обобщённые картины: "Придешь с работы…", "Приходилось выпивать… , такие кренделя выписываешь…" Отобранными штрихами и чёрточками рассказывает об изменениях в жизни героя: "Вскорости у нас дети пошли"; "В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой" и т.д. Глаголы, в основном, прош. времени.

А почему именно так? (да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом. Перед нами эпический план изображения)

Уход на фронт и прощание с семьёй

Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический)

Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!.."

Какое изобразительное ср- во использовал здесь автор и почему? (градация - для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя - и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

Как Соколов попал в плен? (текст)

Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

Гибель семьи

Ещё одно испытание - гибель семьи.

Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала". Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что "жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа".)

Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности поколений.

Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном

Учитель читает отрывок.

Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово "терпеть" почти в том же значении, которое придавал ему Соколов: "…около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина". Литературовед Рыбинцев считал, что в шолоховском контексте глаголы "вытерпеть" и "преодолеть" являются синонимами. Я попросила Ипполитову С. выяснить с помощью словарей, так ли это.

Реализация индивидуального задания

(Народ часто слово "вытерпеть" употреблял в значении "преодолеть". В толковом словаре Даля слово "терпеть" определяется как "крепиться", "мужаться", "держаться", "стоять не изнемогая", "не унывая". Эти слова в устах А.Соколова не означают безропотности, покорности. Это слова настоящего мужчины, солдата, мужественного и сильного. Слово "вытерпеть" - ключевое, дополненное сначала словом "снести", затем - "преодолеть".)

Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата"? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные "не одному какому - либо социальному слою, но - народу. Поэтому и рассказ называется не "Судьба солдата", а "Судьба человека".)

Судьба А. Соколова - это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы. И у нас в посёлке есть люди, прошедшие этот ад. Вы знаете их?

Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом. Закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое сочинила Маша Дегелевич. В нём она выразила своё видение войны.

Итог урока:

Чем поучительна для вас история А.Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)

Написать рассказ «Андрей Соколов – главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Г.В.Мартыновских, преподаватель русского языка и литературы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

Урок литературы.

Тема: М.А. Шолохов "Судьба человека". Судьба человека и судьба Родины.

Цель:

обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях;

ознакомить обучающихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе, обучать вдумчивому чтению, умению анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды;

развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;

воспитывающие : воспитывать уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны; способствовать воспитанию духовного богатых людей, учить состраданию, любви к другим.

Наглядность: компьютерная презентация, текст рассказа в оригинале.

Жить жизнью народа, сострадать страданиям людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и нужды – вот тогда у писателя будет настоящая, волнующая сердце читателей книга.

М. А. Шолохов.

Ход урока

Вступительное слово преподавателя.

1. Преподаватель читает стихотворение поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи"

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его рассказе. Учащиеся записывают тему урока (на слайде)

Вся жизнь писателя - это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку (стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества). Если это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов - академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Он автор "Донских рассказов", рассказов "Нахаленок", "Судьба человека" и др., романов "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину". Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965)

Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

Показ презентации

«Родился в 1905 году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области» - сообщал о себе М. Шолохов в автобиографии. Там же, в ст. Вешенской, в 1984 году оборвалась жизнь писателя.

(слайд 3-4)

Между этими двумя датами - большая жизнь полная событий величественных и трагических. Балки, курганы, возвышенности, маленькие речки, прибрежные кусты. Шолоховская земля. А вот и дом писателя. Тихо вокруг...

Мать его была дочерью крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины, а отец, выходец из Рязанской губернии сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. С самого рождения на мальчике лежала своеобразная печать отчуждения: ведь его отец не был казаком, считался «иногородним», а сам он был незаконнорожденным. Родители узаконили свои отношения, когда Шолохов уже был подростком. Свои впечатления о горьком детстве писатель позже отразил в рассказе «Нахаленок».

Шолохову очень хотелось учиться, но ему удалось закончить всего четыре класса гимназии - сперва началась первая мировая, а затем гражданская война, и пятнадцатилетний подросток записался добровольцем в продовольственный отряд. Рассказывают, что однажды он попал в руки банды Махно, но атаман пожалел его по малолетству и отпустил на все четыре стороны. Об этих событиях потом будет написана небольшая повесть «Путь-дороженька». В своей автобиографии писатель вспоминал те годы: «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 г. и банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных переплетах.»

В 1922 году, когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», а чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем, каменщиком, счетоводом. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете первый рассказ - «Родинка». Шолохов чувствовал, что ему не хватает образования, и поступил на рабфак, после чего собирался учиться в институте.

Летом 1924 года Шолохов вернулся в родную станицу, где почти безвыездно прожил всю оставшуюся жизнь. Вернувшись на родину, молодой писатель полностью отдается творчеству. В 1925 году в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под названием «Донские рассказы». (сообщение обучающегося о «Донских рассказах»)

(слайды 7, 8, 9,)

И с 1926 г. по 1940 г. Он работал над произведением о первой мировой войне, революции, гражданской войне, где воссоздал сложную историю жизни казака Григория Мелехова и давал характеристику событий первой мировой и гражданской войны на Дону.

Обобщение учителя. Да, действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

В 1934 году в печати появились первые главы романа «С потом и кровью». Издатели переименовали его в «Поднятую целину» в соответствии с цитатой из одной из сталинских речей о «громадном значении обработки целины». Сам Шолохов по поводу этого исправления пишет своему наставнику Е.Г. Левицкой: «На название до сих пор смотрю враждебно. Ну что за ужасное название ажник самого иногда мутит. Досадно.»

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

В 1941 Присуждение Государственной премии первой степени за роман «Тихий Дон».

Полученную Сталинскую премию передаёт в фонд обороны.

1943-1944 Печатаются главы романа «Они сражались за родину»

1960 Присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина», передана на строительство новой школы в станице Каргинской. Слайд 14-15

В течение последних 40 лет жизни Шолохов занимался общественной деятельностью и практически ничего нового не написал. Лишь в 1956 году появился рассказ «Судьба человека» и 1959-60гг.- вторая книга «Поднятой целины»

Какие впечатления остались у вас от знакомства с личностью Шолохова?

На сегодняшнем уроке мы начнем работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила советскому народу победить в этой страшной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

Слайд 18-19

Рассказ «Судьба человека» был напечатан в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году (промежуток в 10 лет между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом А. Соколова. Небольшое по объёму произведение отличается колоссальной ёмкостью, оно воплотило часть жизни народа. Особенностью рассказа является стремление автора раскрыть трагедию советского народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.

Композиция слайд 20

– Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя.

Плен. Исторический комментарий слайды 21-28

(сообщение обучающейся)

Эпизод в церкви

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

Как Соколов попал в плен? (текст)

Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

– Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор? (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)

– Какая позиция ближе всего Соколову? (Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером (чтение отрывка)

Лагерфюрер – комендант лагеря

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям.Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

– Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
– Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)
– Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере.Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)
– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «война» (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)

Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Объясните, как вы понимаете значение слова «судьба» (то, что произойдет в будущем )

Слайд 29

Словарная работа :

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего - нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

рефлексия

Продолжите фразу: «Познакомившись с историей Андрея Соколова, я понял(а), что…)

Итог урока:

Чем поучительна для вас история А.Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)

Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата"?

Использованные материалы:

    Недобега Наталья Ивановна, учитель русского языка ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа – интернат №7 станицы Казанской Краснодарского края

    Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1»

Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

    Лахина Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ Подгоренской СОШ №1
    Подгоренского муниципального района Воронежской области

Разделы: Литература

Тема: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). 9-й класс.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека».

Методы обучения : словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «65-летию Великой Победы посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

Видимо, потому, что были молоды, война была временем подлинных и безусловных ценностей, где проверялась любовь, безусловная дружба. Люди были сплочены, объединены одной общей целью - уничтожить врага, мужественно защищали каждую пядь родной земли, в любой момент готовы отдать самое дорогое – жизнь за свободу Родины, показывая чудеса героизма и стойкости, мужества и несгибаемости русского духа, русского характера.

II Мотивация учебной деятельности

Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

III. Сообщение темы, цели урока, эпиграфа

Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

IV. Воспроизведение знаний учащихся

1) История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (Сообщение ученика.)

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.

2) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Прежде всего в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.

Есть свидетельства солдат, с которыми писатель встречался под Сталинградом. У одного из них был роман «Война и мир» Л. Толстого, где Шолохов оставил запись красным карандашом: «Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть слава Бородина вдохновит нас на ратные подвиги. Верю, реять красному знамени над рейхстагом! До встречи в Берлине. Ваш Шолохов».

Всякий раз новому пополнению, по приказу комбата, зачитывались, эти слова Шолохова, они заучивались наизусть.

3). История названия рассказа «Судьба человека». (Слово учителя.)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

V. Словарная работа

Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)

Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

VI. Работа по тексту рассказа

1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа?

Опишите его внешность.

2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция.)

3. Какова по настроению экспозиция рассказа? Какую роль здесь играет пейзаж?

(Экспозиция спокойна, нетороплива. Повествование от первого лица, взгляд, который подмечает множество подробностей весеннего дня (бездорожье, размокший снег, разлив реки, белые облака.)

4. Какова роль экспозиции?

(Она мотивирует рассказ Соколова, предваряя предельную искренность.)

5. Но только в этом ли ее значимость? Каков характер деталей, отобранных Шолоховым для описания внешности, мира и облика людей?

(Образ послевоенной весны; признаком уходящей зимы вторит напоминание об ушедшей войне; в облике людей: «солдатские ватные штаны», «новые солдатские ботинки», «ушанка»; вся картина мира как символ весеннего возрождения мира; глаза Соколова «словно присыпанные пеплом»); глаза Ванюши (светлые, как небушко)).

Вывод: экспозиция подготовила превращение рассказа о судьбе шофера А. Соколова в повествовании о судьбе человека.

6. Кратко вспомните историю жизни Соколова?

Соколов - Ирина (два одиночества).

7. Как складывается судьба Соколова на фронте?

Как попал в плен?
- Эпизод в церкви, случай с предателем.
- У коменданта лагеря Мюллера.
- «Наука ненависти» (в плену).

8. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

10. Как вы понимаете слово « подвиг»?

Побег из плена- это подвиг?

(Подвиг – русск., героический, самоотверженный поступок.)

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели.

В рассказе об этом Шолохов ничего не сказал.

И до конца в живых изведав,
Тот крестный путь, полуживым, -
Из плена в плен – под гром Победы
С клеймом преследовать двойным!

11. Как складывается судьба Соколова после войны?

12. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни. Рита Осянина - сын (мужское начало), «А зори здесь тихие…».)

13. Какой эпизод (эпизоды) рассказа можно назвать кульминацией? (У коменданта Мюллера. Усыновление Вани.)

14. В чем видит Шолохов истоки мужества своего героя? (Твердость, моральная стойкость, качества, воспитанные советской эпохой.)

15. В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? («Слово о полку Игореве», А. Толстой « Русский характер», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Лесков «Левша», Н. Чернышевский «Что делать?», Л. Толстой «Война и мир».)

16. Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? (Патриотизм, любовь к Родине).

17. Что вы вкладываете в это понятие? (Само понятие Родина, во имя долга перед которой герой готов на величайшее самопожертвование, в рассказе М. Шолохова предстает как очень емкое понятие. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на земле, на светлое будущее своей страны.)

18. Обращение к эпиграфу.

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.

И воистину справедливы слова Ф.Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.

VII. Итоги урока

Выставление оценок, обоснование.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»