Социальные действия. Основы социологии

Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;

2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:

1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;

2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;

3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;

4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.

Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс . В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:

1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;

2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;

3) наличие знаковых механизмов регуляции.

Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа. Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;

2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;

3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;

4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Важной частью социологической теории социального действия является создание теоретической модели поведения. Одним из главных элементов данной модели выступает структура социального действия. Данная структура включает в себя:

1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;

2) объект – цель, на которую направлено действие;

3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;

4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;

5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

Любое социальное действие имеет свой механизм совершения. Оно никогда не является мгновенным. Для запуска механизма социального действия у человека должна возникнуть определенная необходимость в данном поведении, которая называется мотивацией. Основными факторами активности выступают интерес и ориентация .

Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:

1) социально-экономические . В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);

2) реализация предписанных и усвоенных норм . В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;

3) оптимизация жизненного цикла . В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.

После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.

Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т. е. иметь характер долженствования и обязательности.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром.

Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.


| |

Можно ли отыскать на Земле совершенно изолированного от других человека? Очевидно, нет, так как человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальные группы, участвовать в совместной деятельности. Более того, одно лишь знание о присутствии где-то других людей может весьма существенно изменить поведение индивида. Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Попытаемся проследить их развитие, останавливаясь на наиболее важном примере, а именно - социальном действии.

Понятие "социальное действие" - одно из центральных в социологии.

Действие вообще - это поступок, энергия, процесс ввиду личностно значимой цели. Оно всегда характеризуется набором свойств, имеет смысл и значение.

Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, элемент любого вида социальной деятельности людей. Действительно, даже такие социальные процессы, как общественные движения, крупные социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой в сложнейшие цепи и системы.

Сущность социального действия

Сущность социального действия . Впервые в социологию понятие "социальное действие" было введено и научно обосновано Максом Вебером. Социальным действием он называл "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него".

Таким образом, в понимании М. Вебера социальное действие имеет по крайней мере две особенности:

· во-первых, оно должно быть рациональным, осознанным.

· во-вторых, оно должно быть с необходимостью ориентировано на поведение других людей.

Исходя из такого понимания социального действия, нельзя называть социальными действиями поступки людей, связанные с ориентацией на несоциальные, вещные объекты. Например, изготовление орудий труда, рыбная ловля, охота сами по себе не являются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Характерен в этом отношении пример, приводимый М. Вебером: случайное столкновение двух велосипедистов может быть не более чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последующая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие. Очевидно, что провести четкую грань между социальными и несоциальными, так называемыми природными, или естественными, действиями крайне сложно.

Еще сложнее определить осознанность, рациональность поведения, которая составляет неотъемлемую черту социального действия. Многие поступки людей бывают совершенно неосознанными, автоматическими, например поведение человека в результате приступов гнева, страха, раздражения, когда он действует не задумываясь о происходящем. Даже если такие действия направлены на: других людей, в соответствии с теорией М. Вебера их нельзя считать социальными. Другое дело, если индивид действует обдуманно, ставя перед собой цели и добиваясь их реализации, изменяя при этом поведение других людей. Такие действия можно считать социальными., Однако многочисленные исследования показывают, что человек никогда не действует полностью осознанно. Высокая степень осознанности и целесообразности, скажем, в действиях политика, борющегося со своими соперниками, во многом основана на интуиции, чувствах, естественных человеческих реакциях. В связи с этим полностью осознанные действия можно считать идеальной моделью. На практике, очевидно, социальными действиями будут частично осознанные поступки, преследующие более или менее ясные цели.

Социальное действие - это достаточно сложное явление. Оно должно включать в себя:

1) действующее лицо;

2) потребность в активизации поведения;

3) цель действия;

4) метод действия;

5) другое действующее лицо, на которой направлено действие;

6) результат действия.

Социальные действия, в отличие от рефлексивных, импульсивных действий никогда не совершаются мгновенно. До их совершения в сознании любого действующего индивида должно возникнуть достаточно устойчивое побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией.

Мотивация

Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей. Другими словами, мотивация - это сила, толкающая индивида к совершению определенных действий. Механизм социального действия содержит, таким образом, потребность, мотивацию и само действие

Важность изучения генезиса и структуры социального действия, а также сопоставления отдельных социальных действий трудно переоценить. Рассматривая, например, ряд взаимодействий между руководителями и подчиненными, можно по отдельным действиям судить о причинах напряженности во взаимоотношениях, о способах руководящего воздействия, или, наоборот, согласованности действий подчиненных и т.д. Любая социальная организация эффективно действует только в случае однонаправленности, согласованности отдельных социальных действий ее членов. Таким образцом социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии сложных социальных взаимосвязей.

Для того чтобы вступать между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны прежде всего действовать. Именно из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества.

Эмпирически представляется, что любое поведение человека — это и есть действие: человек действует, когда что-то делает. В действительности это не так, и многие виды поведения не являются действием. Например, когда мы в панике бежим от опасности, не разбирая дороги, — мы не действуем. Здесь речь идет просто о поведении под влиянием аффекта.

Действие — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Поскольку действие целерационально, оно отличается от нецеленаправленного поведения тем, что человек ясно понимает, что и зачем он делает. Аффективные реакции, панику, поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями. В сознании человека, действующего четко, выделяются цель и средства ее достижения. Разумеется, на практике далеко не всегда человек сразу четко и безошибочно определяет цель и правильно выбирает средства ее достижения. Многие поступки имеют комплексную природу и состоят из элементов с различной степенью рациональности. Например, многие привычные трудовые операции так нам знакомы из-за многократного повторения, что мы можем выполнять их почти машинально. Кто не видел женщин, занятых вязанием и одновременно разговаривающих или смотрящих телевизор? Даже на уровне принятия ответственных решений многое делается по привычке, по аналогии. Каждый человек владеет навыками, над которыми давно не задумывается, хотя в период научения хорошо представлял себе их целесообразность и смысл.

Не всякое действие является социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие... соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. При этом не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том, что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие). В концепции М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. Например, увидев нацеленное на себя дуло ружья и агрессивное выражение на лице прицелившегося человека, любой человек понимает смысл его действий и грозящую опасность благодаря тому, что мысленно как бы ставит себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, чтобы понять цели и мотивы.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». В парадигме функционализма под социальными акторами понимаются индивиды, исполняющие социальные роли. В теории акционализма А. Турена акторы — это социальные группы, направляющие ход событий в обществе в соответствии со своими интересами. Они оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения. Социальные стратегии могут быть индивидуальными или исходить от общественных организаций или движений. Сферой приложения стратегии выступает любая сфера жизни общества.

Реально действия социального актора никогда не бывают полностью ни результатом манипуляции внешними социальными

силами его сознательной волей, ни продуктом сложившейся ситуации, ни абсолютно свободным выбором. Социальные действия представляют собой результат сложного взаимодействия социальных и индивидуальных факторов. Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей и поэтому не может быть абсолютно свободным. Но так как его действия по своей структуре являются проектом, т.е. планированием средств по отношению к еше не реализованной цели, то они имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы:

  • актора;
  • потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;
  • стратегию действия (осознанная цель и средства ее достижения);
  • индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие;
  • конечный результат (успех или неудача).

Называл совокупность элементов социального действия его системой координат.

Понимающая социология Макса Вебера

Для творчества Макса Вебера (1864-1920), немецкого экономиста, историка и выдающегося социолога, характерны прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.

Средством обобщения многообразия эмпирической действительности у Вебера выступает понятие «идеального типа». «Идеальный тип» не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая модель, и только потом соотносится с эмпирической реальностью. Например, понятия «экономический обмен», «капитализм», «ремесло» и др. — суть лишь идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средства для изображения исторических образований.

В отличие от истории, где конкретные события, локализованные в пространстве и во времени, объясняются каузально (причинно-генетические типы), задача социологии — устанавливать общие правила развития событий безотносительно к пространственно- временному определению этих событий. В результате получаем чистые (общие) идеальные типы.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей» — поскольку действия индивида, «субъекта» социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия, отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.

Типы социального действия по М. Веберу

Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. «Социальное действие», по Веберу, — это идеальный тип, где «действие» — действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» — действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия:

  • целерациональное — использование определенного ожидаемого поведения других людей для достижения целей;
  • ценностно-рациональное - понимание поведения, действия как собственно ценностно-значимого, основанного на нормах морали, религии;
  • аффективное - особенно эмоциональное, чувственное;
  • традиционное — основанное на силе привычки, принятой норме. В строгом смысле аффективное и традиционное действия не являются социальными.

Само же общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.

Схема 1. Типы социального действия по М. Веберу

Вебер сознательно расположил четыре описанных им типа социального действия в порядке возрастания рациональности. Этот порядок, с одной стороны, служит своеобразным методическим приемом для объяснения различного характера субъективной мотивации индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, ориентированном на других; мотивацию он называет «ожиданием», без нее действие не может рассматриваться как социальное. С другой стороны, и в этом Вебер был убежден, рационализация социального действия есть вместе с тем тенденция исторического процесса. И хотя этот процесс протекает не без трудностей, разного рода препятствий и отклонений, европейская история последних столетий. вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации свидетельствуют, по Веберу. о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одним из существенных компонентов «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса».

Рационализация, также по Веберу, — форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны.

Вебер выделяет три самых общих типа, три способа отношения к миру, в которых заключены соответствующие установки или векторы (направленности) жизнедеятельности людей, их социального действия.

Первый из них связан с конфуцианством и даосистскими религиозно-философскими воззрениями, получившими распространение в Китае; второй — с индуистскими и буддистскими, распространенными в Индии; третий — с иудаистскими и христианскими, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе и Америке. Первый тип Вебер определяет как приспособление к миру, второй — как бегство от мира, третий — как овладение миром. Этими разными видами мироощущения и образа жизни и задается направление последующей рационализации, то есть разных способов движения по пути социального прогресса.

Весьма важный аспект в творчестве Вебера — изучение базовых отношений в социальных ассоциациях. В первую очередь, это касается анализа отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.

Из применения понятия «социального действия» к политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного (признанного) господства:

  • легальный , — в котором как управляемые, так и управляющие, подчиняются не какой-то личности, а закону;
  • традиционный — обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
  • харизматический — основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Социология, по мнению Вебера, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, от политических, экономических, идеологических влияний.

Социальное действие

Социа́льное де́йствие - "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него" . Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер . Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков: нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм). волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды) наличие знаковых механизмов регуляции. Любое социальное действие представляет собой систему, в которой можно выделить следующие элементы: субъект действия, воздействующий индивид или общность людей; объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие; средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое изменение; результат действия - ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие. Следует различать два следующих понятия: «поведение» и «действие». Если поведение - это ответная реакция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или намеренным, осознанным), то действие - это только некоторые виды поведения. Социальные действия - это всегда преднамеренные комплексы поступков. Они связаны с выбором средств и направлены на достижение определенной цели - изменения поведения, установок или мнений других индивидов или групп, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому конечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия. Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть (по Веберу):

1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели,

2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционным; то есть основанным на длительной привычке. 1. Чисто традиционное действие, подобно чисто реактивному подражанию, находится на самой границе, а часто даже за пределом того, что может быть названо «осмысленно» ориентированным действием. Ведь часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систематизации поведения не только в качестве пограничного случая, но и потому, что верность привычке может быть здесь осознана различным образом и в различной степени (об этом ниже). В ряде случаев этот тип приближается к типу № 2. 2. Чисто аффективное действие также находится на границе и часто за пределом того, что «осмысленно», осознанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Если действие, обусловленное аффектом, находит свое выражение в сознательной эмоциональной разрядке, мы говорим о сублимации. В таком случае этот тип уже почти всегда близок к «ценностной рационализации», или к целенаправленному поведению, или к тому и другому. 3. Ценностно-рациональная ориентация действия отличается от аффективного поведения осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Общее их свойство заключается в том, что смысл для них состоит не в достижении какой-либо внешней цели, а в самом определенном по своему характеру поведении как таковом. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности, блаженном созерцании или снять напряжение любых других аффектов, какими бы низменными или утонченными они ни были. Чисто ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности «предмета» любого рода. Ценностно-рациональное действие (в рамках нашей терминологии) всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым видит свой долг данный индивид. Лишь в той мере, в какой человеческое действие ориентировано на них - что встречается достаточно редко и в очень различной, большей частью весьма незначительной степени, - можно говорить о ценностно-рациональном действии. Как станет ясно из дальнейшего изложения, значение последнего настолько серьезно, что позволяет выделить его в особый тип действия, хотя здесь и не делается попытка дать исчерпывающую в каком-либо смысле классификацию типов человеческого действия. 4. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам и, наконец, отношение различных возможных целей друг к другу, то есть действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно. Выбор между конкурирующими и сталкивающимися целями и следствиями может быть в свою очередь ориентирован ценностно-рационально - тогда поведение целерационально только по своим средствам. Индивид может также включить конкурирующие и сталкивающиеся цели - без ценностно-рациональной ориентации на «заповеди» и «требования» - просто как данные субъективные потребности в шкалу по степени их сознательно взвешенной необходимости, а затем ориентировать свое поведение таким образом, чтобы эти потребности по возможности удовлетворялись в установленном порядке (принцип «предельной полезности»). Ценностно-рациональная ориентация действия может, следовательно, находиться в различных отношениях с целерациональной ориентацией. С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, и тем иррациональнее, чем больше она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей степени принимает во внимание последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведения как такового (чистота убеждения. красота, абсолютное добро, абсолютное выполнение своего долга). Впрочем, абсолютная целерациональность действия тоже в сущности лишь пограничный случай. 5. Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия; они являют собой созданные для социологического исследования понятийно чистые типы, к которым в большей или меньшей степени приближается реальное поведение или - что встречается значительно чаще - из которых оно состоит. Для нас доказательством их целесообразности может служить только результат исследования.

Примечания

Литература

  • Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.
  • Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2001. № 3.
  • Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000.
  • Эфендиев "Общая социология"

Смотри также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальное действие" в других словарях:

    Форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д.… … Философская энциклопедия

    См. Действие социальное. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия

    Единица социальной реальности, выступающая ее конституирующим элементом. Понятие С.Д. введено М. Вебером: действием оно является постольку, поскольку действующий индивид (индивиды) связывает с ним субъективный смысл, а социальным поскольку по… … Новейший философский словарь

    Социальное действие - (см. Действие социальное) … Экология человека

    Форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410) … Большая советская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПЦИЯ … Социология: Энциклопедия

    Социальное действие - поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированный на другого человека … Социология: словарь

    Социальное действие - ♦ (ENG social action) корпоративная деятельность в целях социальных перемен. Индивиды и церкви часто вовлекаются в С. д. в попытках сохранения справедливости, мира или чего то еще, что исходит из христианской благой вести … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ЗНАЧИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ или ЗНАЧИМОЕ ДЕЙСТВИЕ - (meaningful social action or meaningful action) см. Действие или деятельность, Интерпретация; Verstehen; Герменевтика; Интерпретативная социология … Большой толковый социологический словарь

    См. Социальное действие. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ … Философская энциклопедия

Наша жизнь являет картину действующих людей: одни трудятся, другие учатся, третьи женятся и т. д. Разнообразные виды действия (поведения, деятельности) представляют собой сознательную последовательность операций, направленных на удовлетворение каких-то потребностей. — это конкретная система действий людей в природной и общественной среде. Анализ социальных действий, возникающих на их основе социальных связей и систем, является главной проблемой социологии.

Действие субъекта характеризуется следующими чертами:

  • оно определяется отношением между субъектом и ситуацией;
  • включает три вида мотивов- ориентаций — катектическое (потребностное), когнитивное (познавательное), оценочное (сравнительное, моральное);
  • нормативно (реализует нормы, находящиеся в памяти);
  • целенаправленно (направляется представлением о предполагаемом результате действия);
  • включает выбор предметов, средств, операций и т. п.;
  • завершается результатом, который соответствует или не соответствует цели и потребности.

Например, вы идете по улице; вдруг пошел дождь; возникает потребность не промокнуть; у вас есть зонт, рядом находится крыша и т. п.; кругом много людей; вы решаетесь осторожно вынуть зонт, поднять его над головой и открыть, чтобы не задеть других; защищаете себя от дождя и испытываете состояние удовлетворения.

Диалектика потребностей субъекта и ситуации, в которую входит предмет потребления, образует сущность социального действия. Среди мотивов людей главным обычно становится один, а остальные играют подчиненную роль. Возникают преимущественно потребностные, познавательные, оценочные по своим мотивам типы действий людей, связанные с их потребностями. В первом типе действия ведущими являются потребности ные ориентации, связанные с удовлетворением какой-то потребности. Например, студент испытывает голод и удовлетворяет его имеющимся предметом (пищей). Во втором типе действия ведущими становятся познавательные мотивы, а потребностный и оценочный мотивы отодвигается на второй план. Например, студент, не испытывая чувства голода, познает, оценивает, выбирает имеющиеся предметы потребления. В третьем типе действия преобладает оценочный мотив , когда происходит опенка разных предметов с точки зрения наличной потребности. Например, студент выбирает среди различной пиши ту, которая его больше устраивает.

Важнейшим элементом действия человека является ситуация. Она включает в себя: 1) предметы потребления (хлеб, учебники и т. п.); средства потребления (посуда, настольная лампа и т. п.); условия потребления (помещение, свет, тепло и т. п.); 2) ценности общества (экономические, политические, духовные), с которыми вынужден считаться действующий человек; 3) других людей с их характерами и действиями и т. п., оказывающих влияние (положительное или отрицательное) на действия людей. Ситуация, в которую включен человек, конкретизирует его потребности и способности, а также статусы — роли, которые человек реализует в действиях. Ее нужно проанализировать (осмыслить), чтобы создать программу действия, ведущую к реализации потребности. В действии участвуют люди, для которых ситуация имеет значение, т. е. они знают ее предметы и умеют с ними обращаться.

В находится набор норм (образцов и правил поведения, ролей), с помощью которых можно удовлетворить потребность в соответствии с имеющимися ценностями. Они составляют опыт человека, накопленный за время социализации. Это программы утренней зарядки, проезда на учебу, процесса учебы и т. п. Таких программ, в которых проявляется социальный статус и роли человека на данном этапе его развития, много. Задача состоит в выборе из них, соответствующем потребности, ценности, ситуации. Очевидно, что одни и те же нормы можно использовать ради разных потребностей и ценностей. Например, поездка на транспорте может быть вызвана как желанием оказать помощь товарищу, так и намерением кого-то ограбить.

Анализ ситуации в связи с актуальной потребностью происходит с помощью ментальности. С ее помощью происходит:

  • узнавание предметов ситуации, их оценка как полезных, нейтральных, вредных, формирование интересов ;
  • актуализация имеющихся в памяти знаний, ценностей, норм поведения;
  • формирование цели и программы действия, включающей начало, последовательность и т. п. операций, из которых состоит действие;
  • адаптация наличных средств для реализации намеченной цели;
  • реализация разработанной программы в данной ситуации и ее корректировка на основе обратной связи;
  • получение какого-то результата в виде изменения ситуации и приобретения предмета потребности.

Интерес представляет собой промежуточную на пути к потребности цель-стремление (представление о каком-то предмете потребления и желание его добыть), которая становится критерием оценки ситуации (предметов, условий, людей и т. п.) и формирования программы, добывающей предмет потребления деятельности человека. Например, у вас возникла потребность в квартире. Эта потребность может выражаться: а) в выборе имеющихся на рынке квартир; б) строительстве нужной квартиры. В первом случае мы имеем познавательный и оценочный интерес, а во втором — познавательно-оценочно-производящий.

Потребность и интерес — взаимосвязанные механизмы регуляции разных этапов деятельности. Интерес может стать потребностью по отношению к другому интересу, т. е. побуждением относительно самостоятельного действия, если деятельность человека состоит из многозвенной системы действий. Например, у человека возникает потребность в жилье, которая вызывает интересы к кредиту, строительным фирмам, месту застройки и т. п. Каждый из них может стать потребностью по отношению к последующему интересу и связанному с ним действию.

Цель (действия), возникающая в результате осмысления потребности и ситуации, является итогом потребностной (на удовлетворение), познавательной (анализ ситуации), оценочной (сравнение потребности и ситуации), моральной (по отношению к другим) ориентации. Она предполагает программу действий, разработанную с учетом перечисленных мотивов. В простейшем случае целью является потребность (представление о предмете потребления), выступающая мотивом деятельности. В более сложном случае целью становится представление о промежуточном результате деятельности, ведущем к какой-то потребности. Например, мотивом может быть представление о защите от дождя и программа использования зонта в толпе, быстро возникшая в голове и поведении человека.

Таким образом, потребность, интерес, ценность, цель — это разные социально-психологические знания и механизмы разных этапов действий: потребления чего-то, добывания его, учета потребностей других людей и т. и. Потребность — это глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. Интерес — это менее глубокое психологическое и более информационное, рациональное побуждение, ориентация действия. Ценность — это еще менее глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. А самым неэмоциональных мотивом выступает просто цель действия, представление о каком-то результате.

Внутренние, субъективные факторы (потребности, интересы, ценности, цели и т. п. мотивы ), а также действия по их узнаванию, оценке, выбору и т. п. человека образуют механизм мотивации действия. Внешние, объективные факторы (предметы, орудия, другие люди ит. п. стимулы) образуют механизм стимулирования действия. Действие человека определяется диалектикой мотивов и стимулов и включает в себя:

  • потребность или интерес — источник человеческой активности;
  • актуализацию в памяти ценностей и норм поведения;
  • формирование цели и программы действия в наличной ситуации;
  • адаптацию к цели в уме наличных физических и материальных ресурсов ситуации;
  • реализацию цели на основе обратной связи в процессе действия в конкретной ситуации;
  • изменение ситуации и достижение (или недостижение) предмета потребности, а значит, удовлетворения (или неудовлетворения).

В самом общем виде модель социального действия включает в себя следующие основные части. Во-первых, мировоззрение, ментальность, мотивацию человека можно назвать исходной (субъективной) частью, в которой содержится накопленный субъектом опыт, потребности, интересы, ценности, цели. Во-вторых, ситуация действия, включающая предмет, орудия, других людей и т. п., выступающая предпосылкой формирования и удовлетворения потребности. Ситуацию можно назвать вспомогательной частью социального действия. В-третьих, последовательность практических операций можно назвать базисной частью социального действия, потому что она представляет единство исходного и вспомогательного, объективного и субъективного, ведет к производству предмета потребления и удовлетворению потребности.

Эту модель социального действия мы применим в дальнейшем ко всем структурным элементам общества: общественным системам, формациям, цивилизациям. Она связана с понятием самоуправляющейся системы. Такой методологический подход позволит увидеть в деятельности людей, общественных системах, формациях, цивилизация, типах обществ некий инвариант, помогающий понять эти сложные, развивающиеся и взаимосвязанные системы.

Мотивационный механизм

Социальные потребности, интересы, цели делятся на индивидуальные, групповые, общественные (институциональные) в зависимости от социального субъекта, выступающего их носителем. Индивидуальными являются демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности, интересы, цели, присущие данному индивиду. Массовыми являются типичные и характерные потребности, интересы, цели данной социальной группы (учебной, военной и т. п.), социального класса, этноса и т. п. Общественными являются потребности, интересы, цели данной социальной системы, формации, цивилизации, регулируемые соответствующим социальным институтом: семьи, банка, рынка, государства и т. п.. Они включают в себя потребности этого института как социального целого в рамках общественного разделения труда. Например, потребностью армии как социальной системы и института является дисциплина, военная мощь, победа и т. п.

Человек объединяет в себе индивидуальные потребности и общественные интересы, которые проявляются в нем в качестве общественных ценностей. Например, в советском обществе ориентация на фактически бесплатную работу (номинальная общественная ценность) вступала в противоречие с демосоциальными потребностями в пище, одежде и т. и. Индивидуальные потребности и общественные ценности тесно взаимосвязаны, образуя в единстве ментальный механизм , управляющий действием человека. Между потребностями и ценностями людей часто возникают конфликты. Простейшие виды действия (умывание, поездка в транспорте и т. п.) он выполняет почти автоматически, а в сложных вилах действий (брак, работа и т. и.) потребности и ценности обычно становятся предметами самостоятельного ментального анализа и требования их согласовать.

Потребности людей имеют во многом психологическую основу, а ценности — духовную, представляют какую-то культурную традицию (в России, например, ориентация на социальное равенство). Общественная ценность относит человека к какой-то общности. Она порождает общественный интерес, представляющий познавательно-оценочно-моральный механизм регуляции действий людей, основанный на экономических, политических, духовных ценностях , существующих в данном обществе. Этот интерес образует предпосылку для реализации экономических, политических, духовных потребностей, представляющих механизмы деятельности общественных систем, формаций, цивилизаций , которые мы рассмотрим ниже.

Блага и ценности выполняют роль ориентиров в окружающем мире, помогая избежать вредного, злого, безобразного, ложного. Они носят социально-классовый характер, различаются у разных социальных общностей: этнических, профессиональных, экономических, территориальных, возрастных и т. и. Например, многое из того, что является благом и ценным для молодежи, для стариков интереса не представляет. В мире сформулированы некоторые общечеловеческие блага и ценности: жизнь, свобода, справедливость, творчество и т. п. В демократических, правовых, социальных государствах они принимают форму правовых норм.

Выделил систему основных общественных и индивидуальных потребностей (и интересов) — ориентаций, которые субъект использует в процессе выбора варианта действия. Они представляют собой пары — возможности выбора, в частности, между:

  • ориентацией только на собственные потребности или на необходимость учитывать в своем поведении интересы коллектива («ориентация на себя — ориентация на коллектив»);
  • ориентацией на удовлетворение непосредственных, сиюминутных потребностей или на отказ от них ради перспективных и важных потребностей;
  • ориентацией на социальные характеристики другого индивида (должность, богатство, образованность и т. п.) или на имманентно присущие качества (пол, возраст, внешний вид);
  • ориентацией на какое-то общее правило (бескорыстность, меркантильность и т. п.) или на специфику ситуации (ограбление, помощь слабому и т. п.).

Борьба потребностей (и интересов) в человеке — это острая и чаше всего невидимая для других сторона его жизнедеятельности. Она происходит на разных уровнях его психики: бессознательном, сознательном, духовном. Важно обратить внимание, в каких многообразных вариантах формируется мотивация и интерес субъекта. На выбор человеком мотива поведения влияет ряд общих обстоятельств: ситуация, нравственная культура, принятая в обществе система ценностей (духовная культура). Разработать какую-то формулу выбора мотива данным человеком в конкретной ситуации невозможно.

Духовная культура общества, класса, социального круга и т. п. различаются и по-разному они влияют на мотивацию человека, его интересы: например, культура мусульманская и православная, сельская и городская, рабочая и интеллигентская. Они во многом определяют типичный для данного общества, социального слоя, группы индивидуальный выбор. В ходе исторического развития разных культур, социального отбора (селекции) крайние варианты ориентаций «на себя» (капитализм) и «на коллектив» (социализм) были отброшены. Они вели в обществе или к хаосу, или тоталитаризму.

В зависимости от ценностей действия людей можно разделить на (1) нейтральные; (2) социальные; (3) асоциальные (девиантные). Нейтральным является такое поведение человека, которое не мотивировано ориентацией на других, т. е. на общественные интересы. Например, вы идете по полю; пошел дождь; вы открыли зонтик и защитили себя от промокания.

Социальным является поведение, ориентированное на других, учитывающее общественные потребности. Выражением таких потребностей являются религиозные, моральные и правовые нормы, обычаи, традиции . В них закреплен опыт человечества, и человек, приученный их соблюдать, следует им, не задумываясь об их смысле. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы посмотрели вокруг и осторожно открываете зонт, чтобы не навредить другим. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств — своеобразная плата, которую люди платят за спокойные, надежные условия удовлетворения своих потребностей.

Асоциальным (девиантным) является действие, в результате которого вы сознательно или ненамеренно игнорируете и ушем- ляете потребности другого человека в результате своего поведения. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы, не оглянувшись, открыли зонтик и поранили идущего рядом человека.

Типы социального действия

В состоянии потребности человек располагает системой ожиданий, которые относятся к наличной ситуации и ее объектам. Эти ожидания организованы потребностной, познавательной, оценочной мотивацией в отношении ситуации. Например, потребность защититься от дождя зависит от местоположения человека, наличия зонтика и т. п. Если в ситуацию входят другие люди, то ожидание — готовность к действию — зависит от их возможных реакций-действий. Элементы ситуации имеют для людей значения (знаки) ожиданий, которые сказываются на наших действиях.

В обществе и в человеке различают следующие мотивы поведения и ориентации: 1) когнитивный (познавательный), предполагающий получение разнообразных знаний в процессе обучения; 2) потребностный - ориентации в ситуациях, которые возникают в процессе социализации (демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности); 3) оценочный, который согласует потребностные и когнитивные мотивы человека в конкретной ситуации, — например, согласование знаний об устройстве на работу и потребности работать по полученной в университете профессии на основе критериев зарплаты, престижа, профессиональных знаний и т. п.

Действия людей можно дифференцировать в зависимости от соотношения в них когнитивной, потребностной и оценочной составляющих. Прежде всего, можно отказаться от сиюминутных потребностей ради перспективных. Например, человек ориентированный на окончание вуза, отказывается от других целей, интересов, потребностей. Далее, задавая какую-то цель, человек может отдать предпочтение выбору условий ее реализации, на время отвлекаясь от возможности ее удовлетворения. Здесь преобладают интересы когнитивные и оценочные. Человек может также сконцентрироваться на упорядочении — приоритете своих мотивов. В этом случае он познает и оценивает не ситуацию, а свои потребности и интересы. Результатом такого самоанализа является упорядочение во времени и пространстве собственных потребностей и интересов. И, наконец, человек может сконцентрироваться на моральных мотивах, тогда критерием оценки становятся добро и зло, честь и совесть, долг и ответственность и т. п. ценности.

Вебер выделил целерациональный, ценностнорациональный, аффективный и традиционный тины действия. Они различаются содержанием и соотношением субъективных элементов поведения — о них речь шла выше. При анализе этих типов действия мы отвлекаемся от ситуации, в которой действует индивид: она как бы «остается за кадром» или учитывается в самом общем виде.

«Целерационально действует тот индивид, — пишет М. Вебер, — чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действия, кто рационально рассматривает отношение средств к цели по побочным результатам, т. е. действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно», т. е. не на основе той или иной традиции, привычки. Такое действие характеризуется ясным пониманием, во-первых, поставленной цели: например, студент хочет получить во время обучения профессию менеджера. Во-вторых, его характеризует выбор путей и средств, адекватных поставленной цели. Если студент не будет посещать лекций и готовиться к семинарам, а будет заниматься спортом или подрабатывать, то такое действие не целерационально. В-третьих, здесь важна цена полученного результата, возможные негативные последствия. Если профессия менеджера обойдется студенту утратой здоровья, то такое действие нельзя считать целерациональным. В этой связи громадная цена, заплаченная за победу (пиррова победа), снижает целерациональность последней.

Таким образом, в целерациональных действиях цель, ее средства, предполагаемые результаты (позитивные и негативные) просчитываются (мысленно моделируются). Здесь нет аффекта, привязки к традиции и т. п., а есть свобода мышления и поведения. Именно поэтому протестантская этика, а не частная собственность, по мнению М. Вебера, создала капитализм: в начале возникло целерациональное поведение; затем оно приобрело ведущее положение в аграрно-рыночной формации; наконец, возникло капиталистическое действие, ориентированное на прибыль и накопление капитала. Целерациональных людей всюду было немало, но только в Западной Европе они получили возможность самовыражения и развития вследствие стечения множества обе гоятел ьс гв.

Цен ноет нерациональные действия реализуют верования и убеждения людей, невзирая на ущерб, который они вызывают. Это действие несвободно по отношению к верованиям, традициям и обычаям, а значит, и к ситуации, в которой находится деятель. В силу ряда природных (размер территории и климат), исторических (деспотизм и т. п.) и социальных (господство общины) обстоятельств именно этот тип социального действия стал преобладающим в России. Вместе с ними возник и стал воспроизводиться своеобразный патриархально-авторитарный менталитет, включающий в себя определенные верования — убеждения, ценности, типы мышления. Такой тип ментальности и поведения возник в медленно меняющихся (и постоянно воспроизводимых) природных и социальных условиях.

Ценностнорациональное действие подчиненно (регулируется) определенным требованиям (ценностям), принятым в данном обществе: религиозная норма, нравственный долг, эстетический принцип и т. п. Для индивида в этом случае не существует какой-либо рациональной цели. Он строго ориентирован на свои убеждения о долге, достоинстве, красоте. Ценностнорацио- нальное действие, согласно Веберу, всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым данный человек видит свой долг. Например, мусульманин должен жениться только на мусульманке, большевики считали настоящими людьми преимущественно пролетариев и т. п. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; принимая решения, он ориентируется на ценности, принятые в обществе.

В традиционном действии деятель ориентируется на других в форме обычая, традиции, обряда, существующего в данной социальной среде и обществе. Например, девушка выходит замуж потому, что ей исполнилось определенное количество лет. Традиционным являлись в советское время субботники, комсомольские собрания и т. п. О таких действиях не думают, зачем они, их исполняют по привычке.

Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта. Оно характеризуется минимальными значениями рефлексии сознания, его отличает стремление к немедленному удовлетворению потребности, жажды мести, влечения. Примеры такого действия — преступления в состоянии аффекта.

В реальной жизни встречаются все перечисленные типы социальных действий. Что касается индивида, то в его жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, а также привычной ориентации на долг перед товарищами, родителями, отечеством. При всей привлекательности и даже в чем-то романтической возвышенности целерационального действия, оно никогда не может и не должно стать чрезмерно распространенным — иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Но чем чаще при решении сложных проблем жизни человек будет целерационален, тем выше вероятность, что он сам и общество будут развиваться эффективно.

Мы определили , изучающую поведение людей в определенной природной и общественной среде. Мировоззрение, ментальность, мотивация человека в единстве с условиями (средой) его жизни образуют образ жизни человека, являющийся непосредственным предметом социологического анализа. Он представляет собой совокупность видов жизнедеятельности людей в определенной природной и общественной среде, раскрывающую, какие действия и поступки совершают люди, как они связаны и во имя чего совершаются. Образ жизни человека включает в себя: 1) мировоззрение, ментальность, мотива- ционный механизм, побуждающий и ориентирующий его в мире (вспомогательная система); 2) систему статусов и ролей (базисная); 3) совокупность разных форм жизнедеятельности, типичных для данного общества (демосоциальная, профессиональная, образовательная, политическая, научная и т. п.), среди них какая-то занимает ведущее место (как исходная система). Таким образом, мировоззрение, ментальность, мотивация, образ жизни — важнейшие понятия социологии.