Ремизов Алексей Михайлович: биография, избранные произведения и особенности творчества. Алексей михайлович ремизов биография Ремизов произведения

Алексей Михайлович Ремизов (24 июня (6 июля) 1877, Москва - 26 ноября 1957, Париж) - русский писатель. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе.

Биография

Первые годы

Родилcя в московской купеческой семье. Его троюродная сестра Мария Васильевна Ремизова - мать русского ботаника Константина Пангало.

Мать писателя Мария Александровна Найдёнова была сестрой известного промышленника и общественного деятеля Н. А. Найдёнова.

С детских лет Алексей Ремизов был большим выдумщиком и фантазёром. В возрасте 7-ми лет он записал со слов няни рассказ о пожаре в деревне - это был его первый реалистический рассказ. Позднее работа с «чужим словом» трансформировалась в особую авторскую манеру - творчество «по материалу». Тогда же он решил стать писателем.

В 1895 году Алексей Ремизов окончил Московское Александровское коммерческое училище и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Студентом был по ошибке арестован за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослан на север России (Пенза, Вологда, Усть-Сысольск). Вернувшись из ссылки в 1905 году в Санкт-Петербург, Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи»), роман («Пруд») и повести («Часы», «Пятая язва»), драматургические произведения в духе средневековых мистерий («Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан»; в 1908 г. в театре Комиссаржевской представлено «Бесовское действо»). Писателя причисляли к символизму (и более широко - модернизму), хотя сам Ремизов не позиционировал себя как символист.

В годы революции

В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде, хотя политически был настроен антибольшевистски (сам он был близок к кругам эсеров). Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию - «временно», как верил писатель, однако вернуться обратно ему было не суждено.

В эмиграции

В ноябре 1923 года Ремизов переехал, в связи с экономическим кризисом, из Берлина в Париж, в котором провёл всю свою оставшуюся жизнь. В эмиграции Ремизов продолжал много писать (наиболее известными стали его художественные воспоминания о жизни в Петербурге и революции - «Взвихрённая Русь», и «Подстриженными глазами»), однако печататься становилось с каждым годом труднее. Ремизов участвовал в издании журнала «Вёрсты» (Париж, 1926-1928), в котором публиковались некоторые его произведения. С 1931 года публикация книг Ремизова почти совсем прекратилась. Его друзья и поклонники основали специальное небольшое издательство «Оплешник» в 1953 году, позволившее писателю издавать новые книги.

В конце жизни получил советское гражданство. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Жена (с 1903 года) - Серафима Павловна Ремизова-Довгелло (1876-1943), палеограф.

Основные произведения

  • «Лимонарь» (1907)
  • «Посолонь» (1907)
  • «Бесовское действо» (1907)
  • «Часы» (СПб, 1908)
  • «Пруд» (1908)
  • «Трагедия о Иуде, принце Искариотском» (1908)
  • «Неуемный бубен» (1909)
  • «Крестовые сестры» (1910)
  • «Действо о Георгии Храбром» (1910)
  • «Пятая язва» (1912)
  • «Собрание сочинений в 8 т.» (1910-1912)
  • «Слово о погибели русской земли» (1917)
  • «Царь Максимилиан» (1919)
  • «Царь Додон» (1921)
  • «Россия в письменах» (1922)
  • «Кукха» (1923)
  • «Взвихрённая Русь» (1926)
  • «В розовом блеске» (1952)
  • «Галстук» (1922)
  • «Сила Руси» (1911)

Творчество

«Живой сокровищницей русской души и речи» называла его творчество Марина Цветаева. Его отличает чрезвычайно яркое и образное восприятие мира.

24 июня (6 июля по новому стилю) 1877 г. в семье московских купцов родился русский писатель, один из лучших стилистов в русской литературе, Алексей Михайлович Ремизов. В период обучения в Московском университете, куда Ремизов поступил на естественное отделение физико-математического факультета, будущий писатель участвовал в студенческих волнениях. Это обернулось шестилетней ссылкой в Пензу, Вологду и Усть-Сысольск. Писательский дебют произошел в 1897 г., а первая книга, в которой были обработки апокрифов и народных сказок, вышла под названием «Посолонь» 1907 г., после возвращения из ссылки и переезда в Петербург. После выхода в 1908 г. романа «Пруд» за Ремизовым закрепилась репутация «великого жалостника», по словам А. Блока, и преемника Достоевского в русской литературе.

В раннем творчестве Ремизова прослеживается отчетливое влияние символизма, в первую очередь, Андрея Белого. Но определяющим для Ремизова оказался интерес к русскому духовному наследию и славянской мифологии, к памятникам народной культуры и старопечатным книгам. Это заметно в его сборнике «Лимонарь» и пьесе «Бесовское действо», опубликованным в 1907 г., и в других публикациях, появившихся в эмиграционный период жизни писателя в виде переработок русских старинных легенд (сборник 1951 г. «Бесноватые» и другие).

В 1951 г. вышла автобиография Ремизова «Подстриженными глазами», где он рассказал о важности для своего творчества идеи прапамяти, или «сна», которая легка в основу конструкции многих произведений писателя. Несмотря на то, что в своих дореволюционных романах Ремизов поднимал социальную проблематику (романы 1910 г. «Крестовые сестры» и «Неуемный бубен»), своеобразие его творчества отчетливо видно именно в переработках фольклорного материала и апокрифов. По словам самого Ремизова, эти его произведения стали «новой формой повести» с целой страной в качестве главного действующего лица и временем действия, растянутым на много веков. Однако эта «новая повесть» всегда, особенно если речь шла о революционных событиях, базировалась на документальном материале, достоверном и обширном, а действующими лицами всегда были реальные исторические персонажи под собственными именами. Именно так написана автобиографическая книга 1927 г.

«Взвихренная Русь» - одно из главных произведений Ремизова эмиграционного периода. Поэтика житийной литературы с ее мотивами мытарства, бесприютности, отторжения неправедного мира и духовного очищения соседствует с созданным автором образом русского лихолетья, где присутствуют Мережковский, Блок, философ Л. Шестов, а также Пришвин.

Ремизов неоднократно писал о революции. Он высказал свое к ней отношение в опубликованном вскоре после октября 1917 г. на страницах эсеровской газеты «Воля народа» произведении «Слово о погибели Русской Земли». В нем видны реминисценции древнерусского плача по разоренной татаро-монголами в 1237 г. русской земле. Во «Взвихренной Руси» Ремизов, оказавшийся в период «красного террора» под арестом и в кратковременном заключении, описывал время, когда мечты человека о свободе переплелись с погромом и бесчинствами.

И во «Взвихренной Руси», и в «Подстриженными глазами», образующими автобиографический диптих, повествование выстроено как компиляция общественно значимых событий (прибытие в Петроград Ленина весной 1917 г.), перемежающаяся частными свидетельствами самого разного рода: здесь и разговоры в очередях, и сцены издевательства над разоруженными городовыми толпы. Произведение фрагментарно, оно совмещает летописное повествование с картинами тягот и невзгод жизни самого Ремизова, с его снами и видениями, с потоком сознания повествователя, «заклинаниями» и зарисовками «взвихренной» будничной жизни. Выбранная для повествования форма сказа органично воплощает эту концепцию, в которой субъективность восприятия подчеркивается построением рассказа. Для Ремизова характерна эта стилистика и такое композиционное решение, они прослеживаются в его мемуарах «Встречи» (1981 г.), в изданном посмертно романе «Учитель музыки» (1983 г.), а также в частично опубликованной повести «Иверень» (1986 г.), также автобиографической.

Ремизов эмигрировал из России в 1921 г., в период гражданской войны. Мотив разлуки, тоже характерный для сюжетов древнерусской литературы (повести «О Петре и Февронии» и «О Бове Королевиче»), имеет у Ремизова личный смысл в таких его произведениях, как повесть «Оля» (1927 г.) и роман «В розовом блеске» (1952 г.). В них отражена трагичная история семьи писателя: единственная дочь осталась в России, и в 1943 г. умерла в Киеве, и тогда же скончалась С. П. Довгелло, жена Ремизова. Писатель, опираясь на предания и легенды, реконструировал картины народного духа и выражал религиозные верования, которые зачастую расходились с официальным православным каноном. Это заметно во многих его «эмиграционных» произведениях: в «России в письменах» (1922 г.), сборнике размышлений и «снов» о русской духовности и ее отражении в русской классической литературе, в особенности в творчестве Гоголя, Тургенева и Достоевского. Эта тема выходит на первый план в книге 1954 г. «Огонь вещей».

Стилистика Ремизова, оригинальная и изощренная, вызывала ожесточенные споры о целесообразности выбранных писателем художественных решений и о том, являются ли они искусственными или плодотворными. Одни (к примеру, критик Г. Адамович) оценивали книги Ремизова как имитацию «допетровской старины», имевшую своей целью применение архаических приемов, к которым писатель был неравнодушен. Другие авторы, такие как художник Добужинский, говорили о даровании Ремизова как игровом и усматривали прямую связь между особенностями его социального поведения и его прозы. В доме Ремизова обои были расписаны персонажами русского фольклора, атмосфера его быта напоминала «колдовское гнездо», а гости Ремизова получали грамоты с указанием членства в его «Великой и вольной обезьяньей палате». Есть и третья точка зрения, выраженная, в частности, философом И. Ильиным: он говорил о Ремизове как о «юродивом» в культуре, человеке образованном и умном, художественно одаренном и обладающем особым и значительным видением.

Творчество Ремизова оказало значительное влияние на творчество многих русских писателей 1920-х гг.: Пришвина, Вяча, Леонова, Шишкова и других. Они были приверженцами «орнаментальной прозы», и в их произведениях чувствуются отголоски ремизовской стилистики.

Алексей Михайлович Ремизов умер 26 ноябра 1957 г. в Париже и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Особое значение в его творческом наследии имеет целая автобиографическая эпопея, которая начинается повестью «Иверень», продолжается «Петербургским буераком», «Взвихренной Русью» и «Учителем музыки», и заканчивается произведением «Сквозь огонь скорбей». Эпопея охватывает период с 1897 по 1943 гг. и содержит не только жизнеописание Ремизова, но и картины общественной жизни. На страницах всех своих произведений Ремизов выступает и как летописец, и как сказочник, и как изобретатель кошмара повседневности. Он органично соединял две стороны бытия и видел в этом свою принципиальную задачу, и остался в памяти как прекрасный писатель и уникальный по своему дарованию русский стилист.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Ремизова Алексея Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Алексе́й Миха́йлович Ре́мизов (24 июня (6 июля н. ст.) 1877, Москва - 26 ноября 1957, Париж) - русский писатель. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе. Биография
Первые годы

А. М. Ремизов происходил из московской купеческой семьи. Его мать - Мария Александровна Найдёнова была сестрой известного промышленника и общественного деятеля Н. А. Найдёнова. Окончил в 1895 году Московское Александровское коммерческое училище и поступил на Физико-математический факультет Московского университета. Студентом был по ошибке арестован за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослан на север России (Пенза, Вологда, Усть-Сысольск). Вернувшись из ссылки в 1905 году в Санкт-Петербург, Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи»), роман («Пруд») и повести («Часы», «Пятая язва»), драматургические произведения в духе средневековых мистерий («Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан»). Писателя причисляли к символизму (и более широко - модернизму), хотя сам Ремизов не позиционировал себя как символист.

С детских лет Алексей Ремизов был большим выдумщиком и фантазером. В возрасте 7-ми лет Алексей со слов няни записал рассказ о пожаре в деревне. Это был его первый реалистический рассказ. Позднее работа с «чужим словом» трансформировалась в особую авторскую манеру - творчество «по материалу». Позднее автор создал собственные переложения апокрифических легенд, сказок: «Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье».
В годы революции

В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде, хотя политически был настроен антибольшевистски (сам он был близок к кругам эсеров). Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию - «временно», как верил писатель, однако вернуться обратно ему было не суждено.

Мы все рождаемся в мире, чтобы нас ласкала царевна Мымра, но всех нас пожирает зловонная змея Скарапея, - таков грустный смысл ремизовских книг.

В эмиграции

В ноябре 1923 года Ремизов переехал, в связи с экономическим кризисом, из Берлина в Париж, в котором провёл всю свою оставшуюся жизнь. В эмиграции Ремизов продолжал много писать (наиболее известными стали его художественные воспоминания о жизни в Петербурге и революции - «Взвихрённая Русь», и «Подстриженными глазами»), однако печататься становилось с каждым годом труднее. С 1931 года публикация книг Ремизова почти совсем прекратилась. Его друзья и поклонники основали специальное небольшое издательство в 1953 году, позволившее писателю издавать новые книги.

В конце жизни получил советское гражданство. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Жена (с 1903 года) - Серафима Павловна Ремизова-Довгелло (1876-1943), палеограф.

Основные произведения
«Лимонарь» (1907)
«Посолонь» (1907)
«Бесовское действо» (1907)
«Часы» (1908)
«Пруд» (1908)
«Трагедия о Иуде, принце Искариотском» (1908)
«Неуемный бубен» (1909)
«Крестовые сестры» (1910)
«Действо о Георгии Храбром» (1910)
«Пятая язва» (1912)
«Собрание сочинений в 8 т.» (1910-1912)
«Слово о погибели русской земли» (1917)
«Царь Максимилиан» (1919)
«Царь Додон» (1921)
«Россия в письменах» (1922)
«Кукха» (1923)
«Взвихрённая Русь» (1926)
«В розовом блеске» (1952)

Творчество

«Живой сокровищницей русской души и речи» называла его творчество Марина Цветаева. Его отличает чрезвычайно яркое и образное восприятие мира.

Первая печать

Первая публикация произведения А. М. Ремизова состоялась в 1902 году. Вологодская газета «Курьер» под псевдонимом «Н. Молдаванов» напечатала его «Плач девушки перед замужеством», восходящий к зырянскому фольклору.

Киевский период в жизни Ремизова

В начале 1905 года он переехал в Петербург, где началась его настоящая литературная жизнь. С 1921 года он находился в эмиграции: сначала в Берлине, затем в Париже. Что Алексей Михайлович был ещё и талантливым графиком, известно не всем. Он рисовал всегда, на любом клочке бумаги. Каждое свое письмо или крохотную записку он непременно сопровождал каким-нибудь рисунком. В 1933 году в Праге экспонировалась выставка его рисунков. Его работы оценил сам П. Пикассо. В годы войны А. М. Ремизов вел «графический дневник», в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события.

Воспоминание современника:

Глеб Владимирович Чижов-Холмский вспоминает: «На своем длительном жизненном пути мне приходилось встречаться со многими интересными, даровитыми и даже знаменитыми людьми, но я никого не встречал более чуткого и доброжелательного, чем Алексей Михайлович Ремизов».

Писатель и публицист Иван Ильин так охарактеризовал творчество Ремизова:

«Вот мастер слова и живописец образов, художественный и духовный облик которого настолько своеобразен и необычен, что литературный критик, желающий постигнуть и описать его творчество, оказывается перед очень тонкой и сложной задачей. Ремизов как писатель не укладывается ни в какие традиционно-литературные формы, не поддается никаким обычным „категориям“; и притом потому, что он создает всегда и во всем новые, свои формы, а эти новые литературные формы требуют новых „категорий“ и, что ещё гораздо важнее, - требуют от читателя и от критика как бы новых душевных „органов“ созерцания и постижения.»

Творчество Ремизова привлекало внимание деятелей французской интеллектуальной элиты 40-50-х гг. Его много переводили в это время на французский язык, он выступал по радио с чтением своих произведений, был вхож в литературные салоны, о его творчестве писали крупнейшие французские газеты.

Согласно понятиям Ремизова, лицо писателя и биографию писателя достойным образом способны воспроизвести лишь легенда о нём или сказка. (Синявский А.А.. Литературный процесс в России.) Ремизов творил всю свою жизнь. Во многом его произведения являются автобиографичными.

Ремизов говорит в «Учителе музыки», что «в каждом человеке не один человек, а много разных людей». А когда его биограф, Н. Кодрянская, спросила Ремизова о его многоликости, - «Алексей Михайлович даже не удивился моему вопросу, а весело воскликнул: „Да ведь они все между собой перекликаются!“»

Внутреннее единство всех «ликов» в которых является нам Ремизов или их перекличка достигаются у Алексея Р. в значительной мере благодаря сквозному сказочному сюжету его жизни и творчества, принятому за основу.

«Еще в детстве Ремизову дали прозвище „пустая голова“, и оно прилепилось к нему до конца дней. Перед нами вариация сказочного дурака, который в свою очередь представляет собой вариацию „бедного человека“, всеми презираемого, а вместе с тем избранника сказки, самого ею любимого», пишет А. Д. Синявский.

Стиль

Его проза, тематически чрезвычайно многосторонняя, содержит элементы символизма (сгущение, уплотнение) и экспрессионизма (чрезмерность, преувеличение). Кроме средств народной поэзии, как, например, повторы и чётко выраженная ритмизация, у Ремизова можно встретить и остранение посредством стилизации устной речи (сказа), вложенного в уста вымышленного персонажа. В языке Ремизова сочетаются привязанность к древним формам русского языка и стрем­ление к обновлению поэтических средств; он использует также элементы языка русских книг XVII века, равно как диалектальную и народную лексику; при этом Ремизов неукоснительно отказывается от европейских заимствований.

Особенности прозы

Для Ремизова характерна фрагментарная композиция, соединение разрозненных эпизодов произведения. Сюжетный стержень повествования слабо ощущается, основные события затушевываются, место обобщающего изложения занимает показ частных эпизодов или деталей быта. Члены изображаемого общества, как правило, лишены внутренней связи друг с другом, они живут в одиночном заключении; здесь «человек человеку - бревно». Подобная фрагментарность реализуется и в циклах миниатюр и в жанре «tableaux» - «лит-ых картинок» - религиозных, для детей, сновидений («С очей на очи», «Кузовок», «Бредовая доля», циклы в сб. «Трава-мурава», «Посолонь» и др.).

Произведения

Ремизову принесли известность его сказки и символистские романы, - прежде всего, сборники «Посолонь» (1907), «Докука и балагурье» (1914), романы и повести «Пруд» (1905), «Часы» (1908), «Пятая язва» (1912), «Крестовые сёстры» (1910). В эмиграции Ремизов в основном писал беллетризованные мемуары, самые известные из которых «Взвихренная Русь» (1927). Ремизову также принадлежит ряд драматургических произведений («Бесовское действо», «О Иуде, принце Искариотском»). Все они вошли в академическое издание Собрания сочинений, вышедшее в 2000-2004 гг.

В «Посолони» и «Лимонаре» Ремизов как бы выдвигает свою собственную альтернативу декадентскому началу в искусстве, что было созвучно исканиям «младших символистов». Его вариант преодоления эгоцентрических тенденций в литературе оказывается близким концепции соборности искусства Вяч. Иванова.

В своих драматургических произведениях Ремизов с наиболее отчётливостью реализовал исповедуемую им «необарочную» поэтику, позволяющую совместить фарс и трагедию, неизменно-животное и возвышенно-духовное, «серафическое», инвективы к вечности и злободневные намёки. Последняя пьеса - «Царь Максимилиан» (1919) - стилевая переработка нескольких фольклорных вариантоа - ещё один акт преклонения писателя перед народным творчеством.

«Взвихренная Русь» - первая книга автобиографической эпопеи Ремизова, которая заняла основное место в его эмигрантском творчестве и в которой писатель охватит свою жизнь, - «Иверень» (1897-1905), «Петербургский буерак» (1905-1917), «Взвихренная Русь» (1917-1921), «Учитель музыки» (1923-1939), «Сквозь огонь скоробей» (1940-1943). Автобиографическая проза Ремизова во многом отличается от привычных форм данного жанра: реальные факты переплетены с авторской фантазией, композиция не линейно-хронологична, а мозаично-последовательна, подчинена лирическому импульсу.

В последних книгах писателя переосмысливаются наиболее значительные памятники нескольких тысячелетий русской и мировой культуры («Тристан и Изольда», «Савва Грудцын», «Круг счастия», «Павлиньим пером» и др.). Важнейшей темой для понимания связей Ремизова с русским и европейским авангардом явилась тема снотворчества. Она выразилась в двух книгах: «Мартын Задека» и «Огонь вещей». Последняя-это своебразное эстетическое завещание - уникальное «гипнологическое» исследование русской литературы как бы замыкает замыкает литературно-философскую эссеистику «серебряного века», посвящённой русской классике.

Собрание сочинений Ремизова (1910-1912) показало целостность художественного мира писателя, парадоксально соединившего в себе балагура и сказочника, изобретателя кошмара и ужаса повседневной действительности. Соединение двух сторон бытия было принципиально для Ремизова, который писал о центральной теме своего творчеста: «Страды мира, беда человеческой жизни - как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона - смешная».

Какие ассоциации вызывает у вас имя Алексея Михайловича Ремизова? Писатель-эмигрант – клеймо, это «сектор – приз», которым наградила наша советская литература весьма талантливого, но творившего не на российской стороне писателя. В любом учебнике литературы, представителям так называемой «волны эмиграции», подобно Владимиру Набокову, Михаилу Осоргину или Алексею Ремизову, отводится, как правило, несколько часов, возможно, до сих пор по советским пережиткам прошлого, считая их творчество «неугодным». И совершенно зря, потому как Алексей Ремизов своим сборником «Посолонь» дал «великому могучему» ничуть не меньше, чем Владимир Даль.

Не вдаваясь в биографические подробности жизни Алексея Ремизова (тем более, что почти всю его историю можно проследить в биографии главного героя романа «Пруд»), попробуем рассмотреть становление личности писателя с психологической точки зрения.

Маленький Алеша рос, мягко говоря, в атмосфере нелюбви. Мать Алексея, выйдя замуж по расчету «назло» своей бывшей несчастной любви, создала проблемы не только мужу, но и своим сыновьям, которых у нее от этого брака было пятеро (правда, один сын умер еще во младенчестве). Страдания об изломанной судьбе Марьи Александровны наложили отпечаток и на ее отношения с сыновьями: она практически ими не занималась, целыми днями читала книги, запершись в своей комнате. К слову, в романе «Пруд» нелюбовь матери к своим сыновьям принимает гипертрофированные формы и доходит до того, что запившая от несчастной жизни Варенька отказывается от своих сыновей и даже желает им смерти.

Поскольку детьми особо никто не занимался, они росли сначала на попечении прислуги, а позже в обществе фабричных рабочих и их детей. В двухлетнем возрасте с Алешей случилась беда: ударившись при падении о железную игрушечную печку, он сломал себе нос. Это впоследствии оказалось для него не только физической, сколько психической травмой: всю свою последующую жизнь он будет чувствовать себя «уродливым», но, в свою очередь, этот комплекс неполноценности накладывал на него некую печать «избранности», отличия от других.

В 1883 году умирает отец Ремизова и Алексея вместе с братом Виктором отдают в 4-ю московскую классическую гимназию, однако вскоре из-за слабого здоровья Виктора обоих переводят в Александровское коммерческое училище. Отсутствие некоторых предметов, в частности, латинского и греческих языков, вставало неразрешимой проблемой на пути поступления Алексея в институт, куда он мог впоследствии быть принят лишь как вольнослушатель. Что, собственно, он и делает, вполне сносно закончив училище. Выбор Алексея пал на естественное отделение математического факультета Московского университета; также он посещал лекции историко-филологического и юридического факультетов.

В этот же период жизнь Ремизова заиграла новыми красками: он становится вхож в среду студенческих революционных кружков, что в скором будущем выйдет ему боком.

18 ноября 1896 года Ремизова как одного из «руководителей беспорядков» арестовывают на демонстрации в память о событиях на Ходынском поле, и высылают на два года в Пензу. Алексей и там не теряется и по истечении недолгого срока становится руководителем революционного рабочего кружка. В это же время Ремизов заводит крайне полезное для себя знакомство с В.Э. Мейерхольдом. Однако через какое-то время полиция раскрыла нелегальную деятельность участников кружка и Алексей, полностью взяв всю вину на себя и не подставив никого из товарищей, был сослан на три года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции. 1900-1903 годы Ремизов проводит в Устьсысольске и Вологде, где окончательно осознает себя как писателя.

К слову, период вологодской ссылки был поворотным для писателя во многих отношениях. Во-первых, там он знакомится со своей будущей женой С. Довгелло, которую, можно сказать, спасает от казни. Во-вторых, не менее, а возможно, и более значительное для его творчества знакомство со ссыльным студентом-филологом П. Щеголевым также происходит в Вологде. Именно Щеголев открывает для писателя, уже начитанного в нелегальной литературе, новый мир запрещенных книг другого рода – пространство древних апокрифов, тонкой нитью проходящее через все творчество начинающего писателя. В-третьих, в Вологде же Ремизов создает первую редакцию его самого известного романа «Пруд» (1902-1903).

Если говорить в общих чертах, то «Пруд» стал одним из первых российских экзистенциальных романов. Завораживающее переплетение реальности и потустороннего мира, эстетическая красота и отвратительное уродство, сложный сюжет и простой слог – все это делает роман впечатляющим и затягивает не хуже Муромских топей. А уж эпизод, когда в ночь на Пасху к отчаявшейся маменьке пришел Дьявол в образе зеленого монаха и заставил ее повеситься на хрустальной люстре, воистину, заслуживает экранизации как минимум у Дэвида Линча.

Но настоящим шедевром и, по мнению самого автора, и по моему немому согласию, стал сборник детских сказок «Посолонь» (по ходу движения солнца). В сказках этого цикла времена года сменяют друг друга, и каждому из них соответствуют древние, практически забытые сегодня обряды и традиции. Ну а красота и обороты колоритного древнерусского языка мне просто как бальзам на душу. Читая этот сборник, мало того, что получаешь эстетическое удовольствие, так еще и узнаешь столько фольклорных, почти вышедших из употребления слов, что отношение к ремизовским сказкам становится как к исчезающему виду животных: созерцать, беречь и восхищаться.

Конец 1917-1918 стал для Ремизова периодом беспрецедентной публицистической активности: сразу в нескольких газетах публикуются его притчи, основанные на древнерусских источниках (и вновь отсыл к апокрифам). В 1921 Алексей Ремизов эмигрирует в Берлин и больше на Родину уже не возвращается.

С 1923 года Ремизов с семьей живет в Париже, где много и усердно работает и заканчивает сразу несколько крупных произведений, в числе которых автобиографичная книга «Подстриженными глазами» (1951), «Мышкина дудочка» (1953) и особо близкая и дорогая ему «Оля» (созданная на основе биографии его жены).

В 1943 году умирает его жена С. Ремизова-Довгелло, что становится для писателя невосполнимой потерей. Мотивы грусти и одиночества, утраченной любви недвусмысленно проскальзывают в творчестве последующего периода.

В последние годы жизни пишет о Божественной Небесной Любви, в частности, философская легенда «Григорий и Ксения», опубликованная вскоре после смерти писателя, последовавшей 26 ноября 1957 года, ставшая, по сути, его литературным завещанием.

Алексей Ремизов похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев де Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).

РЕМИЗОВ, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1877–1957), русский писатель. В августе 1921 эмигрировал. Родился 24 июня (6 июля) 1877 в Москве. Происходил из московской купеческой среды, в которой были укоренены традиции древнего благочестия. Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище. За участие в студенческих волнениях Ремизов, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университеа, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Как прозаик дебютировал в 1897, первая книга Посолонь , куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907. Год спустя опубликован роман Пруд , которому Ремизов более всего обязан своей репутацией наследника Ф.М.Достоевского в современной литературе, «великого жалостника» (А.А.Блок).
В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно А.Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборникЛимонарь , 1907, пьеса Бесовское действо , 1907), многочисленные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд (Бесноватые , 1951, и др.).
В автобиографии Подстриженными глазами (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти («сна»), которая определяет характер построения многих его произведений: «С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно». Хотя в дореволюцинный период Ремизовым опубликовано несколько романов с четко проявленной социальной тенденцией (Крестовые сестры , Неуемный бубен , оба 1910, и др.), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольлоре и апокрифах. Они представляют собой, по характеристике автора, «новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия – века». Вместе с тем эта «повесть», особенно если она связана с изображением событий революции и последуюшщей русской смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами. Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, – автобиографическая по материалу книга Взвихренная Русь (1927). В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье, вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои последние петербургские годы, – Блока, Д.С.Мережковского, философа Л.Шестова, собственного ученика, молодого прозаика М.М.Пришвина.
Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его Слове о погибели Русской Земли , опубликованном в газете эсеров «Воля народа» вскоре после Октябрьской революции. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237. Взвихренная Русь описывает время, когда исключительно ярко «горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле», но «никогда и нигде так жестоко» не гремел прежде «погром» (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период «красного террора»).
Рассказ, как и в книге Подстриженными глазами , образующей соВзвихренной Русью автобиографический диптих, ведется в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечалевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесенных самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, «заклинаниями», записью потока сознания, мозаикой мимолетных зарисовок «взвихренной» будничности. Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведется в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчеркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграцииУчитель музыки (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров Встречи (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть Иверень (1986).
В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести Оля (1927) и романе В розовом блеске (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943; в тот же год умерла жена Ремизова С.П.Довгелло). Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования, часто отдаляющиеся от официального православного канона, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, – от книги Россия в письменах (1922) до сборника «снов» и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, И.С.Тургнеев, Достоевский). Эта тема становится основной в книге Огонь вещей (1954). Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г.Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию «русской допетровской старины», обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике. Другие авторы, как художник М.Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчеркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем «Великой и вольной обезьяньей палате», а атмосфера в целом наводила на мысли о «колдовском гнезде». Третьи, как философ И.Ильин, воспринимали Ремизова как «юродивого в пределах культуры» – умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.
Стилистика Ремизова оказала существенное влияние на ряд русских писателей 1920-х годов. (Пришвин, Л.М.Леонов, Вяч.Шишков и др.), которые выступили приверженцами «орнаментальной прозы».
Умер Ремизов в Париже 26 ноября 1957.