Рафаэль уход. "Случайно" упущенная деталь в картине Рафаэля

Рафаэль.Преображение. 1516-1520.Дерево, темпера. 405 ; 278 см
Ватиканская пинакотека, Ватикан

Преображение" (1518-1520) было заказано Рафаэлю в 1517 г. Джулио Медичи для собора в Нарбонне. Рафаэль начал писать его не раньше июля 1518 г. и закончить не успел. Нижняя часть картины была дописана учениками и помощниками - главным образом Джулио Романо, который получил за нее плату в 1522 г.

Вазари так описал эту картину.
"В этой истории он изобразил Христа, преображенного на горе Фавор, у подножия которой его ожидают одиннадцать учеников. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил. В отроке же, который, судорожно вытянувшись всем телом, кричит и закатывает глаза, мы видим всю муку, глубоко проникшую в его плоть, в его жилы и в его кровь, зараженные нечистой силой, и мертвенную бледность этого тела с его вымученными и испуганными движениями.

Фигуру эту поддерживает старик, который не побоялся ее обнять и, широко раскрыв глаза с бликами на их зрачках, высоко поднял брови и сморщил лоб, выражая этим одновременно и силу духа своего, и обуявший его страх, а судя по пристальному взгляду, обращенному им на апостолов, кажется, что он, в надежде на них, сам себя ободряет.

Есть там и одна женщина в числе многих других, которая, будучи главной фигурой на этой картине, стоит на коленях впереди всех остальных и, повернув к ним голову, протягивает руки к бесноватому, как бы указуя на его страдания. Апостолы же, кто стоя, кто сидя, а кто склонив колена, проявляют величайшее сочувствие к его беде.

И действительно, Рафаэль написал в этой вещи фигуры и головы, которые, не говоря об их исключительной красоте, настолько необычны, разнообразны и прекрасны, что, согласно единодушному мнению художников, это - самое прославленное, самое прекрасное и самое божественное произведение из всех, когда-либо им созданных.

Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение, на котором Рафаэль представил Христа, парящего над вершиной этой горы и растворенного в прозрачном воздухе, а по сторонам его Моисея и Илью, которые, освещенные ослепительным сиянием, оживают в свете, от него исходящем. А на земле под ними распростерты Петр, Яков и Иоанн, лежащие в различных и прекрасных положениях: кто склонил голову к земле, а кто, затенив очи руками, защищается от лучей и непомерного блеска, окружающего фигуру Христа, который, облаченный в белоснежные одеяния, распростерший руки и воздевший чело, словно являет собою единосущность и божественную природу всех трех лиц святой Троицы, сосредоточенных в одном лице великим совершенством искусства Рафаэля.

И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть".

Рафаэль Санти (1483-1520)http://www.rafaelsanti.ru/txt/12end.shtml

Крайний рубеж творчества

Рафаэль выходил на какой-то крайний рубеж своего творчества. Стала расслаиваться, раздваиваться такая единая прежде в своем светлом великолепии жизнь. Спокойное и возвышенное искусство, сочетающее интеллект, фантазию и изящество, уже не удовлетворяет его.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ может рассматриваться как художественное завещание художника, жизнь которого была насыщена волнениями, вдохновением, поисками. Именно Риму Рафаэль отдал все силы, способствуя превращению города после веков запустения и упадка в великий центр культуры и искусства. Ныне последний шедевр Рафаэля составляет славу Ватиканской Пинакотеки.

Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. Весь Рим оплакивал тридцатисемилетнего Рафаэля. В полном расцвете творческих сил умер выдающийся художник, признанный главой римской художественной школы.

"Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено Преображение для кардинала деи Медичи, и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя. Картину же эту кардинал после смерти Рафаэля поместил на главном алтаре в церкви Сан Пьетро ин Монторио..." (Вазари).

Похоронен он в римском пантеоне. Могилу украшает мраморная статуя Мадонны с надписью:

"Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть".

Текст С иллюстрациями можно увидеть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5165598

Рафаэль Санти- Преображение Христово, 1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Первоначально картина создавалась как алтарный образ кафедрального собора в Нарбонне, по заказу кардинала Джулио Медичи, епископа Нарбоннского. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» - ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо.

Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Для своей картины художник использовал хорошо известный библейский сюжет описанный в евангелиях, который повествует о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. Как говориться в писании взял Иисус с собой троих апостолов Петра, Иакова и Ииакима, и повел их на высокую гору, где преобразился перед ними, представ в светлом образе, в окружении божественного ореола. После этого раздался голос Бога, который подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын.

Спустившись с горы, апостолы и Иисус встречают толпу людей, которые сопровождают отца и его сына, одержимого дьяволом, чтобы обратиться к Христу с просьбой о его излечении.

И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте.
На первом плане помещены апостолы, которые возлежат в различных позах в ожидании сошествия Христа. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Все эти люди указывают на Христа, их лица полны трепетного волнения. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух.

Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно преображение - эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика, - здесь много искусственной патетики, в живописи появилась неприятная чернота. Симптоматично, что именно алтарная картина Рафаэля Санти «Преображение Христово» стала на целые столетия непререкаемым образцом для живописцев академического направления.

История картины.

В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию, и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. В результате транспортировки она была сильно повреждена, а первая реставрация только ухудшила ее состояние. Следующая реставрация, проведенная уже в семидесятых годах XX века, максимально приблизила вид картины к тому, который она имела четыре столетия назад.

Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще - просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.

На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Окутывающее его фигуру сияние - то самое «облако светлое» - озаряет остальных персонажей. Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика.

Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием, исходящим от фигуры Христа. Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ О СОВМЕЩЕНИИ ДВУХ КАРТИН РАФАЭЛЯ.(Версия из инт.)

Картина Рафаэля Уход.

Перед вами две почти одинаковые картины, автор которых – великий итальянский художник Рафаэль Санчо (Raphael Sanzio/Santi)... Складывается впечатление, что кто-то намеренно «передвинул» вторую картину вниз, чтобы обрезать верх с «опасным» обьектом – великолепно изображенённой «летающей тарелкой»... Что в реальности и было абсолютной правдой.

Рафаэль был весьма необычным человеком, часто идущим наперекор святейшей церкви. Как его назвал в своих трудах знаменитый Вассари – он был «атеистом с богатым воображением»... Первая картина (слева) была написана в последний год жизни художника (1520) и называлась «Уход».

Вызвав настоящую бурю негодования co стороны святейшей церкви, великолепное произведение получило приговор на уничтожение. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовал вторую картину, как бы передвинув всю композицию вниз, и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось.

Назвал он вторую картину «Преображение» (Transfiguration)... К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля...

Посмотреть Обе варианта картины можно здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5165598

Ренессанс - время интеллектуального рассвета, время, когда вся культура приняла особые очертания. Такое цветение и подъем духовного уровня произошел благодаря великим личностям, героям эпохи. Одним из таких людей был Рафаэль Санти.

Биография

Рафаэль родился в 1483 г в городке Урбино в семье придворного живописца Джованни Санти. Отец не обладал такими талантами, как Рафаэль, однако любовь сыну к искусству привил именно он. Джованни расписывал храмы и брал мальчика с собой, Рафаэль сидел и спокойно разглядывал фрески, а иногда, с позволения отца, смешивал краски.

Мать умерла в 1491 году, позже умер отец. Рафаэль стал сиротой в 11 лет, но благодаря связям отца продолжал заниматься живописью с придворными преподавателями.

Начало творчества

В семнадцать лет он приходит в мастерскую П. Перуджино. Пьетро, прославленный итальянский художник, был главой большой мастерской. Рафаэль стал его самым знаменитым учеником. С самого начала творческого пути Рафаэля Санти выделяло его умение сочетать краски, показать всю их глубину, выстроить гармонирующую композицию. Одна из таких ранних работ - «Мадонна Конестабиле», изображающая Деву Марию и младенца Христа.

Зрелость художника

Преображение. 1518-1520

Картину "Преображение" Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Вокруг картины существуют споры о том, вся ли она написана рукой Рафаэля.

Есть предположения, что Р. Санти не успел закончить картину в связи со скоропостижной смертью, поэтому его кисти принадлежит только главная сцена: Христос и апостолы. А сюжет в нижней части картины исполнен учениками Рафаэля Джулио Романо и Джанфранческо Пенни.

По другой версии, вся картина написана Рафаэлем и лишь несколько фигур были закончены учениками.

Известно лишь, что умирая творец показал своему ученику Джулио Романо жестом на картину «Преображение», призывая его закончить произведение.

Картина Рафаэля Санти «Преображение» описывает библейский сюжет, написанный в евангелиях. Христос решил показать свой истинный облик, взял он Иакова, Иоанна и Петра. Пошел на высокую гору, где были лишь они, и преобразился. Лицо его засияло, как солнце, одежда стала белая, как свет. Когда они пришли к народу, подошел к Иисусу человек и приклоняя колено просил исцелить своего бесноватого сына. Христос исцелил мальчика и бес вышел из него.

Долго Рафаэль не знал, как написать эту картину. Как изобразить эти сложные сюжеты, это чудо. Он старался представить себя на месте апостолов, которые лицезрели происходящее, но он не мог приблизить себя к этим неземным ощущениям.

Кропотливо он начал писать картину. Несколько раз менял положение фигур, изменял композицию.

Рафаэль Санти "Преображение": описание

Фигура Христа вызывает восхищение, как передан свет, создается ощущение возвышения, полета. Это настоящее чудо, апостолы ослеплены от увиденного.

Низ картины контрастирует верху, здесь полумрак, все теснятся, толкаются. Это все людская суета и суматоха. Это все низменно по сравнению с тем, что мы видим в лице Христа.

Картина признана мировым шедевром. В 1797 году войска Наполеона конфисковали «Преображение». Картину поместили в Лувр, где ее изучали художники, она стала примером - идеалом. Сам Наполеон считал Рафаэля гением, а «Преображение» - самой грандиозной его работой. Лишь в 1815 году картину вернули в Ватикан.

Из-за переездов картина была повреждена. Дважды подвергалась реставрации.

Конец жизненного пути

Многие творцы при жизни не были ни знамениты, ни признаны. Но Рафаэль Санти не был в их числе, художника почитали, даже называли «божественным». Благодаря его талантам он имел могущественных покровителей и жил в роскоши.

Но смерть постигла творца внезапно в возрасте 37 лет, современные исследователи пишут, что виной тому лихорадка. Перед смертью мастер оставил завещание, в котором не забыл никого: ни родных, ни друзей, ни учеников... Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения - картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Рафаэль похоронен в Пантеоне. К слову, гробницу художник выбрал себе сам, а его ученик Санти Лоренцетти поставил статую Девы Марии, исполнив этим желание своего учителя.

Сцена написана по евангельскому рассказу об этом событии (Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки). Иисус Христос сообщает своим ученикам, что ему нужно идти в Иерусалим, где он будет распят на кресте, а потом воскреснет (=оживет снова) и вознесётся на небеса. Иисус решил поддержать своих учеников, чтобы они поверили, что он сын Бога. Он взял с собой апостолов (=учеников) Петра, Иакова и Иоанна и поднялся вместе с ними на гору Фавор, что также изображается на иконе. Когда он поднялся, его лицо воссияло как солнце, одежды стали белыми, к нему явились пророки Моисей и Илия (справа от Христа), а апостолы в страхе пали на землю. В иконографии Иисус предстоит на горе Фавор в ореоле славы в окружении шестиконечной звезды мессии и золотых лучей.

Этот сюжет использовал М.Булгаков как прецедентный в рассказе «Собачье сердце», где профессор Преображенский хотел преобразить человека, которому пересадил гипофиз собаки. Но вместо идеального человека в повести Булгакова родился дьявол.

Рафаэль Санти Преображение Христово

1519-1520 Годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Картина великого итальянского художника эпохи ренессанса (Возрождения 16 века) Рафаэля Санти «Преображение Христово». В ней сказались противоречия последних лет творчества Рафаэля и его достоинства. Ее завершил после смерти Рафаэля другой художник - Джулио Романо . Эта картина разделяется на две части. В верхней части представлено собственно Преображение - эта более гармоничная часть картины была выполнена еще самим Рафаэлем и отвечает лучшим традициям эпохи Возрождения (цвет, формы, пластика фигур и наложения красок). Необычно выполнена гора Фавор в виде плоского камня, на котором лежат апостолы, присутствующие при Преображении. Эта часть картины светлая. Внизу изображены апостолы, пытающиеся исцелить бесноватого мальчика, - в живописи появился черный цвет, создается впечатление, что Христос здесь не просто преображается, но возносится, покидает землю, и человек начинает погружаться во тьму. Эта граница цветов также может символизировать границу между природой Бога и природой человека, подчеркивая сакральность Божественной сущности, его тайну, чистоту…

Рафаэль. Преображение Христово.1519-1520 годы. Пинакотека Ватикана, Рим.

Сандро Боттичелли , итальянский художник эпохи Возрождения (1445-1510)

. Преображение триптих

1500Г, галерея (Pallavicini), Рим, Италия

Воскрешение Лазаря.

Это одно из чудес Иисуса при его земной жизни. Событие описано в Евангелии от Иоанна. В Вифании Христос встретил сестер своего друга Лазаря Марфу и Марию . Они сообщили ему, что Лазарь тяжело болен. Когда Христос пришел в то место, где жил Лазарь, Лазарь уже 4 дня был мертв и похоронен по обычаю в пещере, заваленной камнем. Иисус Христос воскресил (=оживил) Лазаря словами: «Лазарь, выйди !», и Лазарь в пеленах вышел из погребальной пещеры живой. Лазарь прожил после этого еще 30 лет, стал священником на Кипре. Сюжет воскрешения Лазаря усилил веру в божественную природу Иисуса Христа и стал еще одним подтверждением этой природы. Кроме того, этот сюжет трактуют как ПРОобраз воскрешения Иисуса Христа . Как пишет Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин.11: 53)

(Далее, можете спорить, но ни на одной картине с изображением НЛО нет такой детализованности, все НЛО нарисованы довольно примитивно, ибо как сейчас так и раньше они людям особо не показывались).
В библейских источниках и легендах имеются многочисленные сведения о появлении на нашей планете богов, пророков, «сынов Божьих», которые оказали значительное влияние на культурное развитие и религиозное мировоззрение многих народов. Что касается знаменитых свитков Мертвого моря (настолько засекреченных, что права их увидеть удостоились всего несколько ученых). С профессора Феликса Бонжана и еще пяти ученых, которые изучали свитки Мертвого моря под надзором Ватикана, было взято обязательство никогда не разглашать полученную из древних текстов информацию, но Бонжан первым нарушил молчание. На пресс-конференции в Париже он заявил: После многолетних колебаний я пришел к выводу, что нельзя скрывать от людей правду. Таблички с берегов Мертвого моря не являются только версией Старого Завета. Они содержат такие исторические предсказания, которые могут потрясти мир. Ведь в них находятся сведения о том, что: 25 тысяч лет назад на землю прибыла флотилия космических кораблей. Они имели форму дисков и, судя по спискам, создавали вокруг себя антигравитационное поле. Земное притяжение на них не действовало.
В Кумранских свитках имеется такая любопытная информация:
Моисей не был евреем, египтянином или вообще человеком. Он прибыл на Землю как посланец высших существ с другой планеты…
Наверное, неслучайно его часто изображали с хорошо заметными «рожками» на голове. Примечательно, что в древнегреческом сочинении «София» имеются такие сведения и об ангелах:
У ангелов [пришельцев] есть выступы, где покоится священное облако.
незначительное количество сведений относительно НЛО и пришельцев в это время объясняется засильем инквизиции: свидетеля любого загадочного явления могли обвинить в сношении с дьяволом, и рассказчика неминуемо ждал костер. Подтверждением этому может служить судьба итальянца Джордано Бруно, который проповедовал идею о множестве обитаемых миров во Вселенной и высказывал достаточно крамольные мысли для того времени:
Так, я заявил, что существуют бесконечные отдельные миры, подобные Земле, которую, как и Пифагор, я рассматриваю как звезду, подобную по природе Луне, другим звездам и другим планетам, которым нет конца, и что все эти тела представляют собой бесконечные миры, образующие таким образом невидимую бесконечность в бесконечном пространстве, и это называется бесконечная Вселенная, миры, которым нет числа.
Только за эти высказывания 7 февраля 1600 года он был сожжен на костре инквизиции.
Сведения о необычайных явлениях и происшествиях VII–VIII веков собирал английский монах Беда Достопочтенный. В его книге «Церковная история» приводятся интересные факты, напоминающие полеты НЛО.
В «Лауриссенских анналах» имеется информация об НЛО.
Об НЛО изложено в древней японской хронике «Нихонги»
Одно из самых подробных описаний загадочных объектов, напоминающих НЛО, можно найти в книге «Видения» аббатисы Хильдегарды Бингенской.
Имеется описание необычных объектов и в «Истории Англии», которую написал Матье Парижский.
Этот список можно продолжать бесконечно.
Так что неудивительно, что НЛО в то время видели предостаточно и картины о них написанные не вызывают сомнений.