Австрия XVIII–XIX века – центр мировой музыкальной культуры. Великие композиторы австрии

Человеку после происхождения его собственной фамилии обычно интересны фамилии разных выдающихся деятелей – политиков, ученых, деятелей культуры и т. д. На этой странице предлагаю ознакомиться с этимологиями фамилий ряда известных немецких и австрийских композиторов.


Поясню один термин, встречающийся почти в каждой статье о фамилии. Это – средневерхненемецкий (нем. mittelhochdeutsch, сокращенно mhd. ). Так обозначают период в истории немецкого языка – примерно с 1050 г. по 1350 г. Формирование немецких фамилий в этот период уже активно происходило, поэтому для основ фамилий приводят форму слова, какую оно имело в тот период. Это как бы исходная точка в истории фамилии. Как правило, фонетическая форма фамилий с того времени довольно сильно изменилась, в соответствии с закономерностями развитии звукового строя немецкого языка. Иной раз выявленные лексические источники основ фамилий в современном языке уже не встречаются. Тем самым фамилии служат как бы "музеем" их хранения. Поскольку в средневерхненемецкий период не было языкового единства (главной формой существования языка были многочисленные диалекты), то можно встретить и такой, например, термин, как средненижненемецкий, указывающий на то, что речь идет о нижненемецком ареале (преимущественно север Германии). Средневерхненемецкому периоду прешествовал древневерхненемецкий (сокр. др.-в.-н., нем. ahd.). К этому периоду ономасты обычно апеллируют при этимологизации личных имен.

Иоганн Себастьян Бах / нем. Johann Sebastian Bach (1685–1750) – немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки. Самый известный музыкант из рода Бахов, известного своей музыкальность.


Немецкие ономасты предлагают две версии происхождения этой фамилии. С немецкого Bach переводится как ‘ручей’. Соответственно фамилия эта могла произойти от прозвища, указывающего на место проживания – у ручья. Далее от нарицательного Bach произошло множество названий населенных пунктов. Нетрудно догадаться, что все они возникли на берегу какого-нибудь ручья. Поэтому фамилия Bach может также указывать на выходцев из населенного пункта Bach. Такую фамилию давали в том случае, если человек переезжал на новое место. Ведь в самом Бахе нет никого смысла давать фамилию Бах, поскольку функцию различения людей она не сможет нормально выполнять.


В Германии и Австрии довольно много однофамильцев великого композитора. По состоянию на 31.12.2002 г. в телефонных справочниках Германии насчитывалось 8876 Бахов. В пересчете на все население страны она занимает 239-е место в частотном списке фамилий. При этом современная Тюрингия, где расположен родной город Баха Эйзенах, по удельному весу носителей этой фамилии занимает только 9-е место. На первом же месте – земля Северный Рейн – Вестфалия. В Австрии же Бахов поменьше – 205 (по состоянию на 31.12.2005 г.) и в пересчете на все население она занимает 2199-е место.

Людвиг ван Бетховен / нем. Ludwig van Beethoven (1770–1827) – великий немецкий композитор, дирижёр и пианист.


Его предки были крестьянами и ремесленниками из фламандского Мехелена (сейчас в Нидерландах), откуда они переселились в вестфальский Бонн. Предлог van – нижнефранкский диалектный вариант предлога von ‘из’. Биографы композитора полагают, что фамилия происходит от топонима Betuwe – название местности в современной провинции Гелдерланд на востоке Нидерландов. В тоже время, ономасты связывают фамилию композитора с одноименными топонимами в бельгийской Фландрии. Кроме того, ономасты предлагают объяснять эту фамилию из vom Rübenhof ‘со свекольного двора’ (т.е. крестьянского хозяйства, занимающегося выращиванием свеклы). При этом они указывают на заимствование из латинского beta, которое сначала означало ‘корень мангольда’, а затем ‘свекла’.


Если судить по телефонным справочникам, то для современной Германии и Австрии фамилия композитора уникальна – других ее носителей нет.

Иоганнес / нем. Johannes Brahms (1833–1897) – немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма.


Немецкие ономасты предлагают несколько этимологий этой фамилии.


1. Патроним (сильный генетив) от краткой формы мужского имени Abraham/Абрахам.


2. Патроним (сильный генетив) к Brahm: ‘сын того, кто живет у куста дрока или ежевики’.


3. Из средневерхненемецкого bramhus ‘дом у куста дрока или ежевики’. В этом случае прозвище, из которого возникла фамилия, указывало на место проживания.


Фамилия Brahms в Германии довольно редкая – 190 носителей в телефонных справочниках (по состоянию на 31.12.2002 г.).

Вильгельм Рихард / нем. Wilhelm Richard Wagner (1813–1883) – немецкий композитор, дирижер, драматург (автор либретто своих опер), философ. Крупнейший реформатор оперной музыки.


Этимология его фамилии прозрачна и не представляет особого труда для раскрытия. В ее основе название профессии: из средневерхненемецкого wagener ‘каретник, каретный мастер’. В современном литературном языке эта профессия обозначается словами Wagenbauer, Wagenmacher. Фамильная форма Wagner – южнонемецкая (oberdeutsch) и в Германии по своей частоте занимает 7-е место (на 31.12.2002 г. – 82074 носителей (данные телефонных справочников). Наиболее густо она представлена в земле Бавария. В нижненемецком (niederdeutsch) ареале, т. е. на севере Германии распространены ее варианты Wegener и Wegner . Другие территориальные модификации: Wahner, Wähner, Wehner, Weiner. В разных регионах Германии для обозначения профессии каретника употреблялись другие слова, от которых также образовывались фамилии: Rademacher, Rademaker (северо-запад), Stellmacher (северо-восток), Ass(en)macher (из средневерхненемецкого asse ‘ось’, в Рейнской области).

Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон / нем. Carl Maria von Weber (1786–1826) – немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы. Его фамилия семантически прозрачна. Восходит к средневерхненемецкому wëbære ‘ткач’. В современном немецком для обозначения этой профессии тоже используется слово Weber.


Это одна из самых частых фамилий Германии. На 31.12.2002 г. в телефонных справочниках было 88544 Веберов. В пересчете на все население страны эта фамилия занимала 5-е место. Наиболее густо она представлена в земле Северный Рейн – Вестфалия (композитор Вебер, напомним, родился как раз в Вестфалии).

Франц Йозеф / нем. Franz Joseph Haydn (1732–1809) – австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.


Haydn – региональная разновидность фамилии Heiden. По мнению немецких ономастов, у фамилии Heiden. может быть одна из следующих этимологий.


1. Прозвище от средневерхненемецкого и средненижненемецкого heiden ‘язычник, идолопоклонник’, средневерхненемецкое heiden ‘языческий’. Возможно, такое прозвище дали участнику крестовых походов в страну "неверных", в "святую" землю.


2. Из омонимичного топонима (такой есть, например, в земле Северный Рейн – Вестфалия).


3. Из краткой формы к мужскому личному имени Heidenrich / Гейденрих: др.-в.-н. heit ‘существо’ + rīchi ‘могущественный’.


В Австрии фамилия Haydn на 31.12.2005 г. встретилась у 161 человека и занимала 2995-е место в частотном списке фамилий. В Германии эта фамилия встретилась у 208 человек (по состоянию на 31.12.2002 г.). В пересчете к общей численности населения Германии и Австрии в Австрии фамилия Haydn является более распространенной. При этом надо заметить, что в самой Германии эта фамилия тяготеет к югу, к границе с Австрией – порядка 80% всех немецких граждан с этой фамилией живут в земле Бавария. Иная ситуация с фамилией Heiden, с которой у фамилии Haydn общие лексические источники. В Германии она представлена шире, чем в Австрии: соответственно 1858 и 92 носителей. Причем в Германии она тяготеет к северо-западу – более 35% ее носителей живут в земле Северный Рейн – Вестфалия. Учитывая вышесказанное, из этмологий фамилии Haydn следует, очевидно, исключить вторую версию (от топонима на северо-западе Германии).

Георг Фридрих / нем. Georg Friedrich Händel (1685–1759) – немецкий композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами.


Специалисты по немецкой ономастике предлагают четыре этимологии для этой фамилии.


1. Производное слова Hand ‘кисть руки’ + уменьшительно-ласкательный суффикс -l.


2. Вариант фамилии Hanel/Hänel (из имени Johannes/Иоганнес ) с добавочным интервокальным согласным -d- (или же непосредственно из указанных производных этого личного имени).


3. На юго-востоке Германии это может быть вариантом фамилии Heindel (из уменьшительно-ласкательной формы мужского имени Heinrich/Генрих ).


4. Из прозвища от средневерхненемецкого handel ‘торговля, действие, деятельность, событие, судебное разбирательство, объект торговли, товар, что имеется под рукой’.


Фамилия Händel в телефонных справочниках Германии встречается 1023 раза (на 31.12.2002 г.). В пересчете на все население страны это относительно часто. В Австрии же она очень редка – всего 6 носителей (на 31.12.2005 г.).

Вольфганг Амадей (полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт) / нем. Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart (1756–1791) – австрийский композитор, инструменталист и дирижер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист.


/ нем. Strauß, Srtauss Фамилия династии австрийских музыкантов.
Наиболее известные: Иоганн (старший) (1804–1849) - композитор, дирижер и скрипач. Его сыновья: Иоганн Штраус (младший) (1825–1899) - композитор, дирижер и скрипач; Йозеф Штраус (1827–1870) – композитор; Эдуард Штраус (1835–1916) – композитор и дирижер.


Хотя фамилия Strauss в современных справочниках часто пишется с ß на конце, большинство представителей свою фамилию всегда писали с двумя ss . При этом первая и вторая записывалась разными типографскими знаками (т.н. длинным и круглым s ) – Strauſs . И только Эдуард Штраус писал с ß.


В отношении фамилии выдвигают четыре версии.


1. Из прозвища от средневерхненемецкого struz, strus ‘птица страус’. Такое прозвище могли дать по перу страуса, украшавшему шлем. Или же по характерному взгляду – в раннем рыцарском эпосе "Титурель" (около 1270 г.) есть сравнение din ougen sullen dem strouze gelichen (‘твои глаза, как у страуса’). Самое раннее упоминание фамилии – у жителя Магдебурга (около 1162 г.: Heinric Struz.


2. Среди немецких фамилий есть группа фамилий, восходящих к т. н. именам домовладений. Их могли давать по разным причинам, например, по предмету на гербе или вывеске. К имени домовладения восходит вторая часть в именовании жителя нижнесаксонского Эшеде – Heyne vamm Strause (около 1428/38 г.)


3. Из прозвища от средневерхненемецкого struz ‘сопротивление, раздор, конфликт, поединок’, которое мог получить скандальный, неуживчивый человек.


4. По месту проживания от от средневерхненемецкого struz ‘кустарник’.


Нетрудно увидеть, что неоднозначность этимологии в данном случае объясняется многозначностью предполагаемого исходного слова struz.


Фамилия Штраус встречается и а Австрии, и в Германии. Причем в Германии несколько чаще. На 31.12.2002 в немецких телефонных справочниках было 1193 Штрауса, что в пересчете на все население страны дает 316-е место в частотном списке фамилий. В Австрии на 31.12.2005 г. было 643 Штраусов, что позволяет этой фамилии занимать 383-е место.

Франц Петер / нем. Franz Peter Schubert (1797–1828) – великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.


Фамилия Шуберт имеет довольно прозрачную семантику. Она восходит к средневерхненемецким schuochwürhte, schuochworhte, schuchwarte ‘сапожник’. То есть входит в группу фамилий от названий профессий. В Австрии на 31.12.2005 г. проживало 989 Шубертов. В частотном списке она там занимала 276-е место. В Германии же она намного частотнее. На 31.12.2002 г. в телефонных справочниках было 27558 Шубертов. В пересчете ко всему населению страны она занимала 50-е место.

Роберт / нем. Robert Schumann (1810–1856) – немецкий композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог.


Фамилия относится к группе отпрофессиональных фамилий (Berufsfamiliennamen), т. е. в ее основе лежит название профессии. Это средневерхненемецкое schuochman ‘сапожник’. Любопытно, что и основа фамилия композитора Франца Шуберта также переводится как ‘сапожник’. В немецком литературном языке профессия сапожника обозначается прежде всего словом Schuster, реже употребляется существительное Schuhmacher. От этих двух слов у немцев также образованы фамилии. Интересно посмотреть на соотношение этих трех фамилий, имеющих отношение к названию профессии сапожника, в Германии.


Если обратиться к телефонным справочникам (по состоянию на 31.12.2002 г.), то выясняется, что самой частотной из этой троицы является Schuster – 22377 носителей и 64-е место в частотном списке немецких фамилий. Фамилия Schumann встречается несколько реже и с 13632 носителями занимает 137-е место. Самая редкая из трех – Schuhmacher (всего 2981 абонент и 988-е место). Но различия касаются не только частоты, но и регионов распространения. Так, фамилия Schuster чаще всего встречается в Баварии (около 40% всех Шустеров). Фамилию Schuhmacher чаще всего можно встретить в Баден-Вюртемберге (более 40% всех Шумахеров). А вот фамилия Schumann преобладает в Саксонии (около 20% всех Шуманов). Стоит напомнить, что родной город Роберта Шумана – Цвиккау – расположен как раз в Саксонии. То есть вполне закономерно, что далекий предок композитора стал Шуманом, а не Шустером или Шумахером.


© Назаров Алоис

Вклад каждой нации в развитие культуры человечества оценивается не по искусственно зажженным и раскручиваемым «звездам» и «звездочкам», память о которых недолговечна даже в одном поколении. А по количеству гениев, имена которых столетия вызывают у людей ассоциации с целыми направлениями в искусстве. И если в отношении живописи и скульптуры своими достижениями прославилась Италия, то в области музыки несомненное первенство принадлежит «миниатюрной» по площади и населению Австрии . Сам список талантливейших австрийских композиторов и музыкантов не просто впечатляет, а поражает количеством имен мирового масштаба. А перед десятком фамилий снимают с благоговением «шляпу» самые искусные мастера современности.
Главенствующее положение среди «подаренных» Австрией человечеству гениев, безусловно занимает один из представителей Венской классической школы композиции Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (Joannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart), проживший короткую, но яркую жизнь гения (родился 27 января 1756 в Зальцбург е, а умер 5 декабря 1791 в Вене). Гениальность композитора настолько велика, что сохранившиеся записи о его способностях граничат с нереальностью, а написанная им музыка не имеет ограничений по восприятию. Моцарта с наслаждением слушали в XVIII. XIX, XX веках вне зависимости от социального статуса и уровня развития интеллекта. Такое же восхищение вызывает его музыка и сейчас. Главная тема 40-й симфонии соль минор звучит с мобильных телефонов и исполняется высокопрофессиональными оркестрами в филармониях. Моцарта сегодня «напевают», порой даже не зная имени самого гения. Бесчисленные «переделки» его произведений на современный лад многими музыкальными коллективами, по сути, кощунственные, но весьма популярные сегодня не способны заглушить гениальность и красоту музыки Моцарта. И хотя многими настоящими ценителями искусства они воспринимаются, как надругательство над великими произведениями гения, но дают свой эффект эстетического воспитания молодежи в современный период упадка и «отката» культуры. Уже к 17-ти годам Моцарт сочинил четыре оперы, 13 симфоний, 24 сонаты и массу более мелких композиций. А к моменту загадочной смерти число написанных Моцартом произведений было просто огромно. Наиболее значительными и известными стали шесть знаменитых струнных квартетов, посвященных Йозефу Гайдну, оперы «Женитьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Cosi fan tutte», «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля», симфонии № 39 ми-бемоль мажор, № 40 соль минор, № 41 до мажор («Юпитер») и величественный реквием, не завершенный из-за скоропостижной смерти композитора.
Не менее значительный вклад в развитие классической музыки внес Франц Йозеф Гайдн (1732—1809), инструментальные произведения и симфонии которого воспитали не одно поколение ярких талантливых музыкантов. 104 симфонии, сочиняемые в просто безумно короткие сроки, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 месс и оперы оставил после себя этот гений, оптимист в музыке, поражающий своей неуемной энергией и позитивом. Эталоном классического написания для многих композиторов стали оратории Гайдна "Сотворение мира" (1798 г.) и "Времена года" (1801).
К «элите» классической музыки мира заслуженно относятся:
- композитор, пианист, педагог и дирижёр Ференц Лист (22 октября 1811 - 31 июля 1886), по праву считавшийся величайшим пианистом XIX века, оставивший в наследие потомкам 647 произведений. Наиболее значительные из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано, 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia»;
- творец оперного направления Кристоф Виллибальд Глюк (2 июля 1714—15 ноября 1787), написавший более 50 опер, интермедий и балетов, наиболее значительные из которых оперы «Семирамида» (1748), «Орфей», «Альцест», «Парис и Елена» (1761—1764), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779);
- Франц Пе́тер Шу́берт (31 января 1797 - 19 ноября 1828), признанный после смерти благодаря незабываемым по вдумчивости и мастерству 6 мессам, 7 симфониям, 15 операм и пр.;
- Леопольд де Мейер (20 декабря 1816 - 6 марта 1883), писавший и исполнявший виртуозные пьесы. Его «вклад» в мировое искусство - «Марокканский марш», фантазии на темы популярных опер («Норма» и «Пуритане» Беллини, «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Семирамида» Россини), цикл «Русские песни», фортепианные сочинения и обработки;
- известный любому пианисту Карл Че́рни (21 февраля 1791, Вена - 15 июля 1857), без этюдов для фортепиано которого не обходятся ни начинающие, ни опытные мастера.
Было бы грешно не вспомнить о короле вальс ов Иоганне Штраусе (25 октября 1825 - 3 июня 1899), поднявшем вместе со своим отцом и братьями танцевальную музыку на уровень симфонической. Штраус оставил после себя 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. А вальсы композитора - просто предел совершенства. «Песни любви» (Liebeslieder, 1852), «На прекрасном голубом Дунае» (An der schönen blauen Donau, 1867), «Жизнь артиста» (Künstlerleben, 1867), «Сказки Венского леса» (G’schichten aus dem Wienerwald, 1868), «Вино, женщины и песни» (Wein, Weib und Gesang, 1869), «Тысяча и одна ночь» (Tausend und eine Nacht, 1871) и многие другие уже второе столетие звучат во многих странах мира и не теряют своей популярности.

13.6k (221 за неделю)

Вклады отдельных наций в развитие человеческой культуры не оцениваются по современным искусственно раздутым и раскрученным «звёздам», которых все успевают забыть, прежде чем они сами уйдут в небытие. Гораздо больше ценятся гении, чьи имена на столетия вперёд прочно связываются в человеческом восприятии с искусством и предопределяют его развитие на долгий период. Трудно спорить с тем, что в области ваяния и живописи лидируют итальянские мастера, как и с тем, что совсем небольшая (теперь) Австрия стала лидером в отношении классической музыки. В списке австрийских композиторов-гениев так много имён, что этот факт не может не поражать. Современным композиторам не остаётся ничего иного, как снять молча шляпу перед австрийскими гениями былых времён.

Вольфганг Амадей Моцарт

Первым, кто вспоминается из тех, кого подарила миру музыкальная Австрия, является Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) - один из трёх китов Венской классической школы наряду с Йозефом Гайдном и Людвигом ван Бетховеном. Его короткая жизнь ярчайшим метеором пронеслась по европейскому музыкальному небосводу. Гений Моцарта в лучших его произведениях достиг невероятных высот. Его музыкой наслаждаются многие поколения слушателей вот уже более двух столетий, причём уровень интеллекта и социальный статус не мешают этому наслаждению.

Моцарт был удивительно плодовитым композитором, начавшим сочинять ещё в раннем детстве. К 17 годам он уже успел написать:

  • 13 симфоний;
  • 4 оперы;
  • 24 сонаты и ещё множество мелких произведений.

А количество партитур к моменту его смерти казалось невероятным. Среди самых известных и часто исполняемых его произведений можно упомянуть 6 посвящённых Гайдну струнных квартетов, оперы «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро», «Так поступают все или Школа влюблённых», «Похищение из Сераля», «Волшебная флейта», симфонии №№ 39-41, реквием - последнее гениальное творение Моцарта, который он не успел завершить, скоропостижно скончавшись.

Антонио Сальери

Знаменитый современник Моцарта - Антонио Сальери (1750 - 1825) добился популярности в довольно молодом возрасте. Так, его опера «Венецианская ярмарка» , написанная в 1772 году, была восторженно встречена публикой. Поэтому уже через пару лет Сальери получил должность руководителя Венской придворной капеллы и оперного театра. Следующая опера - «Школа ревнивых» (1778) также имела успех. В тот же год Сальери начал учиться у Глюка, тот даже доверил ему написать вместо себя предназначавшуюся для парижской академии оперу «Данаиды» . Всего же на счету Сальери больше 40 опер.

Карьера Сальери была невероятно успешной, он быстро стал популярен во всей Европе. Людовик XVIII даже вручил ему орден Почётного легиона. Кроме опер, Сальери также писал симфонии, мессы, реквием, два фортепианных и один органный концерт, кантаты, оратории и прочие произведения.

Кроме творчества, Сальери славился блестящим педагогом, взрастившим свыше 60 учеников, среди которых были Бетховен, Лист, Шуберт. Сальери стал первым директором знаменитой Венской консерватории в 1817 году.Большую свинью подложил Сальери российский гений А. Пушкин, голословно обвинивший в своих «Маленьких трагедиях» ни в чём не повинного итальянца в злодейском отравлении Моцарта. В сознании обывателей это клеймо прочно прицепилось к достойному всяческого уважения музыкальному мэтру.

Франц Гайдн

Франц Йозеф Гайдн (1732 - 1809) оставил не меньшее музыкальное наследие. На его симфониях и инструментальных произведениях взросло множество поколений музыкантов.

Он быстро, как бы между делом писал симфонии, коих набралось 104, а кроме них:

52 фортепианные сонаты;
. 83 квартета, оперы;
. 14 месс.

Этот музыкальный гений писал оптимистическую музыку, которая поднимает настроение и придаёт сил. Для многих поколений авторов эталонами музыкальных произведений стали его оратории «Времена года» и «Сотворение мира» .

Семья Штраусов

Упоминание Вены мгновенно заставляет вспомнить венские вальсы и их «короля» - Иоганна Штрауса сына (1825 - 1899) с его невероятно музыкальной семьей (отца и братьев). Своими усилиями они подняли обычную танцевальную мелодию до уровня классической музыки.

Иоганн Штраус сын написал:

168 вальсов;
. 73 кадрили;
. 117 полек;
. 31 мазурку;
. 43 марша;
. комическую оперу;
. 15 оперетт и балет.

Но именно вальсы сделали его великим. Можно бесконечно слушать его лучшие вещи: «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста» и многие другие - они до сих пор звучат в мире и остаются невероятно популярными.

Ференц Лист

Лучший пианист XIX века, композитор, дирижёр и востребованный музыкальный педагог - Ференц Лист (1811 - 1886) не только виртуозно исполнял чужие произведения (он блестяще переложил все бетховенские симфонии на фортепиано), но и оставил 647 собственных , многие из которых звучат и в наши дни и хорошо знакомы слушателям.

Кристоф Глюк

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787) больше трудился над операми (более 50), балетами и интермедиями. Его известными операми являются «Орфей», «Семирамида», «Парис и Елена», «Альцест», «Армида», «Ифигения в Авпиде», «Ифигения в Тавриде» . Какие-то оперы Глюка не сохранились, другие он неоднократно переделывал, поэтому точное число его опер неизвестно.

Франц Шуберт

Франц Петер Шуберт (1797-1828) один из первых представителей романтического направления, написал множество песен для голоса и фортепиано, органной и фортепианной музыки, в том числе 15 опер, 7 симфоний и 6 месс , которые обессмертили его имя.

Густав Малер

Густав Малер (1860-1911) - прекрасный симфонический и оперный композитор, а также дирижёр. При своей жизни Малер был более известен именно в качестве дирижёра, входящего в известную «послевагнеровскую пятёрку». В то же время его композиторский талант ценили лишь немногочисленные преданные почитатели.

Настоящее признание к музыке Малера сильно запоздало, придя через полвека после его смерти - потомки признали его виднейшим симфонистом XX века. Написал он не так уж много - в основном симфонии и песни, но они быстро закрепились в исполнительском репертуаре. В наши дни музыка Малера - одна из наиболее исполняемых.

Карл Диттерс

Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739 - 1799) - австрийский скрипач и композитор . Он работал в направлении классицизма, испытал значительное влияние итальянской школы. В настоящее время самыми известными его произведениями являются пара концертов для контрабаса с оркестром и один для альта с оркестром, хотя при жизни его больше знали, как автора немецких зингшпилей и опер-буфф с итальянским текстом («Доктор и аптекарь», «Красная Шапочка или ни вреда, ни пользы»). А ещё этот автор написал порядка 120 симфоний.

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

  1. Австрия - крупнейший музыкальный центр Европы.
  2. Композиторы - венские классики: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен.
  3. Расцвет ряда жанров в их творчестве.
  4. Знакомство с жанром квартета.
  5. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А. Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»).

Музыкальный материал:

  1. Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть (слушание);
  2. В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» (слушание);
  3. Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (слушание, по желанию педагога);
  4. Й. Гайдн, русский текст Я. Синявского. «Мы дружим с музыкой» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Анализировать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
  2. Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (на примере произведений композиторов - венских классиков)

В контексте истории

Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык - немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах.

Вена - центр огромной страны - вбирала в себя эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей.

Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С этой страной связаны имена многих выдающихся композиторов, дирижёров, исполнителей.

Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.

Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в столице Австрии - Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками. Классиками – потому что созданные ими произведения получили всемирное признание, как выдающиеся, образцовые. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

Музыка классического периода отличается объективностью и элегантностью формы. Композиторы писали не для церкви, а скорее для гостиных и балов, которые становятся популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был вытеснен только что изобретённым фортепиано.

Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.

С творчеством венских классиков связан расцвет таких жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет. Некоторые из них нам уже известны, с другими мы познакомимся впервые.

Гайдн. Краткие биографические сведения

Основоположником классической венской школы стал Франц Йозеф Гайдн.

Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не были профессиональными музыкантами, хотя отец любил народные песни и играл на арфе, не зная нот. В пять лет Гайдн вместе с отцом пел на семейных музыкальных вечерах.

В детстве Йозеф был наделён прекрасным чистым голосом, благодаря чему был принят в качестве певчего в хор венского собора св. Стефана. В хоровой школе он многому научился, но когда начал ломаться голос, пришлось уйти. Будущий музыкант к 17 годам получил почти полное исполнительское и композиторское образование.

Гайдн зарабатывал на жизнь уроками музыки, а также игрой на клавесине, органе и скрипке. Постепенно он под опекой итальянского композитора Никола Порпоры стал сочинять собственную музыку, в том числе свои первые струнные квартеты.

В 1761 году богатый венгерский князь Пал Антал Эстерхази пригласил к себе Гайдна в Эйзенштадт в качестве вице-капельмейстера. С этого момента началась служба Гайдна у семейства Эстерхази, которая продолжалась целых три десятилетия.

В своём распоряжении композитор имел один из лучших оркестров Европы, для которого написал множество опер, сочинений духовного характера, симфоний и струнных квартетов.

Последние годы жизни Гайдн провёл в Лондоне.

За свою долгую жизнь Гайдн подарил миру огромное количество гениальных творений. И хотя многое из его наследия было утеряно и того, что сегодня известно потомкам, было достаточно чтобы Чайковский сказал о Гайдне: «Не будь его - не было бы ни Моцарта ни Бетховена».

Звуки музыки

Одним из создателей классического квартета является Йозеф Гайдн. Классический (струнный) квартет включает четыре инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную партию, его общее звучание отличается единством и стройностью.

Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый». От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты ­либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом ещё называют произведение, созданное для ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет» Бетховена, «Квартет» Бородина...

Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и композиторского мастерства. Они стали итогом длительного совершенствования композитора, которому в момент их создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в миноре.

Никакие квартеты не были так любимы исполнителями, как квартеты Гайдна. Так же и теперь гайдновские квартеты продолжают сохранять большой интерес и для исполнителей и для слушателей.

Слушание: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть.

Моцарт. Краткие биографические сведения

Высочайший взлёт венской школы связан с творчеством гениального Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье композитора Леопольда Моцарта. Одарённый феноменальным слухом мальчик с раннего детства начал учиться игре на клавесине и скрипке под руководством отца.

Вскоре Леопольд Моцарт демонстрировал чудо-ребёнка при дворе архиепископа Зальцбургского, а в 6 лет мальчик уже гастролировал с концертами по всей Европе. К двенадцати годам Моцарт был автором трёх опер.

Поездки расширили музыкальный кругозор и принесли ему множество ярких впечатлений. Куда бы семья не прибыла, всюду игру юного Моцарта на клавире встречали восторженно. Маленький гений был предметом разговоров всей Европы.

В 1770 году Моцарт вместе с отцом отправился в Италию, где с триумфальным успехом прошли премьеры его опер, в том числе и новой - «Митридат, царь Понта». В Сикстинской капелле Моцарт прослушал хоровое сочинение Аллегри «Мизерере», которое было запрещено публиковать и исполнять вне капеллы. Молодой композитор поразил всех, по памяти записав произведение после единственного прослушивания.

Однако юный Моцарт не у всех вызывал восхищение, многие музыканты завидовали ему или относились с недоверием. Так, в городе Болонье местные музыканты устроили Моцарту настоящий экзамен - предложили сочинить фугу. Обычно на это уходило несколько часов. Моцарт же справился с ним всего за полчаса. После этого юный композитор был избран членом Болонской музыкальной академии.

После триумфальных поездок по Франции и Италии он вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако Моцарт пришёлся там не ко двору. Ему завидовали другие музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его гордый характер. Тем не менее, Моцарт много работал и именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в услужении, и он ушёл в отставку.

В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты. С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы итальянских композиторов или их подражателей.

Композитор так и не смог добиться большого достатка, постоянно находился в долгах и вынужден был браться за любые заказы. Кроме того, тяжёлая болезнь подтачивала его силы.

Правда, в последние годы жизни Моцарт создал ещё одну оперу - светлую и радостную сказку «Волшебная флейта». В музыке этой оперы преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомрачённая лирика. Вместе с тем в ней немало сцен, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом.

Последнее произведение Моцарта гениальный «Реквием» - осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 г. в Вене. Похоронили Моцарта на кладбище для бедняков, и его могила затерялась.

Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов современности.

Звуки музыки

Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы-сказки «Волшебная флейта».

Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро. В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и спокойствие.

Повелительница мрака и зла, коварная Царица одержима идеей власти над миром. Она стремится победить мудрого правителя Зарастро и захватить его талисман – священный солнечный диск. Свою ярость она выражает в яростно-виртуозной арии. «Ужасной мести жаждет моё сердце! Я беспощадна!» - восклицает Царица ночи. Она повелевает родной дочери погубить Зарастро.

Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».

Бетховен. Краткие биографические сведения

Ещё одним великим представителем венской школы является Людвиг ван Бетховен.

Детство Бетховена прошло в Бонне. Профессию мальчик выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными музыкантами, так что он, естественно, пошёл по их стопам. Его детство протекало в материальной нужде, было безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали игре на скрипке, фортепиано, органе.

Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в придворной капелле. Людвиг прошёл хорошую школу в придворном оркестре, где его обучением занимались многие выдающиеся музыканты - К. Нефе, И. Гайдн, И. Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку, а также сумел занять место органиста и виолончелиста.

В 1787 году Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в Австрию. Её столица - Вена - славилась великими музыкальными традициями. Там жил Моцарт, учиться у которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!»

Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен постоянно живёт в Вене. Вскоре он приобрёл славу замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью, необычайной инструментовкой.

Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил тяжёлый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802 года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но, преодолев тяжёлый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжёлые переживания и огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок.

В центре почти всех произведений Бетховена представлен яркий, незаурядный характер борющейся личности, обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем героические образы переплетаются с глубокой, сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение Бетховена соединять в одном произведении элементы разных жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку.

Тяжёлое заболевание, потребовавшее нескольких операций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 марта 1827 года. В день его похорон были отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого музыканта шла двадцатитысячная толпа людей.

Звуки музыки

Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа, восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями, болезнью, одиночеством.

Для самого грандиозного претворения темы героической борьбы и победы Бетховену в его Девятой симфонии оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. И он поступил совершенно необычным до того образом - ввёл в финал симфонии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника - немецкого поэта Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий произведение величественный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

Как будто огромное солнце поднимается на небе. «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно, будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру, свободе, счастью.

Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и размахивал руками. Он давно уже не мог управлять оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном.

Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал.

Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза.

По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения Девятая симфония не имеет себе равных. Девятая симфония с её финальным призывом стала идейным завещанием человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть (фрагмент).

Вопросы и задания:

  1. Какого из великих композиторов называют венскими музыкальными классиками?
  2. Чем объясняется такое определение?
  3. Расцвет каких музыкальных жанров связан с творчеством венских классиков?
  4. Назовите состав классического (струнного) квартета.
  5. Что отличает звучание квартета Й. Гайдна – единство, слаженность или их отсутствие?
  6. Черты песенности, танцевальности или маршевости очевидны в музыке Й. Гайдна?
  7. Ария Царицы ночи – это ария мести. Послушайте арию. Только ли драматический характер присущ ей? Подумайте, почему?
  8. Какое произведение венчало собой творчество Л. Бетховена?
  9. Кто автор стихов, положенных в основу финала Девятой симфонии?
  10. Каков характер финала Девятой симфонии?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Ода к радости. Симфония № 9 (финал), mp3;
Гайдн. Струнный квартет ор. 76 № 2, IV часть, mp3;
Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы Волшебная флейта, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Моцарт, Бетховен, Иоганн Штраус, Иоганн Штраус (сын) , Вивальди, Шуберт, Брамс, Ланнер, Глюк, Сальери, Малер, Шенберг, Гайдн, Цемлинский, Шопен - Великие композиторы, с чьми именами связана Вена!!

Вена и ее Гении!

ВОЛЬФГАНГ МОЦАРТ..

28 января 1756 года в Соборе г.Зальцбурга Моцарт был крещен именем: Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus. Johannes Chrysostomus Моцарт получает в честь Святого.,Партриарха Константинопольского и защитника проповедников. Имя Вольфганг в честь дедушки Wolfgang Nikolaus Pertl (1667-1724) и Theophilus в честь Johann Gottlieb Pergmayer.
Отец Моцарта -Johann Georg Leopold Mozart, рожден в Аугсбурге и был сыном мастера переплетчика книг- Johann(а) Mozart(а). Помимо гуманитарного образование он получает уроки по виолончели и органу. После оного он едет в Зальцбург, где получает после учебы в Бенедектинском университете, степень бакалавра философии.
В силу нерегулярного посещения лекций был исключен из университета и в лице графа каноника Turn Valsassina (cлужителя Собора г.Зальцбурга) находит помощь, становится музыкантом и композитором графа, (его первые работы посвящены были графу).
Спустя несколько лет становится четвертой скрипкой архиепископа Зальцбургского и получает место учителя по виолончели для детей музыкальной мастерской при соборе. Переводы его «Versuch einer grundlichen Violinschule“ (основы школы по виолончели) выходят в Голландии, Франции и России, как учебное пособие.
В 1763 году получает титул вицекапельмейстера Зальбуржской дворцовой капеллы., где он собственно и работал до конца жизни.Anna Maria Walburga Mozart, в девичестве Пертль, мама Моцарта посвятила свою жизнь детям и мужу и даже в самые трудные ситуации сохраняла спокойствие, что отражалось и на всей фамилии.

Дочь судьи епископа Wolfgang Nikolaus Pertl была рождена в St. Galgen, совсем рядышком от Зальцбурга 25 декабря 1720 года, после ранней смерти отца, она с матерью отправляется в Зальцбург и до ее замужества ведет более чем скромный образ жизни. Из семерых детей от брака с Леопольдом Моцартом остаются живы двое – сестра Моцарта Мария Анна (Nanerl) и Вольфганг.

Она умерла в Париже 3 июля 1778 года в возрасте 57 лет, сопровождая сына в Париж, от лихорадки.В 4 года Вольфганг выучил уже Аллегро, за один день до своего 5 летнего Дня рождения за полчаса выучил минуэт и трио..
Первые композиции возникли когда Моцарту еще не было 5 лет..И Моцарт и его сестра Нанерль никогда не посещали школы и их учителем, не только музыки был отец Леопольд Моцарт.

Леопольд Моцарт преподавал детям на латыни, француском или итальянском, при необходимости на английском – историю, географию, математику. Нанерль не уделялось столько много внимания, сколько Вольфгангу и она получает уроки клавира только когда ей исполнилось 7 лет и в воспоминаниях Нанерль, Моцарт сидел за клавиром иногда ночами и днями, до тех пор пока его его не отправят отдыхать..

Он был маленький фантазер, прекрасный игрок в карты, его способности были не только в области музыки..Авторитарный характер отца и мягкий, сглаживающий конфликтные ситуации характер матери позволил в доме Моцарта царить почти всегда гармоничной атмосфере..
Моцарт написал около 23 работ для театра, около 15 опер, из них гениальные «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Фигаро», «Похищение из Сераля»,»Милосердие Тита".

Йозеф Гайдн

Свои последние дни проводит великий композитор в местечке Гумпендорф, одно из бывших предместий Вены, будучи уже вдовцом и слаб аккомпанировать, но еще полон сил принимать дипломатов, музыкантов, писателей, актеров.

Карл Мария фон Вебер, побывав у Гайдна по причине огромного желания быть учеником Великого мастера, пишет впоследствии в своем дневнике " ..это так трогательно, видеть седовласых мужей, целовавших руки Гайдну и называвших его "Papa".Биограф Гайдна Альберт Кристоф Диз пишет о внешности Гайдна по воспоминаниям дам " ростом невелик и лицо в шрамах от оспы", сам "Papa" отзывается " Моя внешность отнюдь не соблазнительна..".

Но известность, гламур Гайдна завораживали женщин не менее.
Кто же был этот ВЕЛИКИЙ КОМПОЗИТОР Гайдн Йозеф??
Йозеф Гайдн был рожден 31 марта в маленькои имении, резиденции графского рода Гаррахов, неподалеку от границы с Венгрией, "спокойное местечко, не без энергии, но без особого темперамента" - пишет нем.публицист Хайнрих Якоб.
Отец Маттиас Гайдн- каретных дел мастер, Советник и позднее судья Рорау. Мать Анна Мария, кухарка на кухне во дворце графов Гаррахов. Отец немного игравший на арфе, частенько музицировал и в доме Гайднов по выходным раздавалась музыка и пение.

От роду шести лет маленький Гайдн покидает дом и попадает под попечение родственника и директора учебного заведения Маттиаса Франка в местечко Хайнбург.Музыкальные способности маленького Гайдна были исключительными и когда капельмейстер Венского собора Рейттер Младший Георг, будучи в поисках одаренных отпрысков услышал голос Гайдна,он был приятно удивлен и предложено было перевести его в церховный хор при соборе.

С восьми лет маленький Гайдн пел в хоре. На престол вступает юная Мария Терезия и юный Гайдн теперь довольно часто выступает при дворе Великой Императрицы и вскоре повсеместно именуют юного Гайдна Гением.
Обедневший Вивальди, извечные долги Моцарта и нищее существование многих великих композиторов возможно это и послужило примером для Гайдна того, что он стремился получить должность при дворе знатного рода.
Веселая натура Гайдна довольно часто доходила до курьезов.Будучи еще солистом кафедрального собора он отрезал косу одному из солистов хора по причине обиды на капельмейстера,когда тот собирался исключить Гайдна из хора, из-за потери ("слома") голоса.
Матушка, как и подобало добродетельным родителям в то время, отдает Гайдна в службу духовную, на что Гайдн высказывает протест, но временная служба по этой стезе сыграла не последнюю роль в жизни Гайдна.
Некоторое время он находился в роли солиста в церкви Марияцель, где получал недурно и это решительно сказалось на его желании: " Работать, как можно профессиональнее, тем самым зарабатывать, как можно больше".

Снимая квартиру на Кольмаркте, сегодня улице самых дорогих магазинов, он знакомиться с квартирантами этого дома Марией Октавией Эстерхази, Николой Порпора, Метастазио!! и поскольку Вена в то время была Метрополью музыкальной, впрочем как и сегодня, Гайдн быстро становится популярным среди кругов аристократических. Музыка в то время не была повсюду обязательно академической и смешение фольклора и классической было явлением вполне нормальным и первая опера Гайдна "Кривой дьявол" была именно такой, к сожалению сегодня эту оперу никто не слышит.