Проблемы отцов и детей примеры литературы. Проблема отцов и детей в русской литературе (по произведениям А

Тема урока: Проблема «отцов» и «детей» в произведениях русской литературы XIX века

Цель урока : на примере художественных произведений показать, как осмысливалась проблема поколений русскими писателями XIX века, углубить идейно-эмоциональное восприятие художественных произведений, способствовать глубокому проникновению в мир мыслей и чувств героев, развивать речевые умения и навыки учащихся, воспитывать толерантность, доброжелательность.

Тип урока : урок развития связной речи (устно)

Оборудование: текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации к произведениям

Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:

да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших,

но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

    Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей», - эти слова сказаны задолго до нашей эры и принадлежат они мудрейшему из греков – Сократу (470-399 гг. до н.э.). Сократ был не единственным и далеко не первым, кто критически относился к молодежи. Безызвестный египетский жрец, живший около двух тысяч лет до нашей эры, уверял: «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Что же получается: проблема отцов и детей была актуальна во все времена. Волнует она нас и сегодня. Отцы по-прежнему осуждают, критикуют и не понимают собственных детей. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, порой отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Проблема отцов и детей потому так сложна, что включает в себя начала противоположные и одновременно неразрывно связанные. С одной стороны, молодое поколение должно руководствоваться новыми идеями, принципами, теориями, так как без этого невозможен прогресс в науке, в искусстве, в обществе. Но в то же самое время нельзя безоглядно отрицать все лучшее, что было создано предшественниками, нельзя нарушать закон преемственности поколений, так как в этом состоит первая и важнейшая заповедь жизни человека на земле. Обращение к эпиграфу урока.

II . Работа над темой урока

    Коллективная работа учащихся над составлением этического словаря.

Учитель. Для работы над темой урока нам понадобится небольшой словарь этических терминов. Использование этого словаря поможет более полному и точному выражению мыслей. Назовите моральные качества, которые характеризуют отношение человека к себе и другим людям. Запишите их в таблицу в порядке возрастания значимости.

    Положительные качества

    Отрицательные качества

    Искренность

    Лицемерие

    Великодушие

    Черствость

    Сдержанность

    Бестактность

    Деликатность

    Терпимость

    Непримиримость

    Установление ассоциативных связей с произведениями русской литературы XIX века

    Учитель.Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. В каких произведениях литературы XIX века в той или иной мере раскрывается проблема поколений?

    Учащиеся. Тему отцов и детей затрагивают в своих произведениях А.С. Пушкин и Н.В.Гоголь. Эта тема раскрывается в драме Островского «Гроза». Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» показал в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. По-своему подходят к раскрытию темы И.А.Гончаров в романе «Обломов», Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». Проблема поколений – одна из важнейших в романе Тургенева «Отцы и дети».

    Учитель. Слушая сообщения и высказывания учащихся, обратите внимание на то, как освещаются в них основные аспекты темы урока. Тезисно запишите мысли, в которых содержатся ответы на проблемные вопросы.

    Беседа с учащимися по содержанию романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    Учитель.Каждый из писателей по-разному разрешает проблему поколений в своих произведениях. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» она раскрывается во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем лагеря «отцов» Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, на примере отношений отца и сына Кирсановых. Об идейных разногласиях разночинца Базарова и аристократа Павла Кирсанова мы уже говорили на уроках литературы. Обращали внимание на то, что И.С.Тургенев противопоставляет внешность героев, возраст, манеры, образ жизни, убеждения. Но заметили ли вы у этих героев общие черты? Какие? Используйте наш этический словарь при подготовке к ответам.

Учащиеся. Общими являются непримиримость к иным взглядам и убеждениям, категоричность суждений.

Учитель. Принято считать, что Базаров одержал победу в споре с Павлом Петровичем Кирсановым. Однако давайте посмотрим на эту ситуацию иначе. Разве Базаров, используя веские аргументы, смог изменить убеждения противника? Подтвердите свои суждения текстом.

Учащиеся читают соответствующий фрагмент из X главы романа: «Вот, - начал наконец Павел Петрович,- вот вам нынешняя молодежь!... Я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков…»

Учитель.Создается впечатление, что герои, общаясь, не слышат друг друга. Неумение и нежелание слышать других, явное пренебрежение к их принципам и жизненным ценностям всегда приводит к конфликту. Поэтому очень скоро словесный поединок Базарова и Павла Петровича Кирсанова привел к настоящей дуэли. Были ли в ней победители?

Учащиеся. Все герои потерпели поражение. Ранен Павел Петрович Кирсанов, приходится поспешно уезжать Базарову, огорчен и разочарован Николай Петрович, напугана до смерти Фенечка.

Учитель. Можно ли конфликт поколений разрешить мирным путем, не прибегая к крайним мерам?

Учащиеся. Да, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.

Учитель. Конфликт поколений раскрывается и во взаимоотношениях Базарова с его родителями.

Сообщение учащегося « Базаров и родители»

Сложные отношения между Евгением Базаровым и его родителями. Они живут в разных мирах. Маленький мир Василия Ивановича и Арины Власьевны включает в себя такие простые радости и печали, как забота об имении, заготовка припасов на зиму, небольшая врачебная практика. Василий Иванович пытается «не отстать от века»: читает книги, использует новые агрономические приемы, одним из первых переводит мужиков на оброк. Но все-таки живут старики по давно устоявшимся традициям, в их семье ничего не меняется. Мир Евгения Базарова – это прогрессивные общественные и научные идеи, стремление вершить великие дела, мысли о благе всего народа. Между этими мирами лежит пропасть, которая с годами только увеличивается. Хотя Базаров и считает своих родителей добрыми людьми, но находиться с ними долгое время не может. Ему неинтересны их мелкие радости, раздражает навязчивое внимание и забота, «глупая жизнь отцов» вызывает презрение. Отсутствие взаимопонимания увеличивает и противоречия в характере Базарова. В глубине души он любит родителей, но убеждения не позволяют ему проявлять свои чувства. Родители очень любят Евгения, гордятся им, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Духовные связи между отцом и сыном не совсем утрачены. Ведь именно от отца унаследовал Базаров трудолюбие, стремление к знаниям, упорство в достижении цели. В конце концов Базаров приходит к пониманию этого. Умирая, он говорит Одинцовой: «…таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать …».

Учитель.И.С.Тургенев показывает, что несмотря на противоречия между поколениями, их связывает сила любви отцов к детям, а детей к отцам, как бы ни резки были грани между убеждениями и принципами, как бы ни противоположны были суждения, как бы ни противостояла самоуверенность и резкость молодости Базарова разуму, терпимости и снисходительности старшего поколения.

Учитель. Существует ли проблема отцов и детей в семье Николая Петровича Кирсанова?

Учащиеся. Да, существует, но проблема поколений в этой семье не переходит в конфликт (во многом благодаря Николаю Петровичу).

Сообщение учащегося «Отец и сын Кирсановы»

Для Николая Петровича Кирсанова важную роль в жизни играют традиции и духовные ценности. Он много читает, любит природу, музыку, поэзию. Это искренний человек, от него всегда веет душевной теплотой. Николай Петрович пытается понять сына и быть ему не только отцом, но и другом. Чтобы лучше узнать интересы и увлечения сына, отец прожил с Аркадием три зимы в Петербурге, заводил знакомства с его товарищами. Отец и сын любят и уважают друг друга. Однако Николай Петрович не разделяет увлечение сына нигилизмом, так как это противоречит его отношению к жизни. Увлечение же нигилизмом заставляет Аркадия отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Он стремится быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Николай Петрович сразу замечает перемены в поведении Аркадия, прекрасно понимает, чем они вызваны, но, обладая душевным тактом, не позволяет себе ни иронии, ни критики. Он дорожит дружбой с сыном.

Учитель. Всегда ли Аркадий проявляет такой же такт и понимание по отношению к отцу? (анализ фрагментов V главы романа)

Учащиеся. Николаю Петровичу трудно говорить с Аркадием о Фенечке, поэтому разговор заводит сын. «Я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одной кровлей, стало быть, она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья…» - говорит он, совсем не замечая, что «читает нечто вроде наставления своему отцу». Аркадий чувствует себя великодушным, а Николай Петрович думает, «что едва ли не большее уважение оказал ему Аркадий, если б он вовсе не касался этого дела».

Учитель. В отношениях отцов и особенно взрослых детей очень важна сдержанность и деликатность. Проявляя эгоизм, взрослые дети порой отказывают родителям в праве на счастье и личную жизнь. А родители считают своим долгом вмешиваться в семейные отношения детей, тем самым только усугубляя возникшие проблемы и увеличивая непонимание. Значит ли это, что конфликт поколений предопределен?

Учащиеся. Конфликт между отцами и детьми – это скорее следствие мыслей и поступков, чем закономерная неизбежность

    Беседа с учащимися по содержанию романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учитель. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны. Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие, оказывают воспитание, образование, нравственные ценности, как детей, так и родителей. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» показал несколько семей, но особенно близки ему семьи Болконских и Ростовых.

Сообщение учащегося «Семья Ростовых».

В семье Ростовых царят мир, взаимопонимание и уважение. Все члены семьи очень близки друг другу. Только Вера - холодная и чуждая. Не случайно она вскоре выходит замуж за расчетливого Берга. Граф и графиня - добрые и простые люди. Дети чувствуют родительскую любовь и ласку, поэтому безгранично доверяют им, а те, в свою очередь, уважают желания и принципы детей. Например, Николай Ростов против воли отца хочет оставить университет и стать гусаром. Илья Андреевич ему не препятствует, хотя решение сына «стоило ему много горя». Николай, понимая душевное состояние отца, проявляет истинную чуткость: «Я уж вам говорил, папенька, что, ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу…». Наташа спорит с графиней, требуя, чтобы освободили подводы для раненых офицеров. В этот момент она не хочет и не может думать ни о приданом, ни об имуществе семьи. Поэтому Наташа, как буря, ворвалась в комнату и закричала: «Это гадость! Это мерзость! Это не может быть, чтобы вы приказали». Однако она не может говорить с матерью в таком тоне и тут же просит прощенье за свою резкость: «Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже…простите, пожалуйста, голубушка…». Но в главном Наташа не уступит ни за что. И графиня сдалась. «Яйца…яйца курицу учат… - сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо». Как ни тяжело было графу Илье Андреевичу отпускать шестнадцатилетнего Петю в армию, он сам хлопотал за сына, чтобы тот попал не в штаб, а в действующий полк. Честность и порядочность определяют взаимоотношения и поведение всех членов семьи.

Учитель. Почему размолвки, споры между родителями и детьми в семье Ростовых не переходят в конфликт?

Учащиеся. И родители, и дети стремятся к взаимопониманию, взаимопомощи, проявляют снисхождение друг к другу.

Учитель.Снисхождение к слабостям, ошибкам родного человека часто предполагает сознательную жертвенность. Перечитайте фрагмент из гл.XVI (часть 1, т.2), который показывает готовность графа Ростова понять и простить сына и умение Николая оценить благородство отца: « Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреевич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына… - Папенька! Па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая, - простите меня!»

Учитель.Собственная честьи честь детей для графа Ростова превыше всего. Николай смог заплатить карточный долг, хотя сумма грозила Ростовым разорением. Урок душевной чуткости и доброты Николай запомнил на всю жизнь. Приученные думать не только о себе, дети благодарны родителям. Приведите примеры этого.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы) Наташа самоотверженно ухаживает за матерью, спасая ее от безумия после трагического известия о гибели Пети. Николай Ростов, желая сохранить доброе имя отца, принимает наследство, хотя долгов было вдвое больше, чем имения. Когда Ростовы совсем обеднели, Николай заботится о матери и Соне.

Учитель. Каким одним словом можно охарактеризовать взаимоотношения в семье Болконских?

Ученики. Сдержанность.

Учитель. В сдержанности Болконских есть своя правота, и чувства, скрытые за этой сдержанностью, не менее глубоки, чем те, что открыты всем.

Сообщение учащегося. «Болконские»

Болконские - аристократы, они по праву гордятся своим древним родом и заслугами перед отечеством. На первый взгляд, отношения между отцом и детьми лишены сердечности и взаимопонимания. У старого князя Николая Андреевича Болконского трудный характер: он изводит свою дочь бесконечными придирками, уроками геометрии. Княжна Марья боится отца. Князь Андрей вынужден отложить женитьбу на Наташе Ростовой на целый год по его требованию. Однако внутренне эти люди очень близки друг другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Николай Андреевич, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали»,- говорит княжна Марья. Между отцом и детьми существует настоящее взаимопонимание.

Учитель. Князь Андрей, собираясь на войну, подробно излагает отцу план предполагаемой кампании. Отец не просто внимательно слушает, но делает точные и верные замечания, заставляя князя Андрея удивляться: ««как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Непонимание и отчуждение между родителями и детьми возникает ведь не на пустом месте. Оно, к сожалению, бывает закономерно. Уставшие за долгую жизнь родители перестают интересоваться сегодняшним днем, не понимают интересов детей и сами углубляют возникающую пропасть, расхваливая «свое» время и осуждая непонятное им новое. Князь Николай Андреевич Болконский стремится не отставать от времени. Помня о прошлом, он живет днем сегодняшним, тем самым укрепляя дружбу с сыном.

Учитель. Приведите еще примеры духовной близости отца и сына.

Учащиеся. (прогнозируемые ответы)

    Хотя князь Андрей не обмолвился ни словом о своем отношении к жене, отец сразу увидел, что сын несчастлив в браке, но не позволяет себе судить его личную жизнь: «Да нечего делать, дружок, они все такие, не разженишься. Ты не бойся; никому не скажу».

    Князь Андрей просит отца, если его убьют и родится сын, не отпускать его от себя и воспитать в семье Болконских.

    Отец и сын хорошо понимают друг друга. Прощаясь, старый князь говорит: « Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» В ответ князь Андрей замечает: «Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка».

    Уехав на войну, Андрей Болконский пишет письма отцу каждый день. Ему очень важно знать, что отец разделяет его мысли, оценивает его поступки.

    Гордость, независимость и благородство Николай Андреевич Болконский передал по наследству своему сыну, оба презирают выскочек и карьеристов.

Учитель. Л.Н.Толстой убежден, что духовная связь отцов и детей способствует формированию личности, помогает разобраться в себе, обрести гармонию с окружающим миром.

    Фронтальная проверка и обсуждение тезисов . С помощью учителя проводится поиск наиболее точных и удачных формулировок (возможные варианты):

    В основе неразрывной связи поколений лежат отношения, основанные на уважении, любви, принятии свободы другого человека.

    Конфликт поколений можно разрешить мирным путем, если поколение «детей» будет проявлять терпимость, а старшее поколение – мудрость.

    Конфликт между отцами и детьми – это не закономерная неизбежность, а в большей мере следствие мыслей и поступков людей.

    В противостоянии поколений всегда возможен компромисс, важно стремление к взаимопониманию.

    Смягчить конфликт между отцами и детьми поможет искренность, доверие, и снисхождение друг к другу.

    6. Заключительное слово учителя

Мы говорили о том, как проблема поколений осмысливалась писателями-классиками. И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой мечтали о гармонии, взаимопонимании между поколением «отцов» и поколением «детей». Таков идеал. Достижим ли он? К нему ведет тернистый путь жизненного опыта. Есть вещи, которые каждый решает сам в собственной душе. Будете ли вы руководствоваться наставлениями писателей или решать проблему «отцов» и «детей» по-своему, зависит от вас. При этом хорошо бы помнить вековую мудрость: « Жить в настоящем нужно так, как будто это твое будущее».

    III. Домашнее задание

Написать сочинение « Проблема поколений в моем понимании»

Литература

1.Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». – Л., 1978.

2. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. – М. 1980.

Отцы и дети " "Отцы и дети " - одно из вечных произведений русской литературы . И не только потому, ...

  • Русская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем, а общественно-политич событиями

    Литература

    Одно из первых произведений русской литературы , написанных после октябрьской... сны, привидевшиеся Горкину и отцу ; и редкостное цветение... эти подробности и детали соединяются в... 53. ПРОБЛЕМА РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. СОЛЖЕНИЦЫНА...

  • Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века

    Документ

    Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. Блок подошёл... философским, историческим, экономическим, нравственным проблемам . Споры Онегина с Ленским... писатель выразил в романе «Отцы и дети ». Носителями этого конфликта стали...

  • Русская литература 20 века. Вопросы к семинарам и диспутам

    Литература

    ... РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРАМ И ДИСПУТАМ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ... рикш – отца и сына. ... ? В каких произведениях русской литературы присутствовали черты антиутопии... писателей МАССОЛИТа? Какие детали в романе свидетельствуют...

  • Проблема «отцов и детей» волновала и будет волновать всегда. Поэтому ни классики русской литературы, ни современные писатели не могли обойти ее в своих произведениях. Где-то этот вопрос задавался вскользь, в каких-то произведениях он становился «центральным». Например, И. С. Тургенев считал проблему «отцов и детей» настолько важной, что дал одноименное название своему роману. Благодаря этому произведению он прославился на весь мир. С другой стороны, комедия «Горе от ума». Вроде бы интересующий нас вопрос не главный для Грибоедова. Но ведь проблема «отцов и детей» как раз и является проблемой мировоззрений, отношений «века нынешнего» и «века минувшего». А «Герой нашего времени» или «Преступление и наказание»? В этих произведениях так или иначе авторы касаются проблемы поколений. В романе «Война и мир» взаимоотношения в семье являются чуть ли не главной темой размышлений писателя.
    В своем сочинении я постараюсь рассмотреть конфликт «отцов и детей» с разных точек зрения: как понимали его писатели и насколько этот вопрос злободневен сейчас.
    Для начала определимся, что же все-таки подразумевается под проблемой «отцов и детей». Для одних это проблема на бытовом уровне: как родителям и детям найти друг с другом взаимопонимание. Для других это вопрос более обширный: проблема мировоззрений и поколений, которая возникает у людей, не обязательно связанных кровными узами. Они сталкиваются из-за того, что имеют различное отношение к жизни, по-разному смотрят на мир.
    Примером тому мож;ет служить роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Автор в своем произведении противопоставляет друг другу не сына и отца, а просто людей разных поколений. Конфликт между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым происходит не из-за размолвок на бытовом уровне, это даже не конфликт поколений - он гораздо глубже. В основе его различия во взглядах на жизнь, на общественное устройство мира.
    Началом спора послужило то обстоятельство, что в мирную жизнь Павла Петровича, где ему никто не прекословил, дунул ветер перемен. «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Основу жизни Павла Петровича составлял тихий, мирный уклад, многовековые традиции. Естественно, что Базаров с его нигилистическими наклонностями вызывает в нем возмущение. Принцип Базарова состоит в том, что нужно все разрушить, «место расчистить». И ведь это отталкивает от него не только Павла Петровича, но и всех, кто соприкасается с Евгением. Очень немногие могут решиться одним махом порвать со своим прошлым. Поэтому Базаров один: кто-то не приемлет его позицию, кого-то он сам от себя отстраняет, например своих родителей. Ведь здесь тоже конфликт «отцов и детей». Родители видят в своем ребенке только хорошее, светлое, они не могут отвернуться от него. И это позиция всех «отцов». Базаров же отталкивает их. Видя, с какой небрежностью он заявляет родителям о своей скорой смерти, можно утверждать, что он даже равнодушен к ним. Этим Тургенев хочет показать, что человек не обретет мира в своей душе, если отвернется ото всех, прежде всего от своих родителей.
    Иначе представлен конфликт поколений в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В основе этого конфликта лежит спор между Чацким и Фамусовым - представителями разных эпох, разных поколений. Позиция Чацкого по отношению к обществу Фамусова: «Что старее, то хуже». Но грань между поколениями в этом произведении довольно развита, основной мыслью комедии является конфликт мировоззрений. Ведь и Молчалин, и Софья, и Чацкий принадлежат к одной эпохе, «веку нынешнему», но по взглядам своим Молчалин и Софья являются членами фамусов- ского общества, а Чацкий - представителем новых веяний. По его мнению, лишь новый ум является «алчущим познаний» и склонным «к искусствам творческим». По-прежнему «отцы» отстаивают вековые устои, являются противниками прогресса, а «дети» жаждут знаний, стремятся найти новые пути развития общества.
    Проанализировав эти два произведения, можно сказать, что писатели используют конфликт «отцов и детей» как для анализа самой проблемы, так и в качестве инструмента для раскрытия внутреннего мира героев, их мышления, взглядов на жизнь.
    В романе «Война и мир» «мысль семейная» также подвергается тщательному анализу со стороны писателя. В своем произведении Л. Н. Толстой описывает три семьи: Ростовых, Болконских и Ку- рагиных. Эти три клана, хотя и мало различаются по происхождению и по занимаемому положению в обществе, имеют собственные семейные традиции, подходы к воспитанию, имеют в жизни раз-
    ные приоритеты. С помощью этих деталей автор показывает, насколько индивидуальны и не похожи такие герои, как Николай и Наташа Ростовы, Андрей и Марья Болконские, Анатоль и Элен Курагины.
    Рассматривая семью Ростовых, нельзя не заметить теплоту и нежность в их отношениях. Родители для Наташи и Николая являются надежной опорой, их дом, действительно, отчий. Туда они стремятся, как только возникают проблемы, потому что знают, что родители их поддержат, а если надо, и выручат. На мой взгляд, такой тип семьи является идеальным, но, к сожалению, идеал редко встречается в жизни.
    Клан Курагиных разительно отличается от Ростовых. Цель этих людей - получше устроиться. Но о чем еще могут мечтать Элен и Анатоль, если им это внушали с детства, если их родители проповедуют те же принципы, если основой их семейных отношений является холодность и чопорность? Очевидно, что родители являются причиной такого отношения к жизни, и это сейчас не редкость. Часто родители слишком заняты собой, чтобы обращать внимание на проблемы своих детей, и это порождает конфликты, причины которых взрослые часто не понимают.
    Основой взаимоотношений в семье Болконских является почтение и уважение старших. Николай Андреевич является беспрекословным авторитетом для своих детей, и, хотя они и не испытывают давление со стороны отца, ни Андрей, ни Марья не теряют своей индивидуальности. Они имеют свои жизненные приоритеты и более или менее целеустремленно пытаются их придерживаться. Такие люди в любом обществе заслуживают уважение и стремятся его оправдать.
    Без малейшего сомнения можно сказать, что JI. Н. Толстой являлся великолепным психологом, если он так тонко смог прочувствовать связь между характерами героев и их социальным положением, определить роль семьи в жизни человека и так живо проиллюстрировать конфликт поколений.
    Таким образом, проблема «отцов и детей» рассматривается многими писателями как конфликтная ситуация. Но иначе ее анализировать нельзя, потому что между «отцами» и «детьми» всегда существуют разногласия, причины которых могут быть совершенно разными, но суть их одна - непонимание. А ведь его можно избежать, если быть хотя бы чуть-чуть терпимее друг к другу, уметь выслушать другого человека, тем более, если это ваш ребенок, и, в первую очередь, уметь уважать его мнение. Только при этих условиях мы сможем достичь взаимопонимания и свести проблему «отцов и детей» к минимуму.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 6»

    Реферат по литературе

    «Тема "отцов и детей" в мировой

    художественной литературе»

    Выполнила ученица 8 класса «Б»

    Горева Екатерина Алексеевна

    Руководитель Ларюшкина Лариса Евгеньевна

    1. Введение. ……………………………………………………………………….3

    1.1.Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе…………………………………………………………………………3

    1.2.Цель…………………………………………………………………………….3

    1.3.Задачи………………………………………………………………………….3

    2. Основная часть……………………………………………………………….…3

    2.2.Митрофан Простаков и его пренебрежительное отношение к собственной матери (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)…………………………………………..5

    2.3. Прелесть патриархальных отношений отцов и детей в повестях Пушкина («Барышня - крестьянка», «Метель»)……………………………………………6

    2.4.Вечный образ короля Лира как воплощение трагедии покинутого отца (В. Шекспир «Король Лир», И.С. Тургенев «Степной король Лир», А.С. Пушкин «Станционный смотритель», К. Г. Паустовский «Телеграмма»)……………10

    2.5. Взаимопонимание и чуткость в отношениях как новая грань развития темы в отношениях родителей и детей (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А. С. Грин «Алые паруса»)……………………………………………………………22

    2.6. Мотив сыноубийства как страшная развязка антагонизма в произведениях (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», П. Мариме «Матео Фальконе»)………………………………………………………………………25

    2.7. Гибель отца - вариант морального наказания сына за предательство в рассказе Доде «Маленький шпион»……………………………………………28

    2.8. Изображение трудного пути героев к взаимопониманию в рассказе Олдриджа «Последний дюйм»…………………………………………………29

    3. Заключение.……………………………………………………………………32

    4.Приложения……………………………………………………………………33

    5. Библиография ……………………………………………………………...….36

    1. Введение

    1.1. Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе

    Тема «отцов и детей» является сквозной в мировой художественной литературе. Её разработкой занимались авторы многих эпох, работавшие в разных жанрах. Основным для писателей в анализе взаимоотношений поколений стал конфликт, связанный с различием в мировоззрениях «отцов и детей». На мой взгляд, это слишком узкая трактовка, не позволяющая уловить все грани взаимоотношений близких людей разных поколений. Данная проблема привлекла меня своим вечным звучанием. И в наше время существует драма разногласий «отцов и детей», истоки которой берут начало в изменении моральных принципов эпох, к которым принадлежат люди молодые и зрелые.

    1.2. Цель

    проследить развитие темы «отцов и детей» в произведениях мировой художественной литературы на основе анализа поэтики произведений и авторской позиции.

    1.3. Задачи:

    Отобрать произведения указанной тематики

    Проанализировать движение темы «отцов и детей» с позиций соотношений традиций и новаторства, жанровой природы произведений

    Составить список библиографии

    Изучить литературоведческие источники по проблеме

    2. Основная часть

    2.1.Содержание «Поучения Владимира Мономаха» как отражение неоспоримости советов старших в эпоху киевской Руси

    В отечественной литературе тема «отцов и детей» берет своё начало в книгах, написанных во времена Киевской Руси. Одним из ярчайших произведений той эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям». В контексте произведения слово «дети» является многозначным и употребляется как в отношении подданных, так и наследников. Меня интересует в связи с анализом темы поучение князя своим сыновьям. Именно благодаря этому историческому документу, современный читатель узнает об особенностях воспитания детей на Руси в одиннадцатом веке. Неоспоримость советов старших в ту эпоху, а также преобладание церковного воспитания над мирским можно доказать, проанализировав «Поучение».

    Стоит заметить, что все произведение проникнуто религиозной тематикой, и не случайно. Основополагающими принципами воспитания в ту эпоху были заповеди церкви. В одной из статей историка В. О. Ключевского «О воспитании детей на Руси» говорится: «Отношения между родителями и детьми в древнерусских семьях регулировались нормами христианской морали» . Великий князь показывает необходимость послушания Господу, обращаясь с мольбой о том, чтобы читатель не забыл о Всевышнем. Владимир Мономах просит: «Пролейте слезы о грехах своих», «Не соревнуйся с лукавым, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землёй». Хочу представить ещё несколько отрывков из «Поучения Владимира Мономаха», в которых отражена вся суть воспитания в эпоху Киевской Руси. «Паче же всего гордости, но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на несколько дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». Основными заповедями в отношении к старшим князь называет их почитание, а к молодым – любовь и уважение. Здесь Мономах учит отроков не жить одним днем, думать о будущем и не забывать, что любой из нас смертен и кончина может настать в любой момент, то есть Великий князь говорит о земной жизни как приготовлении к жизни небесной. Сюда же можно отнести и слова о прямой зависимости душевного состояния от телесного: «Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело». Доктор филологических наук дает такое объяснение содержанию «Поучения»: «Очевидно, что жизнь свою Владимир Мономах строил по христианским заповедям, памятуя о смерти и Судном дне, на котором ожидал воздаяния по делам своим»

    Великий князь утверждает, что ни в коем случае нельзя лениться, так же объясняя это роковыми последствиями на Страшном суде: «Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни получить милость божию». О делах бытовых Князь также не забывает и пишет: «На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью; ни еде не предавайтесь, ни спанью…». Мономах учит трудолюбию и умеренности.

    Можно предположить, что Владимир Мономах в своем «Поучении» проводит параллель между детьми и русскими князьями, тем самым давая наставление своим подданным. Он советует, как правильно вести государственные дела, не нарушая порядка. Академик высказывается так по этому поводу: «Именно к князьям обращены «Поучение»» и другие примыкающие к нему «списания». Он учит князей искусству управления землёй, призывает их отложить обиды, не нарушать крестного целования, довольствоваться своим уделом…"

    Делая вывод о воспитательной роли «Поучения», нельзя не вспомнить слова Лихачева: «Письмо Мономаха должно занять одно из первых мест в истории человеческой Совести, если только эта История Совести будет когда-нибудь написана» . «Поучение» иллюстрирует не отношения «Отцов и детей» как таковые, а показывает незыблемость нравственных заповедей старшего младшим, призывая не к простому послушанию, а взаимоуважению и любви.

    2.2.Митрофан Простаков и его пренебрежительное отношение к собственной матери (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

    Оригинальное воплощение получила тема «отцов и детей» в комедии «Недоросль». Здесь, в первую очередь, её развитие связано с проблемой дворянского воспитания. Д.И. Фонвизин изображает главного героя, Митрофана Простакова, как грубого, глупого, избалованного матерью отрока.

    «Сын, достойный своей матери», - именно так высказывается М.И. Назаренко о недоросле. Действительно, пренебрежительное, уничижительное мнение автора о героях слышится в отзывах о Митрофанушке героев-резонёров, Стародума и Правдина. Устами Правдина драматург дает следующую оценку Простаковой: «Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может». «Митрофан, бывало, в детстве, увидя свинку, задрожит от радости», -с умилением вспоминает неумная мать. Какой же сын может вырасти у такой матери? Обжора, грубиян и лентяй. Это ли не плоды воспитания семьи Простаковых?

    Сходство сына и матери можно также просмотреть в отношении обоих к наукам. Простакова «обучает» сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Митрофанушку она «готовит в люди», нанимая дьячка Кутейкина, отставного сержанта Цыфиркина и немца Вральмана, бывшего кучера. Уровень образования педагогов доказывает их «профессионализм». Помещица же считает обучение мукой и потакает сыну в его лени. Митрофан, понимая это, заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!».

    Проанализирую сцену, которая наиболее ярко отражает внутренний мир и одинаковый уровень жизненных притязаний матери и сына. «Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка»,- советует маменька. По мнению Простаковой, чтобы произвести на кого-либо хорошее впечатление, нужно получать знания «для вида», фиктивно. Это негативно сказывается на уровне образованности сына. «Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся. Цыфиркин. Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься. Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»- эти слова подтверждают необъективную оценку помещицей своего отрока, потакание его глупости. Недаром учителя тщетно мечтают перевоспитать неотесанного недоросля. «Цыфиркин: “Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!”.

    Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

    В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

    Суть и истоки проблемы

    Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

    Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

    Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

    Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

    В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

    Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

    Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

    Что говорят психологи

    Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

    Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

    Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети - совершенно на другом.

    Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: "Они меня не хотят слышать".

    Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

    В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

    В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
    Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

    Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

    Тургенев, «Отцы и дети»

    По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

    Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

    Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

    Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

    Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

    Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

    Толстой, «Война и мир»

    Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

    Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

    Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

    Фактически Толстой показывает с помощью пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

    Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

    Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

    Паустовский, «Телеграмма»

    Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

    Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько сколько пагубные моменты общественного влияния.

    Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

    Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

    Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

    Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

    Гоголь, «Тарас Бульба»

    Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

    В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

    С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына - Остапа.

    Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

    Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

    Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

    «Старший сын» - пьеса и фильм

    Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

    Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

    Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они - в поисках ночлега.

    В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

    Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

    Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

    Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

    Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

    Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

    Грибоедов и Фонвизин

    Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

    Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление - найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

    Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

    Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него - теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

    В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

    В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

    Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

    Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

    Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

    Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

    Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». "Не хочу учиться, а хочу жениться", - вот наиболее точное отражение его сути.

    Освещение проблемы в произведениях Пушкина

    Один из вечных нравственных вопросов - это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

    Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

    Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

    Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

    В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

    Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

    В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

    Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

    Островский, «Гроза»

    Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

    В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

    В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня - Катерина.

    Есть такое высказывание, что Россия - страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

    Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

    Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

    Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

    Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

    Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

    Тема взаимоотношений «отцов и детей» - вечная тема в мировой и русской литературе. В произведениях русских писателей XIX века она получила широкое развитие.

    Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» тема «отцов и детей» трактуется, прежде всего, как тема воспитания. Отец главного героя романа Онегина был петербургский повеса, блестящий военный и блестящий игрок. Он вел привычную для его круга разгульную жизнь «долгами» и мало обращал внимания на своего ребенка. Впрочем, отец, как мог, позаботился о воспитании своего сына: он нанял ему французских гувернеров, которые учили ребенка «всему понемногу». А впрочем, так воспитывались все дети петербургского высшего света.

    Онегин стал «продуктом» такого воспитания. Он видел пример своего отца, знал, что ценится в высших кругах, что модно и похвально. Герой стремился всему этому соответствовать, что привело его к «опустошению» души, сплину и хандре.

    Тема «отцов и детей» в романе продолжается в повествовании о семье Лариных. Особое внимание уделяется «женской половине» этой семьи: матери и двум дочерям – Татьяне и Ольге. Пушкин описывает «историю развития» матери Лариной. Она была влюблена в героев французских романов и искала похожие черты в своих поклонниках. Мать Татьяны была увлечена одним славным франтом, «игроком и гвардии сержантом». Но ее, против воли, выдали замуж за другого. Погоревав, женщина смирилась, занялась хозяйством и превратилась в провинциальную наседку, которую более всего на свете волновали припасы на зиму и здоровье детей.

    Ольга, младшая сестра Татьяны, во всем пошла в мать. Она была такой же неглубокой, легкомысленной, ветреной, мечтала о нарядах и женихах. Мать в полной мере передала ей свои жизненные идеалы. Татьяна же была совершенно другой по своей природе, натуре: более глубокой, более серьезной, более духовной. Поэтому, с одной стороны, она казалась чужой в своей семье, но, с другой, влияние матери сказалось и на Татьяне – она тоже увлекалась французскими романами, грезила их героями, искала в каждом реальном человеке идеальные черты.

    Тема «отцов и детей» продолжила свое развитие в романе И. А. Гончарова «Обломов». Именно в детстве героя, в его воспитании ищет писатель истоки его характера. Глава «Сон Обломова» раскрывает нам жизненный идеал Ильи Ильича, привитый с детства. Родители Обломова были патриархальные дворяне: всю жизнь прожили в своем имении, никуда не выезжая, заботились, прежде всего, об удовлетворении физиологических потребностей (чтобы было сыто, тепло, уютно), стремились совершать как можно меньше движений – и физических и душевных. Главной опорой Обломовых были слуги, выполнявших за своих господ буквально все.

    О маленьком Илюше заботились, его любили, холили и лелеяли, но подавляли всякую самостоятельность и проявление воли. Обломов будто жил в ватном коконе, не видя и не зная реальной жизни. Поэтому неудивительно, что, приехав в Петербург, он не нашел себя и разочаровался в жизни. Обломов все время стремился в Обломовку своего детства, где все добры, щедры, спокойны, довольны жизнью, счастливы; где не знают, что такое забота, хлопоты, несчастье, горе.

    Безусловно, тема «отцов и детей» становится ведущей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Здесь этот вопрос из личностного, семейного перерастает в общественный, социально-политический. Тургенев трактует отношения «отцов и детей» как конфликт поколений, которые с трудом находят общий язык.

    Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем Кирсановым, представителем либерального дворянства, и Евгением Базаровым, разночинцем-нигилистом. Базаров отрицает все ценности традиционной дворянской и вообще человеческой культуры, он стремится уничтожить все старое, чтобы последующие поколения строили новое. К Базарову присоединяется и племянник Павла Петровича, Аркадий. Но его увлечения нигилизмом отказывается преходящим: в итоге он возвращается к своим «корням», становится хорошим помещиком и семьянином.

    Самым тяжелым конфликтом является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов».

    К финалу своей жизни Базаров, пройдя через многие испытания, осознает истинный смысл жизни и истинные ценности. Тургенев развенчивает его теорию, показывая, что самое эффективное решение конфликта «отцов и детей» - преемственность поколений, построение нового на основе старого.