Как выглядели русы и славяне по описаниям современников. Вечная тема о бороде

Вопросом, которому уделяется много внимания на славянских пабликах является и такой: носили или нет славяне бороды??
Я не буду даже обсуждать "аргументацию" типа: "борода-богатство рода". Обычно же защитники бородатости апеллируют к "Русской Правде", в ст. 67 которой предусмотрен штраф в 12 гривен за выдранную бороду.
Для начала известны ДВЕ редакции "Русской Правды". Т.н Краткий список и пространный. По поводу Краткого списка есть обоснованная версия о том, что он является новгородским фальсификатом XV века, изготовленным с целью добиться льгот от московских великих князей - Ивана III см. Толочко А.П. Краткая редакция Правды Русской: происхождение текста К 2009 стр 136.
Пространная же редакция по практически единодушному мнению ученых относится к 1030-ым гг, т.е ко времени когда Ярослав пригласил впервые митрополита из Византии см. Кузьмин А.Г. Крещение Киевской Руси М 2012, см Переверзенцев С.В. Тайны Русской веры. От язычества до империи М 2001. , в которой как раз бороды носили. К тому же Ярослав был женат на шведке Ингигерд, с которой приехала свита, а ношение скандинавами бород - факт многократно подтвержденный. И именно со времен Ярослава начинается ориентация на Скандинавию, рвутся связи с Центральной Европой и проталкивается варяжская легенда см. Кузьмин А.Г.Начало Руси М 2003, см Деяния русов. Потерянные царства Европы. Т.е в том, что норма "Русской Правды" защищала славян - христиан (или же /и двоеверцев И.Л), а равно скандинавов - нет сомнений, но отнюдь не факт, что ст. 67. Пространной редакции Русской Правды защищала традиции славян-язычников, которых оставалось еще много.

Что же касается непосредственно русов, то имеется к примеру описание внешности Святослава Великого
"Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода...". Лев Диакон. История Кн 9. Поскольку греческий хронист ни словечка не написал о заимствовании, равно русские летописцы ни словом не обмолвились о том, что прическа и бритье Святослава - заимствованы, значит перед нами - подлинный облик русов, причем русов дунайских и возможно черноморских. Уточнение связано с тем, что часто цитируется Адемар Шабанский: "Вскорости пришел на Русь некий епископ из греков и обратил ту часть этой провинции, которая до сих пор была предана идолам и убедил их отпустить бороды, а также перенять другие греческие нравы"..Но.. "Буквальный перевод Адемара Шабанского(..) ЗАСТАВИЛ БЫ (выделено мною И.Л) предполагать, что в представлении Адемара, Русь составляла одну из областей Венгрии "см. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях М 2001 стр 343. Иными словами Назаренко А.В. честно признал, что ПОДПРАВИЛ текст средневековой хроники, потому что в XI веке, хронист числил Русь в Венгрии, т.е в Подунавье. Учитывая данные Б.Достала и Ширинского С.С. см Древняя Русь и славяне М 1978 стр 82-86, стр 203-206 можно уверенно говорить, что облик Святослава соответствует облику дунайских русов. Кстати, имеются сведения о том, что и кельты головы брили, а космы у них - фантазии художников и режиссеров. Вот что писал об ирландцах датский хронист Саксон Грамматик: "Они срезают волосы наголо бритвой и сбривают все волосы от затылка.." Саксон Грамматик.Кн 5 // В.Осипов О бедном айдаре замолвите слово.
Однако, кроме Дунайской Руси и Руси Черноморской была еще и Донская см. Галкина Е.С. Тайны Русского каганата, М 2002, в которой жили роксоланы-аланы. Аланский анклав, Кузьмин А.Г фиксирует к примеру на юге Балтики - это крайне редко упоминаемая даже варягофилами Роталия см. Кузьмин А.Г.указ.соч. А вот у алан-то "волосы и борода не подстрижены" см. Ковалевская Б. В. Кавказ-скифы, сарматы, аланы I тысячелетие до н.э.- I тысячелетие н.э. М 2005. Т.е упоминание Ибн-Фадланом и Ибн-Хаукалем ДВУХ видов русов, одни из которых бреют бороды (они идут первыми), а вторые - нет, вполне может быть упоминанием русов "красных" кельтических - усатых и безбородых, и русов- "белых", бородатых, иранских. Т.е на момент событий упоминанием ДВУХ РАЗНЫХ ЭТНОСОВ. Причем оба этноса назывались русы см. Кузьмин А.Г.указ.соч.
Имеется и описание славянской внешности относящееся к V веку:
"ко мне подошел какой-то человек, которого я принял за варвара по скифской одежде (....) этот был похож на богатого скифа, так как был хорошо одет и острижен в кружок" см. Приск Панийский. Готская история. Скифами византийцы устойчиво называли славян.. . О бороде как видно ни слова, но указана стрижка в кружок.
Впрочем, учитывая переселение части алан в Поочье в VIII-IX вв н.э. из-за войны с Хазарским каганатом см. Галкина Е.С. указ.соч. и размещение там же болгарских гарнизонов на службе хазар см. Шинаков Е.А. Образование Древнерусского государства М 2009. изд. 2-е исправленное и дополненное, возможно,что вятичи переняли бороды и длинные волосы от соседей. А может и нет. Во всяком случае певец монгольского нашествия и его "благотворного влияния" отмечал: "..от бритых голов с оселедцами, длинных штанов, они (русы и славяне И.Л) перешли к золотым кафтанам, (..) тафьям и мурмолкам " см. Э Хара-Даван. Чингисхан. Великий завоеватель. Русь монгольская М 2002. Т.е вполне себе азиат и певец азиатства, отмечал, что оселедец-это ЕВРОПЕЙСКАЯ прическа. В нашем случае - исконно РУССКАЯ, как исконно славянская - коротко остриженные волосы. Без бород.

Илья Левко

Каждому хочется, чтобы народ, к которому он принадлежит, произошёл от великих предков, чтобы все они были высоки ростом, пренепременно белокуры и голубоглазы, мужчины были превосходными воинами, а женщины отличались красотой и добротой.

И раньше, и сейчас

Несмотря на то, что славяне появились на исторической арене около V века н.э. оказалось, что и 2 000 лет назад на территории Bосточной Eвропы жили люди, похожие на славян, – об этом пишет в статье «Палеоантропология Беларуси: полвека открытий» Oльга Mарфина.

Исследования найденного в середине XX века у Kрасного Cела скелета тридцатилетнего мужчины показали, что он был ростом 170–175 см, с ярко выраженными европеоидными чертами лица: носат, с среднеширокой переносицей, надбровные дуги выражены, но челюсти не выступают; индивид имел мезокранную (среднюю) форму черепа, то есть не был круглоголов и не имел вытянутого черепа. Bсе эти признаки совпадают с особенностями славян, живших здесь в X–XII вв.

Благодаря работе археолога Oльги Eмельянчик, исследовавшей погребения X–XVIII вв. в Полоцкой земле, Mогилевской области и в Mинске, учёные заметили процессы, которые происходили с внешностью славян за тысячу лет – это брахикефализация (изменение формы черепа с вытянутого на круглую), утончение скелета и уменьшение размера челюстей. Славяне сохранили носатость, но переносица стала более плоской, лоб по ширине уменьшился, более круглые орбиты глаз расположились ниже, а средняя часть лица у женщин начала выдаваться вперёд, при этом учёные отметили некоторую утрату европейских черт.

O сажени, ступне и локте

Oб антропологических данных славян Древней Pуси можно судить по меркам, которые использовались как универсальное средство измерения.

Cажень в Древней Pуси равнялась 213,3 см, это значит, что средний рост славянина составлял 168 см (данные Pыбакова и Черняева), длина «локтя» равнялась 36,2 см, «ступня» – 28,5 см – средний размер мужской обуви был 44.

«Пядь» равнялась 18,1 см, а фаланга большого пальца – 2,37 см. Для сравнения: в Древней Греции аршин равнялся 179 см, то есть греки были ниже славян, у азиатов пядь была 12,3 см, а у древних евреев был такой же рост, но локоть равнялся 53,34 см, то есть у них были более длинные руки.

Eсли сравнить мерки Pуси с антропологическими мерками русских мужчин конца XX века, то окажется, что самые высокие мужчины живут на северо-востоке Pоссии – там сажень равен 248 см, локоть – 47 см, ступня – 30,5 см, а самые низкорослые живут на юге - там сажень равен всего 176 см.

Подобны пальмам и pумяны

Cухая математика не даёт представления о внешности славян, а следовательно, стоит обратиться к свидетельствам людей, видевших их воочию.

Вот как описывает князя Cвятослава Игоревича историк Лев Диакон (X век): «Cфендослав... был... умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с длинными усами. Голова у него была обрита, но с одной стороны свисал клок волос - признак знатности рода; князь имел крепкий затылок, широкую грудь, другие части тела были соразмерными, но выглядел он угрюмым и диким. В одном ухе была золотая серьга с карбункулом и двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось чистотой».

Aрабский путешественник Aхмад ибн Фадлан писал, что не видел людей, которые были бы так гармонично сложены, как «русы»: «Oни подобны пальмам, румяны и красны».

Так как он - мусульманин, и тут же называет их «нечистыми тварями» за то, что они не соблюдают обычаи, к которым он привык, скорее всего, Фадлан искренен в похвалах внешнему виду славян.

«Cлавяне – это народ с румяным цветом лица и русыми волосами», – пишет ещё один восточный автор Aбу Mансур.

И светлы, и смуглы

Cогласно современной антропологии (учебник Геннадия Mаркова «Этнология» и работы антрополога Tатьяны Aлексеевой) наука делит славян на пять типов: беломоро-балтийский – это поляки, белорусы и русские (отличаются светлой кожей и волосами, округлой головой, невысоким ростом, правильными чертами лица, небольшим носом, могут иметь набухшее верхнее веко).

Восточноевропейский - это белорусы, русские и украинцы (волосы – русые и светлые, глаза - серые, голубые и светло-карие, рост - выше среднего. Нос более крупный, у 75% прямой, более толстые губы, лицо широкое, черты лица мягкие, около 12% курносы).

Центральноевропейский – это поляки и лужицкие сербы. Они ниже ростом, имеют более тёмные волосы.

Днепро-карпатский – это западные украинцы, словаки, чехи, словенцы, хорваты (имеют более тёмные волосы, широкое лицо, голова по большей части круглая, схожи с населением Северной Италии (альпийский тип)).

Понтийский тип – это болгары, восточные великороссы, украинцы. Имеют более узкое лицо, тёмные волосы.

Динарский тип – это югославы, сербы, черногорцы и македонцы (самые высокие среди славян); албанцы, – они светлоголазы, носаты, темноволосы и похожи на кавказцев.

Подытоживая, можно сказать, что славяне - это гармонично сложенные люди с круглой или среднекруглой формой головы (чем ближе к северу, тем более вытянутый череп они имеют).

Средний рост мужчины - 175 см, женщины - 165 см, лицо скорее широкое, глаза - серые или голубые, цвет кожи – светлый. Некоторые несут в себе отдалённые черты монголоидов, связанные с влиянием этой расы в неолите - полные губы и складку на верхнем веке, которая заметна с возрастом.

Условия жизни древних восточных славян - древлян, радимичей, вятичей и др. - были такими же, как и у их соседей - скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих , римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.


Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Обувь

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже - платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Украшения

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди - вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины - уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны - густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни - гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда .
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха - прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» - прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов - белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну - верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты - длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком - «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать - суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка - «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани - «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» - сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» - вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

На женщине: двойная рубашка с узорчатым поясом, плащ, скрепленный фибулой, поршни

На мужчине: плащ-корзно и холщёвая рубашка с поручьями

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» - широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери - Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

костюм князя: узорчатая шуба, рубаха, украшенная каймой

костюм княгини: верхняя одежда с двойными рукавами, византийский воротник

На женщине: опашень, подбитый мехом, шапка с атласным околышем, жемчужные поднизи поверх покрывала.

На мужчине: парчовый кафтан с воротником-козырем, сафьяновые сапоги

Костюм воинов

Древнерусские воины поверх обычной одежды носили короткую, до колен, кольчугу с короткими рукавами. Она надевалась через голову и подвязывалась кушаком из металлических блях. Кольчуги были дорогими, поэтому простые воины носили «куяк» - кожаную рубаху без рукавов с нашитыми на ней металлическими пластинками. Голову защищал остроконечный шлем, к которому изнутри прикреплялась кольчужная сетка («бармица»), закрывающая спину и плечи. Воевали русские воины прямыми и кривыми мечами, саблями, копьями, луками и стрелами, кистенями и топорами.

Обувь

В Древней Руси носили сапоги или лапти с онучами. Онучи представляли собой длинные куски ткани, которые обертывали поверх портов. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Знать обувалась в высокие сапоги без каблуков, сработанные из цветной кожи.
Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.

Прически и головные уборы

Мужчины стригли волосы ровным полукругом - «в скобку» или «в кружок». Бороду носили широкую.
Шапка была обязательным элементом мужского костюма. Изготавливались они из войлока или сукна и имели форму высокого или низкого колпака. Круглые шапки оторачивались мехом.

Замужние женщины ходили только с покрытой головой - это было строгой традицией. Самым тяжелым оскорблением для женщины было сорвать с нее головной убор. Его женщины не снимали даже при близких родственниках. Волосы покрывались особым чепцом - «повойником», а поверх него надевался белый или красный полотняный платок - «убрус». У знатных женщин убрус был шелковым. Его закрепляли под подбородком, оставляя свободными концы, украшенные богатой вышивкой. Поверх убруса надевали круглые шапки из дорогой ткани с меховой оторочкой.
Девушки носили волосы распущенными, перевязывая их лентой или тесьмой, или заплетали в косы. Чаще всего коса была одна - на затылке. Головным убором девушек был венец, нередко зубчатый. Делали его из кожи или бересты и обтягивали золотой тканью.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

Знатный скандинавский воин русской дружины. Середина X века.

Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл.

Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс.


Атака дружины древних русских воинов, X век.

Обучение мальчика обращению с мечом и щитом, X век. По материалам древнерусских и скандинавских погребений.

Воины дружины Святослава в Болгарии,вторая половина X века.

Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М.К.Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108.

Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.


Всадник Хазарского каганата из болгаро-аланской семьи. Конец IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52

Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55

Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №106

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.

Внутренний быт славян при тех естественных условиях, которые они встретили на русской равнине, определялся их основными занятиями и ремеслом. Мирный, земледельческий характер славян придавал их нравам значительную мягкость, об этом свидетельствуют все писавшие о славянах. Славяне своими нравами производили выгодное впечатление. «В них нет ни зложелательства, ни коварства, - говорит один византийский писатель, - они любят свободу. Hе выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости, искренность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

В особенности хвалят древние историки гостеприимство славян: когда к ним является иностранец, они провожают его из одного места в другое и, если случится, что странник потерпит какую-нибудь беду по нерадению своего хозяина, то сосед последнего вооружается против него, почитая священным долгом отомстить за странника. С пленными славяне обращались кротко, пленные не оставались у них рабами целый свой век, как у дргих народов, но по прошествии известного срока вольны были или возвратиться к своим, давши выкуп, или остаться жить между славянами. Родителям славяне оказывали почтение, заботились о них в старости.

Писавшие о славянах византийцы указывают также на их мужество в бою и умение применять в деле борьбы военные хитрости, между которыми особенно замечателен способ скрывания в воде, с выставленной для дыхания тростинкой. Если же славяне сражались в поле, то окружали себя укреплением, ставя внутри женщин и детей. Но они избегали выходить на бой в открытое поле, природа страны давала им уже достаточный оплот против врагов. Так как селения их всегда лежали при реках, «которые так часты, что между ними не остается значительного пространства», то идущие на них войною принуждены бывали останавливаться у самого предела нх страны; между тем славяне, узнав о приближении врага, мгновенно укрывались от нападения с другой стороны. Мирный земледельческий быт славян мешал им обратиться в завоевателей. Отмечают византийские историки и частые раздоры среди славянских племен: «Между ними, говорит один писатель, господствовали постоянно различные мнения; ни в чем они не были между собой согласны; если одни в чем-нибудь согласятся, то другие тотчас же нарушают их решение, потому что все питают друг к другу вражду и ни один не хочет повиноваться другому».

Далеко не так снисходителен был к нравам древних славян русский летописец; как христианин и монах, он с омерзением смотрел на все, что напоминало об язычестве. Только о полянах отзывается он благосклонно, говоря. что они имели обычаи кроткие и тихие, были стыдливы перед снохами и сестрами, матерями и отцами, свекровями и деверьями, имели брачный обычай. Нравы других славянских племен летопись изображает, напротив, мрачными чертами: древляне жили «по-скотски», убивали друг друга, ели все нечистое и вместо брака похищали девиц; радимичи, вятичи и северяне имели одинаковый обычай жили в лесу, как звери, ели все нечистое, срамословили перед отцами; браков у них также не было, но происходили игрища между селами, где молодые люди, сговорившись с девицами, похищали их; держали по две и по три жены; если кто умрет, творили над ним тризну, сожигали труп и, собравши кости, складывали их в малый сосуд, который ставили в столпе (кургане), на распутье.

Внешний облик

Что касается внешнего облика наших предков славян, то это вопрос, о котором много спорят до сих пор. Брили ли славяне-мужчины себе головы или носили длинные подстриженные волосы, отпускали ли бороды или нет - все это очень спорные вопросы, а косвенные свидетельства говорят и за и против. Арабский писатель Ибн-Хаукал говорит, что у славян -- «некоторые бреют бороду, некоторые же из них свивают ее наподобие громадной грины и окрашивают ее желтой или черной краской». Другой араб - Аль-Бекри тоже говорит, что «иные из руссов бреют бороды, другие же из них закручивают свои бороды наподобие кудрей».

Византийские и арабские писатели VI -IХ веков описывают славян как высоких блондинов. Прокопий говорит, что славяне «очень сильны, высокого роста, цвет волос имеют ни темный, ни слишком светлый, но все они рыжие». У арабов славяне всегда именуются русыми. «Славяне народ с румяным цветом лица и русыми волосами», говорит Абу Мансур. Даже своих за высокий рост, белокурые волосы и голубые глаза они называют в шутку славянами. Но, вероятно, эта подчеркнутая белокурость славян казалась таковой на арабский взгляд, по сравнению с их собственной смуглостью и темным волосом, так как археологические находки свидетельствуют, что у славян преобладал темно-русый цвет волос.

Одежда

Одежду славян составляли ткани и шкуры диких и домашних животных. Мужчины надевали на ноги порты из холста, а на плечи рубахи; в холодное время окутывались «кожухами» и «мехами», на ногах носили лапти, сплетенные из липовых лык, кожаные сапоги; в качестве верхнего платья, служившего защитой от холода и непогоды, был в ходу плащ – четырехугольный кусок какой-либо ткани, который накидывался на левое плечо так, чтобы оставалась свободной, готовой к защите и нападению правая рука. Люди богатые, после того, как широкое развитие торгового движения по Дпепру и участие в торговле самих славян создавало богатство, носили одежды более пышные и богатые, как свидетельствуют могильные находки.

Византийские писатели отмечают, впрочем, что славяне особой роскошью в одежде не отличались. По словам Прокопия, писавшего о славянах конца VI века, некоторые из них не имеют ни сорочки, ни плаща и идут в битву, надев только штаны. «Это могла быть,- замечает профессор М. Грушевский,- какая-либо пограничная голытьба, а может быть, это являлось известного рода военным шиком, как впоследствии, много веков спустя у запорожцев». Но что одежды в общем были очень просты, свидетельствует непосредственная запись современника-очевидца, описавшего встречу Святослава с Иоанном Цимисхием, когда Святослав прибыл на свидание одетым в простую белую рубаху, надо думать, рубаху и порты,- которые только чистотой отличались от одежды его спутников.


С.А.Князьков. «Картины по русской истории»