Наиболее подходящая литература для поступления в театральный. Репертуар – лицо творческого коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблема подбора репертуара для учащихся младшего школьного возраста»

педагог дополнительного образования

ДШИ №3 «Младость»

Тимофеева Елена Евгеньевна

Проблема подбора репертуара для учащихся младшего школьного возраста

Фольклор - это художественная педагогика!

Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. При этом назидательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки - художественный способ познания окружающего мира, дня.

Психология детей, основные законы детской логики и детского восприятия - всё это учтено в фольклоре. Даже чувство страха используется в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств.

Основной целью деятельности учащегося является сам процесс совместного пения в сочетании с движением, фрагментами обрядов, с добавлением инструментального сопровождения, разводок народных песен.

Глубокое проникновение в сущность народно-песенного творчества невозможно без изучения основ народного исполнительства, без воспитания у учащегося народной исполнительской манеры, которая способствует стилистически верной интерпретации народной музыки. Для овладения ею необходимо наряду с общими певческими навыками дыхания, звукообразования, и вокальной дикции

Весь процесс обучения народному хоровому пению должен быть направлен на воспитание у учащихся творческого отношения к песне, составляющего одну из главных черт народного исполнения. Когда я работаю над произведением, то не стараюсь навязать учащимся свое отношение к песне, а добиваюсь, чтобы каждый «был собой» и пропустил через свое сердце и мышление данное произведение.

Стиль русской песни постичь нелегко, проникнуться им можно только через создание внутри себя соответственной духовной атмосферы. Учащимся необходимы раскрепощенность, непосредственность в выражении чувств, свобода в проявлении эмоций. Неуклюже выглядят поющие навытяжку стоящие в напряженных позах учащиеся.

Народная песня содержит яркие, доступные детскому мышлению образцы, часто предполагает какое-то сюжетное развитие (мимика, жест)

Известно, что яркая образность музыкального языка народных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Особое многообразие красок произведений песенного фольклора, яркий музыкальный язык, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Яркие образы в детских народных песнях, припевках доступны и понятны детям; причем сказки, песни дети не просто слушают, но они сами вовлекаются в сказочную игру. Дети – участники и постановщики игровых композиций, кукольных спектаклей. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Игра в детском возрасте может нести в себе функциональную нагрузку: познавательную, физического развития личности, импровизационно-творческую, организационно-деятельную.

Одним из главных вопросов, стоящих перед педагогом – это подбор репертуара. В первую очередь песня должна быть интересна и понятна самому исполнителю. Но ее следует рассматривать не только как материал для выработки вокально-исполнительских приемов, но и как способ вовлечения детей в фольклор, и средство эстетического и нравственного развития.

Игра сопровождает человечество на всём пути его исторического развития и представлена в разных формах. По-разному играет человек от рождения до старости, но основа игровых форм в нашем восприятии приходится на детство.

С малых лет ребенок живёт в мире игры. Игра является ведущей формой деятельности ребёнка, характеризующей мир детства.

В игре развивается творческое воображение. Оно не появляется само собой, а воспитывается в результате длительной и регулярной работы педагога. Игровое творчество проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игр. От богатства содержания игры, её характера зависит развитие замысла и использование средств изображения. Каждой возрастной группе соответствует свой круг эмоций, образов, привычек. Уклад жизни ребёнка и окружающая его среда, несомненно, влияют на формирование творческой личности.

Переплетаясь с играми, народной инструментальной музыкой, сказками, плясками, народная песня воспринимается как синтез искусств. И в наибольшей степени этот синтез проявляется во взаимодействии слова и напева.

Существует множество музыкальных фольклорных игр. Исполняя их, они раскрывают тайники своих душ, способности к творчеству. И здесь решающую роль играет руководитель. Он должен уметь заразительно, образно передать сюжет игры-сказки, правильно и точно определить актёрские задачи, выбрать нужную линию поведения персонажей. И всё это связано со знаниями законов драматического искусства

Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д

Репертуар должен быть разнообразен в образно-стилистическом отношении (включать в себя произведения различных жанров);

Программный репертуар должны составлять произведения различной степени трудности. Исполнение простейших форм открывает возможность быстрого пополнения репертуара новыми песнями (плясками), вселяет в детей уверенность в своих силах, повышает их интерес к занятиям. Освоение же сложных форм стимулирует творческий рост. При освоении детьми программного репертуара педагогу следует, как можно объёмнее представить всё многообразие существующих певческих традиций. В начале обучения это может быть одна из местных певческих традиций, а в дальнейшем - певческие традиции соседних регионов. В течение всего периода обучения репертуар необходимо пополнять, выученный же материал должен «вспоминаться» детьми на занятиях ансамбля, совершенствоваться, а главное - постоянно реализоваться в различных формах концертной и фестивальной деятельности коллектива.

При исполнении программного репертуара в рамках концертов, фестивалей следует учитывать, что фольклорный материал имеет свою особую специфику. Большая протяжённость песенных текстов (иногда до 20 куплетов), требует их сокращения. Но, если при исполнении сокращённого варианта песни её музыкальная сторона полностью реализовывается, (то есть становится понятна ладовая организация, высвечивается тембровая окраска, проявляет себя вариационность и импровизация), то смысл текста зачастую теряется, разрушается художественный образ. В таком случае, следует донести текст до зрителя в виде словесного монолога от лица исполнителя или досказать текст после исполнения песни. Ещё одной специфической особенностью фольклорного песенного материала в некоторых случаях является его приуроченность к обрядовым действиям. Исполнение таких песен вне рамок обряда становится по сути бессмысленным и непонятным для зрителя. Помещение песен в контекст обряда достигается включением в концертное выступление элементов сценической театральной постановки, в рамках которой будет показан конкретный обряд. Если же календарная песня исполняется вне показа обрядового действия, следует кратко рассказать зрителям о самом обряде и о месте в нём данного песенного образца.

Песенный материал для пополнения репертуара педагог может почерпнуть в следующих источниках:

В нотных сборниках;

В нотных приложениях к статьям и книгам по фольклору. Каждый из песенных (танцевальных) образцов включается в репертуар с

опорой на календарно - тематический план:

Репертуар.

Решающим фактором в успешном функционировании фольклорного коллектива является выбор репертуара целесообразного именно для данного состава ансамбля. Необходимо учитывать возрастные, голосовые, технические возможности детей.

Подбор музыкального материала должен быть хорошо продуманным, ярким, разнообразным по характеру и стилю, он должен вызывать к детей живой эмоциональный отклик, и способствовать наиболее успешному раскрытию возможностей учащихся.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет план работы ансамбля в соответствии с общим планом работы отдела и с учетом конкретных условий (контингент учащихся, их загруженность и т.д.).

В план должны быть включены 2-3 обязательных произведения, различных жанров, например:

а) аутентичный фольклор;

б) обработка народной песни;

Обязательный список может быть расширен и дополнен по желанию преподавателя.

В процессе жизнедеятельности коллектива обязательно повторение ранее выученного репертуара, особенно приуроченного к календарным и семейно-бытовым датам. Круг этих

произведений необходимо ежегодно пополнять, чтобы выученный репертуар можно было в дальнейшем использовать в быту.

Проблема репертуара - главнейшая эстетическая проблема исполнительского искусства - всегда была основополагающей в художественном творчестве. Репертуар как совокупность произведений, исполняющихся тем или иным хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию творческой активности участников. Репертуар влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально-хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора. Поэтому вопрос о том, что петь и что включать в репертуар, является главным и определяющим к деятельности любого хора.

От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства коллектива, перспективы его развития, все, что связано с исполнительскими задачами, то есть с тем, как петь. Репертуар самодеятельных коллективов столь же разнообразен по источникам его формирования, по жанрам, стилю, тематике, художественному уровню, сколь многогранно и однородно само понятие «художественная самодеятельность».

Задача репертуара - неуклонно развивать и совершенствовать музыкально-образное мышление участников хора, их творческую активность, а также обогащать интонационный слушательский опыт, общественную «музыкальную память»! Это возможно только через обновление и расширение музыкального материала. Яркая мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков, вокальные удобства - эти качества делают народную песню незаменимым материалом для школы хорового пения. Пропаганда народных песен, как в подлинном, так и в обработанном виде имеет принципиально важное значение для творчества самодеятельных хоров.

Кружкам и коллективам, не обладающим высокой исполнительской культурой, творчески еще неопределившимся, малочисленным по составу, с ограниченным диапазоном голосов и тесситурными возможностями целесообразно начинать с пения простых массовых народных песен. Хоровая самодеятельность много черпает из репертуара профессиональных хоров. Но не все песни доступны, они отбираются по соответствию их репертуарным интересам, творческим и техническим возможностям. Перспективной линией в репертуаре хоровой самодеятельности можно считать обращение коллективов к местной теме. На сцене все чаще появляются «свои» песни, в которых рассказывается о местных событиях, фактах.

Нередко для того, чтобы старинная песня стала «репертуарной» требуется некоторое переосмысливание ее в соответствии с новым временем. Каждый народный хор интересен, прежде всего, показом своего местного народно-песенного творчества. Для того чтобы правильно и интересно отобразить культуру народного пения данной местности, руководитель должен изучать народное творчество, говор, исполнительские традиции народного искусства. Наблюдая народное пение в быту, можно определить, что и как поют в настоящее время люди в данной местности.

Основой репертуара каждого хора должно быть то, что бытует именно в данной местности, что является наиболее типичным, характерным для данного хора.

В репертуаре народных хоров особое место принадлежит частушке - наиболее активному жанру современного творчества народа.

Руководитель обязан помнить, что при формировании репертуара необходим строгий качественный отбор, особенно любительских сочинений, часто имеющих серьезные художественные и технические недостатки, установка на исполнение таких любительских песен тормозит творческое продвижение коллектива.

Основные принципы в выборе репертуара:

1. Полноценность идейно-художественного содержания.

2. Соответствие репертуара исполнительскому стилю.

3. Доступность для коллектива (осмысление текста, вокальная техника).

4. Постепенное увеличение исполнительских трудностей.

5. Возможность использования изучаемых произведений в концерте.

6. Подбирать произведения для учебных целей, но количество таких произведений должно быть ограничено.

7. Разнообразие репертуара.

Главная задача хора - пропаганда лучших образцов народно-песенного творчества. Задачи репертуара развивать музыкально-образное мышление участников хора, обогащать интонационный слушательский опыт.

При составлении репертуара мы соблюдали принцип «от простого к сложному». Включали в репертуарный план произведения, которые помогают решению конкретных учебных задач в коллективе.

У каждого хорового коллектива со временем вырабатывается определенное репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующий составу участников, певческой манере, творческим задачам. Достигнув определенных вершин, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть, как бы нацелен на перспективу, его постоянно надо в определенном смысле «одолевать».

Репертуар определяет художественно-исполнительское направление хорового коллектива.

Репертуар фольклорного ансамбля составляют также и театрализованные формы народного искусства. К ним относятся обряды, игрища, игры-представления. Также сказки, загадки, приговоры, прибаутки. Концертный репертуар коллектива складывается и определяется в основном в процессе репетиционной работы, в зависимости от предполагаемой формы и тематики будущей концертной программы.

Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле

Детские фольклорные музыкальные ансамбли, призванные сохранять и пропагандировать народное музыкальное искусство, ориентированы на концертное исполнительство, что обусловливает специфику организации музыкально-образовательного процесса: сочетание стационарной учебной и концертной деятельности с выездами на гастроли, фестивали, конкурсы, в фольклорные экспедиции. Объединяя учащихся разного возраста, фольклорный ансамбль становится для них не только школой музыкально-исполнительского мастерства, но и средой, способствующей расширению социального опыта, обогащению жизненных впечатлений.

Однако, как показывает практика, деятельность подобных ансамблей в настоящее время сопряжена с рядом проблем. Младшие школьники, пополняющие контингент ансамбля, как правило, не владеют народно-певческой манерой, не знают сути народных обычаев, обрядов, особенностей народного костюма, а также, в подавляющем большинстве, не владеют нотной грамотой, что в значительной степени осложняет процесс освоения базового репертуара и включения в концертно-исполнительскую деятельность ансамбля. В общении друг с другом они нередко допускают грубость, смеются над ошибками, отказываются от сотрудничества с детьми, которых не знают. В сложившихся условиях представляется актуальной постановка вопроса о целенаправленном формировании у младших школьников умений взаимопомощи с учетом реалий фольклорного музыкального ансамбля.


Заключение.

Народно-певческое творчество – самая массовая и демократичная форма музыкального воспитания детей. Через пение в коллективе осуществляется музыкально-творческое развитие ребенка. Пение способствует обучению детей с раннего возраста эстетическому восприятию явлений окружающей жизни, прививают любовь к различным видам искусства, воспитывает общую и духовную культуру.

Возрождение традиций народной педагогики, формирование духовной культуры на основе фольклора приобретают особую значимость. Народные истоки русской музыкальной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, так как связан с лучшими традициями народа и его непреходящими духовными ценностями.

Изучив различные методики ведущих специалистов по работе с детскими фольклорными коллективами, можно сделать вывод, чем многограннее идет процесс над развитием музыкальных способностей детей в коллективе и чем больше методик включается в Вокально-хоровую работу, тем выше уровень испольнительсткого мастерства у юных исполнителей.

Таким образом, прогрессивной динамике развития у детей музыкальных способностей и совершенствованию вокальных возможностей в детском фольклорном коллективе способствуют следующие факторы: усвоение методических основ работы над развитием певческого навыка; профессионально грамотный выбор необходимых методических приемов в процессе освоения вокально-хоровых упражнений; способность правильного решения вопросов подбора учебно-творческого песенного репертуара.

Список литературы

  1. Алиев Ю. Когда запоют в наших школах/Музыка в школе №2,1982.
  2. Карасев А. Методика пения. – М., 1915.
  3. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М.,1986.
  4. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М.,1996.
  5. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М.,1985.
  1. .Шамина Л. Школа русского народного пения. – М.,1998.
  2. Шамина Л.В. Об искусстве народного пения. Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. / Ред. – сост. В.А. Лапин. – Л., 1989

Репертуар (франц. repertoire– список), совокупность произведений, исполняемых творческим коллективом. Репертуар – основа деятельности творческого коллектива. По репертуару можно судить об общественной и художественной роли, которую играет коллектив. Известный хоровой дирижер Г. Эрнесакс так сформулировал место и значение репертуара для художественного коллектива:

Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо коллектива – в профиль и анфас.

Репертуар предсказывает будущее коллектива. Анализ репертуара того или иного коллектива позволяет определить творческий почерк, качество, вкусовые оценки, возможности, направление. Потому формирование репертуара дело не просто ответственное, оно определяет всю деятельность коллектива. Один из главных аспектов в вопросе репертуара – его воспитательная роль и для тех, кто занят в нем непосредственно, участвует в подготовке того или иного произведения, и для тех, кто его увидит со сцены. Репертуар пополняется за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице мирового сообщества, обогащая духовный мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы как участников самодеятельности, так и зрителей.

Подбирая репертуар, руководитель должен опираться на выработанные и принятые критерии и принципы. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать материал для исполнения. К репертуару предъявляет определенные требования и руководство ДУ, для них важно, чтобы выступление коллектива можно было показать на различных мероприятиях, имеющих тематическую направленность, для различной аудитории. Руководителю творческого коллектива при выборе репертуара приходится не только на свой вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и зрителей, чтобы он позволил принимать участие в различных культурно-досуговых мероприятиях.

Репертуар прежде всего зависит от профиля коллектива. Каждый коллектив должен иметь собственный репертуар, соответствующий его индивидуальной теме в искусстве, его задачам и возможностям. Условно коллективы можно подразделить на следующие типы:

    по возрастным признакам: детские (дошкольные, школьные), юношеские и взрослые смешанные;

    по организационным признакам: кружок, студия, ансамбль;

    по тематико-репертуарным признакам: коллективы народного искусства, классического, современного.

Таким образом, формировать репертуар нужно в соответствии с типовым принципом .

Второй важный принцип при определении репертуара коллектива – это учет его возможностей . Выбор репертуара должен основываться на соответствии подготовленности коллектива, его техническим и художественным возможностям. Один из известных законов педагогики: задача должна соответствовать сегодняшним возможностям коллектива и чуть-чуть превышать их, что способствует развитию, росту. Наличие в коллективе людей разных способностей ставит перед руководителем при формировании репертуара серьезную задачу, как индивидуальности участников коллектива. Следовательно, рядом с массовым репертуаром необходим сольный, а также малогрупповой как подготовка к сольному. Значит, с одной стороны, формирование репертуара должно соотносится с общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, с другой – с возможностями роста участников, их творческой индивидуальности.

Репертуар можно формировать по принципу концертной программы , т.е. несколько номеров, объединенных единой темой, способных вместе составить не менее чем отделение концерта. Концертный репертуар должен оставаться в то же время учебным., способствовать развитию и закреплению навыков исполнительства.

Некоторые самодеятельные коллективы создают свой самобытный репертуар на основе изучения народного творчества, результатов фольклорных экспедиций по своей области, обогащают программу так называемым «местным материалом». На различных конкурсах, фестивалях высоко оценивается оригинальность, сохранение местных народных исполнительских традиций.

Для обеспечения качественным репертуаром научно-методические центры народного творчества и культуры публикуют специальные тематические подборки, сборники пьес, песен, хореографических постановок и др.

Подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, которая обеспечивает решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Вавилина М.В.

ПОДБОР РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Работая с детским хором перед руководителем всегда стоит вопрос подбора и формирования репертуара.

Подбор репертуара – это творческий процесс, который требует серьёзного подхода.

В данной разработке постараюсь рассмотреть главные принципы формирования репертуара, не ставя цели раскрыть эту серьёзную работу в полном объёме.

Из большого количества песен, написанных для детей, руководителю хора необходимо выбрать в репертуар наиболее интересные произведения для исполнителей и полезные для их творческого развития. По сути репертуар должен решить вопросы творческого роста и художественного воспитания хористов.

В подборе репертуара существуют 4 основных принципа, на которые должен опираться художественный руководитель. Это:

1 принцип . Главной задачей хормейстера в работе с детьми является возможность увлечь их музыкой, привить интерес к хоровому творчеству.

Подобранный репертуар должен нравиться детям, они должны работать над ним и исполнять его с удовольствием. Необходимо, что бы песни вызывали у них эмоциональную отзывчивость. Чем эмоциональнее воспримут хористы содержание песни, его музыкальный материал, тем дольше она останется в сердце и в сознании юных певцов.

2 принцип. Принцип доступности, т.е. исполняемые произведения должны соответствовать возрасту хористов, их вокальным возможностям.

Для формирования репертуара руководителю приходится учитывать ряд причин, которые диктует хоровой коллектив, его качественный и количественный состав. Это может быть состав разновозрастной, коллектив с разной степенью профессиональной подготовленности, т.е. коллектив участников с неодинаковым певческим стажем.

Важным моментом при выборе партитуры является слуховое представление и интерпретационный план хорового произведения, который поможет хормейстеру предварительно продумать методику проведения занятий.

3 принцип. Воспитание художественного вкуса и личности хористов.

Хоровая музыка – это музыка вокальная, неразрывно связанная с литературным текстом. Музыка и слова друг друга дополняют, и для выявления основной идеи произведения следует изучать текст и музыку одновременно.

Приступая к отбору репертуара, необходимо определить, прежде всего, содержание произведения, особенности его художественного образа.

Перед детьми, поющими в хоре, ставятся художественно-исполнительские задачи и параллельно идёт их просвещение, формируется их сознание. Репертуар формирует у детей чувство любви к родной природе, школе, Родине и т.д., приобщает к классическому искусству.

Чуткое отношение к исполнению классических хоровых произведений помогает воспитанию высокого художественного вкуса, приучает к бережному отношению к произведениям музыкального искусства прошлого, образовывает коллектив. На классическом репертуаре участники детского хора развивают мелодический и гармонический слух, приобретают навыки исполнения полифонических сочинений.

Особое внимание должно быть направлено на воплощение музыкального содержания, на раскрытие художественных образов сочинения, содержание поэтического текста. Руководитель, воплощая музыкально-эстетические цели должен не забывать о воспитательных в широком смысле слова.

Обучение детей пению связано с необходимостью привить им определённый комплекс вокально-технических навыков. Хормейстеру необходимо научить участников хора владению певческим голосом и искусством пения в хоре. Отсюда вытекает 4-й принцип подбора репертуара, который ставит учебно-воспитательные задачи, направленные на развитие музыкальных и певческих навыков. Включая в репертуарный план хоровую партитуру, руководитель определяет её доступность, степень сложности, яркость и в тоже время целесообразность работы над ней.

Каждое воплощённое произведение – это решение конкретных учебных задач, овладение конкретными вокально-хоровыми навыками, это способ развития хорового коллектива. На хоровых занятиях хористы должны научиться читать ноты, чисто интонировать. Правильный репертуар поможет развитию певческого диапазона, тембра, музыкальной памяти, чувства ритма. Певцы овладеют разнообразием динамического звучания, а также общей грамотностью, разносторонним развитием. Главная идея при подборе репертуара – это идея «от простого к сложному». Репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу овладения техническими приёмами, совершенствования певческого аппарата. Работа с хором требует непрерывности, систематичности, последовательности с постепенным усложнением. При подборе репертуара также важно найти равновесие между художественными и техническими задачами. В. Попов обращал внимание на то, чтобы отбираемые для разучивания произведения группировались бы на 3 раздела: 1. по возможностям коллектива; 2. произведения, опережающие возможности; 3. легче достигнутого уровня.

Творческий рост возможен лишь благодаря работе над произведениями, несколько превышающими исполнительский уровень.

Работая по подбору репертуара, дирижёр должен представлять особенности хорового звучания: линию движения каждого голоса, фразировку, динамику, темп, метро-ритмические особенности (пунктирный ритм, синкопы , смену группировки длительностей…), гармонию, скачкообразность, интервалику, ладовые особенности.

Тесситура должна быть удобной и соответствовать свободному красивому звучанию голоса. Подобные особенности партитуры влияют на интонирование и общий хоровой ансамбль.

В случаях, когда партитура оказывается трудно исполнимой, но желательной в репертуаре, возможны упрощения фактуры, т.е.: широкое расположение аккордов заменить тесным, снять удвоение голосов, выпустить мелизмы, украшения, заменить более крупными длительностями мелкие фигурации, сделать транспонирование и т.д. Вот почему хормейстер должен владеть основными приёмами хоровой аранжировки. Уметь делать переложения для своего состава хора.

Освоение сочинений повышенного уровня трудности способствует концентрации внимания хористов, выработке самоконтроля в интонации, динамики и т.д.

Сложное произведение включать в репертуар надо весьма осторожно, с учётом всей последовательности его изучения. Формирование исполнительской формы за счёт сложного репертуара может отрицательно сказываться на работе хора. Процесс разучивания завышенной программы растягивается на длительный срок, произведение может не получиться.

Зачастую хористы с удовольствием поют простые примитивные, но яркие песни, которые не приносят пользы в развитии их как музыкантов. Но, взяв в репертуар подобную песню, у руководителя появится возможность переключить участников хора от сложностей к простым задачам. Передохнув, они не потеряют интереса работать над преодолением трудностей в других сочинениях.

Работая над репертуаром, надо помнить ещё о таких задачах, как: 1. педагогическая; 2. концертная.

Хоровому коллективу важно иметь в перечне исполняемых им пьес сочинения различных эпох и композиторских школ.

Включение в репертуар произведений русских и зарубежных композиторов-классиков расширяет познание детей о своей Родине и других странах. Классический репертуар знакомит певцов с эпохой, в которой жил автор музыки, его идейно-художественных концепций, типичные черты письма, особенности гармонического языка. Ученики узнают, что каждая эпоха имеет интонационно-стилистические черты.

Отдельной страницей репертуарного списка могут стать обработки народных песен и произведений a capella . В процессе исполнения a capella наиболее активно развивается гармонический слух, чистота интонации, чувство лада, вокально-хоровая техника. Начинающим необходимо учиться петь без сопровождения с канонов, с народных песен.

Детскому хору не просто овладеть навыками пения без сопровождения, но именно пение a capella в полной мере музыкально развивает певцов. В народной песне и духовной музыке надо искать истоки национальной культуры, традиции. Через народную песню происходит познание национальных особенностей своего и других народов мира, их музыкальных культур. Русская народная песня во всех её жанрах: плясовая, хороводная, колыбельная, шуточная, песня о народных героях сопровождала человека всю его жизнь. Родные интонации, ритмы являют собой благодатную почву для воспитания любви к Родине, прививают чувство патриотизма.

Слова и музыка в песне неразделимы: в этом единстве заключена великая сила хорового искусства, русская народная песня, воспевающая необъятные просторы Родины, красоту природы обладает широкой распевной мелодией и это позволяет, соприкасаясь с истоками культуры, добиваться верного звукообразования, широты дыхания.

Разнообразить хоровое исполнение можно путём использования разных выразительных средств: ритмическими движениями, подражательными звуками, словесными вставками, а также простейшими ударными инструментами и шумовыми инструментами.

Кроме того в репертуарный перечень должны войти песни современных авторов. Школьники любят песни яркие, ритмичные. Они тонко чувствуют песни патриотического характера, глубоко переживая разные драматические ситуации, чутко реагируют на образы нежные, ласковые (о маме, природе, животных).

При исполнении современной музыки особое внимание приходится обращать на интонационную сферу, тональные отклонения, модуляции, ритмические ладовые трудности. Такие произведения увлекают ребят своей сложностью, работой на преодоление трудностей, вырабатывают у них особое слуховое мышление.

Планируя выступления хора, репертуар создаётся с учётом предстоящих концертов коллектива (это выступления на конкурсах, фестивалях, юбилейных датах, отчётных концертах и т.д.). Дирижёр чаще всего выстраивает программу сольного хорового концерта по хронологическому признаку: вначале – старинная музыка, в конце – сочинения современных композиторов; или составляется по жанровым и стилистическим разделам.

Основным условием концертного исполнительства является разнообразие тематической направленности, стилевое многообразие, многоплановость репертуара, его форм и жанров. Г. Струве отмечал, что «в ходе концерта обязательно наличие контрастов, темповых спадов, разнообразие тематики песен, настроения».

Руководитель должен постоянно работать над повышением своей профессиональной квалификации, быть в курсе всего нового. Необходимо чётко планировать занятия, ставить перед хором определённые цели, к достижению которых певцы будут осознанно стремиться. Регулярное посещение хормейстером выступлений исполнительских коллективов, хоровых концертов, знакомство с новыми хоровыми произведениями даёт повод к сравнительному анализу, рождает новые творческие замыслы.

Грамотно подобранный репертуар явится мощной движущей силой для развития хорового коллектива. Результатом правильно построенного процесса освоения детьми хоровой песни, когда техническое и художественное начала тесно переплетены, будет хорошее, красивое пение.

В данной статье подчёркнута необходимость и важность углублённого подхода к анализу произведений при отборе хорового репертуара, соблюдение гармоничности в обучении.

Репертуар хора всегда отражает музыкантский и педагогический уровень руководителя хора, его профессиональный опыт и общую культуру.

Если каждое произведение отбирается на основе учёта особенностей и возможностей детей данного возраста, это в значительной мере явится залогом успешного певческого развития учеников, охраны их голосов. Разнообразный, разноплановый репертуар поможет руководителю детского хорового коллектива воспитать музыкальные и вокальные способности каждого ребёнка, проводить успешную концертную деятельность и в итоге достичь серьёзного художественного уровня.

Главная миссия дирижёра хора будет выполнена, дети полюбят хоровое искусство и музыку вообще.

Концертный репертуар старшего хора ДШИ № 1

Руководитель: Вавилина М.В. .

    Е. Медведовский, сл. Садовского «Корабли уходят в плаванье».

    Р. Бойко, сл. В. Викторова «Дело было в Каролине» - аранж. М.В.

    1. уч.г.

    Г. Комраков, сл. В. Рябцева «Вечный огонь» - аранж. М.В.

    В. Сарева, сл. В. Степанова «Утренняя песня» - ар. М.В.

    К. Пушенок, сл. Т. Собакина. Пусть летают бегемоты.

2012-13 уч.г.

1 К.В. Глюк, сл. И. Каруса «Праздник хора». – ар. М.В.

2 Г. Струве, сл. А. Барто, из кантаты «Голубь мира». – «Мама поёт». – ар. М.В.

3 А. Гречаников, сл. Белоусова «Пришла весна».

2014-15 уч.г.

    А. Пахмутова, сл. Добронравова «Беловежская пуща».

    Я. Дубравин, сл. Г. Прусова «О России». – аранж. М.В.

    Запольский, сл. Руженцева «Дирижер» - ар. М.В.

2015-16 уч.г.

    П. Чайковский, сл. Татаринова «Весна». – ар. М.В.

    Рождественская колядка «Небо и земля».

    Муз. и сл. Л. Марченко «Каникулы».

    В.А. Моцарт «Светлый день», перел. В. Попова.

    Д. Тухманов «День победы».

Многие абитуриенты проваливают вступительные экзамены в театральный ВУЗ. И часто это случается не по причине незнания или отсутствия таланта, а потому что неверно была подобрана литература для конкурса при поступлении. Театральная школа зачастую дает огромный кладезь знаний, которые могут стать спасательным кругом для абитуриента.

Но даже после курсов или подобной школы будущий студент не до конца понимает, какие произведения стоит выбирать, чтобы в полной мере раскрыть свой талант на вступительном испытании. Никто точно не подскажет, какую литературу выбрать или какой поставить танец, а также - как подобрать идеальный образ.

Большинство поступающих не имеет ни малейшего представления о том, какая литература для поступления в театральный наиболее удобна для такого конкурса. Практика показывает, что будущим студентам такого ВУЗа стоит выбирать:

  • известные басни;
  • классические стихи;
  • прозаические произведения писателей прошлых веков (конечно же, самые популярные).

Самое главное правило - все тексты должны быть выучены наизусть. Недопустимо для абитуриента на вступительном конкурсе читать роль с листка или планшета. При этом, в запасе поступающего должно быть несколько вариантов произведений, желательно даже разных жанровых видов.

Что еще важно для поступления?

Развитая эрудиция, культура, начитанность - также крайне важные моменты. Будущее испытание покажет уровень знаний абитуриента, его манеры, культурный уровень и даже воспитание. Не менее важно понимание и знание отечественной литературы.

Помимо этого, абитуриент обязан разбираться в основах театрального искусства, знать, кто и когда стоял в истоках данного мастерства и какие известные деятели повлияли на развитие этой творческой профессии.

Если вы выбираете ГИТИС, как поступить туда - вопрос, который не должен вызывать затруднений. Когда абитуриент желает поступить в ВУЗ такого масштаба, он заранее должен понимать, какие сложности могут возникнуть на пути.

Литература для поступления в театральный: распространенные ошибки

Когда у вас есть все знания, ряд навыков и умений, отличная способность держаться на сцене, то разрушить ваш путь к будущей карьере и славе может неверно подобранный репертуар для вступительных экзаменов.

Много таких ребят, которые ошибаются на данном этапе и дальше не идут. Каковы же самые распространенные промахи будущих студентов на вступлении?

  • Выбор неизвестного произведения.
  • Слишком простой для исполнения и неэмоциональный отрывок.
  • Короткий либо плохо выученный материал.
  • Отсутствие знаний о самом произведении.

Неважно, что выбирать - поэзию, прозу или песню. Театральная школа должна была предоставить абитуриенту все основы актерской игры, включая то, как лучше преподносить выбранное сочинение.

Некоторые абитуриенты отлично справляются даже с неизвестными произведениями. Порой огромный талант виден невооруженным взглядом, и никакие ошибки не могут затмить гениальные способности поступающего. Поэтому сложно определить идеальный алгоритм или рецепт для предстоящего испытания.

Подготовка к выступлению помимо собственно постоянной и регулярной тренировки голосового аппарата состоит в грамотном подборе репертуара, соответствующего вокальному уровню певца. На начальном этапе как правило выбирается несложный в исполнении репертуар – народные песни, романсы среднего регистра, не требующие большого напряжения связок, чтобы певец мог задуматься не о том КАК ему петь, а о том, ЧТО ему петь, то есть мыслил образами произведения, а не отвлекался на техническую сторону вопроса. Певец растет как музыкант-исполнитель и как вокалист прежде всего на правильно подобранном репертуаре.

Произведение, выбранное для ученика, всегда должно соответствовать уровню его музыкального развития, вокальной и исполнительской подготовке. Художественно педагогический материал требует особого внимания к постепенности и последовательности повышения трудностей произведений. Это относится в равной мере как к трудностям музыкальным, так и к трудностям вокальным и исполнительским. Особенно губительным для голоса ученика является непосильный в вокально-техническом отношении репертуар. Нерационально-подобранные произведения могут задержать вокальный рост ученика и даже принести прямой вред.

Применение же удобного для голоса репертуара способствует согласованию работы звукообразующих элементов, в том числе не подчиняющихся сознанию. Особенно полезны на первом этапе обучения народные песни. Они обладают многими достоинствами и в первую очередь удобны для голоса.

Народная песня – основа в музыке и в пении. Фольклор ценили крупнейшие музыканты. Передаваясь устно из поколения в поколение, народные мелодии как бы фильтруются голосами и концентрируют в себе элементы удобства для пения. В них отсеивается то, что противоречит массовой природе голосов и превышает их средние возможности. Народные песни разнообразны по характеру, построены, как правило, на небольшом диапазоне, что очень удобно для начинающих исполнителей. Тесситура их – весьма умеренна. Доходчивость слов, куплетная форма строения, легкость запоминания музыкальной фактуры позволяют ученику легко сочетать вокально-техническую и исполнительскую стороны исполнения произведения. Они одновременно просты и чрезвычайно выразительны.

Стиль исполнения русских песен требует простоты, естественности, задушевности, хорошего донесения текста. Куплетная форма заставляет начинающего певца находить в каждом куплете свой нюанс, который разнообразит исполнение.



Великая российская оперная певица Максакова Мария Петровна находила «свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью... Простую куплетную песню о милом, который приносит гостинец Максакова передавала как рассказ женщины о своей жизни, о ее личных чувствах, окрашивая все это тонким, чуждым какого-либо нажима юмором. Певица так раскрашивала интонационно каждый куплет, с таким неповторимым выражением произносила «Эх!», что каждый раз оно звучало по-разному, в зависимости от оттенков повествования, но всегда с отношением героини к своему возлюбленному.»

Лемешев о русской песне говорит так: «Русская песня полна лирической глубины и поэтичности. Народ шлифовал ее веками, и поэтому в ее мелодических и поэтических образах не оставалось ничего случайного, поверхностного, дешевого. В красоте ее мелодий откристаллизовались чистые, высокие человеческие чувства, и она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения.»

Романсы таких авторов доглинковского периода, как Булахов, Варламов и др., так и более поздних, включающих в себя и советский период, на стихи известных поэтов в исполнительском смысле требуют весьма внимательного отношения к словесному тексту, хорошо развитого чувства стиля. Они просты, напевны, имеют в большинстве своем куплетную форму, что делает их сходными с русскими народными песнями, но при этом имеют более развитую музыкальную сторону. Написаны в удобной тесситуре, не захватывают большого диапазона звуков, легко доступны по своему музыкальному языку и по требованиям, которые они предъявляют к вокалу начинающих певцов. Они просты, их надо исполнять задушевно, не выходя за рамки естественности, непосредственности.

По словам Сергея Лемешева «Красивое пение предполагает естественность, задушевность выражения чувства. Певец должен ощущать, будто поет все его существо. Но не форсировать звук, не стараться показать его бóльшим, чем он отпущен тебе природой.»



Лемешев писал, что в своей работе над образом того или иного произведения, а Станиславский много работал с певцами своей оперной студии над романсами «Станиславский исходил из принципа внутреннего оправдания той или иной мизансцены, а не зрительного эффекта. Он понимал, что правильное самочувствие певца, его верная психологическая настройка, всегда выведет его на верный путь к сценическому образу, поможет ему выразительно спеть важные и вокально трудные куски партии.» . Таким образом, мы приходим к выводу, что при подборе репертуара для начинающего певца необходимо учитывать его темперамент и индивидуальность не только голосового аппарата и степень его развития, но и психологические аспекты его характера. Например, человеку медлительному, флегматику по своей натуре, будет трудно в начале своего обучения верно исполнить задорную, шутовскую песню, требующую залихватской удали в своем исполнении. Такому ученику для исполнения на концерте лучше выбрать произведение спокойное, лирическое, размеренное по форме и содержанию.

При выборе произведений для концерта лучше заранее продумать их последовательность в концертной программе. Сначала ставится более легкое в вокальном плане произведение, для врабатываемости, а затем, более трудное в голосовом и исполнительском плане.

Подготовка выбранного музыкального произведения

«Занятия над музыкальным произведением рекомендуется вести в двух планах: с одной стороны, работая над художественным исполнением произведения, а с другой – работая над ним чисто технически, то есть как бы переконструировав данное произведение в вокализ.»

Исходя из темы нашего исследования мы бы хотели акцентировать внимание на музыкально-художественной стороне подготовки произведений и опускаем чисто техническую сторону постановки голоса. Мы хотим сделать акцент на работе над художественно-исполнительскими средствами выражения произведения. К этим средствам относятся:

Четкая дикция и правильная артикуляция, а как итог – донесение разборчивого вокального слова до зрителя;

Интонация и фразировка произведения.

Работа над дикцией

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Хорошее певческое слово, т.е. умение естественно произносить словесный текст произведения, сочетая это с хорошей вокальностью всех гласных – непременное условие профессионального пения, а для большинства певцов – следствие большой работы. Хорошее донесение слова, его верная эмоциональная окраска, естественность необходимы для профессионального певца.

Для того, чтобы текст вокальной фразы в произведении был естественен, хорошо расслышан публикой, каждый певец должен знать те закономерности, которые определяют основные качества хорошей вокальной речи.

Вокальная речь должна быть: разборчива, т.е. обладать хорошей дикционной четкостью; естественна, в той мере, в какой это позволяет вокальность; выразительна, т.е. содержать в себе элементы, составляющие выразительность речи; вокальна, т.е. построена на равных вокальных гласных.

Профессиональное пение требует ясного донесения слова. Чрезвычайно неприятное впечатление создается при неясном произнесении слов. Как бы ни был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте голосом он ни обладал, – его пение не будет производить должного впечатления, если оно не будет дикционно четким. Если слушатель напрягает слух для того, чтобы понять смысл слов, о чем поет певец, то он уже не в полной мере воспринимает и красоту голоса и экспрессию, а сосредоточивается на том, чтобы уловить слово. Невозможность понять слово раздражает слушателя, и впечатление от исполнителя резко снижается. Неясная дикция – большой недостаток певца, техническая недоработанность воспитания голоса, которая всегда может быть ликвидирована.

«Вокальная дикция, так же как и искусство пения заключает в себе два элемента: творческий и технический. Элементом творческим является художественное распределение смысловой содержательности (веса) слова в зависимости от художественных задач, на него возложенных, от идеи и смысла исполняемого произведения. Техническим элементом дикции является умение чисто, полноценно петь гласные и четко произносить согласные. Поток гласных не должен нарушаться вклинивающимися в него согласными. Все гласные в пении должны звучать чисто, ясно, и их «вокальное ядро» не должно претерпевать заметных изменений при их смене.»

Дикция – т.е. разборчивость слов, зависит как и в речи, от четкости и интенсивности произнесения согласных. За быстротой и четкостью произношения согласных нужно следить тщательно с первых же уроков, когда даются произведения с текстом, обращая особое внимание на согласные, которые стоят в конце слов. Весьма частая ошибка неопытных певцов – это съедание согласных в конце слова, заключающего фразу. Если согласный звук стоит в конце фразы, то вместе с окончанием звука певец ослабляет и артикуляцию согласного, в результате чего он произносится вяло и не доходит до слушателя. Необходимо сразу приучать певца активно и четко произносить согласные, стоящие в конце слов.

Лемешев о дикции: «Начну с элементарного – с дикции. Как часто еще певцы, особенно оперные, страдают нечеткой, слабой дикцией. Нередко встречаются артисты с голосами выразительными по окраске звука, хорошо передающими настроение. Но что они поют, остается известным только им и суфлеру... Иногда можно оправдаться тем, что, дескать, оркестр заглушает; но некоторые так умудряются произносить слова, что их не понять, даже когда оркестр молчит... Дело в том, что от природы не все одинаково наделены способностью ясно и четко произносить слова. И над дикцией надо специально работать.»

К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: «Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь».

Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. В приложении приводятся несколько упражнений на отработку качества вокальной дикции по книге Е.М. Пекерской «Вокальный букварь» .