Синквейн о татьяне из рассказа евгений онегин. Страна образования

Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»,

Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»

между 9а и 9б классами

Учитель (Ведущий): Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы проводим урок-игру как завершающий урок по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением, обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель. Всем желаю УДАЧИ!

Каждый класс образует команду и садится в круг. Придумывается название. ЖЮРИ из учителей и родителей оценивает конкурсы.

9а – « Чувство», 9б - «Разум »

I .Учитель (Ведущий): Итак, наш первый конкурс – читательский.

«Блиц-опрос» по тексту романа:

1. Укажите временные границы написания романа (1823- 1830)

2. Укажите временные границы действия, происходящего в романе (1812-1824)

3. Каким размером написано произведение? (четырёхстопным ямбом)

4. О ком А.И.Герцен сказал: «умная ненужность»? (Об Онегине)

5.Кто из русских композиторов создал оперу, которую сначала хотел назвать именем главной героини? (Пётр Ильич Чайковский)

6. Куда уезжают из деревни Татьяна Ларина и её мать? (В Москву)

7. Кто в произведении является олицетворением романтического героя?

(Владимир Ленский)

8. Сколько лет Евгению Онегину в начале романа и в 8 главе? (18, 26)

9. «Он был простой и добрый барин…» Кто? (Дмитрий Ларин)

10. «Любой роман возьмите и найдёте верно её портрет…» (Ольга Ларина)

11. Назовите точно, сколько времени писался роман (7 лет 4 месяца 17 дней)

12. Кто такой повеса? (ветреный молодой человек)

13.Какую науку постиг Евгений Онегин в совершенстве? («науку страсти нежной»)

14. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора»? (сплин, тоска, хандра)

15.С каким героем европейской литературы сравнивается в романе Евгений Онегин? (с героем поэмы Байрона «Чайльд Гарольд)

16. «Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…» Какой приём используется в этих строчках? О ком они? (Антитеза, Онегин и Ленский)

17. С чего по композиционному строению начинается роман «Евгений Онегин»?

(с зачина, со вступления, с обращения к читателям)

18.Почему всё- таки это не поэма, а роман? (охват жизни шире, герой воплощает типичные черты молодых людей того времени, показана целая эпоха)

19.Кто из русских критиков назвал роман «энциклопедией русской жизни» ?

(Виссарион Григорьевич Белинский)

20. Как называется не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение для особых целей? (лирическое отступление)

Подводятся итоги первого конкурса (это может делать заранее выбранное жюри из независимых экспертов или сам учитель) .

За каждый правильный ответ команде даётся один балл.

II .Учитель (Ведущий): Второй конкурс - литературоведческий.

«Найдите тропы и фигуры».

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употребляется в переносном значении в целях большей выразительности (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, сравнение, перифраз, ирония, гипербола, оксюморон, эпитет)

Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия (анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос)

В начале пятой главы-первые ТРИ СТРОФЫ перечитать и выписать примеры художественных особенностей;

(по баллу за каждый пример)

Зимы ждала природа (олицетворение);

Лёгкие узоры, низкая природа, бразды пушистые, блистательный ковёр зимы (эпитет);

Двор, куртины, кровли, забор, сороки, двор… (однородные члены предложения);
- деревья в зимнем серебре (метафора);

Зима! (риторическое восклицание)

Лошадка, мальчик, пальчик (слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами);

Многоточие (помогает домысливать текст);

Бразды пушистые взрывая (инверсия);

Но, может быть такого рода картины вас не привлекут…

(свободное обращение к читателям и к героям произведения);

О, не знай сих страшных снов/ Ты моя Светлана! (использование эпиграфов);

Поутру, дровни, салазки (слова разговорного стиля речи);

Сочетание диалогичной и монологичной речи (строфа 3)

III . Учитель (Ведущий): Третий конкурс - исследовательский.

« Тайна имени и фамилии»

Командам предлагается высказать свою точку зрения по вопросу « Почему Пушкин дал своему герою такую фамилию - ОНЕГИН? И такое имя – ЕВГЕНИЙ? Как она помогает понять характер этого человека, его жизненные ценности и устремления?» Провести исследование на фонетическом и лексическом уровнях, прийти к смысловому значению. За ответы в правильном направлении можно дать от одного до трёх баллов.

Примерный ключ к проверке выполнения задания:

«Евгений» в переводе с греческого «благородный». Фамилия, возможно, от названия реки – Онега, протекающей на севере страны и впадающей в Белое море. Или от Онежского озера, есть ещё город Онега в устье реки Онега. «Северная» фамилия героя говорит о том, что он забыл чувства, которые «рано в нём остыли». Холодное сердце! Трезвый ум! Неприступность героя - всё слилось воедино в этой фамилии. На фонетическом уровне она хорошо сочетается с именем героя, благозвучное сочетание, что немаловажно для автора произведения.

«Татьяна» – в переводе с греческого «устроительница домашнего очага», имя народное, древнее, был греческий царь ТАТИАН. Видимо, Пушкин хотел приблизить характер героини к народным традициям и обычаям, сделать её образ истинно народным, близким и понятным всем нам.

IV . Учитель (Ведущий): Четвёртый конкурс - практический.

« Пять – пять»

Даны пять фамилий и имён героев романа и карточки с их характеристикой(по пять на каждого героя). Командам раздаются конверты с карточками (25 карточек), на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристика того или иного чиновника. Задача каждой команды – найти «хозяина» каждой таблички и прикрепить карточки под фамилией героев. У каждого героя должно быть прикреплено 5 карточек. Время работы- 10 минут. Максимум баллов- 5

Ключ к проверке задания:

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

МОЛОДОЙ ПОВЕСА

УМЁН И ОЧЕНЬ МИЛ

МОГ ОН ЛИЦЕМЕРИТЬ

КАК ЖЕНЩИН, ОН ОСТАВИЛ КНИГИ

РУССКАЯ ХАНДРА ИМ ОВЛАДЕЛА ПОНЕМНОГУ

ТАТЬЯНА ЛАРИНА

ДИКА, ПЕЧАЛЬНА, МОЛЧАЛИВА

ЕЙ РАНО НРАВИЛИСЬ РОМАНЫ

ОНА ПО- РУССКИ ПЛОХО ЗНАЛА

ЗАДУМЧИВОСТЬ ЕЁ ПОДРУГА

ОНА СИДИТ ПОКОЙНА И ВОЛЬНА

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

ЕГО ПЕРО ЛЮБОВЬЮ ДЫШИТ

ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ

ОН БЫЛ ЛЮБИМ… ТАК ДУМАЛ ОН

ПОГИБШИЙ РАНО СМЕРТЬЮ СМЕЛЫХ

ПЕВЕЦ УНЫЛЫЙ

ОЛЬГА ЛАРИНА

ПОДОБНА ВЕТРЕНОЙ НАДЕЖДЕ

РЕЗВА, БЕСПЕЧНА, ВЕСЕЛА

-«ЗАЧЕМ ВЕЧОР ТАК РАНО СКРЫЛИСЬ?»

КРУГЛА, КРАСНА ЛИЦОМ ОНА

ГЛАЗА, КАК НЕБО ГОЛУБЫЕ, УЛЫБКА, ЛОКОНЫ ЛЬНЯНЫЕ

ДМИТРИЙ ЛАРИН

ОН БЫЛ ПРОСТОЙ И ДОБРЫЙ БАРИН

ОН УМЕР В ЧАС ПЕРЕД ОБЕДОМ

СМИРЕННЫЙ ГРЕШНИК

ДОБРЫЙ МАЛЫЙ

В КНИГАХ НЕ ВИДАЛ ГРЕХА, ИХ НЕ ЧИТАЯ НИКОГДА

V . Учитель (Ведущий):

Пятый конкурс - географически - изобразительный

« А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.. » -так пишет Пушкин в первой главе романа. Так какой же Петербург в романе? Как представлен в нем этот город, обозначенный на карте России и во все времена волнующий писателей и простых обывателей?

Этот город с первой главы произведения входит в него и становится полноправным героем. Онегин живёт в Петербурге, встречается там с автором – рассказчиком на берегу реки Невы, там происходят события последней восьмой главы, кульминационные события, когда читатель ждёт разрешения любовного конфликта романа. Перелистайте первую главу романа и нарисуйте словесный портрет города МЕЧТЫ, города Пушкина и Достоевского, Гоголя и Ахматовой. Но нужен «портрет» из романа «Евгений Онегин» (первая глава, с 15 строфы)Портрет «рисуем» жирными масляными красками, штрихами, мазками, существительными и прилагательными, глаголами (как набросок, как эскиз к будущей цельной картине)

(5 -7 минут на подготовку)

Примерный ответ таков: 1. Бульвары, боливар, брегет звонит обед, везде царит БАЛЕТ. Театр уж полон, ложи блещут …Роскошный кабинет. Янтарь, фарфор, хрусталь.

Французская кухня (пробка в потолок, ростбиф окровавлённый, трюфели, Страсбурга пирог нетленный меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым); французская мода (панталоны, фрак, жилет, в последнем вкусе туалетном, и дам обдуманный наряд)

Фонари карет, блестит великолепный дом, швейцары, мраморные ступени, полна народу зала, музыка уж греметь устала, гостиные, сплетни, бостон.

2. Но есть и другой Петербург. Встаёт купец, идёт разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит, шум приятный…трубный дым… и хлебник, немец аккуратный,уж отворил свой васиздас.

ВЫВОД: Два города и один, полуфранцузский, полурусский, в отличие от патриархальной Москвы, которая тоже является героем романа. В восьмой главе Татьяна скажет Онегину: «А мне, Онегин, пышность эта, постылой жизни мишура, мои успехи в вихре света, мой модный дом и вечера, что в них?Сейчас отдать я рада всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…» Петербург- город праздных и нищих, город резких контрастов, что мы увидим и у Ф.М.Достоевского, это русский город, так глубоко впитавший в себя европейские обычаи. Но для Пушкина он не становится менее любимым. Пушкин патриотичен в описании не только Москвы, но любого другого уголка нашей Родины. Желаю вам побывать в Петербурге и подышать его особым воздухом роскоши, истории, традиции, величия и простоты, гордости и искусства.

VI .Учитель (Ведущий): Шестой конкурс - Творческий.

« Пять вдохновений – пять удач! »

Каждой команде предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один – в целом о романа, другой- о каком- нибудь герое произведения. Для этого напомним учащимся, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:

1.Тема- одно слово- существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.

2. Два слова- прилагательные или причастия, (могут быть существительные) , определяющие выбранный объект.

3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.

4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению

5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.

Учитель предварительно составляет свои синквейны:

Онегин.

Холодный, бесчувственный.

Страдает, роскошествует, хандрит.

Эгоист поневоле, герой времени.

Противоречив!

Татьяна.

Чувственная, душевная.

Верит, надеется, ждёт.

Любимый женский образ Пушкина..

Идеал!

« Евгений Онегин».

Реалистический, необычный.

Учит, захватывает, влечёт.

Первый русский роман.

Необходимость!

Во время проведения игры можно сделать перерыв- чайную паузу или просто перемену, так как игра рассчитана на два урока.

Домашнее задание: Мы много говорили на уроках о произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», о его героях и их судьбах. Дома я вам предлагаю написать письмо какому-нибудь герою романа и рассказать о своих впечатлениях, об отношении к нему, о событиях того времени и нашем видении их.

СОЧИНЕНИЕ- ПИСЬМО ГЕРОЮ.

После завершения игры подводятся итоги, но, думается, что проигравших нет, как нет тех, кто остался бы равнодушным к замечательному роману Александра Пушкина, который УЧИТ НАС ИСТИННЫМ ЧУВСТВАМ, УМЕНИЮ ЛЮБИТЬ И ДРУЖИТЬ. НАДО СТРЕМИТЬСЯ К ГАРМОНИИ ЧУВСТВА И РАЗУМА! Что мы сделали сегодня, спасибо за урок.

Макаренко Фаина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы , ЯНАО, Шурышкарский район, с. Овгорт, МБОУ «Овгортская ОШИС(п)ОО»

Синквейн на уроках и во внеклассной работе

В 2006 году на курсах повышения квалификации узнала об одном из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо – синквейне. Прежде всего обратила внимание на его определение. «Синквейн – стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – смысловая фраза; 5-я – одно заключительное слово, определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Сразу предположила, что ученикам такой прием создания текста понравится. Во-первых, потому что короткий, во-вторых, появляется возможность стать поэтом, ведь получаются «почти стихи». Да и существительные, прилагательные, глаголы все знают. Сначала познакомила школьников с этим интересным приемом во время проведения общешкольного праздника – Дня науки. По итогам работы секции «Литературное творчество» в этот день был создан буклет, где ученики расположили свои первые синквейны. Дети заинтересовались подобной работой, и мы продолжили совместную деятельность по созданию синквейна на классных часах, при подготовке к творческим конкурсам. Вот некоторые примеры.

Овгорт.

Родной, таежный.

Манит, притягивает, не отпускает.

Мой дом – моя крепость.

Моя родина.

Сыня.

Чистая, журчащая.

Течет, зовет, пробивается.

Вода есть все живое на земле.

Источник жизни.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Согревает, развивается, объединяет.

Дом мой – Ямал, спокойный и сильный.

Сердце России.

Лонгортова Лена

Россия.

Большая, могучая.

Растит, учит, гордится.

Россия – священная наша держава.

Большая Родина.

Лес.

Богатый, разнообразный.

Дает, питает, выращивает.

Самое красивое место в природе.

Кладовая.

Анагуричи Галя

Овгорт.

Любимый, дорогой.

Трудится, учит, развивается.

Малая родина.

Сыня.

Чистая, богатая.

Течет, поит, кормит.

Река – источник чистой воды.

Кормилица.

Ямал.

Развитый, богатый.

Живет, заботится, не забывает.

Лучшее место в России.

Добытчик.

Лонгортов Илья

Родной край.

Процветающий, красивый.

Растет, богатеет, учит.

Где родился, там и пригодился.

Малая родина.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Растет, расширяется, объединяет.

Маленький полуостров на карте земли.

Родной край.

Недошовенко Юля

Итог внеклассной работы – создание презентации «Край, в котором я живу».

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет.

К таким формам и относится синквейн.

Синквейн помог оживить уроки, внести элемент новизны. Синквейн я использую в качестве интерпретации чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации. Приведу примеры создания синквейна на уроках литературы.

Герои «Капитанской дочки» А.С. Пушкина в синквейне :

Петр Гринев.

Добрый, благородный.

Служит, влюбляется, защищает.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Герой.

Швабрин.

Бесчестный, безнравственный.

Лжет, мстит, изменяет.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Предатель.

Маша Миронова.

Скромная, стойкая.

Привлекает, любит, спасает.

Любимый женский образ Пушкина.

Победительница.

Герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в синквейне

Евгений Онегин.

Модный, избалованный.

Развлекается, влюбляется, хандрит.

«И жить торопится, и чувствовать спешит».

Герой романа.

Владимир Ленский.

Наивный, простодушный.

Верит, любит, мечтает.

«Он сердцем милый был невежда».

Красавец.

Татьяна Ларина.

Задумчивая, нежная.

Читает, скучает, мечтает.

Пришла пора, она влюбилась.

«Милый идеал».

Синквейн – интересный методический прием. Позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Как показала практика, данный методический прием помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.

Литература:

Литература. Учебник для 8, 9 кл. М., Просвещение, 2010

Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5 – 9-е кл. Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1995.

«Первое сентября. Русский язык», 2006, № 18

Мотив сна в русской литературе Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  • комментирование и оценка изображенных событий;
  • психологическая характеристика персонажа;
  • осмысление идейного содержания произведения;
  • «чужой пророческий голос» - общение с божественным.
Ключ
  • 1- В) - В);
  • 2 - Д) - Г);
  • 3- Г)- Д);
  • 4- Б) - А);
  • 5- А) - Б)
Функции сна в литературе: "И снится чудный сон Татьяне…" Идейно-композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи:

  • Усвоить понятия об идейно-композиционной роли эпизода в художественном произведении, совершенствовать навыки анализа текста;
  • Развить внимание, умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • Воспитать в себе интерес к явлениям русской культуры.
К.И. Рудаков “Татьяна Ларина” Святки
  • Святки - это время от Рождества до крещения. Славят Христа, ходят с вертепами и с звездой, гадают. В.И. Даль
Коровин К.А. “Сон Татьяны” И.Босх «Страшный суд» Смысловые «рифмы» сюжета сна и именин Татьяны

Сон Татьяны

1. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

2. ...за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый.

Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

3. Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Вдруг двери настежь.

Ленский входит.

И с ним Онегин. «Ах, творец! -

Кричит хозяйка: - Наконец!»

4. ...вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский, страшно тени

Сгустились...

Нагнулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Теперь, заране торжествуя,

Он стал чертить в душе своей

Карикатуры всех гостей.

Домашнее задание. Письменно проанализируйте эпизод: 1 группа - «Именины Татьяны», 2 группа -«Сон Татьяны»

1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

2. Тема эпизода.

3. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

– через обстоятельства;

– через конфликт;

– через описания;

– через монолог;

– через диалог;

– через поступки и психологию героев.

6. Ключевые слова.

7. Особенности языка.

8. Средства художественной выразительности.

Синквейн на тему Евгений Онегин

Евгений Онегин разочарованный опустошенный покинул почувствовал осознал постиг никчемность светского общества петербургский денди

Синквейн на тему Татьяна Ларина Татьяна Ларина Искренняя пламенная Мечтала любила разоблачила Идеал русской женщины для Пушкина Чистый образ

Блинкова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Кореневская СОШ № 59"
Населённый пункт: Московская область, Люберецкий район, г.п. Красково
Наименование материала: Конспект
Тема: "Татьяны милый идеал" (По роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")".
Дата публикации: 20.11.2016
Раздел: полное образование

Конспект открытого урока в 9 классе. Учитель русского языка и литературы:Блинкова Ирина Геннадьевна, I категория.
Тема
:
«Татьяны милый идеал» (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)».

…Я так люблю

Татьяну милую мою!

А.С.Пушкин

Цель
: рассмотреть своеобразие женского образа в романе; определить место и роль образа Татьяны в произведении; учить анализу текста; развивать умение логически мыслить и самостоятельно делать выводы, развитие критического мышления через чтение и письмо
Задачи:
развивающая - раскрытие творческих способностей учащихся, развитие культуры речи воспитывающая - осмысление нравственно-этических понятий. Тип урока: урок-исследование образа литературного героя.
Оборудование
: компьютерная презентация к уроку (использован диск «А.С.Пушкин»), художественные тексты (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к роману «Евгений Онегин», фрагмент вальса П.И.чайковского «Письмо Татьян» Опережающие индивидуальные задания к уроку: Задания к уроку (дано учащимся за две недели до урока): исследовательский проект «Изображение женских образов в русской литературе» Подобрать цитаты, характеризующие героиню романа. . …
Ход урока.
1.Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите на меня, улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение. Значит, мы можем работать и делать маленькие открытия. Этим мы сегодня и займёмся на уроке. 2.Сообщение цели урока и задач. На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – романа «Евгений Онегин». Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание
этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами. Татьяна Ларина – яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Отношения между нею и Онегиным составляют основную сюжетную линию романа. Существуют основания утверждать, что «та, с которой образован Татьяны милый идеал», – это Мария Николаевна Раевская, жена декабриста С. Г. Волконского, отправившаяся за мужем в сибирскую ссылку. Не случайно, заканчивая роман, поэт вспоминает о прототипе Татьяны и о друзьях-декабристах. По мнению исследователя творчества А. С. Пушкина Н. А. Демина, поэт связывает образ Татьяны с самыми яркими проявлениями женского героизма, которые были в то время. Онегин и Татьяна – люди передового поколения 20-х годов XIX в., к которому принадлежал сам Пушкин. Поэт наделил свою любимую героиню теми качествами, которые ценились во все времена. Итак, Слайд 1 Запишите в тетрадях число, тему урока, эпиграф.
Работа с термином.
(слайд 2)
Идеал
. 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. 2. Совершенное воплощение чего –нибудь. Синонимы: совершенство, верх совершенства, цель высшая, предел мечтаний Идеал – это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни. Л.Н.Толстой. Сила мечты зиждется на вере в идеал. «Татьяны милый идеал» - тема урока. Обратившись к роману «Евгений Онегин», мы постараемся понять, почему героиня так близка и дорога поэту. экране(слайд 3) 2. Опрос. К уроку вы получили задания по образу Татьяны и Ольги, готовили рассказ о детстве Татьяны, её увлечениях. Итак, сёстры Ларины. Кто такие эти две барышни? Обратимся к слайду 4. Напомним позднейшую характеристику «уездных барышень» в повести «Барышня–крестьянка», она полностью приложима к каждой из названных девушек, которых Пушкин любил живо писать в прозаических произведениях. 3. Первая из сестёр по старшинству Ольга. Слайд 5 (Индивидуальный ответ. Чтение наизусть: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно …Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную. Легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…» В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского. Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны. Индивидуальный ответ 2. Чтение наизусть: Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела, И часто целый день одна Сидела молча у окна. А.С.Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны. Слайды 6-7. Посмотрите на портрет Татьяны. Он разнообразен, слева героиня похожа на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен. Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…это выделяет Татьяну из окружения. Что же любила она? Индивидуальное выступление 3. Она любила на балконе предупреждать зари восход… «Страшные рассказы» пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. Важной частью мира Татьяны является природа.
Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарёю поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. Слово учителя. Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передаёт образами природы. Седьмую главу,(открываем текст) в которой происходят решительные перемены в судьбе Татьяны, открывает весенний пейзаж, весна – самое переменчивое время года; прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени: Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана… Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы – один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственно открылась героиня в любви к Онегину, гаданье – всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией. С этой точки зрения интересно и имя героини. Индивидуальное выступление 4. Слайд 8.Пушкин называет свою героиню Татьяной, именем, которое в годы написания романа употреблялось «между простолюдинами», было редким в барской усадьбе. Писатель, давая героине это «звучное и приятное» имя, хотел подчеркнуть её связь с народным бытом (« с русской душой»), с русским фольклором, с «мирной стариной». Татьяна живет и растёт в атмосфере простого русского быта, в доме, где соблюдаются народные обряды, звучат русские песни, где «зимою в темноте ночей» Татьяна слушает страшные рассказы няни. Большое значение в формировании характера девушки играет её общение с природой и чтение романов: Ей рано нравились романы. Они ей заменяли всё: Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо.
Слово учителя. Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой, сердечностью, это и увлечения романами. - Какие романы нравились Татьяне? Слайд 9. (Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.) - Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него. Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки. Работа с текстом. Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й. И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнём оживлено.) - Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь. Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов? (Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.) В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты», мы видим, что Татьяна - «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о Татьяне В.Г.Белинский. Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину. - Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком? (Татьяна – первая! – пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь – и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества.) Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок. - как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню7
(Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает». В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте?) - Вспомним немного наивные, но трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину. (Чтение наизусть.) - Письмо написано. Но ведь нужно решиться его отправить! В каком состоянии Татьяна? - Татьяна то вздохнёт, то охнет; Письмо дрожит в её руке… Она волнуется, решается её судьба. - Но в чём уверена Татьяна? Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь и сердце его отзовётся таким же чувством. Релаксация. - Давайте немного отдохнём и, вслушиваясь в звуки музыки, представим чувства Татьяны после написания письма? В этом нам поможет музыка П.И.Чайковского. Прослушивание вальса П.И.Чайковского. -Итак, как меняется основной мотив, как композитору удалось передать чувства героини. - Вначале мы словно видим долину, пастушка, зовущего стадо, затем тональность меняется, от жизнерадостной мелодии – переход к минорным, грустным звукам, музыка передаёт волнение, отчаяние, тоску любви Татьяны. Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. Но только через 2 дня у Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её. И что же? - Какой ответ на письмо приготовил Евгений Онегин? Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства. (Работа с текстом)
Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви – неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни. Слайд 10. Развитие речи, рассуждение по картине. Вернёмся к нашим иллюстрациям. Какая из них соответствует эпизоду? Удалось ли изобразить отчаяние, страдание Татьяны? - О переживаниях героини говорит её поза: она стоит, печально склонив голову, опустив плечи. - А теперь найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным. (17 строфа 4 гл. Сквозь слёз не видя ничего, Едва дыша, без возражений, Татьяна слушала его. Он подал руку ей. Печально (Как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, Головкой томною склонясь). - Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Но может ли она забыть Онегина? (23 строфа. Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души…) Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим. Не случайно именно ей снится «чудный сон», вещий, пророческий, спустя некоторое время он сбывается. Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление. - Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему? (7 гл., строфа 14 Сильнее страсть её горит И об Онегине далёком
Ей сердце громче говорит. Она его не будет видеть; Она должна в нём ненавидеть Убийцу брата своего…) - Нравственный долг Татьяны – осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков. - С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина? (Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им. Строфа 24 гл.7 Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль ещё Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он?) Эта догадка делает положение Татьяны безнадёжным. Вряд ли такой человек оценит её чувство. Поэтому для героини «все жребии равны», она соглашается на уговоры матери ехать в Москву, на ярмарку невест. - Как сложилась судьба Татьяны? (Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой. Все относятся к ней с уважением. Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой. Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора нагого для всех, без притязаний на успех, Всё тихо, просто было в ней. Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску. Встретив Онегина, она ничем не выдала своего волнения:
Не то чтоб содрогнулась, Иль стала вдруг бледна, красна. У ней и бровь не шевельнулась, Не сжала даже губ она. Хоть он глядел нельзя прилежней, Но и следов Татьяны прежней Не мог Онегин обрести.) - Почему же Татьяна так держится? (Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.) - Как Татьяна воспринимает светскую жизнь? (Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище, За те места, где в первый раз, Онегин, видела я Вас…) - В 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну. …Княгиня перед ним, одна. Сидит не убрана, бледна, Письмо какое-то читает И тихо слёзы льёт рекой, Опершись на руку щекой. - В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь? (…Я вышла замуж. Вы должны, Я Вас прошу, меня оставить…
Я Вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана. Я буду век ему верна.) Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает. Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека. Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини. Итоги. Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положении. Почему же Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»? Какие черты характера свойственны героине? (Чтение записей в тетради. Мечтательность, нежность, любовь к природе, искренность, близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля, благородство, чувство долга, верность.) Обратимся к эпиграфу: «Я так люблю Татьяну милую мою!» Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню. За то, что она наделена… …воображением мятежным, умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным… Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта – идеал русской девушки.
Синквейн
1.Татьяна Ларина искренняя пламенная верила мечтала разоблачила идеал русской женщины для Пушкина чистый образ 2.ТАТЬЯНА ДОБРАЯ, УМНАЯ
ЛЮБИТ, СТРАДАЕТ, ПОМОГАЕТ УЖЕ ЛЬ ТА САМАЯ ТАТЬЯНА? ИДЕАЛ 10. Подведение итогов - Быстро пролетел урок. Подведём теперь итог! Чем сегодня занимались, В чём с охотно упражнялись? Что узнали и познали, Почему умней вы стали?
Рефлексия
- Напишите маме письмо, с каким настроением вы уходите с урока, что узнали, чего недопоняли. 11.Домашнее задание. Индивидуальное задание. Элементы проекта. Любимые героини Пушкина. Слайды 11-12 Оценки. Домашнее задание. Составить цитатный план к образу Татьяны, написать сочинение-миниатюру «Татьяны милый идеал». Мальчики готовят выразительное чтение письма Онегина к Татьяне.

И летаратуры ОСМ им С. Сифуллина

ЮКО, Ордабасинский район

Тема урока: « А счастье было ли возможно?... Онегин и Татьяна »

Продолжить формирование знаний учащихся по роману, выявить причины несчастья героев романа и в ходе исследования узнать, была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливыми.

Развитие устной и письменной речи учащихся, способность критически мыслить, наблюдать, работать с текстом;

Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим жизненным ценностям.

Тип урока: комбинированный, урок – исследование

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый, исследовательский.

Приемы ТРКМ: «Ассоциативные ряды» ,«Фишбоун», «Синквейн».

Формы работы: групповая, индивидуальная

Оборудование: учебник, текст романа, иллюстрации к произведению, тетрадь, мультимедийная презентация «Образы в романе «Евгений Онегин», компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном.

Ход урока

1.Организационный момент. Организация внимания учащихся к восприятию учебного материала. Деление на 2 группы (метод «Мозаика»)

Психологический настрой. (Видеоролик «Вальс дождя »)

I. Стадия «Вызов»

Вступительное слово учителя

Только что вы послушали очень нежную и красивую музыку. Я уверена: она затронула тонкие струны вашей души... Ведь она о любви...

В своем юном возрасте вы не раз задумывались над тем, что такое счастье, дружба, любовь. В чем заключается истинная красота человека? Как обрести то самое счастье, о котором мечтает каждый человек, о котором мечтали пушкинские герои...


Итак, что же такое счастье? Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое счастье. (схема «Кластер»)

Счастье – это мирная жизнь, любовь, дом, семья, дети, чувство исполненного долга, служение Отечеству. А было ли всё это у Евгения Онегина, главного героя романа? Что было ценно для него? Как он относился к любви?

А что есть любовь для вас? (чувство, которое одухотворяет, сближает сердца, дает силы, заставляет страдать, мучиться, переживать…)

С чем ассоциируется это слово?

Смогли ли герои романа А. Пушкина выдержать испытание любовью?

Была ли возможность у Онегина и Татьяны быть счастливым?

Ответы на эти вопросы найдем, проведя небольшое исследование.

II. Стадия «Осмысление»

Классу была предложена работа в группах над заданием: проследить движение образов Онегина и Татьяны от первой главы до последней, при этом использовать план характеристики, вопросы, текст художественного произведения, собственные наблюдения и рассуждения.

Составление таблицы «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина»:

Различное

Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.

Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.

Ее мечтательность, его «мечтам невольная

преданность».

Она скучает в обществе, он нелюдим.

Простота, доверчивость, неумение обманы -

вать у Татьяны и жизненный опыт у

Ему «труд упорный был тошен»,

И «ее изнеженные пальцы не знали игл».

Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.

В книгах.

Татьяна находит свое место в жизни, Онегин же не сумел

Этого сделать.

История любви в таблице:

Стратегия «Дневник двойной записи» (ДДЗ) – деление листа на две части, с левой стороны ученики выписывают фразы из текста, которые они считают наиболее важными для себя, а справа пишут комментарии к ним.

Основополагающая фраза

Комментарий

Я выбрал бы другую, когда б я был,

как ты, поэт?

Прав. Татьяна поразила его глубиной

душевногомира, поэтичностью, замк-

нутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне

С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?

Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя;

Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел.

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать

Того, по ком она вздыхала

Поняла, что Онегин эгоистичен, над-

менен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих

недостатков, одинокий, нуждающий-

ся в любви и опоре человек. Но разлюлюбить его она не в силах.

для бедной Тани

Все были жребии равны..

«Меня слезами заклинаний молила мать».

Нет, поминутно видеть вас.

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюбленными глазами...

Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь. В

Татьяну как дитя влюблён...

Я вас люблю(чего лукавить)

Но я другому отдана

И буду век ему верна

Признается в любви к Онегину, но для нее важнее честь

Поэтическая минутка. 1.Выразительное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин» . « Письмо Татьяны».


Удивила ли вас Татьяна? Как вы относитесь к ее смелому поступку? Одобряете или осуждаете? Какие чувства переданы в письме?

2. Чтение монолога Онегина.

Почему Онегин отверг любовь Татьяны?

3.Чтение письма Онегина.

Почему Онегин отверг любовь «уездной барышни» и так страстно

полюбил Татьяну в Петербурге?

Спасительна или губительна любовь к Татьяне?

Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?

(Зрелому человеку труднее любить. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).

Проблемный вопрос для групп:

Проблема счастья одно из самых злободневных для человечества во все времена. Что мешало двум влюблённым быть счастливым? А счастье было ли возможным для Онегина и Татьяны?

Приём «фишбоун». Работа в группах.

Найдите проблему и выясните причинно-следственные связи.

Верхние плавники – это аргументы или причины.

Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

III. Рефлексия. Приём «Синквейн» индивидуальное самостоятельное задание.

Написать синквейн, посвященный любимому образу из романа «Евгений Онегин»

Домашнее задание:

· Нарисуйте счастье Татьяны и Онегина

· Попробуйте написать сочинение – эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?