Моя работа с детским вокальным эстрадным коллективом. Методика работы с вокальным ансамблем

  • SWOT-анализ и методика его использования. Стратегический анализ, PEST-анализ, SNW-анализ в менеджменте.
  • Алгебраический материал в курсе математики начальной школы и методика его изучения.
  • Амортизация основных фондов, методика расчета амортизационных отчислений.
  • МЕТОДИКА РАБОТЫ

    ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

    Разработана преподавателем МГКИ

    ПЕТРОВИЧ А.Н.

    Курс "Методика работы с эстрадным вокальным ансамблем» изучается на II – III курсах в объёме 58 часов (40 – II, 18 – на III) в соответствии с типовым учебным планом. Занятия лабораторно-практические. На III курсе экзамен.

    Данный курс включает в себя три основных раздела: «Методика организации эстрадного вокального коллектива», «Вокальный эстрадный ансамбль», «Методика работы с эстрадно-вокальным коллективом».

    Цель курса – воспитание организационных и профессиональных качеств личности руководителя эстрадного вокального коллектива.

    Задачи курса:

    · приобретение теоретических знаний в области эстрадного вокального

    · искусства;

    · изучение основных приемов и принципов работы с вокальным ансамблем;

    · исследование различных приемов достижения ансамблевой звучности;

    · определение необходимых вокально-хоровых средств для выявления художественных результатов при работе с эстрадно-вокальным коллективом;

    · овладение элементами хоровой звучности (ансамбль, строи), а также теоретическими знаниями о пении а сарреllа, многоголосии;

    · развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Введение в предмет

    Раздел 1. Методика организации эстрадного вокального коллектива (ЭВК) 11

    1.1. Роль руководителя. Комплектование коллектива. Материальная база. 2

    1.2. Методы и приемы прослушивания. 3

    1.3. Система занятий. Планирование работы. 3

    1.4. Музыкально-образовательная работа. 3

    Раздел 2. Вокальный эстрадный ансамбль 10

    2.2.Основные типы и виды вокальных ансамблей. Бэк-вокал. 2

    2.3. Специфика звукообразования различных певческих манер. 1

    2.4. Воспитание вокально-хоровых навыков. 1

    Контрольная работа 1

    Раздел 3. Методика работы с вокальным эстрадным ансамблем 36

    3.1. Специфика вокальной работы в зависимости от состава вокального коллектива. 3

    3.2. Дикция. 3

    3.3. Строй. 3

    3.4. Ансамбль. 3

    3.5. Средства художественной выразительности. 3

    3.6. Основные репетиционные приемы работы. 3



    3.7. Распевание и вокальные упражнения. 3

    3.8. Подбор репертуара и специфика его разучивания. 4

    3.9. Особенности работы с детским вокальным эстрадным коллективом. 3

    3.10. Организация концертно-исполнительской деятельности. 3

    3.11. Требования к солисту ансамбля. 1

    Контрольная работа 1

    Введение в предмет

    Личность руководителя как педагога, организатора и просветителя. Необходимые данные для овладения профессией.

    Необходимые психологические качества руководителя как организатора, педагога, просветителя: воля, быстрота реакции, ответственность, самообладание и т.д.

    Раздел 1. Методика организации эстрадного вокального коллектива

    1.1. Роль руководителя. Комплектование коллектива. Материальная база.

    Организационные основы работы вокального ансамбля. Руководитель – квалифицированный специалист, обладающий достаточной эрудицией, с доброжелательным отношением к людям. Его задачи – создание коллектива,

    организация учебно-воспитательного процесса, репетиционной и исполнительской деятельности.



    Комплектование коллектива. Первоначальный организационный период. Материальная база.

    1.2. Методы и приемы прослушивания.

    1.3. Система занятий. Планирование работы.

    Организация репетиционного процесса. Периодичность продолжительность репетиций. Самоуправление. Формы проведения занятий

    1.4. Музыкально-образовательная работа.

    Вокальный класс. Занятия по музыкальной грамоте, система овладения ею тесная связь с репетитором.

    Повышение уровня музыкальной культуры исполнителей. Развитие творческой инициативы участников. Организация встреч с композиторами, художниками, посещение театров, концертов и т.д.

    Раздел 2. Вокальный эстрадный ансамбль

    2.2. Основные типы и виды вокальных ансамблей.

    Однородный, смешанный. Их состав, диапазон, вокальные, технические и художественные возможности. Виды вокальных ансамблей по составу голосов.

    2.3.Специфика звукообразования различных певческих манер.

    Особенности звукообразования эстрадной, народной и академической

    манер. Их различие, сходства. Типичные недостатки и методы их устранения.

    2.4. Воспитание вокально-хоровых навыков.

    Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Работа над развитием голоса, чувства ритма, гармонического слуха.

    Контрольная работа.

    Итоги работы учащихся на протяжении учебного семестра. Выставление

    текущей оценки.

    Раздел 3. Методика работы с вокальными эстрадными ансамблями

    3.1. Специфика работы с различными в зависимости от состава вокально-эстрадными коллективами.

    Женская вокальная группа. Смешанная вокальная группа. Бэк-вокал. Особенности работы.

    3.2. Дикция.

    Вокальное искусство как синтез слова и музыки. Отличие певческой дикции от разговорной. Гласные и согласные звуки, работа над ними. Взаимосвязь дикции со средствами художественной выразительности.

    3.3. Строй.

    Понятие «строй» в музыке. Строй как главный элемент хорового звучания. Виды строя: мелодический и гармонический, их закономерности. Настройка, ее значение и методы. Строй в произведениях с сопровождением а сарреllа.

    3.4. Ансамбль.

    Хоровой ансамбль, его технические возможности. Зависимость от количественного состава партий и силы их звучания. Частный и общий ансамбль.

    3.5. Средства художественной выразительности.

    Мелодия. Отличие мелодической интонации от мелодической линии Ритм его ведущая роль в музыке.

    Понятие «метр» и «размер». Простые и сложные размеры. Темп, агогика, фермата. Динамика и нюансировка. Основные динамические обозначения и группы.

    3.6. Основные репетиционные приемы работы.

    Показ нового произведения и короткий рассказ об его авторах, идеи, содержании, особенностях исполнения. Разучивание произведения: показ, выучивание отдельных партий, работа над дикцией, общехоровой звучностью. Работа над деталями.

    3.7. Распевание и вокальные упражнения. Роль распевания в вокальной
    работе.

    3.8. Репертуар. Влияние репертуара на учебно-воспитательный процесс.

    Критерии отбора репертуара. Соответствие произведения профессиональной подготовке ансамбля. Художественные качества произведения. Учет возрастных особенностей певцов. Произведения а сарреllа и с сопровождением. Источники репертуара.

    3.9. Особенности работы с детским вокальным эстрадным коллективом.

    Работа с детьми по привитию им певческих навыков и способности петь в ансамбле. Участие в ансамбле певцов-мальчиков и работа с ними.

    3.10. Концертно-исполнительская деятельность.

    Организация концертной деятельности, ее планирование. Типы и виды исполнительской деятельности. Составление концертных программ в зависимости от типа концерта, аудитории, рекламы концерта, психологического состояния певцов, руководителя. Освоение приемов пластического выражения песни, приемов хореографии. Навыки сценической речи, образного мышления. Анализ недостатков, допущенных в концерте.

    3.11. Требования к солисту ансамбля.

    Вокально-исполнительская техника (умение свободно владеть голосовыми

    данными, хорошая дикция, умение филировать звук, высокая музыкальная

    грамотность и т. д.).

    Развитие слуха – одна из существенных предпосылок в достижении вокально-ансамблевой техники. Внешний и внутренний слух. Понятие вокально-ансамблевой техники, ее отличие от вокальной. Гармонический слух, развитое чувство ритма и хорошая дикция – существенно важные моменты вокально-ансамблевой техники.

    Контрольная работа.

    Подводятся итоги работы учащихся на протяжении учебного семестра, выводится текущая оценка.

    Методика – система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы.

    Метод – (греч. methodos – путь к чемулибо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

    Раздел I. Методика организации эстрадного вокального коллектива.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Распевание вокального ансамбля.

    Принципы подбора вокальных упражнений.

    преподавателя ансамблевого отделения МБУ ДО

    «Детская школа искусств № 12»

    Соколовской Татьяны Михайловны,

    Ульяновск 2016

    I.Введение

    II.Значение вокальной работы в ансамбле.

    III.Специфические условия вокальной работы в детском ансамбле.

    IV.Распевание ансамбля и принципы подбора вокальных упражнений.

    V. Список используемой литературы.

    Л. Стаковский

    Введение

    Ансамблевый класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальные знания. Ансамблевое пение не требует каких-либо дополнительных затрат, ибо человеческий голос общедоступен и универсален. Исполняя вокально-ансамблевое произведение, ребёнок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создаёт её, создаёт художественные ценности.

    Ансамблевое пение- одно из самых сильных средств формирования личности учащихся,развитие творческих способностей и музыкально- художественного вкуса, требует высокого уровня исполнения. Художественное исполнение зависит от воспитания способности тонкого переживания, художественных образов произведения, умелого использования средств музыкально-вокальной выразительности, для чего, в свою очередь, необходимы технические умения и навыки, которые приобретаются постепенно и последовательно в процессе коллективного обучения, где на качество пения каждого ребёнка, на развитие его голоса должно быть обращено внимание руководителя вокального ансамбля.

    Развитие певческого голоса ребёнка тесно связано с формированием определённых навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных способностей и вокального воспроизведения. Навыки- это действие, отдельные компоненты которых в результате повторения становятся автоматизированными.

    Формирование навыков сопряжено с протекание целого ряда умственной работы. Физиологический механизм- это сложные условные рефлексы, образующие в коре головного мозга сложившуюся систему временных нервных связей. Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе определённых вокальных движений. Правильная работа голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при котором мускульная энергия расходуется наиболее экономно, рационально и с максимальным эффектом.

    Правильное пение –это пение, при котором певцам удобно петь, а слушателям приятно слушать. Неправильное пение сопряжено с усталостью голоса, с ощущением неудобства в гортани поющих, неестественностью певческого звука, чрезмерной его напряжённостью.

    Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, медицины, акустики. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности.

    Создание теорий и системы вокального воспитания невозможно без творческого содружества различных наук. К этой мысли сейчас склоняется большинство исследователей. Идея комплексного изучения проблемы развития детского голоса имеет уже немало сторонников.

    О развитии детского голоса с акустической точки зрения можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. В то же время, добиваясь определенного качества звучания, педагог может влиять и на его развитие в нужном направлении.

    Однако не всякое пение способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиеническим норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порчи голосов.

    В поисках правильного звукообразования особо важное значение приобретает качественная оценка звучания детского голоса, которая во многом обусловлена типом голосового регистра. В качестве звучания детских голосов отражается, как в зеркале, методика вокальной работы педагога.

    Что же следует понимать под развитием детского голоса? Одни специалисты понимали это как развитие органов голосообразования в процессе роста ребенка: дыхательной системы, гортани, артикуляционного аппарата; другие – как формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, дикции; третьи – как постепенную смену механизма звукообразования: с фальцетного на грудной и микстовый.

    Рассмотрение различных методических приемов с точки зрения теории регистров певческого голоса может быть весьма перспективным, так как способствует формированию у педагога и ученика нового вокального мышления.

    Вопрос о голосовых регистрах в детской вокальной педагогике можно считать основным. Такой вывод напрашивается в результате анализа истории вопроса о вокальном воспитании детей. Многочисленные исторические документы свидетельствуют о высоком художественном уровне детского ансамблевого исполнительства в России XVII – XIX веков, развитие которого связано было главным образом с культовым пением.

    II . Значение вокальной работы в ансамбле

    Ансамблевое звучание является результатом взаимодействия целого ряда слагаемых: ансамблевого строя, ансамбля, а также качества певческого звука. Последнее оказывает прямое влияние на другие компоненты ансамблевого звучания. Неотработанные, «пестро» звучащие голоса певцов ансамбля не сливаются в унисон, который составляет основу ансамблевого ансамбля. При неправильном звукообразовании практически невозможно добиться чистого строя или свободного, ненапряженного звучания голосов на всем диапазоне.

    В практике ансамблевой работы обычно мало обращается внимание на индивидуальное развитие певческого голоса. Увлекаясь работой над качеством ансамблевого звучания, руководитель вокального ансамбля часто не считает возможным затрачивать время на занятия с отдельными участниками, тогда,как именно в работе с ансамблем следует уделять постоянное внимание воспитанию певческих навыков. Хорошо поставленная вокальная работа в ансамбле воспитывает у его участников не только правильные певческие навыки, но и развивает хороший музыкальный вкус и тонкий вокальный слух.

    Работая в ансамбле, руководитель несёт большую ответственность за воспитание правильного, здорового голоса своих подопечных и даже самый заурядный голос можно и нужно развивать.

    Исполнительское мастерство ансамблевого коллектива основано на певческой культуре певцов ансамбля и профессионализме его руководителей. Под певческой культурой следует понимать взаимосвязь вокального исполнительства, вокальной педагогики и вокального творчества, т.е. грамотно подобранного вокального репертуара.

    Но качество звука в ансамблевом пении не является самоцелью, а должно рассматриваться как средство выразительности, обогащающее исполнительские возможности коллектива, способствующие раскрытию содержания произведения, его художественного образа.

    Вся вокальная работа в детском ансамбле должна быть подчинена, кроме прочего, задаче развития певческого голоса и слуха детей.

    Необходимость работы над качеством певческого звука, его культурой требует от ансамблевого дирижера знаний теоретических основ вокальной работы в ансамбле, а также ее практических приемов.

    III . Специфика вокальной работы при коллективном пении

    Ансамблевое пение имеет свою специфику. Она заключается в том, что перед певцом встает проблема приобретения навыков пения в ансамбле: умения слышать не только себя, но и соседа, петь по дирижерскому жесту, сливаться своим голосом с общим звучанием ансамблевый партии по высоте, динамике, тембру и т.д.

    Руководитель вокального ансамбля, работая над вокальной техникой целого певческого коллектива и имея дело не с одним певцом, а одновременно со многими, стремится привести всех участников ансамбля к единой манере звукообразования, подаче звука, способу артикуляции слова. Задача выработки единого звучания встает перед руководителем вокального ансамбля в его работе в первую очередь.

    Специфика коллективного пения обусловливает и особенности методической работы с ансамблем. Например, работая над динамикой ансамблевого звучания какой-либо ансамблевый партии, руководитель вокального ансамбля должен добиваться, чтобы каждый участник коллектива некоторым образом ограничивал себя в проявлении динамических возможностей своего голоса требованием и задачам ансамблевого звучания в соответствии с характером исполняемого произведения, его интерпретацией дирижером, а не стремиться выделиться из общего звучания.

    Чтобы добиться хорошего унисона, каждый певец ансамбля должен в какой-то мере поступиться своей индивидуальной манерой формирования гласных и суметь в соответствии с указаниями руководителя ансамбля найти и усвоить те приемы, которые обеспечат максимальную общность и единство партии в отношении либо округления и прикрытия, либо затемнения или осветления звука при формировании различных гласных.

    Таким образом, единство действий всех певцов ансамбля, направленных на решение вокально-технических и художественно-исполнительских задач, является намеренным и специфическим условием коллективного исполнения.

    IV . Распевание ансамбля и принципы подбора вокальных упражнений

    Занятия с ансамблем обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развития вокально-ансамблевых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческого голоса в процессе исполнения ансамблевых произведений.

    Подготовка певцов к работе предполагает прежде всего их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.

    Даже опытному певцу нецелесообразно начинать распевание с предельно высоких и громких звуков своего голоса, так как это может привести к его срыву. Максимальные нагрузки на занятиях должны вводиться постепенно и с учетом уровня развития певческих навыков участников ансамбля, их вокальной тренировки и выносливости. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, которая характеризуется прежде всего отсутствием излишней напряженности во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и артикуляционных органах.

    Чрезмерное напряженность мышц в какой-либо части голосового аппарата сразу же отражается на качестве звука. Управляя же качеством звука, можно добиться и правильной согласованности в работе всего голосообразующего комплекса. Регулировка качества звука может осуществляться дирижером с гармонично развитым вокальным слухом.

    Результатом правильной координации в работе голосового аппарата будет ненапряженная, но в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраняться при выполнении различных вокальных заданий на всем диапазоне с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе.

    Исходя из физических свойств звука можно сказать, что основными характеристиками звучания певческого голоса следует считать: звуковысотный диапазон; динамический диапазон; тембр; подвижность.

    Перед руководителем ансамбля стоит ряд задач, направленных на развитие этих качеств в процессе работы с ансамблем. Вокальная работа в детском ансамбле, помимо художественных задач должная быть направлена на развитие певческого голоса детей. Однако достижение цели в процессе обучения пению тесно связано с решением педагогических задач. Нельзя обойтись без ясного понимания закономерностей звукообразования и умения управлять певческим процессом. Но для достижения хороших результатом одного этого недостаточно. Очень важно умение учителя так организовать всю певческую деятельность детей, чтобы она выполняла подлинно воспитательную, развивающую и образовательную функции обучения.

    XII. Список используемой литературы:

      Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/. – Л.: Музыка, 1973.

      Баренбайм «Музыкальная педагогика и исполнительство» - Москва, 1994 г.

      Н. Ветлугина «Музыкальное развитие ребёнка» - Москва 1968 г.

      Медушевский, В. В. Дух музыки и дух музыкального

    воспитания - М.: 1995.

      Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей». В 2 ч. - М., 1997.

      Стулова, Г.Г. Ансамблевый класс. М.: Просвещение, 1988.

    7. В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития

    МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

    Овчинникова Л.К.

    Москва, 2015

    Методика преподавания вокального ансамбля. Методические рекомендации. Автор – профессор кафедры академического пения Овчинникова Л.К.

    Введение…………………………………………………………………..3

    Особенности работы в ансамбле………………………………………...4

    Методические трудности работы с ансамблем…………………………6

    Практическая часть курса методики вокального ансамбля……………8

    Примеры вокальных ансамблей…………………………………………9

    Примеры разбора вокальных ансамблей…………………………… 12

    Введение

    Вокальный ансамбль – это один из важнейших специальных курсов в средних и высших специальных музыкальных заведениях. Он вносит существенный вклад в формирование современного певца. Огромный ансамблевый репертуар - камерный, оперный, кантатно-ораториальный, песенный – представляет большую художественную и педагогическую ценность, педагогический потенциал развития вокалиста.

    Знание ансамблевой литературы повышает эрудицию, формирует вкус будущего артиста-профессионала. а также расширяет музыкальный кругозор и музыкально-художественные представления. Кроме того, это впоследствии значительно обогащает его исполнительный репертуар и, как финал, педагогический репертуар и практические возможности.


    Особенности работы в ансамбле

    Работа над ансамблем способствует формированию у студентов необходимых навыков ансамблевого исполнения. Что мы видим под названием «ансамблевое исполнение».

    2) Чувство ритма

    3) Внимание

    4) Интонирование

    5) Фразировка

    6) Вокализация

    7) Динамика

    8) Слово (т.е. текст)

    9) Дыхание

    Да, это все есть и в сольном исполнении, но здесь мы воспитываем чувство «самоконтроля и взаимоконтроля». Самоконтроль – это отношение к своей партии как к самостоятельной художественно-завершенной миссии и образу. Взаимоконтроль подразумевает, что партия и ее исполнение является частью коллективно создаваемого музыкального образа, а значит, он должен быть целостен и не распадаться на мелкие части. Для этого вырабатывается точность реакции, достигается максимальная свобода владения материалом, и определенно корректные отношения между исполнителями. Так например, если тема переходит в другой голос, то исполнителям других голосов необходимо создать удобную звуковую палитру (динамику), при которой новый голос (подголосок) будет ярче очерчен (а не перекрывать его). Тогда целостность образа будет соблюдена.



    Часто успех эффективного взаимодействия исполнителей, и как следствие, создание целостного художественного произведения кроется в атмосфере занятий. Взаимные доброжелательность, но и требования к партнеру обязательны! Доброжелательная, творческая атмосфера должна рождать общность художественных задач. В идеале, это должно быть единство технических приемов! Высокая организованность, доброжелательность, профессиональная требовательность – это залог отличных результатов и достижений в самостоятельной артистической, а в дальнейшем и педагогической деятельности вокалистов.


    Методические трудности работы с ансамблем

    Как будущие преподаватели вы должны быть готовы к неизбежным трудностям: непредсказуемый и каждый раз новый состав голосов; различный уровень подготовки студентов; ограниченность вокальных данных певцов; зачастую, различие вокальных школ, «болезненная» перестройка, особенно в начальной стадии; притирки по голосам, темпераментам, дисциплине. Задачи преподавателя – решить, кого с кем объединять, выработать репертуарную политику. Надо быть хорошим психологом, уметь преодолевать перечисленные трудности, хорошо знать репертуар, уметь точно подбирать и чередовать различные формы работы. Постепенно усложняя технические и художественные задачи, мы получим хороший прогресс результатов. Лучше давать последовательно усложнение материала. Разделим виды ансамблей по этапам сложности:

    3) дуэт в форме канона;

    4) ансамбль a capella;

    5) ансамбль с самостоятельными, независимо разработанными линиями голосов;

    6) полифонический ансамбль;

    7) ансамбль, содержащий следующие трудности:

    Интонационные,

    Гармонические,

    Метроритмические;

    8) виртуозный ансамбль с большим количеством участников (секстеты, оттеты, нонеты);

    9) оперный ансамбль как высшая сложность.

    Исполнение камерного, концертного и оперного репертуара дает возможность расширения музыкального языка. Однако в процессе занятий нужно повышать навыки чтения с листа и пассивное ознакомление с репертуаром (записи, концерты) с обязательным обсуждением с педагогом.


    Практическая часть курса методики вокального ансамбля

    Практическая часть курса представляет собой разбор урока по вокальному ансамблю. Она направлена на освоение будущими артистами и педагогами основ методики работы с вокальным ансамблем. Практическая работа состоит из следующих этапов:

    2) Студент А выбирает музыкальный материал - произведение для вокального ансамбля (будет интереснее, если студент А выберет незнакомый студенту Б материал).

    3) Студент А знакомится с композитором произведения, изучает его эпоху, школу (у кого он учился), известные произведения, преобладающие жанры, особенности изобразительных приемов.

    5) Ознакомившись с произведением, студент А в письменном виде рассказывает о произведении, его задумке, характере, подводя студента Б к пониманию того, как исполнять это произведение. При необходимости производится гармонический разбор произведения.

    6) Далее письменно и в нотном тексте студент А делает соответствующие пометки и инструкции. Например, как должны взаимодействовать голоса (какой выходит на первый план, какой прибирается; повторяют они друг друга эхом или «наступают» друг на друга), какова динамика при одновременном голосоведении, каковы «характеры» голосов и т.д.

    7) Студент А репетирует о студентом Б, отрабатывая задуманное на практике.

    8) На показательном занятии студент А представляет свой разбор произведения и исполняет произведение со студентом Б.

    Методы вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением детей.

    Способы обучения и приёмы, с помощью которых педагог даёт учащимся навыки и знания вокально-хорового образования являются результатом многолетнего опыта.

    На протяжении всех лет обучения перед детьми ставятся одни и те же задачи, только они постоянно усложняются и варьируются.

    Основными методическими принципами постановки голоса являются:

    Выработка певческого тона в среднем регистре, начиная от примарных тонов звучания (для большинства детей «фа – ля»).На примарных звуках легче всего настраивать голос на звукообразование и дальнейшее развитие; - постановка дыхания с опорой на диафрагму, в основе «опоры» лежит экономное расходование выходящего дыхания;
    - мягкая атака звука, с фиксированием красивого тембра и посылом звука вперёд (вверх);
    - формирование внутреннего слуха, чистой интонации и высокой певческой позиции (купола).

    Конечная цель обучения – добиться, чтобы ученики пели свободно, полётным звуком, серебристым тембром, без всякого напряжения.

    В задачу педагога входит и исправление певческих дефектов звукообразования: горлового звука, носового звука, «белого» звука и так далее. От верно поставленных примарных звуков и создаётся дальнейшая линия звучания.

    Когда мы выровняли примарные звуки диапазона, то начинаем дальше укреплять звуки низкого регистра, то есть фундамент голоса и опору для высоких нот.

    Детские голоса отличаются от взрослых полётностью и звонкостью; самые летящие гласные: «и» , «э» ; самое маленькое количество обертонов у гласных: «о» , «у» ; гласная «а» - промежуточная.
    У каждого типа детского голоса есть наилучшие зоны звучания:
    Дисканты - «си» Iой - «ми» II ой октавы
    Сопрано – «ре» Iой – «ля» I ой октавы
    Альты – «фа» малой – «до» Iой октавы.

    Одни дети сразу же проявляют склонность к использованию грудного регистра, другие – фальцетного. Переходные звуки в голосе детей могут быть ярко выражены или оставаться незаметными.

    Хоровая работа с самого начала ведётся так, чтобы использовать пение по группам, по регистровой природе (хоровые партии).

    В методике первоначального обучения, чтобы дети не утомлялись при разучивании, можно использовать фальцетный тип голосообразования, но дальнейшее выключение из работы грудного и смешанного звучания будет тормозить развитие детских голосов.

    Фонетический метод – это способ настройки голосов на определённое тембровое звучание.

    В процессе распевания или вокализации мелодии необходимо чередование гласных и выстраивание их в единую манеру звуковедения и артикуляции.

    Гласная «у» отличается наименьшим разнообразием способов артикуляции. При заглублённом звуке лучше поучить мелодию на гласной «и», а при плоском звучании попеть на гласную «о». Такой приём называется «выглаживанием» гласных в одном фокусе, в единой манере звукообразования.

    Достижение звонкости и близости вокальной позиции тоже зависит от артикуляции: ощущения верхней губы, ноздрей, пения с закрытым ртом на «м». Данный фонетический метод полезен при вокализации мелодии и работы над кантиленой при разучивании песен.

    Все согласные при пении надо научиться произносить очень быстро, «спрессовано» между гласными,чтобы гортань не успела отклониться от певческой позиции.

    Большое применение в работе с детьми получил иллюстративный метод, то есть показ музыкального материала голосом учителя. Дети воспроизводят услышанное по принципу подражания. Показ песни должен сопровождаться объяснением характера звучания в исполняемых произведениях.

    Метод сравнения нужен, чтобы учащиеся слышали недостатки своего пения. Полезно использовать записи с прослушиванием выступлений учащихся и их подробно анализировать, разбирать все неточности исполнения. Разные методы вокальной работы с детьми обычно дополняют друг друга и их надо умело сочетать.

    Своя методическая система существует и в распеваниях, упражнениях для разогрева голоса, настраивания его к работе. Распевания тоже развивают вокальные навыки и выразительное звучание голосов.

    Первой, начальной целью распевания является активация смыкания голосовых связок.(см. упражнения №1, №6.) Для этого используется staccato на гласных: «у» , «о» , «а» , при котором возникает естественное смыкание связок, затем переносимое на leqato . Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и становится основой для правильного звукообразования. Перед началом работы дети внимательно изучают правила пения, специально написанные для малышей и для старшей группы.(см. приложение)

    Работа над динамикой тоже ведётся в распеваниях с самого начала, с использованием средней силы звука, затем piano и forte. Дальше разрабатывается подвижность голоса от умеренного к быстрому темпу, затем агогические нюансы, затем идёт работа над гармоническим строем (двух-трёхголосием)
    В результате первых годов обучения учащиеся должны уметь:

    Правильно применять певческую установку и пользоваться дыханием с ощущением опоры.
    - Правильно формировать гласные, выравнивать их звучание и чётко произносить согласные.
    -Следить за чистотой интонации, не форсировать звук.
    - Научиться слышать и интонировать двухголосие.

    Целью вокально-хоровых упражнений является выработка умений, позволяющих владеть певческим голосом.

    Это комплекс методов и приёмов, относящихся к звукообразованию, дыханию, артикуляции,дикции и выразительности пения.


    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

    Детская школа искусств № 2 г. Маркса

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    НА ТЕМУ: ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ В ДШИ


    Выполнила преподаватель

    МУ ДО ДШИ №2 г. Маркса Саратовская область Бискуп Эльмира Фларитовна 2014 г

    Пояснительная

    записка
    ……………………………………………………………………….3

    1.Принципы подбора репертуара в вокальном

    ансамбле
    ……………………………………………………………………...4
    2.Организация репетиционного процесса
    ………………………………..6
    3.Вокально-хоровая работа
    …………………………………………………7
    -Интонационные сложности в ансамбле. Работа над ритмическим

    ансамблем
    …………………………………………………………………….7
    -Дикция в вокальном ансамбле
    ………………………………………………8
    -Вокально-хоровые упражнения
    ……………………………………………..10
    Заключение
    ……………………………………………………………………...12

    ……………………………..13
    Список используемой литературы
    ……………………………………...........13

    Пояснительная записка
    В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли (в классическом понимании), занимают значительное место в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Работа с творческим коллективом - вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. Курс предмета дает возможность раскрыть основы воспитательного процесса и обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учеников. Занятия в ансамбле способствуют развитию голоса, слуха, музыкально-художественного вкуса, расширяют музыкальную культуру ребят. Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый «вокальным ансамблем»)– это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.
    Цель:
    На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
    Задачи:
    1 . Привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения. 2 . Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека. 3. Сформировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. 3
    4 .Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. 5 .Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение.
    Методические рекомендации в работе с вокальным ансамблем
    Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.
    1. Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле
    Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем, 4
    таких как: формирование художественного вкуса, вокально - хоровых навыков, воспитание чувства стиля. Выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требованиям: 1)Носить воспитательный характер 2) Быть высокохудожественным 3) Соответствовать возрасту и пониманию детей 4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива 5) Быть разнообразным по характеру, содержанию 6) Подобранным трудностям. Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым они занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще (зависит от характера ребёнка). Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. Но так же, естественно, репертуар должен быть интересен участникам ансамбля, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя. И как было сказано выше - произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике. Основу репертуара могут составлять сочинения русских и зарубежных классиков, народные песни, произведения современных авторов и т.д. Желательно что бы не менее половины его составляли хоры a"cappella, так как это способствует развитию слуха и чистоту интонирования. 5

    2. Организация репетиционного процесса
    Выбрав произведение, руководитель прежде всего должен внимательно изучить его, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста. Формы ознакомления различны. Лучше их организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то художественный руководитель сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основную мелодию под аккомпанемент. Это способствует музыкальному развитию детей, освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии, вносит в процесс активность и сознательность. Начальная работа - сольфеджирование. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально - теоретическая основа произведения. При читке нот с листа вокальный коллектив, всё же получает первичное представление о произведении. Если это многоголосие (2х - 3х), то произведение можно разучивать по партиям, это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. Так руководитель лучше узнает возможности певца. Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением. Процесс разучивания произведений и работы над художественно - 6
    технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступление - последнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.
    3. Вокально-хоровая работа
    На протяжении работы руководитель следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков учащихся: ансамблем, дикцией, вокально- хоровых упражнений.
    Интонационные сложности в ансамбле
    В процессе репетиций перед учащимися стоят сложные задачи. Одна из которых - работа над интонацией. Необходимо добиваться интонационной уверенности и самостоятельности, т.к. в ансамбле, в отличии от хора, исполнитель лишен интонационной поддержке коллег по хоровой партии. Проверив каждый голос (сольфеджио и со словами) можно соединять их вместе. Такой метод работы будет формировать у каждого участника ансамбля функциональное восприятие своего голоса в звучании и всего ансамбля. Не может быть хорошего ансамбля без качественно выученного каждого голоса отдельно. Из других факторов, положительно влияющих на интонацию, следует отметить: правильную постановку голоса, правильное дыхание и звукообразование, умение прислушиваться к пению других и сопровождению. Работа над звуком, дикцией, ритмом и интонацией должны быть тесно связаны.
    Работа над ритмическим ансамблем
    Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных 7
    местах, вместе переходить к изменениям в темпе, все это является важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Длительности должны активно отсчитываться. Способы счёта: - вслух хором ритмический рисунок. - простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни. После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами. В профессионально обученных детских вокальных коллективах, чтобы добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность. Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Только через активную музыкальную деятельность, возможно развить у певцов ритмическую свободу. В воспитании чувства ритма особая роль принадлежит связи музыки с движением.

    Дикция в вокальном ансамбле
    Дикция – ясность, разборчивость, правильность произношения текста. В пении она играет огромную роль. Хорошая дикция способствует чистому звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это – артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица, губы, язык), он скован, зажат. Очень 8
    часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать. Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования). - Покусывание кончика языка. - Покусывание языка и постепенное его высовывание до конца. - «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом. - Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, влевую, правую щеку). - «Массаж» мышц лица (круговые, разминающие массажные движения по всему лицу от корней волос на лбу до шеи). - Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад, «кощей»). - Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-вперед). При этом и правильное положение корпуса тоже влияет на свободу артикуляционного аппарата. Правильным считается прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, руки должны быть свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежать на коленях при положении сидя. Самое важное – свобода мышц и в то же время подтянутость. Педагогу необходимо постоянно контролировать выполнение правильной певческой осанки, а также демонстрировать на себе и отдельных ребятах правильное и неправильное положение корпуса при пении. 9
    В работе над произведением - дикции, артикуляции, орфоэпии уделяется огромное внимание. Вокальная орфоэпия и орфоэпия речи сильно отличаются. В речи безударные окончания сами собой, по привычке, произносятся тише, слабее. В пении это так же необходимо, чтобы не исказить смысл и не нарушать правила культуры речи. Но в пении, даже самая короткая, неударная гласная должна пропеваться. Педагог должен приучить детей ярче петь ударные гласные (опереться на них), и тогда безударные гласные (например, окончание слова) уйдут на второй план. Основным правилом певческой дикции является краткость и активность произношения согласных. «В пении гласные – река, а согласные – берега». Гласные должны звучать плотно, а согласные – четко, энергично, коротко. Внимание к слову – одна из характерных черт русской вокальной школы. Одним из его основоположников был М.И.Глинка, именно у него мы находим замечательное высказывание: «В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы» .

    Вокально-хоровые упражнения
    Важная роль в работе с вокальным ансамблем уделяется вокально-хоровым упражнениям. Цель упражнений – вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнить сочинения различные по характеру и степени трудности. Упражнения расширяют диапазон, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают технику (например, пение в быстром темпе, цепное дыхание). Наконец в 10
    значительной мере они направлены на то, чтобы создать в ансамбле единую манеру пения. Первое упражнение должно быть удобным по тесситуре и целесообразно, чтобы оно было постоянным. Это помогает возобновить певческие ощущения. Русский язык удобен для пения, но есть гласные звуки неудобные – в распевании будем их чередовать с более вокальными гласными. Гласные в пении отличаются длительностью, емкостью, речевые же гласные пестры. Например: МА-МЭ-МИ-МО-МУ или ДА-ДЕ-ДИ-ДО-ДУ и т.д. Использование согласных «м», «д» снимает напряжение в работе языка, «в» активизирует работу губ, зубов. Прежде чем начинать работу над 2х - 3хголосием, руководитель должен укомплектовать партии, чтобы они были равноценны по составу, как с количественной стороны, так и с качественной. Первые 2х и 3хголосные упражнения и произведения следует выбирать с "педалью" - выдержанным звуком в каком-либо голосе. "Педаль" особенно характерна для русских народных песен подголосочного склада. Эти песни являются наиболее благодатным материалом для воспитания навыка пения многоголосия. Наличие в отдельных партиях выдержанных звуков и определенная самостоятельность каждого голоса при общих опорных мелодических оборотах упрощают разучивание русских народных песен. Рекомендуется выучить несколько канонов. Пение одной и той же мелодии каноном облегчит учащимся восприятие образующейся многоголосной ткани при точном интонировании своей партии. Овладение навыком многоголосного пения во многом зависит от степени развития музыкального слуха. Как известно, музыкальный слух есть способность нашего слуха анализировать музыкальную высоту. Различают слух мелодический - по отношению к мелодии, и слух гармонический - по отношению к созвучиям. В многоголосном пении особое значение имеет гармонический слух. Пение отдельных интервалов и аккордов сначала в мелодическом движении, а 11
    затем и многоголосно, узнавание функций лада на рояле или при исполнении ансамблем, вступление в заданный тон, разучивание специальных упражнений и самого разнообразного репертуара - все это помогает успешному развитию гармонического слуха. Необходимо так же постоянно совершенствовать внутренний слух - способность слышать музыку и отдельные ее элементы. Все, что было сказано о многоголосном пении, следует отнести и к пению без сопровождения. Этот тип вокального исполнения является самым трудным, но вместе с тем и самым интересным. Свободное владение навыком пения без сопровождения является главным показателем достижения наивысшей ступени вокального мастерства, так как красота и богатство человеческого голоса представлены здесь в наиболее полном виде. Пение а capella требует развитого чувства певцов ко всем сторонам вокальной звучности, а также достаточно совершенного владения вокальными навыками. Навык пения без сопровождения приобретается в постоянной тренировке. В этом смысле большую пользу приносит разучивание специальных упражнений, пение без сопровождения вокальных произведений, написанных с инструментальным сопровождением, а также умелый подбор репертуара.
    Заключение
    Ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли ансамблевого пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в музыкальных школах на самом раннем 12
    образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития. Прямая обязанность руководителя вокального ансамбля так усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова. Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. Осознание детьми того, что совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.
    Репертуарный список вокальной литературы
    1.Дуэты. Репертуар начинающего певца/сост. Далецкий О.В. – М.,2001 г. 2.Квартеты русских композиторов для мужских голосов / сост. Я.Дубравин – М., 1964 г. 3.Песни для ансамблей женских голосов /сост. Е.Лобачева - М.,1968 4.Романсы и дуэты Русских композиторов (Золотой репертуар вокалистов). – Л., 2000 г. 5.Сборник вокальных ансамблей, ч. 3 / сост.Н.Райский – М.,1949 г. 6.Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Тетрадь 2 / сост. А.Скульский –М., 1983 г.
    Используемая литература:
    1.Далецкий О.В. «Вокальная подготовка» - М.,2003 г. 2.Лебедев К.Н. «Мастера хорового искусства» - Л.: Тенета – Бартенева, М.,2002г. 3.В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян «Школа хорового пения»,выпуск 2 – М.,1978г. 13
    4.Музыкальная энциклопедия.Т.1/ сост.Ю.Келдыш – М.,1973 г. 5.Романовский Н. «Хоровой словарь» - М.,2002 г. 14