Виды дыхательных систем у буддистов. Дыхательная практика — путь к просветлению! Использование дыхания для стимулирования ума

Дорогие друзья, в коллекцию Сада Негоро добавлен ландрейс из Индии, теперь кроме именитых автоцветущих сортов имеется два фотопериодных сорта с доминирующими генами сативы - Лоу Перпл (генетика (Перпл Датч Пашн х Лоурайдер) х Автоблбюерри) х Автоблюберри) и то самое растение с благословенных берегов Индийского океана, речь о котором пойдет ниже. В своем фенотипе растение будет иметь и сативу и индику, обе разновидности легкие и возвышающие. Урожай большой и интересный по эффекту, у сид-банков нет этого сорта, хотя вполне возможно что на его генетике сделаны некоторые их гибриды, т.к. сила действия феноменальна для ландрейса, особенно у растений индики. Я специально не видоизменял генетику, а просто сделал выборку лучших растений, ну и, конечно, в отличии от семян ландрейсов, мои имеют 100% всхожесть, т.к. правильно подготовлены.

Что такое ландрейс?

Это дикорастущая разновидность каннабиса эндемичная местности выращивания, как правило, это экзотические страны, но не стоит думать что они схожи по силе действия с дичкой РФ или Казахстана, как правило, это растения произрастающие в экваториальной зоне и весьма экзотических странах Афганистан, Пакистан, Марокко, Египет, солнце там имеет совершенно другую активность в плане ультрафиолетового излучения и чтобы не погибнуть каннабис выделяет особенно много трихом - смолы учавствующей не только в процессе улавливания мужской пыльцы, но и в защите цветов от жесткого ультрафиолета, что обуславливает их особую силу. Особенность ландрейсов не только в абсолютной чистоте генетической линии, это совсем другая вкусоароматическая гамма, совсем другой спектр эффектов, в корне отличающих эти растения от растений сид-банков.

Поэтому если захотите попробовать одно из самых древнейших растений каннабиса, не тронутое селекцией, а донесенное из глубин истории в первозданном виде, прошу любить и жаловать новая звезда моей коллекции - Дыхание Будды.

Если вы когда-нибудь попадете в Индию 90% шишек, которые можно будет приобрести будут являться растениями этого сорта, индику будет купить сложнее - быстро разбирают, в основном это будет сатива, по строению шишки очень тонкие и часто коричниевого цвета из-за высокой влажности, плюс для усиления эффекта ее часто ферментируют. Растение индики в варианте сенсемиллы сможет потягаться со множеством авторитетных сортов от сид-банков. Сатива растет нереально быстро - моментально забивая побегами весь бокс, шишки вытянутые, мелкие, усеянные листочками как лезвие, причем после сушки в отличии от гибридов индики или ее чистой разновидности вы можете мешать листья с шишками и получается отличный эффект, сами по себе листья с сативы достаточно сильны, они имеют мягкое, позитивное действие, как первые опыты с марьей - смешно, легко и непринужденно, тахикардии почти нет, а голова светлая и незамутненная, от индики тоже приблизительно такой же эффект, спать на диван не укладывает, наоборот хочется движения и ярких эмоций, возможно, в этом главное отличии природных сортов, вялости и тупняков на исходе действия у них не бывает. На картинке вы можете увидеть растение сативы - слева и растение индики - справа, мужская особь была усредненной по фенотипу с максимальной ветвистостью и габаритом. И первое и второе растение с картинки дали свои семена которые значительно отличаются по внешнему виду, при заказе 10 орешков 5 будут с сативного растения 5 с растения индики, чтобы вы смогли по достоинству оценить данный сорт история которого наверняка насчитывает ни одно тысячелетие, ведь главным селекционером этой травки была лишь природа Индии.

Если кто-то получил эти семена бонусом или заказал как основные, очень буду рад видеть фото и ваши небольшие зарисовки в плане эффекта от этого удивительного растения с далеких берегов!

Будда: Пустота Сердца. Ошо. Голос, который говорит с нами здесь, кажется тихим голосом кого-то, кто зовет издалека.
Он описывает пространства, которые кажутся такими далекими от тех мест, где мы прожили наши жизни, но часто колокольчики звучат между словами - те колокольчики, что звенят в нас, когда проснулась забытая истина. А в истине голос и то, что он описывает, часто кажется знакомым. Проникая глубже в эту книгу, мы начинаем подозревать, что, может быть, мы даже жили здесь когда-то, и...

Практика Дзэн. Чжан Чжень-Цзы. Книга Чжан Чжень-Цзы дает нам возможность ближе познакомиться с учением Дзэн- буддизма. В этой необъятной области автор выделяет и рассматривает первостепенный аспект - характеристику и закономерности работы сознания в ходе религиозной практики. Ясно, что здесь обозначен лишь общий подход, выделены главные принципы, на основании которых добросовестный, устремленный читатель способен сам проследить и понять, быть может самое главное, что не вошло в текстовое...

Практика внимательности в повседневной жизни. Чарльз Тарт. Быть пробужденным! Почему этот так просто звучащий призыв составляет общую цель духовных традиций? В книге, основанной на стенограмме практического семинара, автор обучает применению практик Г.И.Гурджиева и буддийской медитации в повседневной жизни. Приводимые простые упражнения помогают развить в себе способность полного присутствия в настоящем моменте.

Практика Дхьяны. Догэн. "Истина полна и совершенна в самой себе. Она не есть нечто, открытое лишь недавно - она существовала всегда. Истина не находится где-то в отдалении. Она всегда близка. Не старайтесь идти к ней, ибо каждый шаг никуда не уводит вас от неё..."

Кацуки Сэкида. Практика Дзен. Путь к совершенству. Основной род практики дзэн называется дзадзэн, т.е. дзэн во время сиденья; и в практике дзадзэн мы достигаем самадхи. В этом состоянии деятельность сознания оказывается остановленной, и мы перестаем осознавать время, пространство, причинность. Проявляющаяся таким образом форма существования может на первый взгляд показаться не более чем просто бытием. Но если вы действительно достигните этого состояния, вы обнаружите, как оно замечательно. В...

Сеонг Cан. Посыпание Будды пеплом. Эта книга является собранием наставлений Сеонг Сан Соен-cа в Америке - диалогов, рассказов, формальных Дзен-интервью, проповедей Дхармы и писем. Слова возникают по мере появления ситуаций, каждая ситуация является как игрой, так и делом жизни и смерти.

Существенные элементы практики дхармы Будды. У Ба Кхин. Буддизм - это не религия в том смысле, в каком это слово употребляется в словаре, потому что он не центрирован на Боге, как это имеет место во всех других религиях. Строго говоря, буддизм представляет собой систему философской и духовной морали. В этой системе имеется в виду определенная цель - “угасание страдания и смерти”...

Аспекты практики. Чогьям Ринпоче Трунгпа. Для последователя буддийской дхармы существует необходимость с особой силой подчеркнуть важность практики медитации. Нам надобно увидеть неуклонную логику того положения, что ум является причиной заблуждения, а потому, выходя за пределы ума, мы достигаем просветленного состояния; и оно может иметь место только благодаря практике медитации. Это испытал сам Будда, работая над своим собственным умом; и то, что он узнал, было передано нам, особенно в...

До настоящего момента в этом разделе мы рассматривали медитацию в общем виде. Сейчас мы детально и конкретно рассмотрим, как мы на самом деле выполняем одну из основных практик, используемых в «Триратне». В процессе этого мы, возможно, станем лучше представлять, как мы применяем саму практику, и почти наверняка научимся некоторым приемам и техникам, которые сделают осознание дыхания более плодотворным и мощным.

(Сокращенный текст из «Свободного Духа », Бодхипакши, глава 3)

Осознанность

Вначале осознание дыхания помогает нам стать спокойнее и (парадоксально) энергичнее и бодрее. Впоследствии оно помогает нам развить большую степень осознанности, и у нас появляется больше свободы выбирать свои реакции в любой данной нам ситуации. Например, в ситуации, которая обычно доставила бы нам беспокойство, мы можем сделать выбор в пользу терпения и покоя. Со временем мы начинаем определять наши привычки вместо того, чтобы позволять им определять нас. Осознанно сть позволяет нам принять на себя полную ответственность за собственную жизнь и счастье. Практика Осознанности невероятно обогащает. Вместо того, чтобы лишь наполовину осознавать, что делаем, мы можем полно и ярко переживать каждый момент нашей жизни.

Этапы 1 и 2 - Для чего нужен счет?

Счет обладает рядом полезных функций. Очень просто «выпасть» из медитации: мы отвлекаемся, не осознавая этого. Счет помогает нам более объективно представлять, какую часть времени мы отвлечены и какую – остаемся в осознанности. Он также дает нам некую цель. Хорошо, когда есть цель.

Если вы отвлекаетесь до того, как дошли до десятого вдоха, вы можете сделать попытки сосредоточиться усерднее, а потом снова добраться до десяти. Без счета труднее заметить результаты своих усилий. Если вы приложите усилия к медитации, вы увидите результаты.

Числа также служат как якорь. В дыхательном цикле точка, в которой мы скоркее всего можем отвлечься, это пауза между выдохом и вдохом, когда ничего особого не происходит.

Число – своего рода точка опоры, чтобы мы могли пройти через паузу без отвлечения.

Когда счет кажется скучным

Иногда люди хотят бросить считать. Для этого могут быть плохие и хорошие причины. Иногда мы развиваем сильный поток покоя, и кажется довольно естественным бросить счет. Если так, бросайте. Но часто это просто сопротивление структуре или желание быть пассивным, и мы скорее просто видим сны наяву. Будьте честны относительно своей мотивации.

Если подсчет кажется механическим занятием, помните, что это не неизбежно – это результат способа работы вашего ума. Если вы относитесь к счету с изяществом и творчеством, он покажется естественным и подвижным.

Различие между этапом 1 и 2

Большинство людей находят, что первые два этапа ощущаются совсем по-разному. Это происходит из-за различной природы счета, что обеспечивает структурированный способ углубления нашего опыта.

Природа счета изменяет фокус осознанности на каждом из этапов дыхательного цикла. На первом этапе, поскольку вы считаете после выдоха, ваш ум связывает счет с выдохом. На втором этапе, поскольку вы считаете до вдоха, ваш ум более осознан на вдохе. Глубокий выдох или вздох – вот что мы делаем, когда отпускаем напряжение. Это похоже на отпускание, расслабление, снижение и производит успокаивающий эффект. Глубокий вдох, с другой стороны, ощущается как расширение, открытие, поднятие и придает энергию.

Поэтому если первый этап – это этап отпускания, то второй этап – этап обретения энергии. Отпускание – это идеальная вещь для начала медитации: мы отпускаем напряжения тела и мысли в голове. Затем, на следующем этапе, вы наполняете расслабленные тело и ум энергией. Чувство энергии, которая приходит с вдохом, помогает создать условия для осознанности.

Поэтому продвижение здесь происходит естественно: сначала расслабление, потом наполнение энергией – и важно, чтобы эти этапы располагались в нужном порядке. Конечно, если вы начинаете медитацию в уставшем и вялом состоянии, вы можете сразу перейти ко второму этапу, а если на втором этапе ваш ум несется куда-то, вы можете вернуться к первому этапу, чтобы замедлить его. Эти этапы дают нам два инструмента – подобно педалям тормоза и газа, которые нам необходимо научиться правильно использовать.

Этап 3 - Уравновешивая энергию

В то время как первый этап помогает нам развить более спокойное состояние, а второй этап – развить больше энергии и осознанности, третий этап уделяет равное внимание вдоху и выдоху, помогая нам объединить спокойное расслабление первого этапа с полной энергии осознанностью второго. На третьем этапе вы можете осознавать постоянное колебание между успокаивающим выдохом и энергичным вдохом и позволить этим качествам проникнуть друг в друга.

Используя якоря

Если первые два этапа прошли успешно, мы можем оставить счет, что позволит нам развить более глубокое и уравновешенное сосредоточение. Однако счет действовал как якорь для нашей осознанности, поэтому, отпуская его, мы склонны уноситься волнами отвлечения.

Один из способов оставить якорь, отпуская счет, – использовать физический якорь. Иногда я использую физические ощущения в руках одновременно со счетом. В конце каждого выдоха-вдоха я переношу осознанность на руки. Это помогает мне оставлять точку опоры. Я поддерживаю осознанность по отношению к рукам на всем протяжении дыхательного цикла. Я по-прежнему осознаю дыхание, но я также сохраняю осознанность рук. Это не так уж сложно, как может показаться. Я чувствую, как дыхание втекает в мои руки, а затем стекает с них, снова и снова. Это помогает мне предотвратить отвлечение от дыхания.

Вы можете варьировать части рук, относительно которых вы поддерживаете осознанность. Вы можете осознавать обе руки в целом, или только соприкасающиеся кончики больших пальцев. Если вы используете мудру дхьяны (правая ладонь лежит на левой во время медитации, и человек сидит в позе медитации), это может привнести приятное чувство мягкой энергии в вашу осознанность.

Физический якорь – это более тонкий якорь, чем счет, потому что он не выражен в словах, оторван от процесса мышления, так что ваш ум может развить более глубокий уровень спокойствия.

Этап 4 - Совершая переход

На третьем этапе мы обычно осознаем довольно большую область ощущений, связанных с дыханием. Мы можем сосредотачиваться главным образом на животе, грудной клетке или ощущениях в голове и горле. Это перечисление больших мышц и анатомических структур. На четвертом этапе мы, однако, сосредотачиваемся на очень маленькой области ощущений на краях ноздрей.

Мне нравится делать постепенный переход от третьего к четвертому этапу, чтобы поддержать ощущение непрерывности и привнести чувство изящества в практику. Я делаю это, сужая фокус на протяжении семи или восьми дыханий, постепенно сосредотачиваясь на ощущениях на краях ноздрей. Это помогает перетекать из одного этапа в другой, продолжая углублять сосредоточение. Просто перескочить с третьего этапа на четвертый – довольно резко.

Поддерживая тонкость

Поскольку ощущения в ноздрях очень тонки, может существовать склонность дышать более сильно, чтобы увеличить ощущения. Попытайтесь противостоять этому, позволяя дыханию быть легким и нежным. Вместо того, чтобы дышать более тяжело, попытайтесь обнаружить тонкие ощущения, позволяя уму стать более восприимчивым, – это цель данного этапа практики.

Если вам не удается обнажить ощущения на кончиках ноздрей, вы можете осознавать дыхание в ноздрях – прохладное на вдохе и теплое на выдохе. Некоторые люди находят, что легче обнаруживать ощущения на верхней губе. Со временем попытайтесь сделать тоньше свою осознанность, чтобы осознавать самые тонкие из возможных ощущений – это суть данного этапа.

Если вы можете распознать ощущение воздуха, текущего через кончики ноздрей, вы можете сделать свою медитацию еще изощреннее. Например, вы можете замечать, когда ощущения более выражены в левой или правой ноздре и попытаться перенести свою осознанность на те «глухие» участки, где ощущений недостаточно. Или вы можете осознавать ощущения в передней части кончиков ноздрей, а не где-то вокруг – просто чтобы продлить свою способность распознавать очень тонкие ощущения. Всегда есть большая степень утончения, к которому мы можем привести наше сосредоточение.

Время от времени ваш ум будет успокаиваться, и вы заметите некоторые интересные и тонкие ощущения, связанные с дыханием. Например, вы можете услышать мягкий внутренний «звук», которые не является результатом какого-то физического процесса. Или вы можете уловить ощущение чего-то шелкового, связанного с вашим дыханием, но определенно не являющееся его частью. Или вы можете заметить приятное чувство «потока», который сопровождает ритм вашего дыхания (иногда такие вещи трудно описать). Что, кажется, происходит – то, что ваш ум переместился на более тонкий уровень восприятия и обнаружил для себя объекты сосредоточения, которые, соответственно, более тонки, чем обычные объекты. Будучи далеки от отвлечений, эти ощущения работают как врата в еще более глубокие состояния покоя и сосредоточения. Лелейте их, когда они возникают, и позвольте вашей осознанности погрузиться в них.

Между этапами

Важно занять правильную позу в начале периода медитации. Когда вы переводите внимание с позы, чтобы быть более осознанными к дыханию, вы часто можете обнаружить, что ваша поза начинает смещаться. Вы можете обнаружить, что некоторые части вашего тела начинают прогибаться, в других появляется напряжение, и эти изменения ведут к умственным и эмоциональным изменениям. Напряжение в плечах можно соотнести с гневом, который вы начали переживать. Прогнувшийся позвоночник может быть связан с чувством пробравшегося в медитацию чувства отчаяния. Если вы расслабите плечи, гнев начнет исчезать; если распрямите позвоночник, вы начнете ощущать большую уверенность.

По мере того, как вы станете более опытны в медитации, вы узнаете, что можете время от времени проверять позу и вносить небольшие изменения, не теряя осознанность к дыханию. Хороший способ начать практиковать этот навык – проверять и поправлять позу между этапами. Возможно, вам захочется делать это каждый раз, когда вы переходите от одного этапа к другому. Позднее вы обнаружите, что вы можете интегрировать слежение за своей позой в свою практику с помощью метода, который я описал.

Инструменты для медитации

Здесь мы собираемся рассмотреть некоторые способы использовать дыхание, чтобы внести изменения в наши ментальные и эмоциональные состояния. Это не обязательно сработает немедленно, и нужно уделить им некоторое время. Смена метода каждую пару секунд приведет лишь к разочарованию и беспокойству.

1. Несколько раз глубоко вдохните в живот.

2. Несколько раз медленно вдохните, позволяя дыханию вернуться к норме.

3. Опустите ваше осознавание в нижнюю часть туловища, например в живот, настолько, насколько вам понадобится для развития спокойствия.

4. Обращайте внимание на отпускание выдоха.

5. На каждом выдохе представляйте волну расслабления, текущую вниз в землю, очищающую все ваши напряжения и заботы.

6. Представьте, что все ваше тело плывет в теплой воде, с каждым вдохом вы поднимаетесь, а с выдохом – опускаетесь.

Использование дыхания для стимулирования ума

1. Несколько раз глубоко вдохните в верхнюю часть грудной клетки (почувствуйте расширение).

2. Сделайте несколько быстрых, легких вдохов, а затем позвольте дыханию вернуться в норму.

3. Удерживайте осознание в верхней части туловища, например, в грудной клетке или даже в голове.

4. Уделяйте внимание ощущению расширения тела при вдохе.

5. На каждом вдохе представляйте, что всасываете энергию из земли, наполняя каждую клетку вашего существа осознанностью.

6. Представляйте, что вдыхаете свет с каждым дыханием; на каждый выдох вы выдыхаете ваши отвлечения в форме серого дыма.

Зачем уделять такое внимание сосредоточению?

Случалось ли у вас когда-нибудь, что вы говорили с другом, будучи в отвлечении, и понимали, что не слушаете его, потому что вас унес ход других мыслей? У всех нас бывает такое время от времени. Как мы можем углубить наше понимание себя, если мы не испытываем ничего, кроме поверхностных отвлечений?

Сосредоточение позволяет нам пойти глубже в нашем опыте. Оно позволяет нам добиться большей насыщенности переживаний, так что мы можем больше присутствовать в общении с другими людьми и в общении сами с собой. Сосредоточение позволяет нам действительно получать удовольствие от того, что мы делаем, будь то сельская прогулка, чтение книги, письмо или размышления.

Сосредоточение позволяет нам думать более ясно и глубоко. Когда мы можем следовать ходу наших мыслей, не сбиваясь, мы можем задавать более проникающие в суть вопросы о самих себе и, что наиболее важно, иметь способность получать глубокие взвешенные ответы, которые исходят из наших глубин. Сила мыслительной концентрации становится крайне важной, когда мы переходим к практикам випассаны, которые требуют использовать мысли и образы как объекты сосредоточения.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Каковы ваши общие впечатления от осознания дыхания? Склонны ли вы предпочитать его метта-бхаване, или напротив? Почему?

2. «Иногда люди хотят бросить считать. Для этого могут быть плохие и хорошие причины». Случалось ли у вас, что вы чувствовали искушение бросить счет на первых двух этапах? Причины, по которым это происходило, – «хорошие или плохие причины», согласно Бодхипакше?

3. Заметили ли вы разницу между первым и вторым этапом? Если да, как вы считаете, Бодхипакша дает этому хорошее объяснение? Могут ли быть еще какие-то причины для этих различий?

4. Постарайтесь сосредоточиться больше на выдохе или вдохе, когда будете медитировать на этой неделе. Отмечайте эффект и приготовьтесь рассказать об этом группе.

5. Склонны ли вы к большему сосредоточению, когда бросаете счет и переходите к третьему этапу, или вы скорее впадаете в отвлечение?

6. Попытайтесь использовать физический якорь на третьем этапе. Получается ли у вас использовать руки в качестве якоря, или лучше работает другая часть тела?

7. Как вы ощущаете дыхание на четвертом этапе практики? Постарайтесь связать свой опыт с описанием, данным в тексте – например, чувствуете ли вы дыхание в кончиках ноздрей или где-то еще, больше ли ощущений в одной ноздре, чем в другой, ощущаете ли вы нечто вроде «внутреннего звука», «ощущения шелка» или «приятного чувства потока», упомянутых в тексте?

8. Попытайтесь использовать некоторые из «инструментов медитации» Бодхипакши в вашей практике на этой неделе. Расскажитегруппеобэффекте.

Как достичь просветления и освободиться от иллюзий? Дыхательная практика богов пробудит вас от сна неведения!

Когда дыхания нет?

«Наблюдай промежуток между двумя дыханиями. После того, как дыхание войдет, то есть пройдет вниз, и как раз перед тем, как оно вернется обратно, то есть пойдет вверх — наступает благотворность» — Шива.

Когда вы вдыхаете, наблюдайте. В течение одного мгновенья или тысячной доли мгновенья дыхания нет. Дыхание вошло внутрь, затем наступает некоторый момент, когда дыхание останавливается и после идет наружу.

Когда дыхание вышло наружу, тогда снова на одно мгновенье или на долю мгновенья дыхание останавливается. Затем снова вдох. Перед вдохом и перед выдохом имеется момент, когда дыхания нет. В этот промежуток между вдохом и выдохом и может случиться просветление¹, поскольку когда вы не дышите, вы не находитесь в мире.

Когда вы не дышите, вы мертвы; вы все еще существуете, но вы мертвы. Промежуток между вдохом и выдохом так краток, что вы его не наблюдаете. Для тантры² каждое законченное дыхание является смертью, а каждое новое дыхание является повторным рождением. С каждым вздохом вы умираете и возрождаетесь вновь.

Как говорил Шива³:«Если вы сможете почувствовать промежуток между вдохом и выдохом, то наступит благотворность. Тогда ничего больше не нужно. Вы получили благословение, вас признали; это случилось. Вы не должны тренировать свое дыхание. Оставьте его таким, какое оно есть».

Почему эта дыхательная практика так проста?

Она только выглядит такой простой.

Эта дыхательная практика для того, чтобы познать истину! Познать истину — означает узнать то, что ни рождается, ни умирает, узнать тот вечный элемент, который существует всегда.

Вы можете познать дыхание, идущее наружу, вы можете познать дыхание, идущее внутрь, но вы можете никогда не познать промежуток между ними.

Попытайтесь. Вдруг вы сможете уловить момент? Вы можете уловить его; он уже здесь. Ничего не нужно добавлять к вам или переделывать, все уже есть, за исключением некоторой доли .

Как осознать промежуток между вдохом и выдохом?

  • Прежде всего следует осознать дыхание, идущее внутрь и наблюдать его. Нужно забыть обо всем и только наблюдать дыхание, идущее внутрь — сам путь его прохождения.
  • Когда дыхание коснется ноздрей, нужно его там почувствовать.
  • Полностью осознанно следует двигаться вместе с дыханием вниз, все ниже и ниже, стараясь не потерять его.
  • Не нужно быть впереди или сзади дыхания, нужно идти как раз вместе с ним.
  • Дыхание и осознанность должны стать единым целым. Дыхание идет внутрь — и сознание идет внутрь. Только тогда будет возможно ухватить момент между двумя дыханиями.

Это будет не легко. Двигайтесь внутрь с дыханием, двигайтесь наружу с дыханием: внутрь-наружу, внутрь-наружу.

Будда⁴ особенно старался использовать этот метод. В буддийской терминологии он известен как анапанасати-йога. Просветление Будды было основано как раз на этой технике — только на ней.

Дыхательная практика Будды — лишь половина техники

Эта дыхательная техника является буддистской. Она стала известной в мире, как техника Будды, поскольку Будда использовал ее для саморазвития и достиг своего просветления именно с ее помощью.

Будда говорил: «Осознайте ваше дыхание, когда оно идет внутрь и когда оно идет наружу — идущим внутрь, идущим наружу.» Он никогда не указывал на промежуток, поскольку в этом нет необходимости.

Будда думал и чувствовал, что если вы свяжетесь с промежутком, с промежутком между двумя дыханиями, то эта связь может помешать вашей осознанности.

Поэтому он просто говорил: «Осознавайте. Когда дыхание идет внутрь, двигайтесь с ним, когда дыхание идет наружу, двигайтесь с ним. Делайте просто следующее: движение внутрь, движение наружу — вместе с дыханием».

Он никогда ничего не говорил о последней части этой техники. Причина этого заключается в том, что Будда говорил с самыми обычными людьми, и это могло в них породить желание достичь этого промежутка.

Желание достичь интервала станет серьезной преградой, поскольку если вы желаете получить интервал, вы будете несколько впереди своего дыхания. Дыхание будет входить внутрь, а сознание будет двигаться впереди, потому что вы интересуетесь промежутком, который еще только будет в будущем. Будда никогда не указывал на это, поэтому техника Будды является лишь половиной техники.

Как попасть в промежуток между вдохом и выдохом?

Но другая половина следует автоматически. Если вы продолжаете практиковать понимание дыхания, осознание дыхания, то вдруг, однажды, даже не ведая этого, вы окажетесь в промежутке.

Это произойдет по мере того, как ваша осознанность будет становиться более тонкой, более глубокой, более интенсивной. Весь мир будет становиться более очерченным. Вашим миром станет только дыхание, идущее внутрь и наружу, и вы почувствуете промежуток, в котором нет дыхания.

Вы вдруг внезапно осознаете, что дыхания нет, и придет момент, когда вы почувствуете, что дыхание не выходит и не входит, что оно прекратилось полностью. В этой остановке — благотворность.

Эта дыхательная практика используется для саморазвития миллионами людей. В течение веков вся Азия практикует эту технику и живет ею. Тибет, Китай, Япония, Бирма, Таиланд, Шри Ланка — вся Азия за исключением Индии испытывает эту технику. Всего одна техника и тысячи, и тысячи достигших просветления с ее помощью.

Для вас лично! Уникальная индивидуальная диагностика раскроет вам ваше истинное предназначение и те сферы деятельности, которые принесут вам наибольшее финансовое обогащение в максимально быстрые сроки. Перейдите по ссылке, чтобы получить бесплатно >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Просветление (пробуждение) - религиозное понятие, означающее «целостное и полное осознание природы реальности» (Википедия).

С другими медитациями, ведущими к просветлению, можно ознакомиться

² Тантра - общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме, бон и индуизме, использующих особые тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными (Википедия).

³ Шива - индуистское божество, входящее вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду тримурти и верховный бог в шиваизме (Википедия).

⁴ Будда в буддизме - наиболее высокое «состояние духовного совершенствования», либо имя Будды Шакьямуни, либо имя одного из других бесчисленных существ, достигших просветления (

Дыхание Будды Ничего подобного я прежде не испытывал. Чистый и грудной голос молодой женщины, словно идущий с небес, взывал к милосердию бога Шивы. Казалось, что, слыша его, все живое в непроглядной индийской ночи трепещет и содрогается. Сила звука, тысячекратно усиленная динамиками индусского храма, рывком подняла меня с убогого ложа в келье буддистского монастыря.Я вздрогнул всем телом, словно меня обжег сыромятный хлыст небесного пастуха. Погружение в энергетический поток многократно повторяемой молитвы-мантры было новым и захватывающим. Варьируя в различной тональности одну и ту же мелодию, женщина пела и пела. Создавалось даже впечатление, что эта мелодия, передаваемая по наследству много тысячелетий, существовала с тех доисторических времен, когда люди еще толком не знали, как говорить по-человечески. И наконец-то из мелодий и ритмов выявились смыслоразличительные звуки-фонемы, из которых слепились слова и появилось священное заклинание, прославление Бога Шивы: «Мритьюнджааяя Рудраайя Ниилакантаая Шамбхавэ, Амритэшая Шарвая Махадэвая тэ Намах!» – «Смерть побеждающему, Устрашающему, Синешеему, Умиротворяющему, Владыке амриты (напиток бессмертия), Счастье дающему Великому богу – Тебе поклон!»Была Маха-Шиваратри, Великая ночь Шивы – один из самых почитаемых индусами праздников. В эту ночь до самого рассвета соблюдается пост и не прерывается праздничная церемония в честь бога Шивы – яджна. Возможно ли ценой незначительных самоограничений и подношений божеству, думал я, преодолеть тяготы жизни и превратности судьбы? Я перемещался в эпоху ведийской цивилизации, в эпоху Вед, в древнюю историю человечества. Существовала эта цивилизация три-четыре тысячелетия назад, на рубеже II–I тысячелетия до н.э. Может, чуть позже, может, чуть раньше. Тогда, как полагает большинство историков, началось и завершилось переселение кочевых арийских племен в Индию. Новую землю они назвали Арьяварта – страна ариев. Таково представление об ариях, ставшее хрестоматийным. Среди ученых нет единого мнения, откуда они пришли и когда обосновались на новой родине. Еще в конце XXIII века появились исследователи, выступившие наперекор устоявшимся представлениям. Они вполне убедительно доказывали, а их последователи утверждают до сих пор, что арии вообще ниоткуда не приходили, а жили испокон века на индийской земле и распространились прерываемыми во времени потоками по всему Индийскому субконтиненту и за его пределами. Одним из первых сторонников этой концепции, известной как теория исхода, был немецкий писатель и лингвист Фридрих Шлегель (1772–1829).Английский востоковед профессор Томас Уильям Рис-Дэвидс (1843–1922) дал точную характеристику индоариям: «Судя по гимнам, завоеватели, арийцы, как мы теперь их называем, были чрезвычайно набожны. Но о нравственности, за исключением родовых обычаев, у них, по-видимому, были самые первобытные представления. Умерщвление противника не было, по их понятиям, убийством, а присвоение чужой собственности они считали доблестным. Они нам не оставили ни малейшего намека на права мужчин и женщин, во внешней же политике их главным двигателем было завоевание. Да и в кланах жизнь их была очень несложною. Не было ни бедных, ни слишком богатых. Они не были стеснены ни владельцами земли, ни жрецами. Их желания сводились к умножению детей и коров. Картина повседневной жизни и обыденного миросозерцания их, рисующаяся нам в гимнах, полна своеобразной прелести».Я остановился со своим другом Ашоком Аророй на неопределенное время в буддистском монастыре по приглашению настоятеля – приветливого и простодушного человека. Он приобщил меня тогда если не к самой буддийской вере, то, уж точно, к внутреннему распорядку немудреной жизни монахов. Монастырь принадлежал к старейшей из четырех главных школ тибетского буддизма – Ньингма (тибетск., букв. «старая школа», «школа старых переводов»). Вместе с другими буддийскими монастырями он расположился на берегу прекрасного озера Ривалсар, или, по-тибетски, Цо Пема – Лотосового озера, в котором плещется несметное количество священной рыбы.Ривалсаром также называется крохотный городок. Большую часть его населения составляют буддийские монахи. В нескольких километрах от озера начинается долина Кангра – своеобразный оазис тибетского буддизма в предгорьях Гималаев в индийском штате Химачал Прадеш.Ривалсар находится на высоте 1360 метров над уровнем моря и признается священным тремя религиозными общинами – индусами, буддистами и сикхами. Здесь, вблизи семи озер, о которых упоминается в древнеиндийской мифологии, которые расположены выше в горах, Арджуна – один из пяти братьев Пандавов, героев величественного индийского эпоса «Махабхарата», – совершил многомесячную суровую аскезу. В награду от Шивы он получил волшебное оружие «пашупата-астра», что в переводе с санскрита означает «орудие владыки скота», а если сказать по-простому – орудие пастуха. Нетрудно догадаться, что это был, вероятно, не обычный кнут, а наверняка – огненный. Что-то вроде «греческого огня» или современного огнемета.Помимо буддийских монастырей, на пространстве вокруг озера выросли небольшие индусские храмы, большей частью посвященные богу Шиве.От дороги, опоясывающей водную гладь, круто вверх поднимается мраморная лестница, которая приводит к известной всей Индии гурудваре – сикхскому храму, центру религиозной и социальной жизни сикхской общины. Гурудвара появилась в этом местечке как воспоминание об историческом событии – посещении Ривалсара великим воином и поэтом, десятым (последним) Гуру сикхов Гобиндом Сингхом. Он встретился здесь со своими единоверцами для совместной вооруженной борьбы против их притеснителя – жестокого и кровожадного императора Аурангзеба. Результатом того судьбоносного для сикхов совещания стало упразднение поста наследственных гуру и передача власти непосредственно сикхской религиозной общине – хальсе.С этим местечком в предгорье Гималаев связана романтическая легенда, имеющая непосредственное отношение к буддизму и его распространению за пределами Индии. Герои легенды – буддийский монах и княжна Мандарава, дочь правителя из городка Манди. Этот городок расположен и по сегодняшний день на берегах реки Биас, в двадцати четырех километрах от озера Ривалсар.Девушка услышала от прислуживающих ей женщин о живущем в уединении в горах молодом монахе, на мудрость и добрый нрав которого обращали внимание многие люди. По слухам, он был сыном могущественного царя. Юноша обосновался в горах, в пещере, относительно неподалеку от Манди.Говорили, что молодой человек открывает людям истину, заложенную в глубинной сущности бытия. Этот фундаментальный закон жизни за тринадцать веков до него обнаружил, сформулировал и проповедовал другой мудрец, которого в юности звали Сиддхартха Гаутама, а впоследствии Буддой – пробужденным, просветленным. Долго не раздумывая, Мандарава вскочила на коня и вскоре оказалась в пещере перед медитирующим юношей.Можно предположить, что были и другие причины, побудившие ее к такому необдуманному с точки зрения общественной морали поступку. Но так ли это важно знать? Куда интереснее последующие события, о которых повествует предание.Права женщин в то время были никакими, а нравы суровыми. Разгневанный отец принцессы приказал немедленно схватить дочь, а заодно и молодого человека. Разложили погребальный костер с железным столбом посередине, к которому подвесили и приковали рыдающую девушку и монаха, находящегося в состоянии глубокой медитации. Вскоре этот костер, представлявший собой зажженную поленницу из нарубленных гималайских кедров-деодаров, запылал в полную мощь, осыпая огненными искрами и окутывая клубами дыма смотрящих на душераздирающее зрелище людей.Учиненное раджой зверство по отношению к собственной дочери и монаху, разумеется, произвело впечатление на местных жителей. Куда больше народу собралось через сутки после того, как началась эта бессмысленная казнь. Вдруг оказалось, что погребальный костер не затухает, хотя в него уже не подкладывали новых дров. Наоборот, он разгорался еще сильнее и свирепее. В течение недели, пока он пылал, заполняя копотью и клубами черного дыма почти все пространство вокруг и даже часть неба, отовсюду толпами стекался народ – со всей долины Кангра и даже из пограничной с ней Кулантхапитхи.Кулантхапитха переводится с языка санскрита как «окраина обитаемого мира». Так называли в те времена долину Куллу и примыкающие к ней другие, меньшие по размеру долины, входившие в независимое княжество Куллута. На седьмой день пылающий костер, будто повинуясь чьей-то воле, неожиданно превратился в озеро. Этим дело, однако, не закончилось. В центре озера возник неправдоподобно огромный распустившийся лотос, внутри которого стояли, взявшись за руки, молодой монах и княжна Мандарава. Понятно, что после такого поворота событий раджа в раскаянии рвал на себе волосы и молил о пощаде.С того приснопамятного дня сына царя, принявшего отшельнический образ жизни, называют Падмасамбхава, то есть «Рожденный в лотосе». А еще он известен как Гуру Римпоче – «Драгоценный учитель». Многими тибетцами он признается «вторым Буддой», учителем буддийской тантры, поскольку сыграл решающую роль в распространении буддизма в IX веке н.э. в Тибете и во многом определил его тибетскую обрядовую форму.Это средневековые времена буддизма. В те годы первоначальное учение Будды претерпевало существенные изменения под влиянием магии, культа бога Шивы, примитивных добуддийских верований и тантрических практик. Сам Будда в поздних сочинениях о нем превратился во всемогущее существо. Он исцеляет увечных, возвращает зрение слепым, ходит по воде как посуху и совершает много чего другого – невообразимого и удивительного. Во многих направлениях тибетского буддизма проглядывают черты многобожия. Прежние религиозные традиции так-то просто и легко не сдаются.Если взглянуть на озеро Ривалсар с вершины горы, в контуре его берегов четко вырисовываются два соединенных воедино сердца. Я был словно околдован бессонной ночью и мантрой, вибрирующей в горном воздухе и обращенной к богу Шиве. <...>Вскоре пришли другие монахи, и началась утренняя служба. Чтение ритуальных текстов было тихим, бесстрастным и монотонным. Казалось, что ровно гудящий пчелиный рой заполнил храм. Я сидел, как все, в позе лотоса, завороженный чтением буддийских мантр, в которых слышались дыхание и голос Будды Шакьямуни, когда-то известного как Сиддхартха Гаутама.Служба закончилась, и опять я оказался во дворе монастыря. Вокруг храма ходили женщины. Они почти беззвучно шептали мантры и крутили молельные барабаны. Одинокий мужчина отрешенно сидел у ограды, а пятки ему лизала корова, забредшая сюда через ворота с улицы. Спокойствие и умиротворенность царили на этом небольшом священном пространстве.На следующий день в местной харчевне я встретил соотечественниц – трех студенток из Москвы. Они остановились в гостинице, расположенной на той же улице, где и монастырь. Девушки попросили меня и моего индийского друга Ашока Арору, приверженца культа Шивы, сопроводить их в горы, туда, где находится пещера Падмасамбхавы и Мандаравы. Выполнить их просьбу было проще простого – мы путешествовали с Ашоком на джипе по гималайским долинам, посещая многочисленные шиваитские храмы и буддийские монастыри. В джипе свободно умещалось шесть человек.Дорога была узкой и в колдобинах, повороты крутыми, так что добираться пришлось дольше, чем ожидалось.Жилище Падмасамбхавы и Мандаравы состоит из трех соединенных вместе пещер. Сейчас здесь располагается небольшой буддийский женский монастырь.Две тибетские девушки хлопотали по хозяйству на площадке перед входом в пещеры. Сняв обувь и выпив предложенный нам чай с жиром и молоком, мы уже было шагнули в темноту пещер, но вдруг столкнулись с моей знакомой – пожилой монахиней, которая держала в руках длинную и широкую змеиную кожу. Словно ее оставила анаконда, которой здесь, естественно, быть не могло. Тут же вспомнились строки Николая Гумилева из стихотворения «Память»: «Только змеи сбрасывают кожи,/ Чтоб душа старела и росла./ Мы, увы, со змеями не схожи,/ Мы меняем души, не тела». Монахиня, хитро улыбаясь, обратилась к Ашоку Ароре и ко мне на хинди, указывая на змеиную кожу: «Смотрите, сегодня ночью приходил наш бывший настоятель!»Судя по саркастическому замечанию монахини, я подумал: умерший настоятель когда-то ей сильно насолил. А иначе с чего бы заявлять, что он в своем очередном воплощении превратился в змею. К тому же зеленая змея символизирует в тибетском буддизме злобу. Неведение, оно же невежество, на санскрите авидья, в тибетском буддизме представленное образом свиньи, – отправная точка, начало бесконечной цепи причинно-следственных связей, приводящих к страданию. Оно основной атрибут непросветленного сознания. Из-за него абсолютным и истинным воспринимается то, что таковым не является. Люди, например, находящиеся в неведении, принимают за змею веревку, лежащую на земле. Даже обостренная чувствительность зрения не помогает им, а только усугубляет иллюзию. Тут необходима необыкновенная чуткость ума, его желание очиститься от трех ядов: неведения, злобы и вожделения. Неведение (невежество) – один из трех самых смертельных для ума ядов, самых опасных, негативных его состояний, загрязнений и помрачений. Это так называемые клеши. В неведении берут начало другие яды – вожделение (оно же привязанность или жажда наслаждений) и злоба. Они серьезные препятствия на пути к просветлению. Образным воплощением вожделения выбран петух, а злобы, еще раз напомню, – зеленая змея. Я не раз встречал на внутренних стенах кирпичных ворот буддийских монастырей забавное изображение этих трех существ. Свинья, петух и змея, кусая друг друга, образуют собой замкнутый круг. Мораль такова: не так-то легко разорвать это кольцо, ежедневно душащее род человеческий. Сила изображенных художником персонофицированных наших грехов и пороков состоит в их нерасторжимом единстве, зависимости друг от друга. Они рождены тварной природой человека, имеют над ним почти неограниченную власть. Как добиться распада в самом себе этого аллегорического триумвирата?Я запомнил радостное оживление среди обитательниц монастыря, возникшее с нашим появлением. Мы внесли в их размеренную трудовую духовную жизнь какое-то разнообразие. Они улыбались нам, а их радушие и говорливость были настолько естественными, будто к ним откуда-то приехали пусть и очень дальние, какие-никакие, но все-таки родственники. Тогда-то я усомнился в своем поспешном толковании слов монахини о некогда умершем и принявшем змеиный облик настоятеле. Человеческие эмоции подвижны и опасны, как ртуть.Я вдруг вспомнил: кобра (санскр. «наг») ассоциируется с Буддой, превратившимся в это малоприятное существо для того, чтобы во время эпидемий и голода спасать людей. Наги, как гласит предание, сберегли важнейший текст буддизма – Праджняпарамиту, в переводе с языка санскрита – Запредельную мудрость. Кобра своим раздутым капюшоном укрывала Гаутаму Будду от потоков тропического ливня во время муссона. Улитки, облеплявшие его бритую голову, оберегали от раскаленных солнечных лучей в жаркий сезон.Тот день преподнес мне еще один сюрприз.Гаутама Будда советовал своим последователям избегать ситуаций, способствующих появлению неприятных чувств и ощущений. Не всегда, однако, от них убережешься. В жилище Падмасамбхавы нас сопровождала молодая монашенка-тибетка. Вслед за ней мы прошли в первую пещеру, в которой находились танки – буддийские иконы. Минуя узкий проход, сгибаясь и сильно наклоняя головы, оказались в другой пещере с высоким потолком.В ней возвышалась до самого просвета наверху монументальная скульптура Падмасамбхавы. Ростом, усами-стрелками, всей своей державной статью он напомнил мне Петра Великого. Бросив в прозрачный ящик для пожертвований несколько 100-рупийных купюр, мы наконец-то удобно расположились в молитвенных позах на длинном и широком каменном уступе напротив «второго Будды». Монашенка еле слышно запела мантру. Три студентки из Москвы что-то нашептывали, словно о чем-то просили Падмасамбхаву. И вдруг одна из них вошла в транс или состояние, ему подобное. Мышцы на ее теле конвульсивно сжимались и тут же разжимались, как под электрическим током, а из горла вырывались хрипящие звуки. Мой друг Ашок Арора резко повернулся ко мне. Его лицо передернула гримаса недоумения.Тибетка прервала пение мантры и посмотрела на мою соотечественницу с невыразимым ужасом, едва сохраняя присущее буддистам хладнокровие. Внезапно конвульсии у девушки прекратились. Она словно одеревенела, и некоторое время сидела, не шевелясь, с плотно сжатыми веками.Подруга осторожно дотронулась до ее локтя. Та открыла глаза и спокойно сказала: «Пойдем отсюда, что ли!» Монашенка, осторожно взяв ее за руку, повела к выходу из пещеры.<...> Ривалсар давал надежду, что (перехожу на язык иносказания) пылающие костры, на которых сжигают инакомыслящих и которые радуют фанатичные толпы, навсегда останутся во вчерашнем дне, в исторических романах и в художественных фильмах. Покидая озеро, я долго стоял на берегу, взволнованный и радостный. Небо было высоким и бездонным. Над вершинами гор слегка подрагивали легкие и золотистые облака, словно полотнища под ветром, исписанные священными заклинаниями, мантрами. Их на тибетском языке называют лунг-та – «лошади ветра». <...>Тоска по золотому веку, который никогда не существовал, бессмысленна и, как нынче говорят, деструктивна. Она из числа тех эмоций, от которых предостерегал Гаутама Будда. Буддисты осознают жизнь такой, какова она есть, – вглядываются в нее широко открытыми глазами, задумываются и размышляют о ее смысле с оглядкой на самих себя и собственные проблемы. Они не принимают эту жизнь бездумно и безоговорочно. Однако и не отсекают в ней, что претит их вкусам и представлениям, не избегают ее темных сторон.