§16. Освоение Земли человеком

Начало освоения Земли

Древние люди селились в долинах больших рек – Нила, Ганги, Тигра, Евфрата, Инда. Именно на этих территориях и начали формироваться первые цивилизации, получившие названия «речные».

Освоение земли

К началу средневековья некоторые материки, моря, острова и даже океаны так и оставались не открытыми. Пик освоения земли человеком пришелся на эпоху Великих географических открытий.

Страны мира

На сегодняшний день люди живут на всех материках нашей планеты, за исключением Антарктиды. Однако даже там существуют исследовательные станции, на которых ученные ведут кропотливую работу по изучению материка.

Все страны, которые существуют на планете, были созданы в ходе исторического процесса. Их жители объединены общим культурным и духовным наследием.

Даже сейчас нельзя сказать, что наша планета освоена полностью, так как существуют отдельные регионы, которые требуют детального изучения.

Древние люди селились в долинах больших рек – Нила, Ганги, Тигра, Евфрата, Инда.

Именно на этих территориях и начали формироваться первые цивилизации, получившие названия «речные».

Климат на этих землях был благоприятен для жизни, плодородные земли способствовали ведению сельского хозяйства. Осваивать новые земли человечество начало с зарождением торговли.

В поисках новых торговых путей открывались новые территории, которые в скором времени после их открытия заселялись переселенцами.

Освоение земли

К началу средневековья некоторые материки, моря, острова и даже океаны так и оставались не открытыми.

Пик освоения земли человеком пришелся на эпоху Великих географических открытий.

Именно тогда были открыты такие земли как Северная Америка Австралия, Южная Америка, а также Тихий океан. Новые территории манили жителей Европы своими природными богатствами – материки постепенно заселялись переселенцами.

Преимущественно переселенцы селились на плодородных землях: в горных регионах, проживали аборигены. Освоение гор стало необходимым с началом расцвета промышленного производства.

К концу 19 века люди заселили даже труднодоступные области, что было обусловлено развитием производства и транспортной системы.

Страны мира

В мире насчитывается 193 независимые государства, а также несколько десятков зависимых территорий, которые были образованы в разные исторические периоды.

На сегодняшний день люди живут на всех материках нашей планеты, за исключением Антарктиды.

Однако даже там существуют исследовательные станции, на которых ученные ведут кропотливую работу по изучению материка.

Изучая географию, можно заметить, что на некоторых материках стран намного больше, нежели на остальных. Это обусловлено многими факторами, в частности климатическими свойствами территорий, наличием водных ресурсов, особенностями рельефа.

Так на территории Евразии расположено более 90 государств, в то время как на материке Австралия находится всего лишь одна страна.

Все страны, которые существуют на планете, были созданы в ходе исторического процесса.

Их жители объединены общим культурным и духовным наследием.

Географические положения стран, которые наводятся на одном материке, могут кардинально отличаться друг от друга: существуют страны – полуострова, страны острова, страны, не имеющие выхода к морю.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Географическая оболочка планеты: природные комплексы
Следующая тема:   Географическое положение Африки: общая характеристика и особенности

Сегодня на Земле насчитывается более 7 миллиардов человек, и у каждого из них трое детей. Хотя число жителей увеличилось в течение сотен лет, число людей не увеличилось так быстро.

Многие люди постоянно влияют на рост населения.

В развитых странах большинство детей вакцинированы, чтобы избежать различных заболеваний. В африканском штате Чад только половина детей вакцинированы, и почти 21% детей умирают до достижения пятилетнего возраста.

В среднем только ожидаемая продолжительность жизни людей не увеличилась, но, по некоторым данным, их рост.

Ученые считают, что это связано с улучшением питания и здоровья.

Слово масс

Если вы дадите эту книгу каждому человеку на планете и поместите все эти книги один за другим, то эта серия книг будет проходить вокруг Земли 48 раз.

Компьютеры, интернет и телевидение помогают людям получить образование.

В развитых странах информация о здоровье, питании и возможных заболеваниях доступна, касаясь кнопки.

30 000-12 000 лет назад Современные люди стали распространяться по всему миру.

От 10 000 до 7 000 лет назад была неолитическая революция: многие люди переходили от охоты и собирались в сельское хозяйство и начали вести сидячий образ жизни.

5000 лет назад были построены первые места.

До 2000 года. Все население в мире сегодня меньше, чем американское население.

1300. 60% населения Европы и Азии умерло из-за эпидемии бубонной чумы («черная смерть»), носителями которой были крысы.

1400 Население мира достигло 300 миллионов человек: 62% проживали в Азии, 14% в Европе, 10% в Африке, 8% в Северной Америке и 6% в Южной Америке.

1500-1800 Приблизительно 12 миллионов африканских рабов были европейцами, экспортируемыми в Северную и Южную Америку.

Во время перевозки было убито около 5 миллионов человек.

1550 Примерно 90% абординов в обеих Америках умерли от таких заболеваний, как куриный грипп и корь, которые привезли сюда европейцы.

1750 Промышленная революция: развитие технологии улучшило условия жизни, и население планеты стало быстро расти.

1850-1930 гг. Массовая миграция в Северную Америку из Европы и Азии.

1914-1920 годы Во время Первой мировой войны погибло около 10 миллионов человек.

Около 100 миллионов человек (около 6% населения мира) умерли от пандемического гриппа в Испании.

1960 Ожидаемая продолжительность жизни резко возросла из-за антибиотиков и улучшения медицинского обслуживания.

Население мира достигло 3 миллиардов: к концу 1960-х годов оно стало увеличиваться до 2,04% в год.

1939-1945 годы Во время Второй мировой войны погибло более 50 миллионов человек.

2050 Предполагается, что население мира достигнет 9 миллиардов человек.

Нас изначально было очень мало. И недавно наше количество значительно увеличилось и продолжает расти, особенно в развивающихся странах.

Улучшение здравоохранения

В развитом мире многие люди начали жить намного дольше, чем раньше.

Это вызывает тревогу, поскольку страна ограничена ресурсами, хотя в развитых странах рождается меньше детей.

Освоение человеком труднодоступных территорий Земли. Горы

Горы, возвышенные участки земной поверхности, круто поднимающиеся над окружающей территорией. Но сколько их – гор на Земле? Горы имеются на всех материках и многих крупных островах – в Гренландии, на Мадагаскаре, Тайване, в Новой Зеландии, Британских и т.д. Горы Антарктиды в значительной степени погребены под ледниковым покровом, но там встречаются отдельные вулканические горы, например вулкан Эребус, и горные хребты, в том числе горы Земли Королевы Мод и Земли Мэри Бэрд – высокие и хорошо выраженные в рельефе.

В Австралии гор меньше, чем на любом другом материке. В Северной и Южной Америке, Европе, Азии и Африке представлены кордильеры, горные системы, хребты, группы гор и одиночные горы. Гималаи, расположенные на юге Центральной Азии, представляют собой наиболее высокую и самую молодую горную систему мира. Самой протяженной горной системой являются Анды в Южной Америке, простирающиеся на 7560 км от мыса Горн до Карибского моря. Они древнее, чем Гималаи, и, по-видимому, имели более сложную историю развития.

Горы Бразилии ниже и значительно древнее Анд.

Но оказывается, проведя на глобусе лишь четыре линии, мы охватим почти все высокие горы мира.

Они образуют четыре горных пояса Земли.

1) Средиземноморско-Гималайский пояс включает в себя высочайшие горы Европы – Альпы, Кавказ, Памир и весь Гималайский комплекс. Формирование пояса началось около миллиарда лет назад и продолжается до сих пор, хотя самые главные процессы произошли 20 млн. лет назад. В этом поясе множество высоких острых вершин и резких понижений между хребтами. Причем чем дальше на восток, тем выше становятся горы: высочайшая вершина Альп Монблан – 4807 м., а гималайская Джомолунгма – 8848 м.

В восточной части пояса раскинулась огромная высокогорная равнина Тибет, немного похож на него и Восточный Памир.

2) Северо-Тихоокеанский пояс охватывает горы Тихоокеанского побережья Азии и гигантскую систему Кордильеры. Здесь не слишком высокие хребты перемежаются с равнинными участками. Ширина Кордильер, которые идут вдоль побережья Северной Америки, достигает 1000 км, а кое-где превышает 1500 км. Но зато таких острых хребтов, глубоких долин и столь резких контрастов, как в первом горном поясе, в Северо- Тихоокеанском нет.

К примеру, высота от Оймяконской впадины к Верхоянскому хребту возрастает постепенно, на протяжении десятков километров. Вершины азиатской части пояса редко превышают 2000 м., а в Кордильерах – 4000 м. Выше поднимаются лишь вулканы: Ключевская Сопка (4750 м.) на Камчатке, Орисоба (5700 м.) в Мексике.

3) К Восточно-Тихоокеанскому поясу относится только одна горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры.

Это одни из самых высоких гор мира (высочайшая вершина Аконкагуа – 6960 м) с четкими длинными хребтами, которые даже в самой части Анд не отходят от побережья больше чем на 700 км. Высота этих гор особенно впечатляет, поскольку западные склоны Анд спускаются прямо к Тихому океану, а восточные к обширным низменностям, лежащим почти на уровне моря.

4) Афро-Азиатский пояс протянулся от южной оконечности Африки до Охотского моря на востоке Азии. Это самый молодой горный пояс, который начал формироваться всего 40 млн. лет назад. Интересно, что здесь горы образовались посредине литосферной плиты, а не на краю. Африканская плита пока еще цела, но в ней намечается разлом, как раз там, где сейчас проходит с севера на юг цепочка озер – Танга-Ньика, Ньяса и др.

На этой же линии находятся и сейсмические зоны, и действующие вулканы, и африканская часть горного пояса. В Африке в него входят Драконовы…

Цели:

Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей;

- дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;

Оборудование: карта полушарий, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка Д/З.

I П. Изучение нового материала.

Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.

Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современ­ного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовле­ния орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти суще­ства совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И ко­нечно, изменялись внешне. Человек совре­менного типа, почти ничем не отличающий­ся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ.

Цели:

Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей;

- дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;

Оборудование: карта полушарий, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка Д/З.

IП. Изучение нового материала.

Возникновение человека и его расселение по планете

Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.

Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовления орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти существа совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И конечно, изменялись внешне. Человек современного типа, почти ничем не отличающийся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.

К этому времени люди жили уже не только в Африке. Задолго до появления современного человека началось расселение - первобытных людей по планете. А с чего бы это им покидать свою родину? Неужели там плохо жилось? А дело в том, что людей становилось все больше, им было нужно больше еды и больше места. А поскольку наш первобытный предок был существом ловким, сообразительным и умеющим приспосабливаться к совершенно новым условиям обитания, он стал осваивать все новые и новые территории.

Пути расселения людей пролегали через континенты, с материка на материк. Почти 30 тыс. лет назад древние племена оказались в Северной Америке, а через 10 тыс. лет была освоена и Южная Америка (рис. 76). В одно время с Северной Америкой люди появились и в Австралии. Вот так и оказалось, что человек расселился по всей планете. Только до Антарктиды он не сумел добраться. Но, если бы даже он туда попал, вряд ли ему там понравилось бы.

Хозяйственная деятельность человека и ее последствия

Человек — не обычный обитатель нашей планеты. Это единственное существо на Земле, которое наделено разумом. Преобразование человеком природы в собственных целях называется хозяйственной деятельностью. Вместе с развитием человечества менялся и характер его хозяйственной деятельности.

Первобытный человек занимался охотой и собирал съедобные растения, поэтому не так уж и сильно изменял природу. Его отношения с природой были почти такими же, как и у любого крупного хищника. Человек брал у природы только то, что она охотно давала ему сама. Можно ли это считать хозяйственной деятельностью? Можно. Только это был пока еще самый примитивный тип хозяйства, которое называют присваивающим хозяйством.

Но примерно 10 тыс. лет назад жизнь человека начала меняться. Возможно, климат планеты изменился или человек стал слишком многочисленным, но охота перестала удовлетворять его потребности в пище. И человек начал приручать некоторых животных и выращивать те растения, которые прежде просто собирал. Так в жизни людей появляется сельское хозяйство. Сельское хозяйство уже давало человеку не только то, что природа готова отдать сама по себе. Нет, с его помощью человек стал производить продуктов питания больше, чем способна дать дикая природа. Человек стал меньше зависеть от природы. Так произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству (рис. 77). Переход к производящему хозяйству привел к усилению воздействия хозяйственной деятельности на природу.

Человек захватывал все новые территории, заменяя естественные ландшафты на антропогенные. Вырубались и выжигались леса, на освободившихся землях разбивались поля, прокладывались оросительные системы, строились населенные пункты и дороги, полностью вытеснялись дикие животные и растения. Представьте себе, число коров на нашей планете достигает 1,5 млрд! Это при том, что средняя численность многих диких видов животных исчисляется десятками и сотнями тысяч. Слов нет: корова прекрасное животное. Но представьте себе, скольким диким животным не хватило бы места на пастбищах Земли из-за бесчисленных коровьих стад.

Сельское хозяйство оказалось способным прокормить значительно большее число людей, чем простая охота и собирательство. В результате численность населения планеты стала быстро расти. А значит, возросла потребность в полях и пастбищах.

Производящее хозяйство продолжало развиваться. В течение многих веков все необходимые человеку для жизни предметы: одежду, обувь, мебель, посуду, орудия труда, оружие — производили ремесленники в многочисленных, но маленьких мастерских. К XVII в. ремесленничество уже не могло обеспечить товарами выросшее население. И оно уступило место промышленности (рис. 78). На крупных заводах, оснащенных сложными машинами, можно производить гораздо больше продукции. Но это требует больше угля, металла, древесины и других природных материалов для того, чтобы их перерабатывать на промышленных предприятиях. Быстро растет количество добываемых природных богатств. Строятся все новые шахты, карьеры. Прокладываются новые дороги, необходимые для того, чтобы перевезти добытые в природе полезные ископаемые на заводы и развезти готовую продукцию по многим городам. И города растут, потому что с появлением в них заводов и фабрик выросло число городских жителей. И все это происходит не на пустом месте. Все это строительство идет за счет природы. Хозяйственная деятельность человека все шире распространяется по планете, все сильнее влияет на природу планеты.

Вы помните, что в природе, в природном комплексе, все взаимосвязано. И даже если хозяйственная деятельность повлияет только на один из природных компонентов, это изменяет весь облик природы в данном месте. А может быть, ведет и к ее полному разрушению.

Конечно, на Земле остались территории, не подверженные влиянию человека, и их немало. Однако мы должны обязательно помнить о том, что их существование целиком зависит от воли человека, от его готовности сохранить эти уголки природы родной планеты нетронутыми. Хотя бы для того, чтоб и наши далекие потомки могли сказать: «Какая же красивая планета нам досталась!»

IV. Закрепление урока .

1. Около 1 млн лет назад в Африке появились предки современного человека, обладавшие зачатками разума. Человек современного типа появился 40 тыс. лет назад. Приблизительно 10 тыс. лет назад человеком были заселены все материки планеты, кроме Антарктиды.

2. Человек занимается преобразованием природы, то есть хозяйственной деятельностью. Первым видом такой деятельности были охота и собирательство. Почти 10 тыс. лет назад возникло сельское хозяйство. Еще позднее, в XVII в., началось развитие промышленности. В результате развития сельского хозяйства и промышленности воздействие человека на природу расширилось и усилилось.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание : § 16


Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселение народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить происхождение и строение окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт).

В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана. Арабы основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

Значительно расширились и знания европейцев о земном пространстве в 13 веке в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов.

Когда на смену феодализму пришел капитализм, снова, как и в древнем мире, возрос интерес к наукам.

В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальские и испанские корабли устремляются на поиски путей в богатую Индию. В конце 1492 года произошло открытие, ставшее величайшим событием в истории человечества - Х. Колумб открыл Америку. А в 1521 году началось первое кругосветное плавание под началом Магеллана. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров. Благодаря этим открытиям люди узнали об истинных размерах своей планеты, о соотношении суши и воды на Земле.

Во второй половине 17 и в 18 веке путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг материков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науки внутренние части континентов. В этот период впервые организуются научные экспедиции, цель которых, наряду с открытиями - исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий.

Многочисленные экспедиции 18 - 19 вв и начала 20 в. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Новейшие открытия (20 в) внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. Они проводятся с применением новых методов изучения Земли в специально созданных научных организациях цель которых - проведение научных исследований. Во многих странах мира ученые организуют большие по масштабу экспедиции в Арктику и Антарктику. Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его исследования было положено английской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других кораблях. В 60-е гг.67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года.

Впервые увидеть шарообразность и рельефность Земли из космоса посчастливилось нашему соотечественнику Юрию Алексеевичу Гагарину, когда он 21 апреля 1961 года за 108 минут облетел Землю на корабле-спутнике «Восток».

Проблемы освоения Земли

Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глубже познают ее как часть Вселенной. Так же создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией, но за все это время человеку так и не удалось целостно освоить землю. Даже в наш век, век информационных технологий, Земля полна для нас Таин и загадок.

Проникнуть в глубь земли человеку удалось всего на 12 - 15 км. Строятся тоннели, шахты для добычи полезных ископаемых, ведутся раскопки. И поэтому удалось изучить лишь ту часть литосферы, в которую нам удалось действительно проникнуть.

Очень скромно изучена мантия планеты. Дойти до ее глубины естественным путем невозможно и поэтому ученые могут исследовать ее во время извержения вулканов.

Так же плохо изучен океан. Не удается проникнуть на глубину более 200 км. Поэтому дно океана практически не исследовано.

Конечно используя самое совершенное оборудование человек удалось составить примерное представление о нашей планете. Но ведь примерное - это не точное.

Так почему же человеку до сих пор не удается целостно освоить Землю?

Существует целый ряд факторов которые не дают человеку это проникнуть во все сферы Земли и прежде всего это физические условия. Так самые глубокие шахты очень сложно построить потому что нет таких прочных материалов которые бы выдержали давление Земли. Так же, как известно, чем ближе к центру Земли, тем больше температура воздуха (температура ядра составляет 1000 оС), создается риск для жизни человека.

Из-за огромного давления под водой на подводных лодках не выдерживает оборудование. Человеку еще не удалось создать такой подводный аппарат, который мог бы опустить человека до дна морского без риска для жизни.

В условиях вечной мерзлоты очень тяжело строить дороги, здания, вести добычу полезных ископаемых. Но все же в мире накопился большой опыт строительства и хозяйственной деятельности в условиях вечной мерзлоты. В частности в нашей стране в суровых условиях были построены такие города как Норильск, Мирный Шаткин Г.А. Наша планета - Земля// Наука и жизнь.-1999.-№5, с.19-20..

своение Земли человеком Процесс освоения Земли человеком был очень длительным и трудоемким.Даже сейчас нельзя сказать, что наша планета освоена полностью, так как существуют отдельные регионы, которые требуют детального изучения. Начало освоения ЗемлиДревние люди селились в долинах больших рек – Нила, Ганги, Тигра, Евфрата, Инда. Именно на этих территориях и начали формироваться первые цивилизации, получившие названия «речные». Климат на этих землях был благоприятен для жизни, плодородные земли способствовали ведению сельского хозяйства. Осваивать новые земли человечество начало с зарождением торговли. В поисках новых торговых путей открывались новые территории, которые в скором времени после их открытия заселялись переселенцами. Освоение землиК началу средневековья некоторые материки, моря, острова и даже океаны так и оставались не открытыми. Пик освоения земли человеком пришелся на эпоху Великих географических открытий. Именно тогда были открыты такие земли как Северная Америка Австралия, Южная Америка, а также Тихий океан. Новые территории манили жителей Европы своими природными богатствами – материки постепенно заселялись переселенцами. Преимущественно переселенцы селились на плодородных землях: в горных регионах, проживали аборигены. Освоение гор стало необходимым с началом расцвета промышленного производства. К концу 19 века люди заселили даже труднодоступные области, что было обусловлено развитием производства и транспортной системы. Страны мираВ мире насчитывается 193 независимые государства, а также несколько десятков зависимых территорий, которые были образованы в разные исторические периоды. На сегодняшний день люди живут на всех материках нашей планеты, за исключением Антарктиды. Однако даже там существуют исследовательные станции, на которых ученные ведут кропотливую работу по изучению материка. Изучая географию, можно заметить, что на некоторых материках стран намного больше, нежели на остальных. Это обусловлено многими факторами, в частности климатическими свойствами территорий, наличием водных ресурсов, особенностями рельефа. Так на территории Евразии расположено более 90 государств, в то время как на материке Австралия находится всего лишь одна страна. Все страны, которые существуют на планете, были созданы в ходе исторического процесса. Их жители объединены общим культурным и духовным наследием. Географические положения стран, которые наводятся на одном материке, могут кардинально отличаться друг от друга: существуют страны – полуострова, страны острова, страны, не имеющие выхода к морю.

Расселение человека по материкам. Большинство ученых считает, что древняя родина человека - Африка и Юго-Западная Евразия. Постепенно люди расселились по всем материкам земного шара, за исключением Антарктиды (рис. 38).

Предполагают, что вначале они освоили удобные для жизни территории Евразии и Африки, а затем другие материки. На месте Берингова пролива существовала суша, которая около 30 тыс. лет назад соединяла северовосточную часть Евразии и Северную Америку. По этому сухопутному «мосту» древние охотники проникли в Северную, а затем и в Южную Америку, вплоть до островов Огненная Земля. В Австралию человек проник из Юго-Восточной Азии.

Находки ископаемых останков людей помогли сделать выводы о путях расселения человека.

Главные области расселения. Древние племена переселялись из одних мест в другие в поисках лучших условий для жизни. Заселение новых земель ускорило развитие животноводства и земледелия. Постепенно росла и численность населения. Если около 15 тыс. лет назад на Земле, как полагают, было около 3 млн человек, то в настоящее время численность населения достигла почти 6 млрд человек. Большинство людей живет на равнинах, где удобно обрабатывать пашню, строить фабрики и заводы, размещать населенные пункты.

На земном шаре выделяют четыре области большой плотности населения - Южную и Восточную Азию, Западную Европу и восточную часть Северной Америки. Это можно объяснить несколькими причинами: благоприятными природными условиями, хорошо развитым хозяйством, давностью заселения. В Южной и Восточной Азии в условиях благоприятного климата население с давних пор занимается земледелием на орошаемых землях, что позволяет собирать несколько урожаев в год и прокормить большое население.

Рис. 38. Предполагаемые пути расселения человека. Опишите природу регионов, по которым проходило переселение людей

В Западной Европе и на востоке Северной Америки хорошо развита промышленность, много фабрик и заводов, преобладает городское население. На Атлантическом побережье Северной Америки оседало население, переселявшееся сюда из стран Европы.

Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Природа земного шара - это среда жизни и деятельности населения. Занимаясь хозяйством, человек воздействует на природу, изменяет ее. При этом разные виды хозяйственной деятельности влияют на природные комплексы неодинаково.

Особенно сильно изменяет природные комплексы сельское хозяйство. Для выращивания культурных растений и разведения домашних животных требуются значительные площади. В результате распашки земель сократились площади под естественной растительностью. Почва частично потеряла свое плодородие. Искусственное орошение помогает получать высокие урожаи, но в засушливых областях излишние поливы приводят к засолению почвы и снижению урожая. Домашние животные также изменяют растительный покров и почву: они вытаптывают растительность, уплотняют почву. В условиях засушливого климата пастбища могут превратиться в пустынные участки.

Под влиянием хозяйственной деятельности человека большие изменения испытывают лесные комплексы. В результате бесконтрольной рубки площади под лесами на земном шаре сокращаются. В тропических и экваториальных поясах до сих пор выжигают леса, освобождая место для полей и пастбищ.

Рис. 39. Рисовые поля. Каждый росток риса высаживают вручную на залитые водой поля

Быстрый рост промышленности оказывает губительное влияние на природу, загрязняя воздух, воду и почвы. Газообразные вещества поступают в атмосферу, а твердые и жидкие - в почву и воду. При разработке полезных ископаемых, особенно открытым способом, на поверхности возникает много отходов и пыли, образуются глубокие большие карьеры. Их площадь постоянно растет, при этом также уничтожаются почвы и естественная растительность.

Рост городов увеличивает потребность в новых земельных площадях для домов, строительства предприятий, дорог. Изменяется природа и вокруг крупных городов, где отдыхает большое число жителей. Загрязнение окружающей природы отрицательно сказывается на здоровье людей.

Таким образом, на значительной части земного шара хозяйственная деятельность людей в той или иной мере изменила природные комплексы.

Комплексные карты. Хозяйственная деятельность населения материков отражена на комплексных картах. По их условным знакам можно определить:

  1. места добычи полезных ископаемых;
  2. особенности использования земель в сельском хозяйстве;
  3. районы выращивания культурных растений и разведения домашних животных;
  4. населенные пункты, некоторые предприятия, электростанции.

Изображены на карте и природные объекты, охраняемые территории. (На комплексной карте Африки найдите Сахару. Определите виды хозяйственной деятельности населения на ее территории.)

Страны мира. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся устойчивую группу - этнос (от греческого ethnos - народ), который может быть представлен племенем, народностью или нацией. Великие этносы прошлого создали древние цивилизации и государства.

Из курса истории вы знаете, какие государства существовали в древности на территории Юго-Западной Азии, в Северной Африке и в горах Южной Америки. (Назовите эти государства.)

В настоящее время существует более 200 государств.

Страны мира различают по многим признакам. Один из них - размер занимаемой ими территории. Бывают страны, которые занимают целый материк (Австралия) или половину его (Канада). Но есть страны очень маленькие, как, например, Ватикан. Его площадь 1 км - всего несколько кварталов Рима. Такие государства называют «карликовыми». Значительно различаются страны мира и по численности населения. Число жителей некоторых из них превышает сотни миллионов человек (Китай, Индия), в других - 1-2 миллиона, а в самых маленьких - несколько тысяч человек, например в Сан-Марино.

Рис. 40. Сплав леса приводит к загрязнению рек

Различают страны и по географическому положению. Наибольшее количество их расположено на материках. Есть страны, расположенные на больших островах (например, Великобритания) и на архипелагах (Япония, Филиппины), а также на небольших по площади островах (Ямайка, Мальта). Одни страны имеют выход к морю, другие удалены от него на сотни и тысячи километров.

Многие страны различаются и религиозным составом населения. Наиболее распространена в мире христианская религия (Евразия, Северная Америка, Австралия). По числу верующих ей уступает мусульманская религия (страны северной половины Африки, Юго-Западной и Южной Азии). В Восточной Азии распространен буддизм, а в Индии многие исповедуют индуистскую религию.

Различаются страны и по составу населения, по наличию памятников, созданных природой, а также человеком.

Все страны мира неоднородны также по особенностям развития хозяйства. Одни из них более развиты в хозяйственном отношении, другие - менее.

В результате стремительного роста населения и такого же быстрого роста потребностей в природных богатствах во всем мире усилилось влияние человека на природу. Хозяйственная деятельность нередко приводит к неблагоприятным изменениям в природе и к ухудшению условий жизни людей. Никогда еще за всю историю человечества так быстро на земном шаре не ухудшалось состояние природы.

Вопросы охраны природы, сохранения условий для жизни людей на нашей планете превратились в одну из важнейших глобальных проблем, затрагивающих интересы всех государств.

  1. Почему в разных местах земного шара плотность населения неодинакова?
  2. Какие виды хозяйственной деятельности людей особенно сильно изменяют природные комплексы?
  3. Как хозяйственная деятельность населения в вашей местности изменила природные комплексы?
  4. На каких материках особенно много стран? Почему?