Владимир Сутеев — Палочка-выручалочка: Сказка. Владимир сутеев "палочка-выручалочка" Сутеев палочка

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.

До дома далеко - идут, разговаривают.

А поперёк дороги палка лежала.

За разговором Заяц её не заметил - споткнулся, чуть было не упал.

Ах, ты!.. - рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

Зачем тебе палка? Что в ней толку?

Эта палка не простая, - объяснил Ёжик. - Это палочка-выручалочка.

Заяц в ответ только фыркнул.

Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:


- Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.


Заяц от удивления даже рот разинул:

Здорово ты, оказывается, прыгаешь!

Я прыгать совсем не умею, - сказал Ёжик, - это палочка-выручалочка - через всё-скакалочка мне помогла.

Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:

Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота.

Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:

Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

Что ты! Это палочка-выручалочка - из беды-вытягалочка.

Помогите, помогите! - чирикали они.

Гнездо высоко - никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо.

Думал Ёжик, думал и придумал.

Становись лицом к дереву! - скомандовал он Зайцу.

Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда.


Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

Спасибо, спасибо, спасибо!

А Заяц говорит Ежу:

Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!

Что ты! Это всё палочка-выручалочка - наверх-поднималочка!

И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:

Стой!

Остановились Заяц с Ежом.

Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза - сейчас его Волк съест.

Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.


Взвыл Волк от боли, подпрыгнул - и бежать…

Так и убежал, ни разу не обернувшись.

Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!

Это палочка-выручалочка - по врагу-ударялочка, - ответил Ёжик.

Ничего, - сказал Ёжик, - держись за мою палочку.

Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.


- Смотри-ка, - говорит он Ежу, - твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.


Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ёжик и говорит:

Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.


Заяц даже опешил:

А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?

Ничего, - ответил Ёжик, - палку всегда найти можно, а вот выручалочку, - он постучал себе по лбу, - а выручалочка-то вот она где!

Тут всё понял Заяц.

Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

Главные герои сказки Владимира Сутеева «Палочка-выручалочка» — Еж и Заяц. Однажды они вместе шли по лесу, и Заяц споткнулся о палку, лежавшую у него на пути. Заяц недовольно пнул палку, а Еж поднял ее и понес на плече. Увидев это, Заяц спросил, зачем Ежу бесполезная палка? Тот ответил, что это не обычная палочка, а палочка-выручалочка.

В дороге Ежу и Зайцу попадалось много различных препятствий, и всякий раз Еж использовал свою палочку-выручалочку для их преодоления. А еще с ее помощью он вытащил Зайца из болота, доставил на место выпавшего из гнезда птенца и даже прогнал злого Волка, который хотел съесть зайца. Заяц всякий раз благодарил Ежа за помощь, но тот отвечал, что спасибо надо говорить палочке выручалочке

Когда Еж и Заяц добрались до родных мест, Заяц похвалил палочку-выручалочку. Тогда Еж сказал, что дарит палочку-выручалочку Зайцу. Заяц удивился и спросил, как же сам Еж будет обходиться без помощи такого чудесного предмета. А Еж ответил, что палку он везде найдет, а вот выручалочка у него всегда в голове находится. И Заяц понял, что важно иметь умную голову и доброе сердце.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Сутеева «Палочка-выручалочка» заключается в том, что важно иметь умную голову и доброе сердце, а все остальное приложится.

Сказка Сутеева «Палочка-выручалочка» учит быть вдумчивым и сообразительным. Заяц пнул палку, которая валялась у него на пути, а Еж увидел потенциальную полезность палки и взял ее с собой. Палочка-выручалочка оказалась вещью полезной.

В сказке мне понравился Еж, который оказался умным, сообразительным и добрым существом.

Сказка Сутеева мне понравилась тем, что она учит быть в жизни практичным. Там, где для одного нет ничего полезного, другой сразу смекнет, что и для чего может пригодиться. Смекалистым, догадливым в сказке оказался Еж. Он живо сообразил, что крепкая палка в лесу сгодится для разных дел. Еж по-житейски практичен, и это очень хорошее качество.

Какие пословицы подходят к сказке Сутеева «Палочка-выручалочка»?

Один моргает, а другой смекает.
Если сила не возьмет, смекалка выручит.
Ум без догадки гроша не стоит.
Практичность — сестра мудрости.

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко - идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил - споткнулся, чуть было не упал.

    Ах, ты!.. - рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

    А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

    Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

    Зачем тебе палка? Что в ней толку?

    Эта палка не простая, - объяснил Ёжик. - Это палочка-выручалочка.

    Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

    Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.

    Заяц от удивления даже рот разинул:

    Здорово ты, оказывается, прыгаешь!

    Я прыгать совсем не умею, - сказал Ёжик, - это палочка-выручалочка - через всё-скакалочка мне помогла.

    Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

    Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…

    Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.

    Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:

    Хватайся за палку! Да покрепче!

    Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:

    Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

    Что ты! Это палочка-выручалочка - из беды-вытягалочка.Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.

    Помогите, помогите! - чирикали они.

    Гнездо высоко - никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо

    Думал Ёжик, думал и придумал.

    Становись лицом к дереву! - скомандовал он Зайцу.

    Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

    Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

    Спасибо, спасибо, спасибо!

    А Заяц говорит Ежу:

    Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!

    Что ты! Это всё палочка-выручалочка - наверх-поднималочка!

    Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

    Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

    Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза - сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.

    Взвыл Волк от боли, подпрыгнул - и бежать…

    Так и убежал, ни разу не обернувшись.

    Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!

    Это палочка-выручалочка - по врагу-ударялочка, - ответил Ёжик.

    Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

    Ничего, - сказал Ёжик, - держись за мою палочку.

    Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

    Смотри-ка, - говорит он Ежу, - твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

    Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

    Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

    Усмехнулся Ёжик и говорит:

    Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.

    Заяц даже опешил:

    А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?

    Ничего, - ответил Ёжик, - палку всегда найти можно, а вот выручалочку, - он постучал себе по лбу, - а выручалочка-то вот она где!

    Тут всё понял Заяц.

    Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

    Конспект урока

    Цель:

    Задачи:

    Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

    Планируемые результаты (УУД):

    личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; высказывают свою точку зрения, оценивают поступки с точки зрения моральной этики;

    метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия; познавательные – демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, рассуждают, самостоятельно создают способы решения творческой задачи; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;

    предметные: научатся получат возможность научиться

    План урока и хронометраж:

    №п/п План урока Хронометраж

    1 Организационный момент. 2 мин

    2 Постановка учебной задачи. 2 мин

    4 Слушание произведения. 8 мин

    5 Проверка первичного восприятия. 3 мин

    6 Моделирование обложки. 5 мин

    7 Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения. 5 мин

    8 Динамическая пауза. 2 мин

    9 Составление диафильма 8 мин

    10 Работа в группах. 6 мин

    11 Итог урока. Рефлексия. 3 мин

    Оборудование урока:

    1. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.

    2. Аудиозапись сказки В.Сутеева "Палочка-выручалочка".

    3. Листочки, цветные карандаши для моделирования.

    4. Компьютерная презентация урока.

    5. Карточки с заданиями для работы в парах и группе.

    6. Карточки для рефлексии.

    I. Организационный момент. - (Слайд №2)

    Цель учащимися :

    подготовиться к продуктивной работе на уроке.

    Цель , которую учитель

    способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

    Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

    Методы: словесные.

    Прозвенел звонок,

    Начинается урок.

    Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

    Подарите каждому

    По кусочку солнышка,

    Пусть добром наполнятся

    Души их до донышка.

    Какой у нас сейчас урок?

    Каким вы хотите видеть наш урок?

    Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

    II.Постановка учебной задачи.

    Цель , учащимися :

    Прогнозировать содержание на основе заголовка.

    организовать работу в правильном прогнозировании содержания.

    Методы организации работы: словесные, наглядные.

    Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания?

    (Встреча с новым произведением).

    Какие умения вам помогут на уроке?

    (Внимательно слушать, фантазировать, моделировать,…).

    Сегодня на уроке мы послушаем произведение «Палочка-выручалочка».

    Заголовок произведения «Палочка - выручалочка».(Слайд 3)

    Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

    Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

    Заголовок – это не просто слова.

    Эти слова – всему голова!

    О чём может быть текст с таким названием?

    После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

    III.Работа по теме урока.

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися :

    моделировать обложку книги;

    правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр.

    Цель , которую учитель хочет достичь:

    учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное;

    создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения.

    Методы: словесные (учебный диалог), практические (моделирование).

    1.Работа со сказкой В.Сутеева «Палочка – выручалочка»

    Слушание

    Прослушивание аудиокниги в исполнении артиста Всеволода Абдулова?

    А сейчас вы сядете поудобнее и послушаете произведение «Палочка – выручалочка».

    Беседа

    Понравилось произведение?

    Что вам понравилось?

    Что вам не понравилось?

    Когда вам было весело? А было ли грустно?

    Оправдались ли ваши предположения?

    Моделирование обложки

    Ребята, как вы думаете, что вы послушали?

    Сказку.

    Почему вы так решили? Докажите.

    Покажем на своих моделях? Какой заместитель возьмем? Покажите. (круг рисуют в воздухе)

    Подумайте, о ком эта сказка?

    О животных.

    Покажем это на своих моделях. Какой цвет выберем?

    Покажите карандашик. (коричневый)

    Давайте посмотрим, если у нашей сказки автор?

    Откройте учебники, найдите и прочитайте, кто написал эту сказку?

    В.Сутеев.

    Значит, какая это сказка?

    Актуализация знаний

    Цель , которая должна быть достигнута учащимися :

    повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по предметам.

    Цель , которую учитель хочет достичь на данном этапе:

    организовать работу по повторению изученных произведений.

    Методы : игра

    Д. -Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

    Писал сценарии к мультфильмам.

    Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

    Ребята! А вы знакомы с произведениями Сутеева?

    Вот мы сейчас и проверим.

    У нас с вами есть повод порадоваться, улыбнуться, нам пришла посылка. Давайте заглянем в нее. Здесь очень интересные предметы (елочка, морковь, гриб, игрушка-кошка).

    Из каких произведений эти предметы?

    Прочитайте заголовок сказки. Обозначим заголовок в модели. В какой части модели?

    Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

    Сутеев «Палочка - выручалочка». Эта сказка о животных.

    Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.

    (Учитель собирает модели и соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)

    Кто являются оформителями данной книжечки?

    Ученики 1 б класса.

    Где эта книга родилась?

    Г.Тосно Сош №4

    Книга оформлена под руководством Шадриной И.Л..

    Я поздравляю вас, в нашей «Библиотечке развития» появилась ещё одна новая книга.

    Динамическая пауза

    Вы, наверное, устали? Да!

    И, поэтому, все встали!

    По дорожке, по дорожке

    Скачем мы на правой ножке

    А теперь все замолчали,

    И, как зайки, поскакали.

    Поскакали, поскакали

    И за кустиком пропали

    Анализ содержания

    Цель, которая должна быть достигнута учащимися :

    уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов.

    Цель , которую учитель хочет достичь:

    Развивать творческое воображение;

    Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;

    Составлять диафильм

    Методы: словесные, работа в парах и группах

    Кто главные герои в сказке? (Слайд № 5)

    -Ёжик и Заяц.

    Почему я поставила двустороннюю стрелку?

    Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

    Работа в парах.

    А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев.

    Ваша задача: подумайте, каким был ёж и заяц.

    Соедините стрелочкой (волшебной нитью), какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?

    воспитанный

    вежливый

    грубый

    смелый Ёжик

    невоспитанный

    добрый

    умный Заяц

    трусливый

    находчивый

    Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает, какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу.

    Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов.(берутся за руки и поднимают руки вверх)

    (Слайд № 5).

    ежик заяц

    воспитанный невоспитанный

    вежливый грубый

    смелый трусливый

    добрый благодарный

    умный

    находчивый

    Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные.

    Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?

    Каким он стал?

    Кто вам понравился больше и почему?

    Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

    -«Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»(Слайд6)

    -«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»! Чему учит нас сказка?(Слайд7)

    Какой урок возьмём из неё?

    Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.

    Физминутка для глаз (Слайд 8)

    2. Рассказывание сказки . (Слайды 11-23)

    Составление диафильма

    Ребята, хотите рассмотреть иллюстрации, которые Сутеев нарисовал к сказке?

    Сейчас мы с вами составим диафильм.

    Вам надо будет найти не только место картинки в кадре, а еще подписать кадр. Можно пользоваться учебниками, зачитывать или озвучивать своими словами.

    Работать будем группами.

    Каждая группа получит несколько иллюстраций. Рассмотрите внимательно, подумайте, какую надпись вы сделайте под данной иллюстрацией.

    Проверка: Ребята выходят к доске, прикрепляют иллюстрацию и озвучивают.

    VI. Итог урока. Рефлексия .

    Цель , которая должна быть достигнута учащимися : осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

    Цель , которую учитель хочет достичь:

    Методы: Синквейн, стихотворение.

    Давайте подведем итог урока и составим синквейн.

    (На карточках написаны слова, которые дети должны выбрать для описания сказки: страшная, добрая, интересная, злая, поучительная, учит, пугает, наставляет, заставляет, уважает, размышляет, думает, объясняет, побуждает совершать злые поступки, побуждает совершать добрые поступки, побуждает думать.)

    На доске появляется запись по ответам детей:

    Сказка

    добрая, интересная

    учит, наставляет, объясняет

    побуждает совершать добрые поступки

    урок

    Какой урок мы вынесли из сказки?

    Мой добрый друг, пожалуйста,(Слайд24)

    Добро совершать не бойся.

    Помог кому – то – и радуйся,

    Награды не нужно большей.

    Дарите людям добро!

    Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?

    Какое произведение помогло?

    Покажите ваше настроение. Смайлик.(Слайд 25)

    Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами?

    Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.

    Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.

    Спасибо за работу!

    Спасибо за урок! (Слайд 27)

    Предварительный просмотр:

    Шадрина И.Л.

    Самоанализ урока

    Предмет: Литературное чтение. Урок слушания.

    УМК: «Начальная школа 21 века»

    Класс : 1б

    Тема урока : Литературные (авторские) сказки. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».

    Тип урока : Урок открытия нового знания.

    Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, по плану 21(из 33 уроков) и первый в разделе «Учимся уму-разуму».

    Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии диалогического обучения с использованием деятельностного метода обучения.

    Составляя данный урок, я оперировала методикой проведения урока: доступность преподносимой информации, актуализация опорных знаний, организация самостоятельной работы и индивидуальный подход к учащимся.

    Поставив перед собой цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.

    Определила задачи:

    Создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;

    Включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;

    Развивать творческое воображение;

    Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки

    Задачи урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, места урока в системе уроков по теме, соответствуют уровню подготовленности класса.

    Для достижения цели урока использовала следующие современные образовательные технологии :

    Информационно-коммуникативные (использовала презентацию к уроку, аудиозапись);

    здоровьесберегающие (проводились физкультминутки, был отобран материал по возрасту и интересам детей, климат на уроке позволял детям не бояться высказывать свои мнения, проходила смена видов деятельности)

    Обучение и воспитание в сотрудничестве (парная и групповая). Работа в парах дала возможность детям проявить свои способности, почувствовать себя в роли учителя и объясняющего, и проверяющего, что всегда повышает мотивацию обучения. Работа в группах создала благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке.

    Обучение в диалоге (на уроке велся диалог не только учитель – ученик, но и ученик – ученик);

    Игровые (узнавание произведений по предметам, составление диафильма)

    Проблемное В ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.

    - развития критического мышления (На этапе рефлексии (размышления) и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме был составлен синквейн.

    На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, антиципация (предугадывание), применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности (правильно называть произведение и книгу, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему чтения и жанр произведения). Применялись следующие формы работы: фронтальная, работа в парах и группах, индивидуальная.

    При построении урока использовались принципы: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.

    Во время урока учащиеся овладели следующими общеучебными действиями.

    личностные: эмоционально воспринимали поступки героев литературного произведения; высказывали свою точку зрения, оценивали поступки с точки зрения моральной этики;

    метапредметные: регулятивные - принимали и сохраняли учебную задачу; адекватно воспринимали оценку учителя и одноклассников; планировали свои действия; познавательные – познакомились с произведением: определили тему и жанр, выделили фамилию автора, заголовок, смоделировали обложку книги; коммуникативные – использовали доступные речевые средства для передачи своего впечатления, принимали участие в обсуждении прочитанного;

    предметные: научились – осознанно воспринимать произведение и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему; получили возможность научиться - узнавать изученные произведения по предметам, находить информацию о произведении в учебнике, выполнять несложные задания в парах и группах, понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

    Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная мною форма организации урока была эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик». Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала.

    Владимир Григорьевич Сутеев

    Ё З Воспитанный Вежливый Смелый Добрый Умный Находчивый Невоспитанный Грубый Трусливый Благодарный

    «Важна не палка, а умная голова да доброе сердце!»

    «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

    Мой добрый друг, пожалуйста, Добро совершать не бойся. Помог кому – то – и радуйся, Награды не нужно большей.

    Сегодня я работал лучше, чем вчера Не доволен работой Я мог бы работать лучше