Урок м а шолохов судьба человека. Отрытый урок "судьба человека"

Конспект урока по литературе в 11-ом классе

По теме: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»

и литературы

МОУ «Ситцевская СОШ»

Нязепетровск - 2006

Конспект урока

Тема: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»

Место занятия в учебном процессе:

Данная тема изучается в комплексе с произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Это первый урок по произведениям Михаила Шолохова, домашним заданием к уроку было прочитать рассказ «Судьба человека» и нарисовать афишу к фильму, который вы бы сами сняли по этому рассказу.

Цель занятия:

1. Рассказать о личности писателя;

2. Проанализировать рассказ. Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе?

3. Актуализация знаний, умений и навыков.

4. Провести словарную работу.

5. Прививать патриотизм по отношению к родине, воспитывать чувство гордости за наших героев в Вов.

Форма урока : беседа.

Объем и содержание изучаемого материала :

Объем текста небольшой, рассказ, возможен подробный анализ на уроке.

Используемые методы обучения:

Слово учителя;

Беседа с учениками;

Словесное рисование;

Использование наглядных пособий, музыки

Ожидаемые результаты: ученики должны справиться с анализом текста рассказа, и написать сочинение на тему «В чём сила русского характера», на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

(Слайд-шоу о Шолохове (слайды №2,3,4)

Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе? Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.

(презентация афиши, домашнее задание)

(слайд №5)

Посеешь привычку - пожнёшь характер,

Посеешь характер - пожнёшь судьбу.

Нет, не только во сне плачут пожилые,

Поседевшие за годы войны мужчины.

Старая истина Михаил Шолохов.

Как вы понимаете слово “характер”?

Словарная работа:

(слайд № 6)

Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов словарь русского языка).

Какие положительные черты характера мы можем назвать?

(слайд №7 Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)

Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?

Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, тем, выявляя черты его характера.

3. Анализ текста

(Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь» - от слов: “Поначалу жизнь моя была обыкновенная...” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

К этому пересказу слайд №8 с музыкальной композицией «Мелодии леса».

Почему к этому эпизоду подобрана именно эта музыка?

Оказывается, слова текста созвучны композиции. Там, в лесу, всё гармонично. Ветер шевелит листву, птицы щебечут по-своему, каждый зверёк выполняет необходимые дела. Мелодия, на фоне которой звучит пересказ, успокаивает, настраивает на домашний мирный лад. И Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку “по душе”. (“Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета... И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!”) Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А “старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали”.

В чём же видит Андрей Соколов счастье?

Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

Подчёркиваем те черты характера Андрея, которые помогли ему в мирной жизни.

Ученикам хочется закончить рассказ словами: “И жить ему без бед до старости, и умереть в своей постели”.

Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.

Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?

Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.

(Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» - от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери - Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.)

Ученики обращают внимание на то, что воспоминания Андрея полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...” Возможно, что-то предчувствовала... И вспоминается плач Ярославны, и видится готовность мудрой Февронии на своих плечах вынести из беды мужа. Мы отмечаем сравнения: “моя прижалась ко мне, как лист к ветке”, “сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра”. Это стремление уберечь мужа, защитить его от малейшей опасности, помочь в трудную минуту, подарить ему нежность и ласку. Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь... И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? (слайд № 9, 10, 11)

Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лозовеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. “Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка”.

Исторический комментарий

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте , СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём - чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. “Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь не людские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”

Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

Выразительное чтение эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру»

Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?

Мюллер - очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.

Дороги ли нам его слова?

Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.

С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова. Мы подчёркиваем стойкость, самоотверженность, храбрость. Ученики просят меня дописать в список положительных черт характера и щедрость. (слайд №12) (Придя в барак, герой рассказа поделился “дарами Мюллера” со всеми.)

Остался ли в плену Андрей Соколов?

Ему пришлось возить “на опель-адмирале” немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”. (слайд №13)

Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?

Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме - о важных человеческих ценностях.

И что же впереди? (Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату». На фоне песни показываются слайды (слайд № 14, 15, 16, 17) с изображением разрушенного Воронежа, других городов.)

Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.

(Ученики читают: “В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом - очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

Лишь на миг “блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий”. И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

Произошло ли это с Андреем Соколовым?

Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

Кто кого нашёл?

Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”. И описания Шолохова стали ярче, красочнее. Какие сравнения: “глазёнки - как звёздочки ночью после дождя!” Прямая оценка: “И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...” “Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»” (слайд № 18)

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. (Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова.)

От кого мы узнаём историю главного героя?

Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему. Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего. “Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”. Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего.

Обращаю внимание учеников на описание природы. Оно косвенно отражает чувства повествователя. Находим в тексте доказательства.

“Солнце светило горячо, как в мае”, - скажет он в начале рассказа. “Солнце светило так горячо...” - повторит он там же. Чувство успокоенности владеет им: “Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству...”

И вот встреча с чужим горем, с несмываемой временем бедой - и словно всё подёрнулось серой, безрадостной пеленой.

“Всё так же лениво шевелил сухие серёжки на ольхе тёплый ветер; всё так же, словно тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни”.

4. Подведение итогов

В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Словарная работа (слайд № 19)

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь, или чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь).

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

(Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.)

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

Как показал Шолохов, что бескорыстие , стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?

Учащиеся вспоминают, как уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал и его не убили. Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни. “Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!”

1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.

2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.

3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.

Обсуждаем первый эпиграф (слайд № 5) и возвращаемся к смыслу названия рассказа; говорим о том, что Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова», подчёркивая тем самым обобщённое значение повествования.

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему «в чем сила русского характера» на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

(слайд № 20) Урок заканчиваем словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Эпиграф

«Люди! Покуда сердца стучатся,-

ПОМНИТЕ!»

Тема урока: «Судьба человека»

Цель урока: формирование понятия «судьба»

(на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова).

Задачи:

1.Раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа

М. Шолохова “Судьба человека”

2.Воспитание чувства патриотизма, уважения и преклонения перед подвигом русского народа в Великой Отечественной войне;

3.Формирование умения анализировать произведение;

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля покрывается зеленью, наступает святой день нашей родины. День, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и усопших

Как хорошо, что человек наделен памятью.

Ученик:

С чего начинается память?

С речного песочка?

С дождя на пороге?

А если с убийства!

А если со слез!

А если с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых,

А если с недетского знания- как

Живое становится мертвым?

И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять лет

Войной начинается память

/К.Симонов/

2.Учитель: Война…. Слышим это слово и невольно вздрагиваем, и комок к горлу подступает! Станет ли он когда-нибудь привычным? И я хочу спросить вас, дети, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «война»?

(Смерть, голод, разрушение, страдание, терпение и т.д.)

Все это испытали люди нашей страны.

Обратимся к словам великого философа Гельвеция:

Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.

И продолжу мысль народной мудростью:

Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.

-Итак, что такое характер? Назовите черты характера, которыми обладают люди.

(Целеустремлённость, стойкость, лицемерие, великодушие, уверенность в себе, честность, зависть, мужество, верность, умение любить, корысть, жадность, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность, трусость, малодушие, инициативность, совестливость, напористость)

-Ребята, как вы думаете, что может изменить кардинально судьбу человека?

(Н-р, жизнь в одиночестве, потеря близких, быть брошенным любимым человеком, страдание от неизлечимой болезни, война …)

3. Мы уже слышали о стихах Эдуарда Асадова. А сегодня на уроке я не случайно выбрала стихотворение именно этого поэта. Но сначала немного из биографии поэта.

(Ученик рассказывает биографию Э. Асадова (презентация)

Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение.(У всех текст стиха)

Спешишь, кипишь в каком-то бурном раже!

А годы мчат суровой чередой.

И вот однажды не заметишь даже,

Как ты уже – на финишной прямой…

А в прошлые, упрямые годы

Душе хотелось и дерзать, и сметь,

Спешить, не остывая никогда,

Всего достичь, добиться и успеть!

А вот теперь, когда посыпал снег,

Ты дни как будто пробуешь сберечь,

Чтобы подольше, замедляя бег,

Той финишной черты не пересечь…

Поразмышляем над содержанием.

О чём стих?

(Стих-наставление, о быстротечности жизни, жизнь- судьба, которую творит и и проживает человек. Пока молод спешишь успеть ….и.. старость.. когда осмысливаешь многое…..)

От какого лица написано стихотворение?

Почему стихотворение написано от 2-го лица

(наставление писателя читателю).

Что значит “посыпал снег”?

(Старость.)

Подберите контекстные синонимы.

(Финишная черта.)

Найдите смысловые слова- глаголы(действия) стихотворения.

(Достичь, добиться, успеть, дерзать, сметь.)

А это относится к чертам характера?

4. Итак, об упрямом характере у русских людей, об их отзывчивости и великодушии восклицал великий русский писатель М. Шолохов: «Вот русский человек! Русский солдат! Черт его знает, сумеем ли мы раскрыть его душу?»

Именно такой человек-богатырь, вставал испокон веков на защиту земли русской!

Как в сказке вначале незаметный, а в страшную годину способен выдюжить все.»

Так и герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов становится исполином земли русской. Как многие из тех солдат, которые полегли, защищая нашу страну.

Но сначала о биографии М. Шолохова.

5. Обратимся к рассказу «Судьба человека»

Вопросы классу:

- На какие смысловые части можно разделить рассказ Андрея?

(довоенная жизнь героя, война, возвращение к мирной жизни)

-Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни?

(Это прежде всего его дом, семья, опора, которая помогает ему выжить. Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)

(Да. Так жили многие. Недаром Соколов говорит: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Но это только поначалу»).

-Что меняет быт главного героя?

-Через какие испытания пришлось пройти нашему герою?

(«Горчайшее» испытание - фашистский плен)

- Почему «горчайшее»?

(Всех, кто попадал в плен, считали, считали предателями)

- Как он попал в плен?

(Чувство товарищества в критическую минуту заставляет Андрея забыть о себе и в опасной обстановке подвезти снаряды нашей гаубичной батарее. И не было у него никаких колебаний: «Там товарищи мои, может быть, погибают, а я чухаться буду? И попадает в плен.

Анализ эпизода в церкви

Андрей убивает человека «вопреки заповеди господней, совершает страшный грех»

(Он убивает предателя Крыжнева, который хотел выдать немцам своего командира. «Да какой же он свой, он же хуже чужого, предатель»

-Какие черты он проявил в плену? (Достоинство.)

(Сцену с комендантом Мюллером. Именно в ней возникает мотив смерти.

Герой преодолевает смерть, а его духовная сила смутила даже Мюллера).

- В каких эпизодах еще Андрей выходит победителем из поединка со смертью?

(Перед пленом, после контузии, после побега, когда чуть не затравили собаками).

-Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает?

(Он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви.)

-Что значит для человека дом?

(Это очаг, крепость, защита.)

Учитель:

Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.

-Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию?

(Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)

Учитель: Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал выпивать.

-Найдите сочетания со словом «сердце»

(«Сердце будто кто-то плоскогубцами сжал»

«Сердце отходит, становится-то ведь оно у меня мягче, а закаменело оно от горя»

«Сердце у меня раскачалось, поршня надо менять»)

- О чем говорят эти строки?

-Кто растопил сердце героя?

(Маленький мальчик Ваня)

-Кто кого нашел?

(Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.)

-Как вы думаете, почему именно Иваном назвал автор ребенка?

(Символический русский Иван –русский человек. Хорошее имя- Иван.

Да. Ваня, Иван - образ ребенка, потерявшего на войне все: дом, родителей и обогретый чужими- родными людьми)

-Как вы думаете, Ванечка тоже носит обобщенный образ?

Учитель: В конце рассказа звучат слова: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…» Что-то ждет их впереди?

6. В чем смысл названия рассказа? (учащийся)

Разбираем значение слова “судьба” по словарю Ожегова.

Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

Доля, участь;

История существования кого-чего-нибудь;

Будущее, то, что случится

Судьба – многозначное слово.

В каком значении оно использовано в названии рассказа?

(Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)

Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности.

(Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)

8. И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути. Если к этому позовет его Родина.

И они выдюжили, и мы, каждый день должны помнить

Ученик: Люди!

Через века, через года-

В горе сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте

Достойны!

Вечно достойны!

Покуда сердца стучатся,

Какой ценой завоевано счастье-

Пожалуйста, помните!

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет

Заклинаю, помните!!!

9.Рефлексия. Возвратимся к цели и задачам урока.

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа

в годы Великой Отечественной войны

(Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Цели:

  1. Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание
  2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
  2. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
  3. Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
  4. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование : презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА:

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова - героя его рассказа «Судьба человека»)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Была война,

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

Эпиграф

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

Важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

Богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

Тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

Давайте обратимся к содержанию рассказа
- В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова .)

Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

(« Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365

В чём же видит Андрей Соколов счастье?

(Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

(У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.
- Как Соколов попал в плен? (текст)
- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
- В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Герой

Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Противопоставление свое

Взводный

Безропотно ожидает своей участи

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

Какая позиция ближе всего Соколову?

(Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

- Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

- В чём символическое значение этого эпизода? (тест) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

(“Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

Народная мудрость гласит: Г лаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

- «Словно присыпанные пеплом » - то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”

Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода.

Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

(Две сироты, жизни которых искорежены войной)

Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя» .)

Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя» . Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств )

Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

И последнее. Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ .

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.

ВЫВОД:

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

Люди! Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Домашнее задание.
Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».


Тип урока: урок – поиск, урок – творчества

Методы: Интерактивные, информационно – коммуникативные, частично – поисковые, беседа. (Стратегии “Медитация”, “Пятиминутное эссе”, “Жигсо – 2”, “Аквариум”, многоуровневые вопросы.)

Оценка педагогической ситуации: Класс разноуровневый: есть сильные и слабые учащиеся. Не у всех учащихся сформирован стойкий интерес к чтению художественной литературы. Этим объясняется выбор методов и формы урока (групповая).

Я думаю, что тема урока обязательно заинтересует старшеклассников, так как военная тема современна и в наши дни; бабушки и дедушки многих из них, наверняка, участвовали в войне; совершенно другой предстанет перед ними личность писателя, написавшего такое потрясающее произведение.

Оборудование:

  • Аудиозаписи мелодии звуков войны.
  • Раздаточный материал: “Экспертные листы”, “Лист самооценки”.
  • Портрет М. А. Шолохова, иллюстрации.

Цели урока:

а) образования:

  • Постижение уникальности художественного мира писателя Михаила Шолохова на материале рассказа “Судьба человека”.
  • Показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простого русского солдата, выдержавшего все испытания, выпавшие на его долю.

б) развития:

в) воспитания:

Структурные элементы (этапы) урока.

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

– Открываем тетради, записываем число и новую тему урока: М. А. Шолохов. Рассказ “Судьба человека”.

Пробуждение интереса.

Медитация (на фоне записи звуков рвущихся снарядов, свиста пуль, крика людей).

Урок начинается с небольшой медитации. Ученики садятся удобнее, делают 3 глубоких вздоха, закрывают глаза и мысленно отвечают на мои вопросы:

  1. Что, кого вы видите?
  2. Какие звуки вы слышите?
  3. Какие чувства испытываете?

“Пятиминутное эссе”. Учащиеся пишут в течение 5 минут эссе, в котором они описывают воображаемые образы. Данная работа поможет подвести учеников к теме урока – теме войны.

Слово учителя. Объявление темы урока, определение целей работы.

– Война – это всегда трагедия для народов. Но такой ожесточенной, кровопролитной битвы, как Вторая мировая война, не знала история человечества. Более 50 млн. человеческих жизней – вот ее цена. Но сегодня мы вспоминаем не только о погибших, а той колоссальной цене, которую человечество заплатило за попытки нацистов добиться мирового господства. Память о войне – это и суровое предупреждение, урок на будущее. Поэт – фронтовик Сергей Орлов писал:

Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берез.
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Военные трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.

– О войне писали и пишут. И сегодня военная тема воспринимается как глубоко современная. Но все – таки лучшее из созданного принадлежит писателям, прошедшим эту войну, рассказывающим о незабываемых впечатлениях и чувствах. Сегодня мы познакомимся с рассказом “Судьба человека” Михаила Шолохова, который сам был участником Великой Отечественной войны.

В названии рассказа есть слово “судьба”. В русской литературе встречается очень много произведений, в которых есть слово “судьба”.

  1. П. Проскурин “Судьба”
  2. А. Гайдар “Судьба барабанщика”
  3. Жариков “Судьба Илюши Барабанова”
  4. Данилевский “Судьба музыканта”
  5. Давыдов “Судьба Усольцева”

– Так что же означает слово “судьба”? (Ученики, пользуясь сотовыми телефонами, заходят в интернет и определяют значение слова “судьба”.)

Словарная работа. Судьба-ы ж.р.

  1. Стечение обстоятельств, не зависящих воли человека; ход жизненных событий.
    Избранник судьбы.
  2. Доля, участь. Счастливая судьба.
  3. История существования кого-, чего-нибудь. У этой рукописи интересная судьба.
  4. Будущее, то, что случится, произойдет. Судьба человечества.

– Какое из этих значений по смыслу и значению больше всего подходит к рассказу М. Шолохова? Дайте ответ на этот вопрос в конце урока.

Слово учителя:

– Рассказ “Судьба человека” М. Шолохов написал в 1956 году всего за несколько дней. В основу произведения легла история, рассказанная писателю человеком, который явился прототипом Андрея Соколова. В этом произведении Шолохов не просто показывает войну. Он показывает войну как одно из самых тяжких испытаний, выпадающих на долю человека.

Работа в домашних группах.

Учащиеся в “домашних” группах (в каждой группе по 6 учеников, у каждого свой порядковый номер) знакомятся с содержанием части, соответствующей порядковому номеру.

Работа в “экспертных” группах.

Ученики пересаживаются в “экспертные” группы для того, чтобы обсудить возникшие вопросы, а также вопросы экспертных листов.

Экспертный лист № 1.

  1. Почему рассказчику стало не по себе, когда он взглянул на Андрея Соколова?
  2. Что удивило его во внешности Андрея Соколова?
  3. Что мы узнали о его жизни до войны?
  4. О чем он жалел, вспоминая свою довоенную жизнь?
  5. Как шли военные будни Андрея Соколова?
  6. Как Соколов отнесся к просьбе командира автороты?
  7. Как Соколов выполнял боевые задания?
  8. Как Соколов оказался в плену?

Экспертный лист № 2.

  1. Почему фашисты не убили Соколова сразу, а взяли в плен?
  2. Первый день плена Соколов провел в церкви. Символично ли место действия?
  3. Почему Соколов решил убить предателя?
  4. Какая мысль овладела Соколовым с первого дня плена? Как она осуществилась?
  5. Почему на Соколова донесли?
  6. Почему Соколов не выпил за победу немецкого оружия как предлагал Мюллер?
  7. Почему комендант Мюллер не расстрелял Соколова?
  8. Что помогла Соколову выжить?

Экспертный лист № 3.

  1. Как Соколов попал к русским?
  2. Какая весть пришла к нему из дома от соседа?
  3. Почему после демобилизации Соколов не вернулся в Воронеж, а поехал в Урюпинск?
  4. Почему Соколов пристрастился к спиртному?
  5. Какие чувства вызвал Ванюша в Соколове?
  6. Почему он решил взять его в дети?
  7. Как протекала жизнь с мальчиком?
  8. Что их ждет впереди?

Работа в “домашних” группах.

Учащиеся пересаживаются в “домашние” группах и каждый в группе рассказывает свою часть.

Ученики смотрят фрагменты художественного фильма “Судьба человека” с участием народного артиста СССР Сергея Бондарчука с установкой: после просмотра состоится аналитическая беседа по содержанию рассказа, в которой можно будет сопоставить видение режиссера фильма с авторской позицией в отношении главного героя.

Обобщающая беседа.

  1. Как вы понимаете название рассказа судьба человека? Подразумевается ли в данном случае судьба одного конкретного человека?
  2. Какова роль автора в рассказе? Выступает ли он только в качестве слушателя или это активное действующее лицо?
  3. Все ли обстоятельства жизни одинаково подробно излагаются Андреем Соколовым? На каких событиях, фактах своей биографии он акцентирует внимание?
  4. Каким вырисовывается характер Соколова из его рассказа? Какая черта преобладает в нем?
  5. Оптимистичен или пессимистичен финал рассказа?

Структурная дискуссия.

Ученики спорят на тему “Готова ли современная молодежь защищать Родину?”. Свои точки зрения по данному вопросу высказали “пессимисты”, “оптимисты” и “реалисты”.

Домашнее задание и самооценивание.

Придумать продолжение рассказа и записать в тетрадь.