Темы проектов для 4 кл по литературе. Проект по литературному чтению на тему "Богатыри русские" (4класс)

Материал содержит технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме "Война - страшнее слова нету...", методические рекомендации, листы для проектной деятельности для учащихся на уроке, презентация учащейся к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

День уже давно начался.

В небе солнышко проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Ручки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Вы чувствуете солнечное тепло? Поприветствуйте своего соседа по парте, меня и наших гостей – специалиста из управления образования и директора школы. Подарите им свои солнечные улыбки.

И пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.

Дети смотрят за окно, включаются в деятельность на личностно-значимом уровне.

Дети выполняют движения согласно словам стихотворения.

Регулятивные (волевая саморегуляция )

Коммуникативные (управление коммуникацией)

II. Дыхательная гимнастика.

Используется электронное приложение курса дыхательной гимнастики «БОС-дыхание».

Суриков « «.

Дети стоя перед ИА доской (на разном расстоянии от доски) читают вслух хором стихотворение с регулировкой правил дыхания

Регулятивные (контроля, самоконтроля, коррекции)

Личностные (самоопределение – установка на ЗОЖ)

III. Актуализация знаний учащихся.

  1. Выход на тему урока.

2.Постановка целей и задач урока в сотворчестве с детьми. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.Постановка задач урока в сотворчестве с детьми. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Над какой главой работаем?

Игра в парах «Ты – мне, я – тебе» - 1 мин.

Не забудьте оценить ответы своего соседа, шепните ему на ушко слова одобрения или дайте совет, на что ему нужно обратить внимание в этой главе.

  1. Игра «Моё желание»

Дети, чего вам хочется больше всего на свете? Запишите это пожелание в рабочей тетради 1-2 словами.

В конце урока мы ещё раз вернёмся к этому же вопросу.

Сегодняшний урок – самый обычный, а его форма – проект. (Что это?)

2) Работа по формированию темы урока в проектных группах:

От чего отталкиваются при работе над любым проектом?

«Сенсорные кресты»:

а) -Ах, если б не было войны…

Земля была полна бы цветом…

Н.Трегубов

б) – Война всех метит:

шрамом – военных,

морщиной – гражданских.

в) Помните! Через века, через года,-

помните о тех, кто уже не придёт никогда!

Р. Рождественский

Зачитывают вслух. Обсуждение.

Учитель после обсуждения открывает на доске эпиграф к уроку :

«Война – страшнее нету слова…»

А.Твардовский

  1. Работа по определению целей урока, принятию учебных задач:

(Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к определению целей урока, принятию учебных задач)

Вы определили тему урока на основе отрывков из произведений и поговорки. А теперь поделитесь своей ассоциацией о войне: звуки, запахи, цвет, человеческие чувства, и запишите эти ассоциации словами-существительными столбиком в рабочей тетради каждый самостоятельно.

Итак, война – это …

Проверка записей.

Сейчас мы составили представление о войне на основе первичных знаний. Посмотрите, как много вы уже можете сказать про это. Может быть, этого и достаточно? Нужно ли продолжать работу по этой теме и читать произведения о войне? Ведь и так всё ясно?!

  1. формулировка цели проекта:

Сформулируйте цель своего проекта, т.е. (учитель помогает) закончите мою мысль:

Анализируем художественные произведения о войне, чтобы понять война – это (что?) -

Проверка. Обсуждение.

3)работа по постановке задач урока-проекта:

А теперь определите план действий по заданной теме и цели проекта по наводящим глаголам:

Проверить …

Познакомиться …

Узнать …

Работать над … .

  1. выдвижение гипотезы:

А к какому выводу мы обязательно должны прийти? (мы можем это предположить в начале урока?)

Учитель может обратить внимание детей на эпиграф к уроку.

  1. конечный результат:

Показателем всей работы на уроке по литературному чтению что может быть?

Конечный результат сегодняшнего проекта вы запишете в конце урока в специально отведённом месте на карте. Это и будет результат и показатель вашей работы в группе.

Дети в течение 1 мин. задают друг другу вопросы по теме главы, отвечают, дополняя друг друга.

Дети записывают свои желания каждый в своей рабочей тетради.

Проект – это план действий, планировка, цепочка действий и обязательно какой-то результат (продукт).

Определяют тему проекта, т.е. то, над чем будут работать.

Дети в проектных группах формулируют тему проекта и записывают её на картах.

Дети самостоятельно записывают несколько слов-ассоциаций про войну.

Дети высказывают свои мнения о том, для чего ещё нужно изучать произведения о войне.

Уч-ся в группах заканчивают предложение виде записи цели проекта в картах.

Уч-ся предлагают свой план, например:

Проверить домашнюю работу;

Познакомиться с новым произведением о войне ;

Работать над развитием речи (устной, письменной, музыкальной) и т.д.

Дети предполагают конечный вывод урока о войне.

Уч-ся в группах записывают гипотезу проекта в карты.

Дети предлагают такие варианты:

Хорошая работа учеников;

Сочинение;

Отзыв учащихся (эссе);

Синквейн;

Рисунок.

Регулятивные (умение задавать вопросы)

Личностные (нравственно-эстетическая ориентация, этические чувства, доброжелательность и морально-чувственная отзывчивость)

Познавательные (логические УУД: выявление сущности, особенности объектов)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

Познавательные (логические, моделирование)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Регулятивные (выдвижение гипотез, умение прогнозировать предстоящую работу)

I V. Деятельностная стадия.

1.Проверка домашней работы.

  1. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока.

V . Рефлексия.

V I. Выбор домашнего задания (дифференцированное).

V II. Итог урока.

  1. Самооценивание

(Я):

  1. Взаимооценивание (Мы):

3.Оценивание учителем (Дело):

- Предложите, как я могу как учитель вести дальше урок по этой теме?

Почему сегодня нужно проверить д/з?

Какое д/з вам удалось выполнить?

1)проверка домашней работы:

Выразительное чтение стихотворения;

Живая выставка рисунков;

Подчёркивание художественных литературных приёмов;

Другое произведение о мальчиках во время войны.

Анализ работ, самооценивание, оценивание.

1)самостоятельная работа 2 уч-ся у доски с эпитетами:

Во время проверки домашнего задания у доски работают 2 человека самостоятельно – выписывают из домашнего стихотворения несколько слов-характеристик героев произведения. Мальчики (какие?)

Проверка работы на доске – эпитеты.

Для чего мы выполнили такое задание?

2)знакомство с новыми произведениями:

а) Учебник – с. 102 – обращение-комментарий авторов учебника.

- Из совсем коротенького обращения можно уже сейчас многое узнать. Что вы узнали?

б) биография Б.Ш.Окуджавы (1 уч-ся с презентацией у доски)

Обсуждение презентации. Оценивание работы с презентацией.

в) прослушивание песни «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы.

- Новое литературное произведение я предлагаю вам для знакомства в музыкальном сопровождении. А вы после поделитесь своим мнением – уместно ли это было – прослушать литературное произведение в музыкальном виде?

г) анализ стихотворения (песни):

Какие чувства возникли у вас во время прослушивания и после него?

Уместна ли сейчас была песня?

Какой эффект создаёт? Что дополняет?

Благодаря каким средствам музыкальной выразительности?

Предложите работу над стих-ем, не забывая целевые установки на карте проекта.

д) самостоятельное чтение стих-я учащимися.

- Сколько частей вы определили? Почему?

Какие строчки повторяются? Для чего так построил стих поэт Окуджава?

- Какой приём использует поэт в обращении к войне? (олицетворение)

Окуджава писал об этом так:

«Я ненавижу войну!» И это стих-е не о войне, а против войны!»

Слишком рано закончилось детство, время игр, пришла пора становиться мужчинами, солдатами.

Какими словами можно дополнить столбики слов?

Кто говорит мальчикам «До свидания»?

А почему не «прощайте»? Есть ли разница в этих знакомых вам фразах?

- О чём просит поэт мальчиков?

Ребята, эти слова – традиционное напутствие воинам на Руси: будьте высокими, себя не щадите, но обязательно вернитесь назад!

- Война исконно считалась мужским делом, почти неизбежной обязанностью .

А для женщин, уходящих на войну, война – это жизненный слом, отказ (эти слова можно внести в рабочую тетрадь как ассоциации?) от женских забот, хлопот по дому, семье, детям.

Как герой стих-я показывает свою ненависть к войне из-за того, что и девочки вынуждены идти на фронт?

- Что советует герой девочкам?

Какое напутствие девочкам?

- Почему и мальчикам, и девочкам по несколько раз просят вернуться назад?

Правильно, жизнь – самое важное на земле.

  1. Работа с репродукцией картины К.А.Васильева «Тоска по Родине» (с.103):

–Вдумайтесь в название картины. Как связаны названия картины и стих-я? (Доказать строчкой)

Какое из средств художественной изобразительности на этой репродукции – главный?

- Ответим на вопросы учебника с.104, попутно заполняя столбики слов в ассоциации (тетрадь).

  1. Диагностика. Подготовительная работа по составлению синквейна.

Итак, мы окунулись в страшную атмосферу военых лет, увидели, что пережили советские люди за 4 года войны.

У каждого из вас в тетради – по 3 столбика слов-ассоциаций. Перечитайте их ещё раз и подчеркните самые главные, на ваш взгляд, ассоциации (в 1 столбике – 1 слово-существительное, во 2 столбике 2 прилагательных, а в 3 столбике – 3 глагола).

Проверка. Обсуждение.

2.Запись синквейна о войне – работа в проектных группах.

Обсудите в группах ваши ассоциации и составьте 1 общий синквейн, это и будет ваш конечный результат проекта.

Презентация работ. Оценивание.

Гипотеза нашего проекта подтвердилась? (Обращение к эпиграфу урока на доске)

  1. Самостоятельный выбор домашнего задания:

Предлагаю вам самим определиться в выборе домашнего задания к этому произведению. Предложите возможные варианты.

- Где вы сможете применить знания, полученные на сегодняшнем уроке?

  1. Подведение итога урока:

- На последнем этапе нашего урока подумайте о своей работе по созданию проекта, оцените себя справедливо.

-Возьмите друг друга за руки, на ушко шепните оценку своему соседу за его работу на уроке, при необходимости дайте совет.

  1. Символическая импровизация - итог урока:

- У вас в руках – голубочки – символы мира, запишите на них то, что оставил сегодняшний урок в ваших живых, отзывчивых, прекрасных детских сердцах, а заодно – ответьте на вопрос начала урока « Чего вам хочется больше всего на свете?»

- У кого совпали желания начала и конца урока?

- Идёт один из последних осенних дней.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и гостям и подумайте: как хорошо, что мы сегодня были здесь (хором) вместе!

Спасибо за то, что вы у меня есть .

Дети предлагают проверить домашнее задание, так как оно связано с темой урока.

Дети перечисляют выполненное д/з.

Дети анализируют выполнение дом. работы одноклассников, сами себя оценивают и с учителем оценивают.

Дети могут записать такие хар-ки: драчливые, обыкновенные, читающие, фантазёры, мечтатели, выдумщики, обыкновенные, нормальные, неопытные в жизни и др.

Дети подводят мини-итог.

Дети сообщают свои наблюдения, например:

- познакомились с новым автором - поэтом;

- тема В.О.войны продолжается в новом произведении;

Дети обсуждают работу одноклассника над презентацией.

Дети прослушивают песню в правильной посадке (урок музыки)

Дети делятся своими впечатлениями от услышанного.

Дети могут перечислить известные музыкальные средства выразительности:

-мелодия – речитатив;

- темп – умеренный ;

-ритм – пунктирный;

-лад – мажор;

-динамика – громко.

Дети делают вывод, что музыкальные средства выразительности помогают понять содержание музыкального произведения, его смысл.

Дети предлагают сою работу над стих-ем, например:

- прочитать выразительно;

-назвать художественные средства выразительности;

-словарная работа.

Дети самостоятельно читают стих-е.

Повторение – плач, причитание.

Война подлая – автор видит её как живого человека, которого осуждают и ненавидят.

(все эти слова можно записать в рабочую тетрадь)

Дети отвечают на вопрос, доказывая текстом:

1 часть:

- стали тихими наши дворы;

-наши мальчики головы подняли;

-повзрослели они до поры;

-на пороге едва помаячли

-и ушли за солдатом солдат…

Дети дополняют столбики слов в рабочую тетрадь.

-

2 часть:

-Вместо свадеб им суждено было увидеть лишь разлуки и дым …

- Наплевать на сплетников.

- Постарайтесь вернуться назад.

-Это самое важное – вернуться живыми с войны.

-И ушли за солдатом солдат…

- Цвет – серый (тёмный, мрачный, пугающий, скучный) цвет больше всего показывает настроение авторов.

(Динамика – движение,

Пятно,

Свет,

Композиция и др.)

Дети работают самостоятельно.

Дети работают в группах, записывают 1 общий синквейн о войне.

Вывод: «Страшнее войны – нет ничего!»

Дети предлагают такое д./з.:

-выучить наизусть,

- подобрать другое стих-е или песню к уроку музыки на эту же тему,

-рисунок.

- На уроках музыки, ИЗО, русского языка, окружающего мира, на классных часах, посвящённых В.О.войне и т.д.

Уч-ся оценивают свою работу на уроке.

Уч-ся оценивают работу на уроке своего соседа по парте.

Дети становятся в большой круг, голубочки – в центр круга

(В это время 1 ученик читает стих-е:

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов павших тогда,

Да не будет войны на планете

(Все хором)

Никогда!

Никогда! Никогда!

Регулятивные (умение строить план совместной деятельности)

Регулятивные (контроль, самоконтроль )

Коммуникативные (умение слушать и понимать других).

Регулятивные (умение оценивать работу других в соответствии с определённой ситуацией)

Познавательные (логические )

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Умение применять и преобразовывать художественное изображение для решения учебных и познавательных задач

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

к проведению урока литературного чтения

в 4 классе (система Л.В.Занкова).

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для проведения в 4 классе (система Л.В. Занкова).

Социокультурный аспект : - знакомство учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне на примере стихотворения советского поэта Б.Ш.Окуджавы.

Кабинет оснащён необходимым инвентарём по оздоровительной технологии доктора В.Ф.Базарного:

-«сенсорные кресты»;

-потолочный цветной офтальмотренажёр;

-экологическое панно;

-ученические парты-конторки.

На компьютере установлены и используется электронное демо-приложение с набором текстов для дыхательной гимнастики (технология «БОС-дыхание»). (Учителем получено разрешение на использование данной технологии на основе прохождения обучения – удостоверение о прохождении дистанционных курсов).

На протяжении всего урока с учащимися проводятся физпаузы (согласно технологии Л.В.Базарного), направленные на всестороннее физическое развитие учащихся (глаз, шейного отдел, рук, пальцев, позвоночника, массаж стоп). Важно, чтобы каждый учащийся сам следил за самочувствием своего организма, выбирая то или иное упражнение для зарядки. Это – действия самоконтроля за своим здоровьем.

Предыдущее домашнее задание по литературному чтению - дифференцированное (по выбору самих учащихся):

-выразительное чтение стихотворения Ю. Левитанского «Мальчики» ;

-чтение наизусть стихотворения Ю. Левитанского «Мальчики» ;

- чтение других стихотворений о детях в В.О.войне;

- рисунки о своих снах-фантазиях.

Поэтапные методические пояснения:

  1. Организационный момент. Стадия настроя.

В ходе приветствия предполагается создание доброжелательного настроя учащихся на урок и вовлечение в коллективный труд.

Дыхательная гимнастика – зарядка для органов дыхания с использованием компьютера (учащиеся при этом упражнении сами себя «оздоравливают», выполняя чтение вслух согласно требованию технологии). Учитель следит за правильностью дыхания всех учащихся, помогает не отставать при хоровом чтении произведения и удерживать дыхание на должном уровне).

  1. Актуализация знаний учащихся. Мотивация.

Целеполагание на данном этапе происходит в сотрудничестве учащихся и учителя в ходе создания проблемной ситуации. Уч-ся самостоятельно формулируют темы урока, предлагая пути решения проблемы.

Учитель создаёт условия для установления учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивами. Обязательное условие на этом этапе – прогнозирование, т.е. понимание, какой конечный «продукт» хотят получить уч-ся.

  1. Деятельностная стадия.

На деятельностную стадию отведено самое большое время – около 25 минут. Упражнения направлены на совершенствование фонетических навыков говорения, активизацию изученных литературных правил и совершенствование лексических навыков говорения – культура русской речи. Здесь происходит развитие навыков контроля, самоконтроля, коррекции действий каждого учащегося; совершенствуются общеучебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков выдвижения, предположений. И конечным «продуктом» данного урока должно быть возникновение желания у уч-ся самим выразить своё отношение к изучаемой теме через творческое задание (синквейна о войне).

В ходе работы над решением проблемной ситуации учитель должен помнить главную её задачу – воспитывать культуру общения на основе высоконравственных человеческих ценностей – любовь и уважение к близким, своей семье, культуре, Родине, миру на Земле.

Так как предыдущее домашнее задание было дано на выбор, необходимо ещё в начале урока выяснить, кто из детей какое задание выполнял. Дифференциация д/з в этом случае направлена на осознание своих возможностей, владение действиями самоконтроля, саморегуляции, контроля)

В деятельностную стадию включены задания и упражнения с применением АМО (активных методов обучения), в числе которых – авторские АМО (разработаны лично учителем – разрешение и подтверждение на их применение выдано интернет-сайтом «Мой университет» - сертификат): «Я – сам!» - индивидуальные;

« Одна голова – хорошо, а две - лучше!»- парная работа ;

«Один в поле – не воин!» - групповые.

Цель их использования на данном этапе – формирование умений взаимодействия с партнёром, принятия разных точек зрения и нахождения общего решения, аргументировать свою позицию при работе в паре и групповой работе).

IV. Диагностика.

Упражнение на составление синквейна – не новое для детей (высокий уровень интеллектуальных способностей учащихся класса позволил ранее познакомить четвероклассников с данным видом) – направлено на совершенствование навыков поискового чтения (при этом повторяются и части речи – межпредметная связь с уроками русского языка (работа над метапредметными результатами); музыкальные средства выразительности – с уроками музыки; средства художественной изобразительности – связь с уроками музыки); в парной работе происходит коллективное сотрудничество в выполнении творческой работы, интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия.

V. Рефлексия.

Сопоставление результатов работы с задачами и вопросами в начале урока – индивидуальное (Что достиг? Что – нет?) Учителю необходимо на этом этапе создать обстановку, при которой уч-ся открыты в осмыслении своих действий и самооценке. Здесь реализуется рефлексивный алгоритм: «Я» («Я испытывал трудности, …», «Интереснее всего на уроке мне было …») «Дело» (Достиг ли цели учения? Какие затруднения возникли? Как действовать дальше?

Каждый ученик и учитель должны поставить оценку своей работе и работе класса – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить , где применить полученные знания и для чего.

Выбор домашнего задания – реализация практической задачи урока - предоставить детям выполнить творческую работу – синквейн. Слайд 2

При рождении родители дали сыну имя Дориан, в честь Дориана Грея... Через месяц переименовали в Булата. Папа - грузин, мама – армянка. В 1937 году отец арестован и расстрелян. Мама арестована и сослана в лагерь на 17 лет.

Великая Отечественная война В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком. Из воспоминаний поэта: "Я закончил 9 класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: "Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим". Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: "Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать". Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он - ко мне, а я - к нему".

Творчество В 1946 году сочинил свою первую песню «Неистов и упрям» Во второй половине 1950-х годов им были созданы песни «Полночный троллейбус», «Ванька Морозов», «Король», «До свидания, мальчики», «Песенка про Черного кота» и многие другие

Авторская песня Окуджаву часто называют одним из создателей жанра «авторская песня». Песня "До свидания, мальчики" - авторская. Она была написана (и стихи, и музыка) одним человеком в течение 13 лет… Булат Окуджава прекрасно исполнил её, аккомпанируя себе на гитаре. Булат Шалвович Окуджава очень долго не считал себя готовым к созданию этой песни. Эта песня посвящается тем молодым людям, с которыми он вырос в одном дворе и которые не вернулись с войны. А написаны были эти стихи только в 1958-м году.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. 12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар (Clamart)), в военном госпитале. Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иоанн. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, 8 мая 2002 года ему был установлен памятник.



Как решить проблему? 1.Познакомиться ближе с разными детскими журналами. 1.Познакомиться ближе с разными детскими журналами. 2.Выяснить, кто их создает. 2.Выяснить, кто их создает. 3.Выяснить, о чем пишут в журналах. 3.Выяснить, о чем пишут в журналах. 4.Сделать вывод: нужно ли читать детские журналы? 4.Сделать вывод: нужно ли читать детские журналы? 5.Создать проект своего журнала. 5.Создать проект своего журнала.






Рубрики журналов Почитаем/ стихи, рассказы, сказки Почитаем/ стихи, рассказы, сказки Анкета Анкета Мастерица/ сделай сам Мастерица/ сделай сам Раскраска Раскраска Комиксы/ читалка –хохоталка /анекдоты Комиксы/ читалка –хохоталка /анекдоты Загадки/ребусы /кроссворды /головоломки Загадки/ребусы /кроссворды /головоломки Наша почта Наша почта Конкурсы для читателей Конкурсы для читателей Живой уголок Живой уголок Фокусы Фокусы Рецепты Рецепты Поздравляем Поздравляем


Проект «Наш журнал» этапы работы: 1.Выбрать тему и название журнала. 1.Выбрать тему и название журнала. 2. Выбрать рубрики журнала. 2. Выбрать рубрики журнала. 3.Подобрать информацию для рубрик. 3.Подобрать информацию для рубрик. 4.Подобрать иллюстрации для рубрик. 4.Подобрать иллюстрации для рубрик. 5.Придумать обложку журнала. 5.Придумать обложку журнала. 6.Оформить журнал. 6.Оформить журнал.




Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Средняя общеобразовательная школа № 63 с углубленным изучением английского языка в Новосибирске

Проект учебного занятия

Подготовила:

Учительница начальных классов Исаченко Татьяна Николаевна

г. Новосибирск

Проект учебного занятия

Подготовьте проект учебного занятия, направленного на достижение планируемых результатов, соответствующих ФГОС НОО, отвечающего требованиям деятельностного подхода в обучении и формировании его в соответствии с предложенной структурой.

    Тема урока: И. Пивоварова « Как провожают пароходы» 4 класс

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Планируемые результаты:

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к новой теме стремлением познавания самого себя

Желание к самосовершенствованию на примере героя произведения

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее

Учитывать конкретику вопроса учителя и находить точный ответ путем выборочного чтения

Делать выводы и умозаключения на основе сравнения поступков героев

Познавательные УУД :

Осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Определять основную и второстепенную информацию

Коммуникативные :

Взаимодействовать в паре

Строить монологические высказывания в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Отстаивать свою точку зрения тактично, путем приведения аргументов

Предметные :

Получат возможность научить отличать ценности материальные от духовных

Смогут поупражняться в чтении отрывка в лицах

Работать с источниками информации

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание каждого этапа

Используемые методы и приемы

Формы организации деятельности

Ориентировочно- мотивационный

Актуализация знаний, жизненного опыта.

Привлечение внимания учащихся к иллюстрации на стр.6

Краткий пересказ

Самостоятельное чтение темы нового раздела учебника.

Как красота может воздействовать на человека?

Зачем люди посещают музеи?

В каких словах учителя выражена основная мысль?

Беседа- рассуждение

Фронтальный опрос

Самостоятельное, творческое использование, сформированных ранее знаний

Объяснение темы урока

Можно ли по названию определить о чем пойдет речь?

Какое по- вашему отношение имеют пароходы к красоте?

Создание проблемной ситуации

Индивидуальная

Первичное воспитание и усвоение содержания прочитанного текста

Объяснение окончания отрывка для чтения со «стопом»

1.с. 7-8 до слов «И вдруг я услышал»

2.с. 8-10 до слов «И она ушла»

3.с. 10-11 до слов «Он повернулся и пошел»

Чтение и слежение по тексту

Какое настроение у ребят?

Какие у них отношения?

Как думаете, Люська зачем говорила громким голосом?

Внимательно ли Павлик слушал Люську?

Почему Люська сменила тему разговора?

Почему она все так же громко говорила?

Перечитайте только слова Коли.

Перечитайте только слова Люськи.

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы, подтверждая их словами текста.

Обсуждение

Высказать предложение

Коллективная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Динамическая пауза.

Включение аудиозаписи «Как провожают пароходы»

Свободные движения по кругу и покачивание руками.

По желанию детей

Диагностика качества усвоения темы.

Способствовать осознанию нематериальных ценностей

Заранее подготовленное инсценирование последней части текста.

Монолог Люси Синициной.

Учащиеся вместе с Люсей поют куплет песни. (Листочки со словами у них на столах)

Чье предложение при работе в паре подтвердилось?

Почему рассказ помещен в раздел о воздействии красоты на человека?

Исполнение песни со зрительным ориентиром.

Коллективная.

Коллективная.

Рефлексия.

Составление синквейна.

Индивидуальная.

Список использованной литературы

1. Учебник 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» И. Пивоварова «Как провожают пароходы».

Слайд 1

Проект по литературному чтению «Природа и мы»
Выполнили учащиеся 4 класса.

Слайд 2

Развивать интерес и любовь к природе, природным явлениям, проявление бережного отношения к природе, к родному краю; увлечь чтением рассказов и стихов о природе, повышать творческую активность учащихся.
Задачи

Слайд 3

Лето
Самое теплое и благодатное время года -это конечно же лето. Это мое любимое время года. Наконец-то заканчиваются холода. Летом самые длинные дни в году. Лето - это чудесное время теплой погоды. Именно сейчас оживают реки и озера. Мне очень нравится купаться и загорать. Особенно прекрасна летом природа. Шумит зелеными листьями лес, поспевают ягоды, расцветают самые удивительные цветы. Можно бесконечно гулять по цветущим лугам и любоваться на скромные ромашки. Над цветами кружатся золотые пчелы, жадно пьют сладкий мед. Птицы наперебой подают свои голоса, щебечут, поют. Попробуй-ка услышать такой концерт зимой! Множество красок дарят лету цветы. Красные розы, белые ромашки с желтой серединкой, оранжевые лилии, голубые анютины глазки, синие колокольчики. Абрикосы, полосатые арбузы, ароматные дыни, ярко-красные помидоры, желтоватые груши, краснощекие яблоки! Это дары природы, которые по своему раскрашивают лето. Летом природа особенно преображается, когда после долгих жарких дней начинается дождь. Мне особенно нравится «слепой» дождь, когда светит солнце и идет дождь - это очень красивое и интересное природное явление. Природа летом в стихах богата сочными красками. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе. Сергей Есенин о лете. Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.

Слайд 4

Стихи о лете
А.А. Фет Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало Что оно горячим светом, По листам затрепетало. С. Я. Маршак Пришел июнь. Июнь! Июнь!- В саду щебечут птицы На одуванчик только дунь - И весь он разлетится, Владимир Орлов Что ты мне подаришь, лето? Много солнечного света! В небе радугу-дугу! Что еще подаришь мне? Сосны, клены и дубы, землянику и грибы! Подарю тебе кукушку, Ключ, звенящий в тишине

Слайд 5

Сильным, слабым он бывает И осенним и грибным, Все растения поливает, Урожай чтоб лучше был Солнце печет, все цветет, Хлеб поспевает, когда это бывает? Цветной аэропланчик - сел на желтый одуванчик.
Краски взял семи цветов- Разноцветный мост готов. Дождик небо украшал, Воду с солнышком мешал Ждали, звали, а показался - все прочь побежали.
ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ

Слайд 6

Красота осени прекрасна. Листья осенью становятся желтыми или красными. А потом они падают с деревьев на землю. Трава тоже меняет цвет на желтый. Солнце осенью светит уже неярко. Осенью все звери и насекомые ложатся в спячку например: медведь, еж, муха, комар.
Осень

Слайд 7

Загадки
Дни стали короче, длинней стали ночи кто скажет, кто знает когда это бывает? Рыжий Егорка упал на озерко сам не утонул и воды не всколыхнул? Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? Он всегда следит за своим нарядом что это такое?

Слайд 8

Лес осенью Меж редеющих верхушек Показалась синева Зашумела у опушек Ярко -желтая листва Птиц не слышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок И, хвостом махая, белка Легкий делает прыжок Стала ель в лесу заметней Бережет густую тень Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. А.Твардовский
Осень Ласточки пропали А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера все спится На дворе темно Лист сухой валится... А.Фет
Стихи

Слайд 9

Слайд 10

Когда наступает осень, люди убирают урожай например: картошку, помидоры, огурцы, перец, морковку.Из этих продуктов люди могут делать заготовки на зиму.

Слайд 11

Зима- прекрасное время года. В народе принято считать,что настоящая зима наступает тогда, когда замерзают водоемы и выпадает снег. Косые лучи зимнего солнца не успевают нагревать её. Ведь солнце ненадолго поднимается над горизонтом. В суровые морозные дни звери даже одеты в зимние шубы и не выходят из своих нор. Земля, вода, лес- всё покрыто снегом, всё погружено в глубокий непробудный сон.
Зима

Слайд 12

Холодным белым пухом Всё небо застлала, А как заснет старуха- Не будет больше пуха. Зимой вырастает Весною тает. Любит снег, снежинки, лед. И на санках с горки катят. И на лыжах круглый год! Потому что эскимос Любит зиму и…
Загадки

Слайд 13

Слайд 14

Весна- кругом всё весело, ласково, приветливо. Воздух ясен и прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лучах вместе с воробьями. Всё хорошо в это время года, в особенности если вы любите природу. Прилетают из дальних стран птицы, начинают цвести цветы, распускаются почки на деревьях, зеленеет трава, начинают выползать разные насекомые, многие животные выходят из зимней спячки весной. Весна самое любимое мое время года потому, что весной вся природа оживает.
Весна

Слайд 15

Весенняя девчонка- Пухленькие щёчки. Желтые сережки Да голенькие ножки Перед Пасхой народ Девочку в гости зовет. Выйдут на балконы В зеленых балахонах. Хрустальные бусы На солнце тают, Текут ручьями, Тепло встречают.
Загадки

Слайд 16

Ф. И. Тютчев Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет! И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.
А. Н. Плещеев Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.