Сообщение о знаменитых памятниках. Памятники России

Из регионов России на конкурс поступили сотни заявок. До 29 сентября 2013 г. посетители сайта 10russia.ru будут определять победителей. Планируется, что объекты, набравшие большинство голосов, будут воссозданы в миниатюре в ландшафтном парке «Россия» в Подмосковье. «АиФ» пригляделся к некоторым претендентам на победу.

Кижи (1)

Историко-культурный и природный комплекс. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста. Он состоит из двух церквей и колокольни XVIII-XIX вв., окружённых единой оградой. Преображенская церковь срублена без гвоздей, при помощи топора и долота. Погост и здания музейной экспозиции - исключительные примеры традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом севера России.

Озеро Байкал (3)

Крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро мира. По площади сравним с Бельгией. Более 1 тыс. местных видов растений и животных больше нигде не встречается.

Нарын-Кала (5)

Крепость в самом древнем городе России - Дербенте. Её стены несколько раз перестраивались, но в целом облик сохранился. На территории - остатки древнего христианского храма, подземная тюрьма, система бань, старейшая мечеть.

Мамаев курган (7)

Мемориал посвящён героям . В холме захоронены останки 34 505 защитников, здесь же 35 надгробий Героев Советского Союза. Статуя «Родина-мать зовёт!» признана одним из семи чудес России.

Долина гейзеров (8)

Одно из наиболее крупных гейзерных полей мира, единственное в Евразии. Находится на месте исчезнувшего озера. Всего действуют более 20 гейзеров. Из-за труднодоступности и заповедного режима долину посещают всего несколько тысяч человек в год.

По данным Русского географического общества

Археологические находки, как правило, позволяют учёным получить весьма подробную информацию о прошлом. Но случается, что учёные и сами становятся в тупик, поскольку не могут объяснить ни происхождение, ни предназначение артефактов. В нашем обзоре 10-ка удивительных архитектурных объектов, найденных археологами в разных точках планеты.

1. Сооружения храмовников (Мальта и Гозо)


Храмовники жили на островах Мальта и Гозо в Средиземном море на протяжении 1100 лет (с 4000 до 2900 годов до н.э.), а затем просто исчезли без следа, оставив после себя только удивительные сооружения. Насколько могут судить современные археологи, причиной их исчезновения не стали ни вторжение, ни голод или болезни. Можно утверждать, что эти загадочные люди были одержимы строительством каменных храмовых комплексов - их на 2 небольших островах было найдено около 30. Исследователи обнаружили многочисленные свидетельства жертвоприношений и сложных ритуалов в в этих храмах, а также обилие фаллических символов.



Высоко в горах, посреди сибирского озера в 1891 году ученые обнаружили одно из самых загадочных сооружений в России - Пор-Бажын (что означает "Глиняный дом"). Возраст этой структуры площадью в 7 актов, оценивается в 1300 лет. Несмотря на то, что прошло уже более века с момента открытия Пор-Бажына, археологи ни на шаг не приблизились к разгадке того, зачем была построена подобная структура.

3. Подземные пирамиды этрусков (Италия)


В 2011 году археолог Клаудио Биццарри наткнулся на этрусские пирамиды под средневековым итальянским городом Орвието. Сначала археологи заметили ступеньки в этрусском стиле, которые были вырезаны в стене винного погреба и уходили вниз. После раскопок обнаружился туннель, который вел в помещение с наклоненными вверх стенами. Продолжив спускаться вниз, археологи обнаружили этрусскую керамику 5 - 6 веков до нашей эры, ряд прочих артефактов, чей возраст составлял более 3000 лет, и около 150 надписей на этрусском языке. В процессе раскопок обнаружилось, что ступеньки ведут еще ниже, в очередной туннель, ведущий к другой подземной пирамиде. Раскопки ведутся до сих пор.

4. Древняя тундра (Гренландия)


До недавнего времени геологи считали, что ледники при своем движении играют роль своеобразного катка, который "стирает" с поверхности растения и слой почвы. выступать в качестве сил эрозии, очищая от всего, они двигаются по от растений и почвы в верхнем слое коренных пород. Но теперь, ученые должны переосмыслить эту теорию, поскольку под ледником толщиной 3 км обнаружилась тундра в первозданном виде. Растения и почва были заморожены в течение более 2,5 млн лет.

5. Потерянный храм Мусасира (Ирак)


В Курдистане на севере Ирака местные жители недавно нашли настоящие археологические сокровища, датируемые железным веком (более 2500 лет назад). Совершенно случайно они обнаружили основания колонн (предположительно потерянного храма Мусасира), а также другие артефакты, в том числе статуи людей и козы в натуральную величину. Статуи, как полагают, были важной частью ритуалов захоронения в цивилизации Урарту. Дальнейшие раскопки небезопасны, поскольку в этом регионе осталось множество неразорвавшихся мин с приграничных конфликтов прошлых лет.

6. Дворец династии Хань (Сибирь)


Когда советские рабочие прокладывали дорогу недалеко от монгольской границы, они случайно раскопали фундамент старинного дворца в непосредственной близости от города Абакан. Археологи к 1940 году полностью раскопали участок, но так и не смогли раскрыть тайну руин. Возраст руин огромного дворца площадью около 1500 квадратных метров был определен в 2000 лет. Однако, при этом дворец был построен в стиле китайской династии Хань, правившей с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. Заковыка в том, что дворец был расположен прямо на вражеской территории, контролируемой в то время кочевым народом хунну. Набеги хунну были настолько постоянными, что именно для защиты от них была построена Великая Китайская стена.

7. Семь провинциальных пирамид (Египет)


На юге Египте возле древнего поселения Эдфу археологи обнаружили ступенчатую пирамиду, которая на несколько десятилетий старше Великой Пирамиды в Гизе. Построенная 4 600 лет назад, эта трехступенчатая пирамида принадлежит к группе семи "провинциальных пирамид", которые были изготовлены из блоков песчаника и глиняного раствора. Пирамида Эдфу всего 5 метров в высоту, хотя ранее ее высота составляла около 13 метров. Шесть из семи пирамид почти идентичны по размеру и не содержат внутренних камер, поэтому они не были предназначены для использования в качестве гробниц. Предназначение их до сих пор неизвестно.

8. Магические святилища (Армения)


Во время раскопок в 2003-2011 годах армянской крепости в городе Гехарот, археологи обнаружили три святилища, возраст которых составляет около 3 300 лет. Как предполагают, они, использовались для гадания, и с помощью этих святилищ местные правители предсказывали свое будущее. В центре каждого храма, состоящего из одной комнаты, был глиняный бассейн, заполненный золой, а также керамические сосуды.

9. Буддийский храм (Бангладеш)


С помощью недавнего археологического открытия возможно удастся узнать о ранних годах жизни Атиша Дипанкара, почитаемого буддийского святого, который родился в Бангладеше более 1000 лет назад. В округе Муншингадж были обнаружены развалины буддийского города и храма, возраст которых составляет около 10 веков. Как полагают ученые, именно в этом храме Дипанкар учил своих последователей, прежде чем уехал в Тибет.

10. Тель-Бурна (Израиль)


На юге Израиля археологи обнаружили городище эпохи железного века и многочисленные артефакты, которые заставили предположить, что Тель-Бурна на самом деле является библейским городом Ливны - одним из мест, где израильтяне останавливались во время Исхода, когда Моисей вывел их из Египта. Если это предположение верно, то Тель-Бурна является частью Иудейского царства, в которое также входил Иерусалим.

Загадочные артефакты есть не только среди памятников архитекуры. Сегодня существует, как минимум, .

Памятник располагается на Серебряных прудах не случайно. Маленького Петра часто привозили в Измайлово. Здесь в отроческие годы он иногда проводил время со своими потешными полками. А в 16 лет на Льняном дворе Петр с восторгом обнаружил английский бот «Святой Николай» и через некоторое время испытал это судно на одном из измайловских прудов. Так было положено начало великому русскому флоту.

Памятник Габдулле Тукаю

26 апреля 2011 года в Москве, на Новокузнецкой улице открылся памятник великому татарскому поэту Габдулле Тукаю в рамках мероприятий, посвященных 125-летию со дня рождения поэта. Монумент был передан в дар российской столице Правительством Республики Татарстан согласно Распоряжению Правительства Москвы. Автор монумента – заслуженный художник России Салават Щербаков.

Памятник находится перед панельным домом № 13 - местом действия фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Памятник Даниилу Московскому

Памятник Даниилу Московскому имеет высоту десять метров, находится в городе Москва на Даниловской площади, его открытие состоялось в 1997 году 4 сентября.

На монументе изображен князь, который наряжен в богатый наряд, в правой руке у него находится храм, а в левой меч.

Если присмотреться, то можно понять что на первом плане у Даниила не орудие а храм, что повествует о том что бог превыше всего.

Большое число людей работала над памятником в него входит Владимир Мокроусов, скульптор Александр Коровин, а так же Дмитрий Соколов- архитектор.

Даниил Московский был основателем Свято-Данилова монастыря, являлся младшим сыном Александра Ярославовича Невского.

Памятник Трагедия народов на Поклонной Горе

Памятник Трагедия народов на Поклонной горе установлен в 1997 году в память о жертвах фашистского геноцида.Памятник Трагедия народов на Поклонной горе - это горестное воспоминание о бесчисленных казнях и расстрелах, учиненных фашистами.Скульптурная композиция Трагедия народов высотою около 8 м.

Памятник Трагедия народов на Поклонной горе призван напомнить людям о том, какой ценой была достигнута Победа.

Памятник "Дружба"

Памятник стал украшением Украинского бульвара, соединяющего пространство перед одним из красивейших высотных зданий Москвы - гостиницей «Украина» и площадью перед Киевским вокзалом.

Памятник Ленину и Крупской

21 апреля 1989 года была открыта скульптурная композиция "Ленин и Крупская" в сквере на пересечении Ленинского проспекта и улицы Крупской. Авторы - скульптор О. К. Комов, архитектор В. А. Нестеров, при участии конструктора В. Е. Корси.Скульптор изобразил своих героев молодыми, в обобщенно-идеализированной и несколько слащавой манере, сидящими на скамье за чтением "Искры".

Памятник Петру Первому

Московский памятник Петру Первому работы Зураба Церетели стоит, вернее, возвышается на берегу Москвы-реки напротив храма Христу Спасителю. Он был установлен на насыпном острове у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году по заказу Правительства Москвы в честь 300-летия российского флота. Это один из самых высоких памятников мира - он возвышается над землей почти на 100 метров.

Бронзовая фигура русского царя, стоящего на фоне парусника, является своеобразной доминантой этого района Москвы. Да и в техническом смысле памятник является уникальным инженерным сооружением. Внутри сооружения имеется специальная лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фундамент монумента, образующий остров, окружен фонтанами, что создает эффект движения корабля.

В российском обществе отношение к этому гиганту Церетели неоднозначное. Кто-то полностью отвергает монумент, считая его уродливым, кто-то, напротив, считает его полноценным объектом искусства. Объективно известно, что в визуальном облике памятника допущены некоторые неточности, связанные с расположением штандарта.

Памятник П. Мельникову - первому министру путей сообщения

Памятник Павлу Петровичу Мельникову, первому министру путей сообщения, был открыт на Комсомольской площади в канун Дня Железнодорожника в 2003 году.

Скульптор - Салават Щербаков. Памятник отлит в подмосковном городе Жуковском на средства МПС России.

Павел Петрович Мельников - один из авторов проекта строительства железнодорожной магистрали Петербург–Москва. Он убедил императора Николая I начать строительство дороги. За время его управления Ведомством путей сообщения сеть российских железных дорог увеличилась более чем на 7000 км.

Часовня-памятник героям Плевны

Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 г.г., была построена по инициативе и на добровольные пожертвования оставшихся в живых гренадеров - участников Плевненского сражения.

Открытие Плевненской часовни состоялось 28 ноября 1887 года, в день десятилетия битвы под Плевной. Автором проекта стал известный академик архитектуры В. О. Шервуд. Внутри часовня была украшена богатым керамическим декором, сплошь покрывающим все поверхности. У главных образов - святых Александра Невского, Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца - горели неугасимые лампады.

После 1917 года большая часть внутреннего убранства была утрачена, часовня была закрыта и разорена. В ней устроили туалет..... Ее неоднократно пытались уничтожить по распоряжению ЦК, но она чудом уцелела...

Часовня в обезображенном виде простояла до середины 1940-х годов, пока в обстоятельствах смертельной опасности государство не обратилась за поддержкой к Церкви. К концу войны ее привели в порядок, восстановили крест и позолотили надписи. Но без совершения служб часовня быстро разрушалась. В конце 1950-х годов она была полностью покрыта консервирующим составом и приобрела вид хорошо знакомого коренным москвичам черного чугунного памятника.

3 марта 1990 года, в день праздника Независимости Болгарии митрополитом Ювеналием в сослужении духовенства Болгарского подворья в Москве была отслужена панихида по убиенным воинам, павшим за освобождение Болгарии от османского ига.

В декабре 1992 года часовня была передана Русской православной церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму.

Памятник маршалу Жукову

Памятник Георгию Константиновичу Жукову расположен в Москве на Манежной площади и был открыт 8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Автор монумента - В. М. Клыков. Скульптура представляет собой конную статую, выполненную в манере соцреализма, установленную на постамент из красного гранита.

Изначально, при разработке проекта в 1993 году, памятник планировали разместить на Красной площади. По мнению В.М. Клыкова, Красная площадь являлась единственным возможным местом для установки памятника герою. Однако из-за того, что Красная площадь является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, позднее было принято решение установить скульптуру на Манежной площади с противоположной стороны Государственного исторического музея.

Памятник Юрию Долгорукому

Памятник Юрию Долгорукому был возведен во время празднования 800-летия Москвы. Памятник является одним из символов Москвы, ведь именно Юрию Долгорукому, основателю Москвы, принадлежат слова: «Приходи ко мне, брат, во Москов».

Памятник возводили лучшие мастера: Орлов, Штамм, Антропов и Андреева, а Орлов за свой проект получил даже Сталинскую премию.

Монумент изумляет своими мелко выполненными деталями: байданом, бармицей, шишаком, древним знаком Москвы на щите. На постаменте изображены василиск, грифон, птицы Сирин и Феникс. Поскольку портретных изображений князя не сохранилось, памятник представляет собой общий образ русских богатырей-всадников.

Сегодня у памятника собираются для проведения официальных мероприятий, которые связаны с празднованием Дня города. В 2005 году, зимой, на памятник надели костюм Деда Мороза, что немало позабавило жителей и гостей столицы.

Памятник "Дайте дорогу утятам"

Памятник «Дайте дорогу утятам» - точная копия бостонского памятника. Он был установлен в московском сквере в 1991 году напротив Новодевичьего монастыря.

Скульптурную композицию создала Нэнси Шен, взяв сюжет из старой сказки, которая была написана для американских малышей Робертом Макклоски. В сказке рассказывается о том, как мама-утка встречаясь со многими людьми, ищет безопасное место для своих маленьких детишек.

Московский памятник появился в России в знак хороших отношений между США и СССР. Памятник очень понравился Раисе Горбачевой, которая в то время была в Бостоне, поэтому Барбара Буш сделала ей такой подарок.

Этот памятник, как и многие другие, быстро был расхищен вандалами сразу же после его установки. Позже памятник восстановили.

Памятник Циолковскому

Памятник К. Э. Циолковскому, великому пионеру космонавтики, установлен в парке летом 2008 года рядом с улицей, названной в его же честь.

Это третий памятник в Москве, посвященный великому ученому. Первые два памятника располагаются на Аллее Космонавтов и на Ленинградском проспекте. Также его памятники можно найти и в других городах России, в том числе и в городе-колыбели космонавтики – Калуге.

Памятник Циолковскому был установлен на средства, собранные местными жителями. Работал над скульптурой Н. А. Иванов, который отлил из мрамора чрезвычайно изящный и красивый образ ученого, вызывающий много эмоций у прохожих.

Памятник Юрию Никулину

Один из любимых памятников в Москве - это памятник артисту, самому известному клоуну Юрию Никулину. Памятник находится на Цветном бульваре, поэтому возле него всегда много детворы, ведь здесь дорогое детище Юрия Никулина - цирк, который носит его имя. Ведь именно цирку Юрий Владимирович Никулин отдал пятьдесят лет своей жизни.

Сначала он работал простым клоуном, был всегда любимцем детей и взрослых, затем стал директором цирка. Памятник великому клоуну появился в Москве 3 сентября 2000 года. Автором памятника стал скульптор Александр Рукавишников. Юрий Никулин стоит у бронзового кабриолета из фильма «Кавказская пленница».

Вся скульптура весит около трех с половиной тонн. Кабриолет отлили в городе Минске, а фигуру артиста - в Италии. Все средства на изготовление достаточно дорогого памятника выделил "Цирк Юрия Никулина".

Памятник Алексадру II Москва

В Москве у Храма Христа Спасителя возвышается памятник российскому императору Александру II, которого народ прозвал Освободителем. В памяти людей с его именем связана отмена крепостного права в 1861 году, хотя она была всего лишь одной из реформ, направленных на модернизацию страны.

Памятник Кутузову возле Музея-панорамы"Бородинская битва"

В Москве на площади возле музея-панорамы «Бородинская битва» установлен монументальный памятник М. И. Кутузову – великому полководцу, герою Отечественной войны 1812 года. Его открытие состоялось 6 июля 1973 года, и было приурочено к 160-ти летнему юбилею со дня смерти Кутузова. Автором проекта стал известный скульптор Н. В. Томский.

Памятник представляет собой огромный гранитный постамент прямоугольной формы, на котором сверху бронзовая статуя Кутузова, он грациозно сидит на боевом коне. Во всем облике Кутузова чувствуется спокойствие и уверенность в полной победе над врагом. Эта бронзовая скульптура возвышается над монументальной группой из 27 фигур, расположенных по бокам и сзади на меньших постаментах.

Фигуры, которые окружают главный постамент, разделены на три группы. С левой стороны находятся скульптуры героев-военачальников Отечественной войны 1812 года Багратиона, Барклай де Толли, Дохтурова, Платова, Тучкова, Раевского, Ермолова, Кутайсова, Неверовского, Лихачева, Коновницына. Все они в военных костюмах с эполетами и плащами, а на головах треуголки. С правой стороны стоят солдаты, словно готовы вот-вот ринуться в бой, первый барабанщик, за ним знаменосец, остальные с ружьями и саблями. Под ними тоже надписи с именами. На заднем плане партизаны, выходцы из простого народа, вооруженные вилами, дубинками, среди них присутствует женщина. В центре монумента памятная надпись.

Памятник участникам Великой Отечественной войны от благодарных потомков

Эта стелла была установленна в 2001 г. перед фасадом кинотеатра "Авангард" на Каширском шоссе. Распоряжение о её установке подписал мэр Москвы, с целью увековечивания памяти о 1941-1945 гг. в районе Орехова-Борисова Южное. На основании монумента высечены фамилии местных жителей, погибших на фронтах ВОВ.

Памятник "Каховка"

В аллегорической форме, без всякой хронологической конкретизации, тема Гражданской войны воплощена в декоративной скульптурной композиции, установленной перед кинотеатром "Одесса" на улице Каховка. Перед нами лирико-романтический образ, безусловно, навеянный известной и очень популярной песней революционных лет "Каховка, Каховка..." - стройная фигурка девушки в красноармейской форме, стремительным взмахом вскинувшей вверх руки с винтовкой. Героическая патетика позы как бы "смягчается", романтизируется деталями (пышные косы, развевающийся шарф, цветы, зажатые в руках вместе с оружием). Бронзовая фигура на постаменте, облицованном плитками серого гранита, невелика по размерам, но, будучи установлена на довольно значительном естественном возвышении, производит впечатление своего рода "мини-монумента". Этому способствуют и крепкая, объемная пластика, и пропорциональная стройность, и характерная для монументальной скульптуры композиция, и очевидная внутренняя значительность образа.

Памятник героизму и доблести моряков-черноморцев

Памятник героизму и доблести моряков-черноморцев установлен на пересечении Севастопольского и Нахимовского проспектов, около здания № 24 Б. Монумент открыли в сентябре 2003 года, в канун празднования 220-летия Черноморского флота.

Памятник Александру II

Монумент Александру II расположен на улице Волхонка, 13. Скульптура стоит на постаменте из гранита, на котором перечислены все заслуги царя перед Россией.

Царь Александр II добился отмены крепостного права, провел военную и судебную реформы, ввел систему местного самоуправления, завершил Кавказскую войну и т.д.

Скульптура Александра II – воплощение мужества, патриотизма, простоты и мудрости. Как жаль, что не все затеи царя смогли воплотиться – Александр в возрасте 63 лет погиб от бомбы, которая была подброшена Гриневицким.

Образ императора выполнен великолепно – взор Александра II устремлен к православному храму, царь возносит молитву за отечество и за народ, полный веры и надежды. За спиной скульптуры расположена колоннада, которая приглашает войти в обитель Святого Духа. По обе стороны памятника сидят львы, обозначающие царскую силу духа, власть и достоинство императора Александра II.

Памятник Лесе Украинке

Ко Дню города в Москве в 2006 году был открыт новый памятник - великой поэтессе Лесе Украинке. Памятник стал украшением Украинского бульвара, соединяющего пространство перед одним из красивейших высотных зданий Москвы - гостиницей «Украина» и площадью перед Киевским вокзалом.

Памятник Лесе Украинке овеян лирическим настроением. Под сенью золотого дерева молодая поэтесса прислушивается к пению птицы, в руке - раскрытая книга. Авторы архитектурно-скульптурного ансамбля - Е.Г. Розанов, А.Н. Бурганов, И.А. Бурганов, И.А. Голубева.

Памятник сырку "Дружба"

Памятник сырку Дружба появился в сентябре 2005 года, в Москве, на улице Руставели. Открытие памятника было приурочено к проведению Второго Московского фестиваля сыра. Таким образом, завод «Карат», выпускающий данную продукцию, решил отметить 40-летие с начала выпуска сырка «Дружба».

Композиция представлена известными персонажами басни Крылова «Ворона и Лисица» и, как бы примиряющим их, огромным сырком известной марки.

Из предложенных проектов (более 150), компетентным жюри был выбран именно этот. Памятник был сделан скульпторами – отцом и сыном Щербаковыми, а авторами проекта стали художница Марина Лескова и профессор Алексей Семенов. За возведение самого памятника завод заплатил 500 тысяч долларов.

Вскоре после открытия монумента, молодожены в день свадьбы стали ездить к памятнику для сохранения свой семьи крепкой и дружной. А завод, в свою очередь, одаривал счастливые пары корзиной с сыром.

Памятник Карлу Марксу

Па"мятник Ка"рлу Ма"рксу в Москве" - скульптурный монумент из серого гранита, установленный в честь основоположника марксизма, деятеля международного коммунистического движения Карла Маркса в Москве на Театральной площади. Скульптор - Лев Кербель архитекторы - Р. А. Бегунц, Н. А. Ковальчук, В. Г. Макаревич, В. М. Моргулис. Открыт 29 октября 1961 года.

Памятник императору Петру I и лейб-медику Н.Л. Бидлоо

На территории военного госпиталя имени Бурденко в городе Москве в 2008 году был установлен интересный памятник. Рядом стоят две знаменитые личности - это царь Петр Первый и его личный врач - лейб-медик Николай Бидлоу. Именно эти два человека и стали основателями Московского госпиталя в 1707 году. Памятник изображает сцену, когда Петр Великий вместе с Бидлоу решают вопрос о строительстве госпиталя. Именно Николай Бидлоу, назначенный Петром Первым на должность врача нового госпиталя, стал основателем в России клинической медицины. Его имя фигурирует в образовании первого аптекарского огорода, анатомического театра. Была образована школа при госпитале, где уже в 1712 году Николай Бидлоу выдавал первые дипломы врачей.

Памятник Леонову на Аллее славы российского кинематографа

Памятник актеру Евгению Леонову находится на Аллее славы российского кинематографа, в сквере напротив студии «Мосфильм», где было снято множество известных фильмов с его участием.

Актер скончался в 1994 году, а через семь лет, в 2001 году, практически в центре Аллеи был установлен памятник, запечатлевший актера в одной из самых знаменитых его ролей - в образе Доцента из фильма «Джентльмены удачи». Открытие состоялось во время проведения Московского кинофестиваля.

Авторам памятника удалось очень точно передать внешний облик забавного персонажа, горячо любимого не одним поколением кинозрителей - воспроизведены даже татуировки на его руках. А в народе существует поверье: если, подержавшись за палец Леонова, загадать желание, оно обязательно сбудется.

Сквер у памятника П. Мельникову

Когда-то здесь, в центре Комсомольской площади, рядом с трамвайными путями, был обыкновенный газончик...

Но одновременно с открытием памятника П.Мельникову в 2003 году был создан и ансамбль памятника, который представляет собой единый архитектурно-художественный комплекс. Он включает в себя скверик, фонтан (без названия) и барельефы по бокам сквера с картами России. На одном барельефе - карта с единственной, первой железной дорогой России, а на втором - уже карта России с сетью железных дорог (видимо, то, что было создано во время управления Мельниковым Ведомством Железных дорог).

Памятник патриарху Ермогену

Памятник патриарху Ермогену – бронзовая скульптура, установленная 25 мая 2013 года в Александровском саду города Москвы по инициативе Русской православной церкви и патриарха всея Руси Кирилла, в память о втором патриархе всея Руси Ермогене, жившем в XVI веке.

В открытии принимали участие патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, патриарх Иерусалимский Феофил III, предстоятель старообрядческой церкви митрополит Корнилий, а также духовенство Москвы. Во время открытия прозвучали пасхальные песнопения и «возглашения благоденствия всему российскому народу».

На мраморном постаменте размещена четырёхметровая бронзовая фигура патриарха. По сторонам постамента располагаются бронзовые барельефы, на одном из которых изображена сцена избрания Михаила Романова царём всея Руси, на втором - сцена изгнания Гермогеном бояр, просящих его благословения перейти в подданство польскому королевичу Владиславу. С тыльной стороны памятника перечислен состав творческой группы, работавшей над монументом. Позади памятника на отдельном постаменте расположена надпись, повествующая об истории его создания.

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову

Памятник, изображающий двух беседующих знаменитых русских архитекторов, причастных к строительству дворца в Царицыно, был открыт ко дню города 1 сентября 2007 года и заодно ко дню открытия восстановленного музея-усадьбы "Царицыно". Бронзовые затонированные скульптуры выглядят элегантно и стильно. Тем не менее этот памятник уже приобрел несколько курьезную славу.

Дело в том, что начинал строить дворец для императрицы Екатерины II Василий Баженов. Но его проект не понравился царствующей даме, и закончить строительство было поручено Матвею Казакову. Вряд ли в таких обстоятельствах зодчие проводили свое время в беседах. Скульптор Леонид Баранов уклончиво объясняет свой замысел как драматическую коллизию передачи проекта из рук в руки: "Баженов отходит от дел, а Казаков занимает его место".

Памятник Михаилу Шолохову

Скульптура включает две композиционные части. На переднем плане мы видим Шолохова, сидящего в лодке. Бронзовая фигура установлена на камне, имитирующем водную поверхность. На заднем плане, за спиной сидящего, расплываются красные и белые кони, символизирующие раскол России. Со слов Рукавишникова, и белые, и красные кони плывут «в никуда».

Интересное творческое решение было найдено и в расположении монумента в пейзаже. От самого памятника в направлении пешеходной аллеи проложена мощеная диагональная полоса, ведущая к гранитной скамье, что составляет архитектурное единство скульптуры и окружающего пространства.

Памятник Андрею Рублеву

Андрей Рублев - русский иконописец и мастер монументальной живописи был причислен к лику святых в 1988 году. Незадолго до этого события, в 1985 году, у входа на территорию Музея древнерусского искусства был установлен памятник этому великому художнику.

Место установки монумента выбрано не случайно. В XIV веке в стенах сегодняшнего музея располагался Спасо-Андроников монастырь, в котором знаменитый иконописец служил иноком, создавая настенные фрески и иконы. Здесь же Рублев и был похоронен под зданием колокольни.

Скульптура выполнена из бронзы и изображает Рублева за работой. В настоящее время в музее хранятся работы, принадлежавшие кисти иконописца, восстановленные сотрудниками музея. Сегодня коллекция музея постоянно пополняется старинными иконами, которые собирают со всех уголков страны.

Памятник П.М. Третьякову

Памятник меценату Павлу Михайловичу Третьякову открыт 29 апреля 1980 года перед зданием Третьяковской галереи, которую он основал 28 мая 1856 года. Скульптор А. П. Кибальников, архитектор И. Е. Рожин.Гранитный памятник П.М. Третьякову исполненный мастером выглядит очень живо, как будто он –вечный директор галереи имени братьев Третьяковых, который, хоть и не участвует в совещаниях и не решает текущих вопросов, но здесь присутствует и для всех сотрудников является, как бы старшим товарищем.

Памятник Петру I на Москве-реке

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» расположен на стрелке Москвы-реки на Крымской набережной. Общая высота памятника 98 метров самый высокий в России и один из самых высоких скульптурных памятников в мире.

Монумент представляет собой столб на гранитном основании, который венчает бронзовый гигантский парусник, на котором установлена фигура Петра I, а в основание постамента вмонтированы фонтаны.

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому - скульптурная группа из бронзы, расположенная перед Собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время и победе над Польшей в 1612 году. Памятник был создан скульптором Иваном Мартосом в 1818 году.

Это лучшее творение И.  П. Мартоса, скульптор воплотил в нем идеалы гражданского патриотизма. Мастер изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его возглавить русское войско. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается, что символизирует пробуждение народной воли в тяжелый для родины момент.

Памятник Репину

Памятник Илье Ефимовичу Репину, открытый в 1958 году, установлен в центре Москвы, недалеко от сокровищницы живописи - Третьяковской галереи, на Болотной площади, которая ранее носила имя этого выдающегося русского художника.

Полотна художника ценятся во всем мире, а в России с его творчеством знаком каждый школьник.

Памятник Репину был создан из бронзы скульптором Матвеем Генриховием Манизером и расположен на высоком гранитном постаменте в живописном сквере. Он представляет собой фигуру художника, запечатленного в творческой обстановке: с вдохновенным взглядом, кистью и палитрой в руках, он словно видит новый образ, который готов запечатлеть на пустом холсте.

Памятник Пушкину и Гончаровой на Старом Арбате

Один из самых романтичных памятников современной Москвы, открытый в 1999 году к 175-летию со дня венчания Пушкина и Гончаровой. Скульптурная композиция запечатлела в бронзе знаменитого поэта и его прелестную супругу в самом начале их любви.

Памятник, представляющий собой скульптурную группу из двух фигур на гранитном постаменте, установлен возле мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Старом Арбате, и создается впечатление, что молодая чета вышла встретить гостей. Авторы памятника – Александр Бурганов и Игорь Бурганов (их музей тоже находится неподалеку), архитекторы – Е. Розанова и А. Кузьмина.

Высокие художественные достоинства скульптуры неоднократно были отмечены потомками А.С. Пушкина, гостями и жителями столицы.

Памятник воинам-нефтяникам

Памятник воинам-нефтяникам, павшим в годы Великой Отечественной Войны – расположен в городе Москва, Россия. Данный мемориал был установлен в 1975 году, в честь 30-летия победы Советского Союза над фашистскими захватчиками.

Монумент представляет собой длинный шпиль с пятиконечной звездой на основании, выполненный из декоративного камня, возле которого расположен 4-х метровый пьедестал с мемориальной таблицей. На пьедестале, на одном колене стоит каменный воин-нефтяник, а на обеих его руках лежит багор, инструмент нефтедобытчиков.

Каждый год, в День Победы, здесь собираются ветераны почтить память павших, а также проводятся патриотические митинги.

Закладной камень памятника Харламову

Церемония закладки камня в основание будущего памятника легендарному советскому хоккеисту, нападающему Валерию Харламову, прошла на территории олимпийского комплекса "Лужники" на Аллее Славы в воскресенье.

Памятник Б.Окуджаве на Арбате

Памятник поэту Булату Окуджаве был установлен в 2002 году в центре Москвы, на углу Арбата и Плотникова переулка. Его авторами стали скульптор Георгием Франгулян и архитекторы Игорь Попов и Валентин Прошляков. Место для памятника было выбрано неслучайно – в доме № 43 на Арбате поэт жил долгое время, этой улице он посвятил свои знаменитые строки «Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое Отечество…».

Авторы памятника попытались художественными средствами воссоздать кусочек старого арбатского двора. Монумент включает в себя две бронзовые арки, символизирующие подворотню, две скамейки, фигуру Булата Окуджавы высотой примерно 2,5 метра, его бронзовую тень, уходящую во двор, и живое дерево. Скульптура поэта очень динамична: кажется, что Окуджава размашисто шагает навстречу прохожим.

Памятник торжественно открыли в день 9 мая, и эта дата была выбрана неслучайно. Во-первых, это был день рождения поэта, а во-вторых, - День Победы, во имя которой Окуджава в 1942 году в возрасте 17-ти лет ушел добровольцем на фронт.

Песни на стихи Окуджавы звучат более чем в восьмидесяти фильмах, а песня из фильма «Белорусский вокзал» стала настоящим гимном фронтовиков.

Памятник И.А.Крылову на Патриарших Прудах

В сквере на Патриарших прудах расположен памятник русскому поэту и баснописцу И.А. Крылову, который был установлен в 1976 году.

Проект памятника был разработан и осуществлен скульпторами А.А. Древиным, Д.Ю. Митлянским и архитектором А.Г. Чалтыкьяном.

Памятник Владимиру Зворыкину

Памятник изобретателю телевидения русскому и американскому инжинеру Владимиру Зворыкину открыли в Москве в день 125-летия изобретателя. "В.Зворыкин -изобрететель телевидения" работа скульптора Сергея Горяева и архитектора Алексея Тихонова установлена возле Останкинского пруда рядом с телецентром.

Памятники культуры

Памятники культуры - это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, поселения) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

Древнейшие памятники - археологические: стоянки-остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа - поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников. Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.



Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы - образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.



Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера - резьбой по камню и т. д.

Краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д. Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом. Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая. Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами. Обязательное условие - записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Обычай устанавливать в городах монументы, скульптуры и обелиски, увековечивающие какие-либо события или исторических персонажей почти так же стар, как ритуалы праздников или похорон. Искусство ваяния оттачивалось тысячелетиями, чтобы проходящие мимо красивых фигур люди восхищались человеческим величием. Так сложилось, что почти все самые грандиозные российские памятники остались нам от советской эпохи, ведь тогда колоссальность монументов имела особое политическое значение.

10. Памятник Ленину в Дубне (37 м)

В известном советском, а теперь российском научном центре в Дубне установлен огромный памятник Ленину. Даже без постамента высота фигуры вождя пролетариата составляет 25 метров. Поставили его возле шлюза отделяющего Московское море от русла Волги. Вокруг памятника разбили парк, с которого хорошо видна панорама Московского моря. Здесь также прежде стоял памятник И. Сталину, но при Хрущёве его взорвали.

9. Дружба навеки (42 м)

Этот монумент, торжественно открытый в 1983 году, был посвящён русско-грузинской дружбе. В тот год отмечалось 200-летие подписания Георгиевского трактата - так назывался договор, по которому грузинское царство Картли-Кахети добровольно вошло в состав Российской империи и оказалось под её полной защитой. Эту композицию поставили на Тишинской площади, на которой до XIX века находилась известная Грузинская слобода. С точки зрения исполнения, монумент представляет собой колонну, составленную из вертикально расположенных трудноразличимых литер кириллицы и грузинского алфавита, из которых складываются слова «мир», «единство», «труд», «братство». Увенчивает колонну венок из винограда, в который вплетены колосья пшеницы, в этом также видна символика: пшеница - это Россия, а виноград - Грузия.


Казань является одним из красивейших и старейших волжских городов. Столица нынешнего многонационального Татарстана сочетает в себе западные технологии...

8. Памятник Юрию Гагарину (42,5 м)

В разгар московской Олимпиады в июле 1980 года в столице появился новый огромный памятник - на этот раз первому космонавту Юрию Гагарину. Выполнили его из титана, который широко применяется при изготовлении космических аппаратов. На изготовление фигуры космонавта ушло 238 литых элементов, соединённых между собой сваркой и болтами. Труднее всего было с изготовлением лица - самого крупного элемента, весящего 300 кг, хотя одна плавка вакуумной печи могла выдать намного меньше металла. Фигура космонавта выглядит очень динамично - она словно устремлена ввысь. Смысловой частью композиции является и высокий ребристый постамент - он означает старт космического корабля.

7. Алёша (42,5 м)

Жители Мурманска решили сделать тёзкой известного памятника советского воина-освободителя в Болгарии - «Алёши» собственный монумент, официально называемый «Защитникам советского Заполярья в годы ВОВ». Солдат здесь изображён в длинной шинели. В 1975 году его установили на холме Зелёный мыс таким образом, чтобы он был виден из любой точки города - он на самом деле на 173 метра оказался выше среднего уровня городского ландшафта. Высота фигуры составляет 35,5 метра, а стоит она на постаменте высотой 7 м. Эта скульптура стала частью архитектурно-скульптурного комплекса, посвящённого защитникам Родины. Рядом находится Могила Неизвестного Солдата.


6. Памятник Владимиру Ленину в Волгограде (57 м)

В своё время именно этот монумент стал фигурантом книги рекордов Гиннеса как самый высокий среди памятников, посвящённых реальным историческим фигурам. Ильич занял, кстати, постамент, на котором прежде стоял его сменщик - И. Сталин, но который потом был демонтирован. Ленин здесь не слишком оригинален - изображён бодро шагающим с кепкой в руке. Монумент открыли к 103-летней годовщине рождения вождя революции, то есть, в 1973 году. Рост самой фигуры составляет 27 метров.


Многие любят перед сном смотреть фильмы ужасов, но впечатления будут намного острее, если такие любители отправятся в места, являющиеся почти готовой...

5. Рабочий и Колхозница (58 м)

Всемирно известным символом СССР стал именно этот монумент, его изображение можно было увидеть на разнообразных открытках, марках, прочей советской продукции, а киностудия «Мосфильм» сделала его своей заставкой. Эта скульптурная композиция была заказана государством для оформления советского павильона на проводившейся в 1937 году международной выставке во Франции. Елена Мухина изобразила героев своего времени - молодых людей из ведущих политических классов советского общества - молодого мужчину рабочего и женщину колхозницу. В синхронно вытянутых верх руках они держат молот и серп. Скульптура словно говорит, что они строят мирную жизнь и стремятся к простому счастью.
После возвращения из Франции монумент поставили в Москве рядом с входом на ВДНХ, хотя по первоначальному плану он должен был украсить площадку перед шлюзовой башней Рыбинской ГЭС. Но подготовительные работы на ГЭС задержались, поэтому временно его поставили возле ВДНХ, да там он и остался на вечном приколе. Для ГЭС же была изготовлена другая скульптура. По этой причине и пьедестал под памятник оказался слишком низким - меньше, чем был задуман авторами, а иначе монумент стал бы в три раза выше. До Франции статую перевозили в разобранном виде в 28 вагонах, но даже и в этом случае некоторые элементы застревали в узких местах пути, поэтому их приходилось разрезать прямо в дороге.

4. Родина-мать зовёт (87 м)

До 1997 года самой большой в стране статуей была скульптура Родины-матери, установленная в Волгограде на Мамаевом кургане. К счастью, здесь никому и в голову не пришло оспаривать её смысловое и архитектурное значение - по эмоциональному воздействию этой скульптуре мало найдётся равных в мире, а не только в России. Женская фигура с высоко поднятым в руке мечом и в полуобороте назад, словно обращается к невидимому народу с призывом встать против врага.
Установлена эта статуя была в 1967 году и 22 года после этого была самой высокой скульптурой в мире, за что была внесена в книгу рекордов Гиннеса. Сама статуя изготовлена из железобетона, а 33-метровый меч, весивший 14 тонн, изначально сделали из титана и нержавеющей стали (чтобы сверкал). Но он имел слишком большую парусность, а солидную нагрузку, полученную от ветра, передавал на державшую его руку. Поэтому всего через 10 лет потребовался ремонт монумента. В руку вложили меч из другого материала, снабженный отверстиями для снижения парусности.


Шумная, огромная, древняя Москва благодаря своей истории богата различными достопримечательностями и интересными историческими местами. Невозможно изу...

3. Памятник в ознаменование 300-летия российского флота (98 м)

Совсем скоро исполнится 20 лет, как на Москве-реке был установлен громадный памятник работы З. Церетели. Как и перед его установкой, так и поныне москвичи, мягко говоря, недолюбливают это произведение плодовитого грузина. Им не нравится монумент как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения его стоимости, к тому же он требует много средств и на ежегодное обслуживание. До сих пор слышны призывы демонтировать этого монстра, который уродует окружающие городские пейзажи.
Для установки памятника посреди Москвы-реки специально насыпали остров. Колоссальная бронзовая фигура весит более 2000 тонн, а затраты по установке пьедестала, центральной фигуры на корабле с парусами превысили 36 миллионов долларов. Собиралась сложная конструкция памятника больше года. Относительно истории возникновения этого «шедевра» есть очень популярная версия, что автор делал памятник Колумбу, открывшему Америку для европейцев, но не смог навязать своё творение ни испанцам, ни кому-либо в обоих Америках, поэтому срочно перекрестил его в Петра I. Кроме того, не было никакой связи между становлением российского флота и Москвой, поскольку Пётр этим занимался, когда уже отстраивал новую столицу.
После появления памятника начались массовые акции протеста москвичей, которые даже собирали средства на его демонтаж или перевод в Петербург. Была даже попытка взорвать монумент. Но тогдашняя мэрия, покровительствовавшая Церетели, пренебрегла этими протестами, и тёмный царь по-прежнему пугает москвичей.

2. Монумент Покорителям космоса (107 м)

Этот горделивый монумент появился в столице в 1964 году, когда в стране ощущалась настоящая эйфория от успехов в освоении космического пространства. Поставили его в конце аллеи Космонавтов, возле главного входа на ВДНХ, возле одноимённой станции метро, теперь это северо-восточный административный округ. Сверкающий на солнце титановыми листами 107-метровый обелиск изображает собой устремлённую в небо ракету, за которой тянется газовый шлейф.
У основания монумента стоит статуя первого идеолога космонавтики Константина Циолковского. Фасад стилобата снабжён стихами Николая Грибачёва, выложенными металлическим буквами, а вокруг стилобата изображены горельефы советских учёных, инженеров и рабочих - всех тех, кто превратил в реальность мечту о космическом полёте.


Владимир - очень древний русский город, у него многовековая богатая история и особенная архитектура. Расцвет этого города пришёлся на период, ко...

1. Монумент Победы (141,8 м)

Самый высокий памятник в России был воздвигнут уже после развала СССР - в 1995 году. Им стал обелиск в парке Победы на Поклонной горе, установленный на площади Победителей. Высота 141,8 м символична - если перевести её в дециметры, то получится количество военных дней. Обелиску придана форма трёхгранного штыка, грани которого на значительную высоту украшены бронзовыми барельефами. На отметке 104 метра к обелиску прикреплена скульптурная группа из бронзы - богиня победы Ника с венцом и двумя трубящими победу амурами.
Открытие мемориала состоялось в День Победы вместе со всем мемориальным комплексом. Эта уникальная конструкция из-за особенностей формы ещё будучи в рамках замысла архитектора, проявляла аэродинамическую неустойчивость. Поэтому её модель многократно тестировали в аэродинамической трубе ЦАГИ, чтобы максимально уменьшить это свойство.