Синквейн коробочка мертвые души. Образ и характеристика собакевича в поэме мертвые души гоголя сочинение

1 Запишите сегодняшнее число и тему урока.

Задача нашего урока состоит в том, чтобы найти то общее, что роднит помещиков, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. Тип - это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям «Мёртвых душ» это имеет непосредственное отношение.

Сейчас мы рассмотрим галерею образов помещиков, которых посещает Чичиков, с точки зрения прогрессирующего морального оскудения личности, происходящего, по мысли Гоголя, в результате потери связи человека с человечеством и привязанности его к собственности.

Для этого вы готовили домашнее задание, выявляя способы и приемы типизации, делали выписки из текста по следующему плану:

А) описание деревни и усадьбы;

Б) портрет помещика, его речь, занятия, интересы;

В) отношение помещиков к Чичикову, их реакция на куплю-продажу «мертвых душ».

Заслушаем сообщения представителей из групп с показом презентаций.

2. Анализ образа Манилова.

Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайды.

Задание:

Какая деталь в описании героя является преобладающей?

Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя?

(Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.)

С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей?

(Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.)

Какова отличительная черта Манилова?

(Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.)

(Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него предпочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.)

Вывод.

Вместо настоящего чувства - у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.

3. Анализ образа Коробочки. Слайды.

Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?

(Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. “Ну, баба, кажется, крепколобая!”

Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.)

Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

(Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.)

Каково положение крестьян у Коробочки?

(Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.)

Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.

(Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.)

Что сделало Коробочку такой?

(Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.)

Вывод:

“Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

4. Анализ образа Ноздрёва. Слайды.

Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?

(В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.)

Какова речь героя?

(Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.)

Каковы жизненные цели Ноздрёва?

(Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: “фетюк”, “подлец”, “дрянь”)

Вывод.

В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

5. Анализ образа Собакевича. Слайды.

Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?

(Описание господского дома: “…виднелся деревянный дом с мезонином… “…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.

Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.)

Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?

(В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек “неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож “на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово “медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.

Что поражает в портрете Собакевича?

(В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: “..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;

“Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”

“Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”)

Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?

(Собакевич сразу “учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.

“Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.)

Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: “попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.

Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.

6. Анализ образа Плюшкина. Слайды.

Тема нравственного падения, духовной смерти “хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.

Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в “прореху на человечество”?

Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?

Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?

(Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.)

Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.

Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.

Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…

Вывод.

Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.

Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?

(Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.)

Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.

Гоголь с горечью восклицал: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.

Замысел поэмы «Мертвые души», ставшей бессмертной, подарил Николаю Васильевичу Гоголю поэт Александр Сергеевич Пушкин. Создание произведения - это главная миссия, которую должен был исполнить Гоголь. Так считал сам писатель. В планах Гоголя значилось сочинение трех томов поэмы (по подобию Ад, Чистилище, Рай). Был написан и издан только первый том произведения. Только он и дошел до читателя. Печальная участь второго тома и причины, ее породившие, до сего времени остаются загадкой. Современные филологи в своих трудах пытаются разгадать тайны, связанные с написанием произведения. С этой целью тщательно изучаются и анализируются образы, созданные в поэме, дается характеристика Собакевича, Манилова, Коробочки и других главных персонажей.

Галерея образов поэмы

В поэме «Похождения Чичикова, или Мертвые души», а именно под таким заголовком произведение было издано впервые, представлена целая галерея образов - разных типов людей и даже неодушевленных предметов. Используя такой прием, Гоголь мастерски изображает уклад жизни России XIX века.

Он показывает общие черты - невежество чиновников, произвол властей, тяжелую участь народа. Вместе с тем в поэме ярко представлены характеры отдельных персонажей, их индивидуальные особенности.

Например, образ Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Ноздрева, Манилова, Чичикова дает возможность читателю понять, что герои являются типичными представителями определенной эпохи, хотя каждый несет что-то свое, индивидуальное, отличное от других. Появления персонажей поэмы у Гоголя не являются случайными моментами. Их представление читателю подчинено определенному порядку, что является очень важным для раскрытия общего замысла произведения.

Владения Собакевича

Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя.

Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью.

Сразу видно, что внешняя сторона строений, их эстетичность совершенно не волнуют хозяина. Важна лишь функциональность, практическая выгода того, что его окружает.

В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой - сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.

Внешний облик героя

Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами.

Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным.

Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности.

Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.

Описание интерьера и образ героя поэмы

Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам.

Читатель, ознакомившись с героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.

Что отличает Собакевича от других помещиков

Внимательный читатель обязательно замечает эту разницу. Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие.

Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа.

Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать - назвать привлекательные и негативные стороны характера человека.

Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя.

Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни.

Заключение сделки

Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен - он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя.

Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.

Что настораживает в описании образа героя

Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя - с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять.

О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками.

Настораживает читателя и то, что ни об одном человеке, с кем знаком Собакевич, с кем дружит, если это можно назвать так, он не сказал ни одного доброго слова.

Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы - так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.

Мертвенность души Собакевича

Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Читатель это явно понимает.

Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души.

О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА

Это интересный прием технологии ркмчп (развитие критического мышления через чтение и письмо). «Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых имеет свое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-я – два прилагательных к данному существительному; 3-я – три глагола к данному существительному; 4-я – осмысленная фраза; 5-я – одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Ребята должны в нескольких словах выразить суть проблемы.

На разных этапах урока использование синквейна имеет разные цели.

В старших классах на стадии «Размышления» (термин РКМЧП) после изучения темы о помещиках из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» с помощью синквейна можно обобщить информацию. Ученики пытаются ответить на вопрос: «Почему Манилова (Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) можно назвать «мертвой душой»? Ответив на этот вопрос для себя, школьники объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейны. Представляем первые результаты групповой работы:

Манилов

Ленивый, бесхозяйственный.
Мечтает, сидит дома, ничего не делает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Ноздрев

Хвастливый, драчливый.
Играет в карты, пьет и врет.
Страсть к чему угодно.
Почему он такой?
«Мертвая душа»!

Плюшкин

Скупой, жадный, пустой.
Все копит, но не для себя.
Когда-то был живой,
А теперь «мертвая душа»!

Коробочка

Хозяйственная, дубинноголовая.
Все копит, копит, копит.
Зачем она копит?
Никто не знает.

Собакевич

Большой, неуклюжий, жадный.
Думает, понимает и обманывает.
Почему он такой?
Потому что «мертвая душа».

Как показывает опыт, синквейн полезен как средство творческого самовыражения во время эмоциональной паузы на уроке в средних (но иногда и в старших) классах. Ведь именно с этого возраста нужно воспитывать тонкого и вдумчивого читателя, закрепить в сознании учеников, что заниматься «художественным творчеством» интересно. Такая работа вселяет уверенность, раскрепощает. В этом случае ученику не помешает поощрение.

Индивидуальные творческие работы могут сочетаться с групповой работой. Приведем несколько работ, написанных учениками.

Котенок

Пушистый, маленький комочек.
Жалобно мяукает, мечется и ждет.
Где же мама-кошка?
Погулять ушла.

Баира Ч., 8-й класс

Хрупкое, нежное.
Ищет, находит, уходит.
Оно у каждого свое.
Где его найти, не знает никто.

Ирина Д., 7-й класс

Любимая, прекрасная.
Поддержит, поймет, отзовется.
Кто она?
Подруга вечная мужчины!

Баир Д., 9-й класс

Узон

Светлый, прекрасный.
Живет, растет, цветет.
Кто в нем живет?
Добрый народ!

Долгор Д. и Ирина Д., 7-й класс

ХОККУ (хайку)

Это японская стихотворная форма, трехстишие в 17 слогов (5–7–5). Обычно хокку можно разделить на две части – одна строчка плюс две или две плюс одна. Связаны эти строчки не логически, а по ассоциации. Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Оно подчиняется определенным правилам, и очень строгим. Главное в этих стихах – намек. В стихотворении содержатся картины, выразительные детали, а читатель по ним восстанавливает целый мир. Можно раскрыть секреты их построения, использовать трехстишие во время эмоциональных пауз на уроке.

Милый человек,

Живи, трудись, не ленись.
Ведь твоя же жизнь!

Эрдэм О., 8-й класс

Цветок засохший.

В сердце грусть и печаль.
Осенняя пора.

Сэсэгма Д., 11-й класс

Ребята получили задание написать хокку по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк». Это – непростое задание. Оно активизировало воображение восьмиклассников, помогло осмыслить впечатление от прочитанного. Хокку получилось не у всех. Работы восьмиклассницы Альбины Б. объединяет глубокое проникновение в смысл рассказа.

Бирюк угрюмый.
Почему же он такой?
Виновата жизнь.

Надвигалась гроза.
Огромная туча
Впереди шла.

У бирюка дочка,
Хорошенькая девочка.
Все умеет делать.

ЦЗАЦУАНЬ

Комические изречения китайских писателей, известные с IX века, представляют собой перечень ситуаций, объединенных одним названием. Например, называется ситуация Жалко – и далее перечисляется, что жалко... Еще примеры – названия ситуаций: Очень напоминает , Выводить из себя и т.п.

Жалко,
когда засыхает цветок;
когда тратишь попусту время;
когда люди теряют работу.

Сэсэгма Д., 11-й класс

(от франц. слов рифмованные концы )

Это – стихотворение, сочиняемое на заданные рифмы.

Серенькие мышки
Купили три книжки .
Одну начали читать ,
А остальные жевать .

Ирина Д., 7-й класс

Жили мышки,
Любили книжки ,
любили читать ,
Но больше всего жевать.

Настя Н., 6-й класс

Слушают маленькие мышки
интересные книжки,
не умеют читать,
но умеют жевать.

Арюна Ж., 6-й класс

СТИЛИЗАЦИЯ

Думается, что учитель должен использовать любую возможность обратиться к личному опыту ребенка, вовлекая его в учебную деятельность. Творческая работа в жанре подражания – одна из возможностей для школьника раскрыть свои способности. Ученик, осваивая художественную форму, вкладывает в нее свое содержание. Работая над содержанием, ученик как бы пропускает через себя авторскую идею и стиль, учится смотреть на мир глазами другого человека, в то же время оставаясь самим собой. Школьник выходит на высокий уровень «творческого заимствования». Это этап активного усвоения внешней формы произведения, когда ученик наполняет его своим содержанием. Учитель здесь выступает в качестве консультанта. Необходима подготовка к выполнению такого задания: провести стилистический анализ текста, которому надо подражать; выявить, объяснить особые приметы жанра, эпохи и научить находить их в тексте художественного произведения.

Сказание о Баторе Улан-Заргантае
и гигантской Ящерице

(Опыт стилизации ученицы из села Узон)

Это случилось на прекрасной агинской земле,
Когда баторы совершали свои подвиги славные.
В давние времена, когда царило вечное лето,
Когда озера были маленькими лужицами.

Сундуки свои старинные откроем,
О достойнейшем расскажем –
Об отважном баторе Улан-Заргантае.

Пока не покатилось солнце за гору,
Почему бы нам сказание не послушать.

Да в степи да в широкой долине
Пас коров и овец один молодец.
Звали-то его Улан-Заргантай,
Улан-Заргантай да Узонский.

Пастух-то начал пасти скот
Да и во утро, в утренешенько.
Захотелось-то ему пити да кушати.

Оставлял он свой скот да у реки,
Да у реки Улановки.

Запрыгнув на свою лошадку да богатырскую,
Богатырскую, сильнейшую,
Поехал-то на ней домой да неподалеку.
Вернулся наш Улан-Заргантай да Узонский
К своему стаду да к скоту.
В долине трава расстилается,
В низине река бурлит,
Волны вздымаются.

Слушает он – птицы не поют.
Видит он – овцы испуганы,
Испуганы да стоят.

А за ними коровушки,
Коровушки да мертвушки.
Подле них да мертвушек
Следы большие да звериные.
Начал-то Улан-Заргантай искать зверя этого.
Скакал он три дня и три ночи.
Подъехал-то он к скалам крутым да крепким.
Вышла да из большущих
Ящерица да с тремя хвостами,
С тремя хвостами да толстущими.
Она-то и скот повалила,
Повалила коровушек да намертво.
Улан-Заргантай решил убить эту Ящерицу,
Эту Ящерицу да сильную.
Бились они три дня и три ночи.
Наконец Улан-Заргантай свалил последний хвост;
Ящерица та просила батора,
Просила о том, чтоб ее в живых оставил,
В живых оставил да в здравии,
Но батор не простил ее,
Ее да с ее грехом.
В честь Улан-Заргантая,
Улан-Заргантая да Узонского
Назвали эту местность Улан-Заргантай.

Бутид Д., ученица 7-го класса

Сотворческие отношения ученика и учителя, общение с людьми, хорошо знающими и собирающими местный фольклор, – всё это даёт детям пищу для развития своих творческих способностей. Такая творческая встреча произошла у ребят и старожилов села. На ней из сказок, сказаний, стихов был составлен полный текст сценария литературного вечера «В мире сказки».

Сказка «Небесная Номин, или Голубая бабочка»

Высоко-высоко в небе за белыми пушистыми облаками жила маленькая девочка. Ее звали Номин, что значит «Бирюза». Она была прелестной, доброй. Долгие годы она мечтала попасть на Землю, но не могла ослушаться своих родителей. И однажды подул очень сильный ветер. Так сильно подул, что разогнал все облака. Номин стала падать, испугалась, но успела схватиться за облачко. Но оно перевернулось из-за сильного ветра, и девочка полетела дальше. Она падала на Землю с головокружительной скоростью. И надо же было случиться такому, что в это самое время летели белоснежные лебеди. Один лебедь пожалел ее и посадил на свою спинку. И наша прелестная девочка полетела с ним в теплые края. Долго летел лебедь. Наконец он высадил ее на лугу среди красивых цветов. Номин была так благодарна этой большой птице, если бы не лебедь, то она могла бы умереть. Она от всей души радовалась, что наконец-то исполнилась ее заветная мечта. Она порхала от цветка к цветку и все время пела и танцевала. Затем Номин выбрала самый красивый цветок и стала жить в нем.

С тех пор голубые бабочки порхают от цветка к цветку, радуя нас своей неземной красотой.

Цындыма Цыриторова, 5-й класс

Отметим, что весьма важно публичное признание достижений ребят, чему способствует участие в творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня. Наиболее удачные работы учеников помещаются в нашей школьной газете «Класс!».

Ц.Л. ДОНДОКОВА,
Узонская средняя школа,
Читинская обл.

Михайло Семёнович Собакевич - один из помещиков поэмы Гоголя "Мёртвые души", к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу. В его доме всё выглядит неуклюже, нет симметрии.

По внешности, Собакевич - человек, напоминающий медведя и собаку. То, как обустроено жилище помещика, вызывает впечатление, что Собакевич - хороший хозяин, его крестьяне совершенно не нуждаются в еде и одежде.

Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.

Собакевича можно назвать "рабом желудка". Еда для него - чуть ли не главное в жизни. Пища простая, но добротная и обильная. Собакевич напоминает медведя: большой, грузный, косолапый; природа недолго думала над его внешностью: "хватило топором раз - вышел нос, хватило в другой - вышли губы...". В крупном теле Собакевича застывает душа, духовно неподвижная. Собакевич яростно выступает против образования и науки.

Собакевич всех ругает: один только порядочный человек для него - прокурор, "да и тот, если сказать правду, свинья". Помещик даже не удивляется предложению Чичикова продать тому мёртвые души крестьян, поскольку умершие люди для него - просто товар. Он назначает высокую цену, расхваливая несуществующих крестьян, описывая их, какими они были при жизни.

Образ Собакевича 9 класс

Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.

Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.

Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье - Михаил.

Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.

Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.

Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет считать свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.

Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья.

В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.

Характеристика помещика Собакевича

Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.

Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.

Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.

Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.

Его хобби - это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.

Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.

Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

Вариант 4

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателями предстаёт целая галерея ярких, запоминающихся гротескных образов русских помещиков, безжалостно осмеянных силой великого сатирического таланта писателя. Одним из таких персонажей, которых посетил Павел Иванович Чичиков, стал помещик Михайло Семёнович Собакевич.

Описывая внешность Собакевича, автор сравнивает его с медведем. Крупный, грузный, крепкий, неуклюжий, он напоминает этого зверя и лицом, и повадками, и недюжинной силой. Манера передвигаться тоже была медвежьей – Собакевич умудрялся постоянно наступать всем на ноги. Даже имя у него соответствующее – Михайло. Характеризуя внешность этого героя, Гоголь отмечает, что он из тех, о ком говорят, что он «неладно скроен, да крепко сшит». То же самое можно сказать и о вещах, окружающих Собакевича. Его жилище напоминает берлогу, обставленную нескладной, но крепкой, добротной мебелью.

Такое же впечатление неуклюжести и добротной крепости оставляет хозяйство Собакевича. Его дом, хозяйственные постройки, избы крестьян – всё говорит о том, что Собакевич – хороший хозяин. Он умеет находить с крестьянами общий язык, знает об их проблемах и нуждах. Только всё это идёт у него не от доброты душевной. Михайло Семёнович умён и отлично понимает, что чем лучшие условия он создаст своим крепостным, тем лучше они будут работать и тем больший доход он может с этого получить. Ну а деньги ему нужны для удовлетворения своих плотских потребностей, главная из которых – любовь к сытной еде. Собакевич не только любит и умеет покушать сам, он, как хлебосольный хозяин, щедро угощает своих гостей, в чём имел возможность убедиться Павел Иванович.

О том, что Собакевич далеко не глуп, говорит тот факт, что он, единственный из всех помещиков, сразу понял намерения Чичикова и заломил за мёртвые души непомерную цену, как за живых людей. Составляя список мёртвых крепостных, Собакевич подробно описывал их характер, умения, привычки, что ещё раз подтверждает – Михайло Семёнович рачительный хозяин, хорошо знающий дело, которым он занимается.

Как известно, все фамилии персонажей в поэме Гоголя – «говорящие». О чём же говорит нам фамилия Собакевич? О том, что персонаж этот груб, вечно всем недоволен и склонен ругать городских чиновников, называя их «разбойниками», «мошенниками» и «христопродавцами». Среди них одного прокурора он считал порядочным человеком, да и тот, по его мнению, был свиньёй. Впрочем, тут, пожалуй, с Михаилом Семёновичем трудно не согласиться.

Сочинение 5

«Мертвые души» - поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.

Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.

Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.

Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.

Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Василия Теркина в поэме Твардовского Василий Теркин сочинение

    Вася Тёркин – настоящий герой. Я знаю, что он был и до сих пор любим многими. Его можно принять за настоящего человека, а не за выдуманного персонажа. Он и сейчас вызывает симпатию, даже восхищение.

  • Сказка о потерянном времени - сочинение-анализ сказки Шварца

    Шварц Е.Л. – знаменитый советский писатель, подаривший нам большое количество произведений и пьес. Одним из самых интересных и остающимся актуальным по сей день произведением является Сказка о потерянном времени.

  • Моя мама самая лучшая. Она меня очень любит. У всех есть мама. Когда я рядом с ней я чувствую себя в безопасности. Я знаю, что она мне всегда поможет.

  • Характеристика и образ Фенечки в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

    «Отцы и дети» - известный роман русского писателя И.С. Тургенева. Главной темой произведения является описание и развитие конфликта старого и нового поколения.

  • Сочинение Взаимоотношение учителя и ученика 11 класс ЕГЭ

    Учитель – это важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка целым багажом необходимых для жизни знаний, а также, способствует формированию у него множества умений и навыков.

Помещик Собакевич – очень колоритный персонаж «Мертвых душ» Гоголя, внешне напоминающий медведя своей неуклюжестью, массивностью и склонностью к чревоугодию. Французским деликатесам в виде лягушачьих лапок или устриц он предпочитает половину бараньего бока или целого осетра. При этом Собакевич гордится своим русским богатырским желудком, способным переварить любую пищу, да еще в огромном количестве. Над диетами французов и немцев он открыто насмехается, и характеристика Собакевича уже проявляется достаточно ярко в этом эпизоде. После обеда у Михаила Семеновича скупающий у помещиков мертвые души Чичиков чувствует себя потяжелевшим на целый пуд.

Гостя поражает тот факт, что всем окружающим помещки Собакевич дает только отрицательные характеристики: губернатор у него чуть ли не разбойник с большой дороги, прокурор свинья, а сосед Плюшкин собака. Вот где проявляется весьма ярко характеристика Собакевича в "Мертвых душах" Николая Гоголя .

Беседа Собакевича с Чичиковым

По характеру Собакевич настолько невозмутим, что на удивительное предложение Чичикова продать ему мертвых душ даже бровью не ведет, сразу же начинает торговаться, запросив непомерно высокую цену – 100 рублей за душу. Если вспомнить визит Чичикова к Коробочке , то Настасья Петровна в аналогичной ситуации от изумления даже выпучила глаза.

Торгуется он с кулацким размахом, но цена за душу в итоге снижается до двух с полтиной рублей. Такое поведение свойственно расчетливой и прижимистой натуре Собакевича.

Еще говоря о характеристике Собакевича отметим, что он не отличается тонкой душевной организацией, гибкостью ума и тягой к просвещению, зато он крепкий хозяйственник, владеющий большой обустроенной деревней. Сам он живет в добротном доме с мезонином и у его крестьян крепкие и прочные дома. В хозяйстве Михаила Семеновича везде и во всем прослеживаются порядок и достаток. Вы также можете прочитать цитаты из поэмы «Мертвые души» , в которых упоминаются слова помещика Собакевича.

Собакевич любит все крепкое, пусть и незатейливое с виду. Громоздкие и прочные предметы мебели, окружающие Михаила Семеновича, как бы говорят, что они тоже Собакевичи.

Из представленных Николаем Гоголем галереи помещиков в "Мертвых душах" Собакевич является наиболее положительным и наименее пошлым литературным героем, несмотря на всю свою приземленность.