Шаламов краткая биография по датам. Краткая биография шаламова самое главное

Русский писатель, поэт.

Биография

Отец - Тихон Николаевич Шаламов, священник и проповедник. Мать - Надежда Александровна. Первая жена - Галина Игнатьевна Гудзь, вторая жена - Ольга Сергеевна Неклюдова. Имел дочь от первого брака Елену, премного сына от Неклюдовой Сергея.

В 1914 году начал обучение в гимназии. В 1923 году после окончания школы второй ступени в родном городе уехал в Москву. Поначалу работал дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве. Затем поступил на факультет советского права МГУ, учился здесь с 1926 по 1929 год.

19 февраля 1929 года был арестован как участник подпольной троцкистской группы, занимавшийся распространением дополнения к «Завещанию Ленина», в котором советский лидер писал об опасности прихода к власти . Будучи осужден на три года лагерей, отбывал наказание в Вишерском лагере на Северном Урале. В 1932 году Шаламов вернулся в Москву и начал работать в журналах, печатать свои очерки и статьи.

В январе 1937 года был повторно арестован за контрреволюционную троцкистскую деятельность. Получил пять лет лагерей, свой срок отбывал на Колыме (СВИТЛ - Северо-восточный исправительно-трудовой лагерь). Шаламов выполнял тяжелые работы на золотых приисках «Партизан», Черное озеро, Аркагала, Джелгала, бывал в таежных командировках, неоднократно попадал в больницу для заключенных.

В июне 1943 года Шаламов был заново осужден на десять лет лагерей за антисоветскую агитацию. В 1951 году Варлам Тихонович был освобожден, но смог вернуться в Москву не сразу. Поначалу, с 1946 года, после прохождения фельдшерских курсов, он стал работать в Центральной больнице для заключенных в колымском поселке Дебин и на лесной командировке лесорубов. Вернувшись с Колымы в 1953 году, Шаламов обосновался в Калининской области, работал на торфопредприятии в Решетниково. Результатом многих лет лагерей стал распад брака с Г.И. Гудзь и потеря всяких духовных связей с дочерью, которая не видела отца раньше. В 1956 году В.Т Шаламов был реабилитирован, после чего вернулся в столицу. Тогда же он женился на О.С. Неклюдовой (развелся с ней в 1966 году).

Уже с 1949 году Шаламов в условиях Колымы совершает свой творческий труд - он стал записывать свои стихи, которые потом составили сборник «Колымские тетради» (1937-1956). , которому Шаламов сумел переправить стихи, очень высоко ценил их. С 1954 по 1973 год писатель создавал свои знаменитые «Колымские рассказы». Они не были опубликованы на родине при жизни автора, это произошло только в 1988-1990 годах.

Отдельные стихи Варлама Тихоновича печатались в советских журналах («Юность», «Знамя», «Москва»), но этого было недостаточно для поэта, автора ряда поэтических сборников («Огниво», 1961; «Шелест листьев», 1964; «Дорога и судьба», 1967), понимавшего и чувствовавшего истинную поэзию.

Кроме Б.Л. Пастернака, большое значение в жизни Варлама Тихоновича сыграли , (Шаламов работал некоторое время в «Новом мире»), вдова О.Э. Мандельштама Н.Я. Мандельштам. Знакомство в 1966 году с И.П. Сиротинской, ставшей ближайшим другом писателя и впоследствии его правопреемницей, было для самого Шаламова очень важной вехой в жизни.

В 1973 году стал членом Союза писателей. С 1973 по 1979 год Шаламов вел рабочие тетради, которые впоследствии разбирала и готовила к публикации И.П. Сиротинская. Последние три года жизни Варлам Шаламов, тяжелобольной (всю жизнь писатель страдал болезнью Меньера, кроме того, сказывались годы жизни в лагерях), жил в Доме инвалидов и престарелых Литфонда в Тушине. 15 января 1982 года после поверхностного обследования был переведен в интернат для психохроников. Во время транспортировки писатель простудился и заболел воспалением легких. Скончался 17 января 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Творчество

Судьба писателя была невероятно сложной: почти двадцать лет лагерей, невозможность печатать наиболее важные свои труды, непонимание власти и общества. Как справедливо отметила И.П. Сиротинская, «в жизни у него не было удач - чьей-то поддержки властной, совпадения случайностей. Все ему далось неистовым трудом, все оплачено кусками крови, нервов, легких. Но Бог дал талант, силу и высоту духа, твердость нравственную - много, зато в помощь земной жизни - ничего». Именно моральная твердость, цельность, соответствие слова и дела, унаследованное им (в духовном смысле) от героев своего детства, эсеров и народовольцев, во многом помогли ему выстоять.

Шаламов обладал очень важным качеством, которое воплотилось в его творчестве, - он признавал за другими людьми право на их собственную правду, в нем отсутствовало стремление возвести свою точку зрения в абсолют, а, следовательно, и отсутствие проповеди, учительства в его литературе: «Шаламов не учит тому, как выжить в лагере, не пытается передать опыт лагерной жизни, но лишь свидетельствует о том, что представляет собой лагерная система». В этом отношении проза Шаламова явилась продолжением пушкинской традиции, во многом потерянной и уступившей место классической толстовской традиции, представителем которой был А.И. Солженицын.

Важнейшим произведением писателя стали «Колымские рассказы» (1954-1973), которые сам автор делил на шесть циклов: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Воскрешение лиственницы», а также «Очерки преступного мира» и «Перчатка, или КР-2». В них утверждалась невозможность проповеди в страшном ХХ веке. Варлам Тихонович считал, что литературное произведение должно выполнять роль фиксирующего события документа. Но формула «проза как документ» не сводит произведения Шаламова к простым очеркам. Так, «Колымские рассказы» стали настоящим психологическим исследованием лагерной темы. То же можно отнести и к т.н. антироману Шаламова «Вишера» (1961). Он состоит из двух частей: «Бутырская тюрьма (1929)» и «Вишера». В нем писатель рассказывает о своем осуждении в 1929 году, заключении в , первом сроке в Вишерских лагерях. В книге мы можем найти наблюдения о лагерной системе 20-х годов и их отличиях от сталинских, размышления о самом Сталине, мысли о лагерной жизни.

В автобиографической повести «Четвертая Вологда» (1968-1971) писатель вспоминает свое детство и юность, рассказывает о том, как формировались его убеждения, как укреплялось чувство справедливости и неприязнь любого насилия. Он говорит о народовольцах, их жертвенности и героизме. Именно они стали его юношеским идеалом, образцом духовной силы.

В 1960-е годы В.Т. Шаламовым были написаны воспоминания.

В трагическом хоре голосов, воспевающих ужасы сталинских лагерей, Варлам Шаламов исполняет одну из первых партий. Автобиографические “Колымские рассказы” повествуют о нечеловеческих испытаниях, которые выпали на долю целого поколения. Пережив круги ада тоталитарных репрессий, писатель преломил их через призму художественного слова и встал в ряд классиков русской литературы 20 века.

Детство и юность

Варлам Тихонович Шаламов родился в Вологде 5 июня 1907 года. Он происходил из потомственной семьи священников. Его отец, как дед и дядя, был пастырем Русской православной церкви. Тихон Николаевич занимался миссионерством, проповедовал алеутским племенам на далеких островах (ныне территория Аляски) и в совершенстве знал английский язык. Мать писателя занималась воспитанием детей, а в последние годы жизни работала в школе. Варлам был пятым ребенком в семье.

Мальчик научился читать в 3 года и жадно поглощал всё, что попадалось в семейной библиотеке. Литературные пристрастия с возрастом усложнялись: он переходил от приключений к философским сочинениям. Будущий писатель обладал тонким художественным вкусом, критическим мышлением и стремлением к справедливости. Под влиянием книг в нем рано сформировались идеалы, близкие к народовольческим.

Уже в детстве Варлам пишет первые стихи. В 7 лет мальчика отдают в гимназию, но образование прерывается революцией, поэтому школу тот закончит только в 1924 году. Опыт детских и юношеских лет писатель обобщает в “Четвертой Вологде” - повести о ранних годах жизни.


Окончив школу, парень отправляется в Москву и вливается в ряды столичного пролетариата: он идет на завод и 2 года оттачивает мастерство дубильщика на кожевенном производстве. А с 1926 по 1928 годы получает высшее образование в МГУ, изучая советское право. Но из университета его исключают, узнав из доносов однокурсников о “социально неугодном” происхождении. Так репрессивная машина впервые вторгается в биографию писателя.

В студенческие годы Шаламов посещает литературный кружок, организованный журналом “Новый ЛЕФ”, где знакомится и общается с прогрессивной писательской молодежью.

Аресты и заключения

В 1927 году Шаламов участвует в акции протеста, приуроченной к десятой годовщине Октябрьской революции. В составе группы подпольных троцкистов выступает с лозунгами “Долой Сталина!” и призывает вернуться к истинным заветам . В 1929 году за участие в деятельности троцкистской группировки Варлам Шаламов впервые взят под стражу и “без суда и следствия” отправляется на 3 года в исправительные лагеря в качестве “социально вредного элемента”.


С этого времени начинаются его многолетние арестантские мытарства, затянувшиеся до 1951 года. Первый срок писатель отбывает в Вишлаге, куда в апреле 1929-го прибывает этапом из Бутырской тюрьмы. На севере Урала заключенные участвуют в крупнейшей стройке первой пятилетки - возводят в Березниках химический комбинат всесоюзного значения.

Освободившись в 1932 году, Шаламов возвращается в Москву и зарабатывает на жизнь писательским трудом, сотрудничая с производственными газетами и журналами. Однако в 1936 году мужчине вновь припоминают “грязное троцкистское прошлое” и обвиняют в контрреволюционной деятельности. На сей раз его осуждают на 5 лет и в 1937-м отправляют в суровый Магадан на самые тяжелые работы - золотодобывающие забойные прииски.


Срок осуждения заканчивался в 1942 году, но заключенных отказались выпускать до окончания Великой Отечественной войны. К тому же Шаламову постоянно “пришивали” новые сроки по разным статьям: здесь и лагерное “дело юристов”, и “антисоветские высказывания”. В итоге срок писателя разросся до 10 лет.

За эти годы он успел сменить пять приисков в Колымских лагерях, кочевал по поселкам и шахтам в качестве забойщика, лесоруба и землекопа. Ему довелось отлеживаться в медицинских бараках как “доходяге”, который уже не способен ни на какой физический труд. В 1945 году, обессилев от невыносимых условий, с группой заключенных пытается сбежать, но только усугубляет ситуацию и в наказание определяется в штрафной прииск.


Попав в очередной раз в больницу, Шаламов остается там помощником, а после получает направление на курсы фельдшеров. Окончив обучение в 1946 году, Варлам Тихонович до конца тюремного срока работает в лагерных больницах Дальнего Востока. Получив освобождение, но будучи пораженным в правах, писатель еще полтора года работает в Якутии и копит деньги на билет в Москву, куда вернется только в 1953 году.

Творчество

Отбыв первый срок заключения, Шаламов работал журналистом в московских профсоюзных изданиях. В 1936 году был опубликован его первый художественный рассказ на страницах “Октября”. 20-летнее изгнание повлияло на творчество писателя, хотя и в лагерях тот не оставляет попыток записывать свои стихи, которые лягут в основу цикла “Колымские тетради”.


Программным произведением Шаламова по праву считаются “Колымские рассказы”. Этот сборник посвящен бесправным годам сталинских лагерей на примере жизни узников Севвостлага и состоит из 6 циклов (“Левый берег”, “Артист лопаты”, “Очерки преступного мира” и т.д.).

В нем художник описывает жизненный опыт людей, сломленных системой. Лишенный свободы, опоры и надежды, изможденный голодом, холодом и непосильным трудом, человек теряет свое лицо и самую человечность - в этом писатель глубоко убежден. В заключенном атрофируется способность к дружбе, состраданию и взаимоуважению, когда вопрос выживания выходит на передний план.


Шаламов был против публикации “Колымских рассказовотдельным изданием, и в полном собрании они были изданы в России только посмертно. На основе произведения в 2005 году снят фильм.


В 1960-70-е годы Варлам Тихонович выпускает сборники стихов, пишет воспоминания о детстве (повесть “Четвертая Вологда”) и опыте первого лагерного заключения (антироман “Вишера”).

Последний цикл стихотворений выходит в 1977 году.

Личная жизнь

Судьба вечного арестанта не помешала писателю выстроить личную жизнь. Со своей первой женой Галиной Игнатьевной Гудзь Шаламов знакомится в Вишерском лагере. Там, по его словам, он “отбил” ее у другого заключенного, которого девушка приезжала навестить. В 1934 году пара поженилась, и спустя год у них родилась дочь Елена.


При втором аресте писателя репрессиям подверглась и жена: Галину сослали в отдаленное село Туркменистана, где она прожила до 1946 года. Семья собирается вместе только в 1953-м, когда Шаламов возвращается из дальневосточных поселений в Москву, но уже в 1954 году супруги разводятся.


Второй женой Варлама Тихоновича была Ольга Сергеевна Неклюдова, член Союза советских писателей. Шаламов стал четвертым и последним ее мужем. Брак продлился 10 лет, детей у пары не было.

После развода в 1966 году и до самой смерти писатель остается одиноким.

Смерть

В последние годы жизни состояние здоровья писателя было крайне тяжелым. Десятилетия изнурительных работ на пределе человеческих ресурсов не прошли даром. Еще в конце 1950-х он переносит тяжкие приступы болезни Меньера, а в 70-е постепенно лишается слуха и зрения.


Мужчина не способен координировать собственные движения и с трудом перемещается, и в 1979 году друзья и коллеги перевозят его в Дом инвалидов. Испытывая трудности с речью и координацией, Шаламов не оставляет попыток писать стихи.

В 1981 году у писателя случился инсульт, после чего принимается решение отправить его в пансионат для людей, страдающих хроническими психическими заболеваниями. Там он и умирает 17 января 1982 года, причина смерти - крупозное воспаление легких.


Сын священника, Шаламов всегда считал себя неверующим, однако его отпели согласно православному обряду и похоронили на Кунцевском кладбище Москвы. Сохранились фото с похорон писателя.

Имени Шаламова посвящены несколько музеев и экспозиций, расположенных в разных частях страны: в Вологде, на малой родине автора, на Колыме, где тот работал фельдшером, в Якутии, где писатель отбывал свои последние ссыльные дни.

Библиография

  • 1936 - “Три смерти доктора Аустино”
  • 1949-1954 - “Колымские тетради”
  • 1954-1973 - “Колымские рассказы”
  • 1961 - “Огниво”
  • 1964 - “Шелест листьев”
  • 1967 - “Дорога и судьба”
  • 1971 - “Четвертая Вологда”
  • 1972 - “Московские облака”
  • 1973 - “Вишера”
  • 1973 - “Федор Раскольников”
  • 1977 - “Точка кипения”

1907, 18 июня (5 июня по старому стилю) - в городе Вологде в семье священника Софийского собора Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны родился сын Варлаам (Варлам).

1914 - Варлаам принят в подготовительный класс мужской гимназии им. Александра Благословенного города Вологды.

1923 - оканчивает единую трудовую школу второй ступени № 6 - преемницу гимназии.

1924 - уезжает из Вологды и устраивается на работу дубильщиком на кожевенный завод в селе Кунцеве Московской области.

1926 - поступает на факультет советского права Московского государственного университета.

1927, 7 ноября - участвует в демонстрации оппозиции, посвященной 10-летию Октября, проходившей под лозунгом «Выполним завещание Ленина!».

1928 - исключен из университета за «сокрытие социального происхождения». Посещает литературные кружки О.М. Брика и С.М. Третьякова при журнале «Новый ЛЕФ».

1929, 19 февраля - арестован ОГПУ в подпольной типографии, печатавшей листовки под названием «Завещание Ленина». Осужден как «социально опасный элемент» на три года заключения в лагерях.

13 апреля - после содержания в Бутырской тюрьме отправлен в Вишерский лагерь (Северный Урал). Работает на строительстве Вишерского ЦБК и Березниковского химкомбината под руководством Э.П. Берзина, будущего начальника колымского Дальстроя.

1931, октябрь - освобожден из лагеря и восстановлен в правах. Работает на Березниковском химкомбинате, чтобы собрать средства на возвращение в Москву.

1932 - возвращается в Москву и становится сотрудником профсоюзных журналов «За ударничество» и «За овладение техникой».

Последний приезд Варлама в Вологду.

1936 - публикует первую новеллу «Три смерти доктора Аустино» в первом номере журнала «Октябрь».

2 июня - Особым совещанием при НКВД приговорен за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» к лишению свободы на пять лет со ссылкой в исправительно-трудовые лагеря со спецуказанием использования на тяжелых работах.

14 августа - с большой партией заключенных на пароходе «Кулу» доставлен в Магадан, откуда этапирован на золотодобывающий прииск «Партизан».

1938, декабрь - арестован по сфабрикованному лагерному «делу юристов» и заключен в следственную тюрьму в Магадане, затем помещен в тифозный карантин пересыльной тюрьмы.

1939, апрель - 1940, август - работает в геолого-разведочной партии на участке «Черное озеро» - землекопом-шурфовщиком, помощником топографа.

Осень - направлен на вспомогательные работы близ поселка Ягодное, где при голодном пайке становится «доходягой».

Март - направлен на прежнее место работы. Лето - при содействии врача Н.В. Савоевой возвращен в «Беличью», где при больнице временно работал культоргом и подсобным рабочим.

1945, весна - работает на прииске «Спокойный».

Осень - Шаламов работает с лесорубами в тайге на зоне «Ключ Алмазный». Не выдержав нагрузки и голода, решается на побег, в наказание за это вновь направляется на штрафной прииск «Джелгала».

1946, весна - работает на прииске «Сусуман». В тяжелом состоянии попадает в санчасть, где встречается со знакомым врачом А.М. Пантюховым. После выздоровления с помощью Пантюхова направлен учиться на курсы фельдшеров в лагерную больницу на 23-й километр от Магадана.

Декабрь - после окончания курсов определен на работу фельдшером хирургического отделения в Центральную больницу для заключенных «Левый берег».

1949, весна - 1950, лето - работает фельдшером в поселке лесорубов «Ключ Дусканья». Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради».

1950-1951 - работает фельдшером приемного покоя больницы «Левый берег».

1951, 13 октября - окончание срока заключения. В последующие два года по направлению треста «Дальстрой» работает фельдшером в поселках Барагон, Кюбюма (Оймяконский район, Якутия), чтобы скопить денег для отъезда с Колымы. Пишет стихи и посылает их с врачом Е. А. Мамучашвили в Москву, Б.Л. Пастернаку. Начинается переписка двух поэтов.

29 ноября - устраивается мастером в Озерецко-Неплюевское строительное управление треста «Центрторфстрой» Калининской области.

1954, 23 июня - поступает на Решетниковское торфопредприятие Калининской области агентом по снабжению. Живет в поселке Туркмен; в этом же году начинает работать над первым сборником «Колымские рассказы». 1956, 18 июля - реабилитирован за отсутствием состава преступления (официальная справка о реабилитации получена 3 сентября); в этом же году переезжает в Москву, расторгает отношения с Г.И. Гудзь и заключает брак с О.С. Неклюдовой.

1957 - работает штатным, затем внештатным корреспондентом журнала «Москва»; публикует первые стихи из «Колымских тетрадей» в журнале «Знамя» (№ 5).

1957-1958 - у Шаламова диагностирована болезнь Меньера, писатель лечится в Боткинской больнице. Получает инвалидность третьей, затем второй группы.

1959-1964 - работает внештатным внутренним рецензентом журнала «Новый мир».

1961 - в издательстве «Советский писатель» выходит первая книжка стихов «Огниво». Продолжает работать над «Колымскими рассказами» и «Очерками преступного мира».

1964 - издает книгу стихов «Шелест листьев».

1964-1965 - завершает сборники рассказов колымского цикла «Левый берег» и «Артист лопаты».

1965 - в журнале «Сельская молодежь» (№ 3) выходит рассказ «Стланик» - единственный из «Колымских рассказов», опубликованный в СССР при жизни писателя.

1966, февраль - в связи с процессом А. Синявского и Ю. Даниэля пишет публицистическое «Письмо старому другу», которое анонимно распространяется в самиздате. Усиление внимания к Шаламову со стороны КГБ; в этом же году разводится с О.С. Неклюдовой, знакомится с И.П. Сиротинской.

1966-1967- работает над сборником рассказов «Воскрешение лиственницы».

1967 - выходит третья книга стихов «Дорога и судьба».

1968-1971 - работает над автобиографической повестью «Четвертая Вологда».

1970-1971 - работает над «Вишерским антироманом» и «Воспоминаниями».

1972 - узнает о публикации на Западе, в издательстве «Посев», своих «Колымских рассказов». Пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с Шалимовым.

1972-1973 - издает книгу стихов «Московские облака». Принят в Союз писателей СССР. Работает над сборником «Перчатка, или КР-2», заключительным циклом «Колымских рассказов».

1977 - издает книгу стихов «Точка кипения». В связи с семидесятилетием представлен к ордену «Знак Почета», но награды не получает. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Он начинает терять слух и зрение, учащаются приступы болезни с потерей координации движений.

1978 - в Лондоне, в издательстве «Оверсиз пабликейшн», выходит книга «Колымские рассказы» на русском языке, также без ведома автора.

1979, февраль-апрель - находится в неврологическом отделении Московской клинической больницы № 67.

Май - с помощью друзей и Союза писателей направлен в пансионат для престарелых и инвалидов.

1980 - узнает о присуждении ему премии французского Пен-клуба, премии он так и не получил. В США выходит первый перевод «Колымских рассказов» на английский язык. Книга получает восторженные отзывы.

1980-1981 - переносит инсульт. Любитель поэзии А.А. Морозов публикует его стихи в Париже, в «Вестнике русского христианского движения», что вызывает новый шум вокруг больного писателя.

1982, 15 января - по заключению медкомиссии Шаламова переводят в пансионат для психохроников.

17 января - скончался от острой сердечной недостаточности. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Биография Шаламова Варлама Тихоновича, русского советского писателя, начинается 18 июня (1 июля) 1907 года. Он родом из Вологды, из семьи священника. Вспоминая о родителях, своем детстве и юности, он впоследствии написал автобиографическую прозу Четвертая Вологда (1971). Начал обучение Варлам в 1914 году в гимназии. Затем учился в вологодской школе 2-й ступени, которую закончил в 1923 году. Уехав из Вологды в 1924 году, стал работником кожевенного завода в г.Кунцево, что в Московской области. Работал дубильщиком. С 1926 года - студент МГУ факультета советского права.

В этот период Шаламов писал стихотворения, принимал участие в работе разных литературных кружков, был слушателем литературного семинара О.Брика, участвовал в диспутах и различных литературных вечерах, вел активную общественную жизнь. Он был связан с троцкистской организацией МГУ, принимал участие в демонстрации оппозиции под лозунгом «Долой Сталина!», приуроченной к 10-летию Октября, что стало причиной ареста 19 февраля 1929 года. Впоследствии в своей автобиографической прозе под названием «Вишерский антироман» он напишет, что именно этот момент считает началом своей общественной жизни и первым настоящим испытанием.

Шаламова осудили на три года. Свой срок он отсидел в Вишерском лагере на северном Урале. Освобождение и восстановление в правах получил в 1931 году. До 1932 года помогал строить химкомбинат в Березниках, после чего вернулся в столицу. До 1937 года в качестве журналист работал в таких журналах как «За промышленные кадры», «За овладение техникой», «За ударничество». В 1936 году журнал «Октябрь» напечатал его рассказ под названием «Три смерти доктора Аустино».

12 января 1937 года Шаламов опять попал под арест за контрреволюционную деятельность и получил 5-тилетний срок. Заключение отбывал в лагерях, где использовали физические работы. Когда он уже находился в следственном изоляторе, журнал «Литературный современник» напечатал его рассказ «Пава и дерево». В следующий раз его напечатали в 1957 году - журнал «Знамя» опубликовал его стихи.

Шаламова отправили на работы в забои в магаданский золотой прииск. Затем он получил еще один срок и его перевели на земляные работы. С 1940 по 1942 года местом его работы был угольный забой, а с 1942 по 1943 - штрафной прииск в Джелгале. «За антисоветскую агитацию» в 1943 году его снова осудили, уже на 10 лет. Работал шахтером и лесорубом, после неудачной попытки побега попал на штрафную зону.

Врач А.М. Пантюхов фактически спас Шаламову жизнь, отправив его учиться на курсы фельдшеров, открытые при больнице для заключенных. Окончив учебу, Шаламов стал сотрудником хирургического отделения этой же больницы, а позже - фельдшером в поселении лесорубов. С 1949 года он пишет стихи, которые затем войдут в сборник «Колымские тетради» (1937-1956). В состав сборника войдут 6 разделов.

В своих стихах этот русский писатель и поэт видел себя «полпредом» заключенных. Его стихотворное произведение «Тост за речку Аян-урях» стало для них своеобразным гимном. В своем творчестве Варлам Тихонович стремился показать, насколько может быть силен духом человек, который даже в условиях лагеря способен любить и сохранять верность, способен думать об искусстве и истории, о добре и зле. Важный поэтический образ, используемый Шаламовым - стланник, выживающее в условиях сурового климата колымское растение. Сквозной темой его стихов являются отношения человека и природы. Кроме этого, в поэзии Шаламова просматриваются библейские мотивы. Одним из главных своих произведений автор называл поэму «Аввакум в Пустозерске», так как в ней соединились исторический образ, пейзаж и особенности авторской биографии.

Вышел на свободу Шаламов в 1951 году, но еще два года он не имел права покидать Колыму. Все это время он работал фельдшером в лагерном медпункте и смог уехать только в 1953 году. Без семьи, с подорванным здоровьем и не имеющий права жить в Москве - таким Шаламов покинул Колыму. Он смог найти работу в пос. Туркмен Калининской области на торфоразработках в качестве агента по снабжению.

С 1954 года работал над рассказами, которые затем вошли в сборник «Колымские рассказы» (1954-1973) - главный труд жизни автора. Он состоит из шести сборников очерков и рассказов - «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2». У всех рассказов есть документальная основа, и в каждом автор присутствует лично, либо под фамилиями Голубев, Андреев, Крист. Тем не менее, эти произведения нельзя назвать лагерными мемуарами. По мнению Шаламова, описывая жизненную среду, в которой происходит действие, недопустимо отступать от фактов. Однако для создания внутреннего мира героев он использовал не документальные, а художественные средства. Стиль писатель выбрал подчеркнуто антипатичный. В прозе Шаламова присутствует трагедийность, несмотря на то, что встречаются немногочисленные сатирические образы.

По мнению автора, в Колымских рассказах также присутствует и исповедальный характер. Своей повествовательной манере он дал название «новая проза». В Колымских рассказах лагерный мир предстает иррациональным.

Варлам Тихонович отрицал необходимость страдания. Он на собственном опыте убедился, что пучина страдания не очищает, а растлевает человеческие души. Переписываясь с А.И.Солженицыным, он писал, что лагерь для кого угодно является отрицательной школой, причем с первого и до последнего дня.

В 1956 году Шаламов дождался реабилитации и смог переехать в Москву. В следующем году он уже работал в качестве внештатного корреспондента в журнале «Москва». В 1957 году его стихи были опубликованы, а в 1961 году увидела свет книга его стихов под названием «Огниво».

С 1979 года из-за тяжелого состояния (потери зрения и слуха, затрудненного самостоятельного передвижения) он был вынужден поселиться в пансионате для инвалидов и престарелых.

Книги стихов автора Шаламова были опубликованы в СССР в 1972 и 1977 годах. Сборник «Колымские рассказы» издавался заграницей на русском языке в Лондоне в 1978 году, на французском языке в Париже в 1980-1982 годах, на английском языке в Нью-Йорке в 1981-1982. Эти публикации принесли Шаламову мировую известность. В 1980 он получил Премию свободы, которой его наградило французское отделение Пен-клуба.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Шаламова Варлама Тихоновича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Семья Шаламовых проживала в казённом соборном доме, состоящем из трёх комнат. Ни сыновья старший Валерий, младший Варлам и Сергей, ни дочери Наталья и Галина никогда не имели в доме отца отдельной комнаты ни в детстве, ни в юности. В. Т. Шаламов писал: « Спал я на крыше сундука, на тюфяке, там, где раскладывал свои литературные пасьянсы».

Осенью 1914 года Варлам поступает в мужскую гимназию, он хорошо учился с первого до последнего класса. Школа не привила В. Т. Шаламову любви ни к стихам, ни к художественной литературе, не воспитала вкуса. Все открытия Варлам Шаламов делал сам, сам учился, работал, ходил на подготовительные курсы, чтобы поступить в университет. Он закончил гимназию в пятнадцать лет, был первым учеником. В 1924 году семнадцатилетний В. Шаламов покидает Вологду. Два года он работает дубильщиком на кожевенном заводе в Сетуини, а в 1926 году становится студентом факультета советского права Московского государственного университета.

В.Шаламов с детства обладал очень живой и сильной восприимчивостью, но ни к живописи, ни к музыке, ни к театру способностей у него не было, оставались одни стихи. Он писал их с детства. Он был рождён поэтом, несмотря на методы воспитания отца. Отец не понимал и не любил стихов, боясь их секретного яда, замедленного действия, взрыва в самый неподходящий момент. А главное - их здравого смысла.

Отец В. Шаламова – Тихон Николаевич, соборный священник, был значимой фигурой в городе, поскольку не только служил в церкви, но и занимался активной общественной деятельностью. В. Шаламов вспоминал, что дома отец молился перед иконой, представлявшей собой репродукцию картины Рубенса – с огромным ликом Христа в терновом венце, освятив эту картинку, наклеенную на фанерку и заключенную в золоченую узкую раму. Отношения будущего писателя с отцом складывались отнюдь не просто. Младший сын в большой многодетной семье, он не находил с отцом, волевым, страстным, категоричным в своих пристрастиях и мнениях человеком, общего языка. Весьма вероятно, что здесь сказывалась и ревность, симпатии отца почти всегда были отданы другому сыну – Сергею. Как ни странно, но Сергей был ближе ему, нежели книгочей Варлам, испытывавший страсть к книгам, а не к охоте и к рыбалке. В. Т. Шаламов не любил, с презрением относился к своему отцу с самого детства, в четырнадцать лет он писал о нём так: «Да, я буду жить, но только не так, как жил ты, а прямо противоположно твоему совету». В. Т. Шаламов не понимал отца, поэтому не прибегал к вере в Бога ни в Вологде, ни в Москве, ни на Колыме. С шести до шестидесяти лет он не нуждался религиозной опоре.

Мама Варлама, женщина полностью прикованная к хозяйству, к кухне, но любившая поэзию, наделённая непоказной душевной тонкостью, была ближе писателю, нежели отец. Она была коренной вологжанкой, из чиновничьей семьи. Для мамы сын был «педагогическим экспериментом», единственным опытом, который она провела для себя. Позже в своей автобиографической книге «Четвёртая Вологда» поэт писал о своей матери: « Я не епископ и не священник, но свою маму я хотел бы причислить к лику святых»

О родном городе писатель отзывался так: « Требования к личной жизни, к личному поведению были в Вологде выше, чем в любом другом русском городе»

О периоде студенчества и первом тюремном опыте

Жажда действия, как и жажда познания, переполняла поэта, будучи студентом, он продолжал участвовать в митингах, демонстрациях, философских и литературных диспутах, поэтических вечерах. Однако столь насыщенная и активная жизнь В. Шаламова быстро была оборвана, 19 февраля 1929 года В. Шаламов был впервые арестован и заключён в Бутырскую тюрьму на три года. Он был среди тех, кто распространял так называемое завещание Ленина, его знаменитое письмо к съезду. В. Шаламов воспринял тюремное заключение как неизбежное и необходимое испытание, данное ему для пробы нравственных и физических сил, для проверки себя как личности.

В 1932 году Шаламов возвращается в Москву. Он активно включается литературную жизнь, активно сотрудничает с газетами, пишет статьи, очерки, рассказы. В первом номере журнала «Октябрь» за 1936 год опубликована новелла Шаламова « Три смерти доктора Аустино» В новелле – тюрьма и приговоренные к расстрелу заключенные. В ней, несмотря на романтическую приподнятость тона, уже более или менее ясно проступает автор, ищущий свой путь в литературном творчестве, еще неизвестный, но именно такой, который и станет началом становления нового имени, известного как поздний Шаламов, признанный, художник.

Потом многие его наблюдения и впечатления первых трёх лагерных лет войдут и в «Колымские рассказы», их временная конкретика как бы отодвинется на второй план, уступив место художественному осмыслению человеческого поведения в тюрьме. «Колымские рассказы» будто пропитаны абсолютной безнадёжностью, с их главной идеей лагеря как абсолютного зла. Там есть прямые параллели между Колымой и Освенцимом, а в некоторых своих суждениях В. Шаламов считает Колымские лагеря гораздо более жестокими. Смещение понятия добра и зла, их деформация начинались не в лагере. Лагерь лишь продолжение этого социально – нравственного и психологического процесса. Лагерь подобен воле. Но верно и обратное – воля, общество подобны лагерю.

О «Четвертой Вологде» - исповеди человека, хотевшего быть услышанным и понятым

«Четвертая Вологда» - первое полное издание автобиографической повести, которая раскрывает истоки духовного становления автора «Колымских рассказов» Это книга – исповедь, рожденная желанием автора свести «концы и начала» своей судьбы, проверить верность нравственных ориентиров, с которыми он входит в жизнь. «Я пишу историю своей души – не более того,- говорит сам Шаламов об этом произведении. –Есть три Вологды – историческая, краевая, ссыльная, моя Вологда – четвертая. Я пытаюсь соединить 3 времени: прошлое, настоящее, будущее во имя четвертого – искусства». Варлам Тихонович говорит о себе: «Прозаиком я себя считаю с 10 лет, а поэтом – с 40. Проза – это мгновенная отдача, мгновенный ответ на внешние события, мгновенное освоение и переработка виденного, и выдача какой-то формулы, ежедневная потребность к выдаче какой-то формулы, новой, неизвестной еще никому. Проза – это формула тела, в то же время - формула души. Поэзия – это прежде всего судьба, итог длительного духовного становления. Итог и в то же время способ сопротивления – тот огонь, который высекается при встрече с самыми крепкими, самыми глубинными породами. Поэзия – это и опыт – личный, личнейший опыт, и найденный путь об утверждении этого опыта – непреодолимая потребность высказать форсировать что-то важное, может быть, важное только для себя. Границы поэзии и прозы, особенно в собственной душе, очень приблизительны. Проза переходит в поэзию и обратно очень часто. Проза даже прикидывается поэзией, а поэзия прозой….Я пишу с детства. Стихи? Прозу? Затрудняюсь ответить». На протяжении всей жизни В.Т.Шаламов хотел, страстно и неутомимо, высказаться и быть понятым.

О таланте, интерес к которому не гаснет

В течение многих лет он ведет «толстые тетради», куда записывает стихи, письма, размышления, воспоминания. И. Сиротинская, писательница, занимающаяся творческим архивом В.Т. Шаламова, подготовкой собрания сочинений Шаламова к печати, отмечает его бесстрашие и бескомпромиссность, предельную искренность, незаурядность и мощный талант. Каждую фразу В.Шаламова, по ее мнению, можно обширно комментировать, и все равно не исчерпать ее многомерности. Наверное, не случайно, вне зависимости от времени, к произведениям его не теряется интерес как специалистов – литературоведов, людей искусства, так и обычных читателей. В первую очередь, этим объясняется и успешность традиционных международных «Шаламовских чтений», материалы-исследования, размышления о творчестве Шаламова, представленные на чтениях, публикуются в специальных «Шаламовских сборниках». Читателю и исследователю одинаково интересны и стихи, и рассказы Шаламова.

О составе и особенности произведений, входящих в «Колымские рассказы»

Литературная судьба В. Шаламова счастливее, чем человеческая. Треть жизни этот человек провел за колючей проволокой. Написал несколько сборников лагерных рассказов. И принадлежность их к художественной литературе уже никто не оспаривает.

«Колымские рассказы» состоят из шести циклов рассказов и большого цикла очерков, посвященного уголовному миру. В.Т. Шаламов писал: «Лагерь – это отрицательный опыт для человека с первого и до последнего часа. Человек не должен знать, даже слышать о нем.» Он описывает лагерь с литературным мастерством, которое является свойством как бы не автора, а текста. Постепенно читателю становятся видны особенности шаламовского стиля – нетрадиционное построение предложения, развертывания сюжета, что обращает на себя внимание. Но, по мнению лингвистов, психологов, грамматическая структура предложения отражает особенности мышления человека, в то время как одна из основных функций лагеря заключается именно в разрушении самостоятельного мышления, разложении личности человека. При этом грамматика как свойство и строевой элемент мышления рушится первым.

Сюжет – это структурная форма организации действительности. Выстраивая сюжет произведения, писатель, а следом и читатель, выстраивают обстановку, чувства, мысли, события в единое осмысленное, главное – поддающееся пониманию – целое. Пружиной сюжета служат различные причинно-следственные связи.

Время в «Колымских рассказах» существует в трех ипостасях: настоящее, сливающееся с ним время-вечность и существующее отдельно от лагеря – история времени. Огромный срок заключения, уверенность в незыблемости тюремных законов, страх перед неопределенным будущим – все это приводит в объединению «сейчас и всегда». Система отношений, порядка в лагере построена так, что в результате формирования «образцового заключенного», лишенного индивидуальности, порождается чувство тотальной беспомощности, заключенный не в силах влиять на свое будущее, невозможно что-то рассчитать даже на сутки, человек живет сиюминутным, настоящим.

Еще одна особенность рассказов заключается в том, что автор ведет, кажется, беспристрастное повествование, не оценивая поступки героя. Он сам практически не просматривается. Между тем позиция его вполне ясна.

Пейзаж, речь в рассказах безжизненны. Но Шаламов вовсе не скуп на слова. Звуки, слоги, фраза – это одно целое, они выразительны. Лингвисты вообще считают, что шаламовская проза – это, скорее, речь, напоминающая поэзию. Почему же «Колымские рассказы» создают впечатление однотонности и изобразительной бедности? Шаламов открыл новую вселенную, огражденную колючей проволокой, «остров», где не действуют законы «материка». В рассказе «Ночью» мы читаем: «Все казалось по-своему настоящим, но не тем, что днем. Это был второй, ночной облик мира». Задача, стоящая перед Шаламовым – рассказать об иррациональном, «ночном» мире и порождаемой им деформации души человека, хотя многие из них и не подозревают, что есть она, эта душа, у них.

«Колымские рассказы» написаны свободным, ярким языком; темп повествования высок и неощутим, так как одинаков везде, плотность значения на единицу языка такова, что читатель не способен отвлекаться на оценку особенности стиля, Художественная манера автора становится просто данностью.

В.Т.Шаламову свойственна точность. Сцепление мелочей лагерной жизни в «Колымских рассказах» часто образует сюжет, читатель входит в «ночной» мир через «черный» ход, осваивая лагерную реальность. Но точны только обстоятельства. События, люди куда менее резки. Большинство героев разговаривают одним языком – языком автора. Шаламов как бы отказывается от приема речевой характеристики героя. Исключение делает для уголовников и лагерного начальства. Автор путает даты, отрывок из одного рассказа может появиться в другом в измененном виде, фразы приписываются разным людям, образы заключенных размыты, охранники, начальники сливаются в одно. Лагерное мышление сужает словарь. Герой одного из рассказов говорит: «Двумя десятками слов обходился я не первый год». Автор говорит общим языком для себя и персонажа.

Таким образом, В.Т. Шаламов писал не о насилии, голоде, бесправии, непосильном труде, а о том, как это действует на человека, его внутренний мир. Рассказы направлены на воссоздание лагерного мира в сознании читателя.

«Колымские рассказы» - это книга о катастрофе, постигшей личность в 20 веке. Он сумел определить характер и масштаб этой катастрофы, передать это значение читателю.

О «Колымских рассказах» и авторе: отзывы

Тарковский А. так отзывался о рассказах Шаламова: «Читаю «Колымские рассказы». Это невероятно! – Гениальный писатель! И не потому, что он пишет, а потому, какие чувства оставляет нам, прочитавшим его. Многие, прочитав, удивляются – откуда после всех этих ужасов чувство очищения – Шаламов рассказывает о страданиях и своей бескомпромиссной правдой – единственным своим оружием – заставляет сострадать и преклоняться перед человеком, который был в аду».

Сборник рассказов «Очерки преступного мира» написан на рубеже 50-60 годов, является частью «Колымских рассказов», опубликованных на волне «гласности», но внимания читателя они не привлекли. По мнению Трубникова Н., основанные на впечатлениях 30 -40 годов, они могли показаться просто устаревшими в хлестнувшем море литературы, в том числе и о тюрьме. Но Шаламов – глубокий писатель, философия очерков сверхзлободневна как в свете стремительной криминализации постсоветского пространства, так и серьезных нравственных проблем, которые необходимо решить обществу, стремящемуся найти свое достойное место в цивилизованном мире.

Шаламов непримирим по отношению к преступности, он прав в том, что никакая «борьба с преступностью» невозможна без твердых понятий о добре и зле, о чести и достоинстве человека, о том, что можно и категорически нельзя делать тому, кто претендует на имидж «честного ведения дел». Нельзя заигрывать с преступным миром. Это касается и тех, кто занимается правосудием. Но Шаламов вовсе не призывает к террору. Он не принимает «аристократию» блатного мира – матерых рецидивистов. Но его моральный принцип «помнить зло» соответствует здравому смыслу. Библейская заповедь «око за око», но только за око, и за око не более ока. Наибольшая ценность очерков заключается в возможности осознать, что главным рассадником зла является сама исправительная система. Россия и сегодня лидирует по числу заключенных на 100 тысяч населения: Россия – 558, Турция – 100, Голландия – 40 человек. За десятилетия выковался целый «клан» или «орден» потомственных блатарей, для которых любые политические изменения «во фраерском» обществе – благо, если они дают свободу действия. Советское, русское общество во все времена было лишено объективного восприятия уголовного мира, что во многом определило степень влияния его на общество, это как сообщающиеся сосуды. Тюрьма и воля, тот «Карфаген», который Шаламов призывал разрушить: «Так пройдем мы целительную науку ненависти или будем любить, прощать преступников, называя их жертвами».

Лагерная тема. Это единое целое для писателя: и творчество, и жизнь. И все же сам Варлам Тихонович говорил: «Я пишу о лагере не больше, чем Экзюпери о небе, Мелвилл о море. Лагерная тема, это такая тема, где встанут рядом и им не будет тесно сто таких писателей, как Лев Толстой. Мои рассказы – это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе».

Некрасов В. пишет о второй книге В. Шаламова «Воскрешение лиственницы», рассказах: «В. Шаламов – писатель великий, потому что, рассказывая о жизни, которая не познавшему ее даже в страшном сне не приснится, он нигде не педалирует, не сгущает краски, не морализирует, не подводит авторского итога, что так свойственно было великому из писателей - Л. Толстому. «Колымские рассказы» - это мозаика, воссоздающая жизнь, при этом каждый камешек из нее сам по себе – произведение искусства.

Размышляем над прочитанным

Варлам Тихонович Шаламов известен в литературном, читательском мире далеко не только как прозаик, автор рассказов, но и как автор стихов.

Поэтические произведения писателя, безусловно, во многом биографичны, но для нас важно то, что они открывают богатый внутренний мир человека, который, несмотря ни на что, остался искренним и внимательным к окружающему миру.

Многие стихи Шаламова – это обращение к природе. В то же время автор остается верным основной проблеме – человеческому насилию.

В данном исследовании мы обращаемся к двум одноименным произведениям Варлама Тихоновича: стихотворению и рассказу, вошедшему в сборник «Воскрешение лиственницы», имеющим название «Белка». Обращение к этому образу, на наш взгляд, значимо для автора. Белка упоминается и в нескольких других рассказах. Что же привлекает писателя в этом образе и что омогает автору выразить этот образ?

Обратимся к стихотворению «Белка». Перед нами выразительное художественное описание с элементами повествования. При этом описание разных предметов воспринимается как одно целое – описание белки.

По композиции в стихотворении возможно выделить 3 части, следуя за автором, наблюдающим белку:

1 часть – небесные границы, до которых она почти достает;

2 часть – мир природы, леса, в котором уверенно чувствует себя белка;

3 часть – мир белки, «драгоценное дупло», созданное ею, дом.

Взгляд человека от сказочного, недосягаемого постепенно опускается до самых реальных предметов. Мы видим белку почти птицей и, наконец, маленьким зверьком с едва заметными глазами. Композиция соответствует замыслу и настроению: автор – лирический герой восхищается, старается всмотреться, понять.

Звуковой состав стихотворения выражает настроение: две первые строфы наполнены звуком «О» - звуком восторга, что позволяет создать образ пространства, торжественного и торжествующего. Стихотворение благозвучно, соблюдается перекрестная рифмовка строк при употреблении двусложного стихотворного размера – хорея, второго по популярности в русской поэзии. Четырехстопный хорей, который использовал автор, считается легким и беглым, в сочетании со стихотворным ритмом текст становится живым, причудливым, легким.

По форме это монолог, обращенный к белке, которая «все еще не птица», но хвост ее «долетал почти до звезд», «пределам высоты» которой «любая птица удивится», впрочем, «зимой птицам-то не снится» та высота, где «лазит» белка. Красота свободы, способность виртуозно пользоваться и управлять ею, целеустремленность, смекалка, практичность и рачительность, способность переиграть природную стихию, выжить в ней восхищают автора. Она всего лишь «лазит», но при этом летит. Летит «к лесному дому своему», «знакомому дуплу», которое непременно «по таинственным приметам» найдет даже в «рассыпчатой метели». «Как акробат без всякой сетки, предохраняющей в лесу» маленькая «лесная егоза» доберется до родного дупла, где «есть немножко света», «а также пища и тепло», где «в яму свалена брусника», «полны орехами углы», где «до утра луща орехи» она будет щурить «от смеха едва заметные глаза».

Лексика обращает на себя внимание: от слов «высоких», книжных автор легко переходит к словам разговорным. Например, «небесный, драгоценный, тайный», но «лазишь, егоза». Преобладают качественные прилагательные. Активно привлекаются слова в переносном значении, олицетворения: холод прохожий, метели бродячие, ветер заглядывает…, сравнение позволяет создать выразительное описание.

Язык стихотворения интересен. Строки короткие, но предложения преимущественно сложные, а простые в них – осложненные. Преобладают глаголы в будущем времени, при том, что действие происходит в настоящем.

По настроению стихотворение лиричное, доброе, искреннее. В то же время оно по строению своему все состоит из противопоставлений, сравнений, создается впечатление, что оно само по себе есть противоречие. На наш взгляд, возможно говорить об основной параллели: природа и общество, общество и человек в нем. Обратимся к содержанию стихотворения. Половина его – это песнь, гимн дому, уютному и сытному, скрывающему от всяких «бродячих метелей», «прохожего ветрового холода», «пустых и голых зим». Человек лишен этого. Его мир так же жесток, лют, беспощаден, но человек не властен укрыться в нем. Маленькая «лесная егоза» сильна именно своей свободой: она добирается «до небесных границ» и «летит почти без напряженья к лесному дому своему», в котором может укрыться и посмеиваться над лютующим холодом.

Мир природы. Он разумнее, красивее, гармоничнее, чем мир, придуманный, созданный человеком. Человеком, сильным и разумным, - для себя.

Жестокость этого человеческого мира, жестокость человека – это тема, которая пронизывает все творчество Шаламова, занимает и поражает его на протяжении всей жизни.

Второе произведение В.Т. Шаламова с названием «Белка» - это рассказ об одном из развлечений «тихого провинциального городка», второго по значимости из трех развлечений горожан, классического, в котором участвовал весь город, включая младенцев, - охоте за белкой. Охоте, ставшей народной забавой, которую не могла заглушить никакая революция. На белку, спешащую перебраться в спасительный лес, «задирают головы прохожие» - постепенно «собиралась толпа» - «каждый в толпе» «горел желанием» быть первым в этой охоте – «все мчались за рыжим зверьком» - «толпа ревела, росла, выла, хрипела » - она разделилась на отряды, на армии - «город настигал ее».

Город – это женщины, подзадоривающие мужчин, протягивающие детей, чтоб те все видели и учились этому; мальчишки, подтаскивающие камни; крестьянин, приехавший на базар; председатель ревкома…, красный командир…, счетовод, опытные убийцы и те, кто мог мчаться и убивать; все вместе – толпа опытных заядлых убийц. Хозяева города, герои, охваченные жаждой убийства, потные и краснорожие.

«Я улюлюкал со всеми, как все имел право...»

Убийство состоялось: люди стали затихать и расходиться. У каждого было дело к городу и жизни.

Рассказ написан в 1966 году. Автор, рассказывая о случившемся, в первую очередь, описывает человека, людей, поведение которых, отдельно взятых, легко превращается в поведение толпы, руководимой убийцами, охваченной жаждой убийства, единой в своей безрассудной жестокости. С кем борются хозяева города, сильные, разумные? С маленьким зверьком. С белкой. И мы снова вспомним уже знакомый нам образ. Вновь о ней автор говорит «почти птица», «летит», хорошо понимая лес, деревья, но не человека: его мир казался ей камнем. Но они, эти два мира схожи: те же деревья, бульвар как зеленая речка…Но лишь обманчивой схожестью они сливаются в одно целое. Белка, наделенная поистине человеческим разумом, деловито прыгая с ветки на ветку, раскачиваясь, примеряясь, инстинктивно ощущает опасность того, что вроде бы должно быть близким и родным. Она понимает суть этой опасности, ее последствия. Но до конца стремится продолжить свой путь к дому. Полуптица. Полузверь. Она олицетворение природы, безграничной, разумной и сильной. Сильной не обязательно большой или могучей, речь идет о духовной силе и красоте. Именно в этом город, человек уступает ей. Город, невзрачный и тихий, где вода, казалось, текла вспять. Утомленные собственной дикостью люди жестоко развлекались.

Ночью шли белки через город, когда было спокойнее. Что заставляло человека убивать их?

В. Есипов в одной из своих статей, посвященных творчеству В.Т. Шаламова, комментирует это произведение. « Рассказ основан на детских, вологодских впечатлениях Шаламова. Поразительна страсть, с которой толпа людей гоняется за белкой, забежавшей в город, чтобы убить ее. Эта страсть кажется непонятной, иррациональной, «дикарской», напоминающей эпизоды из бунинской «Деревни». Однако тут есть этнографическая подоплека, которую не затрагивает Шаламов. По старинным народным поверьям, если белка забежит в село - быть пожару. В «тихом, провинциальном городе, встававшем с солнцем, с петухами» , пожары были не только «развлечением», как пишет Шаламов, а бедствием - их сильно боялись. Именно суеверие - дремучее, средневековое - и было главным источником горячечной страсти охотников на белку.

У Шаламова же на первом плане не этнография, а психология. «Белка» - о психологии толпы, массы, которую так легко увлечь на зло. Суеверие или какая-то общая идея движет людьми - все равно. Писатель здесь не выделяет, например, крестьян, наоборот, он подчеркивает, что в охоте на безобидного зверька участвуют все горожане вплоть до «красного командира в малиновых галифе» . Речь идет о народе в прямом, самом широком смысле - о народе, получившем, как пишет Шаламов, «право убивать». Сквозь лаконичные и емкие детали рассказа проступает его глубокий символический смысл: перед нами - образ революции, в которую втягиваются помимо своей воли те, кто не обладает развитым самосознанием, чувством личности, кто просто глуп и наивен. Не случайно автор не щадит и себя, ребенка в ту пору: «Я тоже убивал» , «я имел право, как все, как весь город, все классы и партии...» /97/

Революция - если развивать метафору Шаламова - разбудила и разожгла «охотничьи» инстинкты людей, страсть к убийству. В «Четвертой Вологде» он пишет об этом уже без метафор, а прямо и резко - о своей ненависти к толпе, о «темных силах» и «зверских инстинктах» народа, о «потоке истинно народных крестьянских страстей», который «бушевал по земле, и не было от него защиты»...

Вернемся к рассказу, попытаемся сформулировать вывод: противопоставлены два мира, которые по природе своей должны бы быть одним целым; погибает белка, которая была частью светлой жизни природы; она стремилась жить, борясь с чуждой ей страстью убийства. Но и побеждает она. Потому что она лучше, чище человека. Спасительная связь с природой необходима людям, но именно ее они разрывают, не задумываясь...

Писать о Варламе Шаламове трудно. Трудно, прежде всего, потому, что судьба этого талантливого человека глубоко трагична: почти двадцать лет тюрьмы, лагерей, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, дом для престарелых и, в конце концов - смерть в психушке, куда писатель был насильно переведён из этого дома, чтобы потом умереть от воспаления лёгких. В то же время трагедия В.Т. Шаламова отнюдь не была уникальной. Но в его лице, в его даре большого писателя общенародная трагедия получила своего бескомпромиссного свидетеля. В нём обрела чистый и мощный голос. Голос, стремящийся предупредить человеческое насилие, которое способно породить только насилие.

Говорят, время расставляет все по своим местам. Многое уходит бесследно, скрывается на время и открывается вновь, а вот интерес к творчеству В.Т. Шаламова не проходит, его произведения читают, понимают, а автора многие открывают для себя, абсолютно не определяя его «лагерным писателем». Он современен, и его творчество своевременно сегодня, когда телевизионный экран наполнен кадрами о насилии, когда каждый день мы слышим о жестокости по отношению к старикам, детям, природе. Для этого ли создан человек, это ли в нем истинное и необходимое для него же? Порождая насилие в любом его виде, человек разрушает себя, в первую очередь. Задумается ли над этим человек?