Русские супергерои: список. Русский супергерой ("Марвел")

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.

Образ богатыря - рождение, призвание былинного героя

(В. Васнецов "Богатырский скок" 1914г )

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

Славные подвиги русского богатыря

(Кадр из фильма "Илья Муромец" 1956г )

Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.

Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.

Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.

(Борис Федорович Андреев - народный артист СССР в роли Ильи Муромца )

И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.

Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.

Богатыри - былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков.

Вспомним главных.

1. Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь.

Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века.

В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь - заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович - богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию - с походом Олега на Царьград. Вольга - непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай - богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное - пока его не останавливает мать.

В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим - он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos .

Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках - один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Мультфильмы о трех богатырях студии «Мельница» уже успели стать культовыми. Одинаково интересные как для детей, так и для взрослых, как они влияют на глубинные образы воинов, запечатленных в русской культуре и истории? Могут ли эти образы в искаженном виде вдохновлять новые поколения на защиту русской государственности? Об этом читайте в преддверии выхода нового мультфильма из этого цикла.

К новогодним каникулам компания СТВ совместно со студией «Мельница» приготовили российским детям и их родителям праздничный подарок – очередной, шестой фильм о богатырях – «Три богатыря. Ход конем», который можно посмотреть с 1 января.

Но поскольку событие это серьезное, предлагаю вспомнить, с чего все начиналось. Речь пойдет о первых трех мультфильмах.

Названия мультиков – «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006) и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007) повторяют названия соответствующих былин. В чем же сходство и различие нового и старого видения трех богатырей? Ведь сюжетная канва в целом повторяется.

Возьмем Алешу Поповича. В современной версии он изображен недоумком. Об этом говорится прямо: «Алёша грамоте учился, но только ничего из этого не вышло». Это подтверждается на деле: когда приходят от Тугарина за данью, его хитроумный план совсем не удается, а даже наоборот. За ним везде таскается вынянчивший его дед и соседская девушка со своей бабкой. Все это напоминает детский сад на выезде. И это совсем не способствует восприятию Алеши как героя-богатыря.

Отдельного внимания заслуживают животные в мультфильме – это ослик Моисей и лошадь Гай Юлий Цезарь. Помимо того, что Моисей выполняет роль транспортного средства для Аленушки и ее бабки, в конце фильма он предстает в образе летописца. Видимо, это было сделано для достижения большего комического эффекта. А по факту вышло глумление: осел-летописец с именем ветхозаветного пророка пишет следующие очень важные слова:

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!

У меня, как у зрителя, возникает вопрос, как столь недалекий парубок может удержать в своих руках Русь-матушку целехонькой.

Конь Юлий – это просто пародия на богатырского коня, главного помощника богатыря в ратном деле. Трусливый, капризный, ленивый, сребролюбивый говорящий конь – полная противоположность своим сказочным прототипам Сивке-Бурке и Коньку-Горбунку.

Добрыня Никитич показан смелым, умным, решительным. Но он герой-одиночка. «Я работаю один и никакой напарник мне даром не нужен», – говорит Никита. Из его уст это звучит странно, ведь в русском воинстве всегда ценились товарищество, взаимовыручка. И это явно искажает его былинный образ.

Во втором мультфильме Князь из проходного персонажа превращается в отрицательного героя. Сюжет строится вокруг похищения и вызволения племянницы князя Забавы, как и в древнерусском источнике. По новой версии Князь вступает в сговор со своим кредитором Колываном, который хочет жениться на Забаве. Ее похищает для Колывана Змей Горыныч. И уродливому, ненавидимому всеми ростовщику Князь отдает в жены племянницу не просто так, а за прощение большого долга. Авторам, вероятно, хотелось лихо закрутить интригу или показать продажность государя. Мол, откуда на Руси коррупция во власти? Понятное дело, откуда! Из седой древности! Здесь, как в поговорке: «Ради красного словца не пожалеют и отца».

В фильме про Добрыню звучит цитата из картины «Брат - 2». «В чем сила, брат? – Во сне сила, брат! И у того ее больше, кто спит дольше».

Причем в первоисточнике на вопрос «В чем сила, брат?» главный герой дает ответ: «Я вот думаю, что сила в Правде». Согласитесь, в мультфильме эта формула носит антигероический и антимобилизационный характер.

Мультфильм об Илье Муромце – самый политизированный. Его авторам очень нравится не без иронии рассуждать о проблемах современности устами средневековых героев. «Демократия ваша до смуты доведет!» – говорит Князь. Отношение авторов к персонажу, олицетворяющему государственную власть, выражается, например, таким образом: пролетающая мимо птичка гадит на него. Вообще Князь в мультфильме мелкий, трусливый, подлый, коррумпированный. А вот Илья Муромец, чей прототип был реальным историческим лицом, являющимся святым Русской Православной церкви, да и в былинах он очень набожен, в фильме представлен крайне суеверным.

В оригинальных былинах также имели место разногласия богатырей с Князем, но честь и достоинство его при этом не задевались, поскольку образ властителя имел сакральное, священное для народа значение. В современном варианте былин образ государя десакрализируется. Также происходит и дегероизация богатырей. Их образ снижен, приобретает бытовой оттенок.

Главной целью богатыря Ильи Муромца, например, становится не защита Родины от разбойника, а спасение любимого коня.

И вместо той невероятной мощи, силы и самопожертвования, которые мы видим в цикле фильмов о богатырях, созданных в советское время, мы наблюдаем трансформацию образов богатырей в супергероев по типу Бэтмена и Супермена. Этакая оболочка героя без внутреннего содержания…

Образы древних былин для существенной части россиян дополняет картина Васнецова «Три богатыря». Художнику удалось очень точно схватить и передать образ русского защитника и дух русского народа в целом. В том же ключе были сняты мультипликационные фильмы в советское время. Богатырь являл собой архетип героя, идеальный образ, который живет в нас и протягивается, как нить Ариадны, из глубины веков в необозримое будущее. На былинах и сказаниях воспитывались поколения людей, выигравших множество войн и присоединивших огромное количество земель в Сибири, Средней Азии и на Дальнем Севере.

И еще один нюанс. Философ Анри Бергсон в своей работе «Смех» (1900 г.) высказал одну очень интересную мысль.

“Смех делает человека бесчувственным, отделяет то, над чем смеются, от смеющегося.”

Повторю еще раз. Мы не можем сочувствовать, сопереживать, соединяться с тем, над чем мы смеемся. Не в этом ли таится разгадка того, почему в традиционном обществе существовали такие ситуации, в которых смех был абсолютно неуместен. Иными словами, смех – это оружие. А оружие может быть использовано в любом направлении.

Посмотрев три первых мультфильма о трех богатырях, можно сказать, что образы богатырей даны в искаженном виде. В условиях нынешней внешнеполитической обстановки вряд ли эти образы выполняют свою первоначальную функцию – вдохновлять молодые поколения на подвиг мужества и самопожертвования во имя Родины. Персонаж, олицетворяющий государственную власть, наделен наихудшими чертами, так что защищать Россию-матушку во главе с таким царем-батюшкой, вряд ли кому-то захочется. Чтобы что-то защищать с риском для жизни, нужно это что-то очень любить.

Елена Козлова

Источник: proverenomamoy.ru

Если вы смотрели серию мультфильмов про трёх богатырей, примите участие в нашем опросе:

Три богатыря

Чему учит этот фильм?

"Новые округа" подготовили подборку наших, отечественных героев. Проверяем, кто сможет составить конкуренцию супергероям американских комиксов.

В первые выходные после начала российского проката "супергеройского" фильм а «Дэдпул» (Deadpool) кассовые сборы киноленты составили 12,4 миллиона долларов , что больше, чем у седьмого эпизода всемирно известной саги «Звездные войны». Событие в мире кино, что и говорить, значительное. В живом и виртуальном общении одна из частых тем сегодня - смотрели или не смотрели коллеги, друзья, родные новый фильм.

Теперь очередной заморский супергерой встанет в ряд с не менее известными Бэтменом, Железным человеком и прочими ожившими на экранах картинками. Но в отечественном кинематографе, в том числе анимационном, есть и свои "супергерои", которые могут легко потягаться с зарубежными. Правда, про наших никто не размышляет в тех категориях, которые обычно применяются к иностранным. А что, если посмотреть на отечест венных, не менее харизматичных, супергероев - в ставших уже привычным молодому поколению терминах?

1. Чебурашка
Один из самых знаменитых отечественных анимационных "супергероев". Его суперсила – дружелюбность.

Никто не может перед ним устоять, особенно иностранцы. Чебурашка стал символом Олимпийской сборной России. Как и у любого супергероя, у него есть слабость - его прошлое. Чебурашка не может смотреть на апельсины. Они вызывают у него воспоминания о том, как он был одинок. Однако, если , он начнет использовать супероружие - душераздерающую песню о своей жизни.

Главный персонаж мультфильма "Чебурашка": добрый, милый, всегда готов спеть песенку. Раса - неизвестна. Фото: kinopoisk.ru

2. Буратино

Искусственно созданный человек, так сказать, отечественный андроид. Суперспособность - бесстрашие. Отважный, целеустремленный, харизматичный. Супероружие - Золотой ключик. Слабое место - доверчивость. Инженерное решение конструктора позволяет Буратино не тонуть в воде, но делает его восприимчивым к огню. Подвиги Буратино стали настолько популярны, что в его честь назвали напиток. Кроме того, ему поставлен памятник в .

Главный герой фильма "Приключения Буратино": доверчивый, добрый, авантюрный, нетонущий. Раса - андроид.

3. Илья Муромец

Исконно русский "супергерой". Суперспособность - сверхчеловеческая сила. Настоящий борец со злом. Про его подвиги сложено бесчисленное количество легенд. У Муромца есть антагонисты - суперзлодеи Идолище Поганое и Соловей-разбойник. Супероружие - меч-кладенец.

Слабое место - печь. Может получать дополнительные силы от земли русской. Как следствие, .

4. Лошарик

" Супергерой-одиночка" с глубоким внутренним миром. Поначалу Лошарика не признавали, но сила духа героя помогла ему одержать победу над неудачами. Суперспособность - собираться обратно после полного разрушения. Это аналог регенерации Дэдпула. В честь Лошарика назвали российскую глубоководную атомную подводную лодку, что не оставляет сомнений в величине и мощи этого "супергероя". Слабое место - имя.

Герой мульфильма "Лошарик": чувствунный, целеустремленный, регенерирующий. Раса - неизвестна. Фото: plus.kinopoisk.ru

5. Маша

Самый сильный из всех "супергероев", которые когда-либо существовали, при встрече один на одни на победу не будет шансов даже у Ильи Муромца. Есть помощник - Медведь, на котором она отрабатывает свои суперприемы. Суперсила Маши - психологическая атака. Никакой суперзлодей и не подумает, какая невероятная мощь скрывается за милым образом маленькой девочки.

Слабые места отсутствуют, но вот от сладостей никогда не откажется. Почти в каждой серии юная героиня мультфильма противостоит несправедливости. За это ее и любят и взрослые, и дети.

Героиня мультфильма "Маша и Медведь": задорная, милая, гиперактиваня, несокрушимая. Раса - человек. Фото: kinopoisk.ru

Post Views: 1 817

Чёрный Фраер и Чёрная Молния, смешарики и богатыри - кто из них и как поможет Родине?

Человек, наделённый необычными способностями, - один из важнейших сюжетов как в новейшей истории литературы, так и в кино. В США киностудии научились адаптировать комиксы для фильмов и даже построили целые киновселенные. Однако в России концепцию супергероизма используют чаще из-за недостатка креатива. Тем не менее фильмы о героях, спасающих мир, иногда помогающих в первую очередь себе, выходили и в нашей стране.

Фильмы о богатырях

Образ сверхсильного защитника обездоленных, безусловно, восходит к фольклору многих народов. Робин Гуд, например, - безукоризненный стрелок и борец с материальным расслоением общества. В сказках Руси всесильные титаны, русские молодцы, попирающие зло, - это многочисленные богатыри. Фильмы о них начал снимать ещё великий Сергей Эйзенштейн: в "Александре Невском" 1938 года появляются былинные герои Василий Буслаев и Гаврила Алексич.

"Илья Муромец", вышедший в 1956-м, брал масштабностью. В съёмках было задействовано рекордное количество массовки: 106 тысяч статистов-солдат и 11 тысяч лошадей. Кроме того, он удачно "прокатился" за рубежом, в том числе и в США, где вышел под названием "Меч и дракон".

Современному зрителю известнее всего мультипликационная серия студии "Мельница": Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и ещё три картины со всеми героями вместе. Готовятся также тестостероновый экшен "Богатырь" в духе "300 спартанцев" и сразу два фильма про Евпатия Коловрата.

Брат (1997) и Брат 2 (2000)

Данила Багров не обладает сверхъестественными навыками, он "всего лишь" очень смел и метко стреляет. Герой не спасает людей: в первом фильме помогает брату, во втором - гораздо более далёкому знакомому, брату сослуживца. Но любой российский зритель назовёт его настоящим национальным супергероем и самым знаковым персонажем начала 2000-х.

Дилогия сохранила в себе слепок эпохи поздних 90-х, и без Данилы Багрова и Сергея Бодрова, продукта этой эпохи, ничего бы не получилось. Он слушает модную музыку тех лет, прежде всего, "Наутилус Помпилиус" Вячеслава Бутусова. Вокруг него бандиты, выходцы из СССР, праздные тусовщики, уподобившийся им брат, но он - единственный стабильный элемент покосившейся системы. Трагическая гибель Бодрова лишь упрочила дилогию "Брат" в звании главного постсоветского фильма.

Чёрный Фраер (1999)

Самая первая попытка снять историю о народном мстителе (за рубежом такой типаж называют vigilante - "линчеватель") была сделана, конечно, в тяжёлые для страны 90-е. Загадочный амбал, одетый во всё чёрное, борется с тёмными силами Петербурга: наркодилерами и бандитами. Он помогает старушке и её сыну-инвалиду. Фраер силён в кулачном бою, срубая врагов на землю подложенными звуковыми эффектами.

Саундтрек написан группой "Виктор", старательно косящей под Цоя. Хит куцего VHS-рынка: в фанатской группе люди до сих пор ищут версию на DVD. Ныне несмотрибельно.

"Сам же Чёрный Фраер оказывается фигурой амбивалентной. Это и пародия на Супермена, и вдохновенный идеал сильного героя, рыцаря без страха и упрёка"

Меченосец (2006)

Режиссером "Меченосца" выступил Филипп Янковский, сын великого актёра, за год до этого выпустивший экранизацию романа Акунина "Статский советник". Главный герой, сыгранный Артёмом Ткаченко, спецспособностью похож на знаменитого Росомаху-Джекмана: он умеет выпускать из руки длинное, иногда невидимое лезвие.

Картина неожиданно получилась очень мрачной и взрослой: суровый парень только за первый акт однообразно распарывает живот нескольким людям и много раз подряд наигранно занимается сексом с Чулпан Хаматовой. В худшие моменты "Меченосец" притворяется чернушным криминальным фильмом про зону, в лучшие - скверным детективом или мелодрамой.

Русский Росомаха так же разочарован жизнью, как и его канадский коллега, и не стремится помогать людям. Но вот действительность вокруг него на порядок гнуснее. Впрочем, задумываться об этом не приходится: путаный и бессмысленный сюжет отбивает всё желание следить за действием.

"Картина распадается на практически не связанные между собой фрагменты. Как минимум - пять или шесть, будто снятые различными режиссёрами"

Индиго (2008)

Паранаучный тренд на детей-индиго, замкнутых асоциальных подростках с паранормальными способностями, захлестнул мейнстримные российские медиа в 2006-2007 годах. Немудрено, что в 2008-м вышел фильм на ту же тему. На роли тинейджеров взяли детей разных звёзд: Иван Янковский (сын Филиппа и внук Олега), Николай Ефремов, Никита Пресняков.

Сюжетно это гибрид сериала "Герои" (Heroes), тогда находившегося на волне популярности, и тех же "Людей Икс". Община детей с разнообразными умениями обнаруживает, что подростки-индиго один за другим исчезают. Кроме того, зловещая Мария Шукшина, местный профессор Ксавье, открывает школу для необычных учеников.

Это архетипичное коммерческое кино нулевых: клиповый монтаж, вездесущие Гоша Куценко и Михаил Ефремов, реклама Corbina Telecom в кадре. Жаль, что наши дети Икс мало на что способны: скажем, один из детей помнит свою прошлую жизнь, да и то не всю, а другой, главный герой, чувствует, как где-то кто-то умирает, правда, поделать с этим ничего не может. Важнейшая сюжетная интрига закончится пшиком: на вопрос матери, что же замышлял злодей, персонаж Янковского отвечает: "Не, мам, я так и не понял". Из интересного здесь разве что маньяк, сыгранный тем же меченосцем Артёмом Ткаченко.

Чёрная Молния (2009)

Первый большой супергеройский проект в России. Продюсер - Тимур Бекмамбетов. Заняты почти все известные отечественные актёры - от Михаила Ефремова до Валерия Золотухина. Разве что главного героя сыграл дебютант Григорий Добрыгин.

По сюжету фильм больше всего напоминает "Человека-Паука". Отец дарит небогатому студенту Диме Майкову в качестве первого автомобиля позорную "Волгу". Но оказывается, что это специальная летающая модель, сделанная гениальными советскими инженерами. Дима зарабатывает деньги курьерской доставкой, чтобы иметь возможность впечатлить девушку с курса. На улице он не стал помогать раненому, которым оказывается его отец. Тогда "сознательный" студент начинает помогать горожанам.

При суммарном бюджете в $15 миллионов фильм собрал в прокате $21,5 миллион. То есть если создатели и остались в прибыли, то только благодаря навязчивому продакт-плейсменту. Первый опыт в незнакомом для российского кинематографа формате оказался слишком похож на западных вдохновителей. Фильм лишь изредка был похож на российский: в попытке скопировать иностранный формат была потеряна национальная индивидуальность.

Но пока что это главная супергеройская картина, снятая в России: в ней герой именно что помогает обществу, а не себе, а также обладает продвинутой техникой, как какой-нибудь Бэтмен.

Полнометражный мультфильм о героях сверхпопулярного сериала посвятили теме супергероев в кино. Крош и Ёжик находят телевизор, по которому показывают шоу о Люсьене, борце в маске на глазах, противостоящем козням злобного доктора Калигари. Персонажи смотрят передачу круглосуточно, безоговорочно ей верят, а затем сколачивают утлое судно и отправляются в мегаполис помогать Люсьену. Оказывается, что Люсьен - на самом деле стареющий актёр Копатыч, которого ещё и увольняют.

Для глубоко детского произведения выводы слишком неутешительны. Шарообразному народу некому помочь, общество погрязло в алчности. Герои его ненастоящие и больше всего на свете, оказывается, хотели уехать в глубинку и копать картошку.

Новая полнометражка сделана попроще и обошлась без супергероев.

(2016)

Новый фильм в жанре супергероики - это, что неожиданно, семейная комедия в духе классических ситкомов. В дом Бобровых попадает метеорит, и они приобретают способности, которые, правда, активируются, только если все сварливые родственники находятся в непосредственной близости друг от друга. Тогда парень старшей дочери в исполнении Павла Деревянко предлагает план: ограбить банк, используя невидимость Акиньшиной.

С самого начала кажется, что картина не была задумана как комедия. Герои трагичны в своей ненависти к домочадцам. Они не могут просто посидеть в машине рядом с банком, даже в такой несложной ситуации возникают проблемы. По мнению авторов, россияне, получив возможность помогать людям, прежде всего захотят помочь себе материально.

В век рекордных сборов супергеройского кино национальная индустрия утверждает, что данный формат непригоден для российского проката. Несмотря на это, уже сейчас заявлены несколько проектов подобной тематики.

Первым режиссёром, который осмелился сделать фильм про настоящую команду супергероев по образу и подобию "Мстителей", стал одиозный российский режиссёр армянского происхождения Сарик Андреасян.

Официальный синопсис гласит, что бок о бок будут воевать представители разных стран и народов бывшего СССР.

"Каждый супергерой впитал в себя все тонкости, все сильнейшие качества собственного народа, так что вместе они составили непобедимую команду!"

Майор Гром (2018)

Осенью 2015 года комикс-издательство BUBBLE анонсировало производство собственных фильмов. Режиссёром назначен Владимир Беседин, до этого работавший над вирусными видео и клипами для российских исполнителей. Первой будет экранизирована серия про "Майора Грома", петербургского следователя. У героя хоть и нет суперспособностей, но он все равно отчаянно борется с преступностью в Северной столице.

"Супергероический жанр перспективен. Другое дело, что западный подход нам не совсем подойдёт: обёрнутый в звёздно-полосатый флаг, мчащийся на битву со злом персонаж будет восприниматься как насмешка. Майон Гром - не какой-то супермен, а самый обычный питерский полицейский без лучей из глаз"

В таких героически-комедийных фильмах, как "Супер-Бобровы", Роман видит "забавные проекты, которые нравятся народу и заходят как пародийная идея".

Уже летом 2016-го выйдет короткометражный фильм, представляющий героев BUBBLE. Съёмки назначены на 2017 год, а релиза стоит ждать в 2018-м.