Пушкина «Евгений Онегин» проблема нереализованных возможностей личности? (ЕГЭ по литературе). Как раскрывается в романе А

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» стал предметом научных споров и исследований сразу же после выхода произведения в свет. До наших дней пушкинисты не могут прийти к однозначным выводам. Кем же был Евгений - одинокой потерянной душой, лишним человеком или беззаботным находящимся в плену собственных праздных мыслей. Его поступки противоречивы, мысли овеяны дымкой «мировой скорби». Кто же он?

Прототип героя

В романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого предоставлено на фоне развития образа героя, - достояние многих литературоведов и пушкинистов. Мы покажем вам развитие характера героя на фоне событий романа.

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и тонким психологом. Его единственному роману, его написанию, редактированию писатель посвятил семь лет. Это произведение ознаменовало переход Пушкина от романтизма к реализму. Роман в стихах запланирован был полностью реалистическим произведением, однако влияние романтизма все же очень сильное и ощутимое, что неудивительно, если учесть, что идея его возникла после прочтения байроновского «Дона Жуана».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» - это результат творческих исканий поэта. Нельзя сказать, что главный герой имел свой четкий прототип. Роль прообраза прочили Чаадаеву и Грибоедову, самому Пушкину и его оппоненту Петру Катенину, с которым поэт обменивался завуалированными колкостями в своих произведениях. Однако сам Пушкин неоднократно говорил что Евгений - это собирательный образ дворянской молодежи.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»?

В первых строках романа мы видим избалованного небедной дворянской жизнью молодого человека. Он хорош собой и не обделен вниманием женщин. Поэтому совершенно не удивляет читателя заглавная ключевая линия любви Татьяны к Онегину, а потом и безответной любви Онегина к Татьяне.

На протяжении романа характер героя претерпевает серьезные изменения, о которых мы расскажем в следующих разделах статьи. При первом взгляде на него создается впечатление, что ему недоступны сильные чувства, он настолько пресыщен вниманием представительниц прекрасного пола, что считает себя вправе давать советы. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» - стало афоризмом. Но в романе Онегин сам же попадается в свою ловушку.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по 1 главе

Произведение называли «энциклопедией русской жизни». В нем очень детально описываются балы и наряды дам и кавалеров, блюда и столовые принадлежности, интерьеры и архитектура зданий. Но больше всего внимание автора направлено на атмосферу, в которой жил сам поэт, и в которой обитают его герои.

Первая глава романа посвящена Евгению. От имени рассказчика мы узнаем, что герой опечален письмом о болезни его дяди. Он вынужден ехать к нему, но желания сделать это у Онегина нет. Тут мы видим героя несколько равнодушным. Узнав о болезни и скорой смерти родственника, ему бы скорбеть и сочувствовать, но Евгения заботит только собственный комфорт, нежелание оставлять светскую жизнь.

Образ Онегина

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» довольно глубока. Начинается она описанием происхождения персонажа, из которого мы узнаем, что он дворянин, родился в Петербурге. Отец его на балах и карточных долгах «промотался наконец».

Воспитанием Евгения занимались наемные учителя - гувернеры, которых плод их занятий совершенно не заботил. Автор говорит, что в его время такое воспитание получали практически все дворянские дети.

Не привитые вовремя моральные принципы сделали свое дело: юный Онегин стал похитителем женских сердец. Внимание дам претило ему, толкая на «любовные подвиги». Вскоре такой образ жизни привел его к пресыщению и скуке, разочарованию и хандре.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое описание которой мы видим в первой главе, набирает свои обороты с развитием сюжета. Автор не оправдывает поступки своего героя, но реалистическая кайма романа показывает нам, что другим он просто быть не может. Окружение, в котором он рос, не смогло бы принести другие плоды.

Развитие характеристики Евгения

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по главам показывает нам совершенно противоположные стороны личности персонажа. В первой главе перед нами молодой своевольный повеса, балы и покорение прекрасных девиц, наряды и уход за собой - его основные заботы.

Во второй главе Евгений - юный наследник умершего дяди. Он все тот же взбалмошный повеса, но его поведение с крепостными говорит читателю, что он способен на сочувствие и понимание. Онегин избавляет крестьян от непосильного налога, чем вызывает недовольство своих соседей. Их он, однако, просто игнорирует. За это слывет чудаком и «невеждой», его образ обрастает слухами и домыслами.

Дружба с Ленским

Рядом с Евгением поселяется новый сосед - Владимир Ленский. Он только что прибыл из Германии, где мир романтизма и поэзии увлек и очаровал его. Сначала герои не находят общий язык, они очень разные. Но вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Юный поэт Ленский на время своим общением избавляет Евгения от безумной скуки, которая одолевает его и здесь. Ему интересно с поэтом, но он во многом не понимает его романтических порывов.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» благодаря образу Ленского стремительно знакомит читателя с темными оттенками души героя. Дух соперничества и превосходства бросает Онегина на В пятой главе у Лариных организован пир по поводу дня рождения Татьяны. Раздосадованный скукой и гамом Евгений начинает заигрывать с Ольгой, невестой Ленского. Делает он это, чтобы разозлить Владимира, и не ожидает вызова на дуэль от него. На этой дуэли он убивает друга и покидает деревню. Скорбит ли он о погибшем от его руки друге, поэт не говорит.

Евгений и Татьяна

В третьей главе романа Евгений появляется в доме Лариных. Татьяна попадает во власть отчасти своих девичьих мечтаний, отчасти - обаяния героя. Свои чувства она вкладывает в письмо. Но ответа на него нет. В начале четвертой главы герои встречаются, и Онегин холодно говорит Татьяне о том, что если бы он желал спокойной семейной жизни, никто кроме Татьяны ему был бы не нужен. Однако сейчас семья не входит в его планы, а супружество принесет обоим лишь разочарование и боль. Он берет на себя роль благородного наставника и советует девушке быть осторожной со своими порывами, потому что «не всякий вас, как я поймет».

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого мы рассказываем, неотрывна от образа главного героя. Она раскрывается именно благодаря любовной линии. Татьяна безутешна в своей невзаимной любви, холодность Евгения ранит ее в самое сердце, лишает сна и покоя, погружает в полукошмарные, полувещие сны.

Вторая встреча с Татьяной

Когда Евгений встречает некогда влюбленную в него девушку в Петербурге - это становится кульминацией романа.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» претерпевает совершенно неожиданные изменения. Герой впервые в жизни влюбляется. Причем настолько, что готов на любые сумасбродства, лишь бы завоевать девушку, которую когда-то оттолкнул.

Он пишет письмо ей, где признается в своих чувствах, но не получает ответа на него.

Ответом позже послужит разговор с Татьяной, где она признается, что тоже любит его, но верность своему мужу, честь и ответственность не дают ей ответить взаимностью на его чувства. Роман обрывается на этом диалоге, поэт оставляет Евгения пожинать плоды своего безумия в спальне Татьяны.

А. С. Пушкин сумел обогнать свою эпоху - он создал абсолютно уникальное произведение, роман в стихах. Образ Евгения Онегина великий русский поэт сумел преподнести совершенно особым образом. Герой выступает перед читателем сложным и неоднозначным. И его изменения проявляются на протяжении всего произведения в динамике.

Онегин - представитель высшего света

Описание характера Онегина в романе «Евгений Онегин» можно начать с тех характеристик, которые дает А. С. Пушкин своему герою. Это следующие «факты»: во-первых, Онегин является аристократом из Санкт-Петербурга. Что же касается его отношения к окружающим людям и жизненной философии, то поэт описывает его как «эгоиста и повесу». Подобное воспитание культивировалось в дворянской среде того времени. Дети высокопоставленных особ отдавались на попечение иностранных воспитателей. И к началу юности гувернеры обучали их основным навыкам, наличие которых можно проследить и у главного героя пушкинского произведения. Онегин владел иностранным языком («и по-французски совершенно…»), умел танцевать («легко мазурку танцевал»), а также обладал хорошо развитыми навыками этикета («и кланялся непринужденно»).

Поверхностность образования

В начале произведения Онегин описывается через авторское повествование. Пушкин пишет о душевном недуге, который постиг его героя. Описывая характер Онегина в романе «Евгений Онегин», можно подчеркнуть: первопричиной этой «хандры» вполне может быть тот конфликт, который характеризовал отношения Онегина с обществом. Ведь с одной стороны, главный герой подчинялся установленным в дворянском социуме правилам; с другой - внутренне бунтовал против них. Нужно отметить, что хотя Онегин и был воспитанным, это образование не отличалось особой глубиной. «Чтоб не измучилось дитя, всему учил его шутя» гувернер из Франции. Помимо этого, Онегина можно назвать и соблазнителем. Ведь он умел «казаться новым, шутя невинность изумлять».

Основные черты в начале произведения

Онегин является очень противоречивой личностью. С одной стороны, его неприглядными качествами характера являются эгоизм и жестокость. Но с другой, Онегин наделен тонкой душевной организацией, он очень раним, и обладает духом, стремящимся к истинной свободе. Именно эти качества и являются наиболее привлекательными в Онегине. Они делают из него еще одного «героя нашего времени». Знакомство с главным героем происходит в первой главе, во время его раздраженного и желчного монолога. Читатель видит «молодого повесу», который ни в чем не видит ценности и смысла, испытывает равнодушие ко всему на свете. Онегин иронизирует по поводу болезни своего дядюшки - ведь она оторвала его от светской жизни, однако ради денег он способен какое-то время потерпеть «вздохи, скуку и обман».

Быт Онегина

Такая образованность была свойственна представителям его круга. Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» на первый взгляд может показаться легкомысленным. Онегин в беседе легко мог процитировать несколько стихов или латинских фраз, а его ежедневная жизнь проходила в совершенно однообразной среде - балы, обеды, посещение театров. Быт главного персонажа произведения поэт представляет посредством описания кабинета Онегина, которого он называет «философом в осьмнадцать лет». На столе у главного героя рядом Байроном находится столбик с куклою, а также большое количество разнообразных туалетных принадлежностей. Все это дань моде, увлечениям, аристократическим привычкам.

Но больше всего душу главного героя занимает «наука страсти нежной», что также можно упомянуть в описании характера Онегина в романе «Евгений Онегин». Однако после знакомства со своим главным героем Пушкин предупреждает читателей о том, что не стоит поддаваться соблазну воспринимать Онегина как «пустышку» - он вовсе не таков. Все светское окружение и привычный жизненный уклад не вызывают у главного героя никакого энтузиазма. Этот мир наскучил Онегину.

Хандра

Жизнь главного героя была совершено спокойной и безоблачной. Его пустое существование заполняли развлечения и заботы о собственной внешности. Главным героем овладевает «английский сплин», или же русская хандра. Сердце Онегина было пустым, а ум не находит себе применения. Ему опостыл не только литературный труд. Главный герой берется за книгу, однако и чтение не доставляет ему никакого удовольствия. Ведь Онегин разочаровался в жизни, и поверить книге он не в состоянии. Овладевшую им апатию главный герой называет «разочарованием», с охотой прикрывая себя образом Чайльд-Гарольда.

Однако главный герой не хочет и не умеет по-настоящему трудиться. Поначалу он пробует себя в качестве писателя - однако выполняет эту работу «зевая», и вскоре откладывает ее в сторону. И такая скука подталкивает Онегина к тому, чтобы путешествовать.

Онегин в деревне

В деревне главный герой снова сумел «воспрять духом». Он счастлив наблюдать за красотами природы, и даже делает попытки облегчить жизнь крепостных крестьян путем смены тяжкой барщины на «легкий налог». Однако снова Онегина догоняет его мучительница - скука. И он обнаруживает, что и в деревне испытывает те же самые чувства, что и в аристократической столице. Онегин рано просыпается, плавает в реке, но все равно ему наскучивает и эта жизнь.

Поворотное знакомство

Однако декорации меняются после того, как главный герой знакомится с Ленским, а потом и с сестрами Лариными, живущими по соседству. Близкие интересы и хорошее воспитание позволяют сблизиться Онегину с Ленским. Главный герой обращает внимание на старшую сестру, Татьяну. А в ее сестре, Ольге (которая являлась возлюбленной Ленского), Онегин видит только лишь «безжизненность черт и души». Черты характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» противопоставляют ее главному герою. Она близка к народной жизни, несмотря на то, что плохо говорит по-русски.

Ее лучшие черты были воспитаны няней, которая передала Татьяне понятие о нравственном долге, а также основы народного мироощущения. Цельность характера Татьяны в романе «Евгений Онегин» проявляется в смелости, с которой она делает признание возлюбленному, а также в благородстве ее намерений, верности супружеской клятве. Отповедь Онегина делает ее взрослее. Героиня меняется внешне, однако сохраняет лучшие качества характера.

Что касается характера Ольги в романе «Евгений Онегин», то этой героине поэт отводит второстепенную роль. Она хороша собой, однако Онегин сразу видит ее душевную пустоту. И этот характер очень быстро вызывает неприятие у впечатлительного читателя. В образе Ольги великий русский поэт выражает свое отношение к ветреным девушкам своей эпохи. Об их портрете он говорит так: «Я прежде сам его любил, но надоел он мне безмерно».

Характер Ленского в романе «Евгений Онегин»

Ленский предстает перед читателем в образе свободолюбивого мыслителя, который получил образование в одном из европейских университетов. Поэзия его овеяна духом романтизма. Однако Пушкин спешит предостеречь читателя о том, что в действительности Ленский остается невеждой, обычным русским помещиком. Хотя он и симпатичен, однако не слишком утончен.

Порядочность героя

Онегин отвергает чувства Татьяны. На все ее любовные признания он отвечает грубой отповедью. В этот момент времени искренность и чистота чувств деревенской девушки оказываются Онегину не нужны. Однако Пушкин оправдывает своего героя. Онегин отличался порядочностью и честностью. Он не позволял себе глумления над чувствами другого человека, над его наивностью и чистотой. К тому же, причиной отказа Лариной была холодность самого Онегина.

Поединок с Ленским

Следующая поворотная точка в раскрытии характера Онегина - это его дуэль с Ленским. Но в этом случае Онегин не демонстрирует благородства, предпочитая не отказываться от поединка, исход которого был предопределен. Над решением Онегина подобно дамоклову мечу висело мнение общества, а также извращенность существовавших в той среде ценностей. И главный герой не открывает свое сердце чувству настоящей дружбы. Ленский погибает, и Онегин расценивает это как собственное преступление. И бессмысленная смерть друга пробуждает «сон души» главного героя. Характер Евгения Онегина в романе «Евгений Онегин» меняется: он понимает, насколько одиноким является, и его отношение к миру приобретает другие оттенки.

Повторная встреча с Татьяной

Вернувшись в столицу, на одном из балов главный герой снова встречает «ту самую Татьяну». И его очарованию нет предела. Она замужняя женщина - но лишь теперь Онегин оказывается способным увидеть родственность их душ. В любви к Татьяне он усматривает возможность своего духовного воскресения. Кроме того, Онегин узнает, что ее любовь к нему тоже еще жива. Однако для главной героини оказывается совершенно неприемлемой мысль о возможной измене законному мужу.

В ее душе происходит поединок между чувствами и долгом, и разрешается он не в пользу любовных страстей. Татьяна оставляет Онегина на коленях в одиночестве. И сам поэт также покидает своего героя именно во время этой сцены. Чем закончится его жизнь, остается неизвестным. Исследования литературоведов и историков показывают, что поэт планировал «отправить» Онегина на Кавказ, или же превратить его в декабриста. Однако это осталось тайной, которая была сожжена вместе с заключительной главой произведения.

Автор романа и его главный герой

Многогранность характеров в романе «Евгений Онегин» раскрывается в процессе сюжетного развития поэмы. Описывая те события, которые происходили в произведении после дуэли Онегина с Ленским, Пушкин включает в текст небольшое упоминание о молодой горожанке. Она спрашивает, что произошло с Ольгой, где теперь находится ее сестра, и что с Онегиным - где «этот пасмурный чудак»? И автор произведения обещает рассказать об этом, но не теперь. Пушкин специально создает иллюзию авторской свободы.

В этом приеме можно усмотреть как замысел талантливого рассказчика, который ведет непринужденный разговор со своими читателями. С другой стороны, так Пушкин может быть охарактеризован, как настоящий мастер, который в совершенстве владеет избранной манерой подачи произведения. Автор произведения выступает в качестве одного из персонажей романа только в отношении самого Онегина. И это указание на личные контакты выделят главного героя среди других персонажей. Пушкин упоминает о «встрече» с Онегиным в столице, описывает то первое смущение, которое охватило его во время этой встречи. Такой была манера общения главного героя - язвительные шутки, желчь, «злость мрачных эпиграмм». Также Пушкин сообщает читателю об общих планах увидеть со своим главным героем «чуждые страны».

Обобщение по теме «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»Подготовка к сочинению

Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?

Находятся в чуждой
Литературоведы
среде
Онегина
относят
В меру образованны,
но
бессистемны
кзнания
типуих«лишних
Обладает даром
людей».
красноречияКакими
чертами
Пренебрежительное
отношение к
окружающим
обладают
Видят пороки
«лишние
общества, но люди»?
не знают,
как им противостоять
Кого
можно
Пассивны, чтобы что-то
отнести
поменять к этому
типу?

Можно ли сказать, что Онегин человек неординарный, личность?

Да, он скучает там, где люди обычные ведут
праздный образ жизни и ни о чём не
задумываются
Он от скуки пытается изменить жизнь крестьян
в деревне
Ему скучно с обывателями-помещиками, ему
неинтересны разговоры «о псарне, о своей
родне»

Почему Онегин не реализовался как личность?

1. Общество не дало ему возможности реализоваться как
личности, так как в этом обществе все заняты только
мелкими делами, ведут праздный образ жизни, от
которого умные люди быстро устают
2. Он не воспринимается обществом как деревенским, так и
петербургским
3. У него несчастливая черта – скептицизм, оттого его
ничто не увлекает: ни чтение, ни сочинительство, ни
общественное благо
4. В нём мало энергии, в отличие, например, от Печорина,
из которого энергия так и бьёт

Теперь составим план сочинения

Роман Пушкина «Евгений Онегин» показал дворянина того времени.
Онегин – человек неординарный
1. Он скучает там, где люди обычные ведут праздный образ жизни и ни о
чём не задумываются
2. Он от скуки пытается изменить жизнь крестьян в деревне
3. Ему скучно с обывателями-помещиками, ему неинтересны разговоры «о
псарне, о своей родне»
III. Причины нереализованности Онегина как личности
1. Общество не даёт возможности реализоваться
2. В обществе он чужой
3. Он скептик
4. Он неэнергичен
IV. Несчастье общества в том, что люди недюжинные не могут реализоваться, а
вместе с тем и двигать это общество вперёд
I.
II.
Теперь составим план
сочинения

Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»?

Эта
тема похожа
на ни в чём
Он живёт
для себя,
себе не отказывая,
жизнь его
предыдущую
и будет
«однообразнаприблизительно
и пестра»
раскрываться
в
том
Всяже
жизнь
его Определимся
нацелена на с
ключе.
получениякто
удовольствий
понятием:
такой эгоист?
Упорный труд
ему былэгоист
тошен,
Докажите,
что Онегин
поэтому он не мог стать
сочинителем, приносить хоть
какую-то пользу

В чём причины того, что Онегин именно такой?

1. Он получил
поверхностное
образование
2. Эпоха не давала
возможности
раскрыться людям
незаурядным, они не
могли найти
применение свои
талантам

Каким образом Онегин пытается убежать от скуки? Найдите цитаты

«Отрядом книг уставил
полку, читал-читал, а
всё без толку»
«Упорный труд ему был
тошен»
«В деревне скука тоже»
«Ярем он барщины
старинной оброком
лёгким заменил»

Разочаровавшись в жизни так рано, Онегин и
другим людям приносит лишь несчастья и
боль. Докажите
1. Из-за его малодушия и неспособности
противостоять мненью света, погибает Ленский
2. Татьяна Ларина, продолжая испытывать чувства
к Евгению, выходит замуж за нелюбимого
человека

10. Белинский назвал Онегина также «страдающим эгоистом»

Докажите, что он
страдает
1. Он тяжело переживает
смерть Ленского,
погибшего по его вине.
2. Искренне полюбив
Татьяну, он страдает от
невозможности быть с
ней рядом

11.

Белинский, называя Онегина «эгоистом
поневоле», имел в виду то, что он,
безусловное порождение своего времени,
будучи умным и незаурядным человеком,
так и не смог найти своё жизненное
призвание, ничего не совершил для мира. А
«страдающим эгоистом» его делает
неспособность отказаться от условностей
общества, которое он презирает, и любовь,
отвергнутая вначале и так мучившая героя в
конце романа.

В романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкин раскрывает проблему нереализованных возможностей личности, создавая образ "лишнего" человека. Евгений - главный герой - личность, которая упускает шанс воплотить свои лучшие качества в реальность. Он проживает пустую жизнь, растрачивает собственный потенциал за бессмысленными развлечениями и охладевает к жизни.

Но действительно ли Онегин - "лишний человек"?

Одним из характерных типов людей в русской литературе 19 века является тип лишнего человека. "Лишний человек" - это герой, который умен, образован и одарен, но по каким-либо причинам не способен реализовать себя в обществе. Такой тип людей находится в поисках своей цели и смысла жизни, но найти истинных ему не удается. Следовательно, "лишний человек" разочаровывается в жизни, в людях. Ничто уже не кажется ему настоящим и прекрасным, он утрачивает былые возможности, проводя время за пустыми развлечениями. Причиной именования такого героя "лишним" является его совершенная бесполезность для общества: он либо причиняет вред, либо бездействует и проживает свою жизнь зря, зачастую находя себя в страданиях.

Родоначальником типа лишнего человека является А.С.

Пушкин. Впервые "лишний" человек в русской литературе появляется в романе "Евгений Онегин", где представитель данного типа - главный герой. Онегин, безусловно, обладает рядом положительных качеств, но все они отчасти блекнут на фоне его эгоизма, гордости, тщеславия и равнодушия. Несмотря на обладание качествами, которые предоставляют ему возможность реализовать себя, изменения в характере и переосмысление собственных чувств в конце романа, Онегин, как и свойственно "лишнему человеку", упустив возможности, не реализует себя в обществе и остается наедине со своими страданиями.

Несомненно, Онегин умен. "Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал", "Онегин был по мненью многих...Ученый малый", "Он знал довольно по-латыне". Но тут же проявляется и его тщеславие.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока.

Это говорит о том, что Онегин, хоть и знал вполне достаточно, стремился казаться более умным, чем есть на самом деле. Если говорить о его поступке по отношению к Татьяне, когда та признается ему в любви, герой проявляет благородство. Несмотря на то, что Онегин не верит в серьезность и ее ("Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты"), и своих чувств("Но я не создан для блаженства"), в тот момент он заботится о Татьяне, о ее чувствах. Он не желает разбить ей сердце, но и заставлять страдать в отношениях с ним не хочет.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Но проявляется здесь и некоторое равнодушие Евгения. Это неверие в настоящие искренние чувства присутствует в характере героя оттого, что он "к жизни вовсе охладел". Пустым звуком для Онегина не является и честь. Главное подтверждение - отношение героя к дуэли. Несмотря на то, что на дуэль Евгения вызывает Ленский, его друг, он, руководствуясь понятием о чести, не отказывается от вызова.

Звал друга Ленский на дуэль.

Онегин с первого движенья,

К послу такого порученья

Оборотясь, без лишних слов

Сказал, что он всегда готов.

Но и в этом происшествии Онегин проявляет отрицательную сторону характера - гордость. Герой, "Всем сердцем юношу любя", принимает вызов Ленского и убивает его. Гордость также, как и честь, не позволяют Евгению отступить. Онегину также присущ эгоизм. На протяжении всего романа по большей части его заботят лишь собственные чувства. От умирающего дяди ему нужно было лишь наследство, Евгению было скучно "вздыхать и думать про себя: когда же черт возьмет тебя!". В конце романа он проявляет эгоизм по отношению к Татьяне. Когда он встречает Татьяну вновь, он думает лишь о том, как сильно он страдает, не имея возможности добиться девушки. Он не задумывается, насколько тяжело приходится ей в сложившейся ситуации, как болит ее сердце.

Онегин - перспективный человек, об этом говорит его характер. Он мог бы добиться многого, мог бы быть счастлив и успешен, но, к сожалению, как человек, относящийся к типу "лишних", он не реализует свои возможности. Именно этот герой в романе А.С. Пушкина раскрывает проблему нереализованных возможностей личности. Помехой реализовать себя у Онегина выступает общество. Он устает от светской жизни, ничто его не трогает, не вызывает каких-либо эмоций или глубоких чувств.

Рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели.

Нереализованные возможности - причина его несчастья. Он не находит своей цели, смысла жизни и остается совершенно один, разочарованный в жизни, что также характерно для типа лишнего человека.

"Евгений Онегин" - роман нереализованных возможностей. Главный герой не находит места в обществе, устает от своего образа жизни и приходит к разочарованию. Несмотря на потенциал Евгению не удается реализовать себя в обществе, что и характеризует его как тип лишнего человека.

1.Евгений Онегин - выразитель особенностей содержания жизни русского общества 20-х годов XIX века.

2.Утверждение мысли о влиянии ума, уровня образованности на характер главного героя.

3. Умение различать истинные и мнимые ценности как показатель глубины личности и способности ее к дальнейшему развитию.

4.Проблема личности и среды в романе. Масштаб личности, определяемый как способность подняться над средой, противостоять обыденности, косности.

5.Художественная функция элементов сюжета, направленных на решение проблемы личности героя.

Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю ее страницы.

Кто главный герой романа "Евгений Онегин"? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу; конечно, Евгений - кто же еще? Даше Татьяна, даже Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне... И в школьных учебниках мы читаем: главный герой романа - Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно: без Онегина и романа бы не было.

Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях.

Эпиграф к этой главе: "И жить торопится и чувствовать спешит" (Князь Вяземский) - тоже про Онегина, это он "жить торопится"

Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень много - об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: "добрый мой приятель". Но много у них и разного. Трудно, конечно, сравнивать реально жившего великого человека с другим, созданным его фантазией, а мне все-таки каждый раз, когда я читаю роман, думается: насколько же Пушкин ярче, умнее, значительней человека, которого мы называем "типичным представителем " его эпохи!

В то время, когда он начал писать "Онегина", полагалось начинать большое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь к богам. Так, как начал Гомер свою " Илиаду ":

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...

Или так, как начал Пушкин свою оду "Вольность":

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?..

Так полагалось. А Пушкин начинает свой роман

В стихах совсем иначе. Он берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова "Осел и мужик":

Осел был самых честных правил... -

И переделывает эту строчку по-своему. Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов - за свободу мысли, свободу творчества. Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков, ни даже друзей-писателей, которые, конечно, рассердятся на него за подобное начало.

Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы

Ему подушки поправлять.

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос. Но дальше, читая роман, мы все узнаем: и что думает Пушкин об Онегине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отношения, и какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит, с кем борется...

Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет "лицемерить, казаться, являться"; зато, как многие светские люди, умеет скучать, томиться...

Бот как по-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - "волшебный край", о котором он мечтает в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

А Онегин "входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам...", едва взглянув на сцену "в большом рассеянье", уже

"отворотился - и зевнул".

Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет.

Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе при этом слове многотомное справочное издание - и вдруг: тоненькая книжка в стихах! А все-таки Белинский прав: дело в том, что в пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале ХIХ века, что если бы ничего мы не знали об этой эпохе и только читали "Евгения Онегина" - мы бы все-таки звали многое.

На самом деле, прочтя только двадцать строф, мы уже узнали, как воспитывали молодых дворян, где они гуляли в детстве, куда ездили развлекаться, став взрослыми, что ели и что пили; какие пьесы шли в театре, кто была самая знаменитая балерина и кто самый знаменитый балетмейстер. Теперь нам хочется знать, что покупала за границей и что вывозила за границу Россия ХIХ века. Пожалуйста: "за лес и сало" ввозились предметы роскоши: "янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза... духи в граненом хрустале" и многое другое, необходимое "для забав, ... для неги модной". Хотим узнать, как одевались молодые люди, как шутили, о чем думали и беседовали - скоро мы все это узнаем. Пушкин подробно и точно расскажет обо всем.

Еще один вопрос: почему так много иностранных словв первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madame, Monsieur I"Abbe, dandy, vale, roast-beef, entrechat... И слова-то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские, французские... Может быть, Пушкину трудно обойтись без этих слов, он слишком привык к ним, всегда употреблял их? Вот в строфе XXVI он и сам пишет:

А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Иноплеменными словами...

Когда мы начнем читать вторую, третью и другие главы, то убедимся: Пушкину вовсе не нужны "иноплеменные слова", он превосходно без них обходится. А вот Онегину - нужны. Пушкин умеет говорить по-русски блестяще, остроумно, богато - а герой его говорит светским мешаным языком, где переплетается английский с французским и где не поймешь, такой же родной язык твоего собеседника. Более того, Пушкин сознательно, нарочно извиняется перед читателем - а вдруг читатель не заметит "иноплеменного" словесного окружения Онегина! Нужно обратить его внимание на эти слова.

Евгений Онегин - определенный этап в развитии русского общественного сознания.

Онегин - воплощение европейского сознания: европейской культуры, образованности, приоритет рационалистического сознания. Подчеркивается его отчужденность от национальной жизни: он без семьи, воспитан иностранным гувернером, засилье иностранных слов в первой главе.

Пушкин не дает однозначных оценок, но видит и сильные стороны, преждевсего, потребность осмыслитьсебя как личность.

Работая в Одессе над второй главой, Пушкин еще не знал, что скоро - не пройдет и года - он вынужден будет поселиться в этом "прелестном уголке", сосланный, поднадзорный. Но он уже давно знал, что русская деревня далеко не так прекрасна, как кажется непосвященному взору. Еще в 1819 году, приехав в Михайловское во второй раз в жизни, двадцатилетний Пушкин увидел не только прелесть русской природы:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества губительный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца...

("Деревня". 1819 г.)

Вот эти страшные контрасты русской деревни XIX века сохранились в уме и сердце поэта. Не случайно уже в первой строфе слышна еле заметная ирония - когда Пушкин говорит о "прелестном уголке". Чем дальше описывает он деревню, тем слышнее ирония. Дом дядюшки Онегина назван "почтенным замком", хотя обставлен он весьма скромно: "два шкафа, стол, диван пуховый..." Слово "замок" вызывает мысли о феодале, которому подчинены безропотные вассалы, о несправедливости, царящей там, где властвует "барство дикое".

Прочтя всего две строфы, читатель начинает понимать горечь эпиграфа: "О Русь!" Тяжело мыслящему, благородному человеку жить на Руси в пушкинскую эпоху.

Трудно Онегину в деревне - потому трудно, что он умнее, честнее тех людей, которые окружают его. И ему эти люди постылы, и он им враждебен; они злословят о нем:

"Сосед наш неуч; сумасбродят;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да, да нет; не скажет да-с

Иль нет-с". Таков был общий глас.

Эти обвинения нам знакомы: "Шампанское стаканами тянул. - Бутылками-с, и пребольшими. - Нет-с, бочками сороковыми". Так рассуждали о Чацком гости Фамусова. В "Горе от ума" глухая старуха графиня-бабушка не услышала ни звука из того, что ей рассказал Загорецкий о Чацком, но слова нашла такие же, как соседи Онегина: "Что? К фармазонам в хлеб? Пошел он в басурманы?". Сам Пушкин во время южной ссылки примыкал к кишиневской масонской организации. Среди масонов было немало передовых людей, будущих декабристов, потому их так ненавидели гости Фамусова и соседи Онегина.

Читая первую главу, мы сравнивали Онегина с Пушкиным, Чаадаевым, Кавериным - с умнейшими, выдающимися людьми своей эпохи. Евгений не таков, как эти люди, ему недоступны их знания, их таланты, их умение понимать жизнь, действовать. Но он много выше среднего человека своего круга - в этом мы убеждаемся, читая вторую главу. И этого-то не прощает ему его круг.

За неделю до того, как вчерне закончить вторую главу, Пушкин писал А. И. Тургеневу: "... Я на досуге пишу новую поэму Евгений Онегин, где захлебываюсь желчью". (Разрядка Пушкина.) За месяц до этого, в разгар работы над второй главой, Пушкин пишет в другом письме - П. А. Вяземскому: "...О печати и думать нечего, пишу спустя рукава. Цензура наша так своенравна, что с нею невозможно и размерить круга своего действия - лучше об ней и по думать".

Когда на сцене появляется Ленскнй, мы знакомимся с еще одним типом русского молодого человека пушкинской поры.

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный...

В Геттингенском университете в Германии воспитывалось немало русских юношей - и все они были известны своими "вольнолюбивыми мечтами".

Итак, Онегин и Ленский подружились. Но они ведь такие разные:

Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Подружились они потому, что все остальные совсем уж не подходили для дружбы, потому что каждый скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий, никакого настоящего дела, потому что жизнь обоих, в сущности, ничем не заполнена.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

Это "первый каюсь я" - характерно для Пушкина. Да, и в его жизни были такие дружеские отношения - от делать нечего - в которых пришлось потом горько каяться: с Федором Толстым - "Американцем", тем самым, о котором Грибоедов говорит: "В камчатку сослан был, вернулся алеутом, и крепко на руку нечист; да умный человек не может быть по плутом", Быть может, Пушкин, когда писал эти строки, думал и об Александре Раевском, своем "демоне", - много горя принес ему этот друг.

Круг их разговоров серьезен, это не пустая болтовня:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

Это - темы разговоров мыслящих людей. Те же проблемы обсуждались будущими декабристами: читался "Общественный договор" французского просветителя Жан-Жака Руссо; решались задачи практического применения наук в сельском хозяйстве; о "добре и зле" сам Пушкин много говорил с Раевским, а в лицейские годы - с Кюхельбекером. В 1821 году Пушкин записал в своем дневнике: "Утро провел я с Пестелем; умный человек во всем смысле этого слова... Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и проч.". Вполне может быть, что и с Пестелем Пушкин беседовал о добре и зле, что их занимали "предрассудки вековые и гроба тайны роковые".

В черновике у Пушкина вместо слов "судьба и жизнь" было написано "царей судьба" - значит, и политические разговоры могли вести Онегин с Ленским.

Каждый читает "Онегина" по-своему, и я вовсе не считаю свое прочтение правильным. Но для себя я знаю: вот здесь начинает складываться трагедия Онегина.

"Скажи, которая Татьяна?"

Ведь Евгений поехал знакомиться с Ольгой. Его интересовала Ольга - возлюбленная друга. Почему же спрашивает он не о ней, а о ее сестре? Почему говорит: "Я выбрал бы другую..." и тут же спохватывается: "Когда б я был, как ты, поэт..."

Встретились два человека, которые могут дать друг другу счастье. Встретились - и заметили друг друга, и могли бы полюбить... Но Онегин отталкивает от себя эту возможность: он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, не умеет верить...

Пушкин знает, что человек может и должен быть счастлив и приносить счастье другим. В своем романе он показывает, как несчастлив и горек жребий безнадежного эгоиста; он спорит с Байроном, ищет новых путей и в жизни и в литературе.

В начале четвертой главы, Пушкин опять возвращается к петербургской жизни Онегина. То, что произойдет сейчас между Евгением и Татьяной, не случайно, а подготовлено всей предыдущей жизнью Онегина. Когда-то в юности, едва вступив в свет, Евгений был искренен, знал подлинные чувства:

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Но годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. "Роптанье вечное души" сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался;

Изменят - рад был отдохнуть.

Искренние увлечения сменились игрой; надежды и мечты молодости показались наивными, несбыточными; пришло неверие, а с ним - безразличие к жизни:

Так точно равнодушный гость

На вист вечерний приезжает,

Садится; кончилась игра:

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

Жизнь - вист, карточная игра; ведется она, чтобы занять время - и только, чтобы как-то протянуть дни, "зевоту подавляя смехом"; и так Онегин прожил лучшие годы: с шестнадцати до двадцати четырех лет.

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет.

Убил! Это не случайное слово - у Пушкина не бывает случайных слов. Конечно, после таких восьми лет Евгений не подготовлен к настоящему чувству, не умеет предаться ему. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны. Ведь

Получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был...

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но... Что же помешало Онегину отдаться чувству? Почему он отодвигает, стряхивает с себя "сладостный, безгрешный сон"? Да потому, что сам себе не верит, потому, что, убивая восемь лет жизни, он и сам не заметил, как убил в себе высокое и оставил только низменное, а теперь, когда это высокое готово воскреснуть, - он испугался. Испугался волнений любви, потрясений, страданий, и даже слишком больших радостей испугался - предпочел холодный покой... Разумеется, себе самому он не хочет признаться в этом и объясняет свои поступки для самого себя заботой о юной, неопытной, искренней Татьяне.

Проповедь Онегина, на первый взгляд, очень благородна. Будь на его месте обычный светский денди, он не преминул бы именно "обмануть... доверчивость души невинной" , развлечься в деревенской глуши с наивной сельской барышней - и, расставшись с ней, едва она ему надоест, обречь ее на мучения и беду... Онегин не сделал этого - но ведь он не обычный светский денди! Он - как-никак - добрый приятель Пушкина. Он знает цену свету и его "важным забавам", сам Пушкин любит в нем "мечтам невольную преданность" - и вот эти мечты готовы осуществиться: прекрасная, гордая, душевно богатая, возвышенная девушка предлагает ему свою любовь, а он бежит от нее, бежит от своей мечты. Во имя чего?

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел...

То верно б кроме вас одной

Невесты не искал иной...

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя...

Это неправда! Как может человек говорить о себе: "я не создан для блаженства"?! Все люди созданы для счастья, но не все умеют быть счастливыми, - вот Онегин не умеет, боится. Он проговаривается:

Скажу без блесток мадригальных:

Нашел мой прежний идеал,

Я верно б вас одну избрал

В подруги дней моих печальных...

Значит, такая девушка, как Татьяна, была когда-то идеалом Онегина! Но идеал этот - "прежний", Онегин больше не верит в него; поздно, как ему кажется, встретил он Татьяну... Ненавидя и презирая свет, он тем не менее заражен его взглядами, его предрассудками:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его...

Почему Онегин так уверен, что иного "семейного счастья" быть не может? Потому что слишком много подобных примеров он видел в свете:

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу однако ж проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно-ревнив!

Когда-то, в ранней юности, Онегин верил, вероятно, в возможность высокой любви на всю жизнь. Но свет убил эту веру - и даже надежду на ее возвращение:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей...

Вот она - главная трагедия Онегина: "не обновлю души моей"! Конечно, с его точки зрения, он прав, он поступает благородно: не веря в возможность любви, отказывается от нее, да еще и воспитывает попутно наивную Татьяну.

Ночью, во сне, разворачивается в "Евгении Онегине" эпизод, который обыкновенно с трудом поддается комментарию. В самом деле, зачем внутри вполне реалистической "энциклопедии русской жизни" (В. Белинский) потребовался такой странной, так явно и резко выпадающей из "нормального" повествования "сон Татьяны"?

Сон этот прочитывается и по языческому, и по христианскому символическому словарю, но - неодинаково. С позиции язычества сон, сновидение - это всегда перемещение в иномирие. В таком смысле для язычества сны не менее реальны, чем повседневная явь, - скорее более, ибо они обязательно вещие, пророческие: как раз потому, что они переносят героев в повышенно значимое пространство. По всем законам языческой пространственной символики иномирие во сне Татьяны представлено дремучим лесом, его центр (средоточие его сил) - лесной избушкой (см. избу Бабы Яги) , его граница - ручьем (река как граница двух миров). "Проводник" Татьяны в это иномирие, медведь, - тоже традиционный хозяин лесного царства не только в славянской, но и во всей индоевропейской мифологии.

Для христианства - в высшем, абсолютном понимании - нет иномирия зла, нет и людей из этого иномирия зла по-христиански - лишь духовная пустота, зона отсутствия света и добра, его вселенская "тень". У зла нет и быть не может своего, законного, постоянного места в мироздании: зло коренится в мире духовном, в душе человека. При этом ни один человек не имеет "злой души" (как скажет Пушкин даже о старухе графине из "Пиковой дамы"). Но человек может исказить, извратить природу своей души, если сделает из нее "игралище" страстей и эгоизма.

Темный лес Татьяниного сна и делается символическим "пейзажем души" Онегина: ее потаенных "мрачных бездн", ее нравственного хаоса с демоническими чудовищами-страстями, ее эгоистического холода. Внешне в быту, в жизни Онегин, светский щеголь, скучающий в деревне столичный житель, - может казаться "очень мил". Духовные опасности, подстерегающие героя, на бытовом языке невыразимы, бытовым зрением невидимы. И эротическое наваждение, "тоска ночная", которая вторгается через Онегина в жизнь Татьяны, - тоже есть не простая девическая влюбленность, но смертельно опасное искушение духа. И этого тоже нельзя покамест ни увидеть, ни прямо выразить фабульно, "реалистически", житейски. Лишь сон Татьяны делает возможным "сошествие во ад" онегинского духовного состояния; лишь сон выводит вовне внутреннюю чудовищность этого состояния, его угрозу не только для героя, не только для его друга, но и для героини. В старорусской литературе был такой популярный жанр: прижизненные "хождения по мукам" загробия. Сон Татьяны именно и вводит в новоевропейский, вполне "цивилизованный" роман в стихах старинный полуфольклорный жанр, а тем самым и христианскую духовную традицию, этот жанр породившую.

Теперь понятно, отчего композиционно иномирие попадает в литературные тексты чаще всего на сильных, особо отмеченных позициях: завязке действия или его кульминации. Как бы затейливо ни складывалась фабула произведения, ее настоящая цель и смысл, предназначение всех событий, суть и расстановка всех основных ее участников проявляются именно там, в иномирии: месте встречи с судьбой, которое определено вековыми символическими традициями и "изменить" которое воистину "нельзя".

В романе нет ни одной даты, но, если внимательно читать его, можно точно установить, когда происходят события. Онегин уехал в деревню к дяде в то самое время, когда Пушкина выслали из Петербурга. Помните:

Онегин был готов со мною

Увидеть чуждые страны;

Но скоро были мы судьбою

На долгий срок разведены.

Отец его тогда скончался...

Вдруг получил он в самом деле

От управителя доклад,

Что дядя при смерти в постели...

Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал из Петербурга тогда же. До этого "убил он восемь лет" в свете-значит, появился в обществе примерно в конце 1812 года. Сколько лет могло быть Онегину в это время? В пушкинских черновиках сохранилось прямое указание на этот счет: Онегин "шестнадцати не больше лет" появился в свете. Значит, Онегин родился в 1796 году, он старше Пушкина на три гола. Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцати летним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его "юный жар и юный бред".

Там, где дни облачны и кратки,

Родится племя, которому умирать не

Петрарка

Эпиграф к шестой главе разбивает все наши надежды. Так нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Эпиграфисключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.

Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.

В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила "общественного мнения". Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, - те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами - убийца, палач:

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век!

На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он - опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.

Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: "обвинял себя", "был должен", "он мог бы", "он должен былобезоружить младое сердце..."Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно... Нет, поздно! Вот мысли Онегина:

"...в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист...

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов..."

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков. Но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование - в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов - от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне!

"Наедине с своей душой" Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, "на тайный суд себя призвав", и поступить так, как велит совесть,- это редкое уменье. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.

Удивителен в этой сцене Онегин. Вчера у него не хватило мужества отказаться от дуэли. Его мучила совесть - ведь он подчинился тем самым "строгим правилам искусства", которые так любит Зарецкий. Сегодня он бунтует против "классика и педанта", но как жалок этот бунт! Онегин нарушает всякие правила приличия, взяв в секунданты лакея. "Зарецкий губу закусил", услышав "представление" Онегина, - и Евгений вполне этим удовлетворен. На такое маленькое нарушение законов света у него хватает мужества.

И вот начинается дуэль. Пушкин страшно играет на словах "враг" и "друг". В самом деле, что они теперь, Онегин и Ленский? Уже враги или еще друзья? Они и сами этого не знают.

Враг и стоят, потупя взор.

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно? Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном, непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно...

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтися ль полюбовно?..

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

Плащи бросают два врага.

Зарецкий тридцать два шага

Отмерил с точностью отменной,

Друзей развел но крайний след,

И каждый взял свой пистолет.

Та мысль, к которой Пушкин подводил нас всем ходом событий, теперь сформулирована коротко и точно:

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Не умение и нежелание думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить... Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди. Пока Пушкин оставляет Онегина на распутье.

Татьяне кажется, что книги Байрона и французских писателей, найденные ею в кабинете Онегина, вполне исчерпывают и растолковывают характер их владельца,

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?...

Уж не пародия ли он? Это очень горькие раздумья.

В первой главе мы видели петербургский бал глазами Пушкина - но мельком, в сущности, с улицы, через окно: "По цельным окнам тени ходят..." Мы успели увидеть, как вошел Онегин, как "летают ножки милых дам", но не видели петербургского света близко и не слышали его суждений. Теперь, в восьмой главе, нас приводят на "светский раут" вместе с музой и заставляют смотреть вокруг ее любопытным и чистым взглядом. Но ведь и этот взгляд - пушкинский! Онегину первой главы свет наскучил, опостылел, но он был там своим. А теперь - и он чужой, и ему привычные лица кажутся "рядом докучных привидений".

Свет старается подогнать Онегина под привычный шаблонный тип - то, что человек может быть не таким, как все, и в то же время самим собой, непонятно свету. Все, что не похоже на общий уровень, объявляется маской, и никому не приходит в голову, что именно люди общего уровня - маски, а те, кто не похож на них - живые...

И конечно, как всякая ограниченная душа, человек света считает себя всеведущим и дает указания:

Иль просто будет добрый малый,

Как вы да я, как целый свет?

Посредственность страх как не любят тех, кто выделяется. Ей обязательно нужно, чтобы все были похожи друг на друга, чтобы все были "средними", обычными, не "выскакивали"... Вот и советуют Онегину быть "добрым малым", как все...

Вмешавшись в светскую беседу об Онегине, Пушкин в строфе IX горько смеется над тем идеалом, который создали себе "важные люди". Посредственность, самолюбивая ничтожность - вот кто счастлив, вот кто не вызывает удивления или недовольства. "Молчаливы блаженствуют на свете!"

В первой главе Пушкин и Онегин были очень разные. Какие они теперь? Оба немало пережили за прошедшие годы, оба познали горечь утрат и разочарований... Стали они ближе друг другу, чем раньше, или совсем разошлись?

Окончательный текст романа - восемь глав - не дает нам ответа на вопрос, где был Онегин целых три года. Но сохранились отрывки из путешествия Онегина: ведь Пушкин сначала предполагал, что роман будет состоять из девяти глав: восьмая расскажет о странствиях Онегина, а девятая - о его встрече с Татьяной в Петербурге. Отрывки ив путешествия Онегина помогают понять, что пережил он, к чему пришел, с каким душевным грузом явился в большой свет осенью 1824 года.

Через все его путешествие проходит горькое восклицание: "Тоска!" Страшно делается, когда вникаешь в мысли молодого здорового человека:

Зачем я пулей в грудь не ранен?

Зачем не хилый я старик,

Как этот бедный откупщик?

Зачем, как тульский заседатель,

Я не лежу в параличе?

Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? - Ах, создатель!

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? Тоска! Тоска!

После трех лет странствий

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

Почему - как Чацкий? Зачем понадобилось сравнивать Онегина именно с Чацким? Очевидно, потому, что при имени Чацкого прежде всего возникает мысль о непримиримой вражде к обществу, о глубокой внутренней жизни, которой не было у Онегина раньше...

Восьмая глава вызывает больше всего споров и разнообразных толкований. Это естественно; такова особенность пушкинскогоромана: он сообщает читателю факты, события, поступки героев и почти не дает психологического обоснования этих событий, поступков, фактов. Изменилась Татьяна только внешне или внутренне тоже? Что за человек ее муж? Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью? Да все эти вопросы Пушкин не дает однозначного, окончательного ответа, предоставляет читателю право додумывать самому...

Пушкин нисколько не приукрашивает своего героя. Он признает, что Евгений думал о равнодушной княгине, а не о "девочке несмелой". И все-таки Татьяна привлекла его не пышным положением, а той душевной силой, которую Онегин увидел и почувствовал в вей.

Татьяна не верит Онегину. Что она знает о нем? Каким представляет его? Таким, какого увидела в "опустелом кабинете" три года назад, на страницах его книг; в саду, когда пели девушки и сердце ее трепетало, а Онегин был холоден и многословен... Теперь она читает его письма - и не верит им. (Ведь Онегин написал Татьяне не одно письмо: "Ответа нет. Он вновь послание. Второму, третьему письму ответа нет".). Почему же мы, читая письмо Онегина, видим в нем неподдельную муку, настоящую любовь, а Татьяна не видит или не хочет видеть?

Может быть, ее жизнь в свете дала ей печальный опыт познания людей: ей уже известно, что мелкие чувства могут внешне выглядеть так же, как истинные... Может быть, жизнь в свете научила ее не верить людям - так считают некоторые исследователи творчества Пушкина.

Внешне Онегин возвращается к тому образу жизни, который он вел в начале романа, когда мы только познакомились с ним:

И в молчаливом кабинете

Ему припомнилась пора,

Когда жестокая хандра

За ним гналась в шумном свете...

Это очень важные строки. "Припомнилась пора"! Значит, тогда было другое время, другое состояние души, и сам Онегин был другой! Каков же он теперь?

Даже круг его чтения говорит очень много и очень определенно читателю-другу, современнику Пушкина. Гиббон, Руссо, Гердер, мадам де Сталь, Бель и Фонтенель - философы, просветители, ученые... Это не "два-три романа, в которых отразился век", любимые Онегиным раньше. Это - круг чтения декабристов, людей свободомыслящих, стремящихся к действию...

По этого мало. Перед Онегиным открывается теперь все то, что было ему недоступно три года назад.

Он меж печатными строками

Читал духовными глазами

Другие строки.

Прежний Онегин - такой, какого раньше знала Татьяна, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний - но не новый Онегин, которого Татьяна не знает. Ей кажется: "А счастье было так возможно, так близко",- это неверно. Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь, с обновленнымОнегиным, но... поздно.

Татьяне остается только страдать. Прежний Евгений, равнодушный и эгоистичный, не понял бы ее мучений. Теперь он понимает все - ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот "минуту, злую для него", Пушкин и оставляет своего героя.

Краткие выводы.

1. Евгений Онегин - выразитель особенностей содержания жизни всего русского общества в 20-х годах XIX века. Образ жизни героя выражает внешние формы быта русского аристократа: воспитание, описание светской жизни героя, которые во многом определяют его характер, умение скрыться за маской лжи холодность, высокомерие, насмешливость, прагматизм.

2. Нравственно - художественная функция быта - раскрытие высокого интеллектуального уровня героя, утверждение мысли о влиянии ума, уровня образованности нахарактер человека, его сознания.

3. Высокий уровень умственного и культурного развития Евгения Онегина позволяет ему подняться над средой, усомниться в истинности некоторых жизненных ценностей утверждаемых этой средой возникает проблема: может ли человек противостоять среде, т. е. проблема внутренней свободы. Но был ли Онегин свободен от своей среды?

Именно мысль об отсутствии внутренней свободы проходит через все повествование о его юности.

4. Но возможно ли воскресение души? В последующих лавах (2-4) изображена иная среда - среда поместных дворян; подчеркивается духовное и умственное превосходство Евгения Онегина над окружающими, чуждость его этой среде. С другой стороны, это жизнь на фоне природы, в единстве с живой, настоящей, естественной жизнью, и это благотворно влияет нагероя: повышается потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь ее величием и красотой.

5.В сцене бала у Лареных показано, что герой не сумел войти в мир патриархальной жизни, овеянной вековыми народно - патриархальными традициями. События вырываются из-под контроля Онегина расставившие привычные для его "жертв" сети. Легкого, остроумного розыгрыша не получилось случилась катастрофа. По тем же причинам в привычной ситуации дуэли Онегин принимает вызов на поединок.

6. Герой к дуэли отнесся не как к форме защиты дворянской чести, т. е. формально не задумываясь, а как к нарушению нравственной основы жизни - это показатель возможности дальнейшего развития характера Онегина.

7.Любовь, как считает А. С. Пушкин, может пробудить к новой жизни. Но относится ли это к Онегину? - Хотелось бы верить, что это произойдет.