Лишний человек евгений онегин. Сочинение на тему лишний человек в романе евгений онегин, пушкин читать бесплатно

Почему Евгения Онегина называют "лишним человеком"?

Показать текст целиком

«Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман, центральное произведение Пушкина, написанное им в 1830 году. В романе в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина открывается новый, не встречавшийся ранее в русской литературе тип героя – «лишний человек». В данном произведении его роль играет заглавный герой. Характерные черты этой личности: бессмысленность и бесцельность существования, непонимание своего места и роли в жизни, разочарованность, скука, хандра, «резкий, охлажденный ум», отличные от общепринятых суждения и интересы.Для того чтобы убедиться в том, что Онегин был «лишним человеком», рассмотрим его биографию. Евгений – представитель дворянства, что было весьма принципиально для «лишнего человека», так как крестьянин не мог относиться к данному типу. Только представитель дворянства может вести образ жизни, подобный «лишнему человеку»: дворяне жили за счет труда других, не умели работать, были умны и образованы в отличие от крестьян. Именно от большого ума к Евгению приходило осознание своего бессмысленного существования, которое приводило героя к страданиям. Онегин - светский человек, не обремененный службой. Юноша ведет суетную, беззаботную, полную развлечений жизнь, но его не удовлетворяет то времяпрепровождение, которое вполне устраивает людей его круга. Онегин был умнее их, тонко мыслил и чувствовал, поэтому его волновала и мучила бесцельная жизнь, он не хотел посвящать ее только развлечениям, как они. Поскольку Евгений был дворянином, он привык жить на всем готовом. Онегин не был приучен ни к чему упорному и долговременному, ему наскучивал однообразный труд. Любая планомерная деятельность приводит к разочарованию. Воспитание не приучило его к усердной работе, ему всё надоедало, а это приводило к мыслям о никчемности его жизни, разочарованности в ней, скуке и грусти:

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел

Онегин пробовал занять себя творчеством, начинал читать книги, но и здесь его старания оказались тщетны:
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман и бред;
В том совести, в том смысла нет

Герой вынужден покинуть Петербург и переехать в деревню. Данное обстоятельство рождает в его судьбе надежду на лучшую жизнь. Приехав в деревню, Евгений попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян в своем имении: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимает его.

«Лишним человеком» отношения с другими людьми воспринимаются как что-то скучное. Особенность такого человека – неспособность завязывать долгосрочные отношения, потому что они надоедают ему так же, как и любое занятие. Он не хочет общаться с соседями, которые могут разговаривать только «о сенокосе и вине, о псарне и своей родне». Онегин предпочитает одиночество. За это Евгений получает от помещиков нелестную характеристику: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон…».

Трагически заканчивается и дружба Евгения с Ленским. Только с Владимиром Ленским Оне


С появлением новаторского романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русскую литературу вошел и новый литературный тип – «лишний человек». Он еще известен как «байронический герой», так как был популяризован английским поэтом Джорджем Байроном. «Лишним человеком» называли литературного героя, принадлежащего высшему сословию, который, имея способности и перспективы, не может реализовать себя, найти свое место в жизни.

К типичным чертам «лишнего человека» относятся душевная усталость, глубокий скептицизм, скука и общественная пассивность.

Таков и краткий портрет главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Но мы рассмотрим этот образ более подробно. Это молодой богатый дворянин, получивший имение в деревне в наследство от дяди. И хотя Евгений Онегин – уникальный для русской литературы персонаж, но для общества он совершенно обычный. Ведь Пушкин наделил его типичными для того времени чертами светского человека и молодого повесы. Евгений «острижен по последней моде, как денди лондонский одет», «он по-французски совершенно мог изъясняться и писал», «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно».

Но автор показал его человеком со сложным, противоречивым характером, что тоже было свойственно для того времени. Онегин слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими. Он рано охладел к светским развлечениям, и его сковали скука, тоска, разочарованность в обществе, скепсис – в общем «хандра» - болезнь «лишних людей», болезнь целой эпохи.

Истоки этой проказы в большинстве случаев находятся в детстве. Маленький Евгений получил то же воспитание, что и другие дворянские мальчишки. Его воспитатель – француз «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой», поэтому Онегин получил поверхностное образование. Зато он блестяще знал светские манеры, умел танцевать, вести беседу, очаровывать дам, и был желанным гостем на званых вечерах и балах. Но их одноробразие, натянутая вежливость стали скучны герою. И он стал чужд этому обществу.

Евгений меняет обстановку – перебирается в деревню, но и там живет затворником. Природа его не восхищает, труд и вовсе был ему противен, разговоры провинциального общества он также счел скучными и для себя совершенно непозновательными. Единственными, с кем он сошёлся, были молодой юноша из соседнего имения – Владимир Ленский и семья Лариных. С первым у Онегина сложились весьма странные отношения: будучи совершенно разными, «как лед и пламень», они находили общие темы для разговоров и проводили много времени вдвоем. Однако никакой привязанности к восторженно-мечтательному романтику Евгений не испытывал, он просто убивал скуку в разносторонних разговорах с ним, в колких шутках и спорах. Онегин не дорожил его дружбой и в итоге лишился единственного потенциального товарища.

С семьей Лариных, а точнее со старшей дочерью Татьяной, Евгения связали именно любовные чувства. Он сумел покорить сердце молчаливой, грусной девушки, но так как семейная жизнь герою представлялась сплошной скукой, обременительным союзом, Онегин отверг чувства татьяны. Позже он осознает свою ошибку, объясняется, но и тогда остается совершенно одиноким.

Да, именно одиночество – печальный удел «лишнего человека». Этот тип литературного героя разочарован в ценностях мира, его не радуют ни богатство, ни развлечения, ни природа, ни искусство. Он недоволен окружающим обществом, не может найти себе места в нем, и потому обречен жить в скуке и хандре. И такова судьба Евгения Онегина. Он везде лишний, страдающий грубоко и искренне от своей ненужности. Онегин, действительно, первый «лишний человек» в русской литературе, но не первый в русском обществе.

Обновлено: 2018-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Самое значимое имя в истории русской литературе. До него никто не соединял два жанра в одном произведении, а он смог создать превосходный роман в стихах «Евгений Онегин». Написанное в первой половине 19-го века, оно прекрасно описывает быт и нравы дворянского сословия того времени. Главным героем произведения является молодой дворянин, наследник всех своих родственников и беспечный повеса Евгений Онегин . Есть версия, что именно этот персонаж стал родоначальником всех последующих «лишних людей» в русской литературе.

Несмотря на то, что он был хорошо воспитан и в меру образован, жизнь Онегина была сплошным праздником и никакого труда:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно…

Герой был вхож в светское общество, умел грамотно вести беседу, был последователем моды и читал современную литературу. Однако единственное, в чем он добился совершенства, это «наука страсти нежной». Онегин много гулял, посещал все балы и светские рауты, приходил домой под утро и так изо дня в день. Как отмечает сам автор, он жил «без цели, без труда». Он не видел никакого смысла в своем существовании, а просто бесцельно прожигал свою жизнь.

Так продолжалось до тех пор, пока он не уехал в деревню, где покойный дядюшка оставил ему в наследство большое имение и целый двор крестьян. Несмотря на его скептическое отношение к жизни, были в Онегине и положительные черты. Например, он хорошо относился к крестьянам и дабы облегчить им участь, заменил барщину оброком. После таких нововведений соседи стали называть его «опаснейшим чудаком».

Вскоре в деревню из Германии приехал еще один молодой дворянин, читающий современную литературу и имеющий хорошее образование. Ленский быстро подружился с Онегиным, несмотря на разницу в характерах и мировоззрении. Это был полный антипод главного героя. Романтичный, открытый, чувствительный Ленский видит высшее предназначение каждого на земле и верит в настоящую любовь. В противовес ему Онегин не знал и не знает любви. Ему так наскучили жеманные столичные барышни, что он просто устал лицемерить и отказался от всяческих отношений.

На мой взгляд, этот герой чувствует себя лишним в сложившемся к началу 19-го века обществе. Он сторонится соседей-помещиков, не хочет заводить серьезные отношения с дамами, не строит планов на будущее. Таким образом, единственным человеком, с которым он хоть время от времени общается, становится Ленский. Но и эта дружба к хорошему не приводит. Впоследствии между ними завязывается конфликт и Ленский умирает во время дуэли от руки друга.

Другой человек, который чувствует себя лишним в обществе, это Татьяна:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она могла бы стать верной спутницей Онегина и озарить собой его жизненный путь. Ведь, в отличие от него, она умела любить и не отрицала этого чувства. Но так как герой выбрал оставаться эгоистом и закоренелым холостяком, он отказал ей во взаимности, о чем потом сильно жалел. Все изменилось со смертью Ленского. Этот несчастный случай заставил Онегина пересмотреть взгляды на жизнь. Возможно, со временем он даже смог найти свое счастье, но мы его видим только в рамках пушкинского романа, где он до конца так и остается «лишним человеком», не находящим применения своему уму и способностям.


Евгений Онегин - лишний человек.

Роман в стихах великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина « Евгений Онегин» назван именем главного героя, образ которого в русской литературе принято считать «лишним человеком».

Из произведения мы узнаём, что наш герой - молодой петербургский аристократ, получивший неглубокое и типичное для того времени дворянское образование и был воспитан гувернером, которой «…учил дитя всему шутя, / Не докучал моралью строгой…».

Как и вся «золотая молодежь» Евгений ведет роскошную и праздную жизнь, посещая балы, театры, рестораны, при этом молодой человек добивается совершенства в «науке страсти нежной», в которой «истинный был гений». Но такой пустой образ жизни скоро наскучил ему.

Главной отличительной чертой или даже странностью Онегина была его неудовлетворенность и желание найти свое место в жизни, так как светская среда по-своему душила его. Юноша со своим незаурядным умом критически относился к действительности, и в результате такого отношения у него сформировались высокие требования к жизни. Но в свое время Евгения никто не научил трудиться, поэтому все его попытки занять себя какой-либо полезной деятельностью были тщетны.

Несмотря на то, что молодой аристократ был недоволен и даже презирал светское общество, он подчинялся его законам, моде и не пытался что-либо изменить.

Герой лишь подавлял свое раздражение от необходимости делать то, в чём не видел смысла, и другие конфликты, которые переполняли Онегина. Всё это - симптомы такого недуга, как «русская хандра» или «английский сплин».

Хоть Евгений Онегин и был человеком расчетливым, с большим потенциалом и стоял заметно выше типичных представителей «света», его зависимость от этого общества, оглядки на мнение окружающих лишали его душу мятежности, обрекая на поверхностное отношение ко всему. Именно поэтому молодой человек не смог остаться самим собой.

Но вся беда заключается в том, что Онегин – эгоист. Известный критик Виссарион Григорьевич Белинский назвал его « эгоистом поневоле» или же «страдающим эгоистом». В этом понятии он подчеркивает главным образом влияние окружения героя, в котором он воспитывается и растет. «Свет» заставил Онегина примерить на себя маску холодного и циничного человека, живущего лишь логикой, дабы подавить голос сердца. Однако маска дает небольшую трещину, когда Евгений пишет Татьяне Лариной письмо, в которое вкладывает всю душу, в тот момент истинный романтик берет верх над бесстрастным и охлажденным умом.

Если бы он самого начала прислушался к своему сердцу, всё бы закончилось гораздо лучше. У Онегина был бы шанс на более счастливую жизнь. Белинский же отметил « Зло скрывается не в человеке, но в обществе».

Таким образом, личность Онегина исключительно глубокая и интересная, но его превращение в «лишнего человека» было неизбежным, так как именно общество и сделало Евгения Онегина таковым.

Количество слов: 415.

Обновлено: 2017-04-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В поэтическом наследии Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает одно из центральных мест. Произведение начинает новый период в русской литературе. В «Евгении Онегине», как в зеркале, отразилась русская жизнь пушкинского периода времени. Восьмилетие (1823 – 1831 г.г.), в течение которого писался роман, было поворотным в истории России и в нелёгкой судьбе самого автора. В романе нашли своё отражение чаяния и думы поэта, его мировоззрение и чувства.

«Евгений Онегин» — не просто роман, а роман в стихах, он подчиняется особым художественным законам. Он свободен от классических канонов в области литературного сюжета и открыт «непредсказуемой свободе сюжета жизни».

Центральная фигура романа – Евгений Онегин. Кто же такой Евгений Онегин, и почему именно он встал в начало списка «лишних людей» в русской литературе?

На арене жизни — молодой дворянин со сложным, противоречивым характером. Он родился на берегах Невы; получил типичное для того времени образование. Французские учителя, гувернеры учили его так, «чтоб не измучилось дитя». Годы учёбы быстро миновали, и вот уже Евгения Онегина ожидает свет.

«Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет…»

Он знал французский в совершенстве, легко и непринуждённо танцевал, был умён и мил, то есть совершенным образом вписывался в стандарты высшего света. Онегин старался взять от молодой жизни всё, на что у него хватало времени: балы, визиты, рестораны, балет, встречи, маскарады…

Но слишком рано молодой, блестящий dandy пресытился светом и разочаровался всем.

Как человек неглупый, он стал искать выход из положения. Принялся было за сочинительство, но поверхностное отношение к любому делу, неспособность сосредоточиться на серьёзных занятиях привело к тому, что «ничего не вышло из пера его». Начал было читать, «а всё без толку».

Отчасти положение спаслось тем, что Онегин, пусть и по печальному поводу, но меняет место жительства и оказывается в деревне. Но хандра, скука и тоска догоняют его и здесь.

На любовные чувства скромной барышни Татьяны он отвечает отказом. Да ещё и читает ей проповедь на эту тему:

«Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я поймет;
К беде неопытность ведёт».

Знакомство Онегина с молодым соседом Ленским тоже ни к чему хорошему не приводит. Между ними случилась дуэль и Ленский погибает. Онегина начинают грызть муки совести. Он уезжает в путешествие по России. Хандра везде «следует» за ним.

Путешественник возвращается в столицу. И что он видит? Новую Татьяну – замужнюю женщину, светскую даму. Это уже не та восторженная, скромная деревенская барышня.

«Она его не замечает,
Как он не бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит…»

Теперь в сердце Онегина вспыхивает любовь. Но Татьяна отвергает его. Онегин вынужден расстаться с ней навсегда.

Обратимся подробнее к фигуре Онегина. Онегин – умный, «добрый мой приятель», человек — интеллигент старого образца. Он способен к определённой деятельности (одно из его добрых деяний – уничтожение барщины, замена её оброком), но не способен к упорному труду. Он лишен силы воли, требовательности и критичности к себе. У него нет сил, необходимых для осмысленного, полезного общественного дела.

Онегин — человек, подходящий под категорию «лишних людей» в русской литературе. Термин «лишний человек» возник в 1850 году после выхода в свет повести И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека». Лишний человек – тип дворянина, страдающего от скуки, тоски и одиночества. Лишнему человеку свойственны душевная усталость, саморазрушение, глубокий скептицизм.

Недовольный, скучающий в обществе Онегин, живёт во имя каких-то высоких начал и идеальных стремлений. На деле же высокие идеи о человеческой личности, о свободе и её правах Евгений готов лишь применить к себе, а в других этих прав не только не признает, но и не выносит.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» — одно их самых значимых, выдающихся произведений нашего поэта Александра Пушкина. Главный герой, Онегин, праздный и скучающий, знаком русской литературе как типаж «лишнего человека».

Онегин не имеет перспективы самореализации; у него есть способности, но нет воли. На всём протяжении повествования отношение автора романа к Онегину – ироническое, без сарказма; c оттенками симпатии к главному герою.