Описание пейзажей в произведениях тургенева. Описание природы в произведениях И

Нельзя не заметить, какие восхитительные пейзажи, включая городские, создает Тургенев в "Асе". (Их зрительное воссоздание необыкновенно хорошо удалось и в одноименном фильме И. Хейфица, который мы можем порекомендовать вам для просмотра). Со страниц повести смотрит на нас умиротворенная красота небольшого немецкого городка 3. и его окрестностей, затрагивающая в нас, по словам Гагина, "все романтические струны", смягченные доминирующими вечерними картинами, в которых преобладают мягкие, теплые краски угасающего дня и тихие звуки льющихся над Рейном вальсов.

Однако пейзажи города 3. и само описание города в повести не самоцель для автора. С их помощью Тургенев создает атмосферу, в которой протекает история героя. Но главное, город "участвует" в пространственном решении образа Н. Н. Будучи человеком толпы, он становится в городе 3. человеком уединения.

Что способствует такой метаморфозе героя? В какой степени он изменился, сменив толпу на уединение? Эти вопросы станут главными на втором этапе осмысления повести. И для ответа на них необычайно важен разговор о городе, в котором поселился Н. Н.

Принципиально важно отметить глубинность тургеневских описаний города, отражающих его прошлое и настоящее. В 3. живет средневековье, которое напоминает о себе "дряхлыми стенами и башнями", "узкими улицами", "крутым мостом", развалинами феодального замка, по главное, взметнувшейся к небу "высокой готической колокольней", вспарывающей своей иглой лазурь небес. А вслед за ней величественно, как бы в молитвенном порыве, стремится к небу душа, венчающая духовную напряженность готического пейзажа.

Изображая его по преимуществу в вечернее и ночное время, Тургенев лишний раз подчеркивает и таинственность средневековой готики. В самом деле, как можно плести из камня кружево?! Как можно заставить это кружево взлетать на неведомую высоту?! Но когда на город и его окрестности проливается лунный свет, эта тайна оживает, и все вокруг как будто погружается в волшебный, безмятежный и одновременно волнующий душу сон под сводами лунного города...

И каким пронзительно-режущим диссонансом врывается в эту торжественную картину настоящее лунного города — прогуливающиеся по его вечерним улицам "прехорошенькие белокурые немочки", потеснившие тени рыцарей и прекрасных дам, и рвущееся из молодой груди сладостно-призывное "Гретхен", сменившее вечернюю песню трубадура.

Город, облитый лунным светом, — это всего лишь прорыв, отлет на мгновение от полноправно воцарившегося в 3. филистерского настоящего, в котором обрел свое уединение герой.

Что выступает фоном уединения Н. Н.? Покойно-сонная жизнь маленького провинциального городка, утонувшего под грифельными кровлями, увитого каменными оградами, пахнущего липами и тревожимого разве что сопливым свистком ночного сторожа да ворчаньем добродушных собак. Здесь на фоне старинных замковых развалин торгуют пряниками и зельтерской водой, город славится хорошим вином и рачительными жителями. Здесь даже в праздник не забывают о порядке. Здесь все в достатке и на своих местах: крик и стук дятлов в лесу, пестрые форели на песчаном дне, окрест города чистенькие деревеньки, уютные мельницы, ровные дороги, обсаженные яблонями и грушами... Здесь так комфортно! И так уютно спать душе! И в этом уединении нет места девочке с огненными страстями.

Русский пейзаж в прозе Тургенева.

Карелина Ю.Л.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Пользуясь этим богатством, человек выбирает точные слова для ясной передачи не только мыслей, но и тонкого, глубокого, страстного чувства. Уже с конца прошлого века происходит переход научной парадигмы от системно-структурной лингвистики к лингвистике когнитивной.

Художественный текст – отображение индивидуально-авторской картины мира, которая является вариантом художественной картины мира. Художественная картина мира включает в себя общую часть – языковую картину мира, а также интерпретирующую, в которой находит отражение индивидуально-авторское восприятие действительности, личные знания автора, его опыт.

Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру (природе, животным, самому себе как элементу мира). Она задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к миру. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации («концептуализации») мира. Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка.

Картина мира не есть простой набор «фотографий» предметов, процессов, свойств и т.д., ибо включает в себя не только отраженные объекты, но и позицию отражающего субъекта, его отношение к этим объектам, причем позиция субъекта – такая же реальность, как и сами объекты. Более того, поскольку отражение мира человеком не пассивное, а деятельностное, отношение к объектам не только порождается этими объектами, но и способно изменить их (через деятельность), отсюда следует естественность того, что система социально-типичных позиций, отношений и оценок находит знаковое отображение в системе национального языка и принимает участие в конструировании языковой картины мира. Таким образом, языковая картина мира в целом и главном совпадает с логическим отражением мира в сознании людей.

Мир, отраженный сквозь призму механизма вторичных ощущений, запечатленных в метафорах, сравнениях, символах, - это главный фактор, который определяет универсальность и специфику любой конкретной национальной языковой картины мира.

Символика времен года в творчестве Тургенева соответствует традициям, сложившимся в духовном сознании русского человека. Это одна из причин, что тургеневские пейзажи легко воспринимаются читателем. Язык прозы Тургенева гармоничен в тщательно продуманном и согласованном многообразии грамматических форм и значений. Подтверждением тому можно считать, к примеру, рассказ «Бежин луг» . Особенностью композиции рассказа является прием обрамления: произведение начинается картиной прекрасного июльского утра, пронизанного светом, и завершается образом утреннего, «молодого, горячего света»:

«С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром - она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман...» .

Сквозным образом рассказа «Бежин луг», да и многих других рассказов Тургенева, следует считать образ света. В семантической композиции ему противопоставлены «мрак» и «темнота». Именно ночной пейзаж играет особую роль в создании образно-символического плана его произведений.

Нужно отметить богатейшую цветовую гамму тургеневского утреннего пейзажа (светлый, зазеленевшиеся, обагренные, синевшая, алые, красные, золотые - вот основные ее цвета) и прием отрицательного паралелизма (не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, но светлое и приветно-лучезарное солнце). Очень часто в зарисовках утра описывается и утренний туман (лиловый и редеющий, сквозь который синеет река) - как необходимая принадлежность природы, одна из ее красок, символ свежести. Для Тургенева утро связано со свежестью, с очищением и является наиболее частотным по изображению временем суток, встречающимся в большинстве произведений. Иногда писателем не называется точно время суток, но передается его «атрибутика», по которой становится понятно, что это утро (край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; заря разгорается, поднимается могучее светило; все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило; ранний ветерок уже пошел бродить, порхать над землею; предрассветный ветер подул; всюду душистыми алмазами зарделись крупные капли росы).

Из времен года, наиболее часто встречающимися в произведениях Тургенева, являются весна, лето и ранняя осень, занимающие примерно одинаковые позиции. Описание зимних пейзажей встречается намного реже. Центральное место в лексике писателя занимают такие ключевые лексемы, как солнце, небо, лес, роща, дерево, ветер, свет, мрак, птицы.

Почти в каждом рассказе описывается небо, его атрибутика - тучки, облака, звезды (небо темнеет по краям; на синем небе робко выступают первые звездочки; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче; огромная лиловая туча медленно поднималась, по ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака; к вечеру эти облака исчезают, последние из них черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами; верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями; с самого раннего утра небо ясно; цвет небосклона легкий, бледно-лиловый; золотые полосы протянулись по небу; край неба алеет; на темно-сером небе кое-где мигают звезды; небо темнеет по краям; мирно белеет неподвижное небо; край неба смутнеет; вот оно бледнеет, синеет небо; сквозь радостно шумевшую листву сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось; кротко синеет майское небо; темное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами).

Также очень часто встречается описание солнца, восход солнца, закат его, заря (тихо всплывает багровое солнце; солнце все выше и выше; солнце садилось; солнце село; вся внутренность леса была наполнена солнцем; низкое солнце уж не греет; солнце - не огнистое, не раскаленное; поднимается могучее светило; напротив заходящего солнца; утренняя заря не пылает пожаром; алый свет вечерней зари, заря разгорается; заря запылала пожаром и обхватила полнеба).

Природа у И.С. Тургенева насыщена звуками (с внезапной звучностью плеснет рыба; звенел стальным колокольчиком голосок синицы; украдкой начинал сеятся и шептать по лесу мельчайший дождь, капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям; жаворонки звонко поют; воробьи чирикают; чистые и ясные <...> принеслись звуки колокола; неясный шепот ночи), запахами (в сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи; воздух весь напоен, свежей горечью полыни, медом гречихи, «кашки»; крепкий, свежий запах приятно стесняет дыхание; лесной запах усиливается; слегка повеяло теплой сыростью; вас

так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; пахнет согретой землей; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина), красками, многообразием оттенков цвета (лазурь, бледно-серое, темно-серое, ярко-голубое, алый, багровый, тускло-багровое, лиловый, бледно-лиловый, золотой, золотисто-серый, красноватые, зеленая, зазеленевшиеся, изжелта-белые, голубоватый, синей, розовый). Она нескончаемо богата, изменчива.

Изображаемый природный мир в прозе Тургенева динамичен. Его изменения фиксируются при помощи глаголов со значением цветового и светового признаков или глаголов со значением изменения. В исследуемом концепте это глаголы темнеет, синеет, алеет, желтеет, белеет, блестит (кротко синеет майское небо; темнеют леса;румяное небо синеет; край неба алеет; алела земляника; внутренность леса постепенно темнеет; нигде не темнеет, не густеет гроза; вот оно бледнеет, синеет небо; небо, темнеет по краям; желтеет поспевающая рожь; кусты раскаляются и словно желтеют на солнце; желтеют деревни; молодые листья ракит блестят, словно вымытые; кругом все блестит и обрушается; низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего; молодая трава блестит веселым блеском изумруда; церкви белеют; изморозь еще белеет на дне долины).

Природа у Тургенева одушевлена, полна жизни, движения. Поэтому так часты в пейзажных зарисовках глаголы и глагольные формы со значением движения. В многочисленном ряду - глаголы «стоит», «садится», «поднимается», «расстилается» и др. (солнце садится; солнце село; торжественно и царственно стояла ночь; темное, чистое небо необъятно высоко стояло над нами; березы стояли все белые, без блеску; вдали стеной стоит дубовый лес и алеет на солнце; поднимается могучее светило; отовсюду поднималась и даже с вершин лилась темнота; впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; некошенные кусты широко расстилались; расстилается широкая равнина; золотые тучки расстилались по небу и т.д.).

Довольно часто в тургеневских описаниях природы встречаются такие пейзажные единицы, как «свежесть» и «сырость» (сырая свежесть позднего вечера; особый, томительный и свежий запах; крепкий, свежий запах приятно стесняет дыхание; воздух весь наполнен, свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; свежая струя пробежала по моему лицу; свежо, но уже чувствуется близость жары; в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть; как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны; воздух свеж и жидок; слегка повеяло теплой сыростью; разливалась сырость; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости; отсырела земля). Чаще всего эти лексемы употребляются в «утренней» и «вечерней» лексике, т.е. в описаниях пейзажей раннего утра и позднего вечера. Они встречаются как по отдельности, так и в связке (сырая свежесть).

Изобразительность тургеневских пейзажей не простое следование традициям русской литературы. Это особый мир тончайших подробностей, деталей, оттенков. Описание природы в рассказах Тургенева позволяет увидеть необыкновенную конкретность пейзажных описаний и зависимость человека от самой природы, их единство.

Огромную роль играет настроение, которое передает нам автор, описывая тот или иной пейзаж, время года, природное явление. Например, в рассказе «Лес и степь» Тургенев, рисуя то или иное время года, старается как можно ярче и образней передать и то настроение и эмоции, которые переполняли автора: «Знаете ли вы, например, какое наслаждение, выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо... На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью... Пруд едва начинает дымиться... Край неба алеет... Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля... А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Солнце быстро поднимается, небо чисто. Погода будет славная... Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за лугами пологие холмы, <...>, ясно выступает даль... Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!» . Или описание летнего пейзажа, грозы: «А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен, свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца... Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха... Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало... Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?.. что за свинцовая полоса на небосклоне?

Описание природы у Тургенева яркое, насыщенное, образное, благодаря изобразительно-выразительным средствам, которые использует автор при описании пейзажа, животного и растительного мира, явлений природы. В первую очередь, это прием олицетворения, сравнения, контрастов, ряд эпитетов и метафор (пологими волнообразными раскатами сбегали невысокие холмы; солнце так и било с синего, потемневшего неба; солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали; украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь; звездочки замелькали, зашевелились; от высохших стогов сена побежали длинные тени; облака, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса; звезда, как бережно несомая свечка; речка вьётся чрезвычайно прихотливо, ползет змеей; лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз; мглистые волны вечернего тумана; угрюмый мрак).

По Тургеневу, природа составляет одно великое, стройное, целое, но в ней совершается беспрестанная борьба двух противоположных сил: каждая отдельная единица стремится существовать исключительно для себя . И вместе с тем, все, что существует в природе, существует для другого – в результате все жизни сливаются в одну мировую жизнь. Понимание диалектических процессов вселенской жизни приводит Тургенева к острому ощущению всемирной гармонии, в которой через разъединение каждый достигает примирения в другом.

Список литературы

    Алексеев М.П., Батюто А.И., Битюгова И.А., Голованова Т.П., Кийко Е.И., Могилянский А.Г., Ровнякова Л.И. Примечания // Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. 2-е изд., испр. и доп. Соч.: В 12 т. М., 1981. Т. 6. С. 365 - 432.

    Алексеев М.П. Русская культура и романский мир. Л., 1985. С. 214 - 223, 373 - 510.

    Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.- 247 с.

    Бялый Г.А. Тургенев художник слова // Вопросы лит. -М., 1981. № 9. С. 264 - 270.

    Голубков В.В. Художественное мастерство И.С.Тургенева. М., 1960. - 228 с.

    Киселев A.JI. Пришвин и Тургенев: Формирование изобразительной системы в русской литературе // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1985. С. 93 - 104.

    Ковалев В.А. "Записки охотника" И.С.Тургенева. Вопросы генезиса. JI., 1980. - 133 с.

    Курляндская 1976 – Курляндская, Г.Б. Тургенев и Толстой:Учеб.пособие./Г.Б.Курляндская. – Курск, 1976. –81 с.

    Маслова 2001 – Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений./В.А.Маслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

    Пигарев К.В. Пейзаж Тургенева и пейзаж в живописи его времени // Русская литература и изобразительное искусство. М., 1972. С. 82 - 109.

Природа и человек довольно тесно связаны между собой. В художественных произведениях авторы часто используют описания природы, ее влияние на персонажей, чтобы с ее помощью раскрыть их душу, характер или поступки.

И.С. Тургенев известен читателям, как мастер пейзажа. Несмотря на то, что в повести «Первая любовь» пейзажных зарисовок совсем немного, но все очень выразительны и разнообразны. Кроме того, они не случайно использованы в тексте.

Каждая пейзажная картина в произведении играет определенную роль. Вот взять, например, эпизод так называемой «воробьиной ночи», где вдали проходит гроза. Такое же новое чувство, схожее с блистанием молнии, впервые вспыхивает в душе главного героя Владимира после общения с Зинаидой. Прочитав описание этой ночной грозы, мы будто представляем, что происходит в душе юноши. Автор с помощью описания природы воссоздает чувство, которое захватило главного героя.

Влюбленный парень больше не может ни о чем думать. Он, «как привязанный за ножку жук», кружит вокруг дома, где живет его возлюбленная. Он часами сидит на высоких каменных развалинах в надежде на встречу с Зинаидой. На самом деле его окружает хоть и будничный, но очень живой пейзаж: «По запыленной крапиве лениво перепархивали белые бабочки, бойкий воробей садился недалеко и раздражительно чирикал, поворачиваясь всем телом и распустив хвостик, недоверчивые вороны изредка каркали, сидя высоко на обнаженной макушке березы; солнце и ветер тихо играли в ее жидких ветках; звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам…». Тут нам становится ясно, какой Володя на самом деле.Мы видим его романтическую натуру, глубину и силу его чувств. Все происходящее в природе, находит отклик в его душе: «Я сидел, глядел, слушал и наполнялся весь каким-то безымянным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни…».

Полной противоположностью состояния Зинаиды является пейзаж в ее саду. Девушке «…было очень тяжело, она ушла в сад и упала на землю, как подкошенная». А «кругом было светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев. Где-то ворковали голуби, и пчелы жужжали. Сверху ласково синело небо…». Описание красивой и светлой природы использовано в этот момент специально для того, чтобы показать, как плохо и тяжело было в этот момент Зинаиде.

Когда Володя следил ночью за домом своей возлюбленной, его охватывало чувство сильного волнения и страха. И природа в этот момент будто помогает нам понять все то, что чувствует герой: «Ночь была темна, деревья чуть шептали, с неба падал тихий холодок. По небу сверкнула огненная полоска: звезда покатилась. И вдруг все стало глубоко безмолвным кругом, как это часто бывает в середине ночи… Даже кузнечики перестали трещать». Создается такое ощущение, что природа испытывает все то же самое, что и парень, и невольно влияет на его состояние.

Также очень точно автор описал состояние Володи в тот момент, когда он узнал об отношениях своего отца и Зинаиды: «то, что я узнал, было мне не под силу… Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные». Этот маленький отрывок описания природы хорошо показал душевное состояние героя.

Писатель талантливо и точно представил пейзажные зарисовки в произведении, которые дали возможность представить насколько тяжело было героям и еще раз показал необычайную красоту природы.















1 из 14

Презентация на тему: Тургенев-пейзажист

№ слайда 1

Описание слайда:

Тургенев-пейзажист. Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть – это дело художника. (Третьяков из письма художнику А. Г. Горавскому. Октябрь 1861 год.)

№ слайда 2

Описание слайда:

Вступление… XXI век – это время жестоких испытаний для человека и человечества. Мы пленники современной цивилизации. Наша жизнь протекает в шатких городах, среди бетонных домов, асфальта и дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рев автомобилей. Современный ребенок с удивлением рассматривает птичку, а цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе. Мое поколение не знает, какой видели природу в прошлом веке. Но мы можем представить ее благодаря пленительным пейзажам И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина и других. Они формируют в нас любовь и уважение к родной русской природе.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Романтический пейзаж имеет свои особенности: Служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставленного реальной действительности, причем обилие красок делает пейзаж еще и эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником)

№ слайда 5

Описание слайда:

Пейзаж может создавать эмоциональный фон, на котором развертывается действие. Он может выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека, то есть как место приложения его труда. И в этом смысле природа и человек оказываются нераздельными, воспринимаются как единое целое.

№ слайда 6

Описание слайда:

Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать душевное состояние героя. Оттенять ту или иную особенность его характера с помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям произведения. С пейзажными описаниями у автора прежде всего неразрывно связаны мотивы жизни и смерти, смены поколений, неволи и свободы.

№ слайда 7

Описание слайда:

Одним из лучших пейзажистов мировой литературы по праву считается Иван Сергеевич Тургенев. Он родился в средней полосе России – одном из красивейших мест нашей необъятной родины, в усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Имение Тургеневых располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому прилегали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Именно в Спасском Тургенев научился глубоко любить и чувствовать природу.

№ слайда 8

Описание слайда:

Тургенев – непревзойденный мастер пейзажа. Картины природы в его произведениях отличаются конкретностью, реальностью, зримостью. Автор описывает природу не как бесстрастный наблюдатель; он четко и ясно выражает свое отношение к ней.Мастерство Тургенева в описании природы было высоко оценено Западно-Европейскими писателями. Когда Флотер получил от Тургенева двухтомный сборник его сочинений он писал: «Как я благодарен за подарок, который вы мне сделали… Чем больше я вас изучаю, тем больше меня изумляет ваш талант. Я восхищаюсь… этим сочувствием, которое одухотворяет пейзаж. Видишь и грезишь…».Пейзаж Тургенева динамичен, он соотнесен к субъективным состояниям автора и его героя. Он почти всегда преломляется в их настроении. По сравнению с другими романами «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами и лирическими отступлениями. Почему тонкий художник, обладающий даром необыкновенной наблюдательности, умеющий замечать «торопливые движения влажной лапки утки, которой она чешет себе затылок на краю лужи», различать все оттенки небесного свода, разнообразие птичьих голосов, почти не применяет свое фирменное искусство в романе «Отцы и дети»?

№ слайда 9

Описание слайда:

Тургенев скупыми, но выразительными художественными средствами рисует картину русской крестьянской деревни в романе. В деревне в переходный период 1859 – 1860 года на кануне отмены крепостного права бедность, нищета, бескультурье, как страшное наследие их многовекового рабства. «Попадались речки с обрытыми берегами и крошечные пруды с худыми плотинами, деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелой церкви.»

№ слайда 10

Описание слайда:

Художественные средства романа «Отцы и дети». Обратимся к монологу главного героя. На первых порах для Базарова «люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». Надо заметить, что у Тургенева между деревьями заметна существенная разница. Так же, как птицы, деревья отражают иерархию персонажей романа. Мотив дерева в русской литературе вообще наделен весьма разнообразными функциями. Похоже, что любимое дерево Базарова – осина. Приехав в имение Кирсановых, базаров отправляется в «небольшое болотце, около которого есть осиновая роща». Осина – это и есть образ, двойник его жизни. Одинокий, гордый, до удивления похож на это дерево. Впрочем, в бедноватой растительности Марьина сказывается и приземленность хозяина имения Николая Кирсанова, и общая с Базаровым обреченность «живого мертвеца - одинокого хозяина Бобыльего хутора Павла Петровича».

№ слайда 11

Описание слайда:

Картины природы в романе помогают раскрыть образ того или иного героя. С образом Фенечки связаны не только сирень да «кружовник». Розы, букет из которых она вяжет в своей беседке, - атрибут Богородицы. Кроме того, роза – символ любви. «Красную и не слишком большую» розу (то есть любовь) просит Базаров у Фенечки. Есть в романе и «природный» крест, скрытый в образе кленового листа, по форме напоминающий крест. И знаменательно, что неожиданно срывающийся с дерева отнюдь не в пору листопада, а в разгаре лета кленовый лист напоминает бабочку. «Бабочка – метафора души, выпорхнувшей в момент смерти, так и безвременная смерть Базарова предсказана этим грустно кружащемся в воздухе листом.

№ слайда 12

Описание слайда:

Пейзаж может входить в содержание произведения как часть национальной и социальной действительности. Отношение к пейзажу автора и его героев определяется особенностями их психологического склада, их идейно-эстетическим взглядам. Для автора природа – источник истинного вдохновения. Сухая душа Павла Петровича Кирсанова не позволяет ему видеть и чувствовать красоту природы. Не замечает ее и Анна Сергеевна Одинцова; она для этого слишком холодна и рассудительна. Для Базарова же «природа не храм, а мастерская» т. е. он не признает эстетического отношения к ней.

№ слайда 13

Описание слайда:

Для автора природа – источник истинного вдохновения. Природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов, мерило истинных ценностей. Человек учится у природы, он не признает ее. Природа органично входит в жизнь героев, переплетается с их мыслями, иногда помогает пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.Красота природы, ее величие, необозримость развивают у человека нравственные, патриотические и гражданские убеждения, чувства гордости, любви к родной земле, эстетические понятия, художественный вкус, обогащают ощущения, эмоциональное восприятие, представление, мышление и язык. Природа делает каждого человека благороднее, лучше, чище, легче и милосерднее. А художественная литература, воссоздавая природу в слове, воспитывает в человеке чувства бережного отношения к ней.

№ слайда 14

Описание слайда:

Школьное сочинение по творчеству Тургенева. Вторым тургеневским романом было “Дворянское гнездо”. Роман написан в 1858 г, и напечатан в январской книжке “Современника” за 1859 г. Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным светом, как в “Дворянском гнезде”. Роман имел исключительный успех. Им “зачитывались,- по словам современника,- до исступления, он проник повсюду и сделался таким популярным, что не читать “Дворянское гнездо” было непозволительным делом”. Перед читателем проходила

Подробно рассказанная жизнь доброго и тихого русского барина Федора Ивановича Лаврецкого, сына богатого и родовитого помещика, который был женат на крепостной крестьянке. Мать умерла, когда Феде не было и восьми лет. Отец дал ему “спартанское” воспитание по им самим придуманной “системе”. “Система” сильно повредила молодому Лаврецкому, сделала его человеком могучего здоровья, с виду суровым и в то же время застенчивым и робким, чуть не ребенком. Он вырос в искусственном уединении и “втайне чувствовал себя чудаком”. После смерти отца перед ним открылась жизнь. Ему шел двадцать четвертый год. Он поступил в Московский университет. Встреча с красавицей-девушкой Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба очень скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко пережил он свою семейную драму. После нескольких лет заграничной жизни он вернулся на родину – в свое родовое поместье. И вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа; Лаврецкий встретил Лизу Калитину.

Лиза выросла в затишье губернского города и была девушкой глубоко религиозной, что и обусловило весь замкнутый круг ее миросозерцания. Ее отношение к жизни и людям определялось безропотной покорностью чувству долга, страхом перед “грехами” жизни, боязнью причинить кому-либо страдание, обиду. И даже когда в ней заговорила любовь и Лиза узнала, что она любима, ее охватил страх, а не радость. Введенный в заблуждение неверным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий был у порога второй женитьбы, сулившей ему полноту счастья. Но неожиданное возвращение Варвары Павловны опрокинуло все. Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь, Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Он, впрочем, нашел и дело: занялся хозяйством и “упрочил быт своих крестьян”. Но все же последней, дорисовывающей его образ чертой остается его горькое обращение к самому себе: “Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!”

Тонкий анализ душевных переживаний, волнующий лиризм сцен и описаний, мягкость повествовательного тона составили ту подкупающую прелесть художественного мастерства, которая определила силу и обеспечила выдающийся успех “Дворянского гнезда”. “Накануне” начале 1860 г. Тургенев напечатал роман “Накануне”. Романом “Накануне” как нельзя более Тургенев оправдал эту оценку. Новое его произведение явилось “новым словом” в русской литературе, вызвало шумные толки и споры (и в критике и у читателей). Роман читался с жадностью. “Самое название его,- по словам критика “Русского слова”,- со своим символическим намеком, которому можно придать очень обширный смысл, указывало на мысль повести, заставляло догадываться, что автор хотел сказать что-то больше того, что заключено в его художественных образах”. В чем же была идея, особенности, новизна третьего романа Тургенева? Если в “Рудине” и “Дворянском гнезде” Тургенев изображал прошлое, рисовал образы людей 40-х годов, то в “Накануне” он давал художественное воспроизведение современности, откликался на те заветные думы, которые в период общественного подъема второй половины 50-х годов волновали всех мыслящих и передовых людей. Не идеалисты-мечтатели, а новые люди, положительные герои, подвижники дела были выведены в романе “Накануне”. По словам самого Тургенева, в основу романа была “положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело подвинулось вперед”.

В центре, на первом плане, стоял женский образ. Весь смысл романа таил в себе призыв к “деятельному добру” – к общественной борьбе, к отрешению от личного и эгоистического во имя общего. В героине романа, “удивительной девушке” Елене Стаховой, выступал “новый человек” русской жизни. Елена окружена даровитой молодежью. Но ни Берсенев, только что кончивший университет и готовящийся стать профессором; ни талантливый скульптор Шубин, в котором все дышит искрометной, умной легкостью и счастливой веселостью здоровья, влюбленный в античность и думающий, что “вне Италии нет спасения”; ни тем более “жених” Курнатовский, эта “служебная честность и дельность без содержания”,- не разбудили чувств Елены. Свою любовь она отдала Инсарову, иностранцу-болгарину, бедняку, у которого в жизни была одна великая цель – освобождение родины от турецкого гнета я ь котором жила “сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти”. Инсаров покорил Елену тем, что ответил на ее смутное, но сильное стремление к свободе, увлек ее красотой подвига в борьбе за “общее дело”.

И Шубин, и Берсенев отступили перед Инсаровым, отдавая должное его прямой и смелой “железной” силе. Шубин признается: “Нет еще у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Все – либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого в порожнее переливатели да палки барабанные!” Он спрашивает: “Когда ж наша придет пора? Когда у нас народятся люди?” – и слышит ответ собеседника: “Дай срок… будут”. Выбор, сделанный Еленой, как бы указывал, каких людей ждала и звала русская жизнь. Среди “своих” таких не было – и Елена ушла к “чужому”. Она, русская девушка из богатой дворянской семьи, стала женой бедняка-болгарина Инсарова, бросила дом, семью, родину, а после смерти мужа осталась в Болгарии, верная памяти и “делу всей жизни” Инсарова. В Россию она решила’ не возвращаться, спрашивая: “Зачем? Что делать в России?” На ее вопрос время ответило романом Чернышевского, “русскими Инсаровыми”, поднявшими борьбу с отечественным “турецким гнетом”.

В замечательной статье, посвященной разбору романа “Накануне”, Добролюбов писал: “Появляются уже такие понятия и требования, какие мы видим в Елене; требования эти принимаются обществом с сочувствием; мало того – они стремятся к деятельному осуществлению. Это значит, что уже старая общественная рутина отживает свой век: еще несколько колебаний, еще несколько сильных слов и благоприятных фактов,- и явятся деятели… Тогда и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его: за это ручается то лихорадочное, мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни.

(Пока оценок нет)